Налоговые регистры в бюджетном учреждении

Опубликовано: 15.05.2024

База по налогу на прибыль определяется на основе данных налогового учета. Одним из элементов налогового учета явлются аналитические регистры, которые группируются в соответствии с требования главы 25 НК РФ. В статье речь пойдет о том, как данные регистры формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ред. 2.

Налогоплательщики определяют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Определение налогового учета дано там же - в статье 313 НК РФ: «налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ».

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ (статья 314 НК РФ).

Согласно статье 313 НК РФ в обязательном порядке формы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • наименование хозяйственных операций;
  • измерители операции в денежном и натуральном (если это возможно) выражении;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, согласно статье 314 НК РФ, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и включаются в приложение к учетной политике для целей налогообложения.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2) есть возможность вести налоговый учет по налогу на прибыль в соответствии с нормами главы 25 НК РФ с целью автоматического расчета налоговой базы и суммы налога и составления налоговой декларации. Начиная с версии 2.0.24.13, в программе реализовано формирование регистров налогового учета; аналитические регистры налогового отчета составляются с помощью специализированных отчетов. В программу включен 31 специализированный отчет. Их перечень приведен в форме Регистры налогового учета в подсистеме Учет и отчетность. Регистры формируются по данным, учтенным на забалансовых счетах налогового учета (с префиксом «Н»), а также, в некоторых случаях, по данным на счетах бухгалтерского учета, если данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. При составлении регистра Информация об объекте основных средств дополнительно используется информация об объектах учета, которая хранится в специальных регистрах сведений.

Регистры налогового учета «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред. 2 имеют единый стиль оформления и содержат все необходимые реквизиты, перечисленные в статье 313 НК РФ (рис. 1). По кнопке Быстрые настройкистановится доступной панель настроек отчета, на которой можно установить период формирования регистра и организацию, по данным которой составляется отчет, а также указать сотрудника, ответственного за составление регистра.

Рис. 1. Налоговый регистр «Доходы от реализации товаров, услуг»

В отчетах предусмотрена возможность настройки отбора, сортировки и группировки данных, включения в регистр дополнительной информации об объектах учета. Изменение настроек отчета производится по кнопке Изменить текущие настройки отчета. или с помощью команды Все действия - Все настройки. (рис. 2).

Рис. 2. Изменение настроек отчета

В сформированном регистре имеется возможность открыть документ (двойным щелчком левой клавиши мыши на строках отчета в графе Документ), которым операция отражена в налоговом учете.

По назначению аналитические регистры налогового учета в программе подразделяются на группы:

  • регистры учета хозяйственных операций;
  • регистры учета состояния единицы налогового учета;
  • регистры промежуточных расчетов;
  • регистры формирования отчетных данных.

Начиная с июльского выпуска ИТС-бюджет, в раздел «Налоговый учет по налогу на прибыль» включен подраздел «Составление регистров налогового учета» (в нем - статьи с описанием назначения и порядка составления всех регистров налогового учета, формируемых в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», ред. 2).

Регистры налогового учета в организациях госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Все без исключения формы налоговой отчетности формируются на основании данных налогового учета. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам также заполняются исходя из учетных данных.

В целях подтверждения данных налогового учета (учета операций по начислению и уплате страховых взносов) организация госсектора должна в полном объеме использовать возможности систематизации данных в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета - в эти регистры могут включаться дополнительные реквизиты (строки) (см. Методические рекомендации - Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н; п. 19 Инструкции N 157н).

В случае, если использование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в целях организации налогового учета (в том числе по страховым взносам) невозможно или нецелесообразно, учреждение самостоятельно разрабатывает формы регистров, которые будут использоваться исключительно в целях систематизации данных налогового учета (учета по страховым взносам).

Уполномоченные органы могут рекомендовать налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам страховых взносов) использовать в целях ведения налогового учета (учета по страховым взносам) ту или иную форму (см., например, письма Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6, от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, письмо ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 NN АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380).

Однако окончательное решение остается за налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - формы регистров налогового учета (учета по страховым взносам) утверждаются учреждением самостоятельно при разработке локального стандарта учета ( учетной политики для целей налогообложения ).

Внимание

Регистры налогового учета (учета по страховым взносам) формируются в целях:

- обоснования законности определения суммы налогов (взносов), подлежащей уплате в бюджет или возврату из бюджета;

- оптимизации трудозатрат сотрудников бухгалтерской службы по формированию налоговой отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Соответственно, включение в регистр тех или иных реквизитов должно быть обусловлено необходимостью систематизации (накопления) данных, необходимых для заполнения определенной строки (графы) налогового отчета (расчета по страховым взносам).

Далее подробнее остановимся на вопросах применения учетных регистров в целях организации налогового учета по некоторым налогам.

Налог на прибыль

Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры.

Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

Данные налогового учета подтверждаются содержанием:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов (если они создаются);

5) сумму задолженности по налогу

1) первичных учетных документов, включая Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) ;

2) аналитических регистров налогового учета;

3) расчетов налоговой базы

Регистры налогового учета являются связующим элементом между первичными документами и расчетом налога на прибыль. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляют собой специально разработанные таблицы, справки бухгалтера, иные документы, группирующие информацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо конкретные формы регистров налогового учета. В ст. 313 НК РФ перечислены только обязательные реквизиты, которые они должны содержать:

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

При разработке аналитических регистров налогового учета учреждение может воспользоваться рекомендациями по их составлению "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", изданными еще в 2001 г. Многие из них, конечно, уже устарели, но за основу для формирования своей системы налогового учета их взять можно. К тому же у учреждения регистров налогового учета будет не так много.

Перечень и тип налоговых регистров определяются в первую очередь тем, какую информацию бухгалтер собирается в них фиксировать - всю, имеющую отношение к налоговому учету, или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Аналитические налоговые регистры могут формироваться по операциям, для которых установлен специфический порядок налогообложения (к таким операциям относится, например, распределение расходов между необлагаемой и облагаемой приносящей доход деятельностью). При этом информация об операциях, в отношении которых налоговая специфика отсутствует, может быть взята из данных бухгалтерского учета.

Внимание

В отличие от регистров бухгалтерского учета налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам учета. Однако чтобы упростить сверку доходов (расходов) с данными бухгалтерского учета, в регистрах можно предусмотреть указание на соответствующие счета (коды) бухгалтерского учета доходов (расходов).

Итак, конкретные формы регистров налогового учета и порядок их применения учреждению необходимо разработать самостоятельно. При выборе (разработке) форм регистров, которые будут использоваться в целях подтверждения данных налогового учета, желательно действовать следующим образом.

Определяем, какая информация необходима для подтверждения обоснованности определения налоговой базы и (или) формирования определенного показателя налоговой отчетности.

Пример

При налогообложении прибыли организации в составе расходов могут учитываться суммы амортизации , начисленные различными методами по амортизируемому имуществу. Данные суммы подлежат отражению по строкам 131 - 134 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Отвечаем на вопрос: Достаточно ли для решения соответствующей задачи информации, содержащейся в применяемых регистрах бухгалтерского учета?

Положительный ответ на вопрос означает, что определенный регистр бухгалтерского учета одновременно является и регистром налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для расчета налоговой базы, необходимо определить, целесообразно ли включать в эти регистры дополнительные реквизиты для решения задач налогового учета.

Дополняя соответствующими реквизитами регистры бухгалтерского учета, учреждение формирует регистры налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации, но дополнять их какими-либо реквизитами нецелесообразно, следует разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Пример

Не все амортизационные отчисления, учтенные в бухгалтерском учете по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность", признаются в налоговом учете.

Так, например, для целей исчисления налога на прибыль не начисляется амортизация по имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений, например в виде пожертвований или грантов (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Кроме того, первоначальная стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как при расчете налога на прибыль учреждение вправе применить так называемую "амортизационную премию" (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, в бюджетном (автономном) учреждении принято решение о ежемесячном формировании отдельного регистра налогового учета в целях обобщения и систематизации данных по начислению амортизации, учитываемой в расходах. Согласно учетной политике для целей налогового учета в учреждении применяется регистр налогового учета по следующей форме:

Регистр-расчет амортизации за месяц 20__ г.

Амортизационная группа, шифр

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма накопленной амортизации

Срок полезного использования

Амортизация за месяц

В соответствии со ст. 230 НК РФ организации госсектора обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Форму такого документа учреждение также разрабатывает самостоятельно, но в этом налоговом регистре обязательно должна содержаться следующая информация:

- сведения, по которым можно будет идентифицировать человека (фамилия, имя, отчество, ИНН и т.д.);

- вид выплаченных доходов и вид предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с утвержденными кодами (приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@);

- дата выплаты дохода;

- статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

- реквизиты платежного документа, по которому налог был уплачен.

Глава 21 НК РФ не содержит упоминания о налоговых регистрах, однако положения этой главы содержат требования о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). В качестве налоговых регистров по НДС могут быть использованы счета-фактуры, книги покупок и продаж, а также специальные расчеты и аналитические ведомости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Жукунова А. Л.

эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

Минфин внес изменения и добавил новые формы в Приказ № 52н. Каким учреждениям и как применять — в статье

  • Поправки, которые утверждены Приказом от 15.06.2020 № 103н, действуют с 27 сентября 2020 года.

Бухгалтерия ежедневно обрабатывает поток документов, на основании которых в учете отражают активы, обязательства, доходы и расходы, ведь каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Это указано в ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Первичные учетные документы принимают к бухучету, если они составлены по унифицированным формам. В документах, формы которых не унифицированы, должны быть обязательные реквизиты.

Унифицированные формы для организаций бюджетной сферы утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В своей работе бухгалтер учреждения должен использовать формы из этого приказа в первую очередь.

В сентябре 2020 года Минфин внес серьезные изменения в Приказ № 52н.

1. Обновили:

  • бланки действующих форм первичных документов и регистров;
  • методические указания по заполнению документов.

2. Утвердили новые:

  • журналы операций (ф. 0504071);
  • электронные формы первичных документов;
  • электронные регистры бухучета.

Применять новые электронные формы и регистры нужно по мере организационно-технической готовности учреждения, но не позже 1 января 2021 года.

Применять новые электронные формы и регистры должны госорганы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по бухучету Федеральному казначейству, финорганам субъекта РФ или муниципального образования (в соответствии с п. 6 ст. 264.1 БК).

Централизованные бухгалтерии и остальные учреждения могут использовать новые формы электронных документов по собственному усмотрению. Нужно закрепить это решение в учетной политике.

Какие действующие формы документов изменили

Инвентаризационные описи

В период годовой инвентаризации важно знать, как правильно оформить ее итоги. Напомню, что в целях составления годовой отчетности, инвентаризацию проводят до завершения финансового года, за который составляется отчетность. Например, в четвертом квартале (Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Отследите, чтобы в бухгалтерских программных продуктах обновили формы инвентаризационных описей. В Приказе № 52н есть два изменения этих документов:

  1. В бланках описей по ф. 0504081, ф. 0504083–0504086, ф. 0504088–0504089, ф. 0504091 реквизит «от «__» _________ 20__ г.» заменили на «на «__» _________ 20__ г.». Информация в описях отражается на дату проведения инвентаризации.
  2. В бланках ф. 0504081, ф. 0504086, ф. 0504088 реквизит «материально ответственное лицо» заменили на «ответственное лицо».

В отношении материальной ответственности ничего не меняется. Минфин разъяснил, что это понятие закреплено Трудовым кодексом. Материальная ответственность работника за ущерб работодателю прописана в ст. 238 ТК РФ. А в ст. 243 перечислены случаи полной материальной ответственности. То есть обязанность работника возмещать ущерб не определяется законодательством о бухучете. Следовательно, саму ответственность этот реквизит в документе не отменяет.

Документы для учета и списания активов

1. «Ответственное лицо» вместо «МОЛ» с 2020 года прописали также в реквизитах следующих документов:

  • акты о списании: нефинансовых активов
    ф. 0504104, транспортных средств ф. 0504105, мягкого и хозяйственного инвентаря ф. 0504143, материальных запасов ф. 0504230, БСО ф. 0504816;
  • ведомости выдачи: кормов и фуража ф. 0504203, материальных ценностей ф. 0504210;
  • карточки и книги учета: имущества в пользовании ф. 0504206, животных ф. 0504039, материальных ценностей ф. 0504042, ф. 0504043, боя посуды
    ф. 0504044;
  • меню-требование ф. 0504202;
  • реестр сдачи документов ф. 0504053.

2. В Приказе № 52н финансисты уточнили, что инвентарную карточку учета нефинансовых активов ф. 0504031 и инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов
ф. 0504032:

  • открывают при принятии к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива;
  • закрывают при выбытии с бухучета инвентарного объекта НФА.

Также в инвентарной карточке ф. 0504031 не нужно указывать ОКОФ. При заполнении указываем амортизационную группу.

Инвентарную карточку группового учета ф. 0504032 открывают для основных средств, которые входят в комплекс объектов ОС, признаваемый единым инвентарным объектом. Например, для оконечных устройств сигнализационной сети, систем вентиляции, пожаротушения. То есть для камер видеонаблюдения, кондиционеров, средств вычислительной техники и оргтехники, которые входят в состав этих систем.

Теперь это согласуется с п. 45 Инструкции № 157н. Отдельную инвентарную карточку на систему видеонаблюдения заводить не нужно, так как она входит в состав здания и отдельным инвентарным объектом не является. Но карточку группового учета для отдельных элементов системы оформить нужно.

3. Опись инвентарных карточек ф. 0504033 не нужно составлять, если инвентарные карточки
ф. 0504031, 0504032 бухгалтерия формирует в форме электронного документа. То есть опись составляем только, если по-прежнему работаем с бумажными карточками.

4. Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов)
ф. 0504207 нужно оформлять сдачу на склад материалов, которые остались после разборки или иного выбытия основного средства. Раньше эту операцию оформляли требованием-накладной ф. 0504204.

5. Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря ф. 0504143. В Приказе № 52н уточнили, что акт применяют при списании не только хозяйственного, но и производственного инвентаря.

Производственный инвентарь — это предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не относятся ни к оборудованию, ни к сооружениям.

Акт ф. 0504143 предназначен для инвентаря стоимостью от 10 000 руб. до 100 000 руб. Ранее в Приказе № 52н стоимостной критерий был от 3 000 руб. до 40 000 руб., что не соответствовало положениям ФСБУ и инструкций по учету.

6. Также уточнили стоимостной критерий и в ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ф. 0504210. Форму заполняют при передаче в эксплуатацию объектов ОС до 10 000 руб.

7. Бухгалтерская справка ф. 0504833 теперь имеет две функции: ее можно использовать как первичный учетный документ и как бухгалтерский документ.

Как первичный учетный документ бухгалтерскую справку используем для операций, по которым нет унифицированных первичных форм. Например, списание дебиторской задолженности.

Как бухгалтерский документ ф. 0504833 применяем, чтобы отразить бухгалтерские записи по операциям, оформленным электронными первичными документами, а также для отражения в учете операций по исправлению ошибок.

Также справку нужно оформить при передаче в централизованную бухгалтерию оформленных первичных учетных документов, в которых нет раздела «Отметка о принятии к учету».

В бухгалтерской справке ф. 0504833, сформированной как первичный учетный документ, отражают:

  • в графе 1 — наименование и основание проводимой операции;
  • графы 2 и 3 — не заполняются;
  • в графах 4 и 5 — номера счетов по дебету и кредиту, соответствующие хозяйственной операции;
  • в графе 6 — сумму операции.

В бухгалтерской справке ф. 0504833, сформированной как бухгалтерский документ, отражают:

  • в графе 1 — наименование первичного учетного документа;
  • в графах 2 и 3 — номер и дату первичного учетного документа;
  • в графах 4 и 5 — номера счетов по дебету и кредиту счета, соответствующие хозяйственной операции, отраженной в первичном учетном документе;
  • в графе 6 — сумму, указанную в первичном учетном документе по соответствующей хозяйственной операции.

8. Извещение ф. 0504805 с 2020 года тоже работает как первичный учетный и бухгалтерский документ.

Первичный учетный документ — для операций, по которым нет унифицированных первичных документов. Например, при предоставлении межбюджетных трансфертов с условиями при передаче активов.

Бухгалтерский документ — для отражения бухгалтерских проводок согласно первичному учетному документу по приемке-передаче имущества, активов и обязательств:

  • при межведомственных и межбюджетных расчетах;
  • расчетах между государственными, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и учредителями;
  • расчетах между органами, которые проводят кассовое обслуживание по поступлениям в бюджет и выбытиям из бюджета.

Новые регистры бухгалтерского учета

После внесения поправок в Приказ № 52н учреждения будут оформлять два новых журнала операций ф. 0504071.

В журнале операций межотчетного периода ф. 0504071 отражают операции межотчетного периода, например бухгалтерские записи по изменению входящих остатков по счетам на 1 января текущего года при переходе на новый ФСБУ. Раньше для этого использовали журнал по прочим операциям или журнал, который соответствует виду операций.

Для исправления ошибок раньше применяли журнал по прочим операциям, в котором делали отметку «Исправление ошибок прошлых лет». Теперь для этого есть новый отдельный журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет ф. 0504071. В п. 11 Инструкции № 157н внесли аналогичные изменения и новые регистры.

Новые электронные формы и регистры

Приказ № 52н пополнился также и новыми электронными регистрами бухучета:

1. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ф. 0504093. Его нужно применять для регистрации в хронологическом порядке ПКО ф. 0310001 и РКО ф. 0310002, если их составляют в электронном виде и используют электронный документооборот.

Органы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по учету уполномоченным органам, обязательно ведут электронный журнал по форме 0504093. Остальные учреждения могут применять этот журнал, если пропишут это в учетной политике. Форму подписывает ответственный бухгалтер своей ЭЦП.

2. Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами ф. 0504094. Применяется при централизованном учете. В регистре в электронном виде формируют сведения о командировочных, компенсационных и иных выплатах в натуральной форме физлицам, которые облагаются НДФЛ и страховыми взносами. В этот регистр не включают выплаты, связанные с оплатой труда, и по договорам гражданско-правового характера.

3. Новые электронные формы первичных документов предназначены для оформления расчетов с подотчетными лицами при централизованном учете:

  • ф. 0504512 — решение о командировании на территории РФ;
  • ф. 0504513 — изменение решения о командировании на территории РФ;
  • ф. 0504515 — решение о командировании на территорию иностранного государства;
  • ф. 0504516 — изменение решения о командировании на территорию иностранного государства;
  • ф. 0504518 — заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема;
  • ф. 0504517 — решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
  • ф. 0504520 — отчет о расходах подотчетного лица.
  • Скачайте шпаргалку, чтобы построчно заполнить новый отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520.

В конце статьи есть шпаргалка

Обратите внимание, отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520 составляют только в виде электронного документа и применяют для учета расчетов с подотчетными лицами на основании соответствующих электронных документов ф. 0504512, 0504513, 0504515, 0504516, 0504517, 0504518.

Если учреждение продолжает вести бумажный документооборот, то использовать нужно авансовый отчет ф. 0504505.

Подробнее о применении новых форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, использовании скан−копий документов — в вебинаре

Первичные документы и регистры бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Изменения в Приказе № 52н.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как заполнить отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) 687.8 КБ

Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

Что собой представляет налоговый регистр

Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

  • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
  • Каков метод формирования этой базы?

Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

  • Ошибки и опечатки.
  • Беспорядочное внесение сведений.
  • Наличие пропусков.

Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

Как должен выглядеть регистр

В НК РФ практически нет сведений, касающихся именно вида регистра. В Кодексе есть только общая информация. То есть задача по оформлению документов возлагается на организации.

Но в статье 313 НК РФ указаны обязательные сведения, которые нужно включить в регистр. В частности, это следующие пункты:

  • Название.
  • Период.
  • Название проделанной операции.
  • Итоги операции в рублях.

Документ заверяется подписью ответственного сотрудника. Подпись сопровождается расшифровкой.

Если это регистр НДФЛ, в него включаются эти сведения:

  • Вид дохода.
  • Льготы по НДФЛ, сокращающие налогооблагаемую базу.
  • Размеры выплат.
  • Даты выплат.
  • Размер исчисленного налога.
  • Дата удержания налога.
  • Информация о платежках, которые подтверждают выплату налога.

Правила, относящиеся к налоговым регистрам, практически идентичны правилам, относящимся к бухгалтерской первичке. А потому у некоторых специалистов возникает вопрос о возможности заменить регистры бухгалтерской документацией. В НК РФ нет запретов касательно этого. Более того, в статье 313 НК РФ есть тому косвенное разрешение. Но в этой же статье прописано, что, если бухгалтерских данных недостаточно, их требуется дополнить. По результатам дополнений и формируется регистр.

ВНИМАНИЕ! Регистры ведутся и в бумажной, и в электронной форме. Электронная документация просто распечатывается, если для этого есть необходимость (к примеру, требование налоговой).

Как сформировать регистры

Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

Регистры по налогу на прибыль

Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

Можно ли не разрабатывать формы регистров?

Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

Примеры

Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

  • Доходы от продажи.
  • Траты, сокращающие доходы от продажи.
  • Внереализационные доходы.
  • Внереализационные траты.

Регистров может быть и больше. Все зависит от нужд конкретной фирмы. К примеру, можно ввести эти НР:

  • Выручка от продажи товаров собственного производства.
  • Выручка от продажи товаров, которые ранее были закуплены оптом.
  • Выручка от продажи прочих изделий.

При оформлении каждого регистра нужно придерживаться положений НК РФ. К примеру, при заполнении регистра «Доходы от продажи» нужно помнить, что выручка должна фиксироваться без учета НДС и акцизов. Соответствующее правило приведено в пункте 1 статьи 248 НК РФ.

Для заполнения такого регистра нужно пользоваться сведениями из бухучета. В частности, счетами 90 и 91. Данные бухучета и сведения в регистрах не должны противоречить друг другу.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Регистры налогового учета по налогу на прибыль помогают выяснить, корректно ли заполнена декларация по налогу на прибыль, поэтому налоговые органы любят запрашивать их при своих контрольных мероприятиях — камералке, встречке и иных проверках. Статья пояснит, как правильно заполнить налоговые регистры по налогу на прибыль (далее — НП).

Нормативы о регистрах налогового учета

Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в Учетной политике по НУ, регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.

Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

Требования к налоговым регистрам

В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

Рекомендации МНС по регистрам НУ

Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

  1. Промежуточных расчетов.
  2. Учета состояния единицы учета.
  3. Учета хозяйственных операций.
  4. Формирования отчетных данных.
  5. Учета целевых средств некоммерческих организаций.
Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм:

  • доходов от реализации за этот промежуток времени;
  • расходов, относящихся к этим доходам;
  • внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыли от реализации и от внереализационных операций.
С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel.

Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

Образец регистра НУ доходов

Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

3 674 064 / 118 × 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

664645

Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.

Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.

Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.

Вот эта оборотка:

44654

Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.

654654

Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.

Пример регистров НУ по внереализационным расходам

Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:

мм

После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:

мм

Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.

Сроки хранения налоговых регистров

Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Не так давно Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

Таким образом, документы, подтверждающие величину убытка, в случае его переноса с целью уменьшения налоговой базы на протяжении нескольких последующих лет (п. 4 ст. 283 НК РФ), хранятся после завершения переноса этого убытка в течение 4 лет (письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости амортизируемого актива, начинают отсчитывать свой 4-летний срок хранения только после завершения начисления амортизации (письмо Минфина от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

Понятно, что соответствующие регистры НУ хранятся по таким же правилам.

Налоговые регистры по НП должен иметь каждый налогоплательщик, так как ИФНС имеет право при своих регулярных проверках отчетности любой компании на ее «белизну и прозрачность» запросить их.

Важно понимать, что представляют собой регистры по НУ и как их правильно заполнить, чтобы не подставить свою фирму на нежелательные штрафы за непредставленные документы или грубое нарушение правил НУ.

В статье показаны образцы налоговых регистров по налогу на прибыль, которые помогут выполнить требования налоговиков к их оформлению.

Читайте также: