А в брызгалин функции налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Функции налогов

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций — фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и распределительная функции.

Безусловно, такой разброс мнений не случаен. Он определяется исторически сформировавшимся различным видением в налогах меры «зла» (фиска) и «добра» (регулирования, стимулирования и т.д.). Кроме того, зачастую приверженцы рассмотрения сверх фискальной функции только одной регулирующей (или, как ее еще называют, экономической, распределительной) при раскрытии ее определяют различные сегменты проявления данной функции. Эти сегменты, отображая проявление в налогах процессов распределения, стимулирования и контроля, по сути воспроизводят аналогичные функции, но на более низком иерархическом уровне, как бы подчеркивая их подчиненность двум основным функциям.

Думается, что такая подчиненность одних функций другим не может задаваться априори, она должна меняться в соответствии с приоритетными целями налоговой политики, которые неизбежно различаются на разных этапах социально-экономического развития страны. Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучения все остальные функции логичнее рассматривать как паритетные. Поэтому, на наш взгляд, более обоснованно все же рассматривать многофункциональный характер проявления налогов.

Отстаивая позицию множественности функций налогов, тем не менее, нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.

Нам видится логичным выделение четырех функций налога, представленных на рисунке.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать.

Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально- экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально- экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России — ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно- технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Вполне обоснованным видится предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Недостаточно обоснованной представляется нам встречающееся выделение поощрительных свойств налога в качестве самостоятельной функции. Социальная суть ее, заключающаяся в селективном характере налогов по отношению к определенной категории граждан, имеющих значимые заслуги перед обществом (ветераны, инвалиды, герои и т.д.), представляет собой простую адаптацию налогового механизма к целям социальной политики государства. Кроме того, эти поощрительные свойства налога воплощены в распределительной (социальной) функции.

Под редакцией кандидата юридических

наук А. В. Брызгалина

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации в

качестве учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по экономическим и правовым

специальностям и направлениям


«Налоги и финансовое

Налоги и налоговое право.

Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: «Ана­литика-Пресс», 1998. — 608 с.

Данную книгу можно рассматривать как своего рода первую российскую энциклопедию налога. Авторы излагают материал исходя из того, что налог — это экономико-правовая категория, требующая комплексного рассмотрения.

В книге обобщен и проанализирован практически весь отечественный и зарубежный опыт в области налогообложения. При этом она не носит сугубо академического характера и содержит множество иллюстрирующих примеров из судебной и аудиторской практики, анализ важнейших документов Госналогслужбы РФ, в том числе неопубликованных.

Рекомендуется в качестве учебного пособия студентам юридических и экономических специальностей, а также широкому кругу специалистов: бухгалтерам, экономистам, юрисконсультам, налоговым адвокатам, руководителям предприятий и организаций, сотрудникам налоговых органов, судьям и прокурорским работникам, государственным и муниципальным служащим.

© Коллектив авторов, 1997

По вопросам приобретения книг

просьба обращаться в «Методический центр учебной

и практической литературы».

Тел./факс: (095) 137-00-32, 137-35-58

Лицензия ЛР № 064993 от 7 февраля 1997 г .

Подписано в печать 20.07.97 г. Гарнитура Таймс.

Печать офсетная. Формат 60x88/16.

Тираж 20 000 (второй завод — 6000) экз. Заказ 526

Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии ИПО Профиздат,

109044, Москва, Крутицкий вал, 18

Авторы всего текста:

A. В. Брызгалин — директор Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук;

B. Р. Берник — заместитель директора, главный специа лист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое пр аво»;

A. Н. Головкин — главный специалист Центра экономи ческих экспертиз «Налоги и финансовое право»;

О. Н. Попов — заместитель директора, главный специа лист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право».

В написании отдельных глав принимали участие:

B. В. Брызгалин — ведущий специалист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (§ 13.6, 15.1);

Е. А. Гринемаер — ведущий специалист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (§ 9.11);

Е. В. Демешева — ведущий специалист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (§8.3);

B. М. Зарипов — ведущий специалист Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (§ 5.2, 5.4, 5.6, 6.3, 6.5; ч. V);

C. А. Кудреватых — заведующий кафедрой частного права Уральской государственной академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент (гл. 4).

Р. К. Русинов — профессор кафедры теории и права Уральской государственной юридической академии;

В. В. Ярков — доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского процесса, профессор Уральской государственной юридической академии.

Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 1998. — 608 с.

Часть 1 Налоги и налоговое право: общие положения

§ 1.1. Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие

§ 1.2. Развитие налогообложения в России

§ 1.3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов

§ 2.1. Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс

§ 2.2. Государство и налоговая политика. Этатизм, налоговый произвол и политизация налога

§ 2.3. Понятие налогового бремени (налоговый гнет). Коэффициент эластичности налогов

§ 2.4. Функции налогообложения

§ 2.5. Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения

§ 2.6. Справедливость как основной принцип и базовая категория налогообложения

§ 3.1. Проблема дефиниции налога

§ 3.2. Понятие налога. Отличие налога от иных государственных платежей и изъятий

§ 3.3. О разграничении понятий налога, сбора, пошлины и иного налогового платежа

§ 3.4. Характерные черты и признаки налога

§ 3.5. Структура (элементы) налога

§ 3.6. Виды налогов и основания для их классификации .

§ 4.1 Понятие, предмет и метод налогового права

§ 4.2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства

§ 4.3. Понятие, структура и основания возникновения налоговых правоотношений

§ 4.4. Принципы налогового права

§ 4.5. Источники налогового права и система налогового законодательства РФ. Понятие налогового закона

§ 4.6. Действие налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц

§ 4.7. Международные договоры в системе налогового законодательства России

§ 4.8. Проблема кодификации налогового законодательства на современном этапе

§ 5.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы

§ 5.2. Налоговая система России: общая характеристика и структура

§ 5.3. Организационные принципы российской налоговой системы

§ 5.4. Установление, введение и отмена налогов. Налоговая реформа

§ 5.5. Местные налоги в налоговой системе России

§ 5.6. Регионы льготного налогообложения на территории России

§ 6.1. Налоговые системы зарубежных стран: общее и особенное

§ 6.2. Налоговые реформы в зарубежных странах после Второй мировой войны и в 80—90-е годы. Современные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран и их гармонизация

§ 6.3. Международное налогообложение и антиналогообложение: понятия, причины и способы устранения

§ 6.4. Мировой налоговый кодекс

§ 6.5. Применение офшорных механизмов в международном налогообложении. Налоговые убежища и налоговые оазисы

§ 6.6. Согласованные принципы налоговой политики государств — участников СНГ

§ 8.1. Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица, исчисляющие налог

§ 8.2. Бухгалтерский учет в системе исчисления налога

§ 8.3. Понятие налогового учета и его методология. Налоговая политика предприятия

§ 8.4. Предмет налога. Понятие и виды объектов налога. Однократность налогообложения

§ 8.5. Масштаб налога и единица налога

§ 8.6. Понятие налогооблагаемой базы. Методы формирования и определения размера налогооблагаемой базы.

§ 8.7. Понятие налоговой ставки. Виды налоговых ставок

§ 8.8. Понятие и виды налоговых льгот. Инвестиционный налоговый кредит

§ 8.9. Налоговый период и способы исчисления налога

§ 8.10. Налоговая документация и отчетность. Налоговые расчеты, декларации и извещения налоговых органов

§ 9.1. Понятие и основные способы уплаты налога

§ 9.2. Требование самостоятельной уплаты налога

§ 9.3. Очередность уплаты налогов

§ 9.4. Источник уплаты налога

§ 9.5. Требование своевременности при уплате налога. Сроки уплаты налогов. Недоимка

§ 9.6. Авансовые налоговые платежи: условия и порядок уплаты

§ 9.7. Удержание налога у источника выплаты

§ 9.8. Уплата налога в иностранной валюте

§ 9.9. Исполнение налогового обязательства путем уплаты налога. Момент уплаты налога. Иные способы

прекращения налогового обязательства

§ 9.10. Налоговый оклад. Уплата налога в соответствующий бюджет как необходимое условие

§ 9.11. Возврат налога из бюджета: условия и порядок

§ 10.1. Государственная налоговая служба Российской Федерации

§ 10.2. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации

§ 10.3. Государственный таможенный комитет Российской Федерации

§ 10.4. Финансовые и казначейские органы

§ 11.1. Понятие и виды налогоплательщиков

§ 11.2. Права и обязанности налогоплательщиков

§ 11.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

§ 12.1. Банки и иные кредитные организации

§ 12.2. Налоговые агенты и сборщики налогов

§ 12.3. Прочие лица

§ 13.1. Понятие и основные виды налогового контроля

§ 13.2. Порядок проведения налоговых проверок

§ 13.3. Порядок оформления результатов налоговых проверок

§ 13.4. Административное обжалование по результатам налоговых проверок

§ 13.5. Судебная защита прав налогоплательщиков

§ 13.6. Уклонение от уплаты налогов: проблемы и решения

§ 14.1. Понятие и признаки налоговой ответственности

§ 14.2. Субъекты налоговой ответственности

§ 14.3. Понятие и признаки налогового правонарушения

§ 14.4. Виды налоговых правонарушений

§ 14.5. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности

§ 14.6. Основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности

§ 14.7. Проблема субъективной стороны налогового правонарушения в налоговом праве

§ 14.8. Налоговая ответственность за сокрытие или занижение дохода (прибыли)

§ 14.9. Налоговая ответственность за сокрытие или неучет объекта налогообложения

§ 14.10. Повторность и прямой умысел как квалификационные признаки при применении налоговой отв-ти

§ 14.11. Налоговая ответственность за отсутствие

учета объектов налогообложения и ведение

учета объектов налогообложения с нарушением

установленного порядка, повлекшие за собой

сокрытие или занижение дохода за проверяемый период

§ 14.12. Налоговая ответственность за непредоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога

§ 14.13. Налоговая ответственность за задержку уплаты налога в виде взыскания пени

§ 14.14. Налоговая ответственность за неудержание

налога у источника выплаты

§ 14.15. Налоговая ответственность банков

за нарушения в сфере налогообложения

§ 15.1. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства

§ 15.2. Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства

§ 15.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушения налогового законодательства

§ 16.1. Налог на добавленную стоимость

§ 16.2. Налог на прибыль предприятий.

§ 16.3. Подоходный налог с физических лиц

§ 16.5. Таможенная пошлина

§ 16.6. Налоги в дорожные фонды

§ 16.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

§ 16.8. Государственная пошлина

§ 16.9. Сбор за использование наименований «Россия», «Р Ф» и образованных на их основе слов и словосочетаний

§ 17.1. Налог на имущество предприятий

§ 18.1. Налог на имущество физических лиц

§ 18.2. Земельный налог

§ 18.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

§ 18.4. Налог на рекламу

§ 18.5. Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин (Налоги и налоговое право: Учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина.– М.– 1997. – 600 с.) выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от итал. «фиск» – казна) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

4. Контрольная функция означает, что государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Причем одновременно осуществляется контроль и за источниками доходов, и за направлениями расходования средств. Противники контрольной функции утверждают, что контрольная функция присуща не самим налогам, а налоговым органам, который осуществляют такой контроль. Сторонники контрольной функции указывают на то, что налоги являются важным индикатором состояния экономики и через налоги, точнее через их поступление, государство может определять находится ли экономика на подъеме или наоборот испытывает трудности.

5. Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством (участники боевых действий, Герои Советского Союза и РФ, «чернобыльцы» и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и зачастую не выделяется учеными из социальной функции.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Госконтроль за расходами: такое у нас уже было

Немного об идее Минэка о введении госконтроля за расходами.

Госконтроль за расходами: такое у нас уже было

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Современные налоговые риски: страхи и реальные угрозы

Все про риски дробления бизнеса.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Как налоговики контролируют трансфертное ценообразование в 2018 году

Смотрите фрагмент вебинара Аркадия Брызгалина «Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием в 2018 году».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Какие налоговые изменения скоро нас ждут

Депутаты в третьем чтении на днях приняли несколько налоговых законов.

Какие налоговые изменения скоро нас ждут

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Юридический ликбез для бухгалтера: договоры и цена сделки

Есть юридические заблуждения, которым подвержены даже профессионалы. А бухгалтеру запутаться еще проще.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Минфин продолжает настаивать, что стоимость питания работников облагается НДФЛ и взносами

Но есть шанс отстоять право не платить налоги, оплачивая работникам питание.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

НДС в составе цены договора: что говорят судьи

Две компании поспорили по поводу НДС в составе цены. На чью сторону и почему встал Верховный суд?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Как отстоять свои права в споре с налоговиками до суда

Посмотрите видео, где эксперт рассказывает, как эффективно вести досудебное урегулирование разногласий с ИФНС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Какое увеличение цены товара налоговики и суд признают недобросовестностью

Во сколько раз цена сделки должна отклоняться от рыночного уровня, чтобы налоговики заявили о необоснованной налоговой выгоде?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Про свидетелей, если идет суд с ИФНС или налоговая проверка

Какие важные выводы про свидетельские показания недавно сделал Верховный суд?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Почему ИП стало опасно продавать недвижимость

Верховный суд поддерживает практику признания продажи недвижимости ИП предпринимательством. И говорит, что доначисление налогов в такой ситуации правомерно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Налоговые недоимки начнут массово взыскивать с взаимозависимых лиц

Верховный суд выпустил знаковое определение: взыскивать налоговые долги с взаимозависимых лиц станет общей практикой.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Налоговая схема «замена зарплаты компенсациями». Почему ее лучше не использовать

Одним из распространенных методов налоговой оптимизации является «замена зарплаты компенсациями». Одно из подтверждений тому, что с компенсациями надо быть очень и очень аккуратными следует из свежего Определения Верховного суда.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Какие сведения обо всех компаниях России налоговики обещают раскрыть 25 июля

Как-то незаметно пролетело время и вот мы подходим к 25 июля, к сроку, когда ФНС РФ обещала опубликовать на своем сайте основные сведения обо всех юридических лицах России. Из-за поправок в ст. 102 НК РФ, положения, которые были налоговой тайной, таковой быть перестанут.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Фрагмент семинара про ужесточение налоговой политики в 2017 году: посмотрите интересное видео

Аркадий Брызгалин, к.ю.н. и член Президентского Совета Палаты налоговых консультантов России рассказывает, на что нацелены налоговики в этом году и чего ждать от них в ближайшем будущем. Как будут легализовывать «гаражную экономику»?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

В каких делах судьи не вставали на сторону ИП на упрощенке

Налоговые юристы сделали для нас подборку недавних дел, где с налоговой судились предприниматели на УСН.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Уплата налога третьими лицами для налоговых агентов не подходит?

Как считает Минфин, общее правило о праве третьих лиц уплачивать налоги за налогоплательщика, введенное совсем недавно поправками в ст. 45 НК РФ, не распространятся на налоговых агентов. Так ли это?

Дума отклоняет налоговые законопроекты, доставшиеся ей от депутатов прежних созывов

ГосДума, как и обещал в начале 2017 г. ее новый председатель Вячеслав Викторович Володин, активно "расчищает" завалы законопроектов, доставшихся ГосДуме седьмого созыва от депутатов прежних созывов. Не являются в этой работе исключением и налоговые законопроекты.

Так 12 апреля ГосДумой были отклонены следующие законопроекты:

  • № 908625-6 «О внесении изменений в ст. 217 НК РФ (в части освобождения от налогообложения сумм единовременных выплат, осуществляемых образовательными организациями нуждающимся студентам);
  • № 88702-6 «О внесении изменения в ст. 217 части второй НК РФ (в части освобождения от налога на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых за счет средств стипендиального фонда студентам, аспирантам, докторантам)».
21 апреля ГосДумой были отклонены законопроекты:

  • № 1096596-6 «О внесении изменения в НК РФ в целях совершенствования регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей»;
  • № 912150-6 «О внесении изменений в ст. 381 части второй НК РФ (в части изменения порядка применения льготы по налогу на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств)»;
  • № 282588-4 «О внесении изменений в ст. 18 части первой, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ (Глава 26.5 Система налогообложения для организаций области информационных технологий)».

На новый порядок исчисления налога на имущество физлиц с 2017 г. перешло еще 21 регионов

Налоговые органы приступают к расчету налога на имущество физических лиц за 2016 г., исходя из кадастровой стоимости жилых домов, квартир, гаражей, иных зданий, строений, сооружений, помещений.

Согласно Информации ФНС от 10.04.2017 «Об изменении порядка налогообложения недвижимости в 2017 году» в перечень регионов, в которых такой порядок налогообложения применяется, вошли: республики Калмыкия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Чувашская республики, Ставропольский и Камчатский края, Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Омская, Тульская, Челябинская области, Санкт-Петербург.

Сообщается о действующих правилах расчета налога, предусматривающих применение:

  • понижающего коэффициента 0,2 (за первый год применения кадастровой стоимости);
  • налогового вычета по каждому виду объекта недвижимости;
  • налоговых льгот для отдельных категорий граждан.
Отмечено также, что для предварительного расчета налога можно воспользоваться размещенным на сайте ФНС России «Налоговым калькулятором».

В Уголовном кодексе РФ может появиться новая статья для аудиторов – за заведомо ложное аудиторское заключение

На общественное обсуждение вынесен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения.

Минфин (разработчик законопроекта) поясняет свою инициативу следующим образом: АЗ является документом, подтверждающим достоверность отчетности. Если аудиторская организация, индивидуальный аудитор выдают АЗ, не проводя аудит либо проводя его, но выраженное в нем мнение не соответствует проаудированной информации, то такое аудиторское заключение по решению суда может быть признано заведомо ложным. Вместе с тем, пока не установлена ответственность за выдачу (в том числе подписание уполномоченным лицом) заведомо ложного АЗ. Такое заключение по существу является
общественно опасным деянием в отношении неограниченного круга лиц, считает ведомство.

Для решения проблемы в Уголовный кодекс предлагается внести новую статью 202.1 «Подписание заведомо ложного аудиторского заключения».

Ее состав – подписание АЗ, которое впоследствии было представлено аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, и признано заведомо ложным, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства.

Наказанием будет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. В качестве альтернативы предусматриваются принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (или без такового). Еще вариант – лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, статья с таким же названием может появиться и в КоАП. Составом правонарушения при этом будет подписание АЗ, которое впоследствии было представлено аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, и признано заведомо ложным, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. За такой вариант липового АЗ будет грозить штраф для должностных лиц 20-50 тысяч рублей; для ИП – 50-100 тысяч рублей; для юрлиц – 100-500 тысяч рублей.

Читайте также: