Абстрактные налоги это налоги которые

Опубликовано: 13.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

    Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

    1. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее
    чем через одну неделю после их принятия
    1 января года, следующего за годом их принятия
    чем через один месяц после их принятия
    чем по истечении одного года после их принятия

    2. Ставка налога — это
    установленный государством размер налога за вычетом налоговых льгот
    размер налога, приходящийся на единицу налогообложения
    сумма денег, которую платит налогоплательщик, за вычетом налоговых льгот
    установленный государством размер налога

    3. Абстрактные налоги — это налоги, которые
    вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства
    непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд
    поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству
    вводятся государством для формирования бюджета в целом

    4. По налоговому законодательству РФ физические лица считаются резидентами, если они находятся на территории РФ более
    93 суток в календарном году
    93 суток
    183 суток
    183 суток в календарном году

    5. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений
    нет
    да
    да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

    6. К источникам налогового права не относится
    Конституция РФ
    Решения арбитражного суда по конкретным налоговым делам
    Налоговый кодекс РФ
    Налоговое законодательство зарубежных стран

    7. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов
    федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы
    федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, налоги и сборы свободных экономических зон РФ
    федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации

    8. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам
    региональным
    местным
    федеральным
    смешанным

    9. Налоговые органы провести проверку документов налогоплательщика
    не имеют
    имеют право, но только тех документов, которые связаны с уплатой налога
    имеют право
    имеют право в исключительных случаях

    10. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в
    вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
    Конституционный суд РФ
    вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

    11. Субъект налоговых правоотношений — это
    реальный участник налоговых правоотношений
    любое лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. являющееся носителем субъективных прав и обязанностей
    взимаемый налог
    исключительно физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

    12. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах
    Германии
    Франции
    США
    Японии

    13. Объект налогообложения — это
    юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
    взимаемый налог
    сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет
    имущество налогоплательщика

    14. Субъектом налогообложения по подоходному налогу может быть «только семья» в налоговых системах такого государства, как
    Россия
    США
    Франция
    Германия

    15. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении
    одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
    трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
    двух месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

    1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
    • подушная подать

    2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
    • всегда распространяется

    3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
    • Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

    4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
    • регулирующим

    7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
    • подушный

    8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
    • распространяется

    9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
    • налоговой политикой государства

    10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
    • в пользу налогоплательщика

    12. Антиналогообложение — это:
    • явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

    13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
    • до двадцати четырех часов последнего дня срока

    14. Ставки налога бывают:
    • твердые, процентные

    15. Существующая российская налоговая система создавалась:
    • на базе опыта зарубежных стран

    16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
    • обратной силы не имеют

    17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
    • не вправе

    19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
    • прямыми

    20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
    • расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

    21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
    • не предусматривает

    22. Налоговый гнет в России составляет:
    • 32%

    23. Налоговая система Франции характеризуется:
    • преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

    24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
    • нет

    25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
    • косвенными

    26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
    • 1 января года, следующего за годом их принятия

    27. Объект налогового правоотношения — это:
    • сам налог как обязательный взнос в бюджет

    28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
    • Правительство РФ

    29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
    • налогово-правовой нормой

    30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
    • Адам Смит

    31. Самой крупной статьей доходов в США является:
    • подоходный налог с населения

    32. Не являются участником налоговых правоотношений:
    • отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

    33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
    • 2:1

    35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
    • одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

    36. Предмет налогообложения — это:
    • имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

    37. Налоговое право — это:
    • подотрасль финансового права

    38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
    • низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

    39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
    • устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

    40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
    • федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

    42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
    • субъективным налоговым правом

    43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
    • Адам Смит

    44. Ставка налога — это:
    • размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

    45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
    • Японии

    46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
    • Японии

    48. К специальным налоговым режимам относятся:
    • упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

    49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
    • властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

    50. Объект налогообложения — это:
    • юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

    51. Налоговой системе России присущи:
    • нестабильность и неурегулированность

    52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
    • федеральными

    54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    55. Плательщики налогов — это:
    • юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

    56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
    • «Налоговый курьер»

    57. К источникам налогового права не относится:
    • Налоговое законодательство зарубежных стран

    58. Субъект налоговых правоотношений — это:
    • реальный участник налоговых правоотношений

    59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
    • имеют

    61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
    • абстрактными

    62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
    • налоговый гнет

    63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
    • вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

    64. Подоходный налог с физических лиц в США:
    • является одной из самых крупных статей доходов

    65. Налог – это:
    • обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

    66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
    • большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

    67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
    • подушный

    68. Пошлина — это:
    • плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

    69. Установление налога — это:
    • первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

    70. Налоговая льгота, как правило, — это:
    • предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

    71. К косвенным налогам относятся:
    • акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

    72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
    • нет

    73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
    • налоговым правом

    74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
    • 70-75%

    75. К прямым налогам относятся:
    • подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

    76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
    • распространяется всегда

    77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
    • да

    78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
    • права и обязанности их участников

    79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
    • региональными

    80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
    • разные налоги и разные ставки

    81. Налоговая база — это:
    • стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

    82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
    • целевыми

    84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
    • филиалов и иных обособленных подразделений

    85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
    • наличии налога с продаж вместо НДС

    86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
    • внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

    87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
    • созданы на территории России по российскому законодательству

    88. При установлении налогов должны быть определены.
    • все элементы налогообложения

    89. Смешанные налоги — это:
    • категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

    90. Установите последовательность нормотворческих действий:
    • 1) установление налога
    • 2) введение налога
    • 3) внесение изменений и дополнений
    • 4) отмена налога

    91. Масштаб налога — это:
    • определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

    92. Обязанность платить налоги — .
    • конституционная обязанность

    93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
    • поземельный налог

    94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
    • освобождение отдельных категорий населения

    95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
    • разноуровневым

    96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
    • эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

    97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
    • государственного устройства

    98. Международное двойное налогообложение — это:
    • одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

    99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
    • да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

    100. Уплата налогов носит характер:
    • не только добровольный, но и принудительный

    Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, т.е. разделения на виды (рис. 8.2). В современной теории и практике налогообложения налоги классифицируются следующим образом:

    ¦ по способу взимания налогов;

    ¦ органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги;

    ¦ порядку введения налога;

    ¦ уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

    ¦ целевой направленности введения налога. Рассмотрим подробно каждый вид.

    По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Прямые налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от объекта налогообложения (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); личные прямые налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платеже

    способность плательщика налогов. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций и др.

    Рис. 8.2. Классификация налогов

    Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС, налоги с оборота и др.). По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги: НДС, фискальные монополии (ими облагаются товары и услуги, чье производство и реализация сосредоточены в руках государства), таможенные пошлины. Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг), так как входят в их цену. Поэтому их называют также налогами на потребление.

    По субъекту-налогоплательщику выделяют следующие виды налогов.

    Налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог (налог на доходы), налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др.

    Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.).

    Смешанные налоги. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т.д.).

    По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, последние можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные.

    Федеральные (общегосударственные) налоги. Для них размеры налоговых ставок, объекты налогообложения и порядок зачисления суммы в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

    Региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов). Их отличительная черта в том, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации.

    Местные налоги и механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ. Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них, например, земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные же ставки таких налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Другие налоги и сборы, такие как курортный сбор, вводятся районными и городскими органами власти.

    По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

    Общеобязательные устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, независимо от уровня бюджета, в который они поступают. К таким налогам относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, земельный налог и др.

    Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно могут вводиться законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти субъектов Федерации. Взимание этих налогов на определенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. К ним относится, например, налог с продаж, взимание которого прекращено с 2004 г., а также все местные налоги, за исключением общеобязательных.

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи делят на закрепленные и регулируемые.

    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди закрепленных выделяют налоги, поступающие в федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды.

    Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К ним относится налог на прибыль с предприятий и организаций. Одна часть налога поступает в федеральный бюджет, другая — в бюджет субъекта Федерации.

    По целевой направленности введения налога налоги делятся на абстрактные и целевые.

    Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, в то время как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд или в бюджете вводится специальная статья

    Читайте также: