Адаменкова с и налогообложение теория и практика

Опубликовано: 12.05.2024

ЮстиАл | Юридический паблик

ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

9 книг по налоговому праву

1. Козырин А.Н. "Введение в российское налоговое право"

Представленная работа знакомит с основами теории налогового права: понятием, предметом и методом налогового права, его источниками, понятием налога и налоговой обязанности, процедурами установления налога, добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, налогового контроля, а также с вопросами ответственности за совершение налогового правонарушения, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

2. Сапожникова Е.Ю. "Налоговое право"

В работе рассматриваются такие темы, как: "История налогообложения", "Понятие налога и сбора, их характерные черты. Функции налогов", "Общие положения налогового права России", "Источники налогового права", "Элементы юридического состава налога", "Налоговая обязанность", "Налоговый контроль", "Налоговые проверки", "Федеральные налоги", "Региональные налоги", "Налоговое планирование" и др.

3. Клейменова М.О. "Налоговое право"

Работа посвящена сущности налогового права, его месту в системе финансового права, выявлено предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания налогов.

4. Тютин Д.В. "Налоговое право. Курс лекций" 2015

Рассматриваются основные положения налогового права; деятельность налоговых органов; способы защиты прав частных субъектов, бремя и стандарт доказывания в налоговых спорах; федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги; специальные налоговые режимы и др.

5. Ялбулганов А.А. "Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах"

В представленном издании применена оригинальная методика изложения материала, которая позволяет легко усвоить все сложные вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Схемы наглядно позволяют пройти пошагово все стадии налогового процесса - от установления налогов и сборов и до их уплаты. Приводятся формулы порядка исчисления налогов и сборов, порядка применения налоговых льгот, которые позволят избежать ошибок при расчете налогов и сборов.

6. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. "Налоги"

Освещаются актуальные теоретические и практические проблемы построения налоговой системы Российской Федерации, в частности налоговое законодательство, принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль.

7. Колесниченко Т.В. "Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок"

Настоящая работа посвящена вопросам разрешения налоговых споров, возникающих по результатам налоговых проверок. Подробно рассмотрены процедуры, применяемые при урегулировании споров названной категории.

8. Сасов К.А. "Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации"

В работе проанализированы и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права и даны рекомендации по их применению в административной и судебной практике. Обобщены решения Конституционного Суда РФ по вопросам процессуального и налогового права, выявлены тенденции конституционного правосудия в области налогообложения, сделаны предложения по практическому применению конституционных положений при защите прав налогоплательщиков в налоговых органах, судах, в том числе в арбитражных судах.

9. Полежарова Л.В. и др. "Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России"

В работе рассматриваются основы теории устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения, а также вопросы налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

1 Адаменкова, С.И. Налогообложение и ценообразование: теория и практика: учебное пособие/С.И.Адаменкова, О.С.Евменчик.//Минск, Элайда. – 2013. – 312 с.

2 Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за 2005-2010 гг. http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

3 Аркин, В.И. Инвестиционные ожидания, стимулирование инвестиций и налоговой реформы/В.И.Аркин//Экономика и математичсекие методы. – 2007. – т.43, - №2. – с.76-100.

4 Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник. - Москва : Юрайт, 2009. – 776 с.

5 Бликанов, А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. - С. 15-17.

6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 17 июня 2008 года :одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года]. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. – 153 с.

7 Горский, И. В. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса // Финансы. - 2009. - N 10. - С. 44-47.

8 Гусаков, В.Г. Беларусь 2020: Наука и экономика. Концепция комплексного прогноа Научно-технического прогресса и приоритетных направлений Научно-технической деятельности в Республике Беларусь на период до 2020 года/В.Г.Гусаков, А.Е.Дайнеко, С.М.Дедков, В.В.Гончаров, И.А.Грибоедова. – Минск, Белорусская Наука. – 2015. – 211 с.

9 Евдокимов А. Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. - 2007. - N 7. - С. 13-20.

10 Еремеева, И.А. Финансы и кредит во внешнеэкономической деятельности: учебник/И.А.Еремеева// – Минск. – Высшая школа. – 2012. – 288 с.

11 Киселев, С. А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.

12 Макроэкономика : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 415 с.

13 Макроэкономика: учебное пособие/А.В.Бондаря, В.А.Воробьева [и др.] – Минск: БГЭУ. - 2013. – 415 с.

14 Мясникович, М.В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь. Теория и практика/ М.В.Мясникович. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2012. – 176 с.

15 Национальная экономика Беларуси : учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 751 с.

16 Национальная экономика Беларуси: учебное пособие / под общ.ред.В.Н. Шимов - Минск : БГЭУ, 2010.

17 Петренко, Е. А. Сущность и содержание бюджета, управление доходами бюджета
// Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 5. - С. 14-22.

18 Рудый, К. Финансовая политика государства: теоретические аспекты, приоритеты реализации/ К.Рудый//Финансы, учет, аудит. 2003. - №5. – с.28-30.

19 Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 65-80.

20 Сорокина, Т. В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние
// Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 2. - С. 60-72

21 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет/Т.В.Сорокина// – Минск: БГЭУ. – 2012. – 618 с.

22 Статистический сборник «Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013». – Минск, Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 2014.

23 Харковец, А. В режиме жесткой экономии // Экономика Беларуси. - 2009. - N 4 (21). - С. 52-55.

24 Хотько, А. В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 г. как оптимальный вариант возможного // Планово-экономический отдел. - 2010. - N 3 (81). - С. 15-20.

25 Шимов, В.Н. Национальная экономика: теоретико-методологические вопросы формирования и развития/В.Н,Шимов, А.А.Быков, Л.М.Крюков//БЭЖ. – 2012. - №1. – С.4-17.

26 Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с.

27 Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ind:cators/svodn_2000-2008.php.

20 Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

1 Современная банковская система: сущность, структура, функции. Роль центрального банка в банковской системе

2 Опыт становления банковских систем в переходных странах

3 Особенности банковской системы Республики Беларусь и концепция её развития до 2015 года

date image
2015-01-07 views image
894

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. — Минск : Элайда, 2005. — 568 с.

2. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М. : Магистр, 2007. — 576 с.

3. Ашмарина, Е. М. Некоторые проблемы современного налогового права / Е. М. Ашмарина // Государство и право. — 2003. — № 3. — С. 50—57.

4. Барулин, С. В. Налоги и налогообложение : учебник / С. В. Барулин, О. С. Кирилова, Т. В. Муравлева. — М. : Экономистъ, 2006. — 398 с.

5. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / С. В. Барулин. — М. : Экономистъ, 2006. — 319 с.

6. Бельский, К. С. Налоговая система : генезис, основные элементы, принципы / К. С. Бельский // Государство и право. — 2006. — № 9. — С. 48—55.

7. Березин, М. Ю. Базовая структура универсальной налоговой модели / М. Ю. Березин // Хозяйство и право. — 2006. — № 2. — С. 87—98.

8. Березин, М. Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2003. — № 19. — С. 75—86.

9. Березин, М. Ю. Сравнительный анализ поэлементной конструкции налога / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2006. — № 1. — С. 50—60.

10. Бойко, Т. С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения / Т. С. Бойко // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. — 2006. — № 2. — С. 80—86.

11. Бондарь, Н. С. Конституционная природа налогового права / Н. С. Бондарь // Финансовое право. — 2005. — № 3. — С. 28—40.

12. Винницкий, Д. В. Предмет российского налогового права / Д. В. Винницкий // Журн. рос. права. — 2002. — № 10. — С. 71—81.

13. Гаврилюк, Р. А. Функции налога : методологические подходы к определению / Р. А. Гаврилюк // Финансовое право. — 2003. — № 4. — С. 35—37.

14. Гаджиев, Г. А. Предприниматель — налогопла­тельщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации : учеб. пособие / Г. А. Гаджиев, С. Г. Пепеляев. — М. : ФБК-ПРЕСС, 1998. — 592 с.

15. Гуреев, В. И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины / В. И. Гуреев // Государство и право. — 2005. — № 4. — С. 49—54.

16. Демин, А. В. К вопросу об общих принципах налогообложения / А. В. Демин // Журн. рос. права. — 2002. — № 4. — С. 54—62.

17. Евтушенко, В. Ф. К вопросу о соотношении категорий «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» / В. Ф. Евтушенко //Финансовое право. — 2005. — № 4. — С. 12—16.

18. Евтушенко, В. Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права / В. Ф. Евтушенко // Финансовое право. — 2005. — № 9. — С. 2—5.

19. Жернаков, М. В. Субъекты налоговых правоотношений : правовой статус и виды / М. В. Жернаков // Финансовое право. — 2004. — № 6. — С. 24—28.

20. Журавлева, О. О. Эволюция научных представлений о юридической конструкции налога / О. О. Журавлева // Финансовое право. — 2002. — № 2. — С. 3—8.

21. Заяц, Н. Е. Теория налогов : учебник / Н. Е. Заяц. — Минск : БГЭУ, 2001. — 220 с.

22. Злобин, Н. Н. Налог как правовая категория / Н. Н. Злобин ; под ред. Ю. А. Крохиной. — М. : РПА МЮ РФ, 2003. — 170 с.

23. Коровкин, В. В. Основы теории налогообложения : учеб. пособие / В. В. Коровкин. — М. : Экономистъ, 2006. — 576 с.

24. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-Издат, 2010. — 426 с.

25. Кучеров, И. И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов / И. И. Кучеров // Финансовое право. — 2009. — № 10. — С. 22—27.

26. Кучеров, И. И. Новый концептуальный подход к определению налога / И. И. Кучеров // Финансовое право. — 2008. — № 1. — С. 16—18.

27. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов : правовые аспекты / И. И. Кучеров. — М. : ЮрИнфоР, 2009. — 473 с.

28. Кучерявенко, Н. П. Место налогового права в системе финансово-правовой отрасли / Н. П. Кучерявенко // Финансовое право. — 2005. — № 2. — С. 8—12.

29. Кучерявенко, Н. П. Роль дефиниции «налог» в содержании института налогового права / Н. П. Кучерявенко // Финансовое право. — 2002. — № 3. — С. 7—10.

30. Львова, Е. Г. Проблемы общих теорий налогов в литературе / Е. Г. Львова // Финансовое право. — 2005. — № 1. — С. 27—30.




31. Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения : учебник / И. А. Майбуров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

32. Маньковский, И. А. Налогообложение и налоговое право Республики Беларусь : практ. пособие / И. А. Маньковский. — Минск : Молодежное, 2006. — 346 с.

33. Мороз, Л. Н. Налоги : проблемы правового регулирования / Л. Н. Мороз. — Минск : Веды, 1999. — 356 с.

34. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 511 с.

35. Налоги и налогообложение : учебник / Н. Е. Заяц [и др.] ; под ред. Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, И. Н. Алешкевич. — 5-е изд., испр. и доп. — Минск : Высш. шк., 2008. — 320 с.

36. Налоговое право : учебник / С. Г. Пепеляев [и др.] ; под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Юристъ, 2004. — 591 с.

37. Орлов, М. Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства / М. Ю. Орлов // Финансовое право. — 2006. — № 2. — С. 18—23.

38. Парыгина, В. А. Понятие и функции налогообложения / В. А. Парыгина // Соврем. право. — 2005. — № 9. — С. 7—11.

39. Парыгина, В. А. Принципы налогового права / В. А. Парыгина // Соврем. право. — 2003. — № 4. — С. 9—14.

40. Пилипенко, А. А. Налоговое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. — Минск : Кн. Дом, 2006. — 448 с.

41. Пилипенко, А. А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы / А. А. Пилипенко // Финансовое право. — 2006. — № 7. — С. 23—25.

42. Пилипенко, А. А. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы / А. А. Пилипенко // Финансовое право. — 2006. — № 10. — С. 21—30.

43. Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов : учеб. пособие / В. М. Пушкарева. — М. : Финансы и стат., 2005. — 256 с.

44. Соловьев, В. А. О правовой природе налога / В. А. Соловьев // Журн. рос. права. — 2002. — № 3. — С. 22—28.

45. Тедеев, А. А. К вопросу о месте налогового права в системе российского права / А. А. Тедеев // Законодательство и экономика. — 2004. — № 4. — С. 40—46.

46. Тедеев, А. А. Налоговое право : учебник / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — М. : Эксмо, 2004. — 864 с.

47. Франк, Ф. К. Об определении понятия и сущности общих принципов налогового права / Ф. К. Франк // Журн. рос. права. — 2003. — № 4. — С. 107—112.

48. Ханкевич, Л. А. Налоговое право/ Л. А. Ханкевич. — Минск : Тетра Системс, 2007. — 127с.

49. Худяков, А. И. Основы налогообложения : учеб. пособие / А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. — СПб. : Европ. дом, 2002. — 432 с.

50. Цинделиани, И. А. Налоговое право России : учебник / И. А. Цинделиани [и др.]. — М. : Эксмо, 2008. — 576 с.

51. Шахмаметьев, А. А. Налоговое резиденство иностранных организаций : теория и практика правового регулирования / А. А. Шахмаметьев // Государство и право. — 2009. — № 8. — С. 46—53.

52. Шепенко, Р. А. Налоговое право : конституционные нормы / Р. А. Шепенко. — М. : Статут, 2006. — 303 с.

53. Щекин, Д. М. Налоговое право государства — участников СНГ (Общая часть) : учеб. пособие / Д. М. Щекин ; под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Статут, 2008. — 412 с.

54. Щекин, Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Д.М. Щекин ; под ред. С.Г. Пепеляева. — М. : Статут, 2007. — 236 с.

55. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / Т. Ф. Юткина. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 576 с.

56. Яговкина, В. А. Некоторые аспекты института налогового правоотношения В. А. Яговкина // Правоведение. — 2002. — № 5. — С. 93—96.

date image
2015-01-07 views image
895

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. — Минск : Элайда, 2005. — 568 с.

2. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М. : Магистр, 2007. — 576 с.

3. Ашмарина, Е. М. Некоторые проблемы современного налогового права / Е. М. Ашмарина // Государство и право. — 2003. — № 3. — С. 50—57.

4. Барулин, С. В. Налоги и налогообложение : учебник / С. В. Барулин, О. С. Кирилова, Т. В. Муравлева. — М. : Экономистъ, 2006. — 398 с.

5. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / С. В. Барулин. — М. : Экономистъ, 2006. — 319 с.

6. Бельский, К. С. Налоговая система : генезис, основные элементы, принципы / К. С. Бельский // Государство и право. — 2006. — № 9. — С. 48—55.

7. Березин, М. Ю. Базовая структура универсальной налоговой модели / М. Ю. Березин // Хозяйство и право. — 2006. — № 2. — С. 87—98.

8. Березин, М. Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2003. — № 19. — С. 75—86.

9. Березин, М. Ю. Сравнительный анализ поэлементной конструкции налога / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2006. — № 1. — С. 50—60.

10. Бойко, Т. С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения / Т. С. Бойко // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. — 2006. — № 2. — С. 80—86.

11. Бондарь, Н. С. Конституционная природа налогового права / Н. С. Бондарь // Финансовое право. — 2005. — № 3. — С. 28—40.

12. Винницкий, Д. В. Предмет российского налогового права / Д. В. Винницкий // Журн. рос. права. — 2002. — № 10. — С. 71—81.

13. Гаврилюк, Р. А. Функции налога : методологические подходы к определению / Р. А. Гаврилюк // Финансовое право. — 2003. — № 4. — С. 35—37.

14. Гаджиев, Г. А. Предприниматель — налогопла­тельщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации : учеб. пособие / Г. А. Гаджиев, С. Г. Пепеляев. — М. : ФБК-ПРЕСС, 1998. — 592 с.

15. Гуреев, В. И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины / В. И. Гуреев // Государство и право. — 2005. — № 4. — С. 49—54.

16. Демин, А. В. К вопросу об общих принципах налогообложения / А. В. Демин // Журн. рос. права. — 2002. — № 4. — С. 54—62.

17. Евтушенко, В. Ф. К вопросу о соотношении категорий «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» / В. Ф. Евтушенко //Финансовое право. — 2005. — № 4. — С. 12—16.

18. Евтушенко, В. Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права / В. Ф. Евтушенко // Финансовое право. — 2005. — № 9. — С. 2—5.

19. Жернаков, М. В. Субъекты налоговых правоотношений : правовой статус и виды / М. В. Жернаков // Финансовое право. — 2004. — № 6. — С. 24—28.

20. Журавлева, О. О. Эволюция научных представлений о юридической конструкции налога / О. О. Журавлева // Финансовое право. — 2002. — № 2. — С. 3—8.

21. Заяц, Н. Е. Теория налогов : учебник / Н. Е. Заяц. — Минск : БГЭУ, 2001. — 220 с.

22. Злобин, Н. Н. Налог как правовая категория / Н. Н. Злобин ; под ред. Ю. А. Крохиной. — М. : РПА МЮ РФ, 2003. — 170 с.

23. Коровкин, В. В. Основы теории налогообложения : учеб. пособие / В. В. Коровкин. — М. : Экономистъ, 2006. — 576 с.

24. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-Издат, 2010. — 426 с.

25. Кучеров, И. И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов / И. И. Кучеров // Финансовое право. — 2009. — № 10. — С. 22—27.

26. Кучеров, И. И. Новый концептуальный подход к определению налога / И. И. Кучеров // Финансовое право. — 2008. — № 1. — С. 16—18.

27. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов : правовые аспекты / И. И. Кучеров. — М. : ЮрИнфоР, 2009. — 473 с.

28. Кучерявенко, Н. П. Место налогового права в системе финансово-правовой отрасли / Н. П. Кучерявенко // Финансовое право. — 2005. — № 2. — С. 8—12.

29. Кучерявенко, Н. П. Роль дефиниции «налог» в содержании института налогового права / Н. П. Кучерявенко // Финансовое право. — 2002. — № 3. — С. 7—10.

30. Львова, Е. Г. Проблемы общих теорий налогов в литературе / Е. Г. Львова // Финансовое право. — 2005. — № 1. — С. 27—30.




31. Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения : учебник / И. А. Майбуров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

32. Маньковский, И. А. Налогообложение и налоговое право Республики Беларусь : практ. пособие / И. А. Маньковский. — Минск : Молодежное, 2006. — 346 с.

33. Мороз, Л. Н. Налоги : проблемы правового регулирования / Л. Н. Мороз. — Минск : Веды, 1999. — 356 с.

34. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 511 с.

35. Налоги и налогообложение : учебник / Н. Е. Заяц [и др.] ; под ред. Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, И. Н. Алешкевич. — 5-е изд., испр. и доп. — Минск : Высш. шк., 2008. — 320 с.

36. Налоговое право : учебник / С. Г. Пепеляев [и др.] ; под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Юристъ, 2004. — 591 с.

37. Орлов, М. Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства / М. Ю. Орлов // Финансовое право. — 2006. — № 2. — С. 18—23.

38. Парыгина, В. А. Понятие и функции налогообложения / В. А. Парыгина // Соврем. право. — 2005. — № 9. — С. 7—11.

39. Парыгина, В. А. Принципы налогового права / В. А. Парыгина // Соврем. право. — 2003. — № 4. — С. 9—14.

40. Пилипенко, А. А. Налоговое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. — Минск : Кн. Дом, 2006. — 448 с.

41. Пилипенко, А. А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы / А. А. Пилипенко // Финансовое право. — 2006. — № 7. — С. 23—25.

42. Пилипенко, А. А. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы / А. А. Пилипенко // Финансовое право. — 2006. — № 10. — С. 21—30.

43. Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов : учеб. пособие / В. М. Пушкарева. — М. : Финансы и стат., 2005. — 256 с.

44. Соловьев, В. А. О правовой природе налога / В. А. Соловьев // Журн. рос. права. — 2002. — № 3. — С. 22—28.

45. Тедеев, А. А. К вопросу о месте налогового права в системе российского права / А. А. Тедеев // Законодательство и экономика. — 2004. — № 4. — С. 40—46.

46. Тедеев, А. А. Налоговое право : учебник / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — М. : Эксмо, 2004. — 864 с.

47. Франк, Ф. К. Об определении понятия и сущности общих принципов налогового права / Ф. К. Франк // Журн. рос. права. — 2003. — № 4. — С. 107—112.

48. Ханкевич, Л. А. Налоговое право/ Л. А. Ханкевич. — Минск : Тетра Системс, 2007. — 127с.

49. Худяков, А. И. Основы налогообложения : учеб. пособие / А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. — СПб. : Европ. дом, 2002. — 432 с.

50. Цинделиани, И. А. Налоговое право России : учебник / И. А. Цинделиани [и др.]. — М. : Эксмо, 2008. — 576 с.

51. Шахмаметьев, А. А. Налоговое резиденство иностранных организаций : теория и практика правового регулирования / А. А. Шахмаметьев // Государство и право. — 2009. — № 8. — С. 46—53.

52. Шепенко, Р. А. Налоговое право : конституционные нормы / Р. А. Шепенко. — М. : Статут, 2006. — 303 с.

53. Щекин, Д. М. Налоговое право государства — участников СНГ (Общая часть) : учеб. пособие / Д. М. Щекин ; под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Статут, 2008. — 412 с.

54. Щекин, Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Д.М. Щекин ; под ред. С.Г. Пепеляева. — М. : Статут, 2007. — 236 с.

55. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / Т. Ф. Юткина. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 576 с.

56. Яговкина, В. А. Некоторые аспекты института налогового правоотношения В. А. Яговкина // Правоведение. — 2002. — № 5. — С. 93—96.

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Читайте также: