Налог взимавшийся с земледельцев

Опубликовано: 05.05.2024

Введение земельного налога. Разрушение «колодезной системы» общинного землевладения

Многочисленные войны, которые велись в период Восточного Чжоу, требовали значительных расходов. Система общественных, казенных полей, не отвечала обстановке бесконечных войн и не могла применяться как раньше. Происходит разрушение системы «колодезных полей». Этот процесс наиболее полное развитие получил в период Чжаньго («воюющих царств»). Характерным примером изменения налоговой системы, а следовательно, и системы земельной собственности является царство Лу.

Здесь в 594 г. до н. э. впервые был введен земельный налог, взимавшийся с единицы земельной площади му. Обработка общественных полей земледельцами заменялась уплатой ими налога со всей земли в пользу правителя царства или сановников. Разделение земель на частные («сытянь») и общественные — («гун тянь») утратило свое значение. При старой системе землевладелец мог получать урожай зерновых только с общественных полей. С введением поземельного налога, землевладельца не интересует, какова площадь земли, обрабатываемой данным земледельцем, и тем более, кто этот земледелец. Он только требует с земледельца налог с каждого му. Для рабовладельческой аристократии введение земельного налога, в условиях, когда война могла начаться в любое время, было выгодным. Ранее, обрабатывая общественные поля, земледельцы одновременно не могли отбывать воинскую повинность. Теперь система поземельного обложения позволяла компенсировать расходы на войну и под рукой всегда иметь войско. При старой системе каждый земледелец делал одинаковые по размеру воинские поставки и нес одинаковые воинские повинности. При новой системе поставки и повинности взимались с единицы пахотной земли. Введение земельного налога привело к открытой концентрации земель: одни захватывали земли, другие ее теряли навсегда. Произошло резкое усиление расслоения на бедных и богатых.

При существовании старой системы общественных полей землевладельцы, обеспечивая себе доход с них, вынуждены были считаться при ведении военных действий с сельскохозяйственными сезонами. После введения земельного налога землевладельцы рассматривали войны с одной стороны, а повинности и налоги — с другой, как независимые друг от друга.


Иньские изделия из бронзы и кости.

Процесс введения земельного налога носил наступательный характер. Даже в царстве Лу он был введен сначала во владениях одной семьи военачальника и только в 537 г. до н. э., т. е. через пятьдесят четыре года после объявления о нем указа, он был распространен на всю территорию царства Лу. Во многих соседних с Лу государствах, применение этого закона вызвало первоначально недовольство населения. В результате того, что положение в разных царствах Восточного Чжоу было неодинаково, процесс разрушения «колодезной системы» общинного землевладения и замена ее на новую частнособственническую систему продолжался до IV в. до н. э.

Мобилизация землевладения

Мобилизация землевладения «В учреждении опричнины вовсе не было „удаления главы государства от государства“, как выражался С. М. Соловьев; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив „земскому“ управлению рубежи, и даже

Постулат второй. Революция направлена на разрушение коммунистической системы и возрождение России

Постулат второй. Революция направлена на разрушение коммунистической системы и возрождение России Гематрия, один из разделов Каббалы, где дается объяснение явлениям на основе числовых значений слов и понятий, показывает нам, что сумма числовых значений слова "Мицраим"

12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным

12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным Геродот рассказывает следующую историю, оказавшую, по его словам, большое влияние на судьбу

XLVI. Искаженный характер общинного правления у лютичей и причины его господства

XLVI. Искаженный характер общинного правления у лютичей и причины его господства Что могло быть в лютицком общинном правлении источником его невероятного упорства, его удивительной власти над народом? Как могло оно, при всем своем губительном действии, при страшных

Глава 1. Упадок первобытно общинного строя

Глава 1. Упадок первобытно общинного строя Переход к веку металла В IV тысячелетии до н. э. в истории человечества произошли огромные изменения на уровне развития производительных сил. Одним из самых важных изменений в области материальной культуры человека было

I. «Война из-за Земельного банка Массачусетса»

I. «Война из-за Земельного банка Массачусетса» Для того чтобы понять события, связанные с Земельным банком Массачусетса, необходимо иметь в виду, что одну из главных черт подчинения колоний господствующим экономическим интересам Англии составляли их взаимоотношения в

5.3. Трансформация по османскому образцу: введение Поместной системы

5.3. Трансформация по османскому образцу: введение Поместной системы Возвращаясь к ситуации, сложившейся на Руси после экосоциального кризиса 1420 – 50-х годов, необходимо отметить, что он наиболее тяжело отразился на Северо-Западе Руси, на Новгородчине. Население

Вокруг земельного вопроса

Вокруг земельного вопроса Роль Столыпина в аграрной реформе несколько преувеличена. Точнее – она заключается в том, что он её пробил. Задумываться о нем во властных структурах стали до появления Петра Аркадьевича на властном

Развитие крупного землевладения

Развитие крупного землевладения Развитие производительных сил вызвало существенные изменения в обществе Восточного Чжоу. Самыми значительными из них были изменения в системе землевладения.В VII–VI вв. до н. э. власть вана — сына неба фактически ослабла, хотя номинально

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя По мнению ряда ученых, со второй половины эпохи бронзы, т. е. за 2750–1200 лет до нашей эры, на территорию Украины прибывают земледельчески-животноводческие племена Среднего

II. Кризис сеньориального землевладения

II. Кризис сеньориального землевладения Два последних столетия средневековья повсюду в Западной и Центральной Европе были периодом бедствий для деревень и их обезлюдения; пожалуй, это была расплата за процветание XIII века. Крупные политические образования предыдущей

Дело и роскошь Идея дифференцированного налога внутренне противоречива

Дело и роскошь Идея дифференцированного налога внутренне противоречива Российский закон может заставить элиту платить за демонстративное сверхпотребление, раздражающее многих граждан.30-го января в статье, посвящённой экономическому будущему России, премьер-министр

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

внешняя политика в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

принятая в отношении запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

после хх съезда кпсс началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться , политические и культурные связи с капиталистическими странами.

н.с.хрущев и д.эйзенхауэр в белом доме

в январе 1954 г. в берлине состоялось совещание министров иностранных дел сша, великобритании, франции и , обсуждавших вопросы, связанные с индокитаем, кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в европе.

в июле 1955 г., десять лет спустя после , в женеве вновь встретились главы великих держав — , великобритании и франции. в центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. в 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в военнопленных. были установлены дипломатические отношения между и фрг. крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями , сша, , франции и австрии договора о восстановлении независимости австрии.

в июне 1961 г. в вене состоялась первая встреча н.с. хрущева с новым президентом сша д. кеннеди. не ней было решено установить прямую телефонную связь между кремлем и белым домом. однако обстановка в берлине вновь обострилась. в результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг западного берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. это вызвало еще большую напряженность как в самом берлине, так и в международной обстановке в целом.

не менее напряженной оставалась обстановка и на ближнем востоке, особенно после того, как в египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство г.а. насера.

первостепенной во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. стремясь переломить опасный ход событий, за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои вооруженные силы на 4 млн. человек. в марте 1958 г. советский союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. однако эта акция не нашла тогда отклика у сша и их союзников по нато. концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена в 1959 и 1960 гг. на обсуждение xiv и xv сессий генеральной ассамблеи оон.

выступление н.с.хрущева на xiv сессии генеральной ассамблеи оон 18 сентября

но сша и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

политический союз стран варшавского договора — , польша, румыния, болгария, албания, венгрия, гдр и чехословакия — ставил своей поддержание мира в европе и обеспечение безопасности государств овд. основными направлениями взаимного сотрудничества стран овд были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. росла социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступление в польше. хрущев вначале приказал вести танки в варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. но в венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников овд.

в 1962 г. назрел кризис на кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. правительство сша потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. предотвратить международный конфликт лишь прямые переговоры президента сша д. кеннеди и н.с. хрущева.

Введение земельного налога. Разрушение «колодезной системы» общинного землевладения

Многочисленные войны, которые велись в период Восточного Чжоу, требовали значительных расходов. Система общественных, казенных полей, не отвечала обстановке бесконечных войн и не могла применяться как раньше. Происходит разрушение системы «колодезных полей». Этот процесс наиболее полное развитие получил в период Чжаньго («воюющих царств»). Характерным примером изменения налоговой системы, а следовательно, и системы земельной собственности является царство Лу.

Здесь в 594 г. до н. э. впервые был введен земельный налог, взимавшийся с единицы земельной площади му. Обработка общественных полей земледельцами заменялась уплатой ими налога со всей земли в пользу правителя царства или сановников. Разделение земель на частные («сытянь») и общественные — («гун тянь») утратило свое значение. При старой системе землевладелец мог получать урожай зерновых только с общественных полей. С введением поземельного налога, землевладельца не интересует, какова площадь земли, обрабатываемой данным земледельцем, и тем более, кто этот земледелец. Он только требует с земледельца налог с каждого му. Для рабовладельческой аристократии введение земельного налога, в условиях, когда война могла начаться в любое время, было выгодным. Ранее, обрабатывая общественные поля, земледельцы одновременно не могли отбывать воинскую повинность. Теперь система поземельного обложения позволяла компенсировать расходы на войну и под рукой всегда иметь войско. При старой системе каждый земледелец делал одинаковые по размеру воинские поставки и нес одинаковые воинские повинности. При новой системе поставки и повинности взимались с единицы пахотной земли. Введение земельного налога привело к открытой концентрации земель: одни захватывали земли, другие ее теряли навсегда. Произошло резкое усиление расслоения на бедных и богатых.

При существовании старой системы общественных полей землевладельцы, обеспечивая себе доход с них, вынуждены были считаться при ведении военных действий с сельскохозяйственными сезонами. После введения земельного налога землевладельцы рассматривали войны с одной стороны, а повинности и налоги — с другой, как независимые друг от друга.


Иньские изделия из бронзы и кости.

Процесс введения земельного налога носил наступательный характер. Даже в царстве Лу он был введен сначала во владениях одной семьи военачальника и только в 537 г. до н. э., т. е. через пятьдесят четыре года после объявления о нем указа, он был распространен на всю территорию царства Лу. Во многих соседних с Лу государствах, применение этого закона вызвало первоначально недовольство населения. В результате того, что положение в разных царствах Восточного Чжоу было неодинаково, процесс разрушения «колодезной системы» общинного землевладения и замена ее на новую частнособственническую систему продолжался до IV в. до н. э.

Мобилизация землевладения

Мобилизация землевладения «В учреждении опричнины вовсе не было „удаления главы государства от государства“, как выражался С. М. Соловьев; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив „земскому“ управлению рубежи, и даже

Постулат второй. Революция направлена на разрушение коммунистической системы и возрождение России

Постулат второй. Революция направлена на разрушение коммунистической системы и возрождение России Гематрия, один из разделов Каббалы, где дается объяснение явлениям на основе числовых значений слов и понятий, показывает нам, что сумма числовых значений слова "Мицраим"

12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным

12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным Геродот рассказывает следующую историю, оказавшую, по его словам, большое влияние на судьбу

XLVI. Искаженный характер общинного правления у лютичей и причины его господства

XLVI. Искаженный характер общинного правления у лютичей и причины его господства Что могло быть в лютицком общинном правлении источником его невероятного упорства, его удивительной власти над народом? Как могло оно, при всем своем губительном действии, при страшных

Глава 1. Упадок первобытно общинного строя

Глава 1. Упадок первобытно общинного строя Переход к веку металла В IV тысячелетии до н. э. в истории человечества произошли огромные изменения на уровне развития производительных сил. Одним из самых важных изменений в области материальной культуры человека было

I. «Война из-за Земельного банка Массачусетса»

I. «Война из-за Земельного банка Массачусетса» Для того чтобы понять события, связанные с Земельным банком Массачусетса, необходимо иметь в виду, что одну из главных черт подчинения колоний господствующим экономическим интересам Англии составляли их взаимоотношения в

5.3. Трансформация по османскому образцу: введение Поместной системы

5.3. Трансформация по османскому образцу: введение Поместной системы Возвращаясь к ситуации, сложившейся на Руси после экосоциального кризиса 1420 – 50-х годов, необходимо отметить, что он наиболее тяжело отразился на Северо-Западе Руси, на Новгородчине. Население

Вокруг земельного вопроса

Вокруг земельного вопроса Роль Столыпина в аграрной реформе несколько преувеличена. Точнее – она заключается в том, что он её пробил. Задумываться о нем во властных структурах стали до появления Петра Аркадьевича на властном

Развитие крупного землевладения

Развитие крупного землевладения Развитие производительных сил вызвало существенные изменения в обществе Восточного Чжоу. Самыми значительными из них были изменения в системе землевладения.В VII–VI вв. до н. э. власть вана — сына неба фактически ослабла, хотя номинально

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя По мнению ряда ученых, со второй половины эпохи бронзы, т. е. за 2750–1200 лет до нашей эры, на территорию Украины прибывают земледельчески-животноводческие племена Среднего

II. Кризис сеньориального землевладения

II. Кризис сеньориального землевладения Два последних столетия средневековья повсюду в Западной и Центральной Европе были периодом бедствий для деревень и их обезлюдения; пожалуй, это была расплата за процветание XIII века. Крупные политические образования предыдущей

Дело и роскошь Идея дифференцированного налога внутренне противоречива

Дело и роскошь Идея дифференцированного налога внутренне противоречива Российский закон может заставить элиту платить за демонстративное сверхпотребление, раздражающее многих граждан.30-го января в статье, посвящённой экономическому будущему России, премьер-министр

Виды земельных налогов. Критерии определения вида налога на землю.

Отчетливой тенденцией современного периода развития исламских стран является стремление правоведов приведения в соответствие с принципами шариата всего массива законодательства. Необходимо отметить, что налоговое законодательство, а также законодательные нормы, регулирующие земельные отношения, сегодня ни в одном исламском государстве не основаны полностью на традиционных положениях исламского права.


В Арабском халифате была создана уникальная система налогообложения, обеспечившая на много веков экономическую стабильность исламского государства. Изучение этой системы путем обращения к опыту правоведов первых веков ислама, необходимо не только для изучения великой истории исламской цивилизации, но также для более глубокого понимания принципов функционирования налоговых органов и государственного аппарата Халифата.

Исламско-правовой доктрине известны следующие налоги: закят (религиозный налог, взимаемый с мусульман, целевое назначение которого, а также круг лиц – получателей закята, установлены Кораном), джизья (подушный налог с иноверцев, выплачиваемый в обмен на покровительство мусульман), ушр (десятина с урожая), харадж (поземельный налог), а также хумс (одна пятая часть военной добычи).

Земельные налоги были одним из главных источников дохода государства в Арабском халифате и занимали важнейшее место в системе исламских налогов.

В Халифате существовало два вида налога, связанного землей – ушр (десятина от собранного урожая), который взимался исключительно с мусульман, и харадж, представлявший собой плату за пользование землей, ставка которого была выше. Харадж иногда ошибочно отождествляется с джизьей – налогом для иноверцев. Ушр некоторыми учеными рассматривается как налог на продукты животноводства, земледелия, товары для продажи, взимаемые вне зависимости от конфессиональной принадлежности плательщика. Однако, необходимо учесть, что термин «ушр» (мн.ч «ушур»), употреблялся для обозначения различных сборов и налогов на товары. Поэтому нельзя путать ушр как синоним различных торговых пошлин и налогов, с налогом на продукты земледелия – ушр, признаваемым исламским правом.

Главным, но не единственным критерием определения вида налога (ушр или харадж) был способ, которым земля была включена в состав Арабского халифата. Согласно принятой практике, о которой упоминает Абу Йусуф в трактате «Китаб аль харадж», «…земли, занятые вооруженной рукой, облагаются хараджем» (речь идет о не разделенных между мусульманами землях). Особый статус был у земель Аравии. Эти земли облагались только налогом ушр. Земли народа, которому был послан Пророк Мухаммад (мир ему!), могли быть только исламскими. Одним из критериев установления вида налога – харадж или ушр был статус земли – государственная собственность, или частная, принадлежащая мусульманину.

Во времена Пророка Мухаммада (Мир ему!) и Абу Бакра почти вся завоеванная земля наряду с прочей военной добычей делилась между воинами-мусульманами. Исключение составлял хумс – одна пятая доля военной добычи, куда входила и земля. Право распоряжаться такой землей принадлежало Пророку, а в дальнейшем, халифу. Земли, становившиеся собственностью мусульман, облагались налогом ушр.

Изменения в сложившейся системе произошли при халифе Умаре. Реформы, произведенные халифом, затронули сложившуюся практику распределения земель и порядка взимания налогов. Халиф Умар приложил максимум усилий для пополнения государственного земельного фонда - он конфисковывал в пользу казны земли свергнутых династий, убитых в ходе войны врагов мусульман, земли, принадлежавшие, как пишет Абу Йусуф, «…человеку, убитому на войне или бежавшему на вражескую территорию, и всякие высыхающие болотистые земли и песчаные земли, залитые водой».

Существует мнение, что халиф Умар отказался от раздачи завоеванных земель. Этой точки зрения придерживается Аль-Маварди. Но после завоевания Ирака и Сирии халиф отказался разделить лишь земли, принадлежащие населению. Абу Йусуф приводит сведения, что часть земель казны «Умар отдавал … во владение тем, кому хотел». Халиф отказался от прямого распределения завоеванных земель, поскольку разделенные таким образом земли переводились в категорию ушр и налоговые отчисления в казну уменьшались. При халифе Умаре все завоеванные земли, которые не были оставлены населению, становились собственностью государства (савафи). Пожалование земельных наделов – икта - на завоеванных землях производилось из земель савафи. При распределении таких земель халиф мог по своему усмотрению определять статус земли и, соответственно, облагать их налогом ушр либо харадж. Признание за правителем такого права мы встречаем у Абу-Йусуфа – представителя ханифитского мазхаба.

Вид налога зависел в этом случае от многих факторов, в том числе, от качества земли – были земли возделанные и невозделанные, плодородные и бросовые. Именно бросовые и целинные (земли, которые называли «мервыми») Умар в первую очередь раздавал «тем, кому хотел» при условии уплаты налога. Налог харадж, который взимался с неразделенных земель, рассматривался халифом Умарам в качестве «фай» - собственности, которая принадлежала всем мусульманам, и должна была обеспечивать будущее последующих поколений. С этих налоговых поступлений Умар организует выплаты ежегодной ренты воинам, а также вдовам и сподвижникам Пророка. Относительно того, что такое фай – харадж с земли или сама земля у правоведов не было единой точки зрения. Халиф Усман, сменивший Умара, считал, что фай – это сами земли, а не доход с них, и широко практиковал их раздачу. Аль-Маварди утверждает, что пожалование земли при Усмане было на правах икта-иджара (аренда). Абу Йусуф приводит сведения, что Усман раздавал земли во владение, а также констатирует многочисленные факты владения землей с условием уплаты хараджа сподвижниками Пророка. Все эти данные являются скорее подтверждением того, что благодаря халифу Умару последующие правители получили потенциальную возможность по своему усмотрению распоряжаться земельным фондом и определять налоговый статус земель.

Одной из целей реформ, проводимых халифом Умаром, было поддержание боеспособности армии – не дать воинам превратится в земледельцев. Эту цель преследовал запрет воинам заниматься земледелием, при этом, без ограничения права приобретения земли.

Условиями владения пожалованной землей при Умаре были не только уплата налога, но также ее обработка, поскольку налог ушр мог взиматься только с засеянных земель. Харадж, по мнению большинства правоведов, должен выплачиваться в любом случае. Допускалось лишь уменьшение ставки хараджа, если земля не была обработана по уважительным причинам.

Широкое распространение пожалование икта на условиях несения военной службы получило при Аббасидах. Пожалование могло производиться с передачей в собственность (икта ат-тамлик) либо на правах аренды (икта иджара). Возможно было также пожалование дохода с земли (икта аль-истиглал).

Харадж. Его виды и порядок исчисления.

Исламские правоведы различают несколько видов хараджа: харадж - муката взимавшийся с больших территорий в виде фиксированной денежной суммы, харадж-масаха, который устанавливался на единицу площади и харадж-мукасама, представляющий собой долю с урожая.

Основным земельным налогом при халифе Умаре был харадж-масаха (налог на единицу площади). Халиф Умар облагал налогом только не только обработанную, засеянную землю, но также годную для обработки невозделанную землю. Со времен халифа Аль-Махди (775-785 г.г) широкое распространение получил харадж-мукасама (доля от урожая).

Халиф Умар, произведя обмер земель Халифата, установил для каждой из областей различные ставки налога харадж на единицу площади в зависимости от качеств земли, способа ее орошения, соотношения количества возделанной и невозделанной земли и других факторов. Практика установления дифференцированной ставки налога, введенная халифом Умаром, сохранилась на протяжении всей истории Халифата. Ставка хараджа зависела, в том числе, от вида выращиваемых культур. Халиф Абд Аль-Малик (685-705 г.г), при определении ставки хараджа учитывает удаленность земель от крупных городов, в которых были рынки и трудности, возникающие со сбытом продукции, снижая ставку в зависимости от расстояния. Наместникам предписывалось заботиться об улучшении качеств земли, чтобы она могла обрабатываться и, таким образом, появлялась возможность увеличения ставки хараджа.

Главной целью реформ халифа Умара было получение максимального дохода для государства, а также обеспечение стабильности этого дохода на многие годы вперед. «Следите, чтобы не обременять землю тем, что она не выдержит. Ведь если не оставлю я вдовам жителей Ирака ничего, то они будут взывать к тому, кто будет после меня, о своей нужде», - приводит его слова Абу Йусуф. Политика Умара была направлена на то, чтобы ставки налогов не были слишком обременительны для населения. По его примеру последующие халифы стремились, «…чтобы люди не облагались сверх того, что им посильно». Одним из главных требований было соблюдение справедливости. Абу Йусуф в упоминаемом трактате, предназначенном Харуну Ар-Рашиду, пишет, что при сборе налога «ни один из … объектов обложения не должен облагаться на основании предварительного приблизительного определения урожайности, … налог натурой в соответствии с урожайностью должен взиматься с учетом существующих на эти продукты цен, или же им должна быть произведена справедливая оценка…». Правоведы, предусматривая изменение ставки в сторону увеличения либо уменьшения в случае изменения качеств земли, рекомендовали уменьшать ставку налога в случае неурожая.

Правитель по своему усмотрению мог изменить вид хараджа. Единого мнения правоведов по этому вопросу не существовало. По мнению ученых ханифитского мазхаба, такая возможность была определена самим халифом Умаром, поскольку для него главным критерием в вопросе определения вида и ставки хараджа, была посильность налогового бремени для населения.

Размер налога, отмечает Хасан Аль-Банна в работе «Исламская экономичесая система», зависел от того, для какой социальной группы предназначались те или иные продукты – виноград принадлежал к числу продуктов, предназначенных для богатых, и облагался более высоким налогом, чем, например, финики, являющееся продуктом, предназначенным, в основном, для бедных. «Умар был первым среди правителей и эмиров, кто указал на социальный смысл такого порядка».

Необходимо отметить, что относительно налогового статуса завоеванных земель правоведы не имели единого мнения. Так, Аш-Шафии утверждал, что эти земли являются военной добычей, подлежат разделу и обложению на этом основании налогом ушр. Малик ибн-Анас считает их вакфом - неотчуждаемой собственностью государства, поскольку с них взимается налог харадж. Ученые ханифитской школы считали, что халиф может самостоятельно определять – разделить земли, оставить их в собственности прежних владельцев или сделать их вакфом.

Присоединенными к территории Арабского халифата, могли быть земли, население которых ради их сохранения приняло ислам, а также земли иноверцев, заключивших договор с мусульманами. Земли, население которых приняло ислам, оставались в собственности их владельцев, с них, как с земель мусульман, взимался налог ушр. Что касается земель, население которых заключило договор с мусульманами, то эти земли облагались налогом харадж. Аль-Маварди выделяет несколько категорий таких земель. Земли, брошенные населением и земли, на которых собственники остались, отказавшись от права собственности в пользу мусульман, являются, по его мнению, вакфом (в пользу всех мусульман) и облагаются хараджем. Отчуждение таких земель запрещено, как запрещено и отбирать эти земли. Население этих земель в случае принятия ислама освобождается лишь от уплаты джизьи – подушного налога и продолжает платить харадж. Если владельцы земли заключили договор и сохранили собственность на землю при условии уплаты хараджа, то в этом случае это харадж-джизья, который снимается в случае принятия ислама или продажи земли мусульманину.

Правила исчисления налога ушр.

Земли мусульман облагались налогом ушр, который являлся разновидностью закята. Несмотря на то, что вполне правомерно ставить знак равенства между ушром и закятом, ушр имеет ряд особенностей, что позволяет выделить его в отдельную категорию. В налоге ушр традиционные положения шариата, касающиеся закята, претерпели определенную трансформацию. Так, многие правоведы приводят хадис Пророка Мухаммада (Мир ему!), в котором говорится, что закят взимается лишь с четырех видов сельскохозяйственных культур – пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Ас-Саади в комментариях к хадисам относительно минимального количества имущества (нисаб), с которого необходимо выплачивать закят, говорит, что речь идёт о зерне и финиках. На практике же ушр взимался практически со всех видов сельскохозяйственной продукции. Исключение могли составлять лишь скоропортящиеся продукты. Выплачивающий закят должен обладать нисабом – минимальным количеством денег либо имущества, подлежащими налогообложению. Выплата ушра производилась в любом случае, без учета количества и стоимости продукции. Вместе с тем, ранние правоведы ханифитской школы рекомендовали не взимать ушр, если урожай составил меньше определенной нормы, либо цена выращиваемой культуры не достигла определенной рыночной стоимости. установленной для каждого вида продукции.

О том, что ушр рассматривается как особый вид закята, свидетельствуют положения ханифитской правовой школы. Для выплаты закята, в соответствии с исламско-правовой доктриной, обязательно наличие намерения, при этом в выплате закята намерение опекуна либо правителя заменяют намерение плательщика налога (это положение касается лишь установлений законодательства, а не поклонения, связанного с выплатой закята). По мнению ханифитских правоведов, выраженном в «Хидое», выплата закята с урожая имеет отношение лишь к тому, что произрастает на земле, а не с личностью владельца. Необходимыми условиями выплаты закята с урожая не являются ни наличие разума, ни совершеннолетие, ни свобода, а также не учитывается бедность или богатство владельца. Ушр взимается также с вакуфных земель, и, помимо прочего, напрямую связан с категорией земли, а также со способом ее орошения.

Базовая ставка налога ушр составляла 1/10 долю от урожая. Однако на практике размер этого налога мог быть больше или меньше базовой ставки. Главным фактором, влияющим на размер ставки ушра, был способ орошения земли – на землях с орошением природными источниками или в климатических зонах, где земля получала достаточно влаги за счет дождя, взималась базовая ставка. На землях с искусственным орошением ставка налога ушр была ниже – ½, ¼ от базовой ставки. Это правило было установлено самим Пророком Мухаммадом ( Мир ему!), и подтверждено хадисом: «(С тех земель), ко­торые орошаются дождями, водой подзем­ных источников или иным естественным пу­тём, (следует взимать) десятину, а с (земель, требующих) искусственного орошения, – по­ловину того». Имело значение происхождение источника естественного орошения – если отвод воды был сделан с хараджных земель, то с этой земли мог взиматься налог харадж, либо повышенная ставка налога ушр. Право определять ставку любого налога оставалось всегда за правителем – в зависимости от обстоятельств (условия, на которых была пожалована земля, потребность государства и.т.д) – ставка налога ушр могла увеличиваться. Правоведы шафиитской, маликитской и ханбалитской школ придерживались мнения, что наряду с хараджем может взиматься и налог ушр. Объяснялось это тем, что харадж является налогом на землю, а ушр – закятом, налогом на урожай, собранного с земли мусульман. Ханифиты считали одновременное взимание этих налогов незаконным.

Подведем итоги сказанного: В Арабском халифате существовал ряд норм, регулирующих земельные и налоговые отношения. Вид налога зависел от статуса земли и конфессиональной принадлежности собственника. Налоговая система Исламского Халифата в том виде, в котором она просуществовала многие века, была создана при халифе Умаре. Основными принципами налоговой политики были гибкость, справедливость, всесторонний учет различных факторов для установления вида и ставки налога; учет платежеспособности населения; построение долгосрочных отношений между государством и плательщиком налога; использование налоговой политики как средства поощрения принятия ислама;

Соблюдение этих принципов позволило исламскому государству получить поддержку населения, обеспечить социальную стабильность, увеличить количество возделываемых земель и, соответственно, увеличить поступление средств в казну. Главная заслуга халифа Умара заключалась в том, что им был создан механизм, позволяющий халифу играть ведущую роль в процессе распределения земли и установлении вида и ставки налога, что способствовало укреплению и централизации власти.

Таким образом, реформы произведенные халифом Умаром, способствовали становлению исламской государственности, превращению исламского государства в могущественную централизованную империю.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Проектор по учебной работе Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

_____________/Р. Х. Хайбрахманов/

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ТАТАРСТАНА

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Составитель Г.Р. Ситдикова

Тестовые задания обсуждены на заседании кафедры

Гуманитарных дисциплин «__»______2012 г. протокол _____

Заведующий кафедрой И.К. Шакиров

Начальник отдела менеджмента качества Д.Н. Алюшева

ПАСПОРТ

Паспорт составлен: _________________ Г.Р. Ситдикова

F1: История и культура народов Татарстана

F2: Ситдикова Гульназ Ринатовна

V1: История и культура Волжской Булгарии и Казанского ханства.

V: Культура домонгольской Волжской Булгарии.

I:

S: Основным занятием волжских булгар в XII-XIII вв. было:

I:

S: В империи Джучидов 10%-й налог с земледельцев, ремесленников, купцов назывался:

I:

S: Первые люди на территории современного Татарстана появились

-: 250 тыс. лет назад

-: 200 тыс. лет назад

-: 150 тыс. лет назад

+: 100 тыс. лет назад

I:

S: Город Булгар стоял

I:

S: Монгольский поход в Европу в 1235-1242 гг. возглавил:

I:

S: Основным занятием волжских булгар в XII-XIII вв. было:

I:

S: Савиры, барсилы и баранджары пришли на Волгу и Каму под давлением:

I:

S: Великое переселение народов началось в

I:

S: При этом правителе империи Джучидов проводились мероприятия по усилению роли ислама, укреплению городов, строительству храмов, поощрялось развитие наук, расширялись владения (был присоединен Азербайджан и др.):

I:

S: Из всех правителей империи Джучидов он единственный принял христианство:

I:

S: Великое переселение народов охватило следующие территории Европы:

I:

S: Съезд булгарской знати, на котором было закреплено принятие ислама, состоялся в:

I:

S: Основным занятием волжских булгар в XII-XIII вв. было:

S: Империя Джучидов образовалась в

S: В каком году на монгольском курултае было принято ре­шение о походе па Волжскую Болгарию

S: Волжская Булгария была завоевана монголами в

I:

S: Первое сражение монголо-татар с русскими и половецкими князьями произошло на реке:

I:

S: Единое Монгольское государство образовалось в

S: Какая из перечисленных территорий была завоевана Ба­тыем раньше, других:

S: Волжская Булгария была завоевана монголами в:

S: Право наследственного владения землей в империи Джучндов называлось:

S: Древнейшее стойбище людей на территории древнего Татарстана обнаружено:

+: в урочище "Красная глинка" Тетюшского района

-: у деревни Кзыл Байрак Верхнеуслонского района

-: у села Ананьино Елабужского района

S: Из какого материала были изготовлены первые орудия труда наших предков?

S: Первыми из первобытных племен нашего края металл стали использовать:

S: Что такое стоянка?

-: бревенчатое жилище, нижняя половина которого была заглублена в землю

-: поселение, обнесенное земляным валами и рвами

+: место поселения первобытного человека

S: Какие племена стали первыми возводить военные укрепления и крепости:

S: История каких народов края берет начало от волосовских, приказанских, ананьинских и пьяноборских племен?

S: Какое орудие труда было необходимо нашим предкам при занятии рыболовством?

S: Ранние булгары на Средней Волге изначально вели:

-: кочевой образ жизни

+: полукочевой образ жизни

-: оседлый образ жизни

S: Аборигенами (т.е. коренным населением) Волго-Камья можно считать:

S: Принято считать, что единая народность с общим названием "булгары" возникла:

S: Правитель Волжской Булгарии в разные периоды назывался

S: Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала X века был:

-: византийский император Константин Багрянородный

-: русский путешественник Афанасий Никитин

+: арабский географ Ибн Русте

-: местный богослов Ахмед ал-Булгари

S: Чингисхана до избрания великим ханом звали:

S: Монгольский поход в Европу в 1235-1242 гг. возглавил:

S: Столицей Монгольского государства был город:

S: Империя Джучидов образовалась в

S: В каком году на монгольском курултае было принято ре­шение о походе па Волжскую Болгарию

S: Волжская Булгария была завоевана монголами в

+: имя, полученное Чингисханом при рождении

-: воинское звание в монгольской армии

-: титул вождя монголов

-: верховное божество монголов

S: Этот человек был правителем империи Джучидов : в течение 30 лет, при нем государство достигло своего наивысшего могущества:

S: Начальные школы в Волжской Булгарии назывались:

S: Одним из последствий принятия ислама в Волжской Булгарии явилось:

-: окончательное объединение племен в единое государство

-: установление дружеских отношений с Хазарским Кагана­том и Киевской Русью

-: усиление военной мощи

+: появления арабской письменности, просвещения

S: Укажите титул правителя Волжской Булгарии после при­нятия ислама:

S: Первыми тюрками в Среднем Поволжье были древние болгары

I:

S: Город Итиль являлся столицей Хазарского каганата

S: Булгарские монеты назывались диргемы

S: Так называемая «Черная палата» -: это архитектурный памятник, находящийся на территории Татарстана

S: Волжская Булгария в IX-X вв. платила дань:

S: Для получения бронзы первобытные люди добавляли к меди

S: Принято считать, что единая народность с общим названием «булгары» возникла

S: Казанское ханство возникло в 14 веке

S: Болгары, савиры и хазары были родственными племенами

S: Посольство из Багдада, прибывшее в Волжскую Булгарию для церемонии официального принятия ислама, возглавлялось Ахмедом ибн-Фадланом

S: Государство Волжская Булгария возникло в 9-10 веках

S: Сувар являлся столицей Волжской Булгарии

S: Поэму «Гульстан»написал поэт Саиф ас-Сараи

S: Сююмбике являлась основательницей Казанского ханства

S: Власть Казанского хана передавалась по наследству

S: Мухамедьяр – знаменитый поэт Казанского ханства

S: Сююмбике возглавила защитников Казани осенью 1552 года

S: Мирный договор между Русью и Волжской Булгарией, рассчитанный на вечные времена, был заключен:

S: Волжские булгары вели так называемую меновую торговлю с народами:

+: Севера (финно-угорскими племенами)

S: В тройку крупнейших городов и наиболее известных городов Волжской Булгарии не входил:

S: Автором двухтомной "Истории Булгара" является:

+: Якуб ибн Нугман

-: Ахмад ибн Фадлан

S: Крупнейший торговый центр Ага-Базар располагался близ:

S: Какой труд принадлежит перу Кул Гали:

-: Лучшие лекарства от отравления"

-: "Поэма о двух соловьях"

S: Что такое караван-сарай?

-: искусство красивого и четкого письма

-торговое поселение купцо

-: территория города, заселенная ремесленниками одной профессии

+: постоялый и торговый двор с гостиницей для приезжих купцов, хозяйственными постройками

S: Духовная культура Волжской Булгарии:

-: носила преимущественно светский характер

-: была обращена к ценностям европейской цивилизации

-: сочетала в себе особенности влияния как западной, так и восточной цивилизаций

+: носила премущественно религиозный характер

-: высшие и средние религиозные учебные заведения

-: город Волжской Булгарии

-: высококачественная дубленая кожа.

-: высококачественная дубленая кожа

-: письмо, которым пользовались булгары до принятия исла­ма

S: Все население империи Джучидов делилось на:

-: полукочевое и городское

+: оседлое и кочевое

-: городское и кочевое

-: сельское и оседлое

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 571 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: