Административная зона налоговая администратор

Опубликовано: 16.05.2024

Руководителям УФНС по субъектам РФ поручено взять под личный контроль выполнение комплекса мер по повышению качества приема и обслуживания налогоплательщиков, и отчитаться о проделанной работе в срок до 28 апреля 2014 года.

В числе таких мер, в частности, назначение в налоговых инспекциях администраторов операционного зала, которые обязаны изучить соответствующие должностные обязанности и освоить материалы по развитию клиентоориентированных навыков и умений в профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов; осуществление контроля за ежедневной регистрацией администраторов зала в информационном ресурсе для мониторинга их работы в режиме он-лайн.

Должностными обязанностями администраторов являются, в том числе: контроль за нахождением в операционном зале должностных лиц налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков, соблюдение сроков ожидания в очереди, обеспечение приема по продленному графику, информирование о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, помощь по приему налоговых деклараций (расчетов), предотвращение конфликтных ситуаций.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 14 марта 2014 г. N ММВ-20-6/26

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Одной из приоритетных и социально значимых задач ФНС России является повышение качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг налогоплательщикам.

Вместе с тем в настоящее время имеются обращения, поступающие от налогоплательщиков, свидетельствующие об ослаблении качества и культуры обслуживания при осуществлении личного приема в территориальных налоговых органах.

В связи с этим, руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации поручается взять под личный контроль и реализовать выполнение комплекса мер по организации личного приема и обслуживания налогоплательщиков, включающего:

1. Назначение в подведомственных территориальных налоговых органах ответственных должностных лиц, в обязанности которых будут входить функции администратора операционного зала (далее - администратор зала) в соответствии с типовым приказом о назначении администраторов зала (приложение N 1), в срок до 14.03.2014;

2. Организацию изучения администраторами зала должностных обязанностей и полномочий администратора зала (приложение N 2), типовых рекомендаций по осуществлению функций администратора зала (приложение N 3) и методических материалов по развитию клиентоориентированных навыков и умений в профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов, размещенных на Интранет-портале ФНС России;

3. Обеспечение присутствия во всех подведомственных территориальных налоговых органах администраторов зала, а также контроль за ежедневной регистрацией администраторов зала в информационном ресурсе "Онлайн-запись на прием в инспекцию" для мониторинга в режиме он-лайн работы администраторов залов;

4. Рассмотрение возможности применения максимального коэффициента значимости, равного 1,3, для оценки работы администраторов залов при распределении средств материального стимулирования.

Отчет о проделанной работе представить в Управление информационных технологий ФНС России в срок до 28.04.2014.

"__" __________ N _______________

должностных лиц (ИФНС России, МИФНС России), выполняющих

функции администратора операционного зала

В целях реализации комплексных мер, направленных на повышение качества организации личного приема и обслуживания налогоплательщиков (их представителей) в помещениях (ИФНС России, МИФНС России), предназначенных для личного приема и обслуживания налогоплательщиков, приказываю:

1. Назначить администраторов операционного зала из числа сотрудников структурного подразделения, ответственного за организацию приема налогоплательщиков (перечисление ФИО и должностей. Назначаются сотрудники, занимающие должность не ниже старшего государственного налогового инспектора).

2. Внести в должностные регламенты перечисленных в пункте 1 настоящего приказа лиц должностные обязанности и полномочия в соответствии с приложением N 1 к данному приказу. Действие указанных обязанностей и полномочий ограничить временным периодом, отраженным в графике работы администратора зала.

3. Начальнику структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация приема налогоплательщиков:

  • обеспечить ежемесячное составление графика работы администратора операционного зала за 10 дней до начала месяца;
  • довести до должностных лиц, указанных в пункте 1 настоящего приказа, типовые рекомендации по осуществлению функций администратора операционного зала в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу;

обеспечить регистрацию должностных лиц, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в интерактивном сервисе "Онлайн-запись на прием в инспекцию".

4. Ответственность за организацию приема и обслуживания налогоплательщиков, в том числе контроль за исполнением должностных обязанностей лицами, указанными в пункте 1 настоящего приказа, возложить на заместителя начальника (ИФНС России, МИФНС России, ФИО).

И ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ФНС РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТОРА

ЗАЛА - ОРГАНИЗАТОРА РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ

И ОБСЛУЖИВАНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Исходя из задач и функций, определенных для сотрудников территориальных налоговых органов, выполняющих функции администратора зала (далее - администратор зала), на них возлагаются следующие должностные обязанности и полномочия:

  • нахождение в операционном зале должностных лиц территориального налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков в операционном зале, перераспределение в течение дня их количества;
  • соблюдение сроков, установленных законодательством в части ожидания налогоплательщиков в очереди. Принимает решение об открытии/закрытии дополнительных окон приема налогоплательщиков и оперативно привлекает сотрудников всех отделов, предварительно доведя информацию о принятом решении до начальников соответствующих отделов (лиц, их замещающих) о необходимости привлечения дополнительных работников для приема налогоплательщиков в операционном зале.

При необходимости, в дни наибольшей загрузки, привлекает к работе дополнительных сотрудников территориального налогового органа, за которым также закреплены функции администратора зала:

  • качество приема налогоплательщиков сотрудниками инспекции, культуру их общения и поведения, уважительного отношения к налогоплательщикам;
  • приоритетность приема налогоплательщиков, записавшихся через сервис "Онлайн-запись на прием в инспекцию";
  • соблюдение порядка и требований к помещениям для личного приема и обслуживания налогоплательщиков;
  • работу информационных киосков и компьютеров общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России.

При необходимости информирует ответственных сотрудников отдела информационных технологий о проблемах в работе системы управления очередью (далее - СУО), информационных киосков и компьютеров общего доступа.

2. Совместно с начальниками (лицами, их замещающими) всех структурных подразделений территориального налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков в операционном зале, организует обеспечение приема и обслуживания налогоплательщиков по продленному графику, в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н.

3. Осуществляет информирование налогоплательщиков по вопросам общего характера, таким как:

  • о порядке и сроках предоставления государственных услуг и исполнения функций ФНС России, осуществляемых структурными подразделениями территориального налогового органа;
  • о правилах работы с СУО, о перечне услуг и о возможностях интерактивного сервиса "Онлайн-запись на прием в инспекцию". При необходимости, оказывает помощь налогоплательщикам;
  • о возможностях и порядке работы с Интернет-сервисами ФНС России;
  • о месторасположении и графике работы окон (кабинетов) приема и обслуживания налогоплательщиков, местонахождении и графике работы вышестоящих органов;
  • о расположении информационных ресурсов (стендов, стоек, информационных папок, информационных киосков, компьютеров общего доступа) с актуальной и исчерпывающей информацией;
  • о проводимых инспекцией мероприятиях (семинарах, круглых столах, иных акциях) и местах их проведения;
  • о возможностях работы с информационными киосками и компьютерами общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России;
  • о возможностях официального Интернет-сайта ФНС России;
  • по иным общим вопросам.

4. Своевременно принимает меры к предотвращению возникновения конфликтных ситуаций и/или к их урегулированию. При необходимости обращается за помощью в решении проблемных вопросов к компетентным сотрудникам соответствующих структурных подразделений или к заместителю начальника территориального налогового органа, ответственному за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.

5. Оперативно доводит до заместителя начальника территориального налогового органа, ответственного за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков, информацию о каждом факте нетактичного поведения, грубости, формализма и хамства по отношению к налогоплательщикам.

6. Обобщает и представляет информацию о качестве организации приема налогоплательщиков заместителю начальника территориального налогового органа, ответственного за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.

7. На основе анализа замечаний и предложений налогоплательщиков подготавливает предложения по повышению качества личного приема и обслуживания налогоплательщиков заместителю начальника территориального налогового органа, ответственному за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.

8. Принимает участие в составлении графика работы администраторов зала.

9. Осуществляет мониторинг помещений для личного приема и обслуживания налогоплательщиков на предмет ведения несанкционированной фото-, видеосъемки, в том числе представителями СМИ, и информирование руководства инспекции о вышеуказанных фактах.

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАТОРА ОПЕРАЦИОННОГО ЗАЛА

Раздел I. Подготовка к осуществлению обслуживания налогоплательщиков администратором зала.

Подготовка к осуществлению обслуживания налогоплательщиков администратором зала включает:

1. Обязательную регистрацию в информационном сервисе "Онлайн-запись на прием в инспекцию";

2. Осмотр помещений для приема и обслуживания налогоплательщиков на предмет соблюдения порядка и соответствия установленным требованиям:

  • наличие в информационных ресурсах (стендах, стойках, информационных папках, информационных киосках, компьютерах общего доступа) актуальной и исчерпывающей информации;
  • отсутствие информации на окнах приема и обслуживания налогоплательщика в операционном зале (за исключением N окна);
  • отсутствие в помещениях для приема и обслуживания налогоплательщиков лишней информации, подготовленной по инициативе сотрудников налогового органа ("Дверями не хлопать", "Юридические лица здесь не обслуживаются", "Справок не даем", "Обед с 13 до 14" и т.д.);
  • отсутствие рекламной информации коммерческих фирм (за исключением информации о сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи);
  • актуальность навигационной информации о предоставлении государственных услуг и исполнении функций ФНС России;
  • соблюдение порядка и чистоты в помещениях, предназначенных для приема и обслуживания налогоплательщиков в соответствии с требованиям к помещениям;
  • проверка работоспособности системы управления очередью, информационных киосков и компьютеров общего доступа и информирование ответственных сотрудников отдела информационных технологий в случае выявления проблем в работе вышеуказанных ресурсов;

3. Соблюдение основных требований к внешнему виду администратора зала.

Администратору зала рекомендуется носить форменную одежду.

При отсутствии форменной одежды администратору зала следует носить костюмы (платья) спокойных тонов и обувь строгого делового стиля. Информация о фамилии, имени, отчестве и должности администратора зала должна быть размещена на личной информационной табличке (бейдже).

Раздел II. Осуществление обслуживания налогоплательщиков администратором зала.

При обращении налогоплательщика администратор зала должен соблюдать следующие основные правила делового общения:

  • при необходимости поприветствовать и предложить помощь обратившемуся к нему налогоплательщику (например: "Здравствуйте, чем я могу Вам помочь?");
  • в процессе беседы проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, объективность, желание помочь налогоплательщику;
  • выслушать налогоплательщика и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости задать уточняющие вопросы;
  • излагать объяснения в понятной форме, исключающей возможность их ошибочного или двоякого понимания;
  • если требуется, повторить и разъяснить смысл сказанного;
  • избегать "параллельных" разговоров;
  • особое внимание уделять налогоплательщикам с ограниченными возможностями по здоровью, преклонного возраста, ветеранам, оказывать необходимую им помощь.

В общении с налогоплательщиками со стороны администратора зала недопустимы:

  • любого вида высказывания и действия дискриминационного характера в отношении признаков пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний;
  • споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению.

Ответ налогоплательщику должен быть максимально информативным, подробным (если в этом есть необходимость). Все разъяснения должны даваться в вежливой корректной форме.

При общении с налогоплательщиками администратор зала должен проявлять выдержку и быть готовым к неадекватному поведению со стороны налогоплательщика, в том числе проявлению агрессии.

В случае конфликтного поведения со стороны налогоплательщика администратору зала необходимо принять меры для выстраивания конструктивного диалога, после выяснения причин конфликта спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса и/или принять соответствующие меры по решению вопроса.

Если налогоплательщик ведет себя агрессивно, позволяет грубые и нецензурные высказывания, администратор зала вправе отказать ему в дальнейшей работе, пригласив для разъяснения и устранения конфликтной ситуации начальника/заместителя начальника структурного подразделения, отвечающего за работу с налогоплательщиками. Отказ, не смотря на сложность и двусмысленность ситуации, должен быть выполнен в корректной форме (например: "Простите, но, к сожалению, я не смогу продолжить работу с Вами. Надеюсь, что ваш вопрос сможет решить начальник отдела работы с налогоплательщиками, которого я приглашу сюда прямо сейчас").

Исключение составляют ситуации, в которых со стороны налогоплательщика в адрес сотрудников налоговых органов, осуществляющих личный прием и обслуживание налогоплательщиков, исходят прямые угрозы жизни и здоровью. В соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Поэтому, руководствуясь вышеупомянутым Федеральным законом, а также приказами ФНС России от 14 декабря 2010 г. N ММВ-7-4/707@ "Об организации охраны объектов центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России, федеральных государственных учреждений и федерального государственного унитарного предприятия, находящихся в ведении ФНС России", от 9 ноября 2011 г. N ММВ-7-4/738@ "Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы", при возникновении вышеуказанной ситуации администратор зала имеет право обратиться за помощью к сотрудникам вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, полиции. Не позднее следующего дня, администратор зала обязан доложить о сложившейся ситуации заместителю начальника территориального налогового органа, ответственному за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.

Раздел III. Завершение осуществления обслуживания налогоплательщиков администратором зала.

После окончания обслуживания налогоплательщиков администратор зала должен произвести осмотр помещений для приема и обслуживания налогоплательщиков на предмет соответствия помещений для приема и обслуживания налогоплательщиков требованиям пункта 2 раздела I настоящего документа.

После того, как администратор зала убедится в соответствии помещений для личного приема и обслуживания налогоплательщиков установленным требованиям, он завершает работу в информационном сервисе "Онлайн-запись на прием в инспекцию".


  • Сущность налогового администрирования
  • Функции налогового администрирования
  • Формы налогового администрирования
  • Методы налогового администрирования
  • Итоги

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Развитие бесконтактных способов администрирования уплаты налогов стало приоритетным направлением деятельности налоговых органов. Тенденция расширения зоны удаленного контроля особенно заметна в отношении облагаемого имущества. Каковы особенности, плюсы и минусы новой процедуры исполнения обязательств по имущественным налогам — рассмотрим в статье.

К числу имущественных налогов, уплачиваемых автономными учреждениями, относятся:

— налог на имущество организаций;

База для исчисления этих налогов консервативна, не зависит от объема доходов или прибыли, а значит, легче поддается удаленному администрированию. Развитие электронных технологий позволяет налоговым органам получать, минуя налогоплательщика, сведения обо всех объектах, подлежащих обложению имущественными налогами. Таким образом, налоговая инспекция в состоянии самостоятельно рассчитать налоговые обязательства плательщика и выставить ему соответствующее уведомление.

Новшества 2020 года

Федеральные законы от 15.04.2019 № 63-ФЗ [1] и от 29.09.2019 № 325-ФЗ [2] внесли многочисленные изменения в порядок налогообложения имущества организаций. На основании этих законов поэтапно с 2020 и 2021 годов происходит смещение администрирования имущественных налогов в сторону упрощения и смягчения, в том числе с помощью бесконтактных способов обмена сведениями. Для удобства налогоплательщиков ФНС на своем официальном сайте [3] разместила информацию о новшествах в налогообложении имущества организаций, вводимых на протяжении этих двух лет.

В 2020 году реализованы следующие законодательные инициативы:

— введен заявительный порядок предоставления льгот для налогоплательщиков-организаций по транспортному и земельному налогам;

— предоставлена возможность сверки с налоговым органом объектов обложения транспортным и (или) земельным налогом;

— отменено представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;

— разрешена сдача «консолидированной» отчетности по налогу на имущество организаций.

Новшества 2021 года

Еще одна группа новаций будет введена для налогоплательщиков с 2021 года:

— будет отменена обязанность по представлению в налоговые органы деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды;

— налоговые органы начнут направлять организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленной сумме транспортного и земельного налогов;

— сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций станут едиными — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остановимся подробнее на каждом новшестве.

Налог на имущество организаций

Напомним, что с 2019 года из объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество. Данная мера устранила, во-первых, двойное налогообложение транспортных средств и, во-вторых, дестимулирующее влияние налога на обновление и модернизацию парка оборудования.

База по налогу на имущество организаций исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, а в отношении отдельных объектов — как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН [4] . Перечень видов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, установлен ст. 378.2 НК РФ и включает, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

— офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

— жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, иные жилые строения.

Как уже отмечалось, в целях сокращения документооборота с 2020 года отменена обязанность представлять квартальные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество.

Для автономных учреждений, имеющих объекты недвижимости на территории разных субъектов РФ, с 01.01.2020 возникла возможность представлять декларацию в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@. Таким образом, для подачи декларации вместо нескольких налоговых органов можно выбрать один [5] . Типовые ситуации по применению упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций обобщены в Письме ФНС РФ от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@.

Транспортный и земельный налоги

С 2020 года установлен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам. Заявление о предоставлении такой льготы налогоплательщик заполняет на основании документов, подтверждающих право на льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и подает в любой налоговый орган.

Форма заявления, порядок ее заполнения и формат представления заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Если документы-основания, указанные в заявлении, у налоговой инспекции отсутствуют, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах. Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения заявительного порядка предоставления налогоплательщикам-организациям льгот по транспортному и земельному налогам, приведены в Письме ФНС РФ от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@.

С 01.01.2021 изменяется дата уплаты транспортного и земельного налогов — ее перестанут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования. Налоги надо будет уплачивать до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи по указанным налогам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Начиная с 2021 года отменяется представление деклараций по транспортному и земельному налогам. В течение 2021 года налоговые органы будут принимать декларации (в том числе уточненные) по транспортному и земельному налогам только за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненные декларации, если первоначально они были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

С 2021 года инспекции сами проинформируют организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получит от регистрирующих органов (территориальные управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС РФ, органы гостехнадзора и т. п.). Формы сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов утверждены Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит налоговикам взаимодействовать только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений [6] .

Готовясь к вступлению в силу вышеперечисленных новаций, налогоплательщики-организации, имеющие объекты обложения транспортным и (или) земельным налогом, уже сейчас могут обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения указанных объектов за проведением по ним сверки сведений, содержащихся в ЕГРН. Для проведения этой процедуры целесообразно запросить в налоговом органе выписку из ЕГРН об автономном учреждении, где указываются все учтенные транспортные средства и земельные участки.

Такая выписка выдается бесплатно. Детали процедуры сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций раскрыты в Письме ФНС РФ от 16.01.2020 № БС-4-21/452@.

Если будут выявлены расхождения сведений, содержащихся в ЕГРН, и сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, целесообразно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка), транспортного средства. В сообщении надо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и по возможности приложить к нему документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

Заключение

[1] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) ведется ФНС и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в том числе полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество.

[5] Данное положение не применяется, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).

[6] Информация ФНС РФ «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций».

от 8 апреля 2013 года N ММВ-7-10/143@

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях организации и оформления помещений налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате

2. Руководителям налоговых органов и ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" при проведении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту в дополнение к Типовым рекомендациям по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, утвержденным Приказом ФНС России от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@, руководствоваться Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего Приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.Наумчева.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Положение по организации и оформлению помещений ФНС России для приема и обслуживания налогоплательщиков

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

Термины и определения

Брендированная панель - это панель, конструктивно выполненная аналогично панели основного типа, но с размещенным логотипом ФНС России на верхнем декоративном накладном элементе, имеющая фоновую графику на основе.

Инверсная группа - это установленные в одной плоскости на определенном минимальном расстоянии две панели разного типа (панель основного типа и панель инверсного типа).

Информационные стенды - это подвесные настенные либо в редких случаях отдельно стоящие конструкции, предназначенные для размещения информационных, справочных и просветительских печатных материалов формата А4, А5, А6 (листовки, документы, образцы для заполнения, брошюры, книги) и формата 1/3 А4 (буклеты, листовки). Информационные стенды подразделяются на Информационно-справочные стенды - предназначенные для размещения деловой документации, образцов для заполнения документов, справочных материалов; и на Информационно-просветительские стенды - предназначенные для размещения прочих информационно-просветительских материалов, таких как буклеты, листовки, брошюры, преимущественно выполненных в полноцветной печати.

Информационно-справочные стойки - это отдельно стоящие конструкции, предназначенные для размещения буклетов, других информационных материалов и оснащенные карманами формата 1/3 А4 и А4.

Лайтиксы - ультратонкие плоские световые панели. Конструкции предназначены для представления печатной рекламной продукции больших форматов с подсветкой.

Навигация кабинетов - система нумерации кабинетов и наименования функций налоговой инспекции, выполняемой в кабинете, и/или наименования специалиста. Выполняется в двух вариантах: по технологии плоттерной резки самоклеящейся виниловой пленки, с последующим нанесением на плоскость, или в виде отдельных кабинетных табличек.

Панель инверсного типа - это вертикальная информационная панель с основой из акрилового белого цвета и с декоративными накладными элементами из акрилового стекла синего цвета.

Панель основного типа - это вертикальная информационная панель с основой из акрилового стекла синего цвета и с декоративными накладными элементами из акрилового стекла белого цвета. Конструкция панели может быть выполнена в виде отдельно стоящего двустороннего пилона либо в виде навесной односторонней панели, монтируемой на стену или на колонну. Стандартная панель основного типа имеет два накладных белых элемента - снизу и сверху, без размещения логотипа ФНС России.

Пилон - отдельно стоящая вертикальная конструкция, стационарно прикрепленная к полу или переносная с устойчивой опорой.

Плакатодержатели - лайтиксы или рамки, в которых размещаются информационные маркетинговые материалы.

Приветственная группа - это инверсная группа, в состав которой входит брендированная панель основного типа. На панелях приветственной группы размещается информация наиболее важная для входящих посетителей.

Рамки - представляют собой конструкции из профилей (алюминиевые с анодированным покрытием) и защитного стекла, с системой "click-профиль" (для быстрой замены постера). Предназначены для представления печатной продукции больших форматов без подсветки информационных материалов.

Световые панели - это подвесные подсвеченные элементы навигации, имеющие горизонтальную ориентацию, содержащие наименование функциональной зоны подразделения, над которой размещаются.

Стена бренда - переносная панель или стационарная часть стены, на которой изображена фоновая фирменная графика и прочие имиджевые графические и текстовые элементы, расположенные в единой композиции и составляющие широкоформатную "визитную карточку" в формате интерьерных решений.

Указатели направления горизонтальные - это таблички, имеющие горизонтальную ориентацию, содержащие наименование функциональной зоны/рабочего места подразделения и графический элемент, указывающий направление.

Обозначения и сокращения

ИФНС России - Инспекция Федеральной налоговой службы

ЛДСП - ламинированная древесно-стружечная плита (название материала)

ПВХ - поливинилхлорид (название материала)

ППУ - пенополиуретан (название материала)

ПСД - проектно-сметная документация

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина (компьютер)

УФНС России - Управление Федеральной налоговой службы

ФНС России - Федеральная налоговая служба

Pantone - общемировой стандарт цветов, не зависящий от технологии вывода. Он позволяет четко понимать, какой цвет будет получаться при выводе. Цвет может воспроизводиться на любом материале и по любой технологии, причем используются как смешанные цвета, так и заказные "специфические" краски. Все цвета этой палитры снабжены "рецептом" по смешиванию из базовых цветов других палитр.

RAL - цветовой стандарт, представленный в виде шкалы индексированных цветов, гарантирующий ясное и лаконичное средство коммуникации, которое понятно во многих областях промышленности.

1. Организация и оформление помещений ФНС России для приема и обслуживания налогоплательщиков

1.1. Организация типового пространства помещений ФНС России для приема налогоплательщиков

1.1.1. Принципы зонирования и планирования пространства.

В основу типовых форматов помещений ФНС России и зонирования заложены следующие положения:

1. Учет особенностей обслуживания для разных групп налогоплательщиков (клиентоориентированность).

2. Удобство и комфорт, обеспечение необходимой конфиденциальности для налогоплательщиков (высокие перегородки между налогоплательщиками, обслуживание в отдельных кабинетах специалистов ФНС России при необходимости).

3. Комфорт и дружелюбие (удобные места ожидания).

4. Простота использования (справочно-информационные стенды, справочно-информационные киоски, мультимедийная и доступная презентационная информация).

5. Возможность получения дополнительной полезной информации, в том числе свободный доступ к официальному сайту ФНС России в зоне самообслуживания (дополнительные услуги).

6. Открытость (общение налогоплательщика и сотрудника ФНС России без дополнительных стеклянных перегородок и окон между ними, открытое пространство зала, без дополнительных коридоров и кабинетов по возможности).

Среди основных принципов планирования пространства различных типов помещений ФНС России для приема налогоплательщиков можно назвать следующие:

- Четкое разделение процессов обслуживания (быстрые и продолжительные).

- Максимально возможное отсутствие физических преград между налогоплательщиками и сотрудниками ФНС России.

- Простая и понятная навигация, активное использование технических средств управления очередью (СУО).

- Информационные материалы для конкретных клиентских сегментов, размещенные с учетом основных траекторий движения налогоплательщиков.

- Современный внешний и внутренний дизайн помещений ФНС России.

- Наличие на входе администратора зала, управляющего клиентскими потоками.

- Применение принципа компактности в планировочных решениях, позволяющего оптимально использовать площади, сократить материальные затраты на строительные работы, обеспечить удобное функциональное зонирование в управлениях и инспекциях ФНС России.

- Четкое "зонирование" помещения, создание "открытого" пространства в зале обслуживания налогоплательщиков.

1.1.2. Определение основных функциональных зон и описание их характеристик (включая, но не ограничиваясь следующими зонами: зона информирования, зона приема и зона ожидания)

При планировке помещений ФНС России применяются следующие основные функциональные зоны:

Зона встречи клиентов - первая зона на пути движения клиентских потоков; располагается непосредственно при входе в помещения ФНС России. Как правило, присутствие Администратора зала обеспечивает предоставление необходимой информации налогоплательщикам, распределение клиентских потоков при помощи терминала СУО и т.д. Рядом с зоной встречи клиентов располагается так называемая Зона самообслуживания для налогоплательщиков, где располагаются инфоматы (информационные терминалы), платежные терминалы и компьютер общего доступа (со справочно-информационными материалами, необходимой налогово-правовой базой). Необходимо использование ясной и четкой системы навигации по всей инспекции.

В помещениях для приема налогоплательщиков должны быть предусмотрены зоны ожидания, информирования и заполнения документов - пространство для ожидания налогоплательщиками своей очереди, ознакомления с информационными материалами и заполнения необходимых бланков документов. Зона ожидания размещается таким образом, чтобы обеспечить налогоплательщику хорошую обзорность зоны приема налогоплательщиков, с целью отслеживания движения очереди. Зона ожидания может быть протянута по клиентскому залу или организована в одном месте. Расположение зоны ожидания не должно препятствовать движению клиентских потоков. Зона информирования и заполнения документов может совмещаться с зоной ожидания или должна непосредственно примыкать к ней. Зона информирования и заполнения документов включает в себя информационные стенды с примыкающими к ним стойками (столами) для заполнения документов стоя либо сидя. Стенды (стойки) следует располагать в доступном для просмотра (в том числе при большом количестве посетителей) месте, представлять информацию в удобной для восприятия форме.

Зона информирования и заполнения документов также предусматривает наличие современного навигационного и информационного оснащения, удобной мебели и других элементов, выполненных в едином стиле с зоной приема налогоплательщиков:

1. Информационные таблички и другие элементы навигации.

2. Информационные стенды с образцами документов, выполненных с использованием фирменного стиля ФНС России, с инструкциями по заполнению документов, с брошюрами для целевых групп налогоплательщиков и пр.

3. Стойки для заполнения документов (стоя или сидя).

4. Информационно-справочные стойки/буклетницы.

5. Плазменные информационные панели.

6. Центральные табло СУО и система звукового информирования.

7. Плакатодержатели для размещения информационных маркетинговых материалов.

Зону приема налогоплательщиков условно можно разделить на операционную зону, где осуществляется прием различных групп налогоплательщиков (юридические лица, физические лица) для сдачи деклараций и отчетов; прием заявлений, обращений и т.д., а также кабинеты специалистов, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.

Операционная зона включает в себя зону для размещения налогоплательщиков (6 кв.м на 1 человека) и служебную зону сотрудников ФНС России с учетом оснащения индивидуальных рабочих мест персональными ЭВМ (6 кв.м на 1 сотрудника).

Прием налогоплательщиков необходимо осуществлять за высокими (налогоплательщик стоя, когда быстрые операции) и низкими (налогоплательщик сидя, когда долгие по времени операции), как правило, неостекленными стойками, имеющими высокие перегородки для обеспечения комфорта и конфиденциальности обслуживания налогоплательщиков.

В обслуживании налогоплательщиков следует выделить три его типа по продолжительности операций:

- быстрые по времени операции (1-5 минут), экспресс-обслуживание (сотрудник ФНС России сидит, налогоплательщик стоит) - около 60% рабочих мест;

- продолжительные по времени операции (более 5 минут) (сотрудник ФНС России сидит, налогоплательщик сидит) - около 40% рабочих мест;

- отдельные операции осуществляются в кабинетах для специалистов, обслуживающих налогоплательщиков вне операционного зала (сотрудник ФНС России сидит, налогоплательщик сидит).

Рабочие места сотрудников ФНС России располагаются за специальной стойкой, со стороны расположения налогоплательщиков с целью сохранения конфиденциальной информации налогоплательщика рабочие места отделяются друг от друга высокими неармированными перегородками (высотой не менее 2200 мм и глубиной не менее или равно 800 мм). У рабочего места сотрудника ФНС России за стойкой обслуживается только один клиент, другие клиенты ждут, как правило, своей очереди в зоне ожидания. На рабочих местах по возможности надо разместить (с креплением в потолок или прямо на рабочие столы) экраны СУО (номер очереди). За рабочей стойкой необходимо предусмотреть пространство для размещения оргтехники, шкафов для оперативного хранения документации. Шкафы необходимо размещать на расстоянии не более 2 м от рабочего места.

Зона вспомогательных помещений с доступом налогоплательщиков включает в себя санузлы для налогоплательщиков, лестнично-лифтовые холлы, коридоры, по возможности помещение медпункта. Рекомендуется при возможности размещать санузлы для налогоплательщиков приближенными к зоне ожидания.

Служебная и административно-хозяйственная зоны (без доступа налогоплательщиков) состоят из кабинетов сотрудников отделов и служб ФНС России, технической зоны (серверная и пр.), комнаты отдыха, санузлов для сотрудников. Кабинеты должны быть специализированными по функциональным обязанностям сотрудников тех или иных отделов. Указанные зоны размещаются удаленными от входа в помещения ФНС России и предназначены для размещения подразделений, не осуществляющих непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками, а также для размещения административного аппарата. В служебной зоне необходимо предусмотреть гардеробы, многочисленные шкафы для хранения документов. Доступ в служебную зону, как правило, ограничен, помещения оборудуются механическими/электронными системами контроля доступа.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Читайте также: