Налог на сверхприбыль узбекистан

Опубликовано: 16.05.2024


Финансы и банковские услуги
Экология
Налоговая система
Положения
Капитал
Бюджеты
Экология

постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке исчисления и уплаты в бюджет

налога на сверхприбыль на природный газ

Настоящее Положение в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, статьей 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2007 года № ПП-744 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2008 год» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52, ст. 534), определяет порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на природный газ.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение не распространяется на объемы реализации природного газа в рамках соглашений о разделе продукции.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

цена реализации - контрактная цена, по которой осуществляется реализация природного газа на экспорт, за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога;

расчетная цена - уровень цены на природный газ, ежегодно утверждаемый постановлением Президента Республики Узбекистан о прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год;

сверхприбыль – положительная разница между ценой реализации и расчетной ценой.

II. Налогоплательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются юридические лица, независимо от формы собственности, осуществляющие реализацию природного газа на экспорт, у которых в соответствии с законодательством возникает объект обложения.

III. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения налогом на сверхприбыль является часть дохода налогоплательщика за отчетный период.

IV. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой является сверхприбыль.

2. При исчислении налога на сверхприбыль налогооблагаемая база уменьшается на сумму обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд школьного образования, исчисляемых от суммы сверхприбыли.

3. Сумма сверхприбыли за вычетом обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд школьного образования, исчисляемых от суммы сверхприбыли, уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

V. Ставка налога

1. Налог на сверхприбыль уплачивается по следующей ставке:

Налогооблагаемая база

Ставка
налога

свыше 100 долларов США за 1000 куб. м природного газа в сумовом эквиваленте

VI. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является месяц.

VII. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога

1. Сумма налога на сверхприбыль исчисляется исходя из размера налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Налог на сверхприбыль перечисляется в республиканский бюджет в национальной валюте – сум.

3. Расчет налога на сверхприбыль представляется нарастающим итогом в органы государственной налоговой службы до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно приложению.

4. Налогоплательщики уплачивают налог на сверхприбыль не позднее срока представления расчета, исходя из фактических объемов реализации продукции за отчетный период.

VIII. Порядок использования средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на сверхприбыль

1. Средства, остающиеся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на сверхприбыль зачисляются в полном объеме на специально открываемый инвестиционный счет по природному газу в сроки, установленные для уплаты налога на сверхприбыль. Средства с указанного инвестиционного счета расходуются исключительно по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан на финансирование инвестиционных проектов, одобренных к реализации в установленном порядке, обслуживание кредитов, привлеченных для реализации инвестиционных проектов, а также на модернизацию и техническое перевооружение основного производства.

2. В случае не перечисления на специальный счет налогоплательщика в уполномоченном банке или не целевого использования средств, аккумулированных на специальном счете, эти средства в полном объеме взыскиваются в государственный бюджет с применением штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством.

IX. Порядок учета налога на сверхприбыль

1. Согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 21) «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению» (рег. № 1181 от 01.01.2001 г., Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2002 г. № 20; 2003 г., № 21-22), операции, связанные с начислением налога на сверхприбыль, и средства, остающиеся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на сверхприбыль для последующего целевого использования, в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

1) при начислении налога на сверхприбыль:

дебет счета учета использования прибыли для уплаты налогов и сборов (9800) на дополнительно открываемом счете 9811 «Расходы по налогу на сверхприбыль»;

кредит счет 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)»;

1) при перечислении суммы налога в бюджет:

дебет счета 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)»;

1) на сумму средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика для последующего целевого использования:

дебет счета учета использования прибыли для уплаты налогов и сборов (9800) на дополнительно открываемом счете 9830 «Расходы по отчислениям от сверхприбыли на целевое финансирование»;

кредит счет 8890 «Прочие целевые поступления»;

1) зачисление на специальный счет суммы средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика:

дебет счета учета денежных средств на специальных счетах в банке (5500);

кредит счета учета денежных средств.

2. Основанием для отражения в бухгалтерском учете налога на сверхприбыль и средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика для последующего целевого использования, является расчет по налогу на сверхприбыль.

3. В отчете о финансовых результатах (форма № 2) сумма налога на сверхприбыль, начисленного с начала отчетного периода, учтенная на счете 9811 «Расходы по налогу на сверхприбыль», показывается по дополнительно открываемой строке 251 «Налог на сверхприбыль», а сумма средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика для последующего целевого использования, начисленная с начала отчетного периода, учтенная на счете 9830 «Расходы по отчислениям от сверхприбыли на целевое финансирование», отражается по дополнительно открываемой строке 252 «Отчисления от сверхприбыли на целевое финансирование».

X. Ответственность налогоплательщика и контроль органов государственной налоговой службы

1. Налогоплательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан за правильность исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, а также за перечисление средств на специальный счет налогоплательщика в уполномоченном банке и целевое использование средств, аккумулированных на специальном счете.

2. Контроль за правильностью исчисления и уплаты налога на сверхприбыль осуществляется органами государственной налоговой службы Республики Узбекистан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

к Положению о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на сверхприбыль на природный газ

в Государственную налоговую инспекцию района (города)


Руководитель Центра содействия экономическому развитию (CED) Юлий Юсупов в своей статье для сайта Kun.uz даёт свою оценку последним изменениям в налоговой сфере, сравнивая их с изначальными планами, закреплёнными в Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

Опубликованы два важных документа, касающихся сферы государственных финансов страны:

Рассмотрим эти документы с точки зрения реализации принципов налоговой реформы, заложенных в июньском указе президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан»..

Налоговая реформа начинается

Принятие рассматриваемых документов означает запуск налоговой реформы с 1 января 2019 года. Необходимость реформы обусловлена тем, что существующая налоговая система, сложившаяся в постсоветском Узбекистане, не оставляет экономике страны никаких шансов для устойчивого развития, обрекает страну на участь вечного сырьевого придатка мировой экономики.

Налоговая реформа нацелена на решение трех ключевых проблем существующей налоговой системы. Рассмотрим, что это за проблемы и как они будут решаться в 2019 году.

1. Относительно высокие налоги на фонд оплаты труда, которые не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику.

В 2019 году предусмотрено радикальное сокращение налогов на труд:

- отмена 8% страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из заработной платы;

- введение «плоской» шкалы подоходного налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой налогообложения в 22,5% (в 2018 г. доходы, превышающие отметку чуть более 200 долларов США в месяц, облагаются по максимальной шкале);

- снижение ставки единого социального платежа до 12% - вместо 15% для упрощенного режима и 25% для общего режима налогообложения (кроме бюджетных организаций и государственных предприятий – для них ставка устанавливается в размере 25%).

2. Неравномерное распределение налоговой нагрузки. Прежде всего, речь идет об огромном разрыве в налоговом бремени между упрощенным и общеустановленным режимами налогообложения (то есть малыми и крупными предприятиями). При переходе от одного режима к другому налоговая нагрузка может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности национальных производителей.

В этой связи предусмотрено радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима, в частности:

- сокращение налогов на фонд оплаты труда (см. выше);

- отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды (ГЦФ) для предприятий общего режима (3,2% от выручки);

- снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12% (для коммерческих банков – с 22 до 20%, для сотовых компаний– повышение с 14 до 20% с отменой налога на сверхприбыль, который они платили при превышении определенного уровня рентабельности, для производителей цемента и полиэтиленовых гранул – повышение с 14 до 20%);

- снижение ставки налога на дивиденды с 10 до 5%;

- снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2% с введением обязанности его уплаты, а также уплаты налога за пользование водными ресурсами всеми юридическими лицами без исключений.

3. Вопреки международной практике, в Узбекистане широко применяются налоги с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в ГЦФ для предприятий общеустановленной системы налогообложения, единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания. Налоги с выручки, а также разрывы в цепочке уплаты налога на добавленную стоимость (когда НДС фактически превращается в свою противоположность — в налог с выручки), возникающих из-за «бегства» предприятий из общего режима налогообложения, крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем выше налоговая нагрузка: имеет место двойное, тройноеи т.д. налогообложение. В такой ситуации создать полноценный цикл производства- от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью - просто невозможно.

Выход из этой ситуации один: отказ от налогов с выручки в пользу НДС. Для этого в рамках реформы предусматривается:

- отмена обязательных отчислений в ГЦФ для предприятий общего режима (см. выше);

- снижение налоговой нагрузки на предприятия общеустановленного режима (см. выше) с целью стимулировать малые предприятия переходить на этот режим;

- перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленного порога в течение года, на уплату общеустановленных налогов.

Реализация указанных мер позволит кардинально изменить нашу налоговую систему. Реформа даст экономике Узбекистана более совершенную модель налогообложения, приблизит налоговую систему к стандартам успешно развивающихся стран, позволит устранить накопившиеся диспропорции и искажения. И, в конечном счете – позволит создать в стране цивилизованные и эффективные общественные институты, способствующие устойчивому инклюзивному экономическому развитию.

Однако не все так хорошо и радужно, как может показаться на первый взгляд. В реализации реформ есть проблемы. И проблемы не маленькие.

Главная ошибка реализации реформы

Самой главной ошибкой правительства в проведении налоговой реформы, я считаю, сохранение ставки НДС на уровне 20% (правда, с возможным последующим снижением размера ставки по итогам 2019 года). Дело в том, что в первоначальной версии концепции налоговой реформы предполагалось уменьшение ставки до 12%.

Во-первых, авторы концепции ориентировались на ставки соседних Казахстана и Кыргызстана – 12%.

Во-вторых, именно ставка в 12% позволила бы большинству малых предприятий безболезненно перейти на общеустановленный режим налогообложения.

Теперь же:

- легализация бизнеса и переход на общий режим налогообложения или добровольную уплату НДС не будут такими масштабными, как ожидалось; бизнес станет более активно уклоняться от перехода на НДС, в том числе путем дробления, сокрытия выручки, перерегистрации в виде новых юридических лиц;

- отдельные виды местных товаров и услуг могут оказаться менее конкурентоспособными по сравнению с соседними странами,

- бюджет может недосчитаться доходов из-за сокращения налогооблагаемой базы.

Многие проблемы перехода на новую систему налогообложения (если не их большинство), с которыми мы сегодня сталкиваемся, обусловлены именно нежеланием снижать ставку НДС.

Будем надеяться, что это решение не станет роковым для реформы.

Вместо снижения ставки НДС внедряется так называемый упрощенный НДС, который, на мой взгляд, только замедляет и усложняет проведение реформы, так как не позволяет осуществлять полноценные зачеты уплаты этого налога. Переход на упрощенный НДС возможен для предприятий с оборотом до 3 млрд. сумов. и находиться в этом режиме можно будет только до 1 января 2021 года. Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам). При этом уплаченный упрощенный НДС может быть отнесен в зачет покупателем продукции -плательщиком стандартного налога на добавленную стоимость.

Базовая ставка упрощенного НДС – 7%. Но для отдельных секторов экономики предусмотрены иные ставки: строительные организации – 8%, предприятия торговли – 6%, предприятия общественного питания и гостиничного хозяйства – 10%, юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т.д.) – 15%, юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства – 4%.

Другие провалы 2018 года

К сожалению, буквально провалена реализация некоторых задач, поставленных в июньском указе президента о налоговой концепции:

1. Не была разработана новая версия Налогового кодекса, хотя времени для этого было достаточно (полгода). Изменения, которые вносятся в Кодекс в декабре, не решают большинство проблем внедрения новой налоговой системы. Это очень серьезный удар по реализации реформы.

2. Не была решена проблема с зачетом НДС по сельхозпродукции собственного производства, которая освобождена от уплаты этого налога. Суть проблемы в том, что раз аграрии не платят НДС, то его нельзя взять в зачет следующим участникам цепочки создания добавленной стоимости: переработчикам сельскохозяйственного сырья, предприятиям общественного питания и торговли. В результате налоговая нагрузка на эти предприятия (если они являются плательщиками НДС) существенно возрастает. Между тем имелись вполне работоспособные варианты решения этой проблемы. Но они были проигнорированы.

Есть правда, поправка в 208 статью Налогового кодекса, согласно которой производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан, освобождается от налога на добавленную стоимость. Но где этот перечень и почему он должен определяться Кабинетом Министров, а не Кодексом – не понятно. И потом, как быть с переработчиками непродовольственной сельскохозяйственной продукции, например, текстильщикам? Для них-то проблема вообще никак не решается.

Нерешенность проблемы зачета НДС сельхозпродукции – еще один из (наряду с 20% НДС) смертельно опасных для налоговой реформы «подводных камней», который, очень надеюсь, нам удастся как-то обойти в 2019 году.

3. Не было осуществлено, заложенное в Концепции, упрощение расчета и уплаты НДС и налога с прибыли. Администрирование этих налогов остается весьма сложным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, что, мягко говоря, не способствует успешной реализации налоговой реформы.

4. Не проведена оптимизация налоговых льгот. Многочисленные налоговые льготы неэффективны и весьма вредны: они разрушают конкуренцию (кто-то имеет льготы, а кто-то – нет) и ослабляют государственный бюджет. Не случайно президент уже в который раз ставит задачу оптимизации перед правительством: «За счет снижения налогового бремени надо ввести единый для всех, справедливый налоговый режим, поэтапно отменять налоговые льготы» (из выступления президента 29 декабря 2018 г.). И то, что правительство такую оптимизацию до сих пор не провело, весьма удивительно в свете опасений выпадения бюджетных доходов из-за проведения налоговой реформы. Господа, вот, пожалуйста – источники пополнения бюджета! Почему же вы ими так сильно не хотите воспользоваться? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос. Впрочем, я попытаюсь его дать сам, но ниже.

5. Вопреки Концепции налоговой реформы (предусматривающей единую ставку ЕНП – 4%) введены дифференцированные ставки ЕНП для разных секторов экономики (см. приложение 7 к «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы»). В частности, предприятия общественного питания в городах с численностью населения более 100 тыс. жителей будут платить ЕНП по ставке 8%. Об особой и странной «любви» наших финансовых органов к этому сектору экономики мы еще поговорим ниже.

6. Утверждены ряд важных норм налогового законодательства без какого-либо общественного обсуждения. Речь идет прежде всего о:

- режиме упрощенного НДС (см. выше),

- введении акцизного налога на услуги мобильной связи, комбинированной ставки и повышение ставки по акцизному налогу на сигареты, производимые в Республике Узбекистан,

- а также о внедрении ЕНП для индивидуальных предпринимателей с оборотом от 100 млн. до 1 млрд. сумов. Зачем понадобилось переводить на ЕНП эту категорию предпринимателей не очень понятно, при том, что одна из ключевых задач реформы – сокращение сферы влияния налогов с оборота (а в данном случае эта сфера расширяется).

Лоббисты побеждают?

Вернемся к вопросу об оптимизации налоговых льгот, о которой я писал выше. Могу предположить, что сложность реализации этой задачи связана с лоббированием частных, групповых, ведомственных интересов. За каждой льготой стоят влиятельные силы, которые всячески противятся выравниванию условий ведения бизнеса. Ведь равные и прозрачные правила игры, одинаковые для всех, лишают их бизнес ключевых конкурентных преимуществ. Такого рода лоббистов понять можно. Но очень надеюсь, что правительство не пойдет у них на поводу, а постарается реализовать общественный интерес.

Другим примером силы лоббистов может служить ситуация, которая сложилась вокруг таможенных платежей. В июне 2018 года было принято постановление президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», предусматривающее радикальное сокращение таможенных платежей с 1 января 2019 г. По тому, какие преференции оставались в первоначальной версии постановления и какие изменения были внесены в данный документ в декабре (см. пункт 10 приложения 33 к документу «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы»), можно судить о силе тех или иных лоббистских группировок.

Конечно же, бесспорный лидер в этом списке автопром, который уже 20 с лишним лет защищен запретительными таможенными платежами от всякой конкуренции. Как результат – большая себестоимость, слабый ассортимент, неудовлетворительное качество продукции и высокая стоимость ее покупки для покупателей (высокие официальные цены, очереди, «шапки»). При этом бюджет почти ничего от отрасли не получает, так как предоставлены беспрецедентные налоговые льготы. Правда в 2019 г. часть льгот отменяется. Но, учитывая, монопольное положение нашего автопрома, он легко перенесет возросшее налоговое бремя на покупателя. Так что, ждите очередного повышения цен на автомобили.

Производители каких товаров еще сумели пролоббировать высокие таможенные платежи? Смотрим на те позиции, где таможенные пошлины составили более 15% и/или используются акцизы на импорт:

- переработанная плодоовощная продукция;

- мороженое, сыры, творог, яйца;

- газированные и алкогольные напитки, сигареты;

- некоторые строительные материалы (цемент, известь, гипс, материалы из пластмассы), керамические изделия;

- готовая текстильная продукция, ковры;

- алюминиевые профили и другие изделия из алюминия;

- лампы накаливания,газовые и электроплиты, водонагреватели, микроволновки, кондиционеры, телевизоры, мониторы, холодильники и морозильники, стиральные машины, пылесосы,утюги и прочая бытовая электротехника,

- тракторы, зерноуборочные комбайны.

Это список тех, кому удалось свои ведомственные интересы протащить через правительство. Лоббистам остальных отраслей повезло меньше.

Чем так провинился общепит?

Вот у кого нет никакой силы лоббирования, так это у сектора общественного питания.

Этот сектор всегда пользовался особым вниманием наших финансовых органов. К примеру, базовая ставка ЕНП в 2018 году – 5%, в розничной торговле – 4%, а в общепите – 10%. Почему? Попробуйте найти какое-то логическое обоснование. А не нужно никаких обоснований, просто так кому-то захотелось.

И что весьма примечательно, такое выборочное отношение к сектору сохраняется. В 2019 г. базовый ЕНП – 4%, для общепита – 8% (вопреки Концепции налоговой реформы). Базовая ставка упрощенного НДС – 7%. Но для предприятий общественного питания и гостиничного хозяйства, конечно же, – 10%. Это так мы хотим развивать туризм. Просто фантастика.

Плюс, предприятия общественного питания - еще до налоговой реформы - подверглись массированным проверкам со стороны налоговых органов.

Руководителям ассоциаций общепита и туризма надо срочно отправляться на повышение квалификации к руководителям отраслей, более удачливых в проталкивании своих отраслевых интересов – см. список отраслей в предыдущем разделе.

Неопределенность и непрозрачность – главные враги бизнеса

И, в заключении, об инвестиционном климате.

Недавно состоялся интересный диалог двух высокопоставленных чиновников. Тогда еще и. о. хокима Ташкента, сенатор Джахонгир Артыкходжаев заявил, что Казахстан - главный конкурент Узбекистана в борьбе за инвестиции, а наши налоги пока еще не позволяют обеспечить достаточную инвестиционную привлекательность. Вице-премьер, министр финансов Джамшид Кучкаров парировал, что конкурентоспособность зависит не только от низких налогов. Так и хочется сказать: и ты, жена, тоже права (есть такой анекдот про Ходжу Насреддина - погуглите). Оба чиновника правы.

Инвесторы (и местные и иностранные) обязательно смотрят на налоговую нагрузку и сравнивают ее не с налоговой нагрузкой Франции или Латвии, а с налоговой нагрузкой соседних с нами стран. И с нашим 20% -ным НДС, который в «тяжелых оборонительных боях» при обсуждении налоговой концепции отстоял Минфин, нам тяжело быть инвестиционно- привлекательными даже для собственных предпринимателей.

Но с другой стороны, далеко не только налоги определяют инвестиционную привлекательность страны. Бизнес интересуют практически все аспекты экономики, включая защиту прав собственности, административные барьеры, работу финансового сектора, равные правила игры и многое-многое другое. И один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности – предсказуемость и прозрачность политики и законодательства.

И как раз по этому поводу хочется очень долго ругаться. О многих, причем ключевых, правилах налогообложения, по которому нашему бизнесу придется работать в 2019 г., мы узнали фактически за несколько дней до Нового года. И даже после публикации рассматриваемых документов далеко не все ясно.

Как, скажите, в такой ситуации неопределенности и непредсказуемости планировать работу бизнеса и осуществлять инвестиции? И как можно надеяться на привлечение новых инвесторов?

База данных "Законодательство Узбекистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения - основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики - собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто "на бумаге", а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Под сверхприбылью понимается прибыль, которая по своим размерам существенно превышает размер стандартной прибыли, получаемой той или иной организацией.

Как правило, получение сверхприбыли становится возможным в результате неравномерного распределения показателей спроса и предложения, либо в случае искусственного завышения стоимости реализуемых продукции, товаров, работ и услуг.

Факторы формирования сверхприбыли

Сверхприбыль любого действующего предприятия формируется в случае воздействия на его работу следующих факторов:

внутренние факторы. Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на факторы экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам относятся: колебание уровня торговых надбавок, изменение в графике работы предприятия, среднесписочная численность работников предприятия и т.д. Под интенсивными факторами подразумеваются различного рода оптимизации процесса производства и обслуживания клиентов. Кроме этого, немаловажную роль в формировании сверхприбыли играет качественное соблюдение законодательства и хозяйственной дисциплины.

внешние факторы, которые не зависят от специфики профессиональной деятельности предприятия, но играют существенную роль в формировании уровня его финансовых доходов: инфляция, резкие скачки тарифов и цен, нарушения договоров постоянными поставщиками и т.п..

Отметим, что факторы формирования сверхприбыли могут меняться в зависимости от финансово-экономической ситуации, складывающейся на международном торговом рынке в тот или иной момент времени.

Функции сверхприбыли

Основными функциями сверхприбыли являются:

формирование основного финансового капитала предприятия, позволяющего не прибегать к помощи различного рода инвесторов, а пользоваться денежными средствами из собственных источников;

выражение яркого экономического эффекта, который был получен в результате профессиональной деятельности компании;

формирование различных финансовых бюджетов, служащих для увеличения объемов товарного производства и выплаты заработной платы сотрудникам;

качественное повышение уровня благосостояния рабочих и собственников компании.

Стратегии получения сверхприбыли

В настоящее время существуют следующие основные стратегий получения сверхприбыли:

Стратегия низких цен. Такая стратегия считается одной из самых гибких стратегий получения сверхприбыли. Стратегия низких цен целесообразна в том случае, если затраты на производство быстро покрываются получаемой прибылью. Стратегия низкого ценообразования не дает повода конкурентам производить аналогичный товар, так как его продажи не дадут особой прибыли, что позволяет компании, используемой метод низких цен, осуществить стратегию с максимальной эффективностью.

Стратегия средних цен. Такая стратегия может использоваться практически на всех стадиях развития предприятия. Данную стратегию часто применяют те компании, которые ставят перед собой цель получить максимальную по размеру прибыль и минимально снизить расходы на производство. Преимущество стратегии средних цен заключается в том, что ее использование полностью исключает вероятность возникновения «войны цен» и уменьшает вероятность появления какого-либо давления со стороны конкурентов. Кроме того, метод среднего ценообразования способствует расширению клиентской базы и увеличению объемов реализации товаров.

Стратегия высоких цен. Данная стратегия применяется в том случае, когда компания уверена в том, что найдутся покупатели, готовые платить за предлагаемые товары или услуги завышенную цену. Как правило, такой подход используется при выводе на рынок уникального, не имеющего аналогов, продукта или же продукта, считающегося жизненно необходимым.

Стратегия льготных цен. Суть стратегии заключается в получении сверхприбыли за счет резкого увеличения объема продаж. Подразумевает регулярное проведение распродаж и применение скидок. Льготное ценообразование позволяет повысить интерес покупателей к теряющему популярность товару.

Стратегия целевых цен. Особенностью данной стратегии является то, что масса получаемой сверхприбыли всегда остается постоянной вне зависимости от изменения цен и объемов продаж. К такому методу получения высокого дохода прибегают крупные корпорации.

Стратегия «следования за лидером». Суть данной стратегии исключает установление цен на реализуемые товары в рамках привычной политики ценообразования той или иной компании. Использующие эту стратегию предприятия ориентируются на политику цен лидера своей отрасли.

Стратегия «связанного» ценообразования. Компании, использующие эту стратегию, стараются ориентироваться в своей работе на ту потребительскую цену, которая равняется суммарной стоимости товара и денежных расходов на его эксплуатацию.

Значение сверхприбыли:

Значение сверхприбыли заключается в следующем. Сверхприбыль:

позволяет выработать правильную целевую установку предприятия;

является источником формирования всех внутренних бюджетов предприятия,
является основным финансовым источником, служащим для качественного расширения производства;

предоставляет возможность сформировать главный оценочный показатель профессиональной деятельности предприятия путем анализа размера его общих доходов за тот или иной период времени.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль – дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период.

Заключение

Сверхприбыль – это прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли предприятия.

В целом сверхприбыль играет огромную роль не только для самого предприятия.

Высокие доходы крупных компаний позволяют быстро и эффективно укреплять финансово-экономический рынок всей страны, так как чем выше доход предприятия, тем больше финансовых средств оно отчисляет в государственную казну.

На сегодняшний день существует четкая программа, подразумевающая тесное сотрудничество государственных структур с корпорациями, размеры доходов которых регулярно выходят на уровень сверхдоходности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

международный ежемесячный научный журнал

Республикамизда ягона ер солиғи Ўзбекистон Республикаси Президентининг 1998 йил 10 октябрдаги «Қишлоқ хўжалиги товар ишлаб чиқарувчилари учун ягона ер солиғини жорий этиш тўғрисида»ги Фармонига мувофиқ 1999 йилдан эътиборан жорий этилди

Сафаров Г.А. Особенности налоговой системы республики Узбекистан // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 65-67.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Г.А. Сафаров , канд. экон. наук, доцент

Ташкентский финансовый институт

( Узбекистан, г. Ташкент )

Аннотация : Сегодня экономическая модель Узбекистана не без основания причи с ляется к одной из самых стабильных и динамично развивающихся в мире. За последние пять лет темпы роста внутреннего валового продукта Узбекистана составляли в сре д нем 8%, что выше среднего показателя роста по СНГ. Данная статья, подготовлен а с целью информирования широкой общественности о сути создаваемых благоприятных условий для субъектов предпринимательства в ходе дальнейшего улучшения деловой ср е ды в нашей стране.

Ключевые слова : налоговая система, налоговая нагрузка, налоги и другие обяз а тельные платежи, упрощенный порядок налогообложения, доходы государственного бюджета, оптимизация налоговых ставок.

В годы независимости , налоговая система Республики Узбекистан реформирована коренным образом , пропорционально с развитием экономики страны и ныне действуют налоги, включающие в себе национальные традиции и передов ой миров ой опыт .

В налоговой системе осуществлены широкомасштабные налоговые реформы, способствующие росту реального дохода населения, служащие основой модернизации производства, поддерживающие малый бизнес и частное предпринимательство. Особенно, процесс либерализации бюджетной и налоговой системы стал важным фактором устойчивого развития нашей экономики.

Если в 1991 году налоговая нагрузка составляла 41,2% по отношению к валовому внутреннему продукту, то в течение прошлых лет, в результате осуществления рациональной политики, этот показатель, снизился почти в два раза . Б лагодаря оптимизации налоговых ставок и внедрению упрощенного порядка налогообложения, данный показатель, на сегодняшний день, составляет 20,8% [1].

Налоговая система и ее элементы подробно представлены в налогов о м к одексе Республики Узбекистан. Согласно ст а тьи 23 налогового к одекса на территории Республики Узбекистан действуют следующие налоги и иные обязательные платежи :

1. К налогам относятся:

а) налог на прибыль юридических лиц;

б ) налог на доходы физических лиц;

в ) налог на добавленную стоимость;

г ) акцизный налог;

д ) налоги и специальные платежи для недропользователей :

— налог за пользование недрами;

— налог на сверхприбыль;

— бонус (подписной и коммерческого обнаружения).

е ) налог за пользование водными ресурсами;

ж ) налог на имущество;

з ) земельный налог;

и ) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;

к ) налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

2. К иным обязательным платежам относятся:

а ) обязательные платежи в социальные фонды:

— единый социальный платеж;

— страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд;

— обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд;

б ) обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:

— обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;

— сборы в Республиканский дорожный фонд;

в ) обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений;

г ) государственная пошлина;

д ) таможенные платежи;

е ) сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.

В случаях и порядке, установленных на логовым Кодексом, могут применяться следующие налоги, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения:

— единый налоговый платеж;

— единый земельный налог;

— фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности [2].

Как отмечено , в стране действуют два вида порядка налогообложения, а именно : общая и упрощенная системы . Крупные предприят ия платят налоги на основе обще го порядк а , а субъекты малого предпринимательства и производители товаров сельского хозяйства уплачивают упрощенный (единый) налог взамен несколько нал огов и обязательный платежей.

Действующие налоги не только обеспечивают государственный бюджет финансовыми ресурсами в достаточном объеме , но и стимулиру ю т развитие предпринима тельской деятельности в стране.


Рис унок . Структура доходов госбюджета Республики Узбекистан [3]

На рисунке пре дставлена структура доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. Последние годы доля косвенных налогов остается как и прежде высокой. Ни зкая доля прямых налогов в составе бюджетных доходов объясняется налоговыми ставками, установленными на значительно более низком уровне (напр и мер , ставка налога на прибыль – 7,5%, единого налогового платежа 5%, налога на доходы физических лиц 8,5%). В результ а те этого достигается увеличение реальных доходов населения и инвестиционных возможнос тей предприятий и организаций.

Если во многих странах ставка налога, взимаемого с доходов предприятий и организаций составляет, в среднем, 12,5 – 39,5%, то в Узбекистане этот показатель в течение 1995-201 5 гг. снизился с 38% до 7,5 %, тем самым выражая качество изменений нашей экономики и особенн о сти развития. Более низкие ставки уст а новлены и по другим видам прямых нал о гов.

Оптимиз ация налоговых ставок пр и водит к важным качественным изменен и ям в составе доходов государственного бюджета. Самым важным является п о этапное снижение доли налогов, взима е мых с доходов предприятий и повышение доли ресурсных налогов. Данная ситуация поощряет создание благоприятных усл о вий для активной инвестицио нной де я тельности и рационального использовани я природных ресурсов.

Проводимая модернизация эконом и ки Узбекистана, в последние годы , н а правленной на создани е благоприятных условий для субъектов предпринимател ь ства, оказани е содействия их деятельн о сти, дальнейшему укреплению гарантий их прав и свободы , в том числе в области н а логообложения создаёт благоприятн ую среду для развития предпринимательства и укрепления его позиций .

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. – Т.: «Адолат», 2015 г.

3. Данные Министерство финансов Республики Узбекистан .

FEATURES OF THE TAX SYSTEM UZBEKISTAN

GA Safarov , PhD. ehkon. Sciences, Associate Professor

Tashkent Financial Institute

Abstract : Today, the economic model is not without reason, Uzbekistan ranked as one of the most stable and fastest growing in the world. Over the past five years, the growth rate of gross domestic product in Uzbekistan is an average of 8%, which is higher than the average growth in the CIS. This article has been prepared to inform the public about the essence of cr e ating favorable conditions for businesses in the further improvement of the business environment in our country.

Keywords : tax system, the tax burden, taxes and other obligatory payments, simplified taxation, the state budget revenues, optimization of tax rates.

Читайте также: