79 фз налогового кодекса

Опубликовано: 05.05.2024

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Сумма излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне взысканных налоговых платежей.

Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (статья 79 НК РФ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (статья 78 НК РФ).

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.

Данная позиция сформирована КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 503-О.

В Постановлении от 20.11.2012 N А03-17256/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указал, что условием возврата налогов, пеней, штрафов является наличие факта излишнего взыскания этих налогов, пеней, штрафов, а также отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Поскольку налоговый орган доказал наличие у предпринимателя недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам, у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным.

В Постановлении от 05.10.2012 N А35-10857/2011 ФАС Центрального округа также указывает, что условиями возврата в порядке статьи 79 НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, что из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

На это указал и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2012 N А21-1685/2012.

В Постановлении от 12.10.2012 N А01-51/2012 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что НК РФ предоставляет лицу, чьи права нарушены, выбор способа защиты нарушенного права. НК РФ не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии соблюдения порядка досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. Отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о возврате незаконно начисленных и уплаченных обществом сумм является неправомерным.

Положения НК РФ не позволяют определить, является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), уплаченная налогоплательщиком в соответствии с решением налогового органа, но до выставления требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа), если впоследствии решение налогового органа было признано недействительным.

Установленная статьей 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.

Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

По смыслу статьи 79 НК РФ при наличии оснований для возврата сумм налога начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.

Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.

Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Данные выводы приведены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 06.06.2006 N 1363/06 и поддержаны в письме ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 сделал вывод, что налогоплательщик, который самостоятельно перечислил денежные средства в счет уплаты налога, доначисленного решением налогового органа, будучи не согласным с этим решением и обжалуя его в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Тот факт, что организация самостоятельно перечислила доначисленные налоговым органом суммы налогов на основании решения налогового органа, но до направления ей требования об уплате сумм доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа.

Следовательно, признание решения налогового органа недействительным является основанием для начисления процентов на основании статьи 79 НК РФ в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплательщиками самостоятельно во исполнение указанного решения.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 05.03.2012 N Ф09-845/12, ФАС Московского округа от 16.02.2012 N А40-54626/11-99-247, ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А05-992/2008.

Следует обратить внимание, что нормы статьи 79 НК РФ не предусматривают зачета излишне взысканных сумм в счет будущих платежей.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2012 N А40-5771/12-140-30 признан незаконным вывод о том, что заявление о возврате излишне взысканных сумм не может быть удовлетворено, если заявителем не оспаривалось решение (требование), на основании которого указанные суммы взысканы. Реализация предусмотренного статьей 79 НК РФ права на возврат излишне взысканных налогов, штрафных санкций не ставится в зависимость от предварительного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа об их начислении.

Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением имущественного характера, и это право связано с тем, что срок давности на оспаривание в суде ненормативного акта налогового органа составляет три месяца, тогда как срок давности на подачу имущественного иска составляет три года.

Самостоятельная подача имущественного иска в течение трехлетнего срока является дополнительной гарантией реализации конституционного права налогоплательщика на судебную защиту. Если бы право налогоплательщика на подачу имущественного иска было обусловлено исключительно судебным оспариванием ненормативного акта (т.е. имущественный иск был бы лишен самостоятельного значения), то тем самым не достигалась бы цель предоставления гарантии реализации права на судебное обжалование в течение трехлетнего срока, поскольку налогоплательщик в любом случае был бы связан трехмесячным сроком на подачу неимущественного иска. Право на возврат излишне взысканного налога и пени не ставится законом в зависимость от оспаривания ненормативных актов налоговых органов, на основании которых эти суммы были доначислены и взысканы.

Суды отклоняют доводы налоговых органов о том, что независимо от пропуска сроков на принудительное взыскание пеней и штрафов данные суммы подлежат взысканию путем проведения зачета за счет излишне взысканных сумм, так как пропуск налоговым органом сроков взыскания спорных сумм не освобождает налогоплательщика от обязанности по их уплате, не соответствует налоговому законодательству.

Мотивировка судебных органов при этом следующая.

Ни положения статьи 79 НК РФ, ни иные его нормы не допускают возможности проведения зачета излишне взысканного налога в счет погашения задолженностей, в том числе по пеням и штрафам, по которым сроки принудительного взыскания, установленные статьями 46 - 48, 69, 70 НК РФ, истекли.

По данному вопросу следует руководствоваться Определением КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, Постановлениями Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09, ФАС Московского округа от 06.03.2012 N А40-58460/11 и ФАС Уральского округа от 31.08.2011 N А50-22963/10.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Порядок возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 Налогового кодекса и применяется в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 названного Кодекса (пункт 9 статьи 79 настоящего Кодекса). Согласно пунктам 1, 3 статьи 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке предусмотренном настоящей статьей.

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Из содержания положений статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) следует, что излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период.

При принятии судебных актов суды руководствовались положениями статей 46, 79 Налогового кодекса Российской Федерации положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

7 июля 2004 года

15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации") устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе

10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.

- дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

- членство в профессиональном союзе;

- рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.

155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных", Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" , Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" , и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 46), Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. NN БГ-3-10/345, 74н

Абзац второй пункта 1 статьи 78 настоящего Кодекса (в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам) вступает в силу с 1 января 2008 г.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Абзац второй пункта 1 статьи 79 настоящего Кодекса (в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам) вступает в силу с 1 января 2008 года.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Законодатели решили упростить порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа. С этой целью принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 14.11.2017 и вступает в силу через месяц после опубликования.

По мнению законодателей, данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.

Три года на обращение в ИФНС

До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам.

Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.

Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?

Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.

В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309‑КГ16‑5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ.

Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.

Специально для иностранных организаций

Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций налог по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.

Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.

Можно и проценты взыскать

Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Почему‑то до сих пор не уточнено, что правильнее применять ключевую ставку ЦБ РФ, хотя она и применяется фактически.

Государственная служба является особым профессиональным видом деятельности, предполагающим исполнение полномочий государственных органов. Действующее законодательство выделяет 3 ее вида:

  • гражданская;
  • военная;
  • правоохранительная.

Аспектов, связанных с прохождением службы, довольно много, а осуществление обязанностей государственного служащего предполагает особую специфику. Именно это и послужило основанием для отдельного ее нормативного регулирования. Порядок прохождения государственной гражданской службы регулируется специальным правовым актом, который и будет рассмотрен в этой статье далее.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 года №79-ФЗ является комплексным нормативным документом, определяющим порядок осуществления профессиональной деятельности на соответствующих должностях.

Следует отметить, что нормы данного ФЗ в части, посвященной регулированию трудовых отношений между конкретным органом власти, выступающим работодателем и служащим, не противоречат положениям Трудового кодекса РФ и не подменяют их, а, скорее, конкретизируют и дополняют. Таким образом, обращаясь к теории права, они являются специальными нормами, действие которых распространяется на определенный, узкий круг лиц.

В этой связи знание положений данного ФЗ необходимо всем тем, кто поступает на гражданскую службу, осуществляет профессиональную деятельность на соответствующих должностях, а также представителям надзорных структур.

Краткое содержание

Рассматриваемый нормативный акт состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Они и определяют основополагающие аспекты, связанные с этой деятельностью:

  1. Основные положения.

Глава 1 федерального закона вводит базовые термины, используемые в документе, и принципы службы, среди которых (ст. 4):

  • права и свободы граждан имеют высший приоритет;
  • гражданская служба в федеральных и региональных органах власти имеет единые организационные и правовые основы;
  • равный доступ к службе;
  • открытость информации о деятельности государственных служащих.

Глава 2 посвящена определению соответствующих должностей, реестров и чинов. Раздел 3 конкретизирует правовое положение лица, являющегося гражданским служащим, в том числе регламентируя его права (ст. 14) и обязанности (ст. 15).

  1. Порядок поступления на службу и ее прекращение.

Ст. 21 устанавливает, что поступить на службу могут дееспособные, совершеннолетние граждане РФ, которые в полной мере владеют языком государства и соответствуют квалификационным требованиям.

Кроме этого, раздел 5 полностью посвящен служебному контракту – документу, закрепляющему права и обязанности госслужащего и гос. органа, в том числе порядку его заключения, форме, содержанию, внесению в него изменений.

Глава 6 содержит основания для прекращения действия контракта, среди них могут быть:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива госслужащего;
  • инициатива представителя госоргана;
  • обстоятельства форс-мажорного характера;
  • нарушение правил и порядка заключения контракта;
  • выход госслужащего из гражданства РФ.
  1. Прохождение гражданской службы.

Глава 8 закона определяет служебное время и период отдыха. Так, нормальная продолжительность времени работы госслужащего – 40 часов в неделю. Ему также полагается основной отпуск (30 дней) и дополнительный, срок которого зависит от выслуги.

Кроме этого, в рамках разделов, устанавливающих порядок прохождения службы, рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией чиновников (гл. 9), оплатой их труда (гл. 10), гос. гарантиями (гл. 11), служебной дисциплиной (гл. 12), формированием кадрового резерва (гл. 13).

Госслужащий

  1. Заключительные положения.

Глава 14 регулирует финансирование этого вида деятельности. Так, ст. 65 гласит, что оно осуществляется как за счет федерального бюджета, так и из казны регионов.

Глава 15 определяет порядок надзора за соблюдением действующих правовых норм гос. служащими.

16 глава вводит понятие индивидуального служебного спора. Под последним следует понимать разногласия, возникшие между госслужащим и представителем нанимателя по вопросам, связанным с применением законодательства о гражданской службе и положений служебного контракта. Рассматриваются споры соответствующей внутриведомственной комиссией или судом.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Читайте также: