Аис налог 4 когда будет

Опубликовано: 27.04.2024

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

ФНС рассказала CNews об общих принципах импортозамещения в ее информсистемах, а также о положении дел в АИС «Налог-3», указав при этом, когда можно ждать отказа от общесистемного ПО зарубежных вендоров, и с какими сложностями будет сопряжен этот процесс.

Импортозамещение системного ПО в ФНС

Как рассказали CNews в Федеральной налоговой службе (ФНС), переход ведомства на использование российского и открытого общесистемного ПО (ОС, СУБД и пр.) взамен зарубежного проприетарного софта, по его оценкам, возможен в перспективе 10 лет — при условии требуемого ресурсного обеспечения.

Столь существенные сроки в ФНС объясняют крайней сложностью подобного перехода — учитывая «масштабы службы, достигнутый на сегодняшний день высокий уровень автоматизации, а также необходимость непрерывного обеспечения эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставления услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства».

В ФНС указывают, что уже сейчас при реализации новых проектов, к которым относится создание федеральной ГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС; запущена в октябре 2018 г.) и Федеральной информационной адресной системы, а также при расширении функциональных возможностей АИС «Налог-3» применяются отечественные продукты, в том числе средства обеспечения информационной безопасности (более 98% российского или открытого ПО).

fns600.jpg

В частности процесс импортозамещения происходит с использованием открытой СУБД PostgreSQL и софта из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи: СУБД Postgres Pro Enterprise компании Postgres Professional, ОС «Альт Линукс СПТ 7.0 сервер» и «Альт Линукс СПТ 7.0 рабочая станция» для виртуальных машин компании «Базальт СПО», аналитической платформы компании «Полиматика», а также серверный софт компаний «Росплатформа» и «Тионикс» и др.

В ФНС отмечают, что ее стратегия по импортозамещению наряду с целями и задачами определяет ряд принципов ИТ-развития ведомства. Среди них — исключение ухудшения основных параметров и целевых показателей деятельности ФНС и рисков снижения уровня безопасности продуктов, сохранение (или повышение) уровня удобства использования ПО, функциональных характеристик ИТ-продуктов, уровня обеспечения нефункциональных требований (производительность, надежность), а также экономическая целесообразность и использование взвешенного риск-ориентированного подхода при выборе товаров и услуг.

Что используется сейчас

Вышеприведенные данные представители ФНС рассказали CNews в контексте запуска ведомством 30 марта 2020 г. очередного тендера на развитие АИС «Налог-3» (первая очередь 2020 г.) с начальной ценой контракта в 965,9 млн руб.

Напомним, АИС «Налог-3» представляет собой систему, обеспечивающую автоматизацию всей деятельности ФНС. С ее помощью осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений для принятия управленческих решений, а также предоставление информации внешним потребителям.

В документации к вышеупомянутому тендеру ФНС помимо прочего ссылается на свой приказ от 18 января 2018 г. № ММВ-7-6/24@ «Об утверждении стратегии ФНС по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, применяемых в АИС ФНС, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей».

В принципе слово «импортозамещение» часто встречается в ТЗ и этого, и других аналогичных тендеров, касающихся развития «Налог-3» последних двух с лишним лет: «использовать импортозамещающие технологии в приоритетном порядке (при их наличии)», указано в отношении многих подсистем.

В то же время, сравнивая ТЗ вышеупомянутого тендера и аналогичного тендера трехлетней давности, запущенного ФНС 28 апреля 2017 г., обращает на себя фактически идентичный список системного ПО. Все те же (иногда новых версий) проприетарные зарубежные серверы баз данных Oracle Database и Microsoft SQL Server, операционные системы Solaris (Oracle), AIX (IBM) и Microsoft Windows, серверы приложений Apache Tomcat, ОС облачных вычислений VMware vSphere, платформы Cisco и Teradata и т. д.


Единственным заметным исключением стало упоминание в 2020 г. того факта, что теперь для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа не только Microsoft, но и пакет «Мой офис» российской компании «Новые облачные технологии». Однако в отношении офисного ПО с конца 2019 г. закупки для госорганов централизованно осуществляются Минкомсвязи.

Импортозамещение в прикладных системах «Налог-3»

«Следует отметить, что все прикладное ПО (ППО) информационных систем ФНС, и в первую очередь ППО АИС «Налог-3», исторически является на 100% отечественными разработками (все права принадлежат Российской Федерации) », — заверили CNews в ведомстве. В качестве примера создания такого софта было приведено разрабатываемое ФНС прикладное программное обеспечение для Системы управления и мониторинга и Системы управления документами «Электронного архива».

«Службой также начаты работы по импортозамещению платформенных решений, использующихся ФНС (Система управления и мониторинга, Единый системный каталог), и переносу исходного кода приложений на открытый язык .NetCore, — добавляют в ФНС. — Эти работы рассчитаны на среднесрочный период в 3-5 лет».

Российское офисное ПО в ФНС

На тематике использования отечтвенного офисного ПО в ФНС собеседники CNews остановились отдельно. По их словам, в рамках подготовки к использованию вышеупомянутого «Моего офиса» были выполнены определенные доработки АИС «Налог-3».

«В соответствии с поручением Правительства от 1 сентября 2017 г. №АД-П10-5811, а также по итогам участия ФНС в 2017 г. в пилотном проекте Минкомсвязи по переходу на использование отечественного офисного ПО службой были представлены в министерство предложения о необходимости дообработки правообладателями их программных продуктов, — указывают в ведомстве. — ФНС совместно с российскими разработчиками ПО проводит на постоянной основе работы по тестированию программного обеспечения с предоставлением отчетов о его совместимости с АИС, включая такие программные продукты как ПО “Мой офис” и “Р7-офис”, ОС Red OS release MUROM (7,2 (x86-64))», ОС «Альт Линукс 8 СП”, ОС специального назначения AstraLinux Special Edition и др.».

Текущее состояние «Налог-3»

Как отмечается в техзадании последнего из тендеров в отношении АИС «Налог-3», к настоящему моменту ФНС уже были проведены мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры системы, выполнены работы по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию прикладного ПО функционального блока № 1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока № 2 (имущественные налоги физических лиц). Были выполнены работы по внедрению прикладного ПО функционального блока № 3 (функции налогового администрирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Также были осуществлены работы по миграции централизованных компонент и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов.

На текущий момент основной площадкой для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» является федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервной площадкой — ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год» . Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов»

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов» .

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2-3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т.д. А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Как вам такое? «Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)» .

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90%. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы. Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям». И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3». Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год , утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут. Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.


Приволжский Институт повышения квалификации ФНС России - одно из ведущих государственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного профессионального образования в сфере налогообложения и финансов. Научно-методический потенциал института позволяет самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы обучения, соответствующие высоким требованиям и реальным потребностям различных категорий слушателей.

Все дополнительные учебные программы института отвечают современным требованиям и включают в себя широкий спектр вопросов экономического развития, налоговой и финансовой политики, проблем управления и применения современных технологий. Все учебные занятия, проводимые нашим преподавательским составом, имеют практическую направленность, стимулируют познавательную и творческую деятельность слушателей при выполнении ими своих служебных профессиональных обязанностей.

Получить дополнительную информацию Вы можете, позвонив по телефону +7 (831) 437-08-51

Очное обучение Кол-во материалов: 0

Очное обучение сотрудников ФНС России

Приволжский Институт повышения квалификации ФНС России - одно из ведущих государственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного профессионального образования в сфере налогообложения и финансов. Научно-методический потенциал института позволяет самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы обучения, соответствующие высоким требованиям и реальным потребностям различных категорий слушателей.

Получить дополнительную информацию Вы можете, позвонив по телефону: +7 (831) 437-08-51

Ознакомиться со списком образовательных программ Вы можете, перейдя по ссылке: Информация по образовательным программам


Информация для слушателей очной формы обучения Кол-во материалов: 1

Дистанционное обучение Кол-во материалов: 0

Дистанционное обучение все настойчивее вторгается в нашу жизнь, предлагая более простой и дешевый способ освоения новых специальностей, повышения квалификации без отрыва от основной деятельности. Это настоящая палочка-выручалочка для целеустремленных, настойчивых, смотрящих вперед специалистов, которые знают, что остановиться в своем развитии - значит начать стремительно откатываться назад. Приволжский институт повышения квалификации ФНС России предлагает широкий спектр программ обучения, которые удобно распределены в течение всего года.

Контактная информация по дистанционному обучению:

✉ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

График работы отдела электронного обучения

понедельник-четверг с 7.00 до 17.00

пятница с 7.00 до 16.00


Информация для слушателей дистанционной формы обучения Кол-во материалов: 4

Профессиональная переподготовка Кол-во материалов: 1

Полный перечень платных образовательных программ Кол-во материалов: 0

Государственные и муниципальные закупки Кол-во материалов: 3

В программах обучения госзакупкам рассматриваются основные положения законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и особенности его применения в разрезе различных способов закупок, а также типичные проблемы и ошибки, возникающие при реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Возможно очное, заочное и дистанционное обучение!

Информационная безопасность Кол-во материалов: 8

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в области информационной безопасности предназначены для формирования у слушателей навыков, необходимых руководителю и специалисту в области технической защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, в области криптографической защиты информации для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Обеспечение безопасности информации в автоматизированных системах», «Техническая защита информации», «Защита информации в компьютерных системах и сетях».

Информационные технологии Кол-во материалов: 2

Налоги и налогообложение Кол-во материалов: 4

Программы повышения квалификации в области налогов и налогообложения предназначены для практикующих специалистов, обладающих экономическим или финансовым образованием, базовыми знаниями в своей профессиональной сфере. Занятия будут полезными для тех, кто решил расширить сферу своей профессиональной деятельности, сформировать новые профессиональные компетенции.

Управление персоналом и психология профессиональной деятельности Кол-во материалов: 3

Управление персоналом и психология профессиональной деятельности – области знаний и практической деятельности, направленные на обеспечение организации персонала, способным качественно и своевременно выполнять возложенные на него функции, и оптимальное использование этого персонала.

Финансы и бухгалтерский учет Кол-во материалов: 10

Программы повышения квалификации в области финансов и бухгалтерского учета. По окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями: кандидатами наук, ведущими специалистами, аттестованными Институтом профессиональных бухгалтеров, имеющими большой опыт практической деятельности в данной области.

Научная деятельность Кол-во материалов: 7

Конференции Кол-во материалов: 9

Исследования Кол-во материалов: 2

В настоящее время над диссертационными исследованиями работают:

  1. Солодимова Т.Ю. «Программно-целевой метод поддержки малого бизнеса: направления и инструменты совершенствования»
  2. Елисеев В.Е. «Налоговая политика Российской империи конца XIX начала XX века»
  3. Орлова Е.Ю. «Правовые основы международного сотрудничества в области избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов»
  4. Климченков О.И. «Информационно-идеологическое обеспечение государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»
  5. Рябинина Е.В. «Развитие информационно-психологических компетенций сотрудников налоговых органов в условиях сервисного подхода»

Об институте Кол-во материалов: 4

Сотрудники института Кол-во материалов: 1

Руководство института Кол-во материалов: 5

Кафедра психологии профессиональной деятельности Кол-во материалов: 7

Кафедра информационных технологий Кол-во материалов: 7

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает активное участие в учебно-методической и научно-исследовательской работе Института. В 2017 году и в 1 квартале 2018 года преподавателями кафедры разработано 17 учебных пособий и рабочих тетрадей по преподаваемым дисциплинам. Наряду с очным обучением, активно применяются технологии дистанционного обучения слушателей: вебинары, видеоуроки, практикумы, электронные и интерактивные учебники по направлениям деятельности кафедры.

Научно-исследовательская работа кафедры

ППС кафедры постоянно проводит научно-исследовательскую работу: публикации научных статей и других материалов, участие в научных и научно-практических конференциях, проводимых в нашем институте и в других организациях, диссертационные исследования.

В 2017 году и в первом квартале 2018 года преподавателями кафедры опубликовано 33 статьи, из них 3 статьи ВАК и 30 статей РИНЦ, ППС кафедры приняли участие и выступили с докладом в 11 международных и всероссийских научных (научно-практических) конференциях.

Старший преподаватель Андрианова И.Д. в декабре 2017 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05. «Экономика».
На данный момент 3 преподавателя кафедры являются соискателями ученой степени кандидата наук и работают над диссертацией:

  • Климченков Олег Иванович - старший преподаватель
  • Панова Наталья Александровна - старший преподаватель
  • Рябинина Елена Витальевна – старший преподаватель

Кафедра социально-правовых дисциплин Кол-во материалов: 14

Кафедра социально-правовых дисциплин была основана в 2012 году по приказу Ректора Приволжского института повышения квалификации ФНС России 23.07.2012 №190. Правовые основы деятельности кафедры определены Положением о кафедре социально-правовых дисциплин, разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, Уставом Института.

Фактическая численность сотрудников кафедры в настоящее время – 13 человек, (из них 9 сотрудников имеют ученую степень)

Кафедра налогов и налогообложения Кол-во материалов: 10

Кафедра информационной безопасности Кол-во материалов: 6

Кафедра информационной безопасности образована в 2019 году в результате разделения кафедры информационных технологий и эргономики на две кафедры: информационной безопасности и информационных технологий. Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает активное участие в учебно-методической и научно-исследовательской работе Института. В 2019 году преподавателями кафедры разработано 8 новых учебных пособий и рабочих тетрадей по преподаваемым дисциплинам. ППС кафедры наряду с очным обучением, активно применяются технологии дистанционного обучения слушателей: вебинары, видеоуроки, практикумы, электронные и интерактивные учебники по направлениям деятельности кафедры.

ППС кафедры постоянно проводит научно-исследовательскую работу: публикации научных статей и других материалов, участие в научных и научно-практических конференциях, проводимых в нашем институте и в других организациях, диссертационные исследования.

В 2019 году преподавателями кафедры опубликовано 11 научных статей, из них 5 - статьи ВАК и 6 статей РИНЦ, ППС кафедры приняли участие и выступили с докладом в 7 международных и всероссийских научных (научно-практических) конференциях.

На данный момент над диссертационным исследованием работает старший преподаватель кафедры Климченков О.И., являясь соискателем ученой степени кандидата наук и параллельно обучаясь в заочной аспирантуре при ННГУ им. Лобачевского без отрыва от работы.

Читайте также: