774 статья налогового кодекса республики казахстан

Опубликовано: 09.05.2024

Положения, регулирующие обеспечение полноты и своевременности исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд, в части обязательных профессиональных пенсионных взносов, вводятся в действие с 1 января 2014 года в соответствии с Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V

В статьях 12, 13, 19, 20, 31, 37, 37-1, 38, 39, 39-1, 40, 41 и 43, пунктах 1 и 2, подпунктах 2)-5) пункта 3 статьи 63, статьях 67, 69, 70, 72, 73, 74, 77, 155, 437, 438, 556, 557 и 581, заголовке главы 83, статьях 588, 589, 590, 591, 592, 593, 594, 595 и 598, заголовке главы 84, статьях 607, 608, 611, 612, 624, 627, 632, 637, 638, 657, 660 и 664 слова «обязательные пенсионные взносы», «обязательных пенсионных взносов», «обязательным пенсионным взносам», «пенсионным взносам», «пенсионных взносов» заменены словами «обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы», «обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов», «обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам» в соответствии с Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.)

См. Закон РК от 10.12.08 г. № 100-IV о введении в действие настоящего Кодекса

О мерах по реализации Кодекса см. распоряжение Премьер-Министра РК от 15 декабря 2008 года № 282-р

См. о внесении изменений в настоящий Кодекс:

Закон РК от 26.11.12 г. № 57-V (вводятся в действие с 1 января 2014 г.; с 1 января 2018 г.);

Закон РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. сроки введения в действие);

Закон РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. сроки введения в действие);

Закон РК от 21.06.13 г. № 107-V (вводится в действие с 1 января 2014 года);

Закон РК от 04.07.13 г. № 130-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года)

Закон РК от 04.07.13 г. № 131-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года);

Закон РК от 04.07.13 г. № 132-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года).

По всему тексту слова «государственном и (или) русском языках», «государственный или русский язык», «государственном или русском языке» заменены словами «казахском и (или) русском языках», «казахский или русский язык», «казахском или русском языке»; слово (акционерного) исключено в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (см. стар. ред.)

По всему тексту слова «таможенного союза», «таможенном союзе» заменены соответственно словами «Таможенного союза», «Таможенном союзе» в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)

По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «Села (аулы)», «аул (село)», «аульный (сельский)», «села, аулы» заменены словами «сел», «сельских», «Села», «село», «сельский», «села» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

В оглавление внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введены в действие со дня первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.); Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 26.11.10 г. № 356-IV (введены в действие с 1 января 2011 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 19.01.11 г. № 395-IV (введены в действие с 1 января 2011 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.11 г. № 470-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 09.01.12 г. № 535-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 17.02.12 г. № 564-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.); Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.)

Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Кодекс дополняется разделом 24, главой 89, статьями 774, 775 и 776 следующего содержания:

«Раздел 24. Единый совокупный платеж

Глава 89. Единый совокупный платеж

Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

Статья 775. Порядок исчисления и уплаты единого совокупного платежа

Статья 776. Компетенция Государственной корпорации «Правительство для граждан» в рамках единого совокупного платежа»;


Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

1. Плательщиками единого совокупного платежа признаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

1) уплатили единый совокупный платеж;

2) не используют труд наемных работников;

3) оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.

2. Размер дохода плательщика единого совокупного платежа, получаемого в результате осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, за календарный год не должен превышать 1175-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

3. Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:

1) лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, на территории объектов коммерческой недвижимости, а также торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления;

2) лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

4) иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов;

5) лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Физические лица признаются плательщиками единого совокупного платежа со дня, в котором произведена уплата такого платежа, до последнего дня месяца, за который производилась уплата единого совокупного платежа.

Статья 775. Порядок исчисления и уплаты единого совокупного платежа

1. В единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

2. Сумма единого совокупного платежа за один месяц составляет 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя - в других населенных пунктах.

При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

3. Индивидуальный подоходный налог плательщика единого совокупного платежа по доходам, полученным (подлежащим получению) им от осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 774 настоящего Кодекса, составляет 10 процентов от суммы единого совокупного платежа.

4. Единый совокупный платеж подлежит уплате общей суммой путем перечисления через банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан».

Уплата, распределение и перечисление единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврат осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Статья 776. Компетенция Государственной корпорации «Правительство для граждан» в рамках единого совокупного платежа

1. Государственная корпорация «Правительство для граждан» в рамках единого совокупного платежа осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии:

1) ведет персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежа на базе индивидуального идентификационного номера;

2) актуализирует персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежа;

3) распределяет и перечисляет сумму единого совокупного платежа в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, единый накопительный пенсионный фонд и соответствующий бюджет по месту жительства плательщика;

4) осуществляет возврат ошибочно (излишне) уплаченных сумм единого совокупного платежа в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

2. Цены на работы, услуги, производимые и (или) реализуемые Государственной корпорацией «Правительство для граждан», устанавливаются уполномоченным органом, определяемым решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и уполномоченным органом.».


Единый совокупный платеж вводится с 1 января 2019 года и действует до 1 января 2024 года.

Изменения в другие законодательные акты в части ЕСП.

  • В Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании»

статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.»;

в пункте 5 статьи 21:

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

в пункте 8 статьи 22:

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

пункт 4 статьи 23-1 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

в пункте 5 статьи 23-2:

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.»;

  • В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

в статье 24 Оплата ОПВ:
8) физическими лицами, являющимися плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), - в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан.

  • В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»

«4-1. Взносы физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), устанавливаются в размере 40 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя - в других населенных пунктах.

При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.»;

Итак, новый 2018 год принес нам новый налоговый кодекс с определенными измеениями, одни изменения радуют, другие огорчают. В данной статье мы предлагаем рассмотреть наиболее значимые изменения в специальных налоговых режимах – патент, упрощенка, фиксированный вычет.

Специальный налоговый режим на основе патента

Патент, к сожалению, c 01.01.2020г. не вправе будут применять работники торговли, все виды торговли исключили из данного налогового режима.

Статья 685. Порядок применения

1. Специальный налоговый режим на основе патента вправе применять индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового Кодекса:
1) не используют труд работников;
2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
3) осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:

· штукатурные работы;

· столярные и плотницкие работы;

· работы по покрытию полов и облицовке стен;

· малярные и стекольные работы;

· деятельность такси;

· грузовые перевозки автомобильным транспортом;

· управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

· деятельность в области фотографии;

· переводческое (устное и письменное) дело;

· сдача в имущественный наем (аренду);

· сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;

· прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

· прокат видеозаписей и дисков;

· прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

· сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

· сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

· услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

· услуги образования в сфере культуры;

· услуги в области прочего образования;

· вспомогательные образовательные услуги;

· деятельность в области искусства;

· ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

· ремонт коммуникационного оборудования;

· ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

· парикмахерские услуги;

· маникюр и педикюр;

· ветеринарные услуги;

· услуги по обработке земельных участков;

· услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

· услуги носильщиков на рынках, вокзалах;

· изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

· выпас домашних животных.

Также просим обратить внимание, что данный пункт вводится в действие только с 01.01.2020г!

Статья 47. Приостановить до 1 января 2020 года действие пункта 1 статьи 685 Налогового кодекса, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"1. Специальный налоговый режим на основе патента вправе применять индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса подпунктом 2) пункта 2 статьи 683 настоящего Кодекса:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства.".

Статья 686. Исчисление стоимости патента

1. В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) и социальных платежей.
2. Исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 1 процента к объекту налогообложения.
3. Исчисление включаемых в стоимость патента социальных платежей производится в соответствии с законами Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "Об обязательном социальном страховании" и "Об обязательном социальном медицинском страховании".

Также просим обратить внимание, что данный пункт вводится в действие только с 01.01.2020г!

Статья 48. Приостановить до 1 января 2020 года действие пункта 2 статьи 686 Налогового кодекса, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"2. Исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 1 процента к объекту налогообложения, за исключением объекта налогообложения лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, производят исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, путем применения ставки в размере 2 процента к объекту налогообложения, за исключением доходов, получаемых путем безналичных расчетов, которые облагаются по ставке 1 процент.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, ведут раздельный учет доходов, облагаемых по разным ставкам индивидуального подоходного налога. При этом учет доходов, получаемых путем безналичных расчетов, ведется в налоговом регистре по форме, установленной уполномоченным органом, на основании первичных документов, включая выписки с банковских счетов.".

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

· на основе патента – 300-кратный минимальный размер заработной платы (12 750 000 тг на 2019г.), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

В данном режиме изменения произошли незначительные. Уменьшилось предельное количество сотрудников для ТОО, для ИП оно увеличилось. А также переход с «упрощеки» на «общеустановленный» теперь возможен не сразу, а по истечении года.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

· на основе упрощенной декларации – 30 человек;

3. Выбранный специальный налоговый режим изменению в течение календарного года не подлежит, за исключением возникновения случаев несоответствия условиям применения специального налогового режима, установленным настоящим разделом для такого режима налогообложения.

Предельный доход за полугодие остался почти такой же за налоговый период.

· на основе упрощенной декларации – 2 044-кратный минимальный размер заработной платы ( 86 870 000 тг на 2019г.), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

Специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета

Это новый специальный налоговый режим, до текущего года ничего похожего в нашем налоговом кодексе не было. Данный специальный налоговый режим очень похож на общеустановленный, но существенная разница состоит в том, что корпоративный налог составляет не 20%, а 10% и плюс государство дарит 30% незадокументированных вычетов.

Статья 693. Дополнительный фиксированный вычет

Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, вправе при определении налогооблагаемого дохода включить в сумму расходов, относимых на вычеты, сумму фиксированного вычета в размере не более 30 процентов от суммы дохода, определенного с учетом корректировок..
При этом в случае применения положений части первой настоящей статьи общая сумма расходов, относимых на вычеты, включая фиксированный вычет, не должна превышать 70 процентов от суммы дохода с учетом корректировок.

Предельный доход за год в данном специальном режиме довольно большой, в месяц это более 28 млн.тенге.

· с использованием фиксированного вычета – 12 260-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

Данный режим только вводится в действие, поэтому по нему еще много неясностей, но все же, радует то, что теперь предприниматели имеют возможность закрывать часть расходов, на которые по каким либо причинам, получить документы невозможно.

В случае, если у вас возникнут затруднения со сдачей налоговой или статистической отчетности, наши специалисты готовы помочь Вам в ее сдаче, даже если Вы находитесь в другом городе.

Для этого нам понадобятся ЭЦП с Налоговой (Управления гос.доходов) или ЭЦП с ЦОНа.

С ценами на услуги, Вы можете ознакомиться тут

Ставки основных налогов и обязательных платежей

Виды налогов и платежей

Ставка

Основание

КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода

20%

Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с облагаемого дохода:

Пункт 1-1 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 4 и 5 статьи 223 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки

10%

Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с доходов, облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Пункт 3 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, определенных подпунктами 1) - 9), 11) - 34) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, не связанных с постоянным учреждением таких нерезидентов, а также с доходов, указанных в подпункте 10) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) - 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

20%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 1) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

15%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 2), 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

5%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 3), 4) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

15%

Пункт 5 статьи 313 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 652 Налогового кодекса

КПН с доходов лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, определенные статьей 644 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов от прироста стоимости при реализации акций, выпущенных юридическими лицами, указанными в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, долей участия в юридических лицах, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, а также дивидендов, полученные от юридических лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса

5%

Пункт 3 статьи 646 Налогового кодекса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

5%

Пункт 2 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

ИПН по доходам, подлежащим налогообложению физическим лицом-резидентом самостоятельно

10%

Статья 320 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 317 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса

ИПН по доходам трудового иммигранта-резидента

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 360 Налогового кодекса

ИПН по доходам лиц, занимающихся частной практикой

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 365 Налогового кодекса

ИПН по доходам индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим налогообложения

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Статья 366 Налогового кодекса

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц-нерезидентов, кроме доходов от прироста стоимости, дивидендов, вознаграждения, роялти

20%

Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

Подпункт 1 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

ИПН с доходов физических лиц-нерезидентов от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти

15%

Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

Подпункт 5 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства, направленных в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, включая доходы, определенные статьей 322 Налогового кодекса, полученные (подлежащие получению):

10%

Статья 320 Налогового кодекса

Пункт 3 статьи 656 Налогового кодекса

ИПН по доходам физического лица-нерезидента, полученным из источников в Республике Казахстан, подлежащим уплате самостоятельно

по ставкам, установленным статьей 646 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 658 Налогового кодекса

ИПН плательщика ЕСП от суммы единого совокупного платежа, составляющего:

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

12%

Пункт 1 статьи 422 Налогового кодекса

НДС при оборотах по реализации:

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами.

Если объект налогообложения составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до 1 МРЗП**, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

9,5%

Пункт 1 статьи 485 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 484 Налогового кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, за исключением:

Пункт 2 статьи 485 Налогового кодекса

2 МРП*

1 МРП*

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

На основе патента:

ИПН, включаемый в стоимость патента

1%

Пункт 2 статьи 686 Налогового кодекса

На основе упрощенной декларации:

3%

Пункт 1 статьи 687 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 688 Налогового кодекса

СНР с использованием фиксированного вычета:

КПН, за исключением КПН на чистый доход и КПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

20%

Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

ИПН, за исключением ИПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 2 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

СНР розничного налога:

КПН (ИПН), за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному разделом 7 «КПН» или разделом 8 «ИПН» Налогового кодекса

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

Единый земельный налог, исчисляемый к объекту налогообложения, определенному статьей 703 Налогового кодекса

НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Налог на транспортные средства исчисляется в зависимости от объекта налогообложения

По ставкам, установленным в МРП*

Статья 492 Налогового кодекса

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения:

В расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Статья 503 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Статья 505 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности и земли, предоставленные для нужд обороны, за исключением земель, временно используемых другими землепользователями

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли, предоставленные для нужд обороны, временно не используемые для нужд обороны и предоставленные для сельскохозяйственных целей другим землепользователям

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 3 статьи 506 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли предприятий железнодорожного транспорта, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 4 статьи 506 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель промышленности, расположенных в черте населенного пункта, занятых аэродромами

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Пункты 1 и 2 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэродромами

Устанавливаются в расчете на один гектар пропорционально баллам бонитета

Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 506 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэропортами, за исключением земель, занятых аэродромами

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, используемые в сельскохозяйственных целях

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 1 статьи 508 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, предоставленные физическим и юридическим лицам в пользование для иных целей, помимо сельскохозяйственных

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 2 статьи 508 Налогового кодекса

Статья 506 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, автостоянки (паркинги)

Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

Пункты 1 и 3 статьи 509 Налогового кодекса

Графа 3 таблицы статьи 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли населенных пунктов, занятые под казино

Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

Пункт 2 статьи 509 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

1,5%

Пункт 1 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

0,5%

Пункт 2 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый:

1) некоммерческими организациями, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 289 Налогового кодекса;

2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере;

3) организациями, основным видом деятельности которых является выполнение работ (оказание услуг) в области библиотечного обслуживания;

4) юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;

5) юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;

6) юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;

7) юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалах аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалах аэропортов городов Нур-Султана и Алматы;

8) технологическими парками по объектам, используемым при осуществлении ими основного вида деятельности;

11) организациями, осуществляющими деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан

0,1%

Пункт 3 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый по объектам налогообложения, переданным в пользование, доверительное управление или аренду юридическими лицами, указанными в пункте 3 статьи 521 Налогового кодекса

2) организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ

0%

Пункт 5 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами, определенными в перечне, утвержденном уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений по согласованию с уполномоченным органом в области налоговой политики

В зависимости от стоимости объектов налогообложения

Пункт 6 статьи 521 Налогового кодекса

Статья 531 Налогового кодекса

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 3,5% от 1 МРЗП** и не более 3,5% от 7-кратного МРЗП**

Социальные отчисления для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР:

Социальные отчисления для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП - от объекта исчисления социальных отчислений в размере:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, но не превышающего 50-кратный размер МРЗП**. При этом максимальный совокупный годовой доход не должен превышать 12 размеров 50-кратного МРЗП**

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей

ОПВ от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного МРЗП** для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

ОПВ от получаемого физическими лицами дохода по договорам ГПХ, но не выше 50-кратного МРЗП** (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 Закона)

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** вправе граждане РК:

3) работающие за пределами РК.

ОПВ в свою пользу для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

ОТЧИСЛЕНИЯ И ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Отчисления работодателей от объекта исчисления отчислений, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы работников, в т. ч. государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, от объекта исчисления взносов, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, от объекта исчисления взносов в размере 1,4-кратного МРЗП**

Взносы самостоятельных плательщиков, а также лиц, занимающихся частной практикой, приостановивших представление налоговой отчетности, и индивидуальных предпринимателей, приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими, от объекта исчисления взносов в размере 1-кратного МРЗП**

Взносы государства, подлежащие уплате в фонд социального медицинского страхования от объекта исчисления взносов государства, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:

* Месячный расчетный показатель на 1 апреля 2021 года = 2 917 тенге

* Минимальная заработная плата на 1 января 2021 года = 42 500 тенге

Айдар Масатбаев
дипломированный налоговый эксперт LLM,
юридический консультант «Палата
профессиональных юридических консультантов»
Член ОО «Палата налоговых консультантов»

Введение

Начало апреля 2019 года ознаменовалось крайне неприятным нововведением для налогоплательщиков Казахстана. В частности, (а) ужесточались условия, когда у юридического лица, выплачивающего доходы нерезиденту, не образующему постоянное учреждение в Казахстане, (далее по тексту — «Налоговый агент») возникало обязательство удерживать налог у источника выплаты с физических лиц – нерезидентов, а у таких физических лиц платить такой налог и (б) это обязательство введено задним числом.

Статья 656 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» регулирует обязательства Налоговых агентов Казахстана в ситуациях, когда их контрагенты – нерезиденты не образуют постоянное учреждение, но при этом, во исполнение обязательств нерезидента по договору, заключенному с налоговым агентом ,в Казахстан приезжают сотрудники, либо физические лица — субподрядчики такого нерезидента, также являющиеся нерезидентами в Казахстане.

Отдельно хотелось бы отметить, структуру выплаты дохода в данной конструкции и как следствие, решение по налогообложению для такой структуры, которое было предусмотрено в налоговом законодательстве Казахстана.

Так, Налоговый агент Казахстана заключает некий договор оказания услуг или выполнения работ с нерезидентом (далее по тексту — «Контракт»), исполнение которого, во-первых не образует постоянного учреждения нерезидента в Казахстане, во-вторых требует от нерезидента командирования своих сотрудников или физических лиц субподрядчиков (в обоих случаях — нерезидентов) в Казахстан. Далее нерезидент выплачивает доход в виде заработной платы своим сотрудникам также нерезидентам, которые были командированы в Казахстан, либо вознаграждение по гражданско-правовым договорам определённым физическим лицам – субподрядчикам, также нерезидентам, которые также прибывали в Казахстан для успешного завершения нерезидентом своих обязательств по договору перед налоговым агентом Казахстана.

В связи с тем, что в описываемой структуре постоянное учреждение нерезидент в Казахстане не образует, у Налогового агента не возникает обязательств по удержанию налога у источника выплаты с доходов такого нерезидента в рамках Контракта. Однако, нерезиденты – физические лица (работники или субподрядчики), пребывая в Казахстане во исполнение обязательств нерезидента по Контракту, получали доход в виде заработной платы или вознаграждение по субподрядному договору. Такой доход справедливо облагать индивидуальным подоходным налогом в Казахстане, однако стандартное решение, предлагаемое концепцией «удержания у источника выплаты» предусматривающее возложение обязанностипо удержанию индивидуального подоходного налога с доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) на нерезидента в качестве налогового агента налоговым органам Казахстана сложно администрировать.

Поэтому концепция «удержания налога у источника выплаты» для таких случаев была доработана и обязанность по удержанию индивидуального подоходного налога с доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) была возложена на Налогового агента, выплачивающего доход по Контракту, заключенному с нерезидентом на следующих условиях.

До 2 апреля 2019 года, Налоговый агент в указанных выше случаях при выплате доходов нерезидентам обязан был производить удержание с доходов (например, заработных плат) сотрудников-нерезидентов, начисленных нерезидентом (в продолжение примера работодателем таких сотрудников) – за период нахождения в Казахстане, НО при одновременном наличии следующих обстоятельств[1]:

  • иностранец или лицо без гражданства является работником или подрядчиком юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;
  • иностранец или лицо без гражданства находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Также в старой редакции статьи 656 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее по тексту — «Старая редакция Налогового Кодекса») предусматривалась обязанность налогового агента удерживать налоги с доходов таких физических лиц при наличии следующих документов, представленных нерезидентом:

нотариально засвидетельствованные копии индивидуального трудового договора (контракта) и (или) договора гражданско-правового характера, заключенных с иностранцем или лицом без гражданства, направленным в Республику Казахстан;

иной документ, содержащий сведения о доходах физического лица, получаемых от работы по найму в рамках трудового договора и (или) договора гражданско-правового характера, заключенного с таким нерезидентом.[2]

Эти документы позволяли налоговому агенту определить сумму дохода, полученного за работу в Казахстане и определить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет по ставке 10%.[3]

Однако, если нерезидент не предоставляет указанные документы, Налоговый агент обязан обложить индивидуальным подоходным налогом у источника по той же ставке 10% выплаты доход в размере 80 процентов от дохода, подлежащего выплате нерезиденту за выполненные работы, оказанные услуги по Контракту.

Но как указывалось ранее, данный формат обязательства для Налогового агента сохранялся до 2 августа 2019.

В новой редакции Налогового кодекса налоговое обязательство физических лиц – нерезидентов и Налоговых агентов ужесточилось, так как второе обстоятельство, по наступлению которого ранее у Налогового агента возникало налоговое обязательство по удержанию индивидуального подоходного налогас доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) было исключено. Таким образом, данное обязательство возникает для Налогового агента уже с первого дня пребывания указанных физических лиц – нерезидентов в Казахстане во исполнение Контракта, а не по истечение 183 календарных дней согласно Старой редакции Налогового Кодекса.Вторым крайне неприятным обстоятельством для Налогового агента является то обстоятельство, что новая редакция статьи 656 Налогового Кодекса имеет ретроспективный эффект и вводится с 1 января 2018 года.

Предлагаемое решение по минимизации налоговых потерь после введения новой редакции статьи 656 Налогового Кодекса.

Решением в создавшейся ситуации на будущее нам представляется простым для случаев, когда нерезидент является налогоплательщиком юрисдикции, с которой у Казахстана имеется ратифицированная обеими странами конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 текущей редакции типовой конвенции ОЭСР вознаграждение, полученное резидентом страны – партнера Казахстана по такой конвенции в связи с работой по найму, выполняемой Казахстане, облагается налогом только в стране – партнере Казахстана по такой конвенции, если:

а) получатель находится в Казахстане в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или оканчивающемся в соответствующем налоговом году, и

b) вознаграждение выплачивается работодателем или от имени работодателя, не являющегося резидентом Казахстане, и

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное учреждение, которое работодатель имеет в Казахстане.

При соблюдении указанных трех требований и предоставлении документа подтверждающего налоговое резидентство физических лиц – работников нерезидента (а не самого нерезидента – партнера Налогового агента по Контракту), возможно освобождение их доходов от обложения индивидуальным подоходным налогом в Казахстане.

Если соответствующие международные конвенции отсутствуют, то скорректировать налоговое обязательство не представляется возможным и уплата Налоговым агентом удержанного налога, по нашему мнению, неизбежна.

Анализ законности обратной силы нормы об ужесточении налогового обязательствав статье 656 Налогового кодекса, введенной с 2018 года.

В свете новой редакции статьи 656 Налогового Кодекса, если Налоговый агент в 2018 году принимал нерезидентов–физических лиц (работником или субподрядчиком) в рамках Контракта которые пребывали в Казахстане менее 183 дней, то post factum, со 2 апреля 2019 у него возникли просроченные обязательства по удержанию индивидуального подоходного налога у источника выплаты за 2018 год.

Необходимо учитывать, что несмотря на тот факт, что концепция «удержания налогов у источника выплаты» возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих доходв, обязанность по исчислению и уплате налога с лиц кому предназначается та или иная выплата (получатели дохода), уплата такого налога осуществляется за счет именно таких получателей доходов ибо при возникновении обязательства по плате налога у источника выплаты получатели дохода получаю такой доход за вычетом налога, удержанного Налоговым агентом.

Таким образом, обязанность по уплате налога возникла у нерезидентов–физических лиц (работников или субподрядчиков), направляемых нерезидентом в Казахстан в рамках исполнения своих обязательтсв по Контракту перед Налоговым агентом, у которого возникла обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет за указанных лиц.

Из приведенных выше доводов следует, что статья 656 Налогового Кодекса регулирует налоговое обязательство физических лиц-нерезидентов, которые пребывали в Казахстане во исполнение Контракта.

Вместе с тем, вызывает озабоченность обстоятельство, что в роли нерезидентов – физических лиц (работников или субподрядчиков) направляемых нерезидентом во исполнениие своих обязательств по Контракту перед Налоговым агентом могут быть граждане Казахстана, которые не смотря на своё гражданство,не только постоянно проживают зарубежом, но и квалифицируются как нерезиденты.[4]

Таким образом, для граждан Казахстана, являющихся нерезидентами, прибывавших в Казахстане во исполнение обязательств нерезидента по Контракту возникла обязанность платить налог «задним числом», аналогично у Налогового агента возникла обязанность по исчислению, удержанию и перечислению такого налога в бюджет.

Вопрос потенциального возникновения новой обязанности у граждан Казахстана поднят не случайно. В соответствии с законодательством Казахстана о правовых актах законодательные акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.[5]

В связи с чем, положение подпункта 1) статьи 2 Закона о Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» который вводит в действие новую редакцию статьи 656 Налогового Кодекса противоречит законодательству Казахстана о правовых актах, установивших общие правила введения в силу нормативных правовых актов.

На основании изложенного, представляется законным утверждение, что вменение обязанности нерезидентам– физическим лицам, (включая граждан Казахстана) уплачивать налог со своего дохода, полученного ими за период пребывания в Казахстанеот нерезидента, исполняющего свои обязательства по Контрактусогласно законодательства о правовых актах может быть введено только со 2 апреля 2019 года, соответственно и Налоговый агент обязан производить удержание с доходов указанных физических лиц только по доходам, выплаченным опять же со 2 апреля 2019.

Начисление пени за 2018 год по налоговому обязательству, введенному обратной силой.

Налоговые агенты в Казахстане 2 августа 2019 года узнают, что с 1 января 2018 года у них было обязательство исчислить, удержать и перечислить в бюджет индивидуальный подоходный налог с физических лиц – нерезидентовв ситуациях, когда нерезиденты – контрагенты Налоговых агентов не образуют постоянное учреждение, но при этом, во исполнение обязательств нерезидента по договору, заключенным с налоговым агентом в Казахстан приезжают сотрудники, либо физические лица- субподрядчики такого нерезидента, также являющиеся нерезидентами в Казахстанеуже с первого дня их пребывания в Казахстане.

Налоговые агенты праве в 2019 году предоставить скорректированную налоговую отчетность за 2018 год[6] доначислить и перечислить такой налог в бюджет, однако, технически налоговое законодательство квалифицирует такую позднюю оплату как несвоевременную оплату и налоговые органы непременно начислят Налоговому агенту пеню[7], за несвоевременное перечисление налога за нерезидентов — физических лиц.

Однако насколько законно и главное справедливо начисление пени налоговыми органами в такой ситуации?

Пеней признается установленный пунктом 2статьи 117 Налогового Кодекса размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

Изменения от 2 августа 2019 года в Налоговом Кодексе привели к тому, что Налоговый агент не мог своевременного исполнить обязательство, предусмотренное статьей 656 Налогового Кодекса РК за 2018 году, так как котором он официально узнал о нем по истечении всего налогового периода 2018.

Такое положение дел идет в разрез статьи 8 Налогового Кодекса, которая установила, что добросовестность осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) действий (бездействия) по исполнению им налогового обязательства предполагается. Налоговый агент, который не удержал в 2018 году индивидуальный подоходный налог с нерезидентов физических лиц, пребывающих в Казахстане менее 183 дней в рамках Контракта,так как узнал об этом только в следующем налоговом периоде «формально считается недобросовестным».

Кроме того, такое введение налогового обязательства в таком формате не отвечает понятию «Налоговой политике» установленной в статье 11 Налогового Кодекса, согласно которой«налоговая политика» представляет собой совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Положение подпункта 1) статьи 2 Закона о Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» обязывает Налогового агента не только перечислить сумму налога согласно новой редакции 656 Налогового Кодекса РК но и оплатить сумму пени за 2018 год не может свидетельствовать о соблюдении государством баланса своих экономических интересов с Налоговыми агентами и физическими лицами – нерезидентами.

Представляется возможным утверждать о возможности оспаривать начисления налогового обязательства согласно текущей редакции 656 Налогового Кодекса за 2018 год.

[1] См. п.1 статьи 656 Старой редакции Налогового Кодекса

[2] См. п.3 статьи 656 Старой редакции Налогового Кодекса

[4] Понятие нерезидент см. 219 Налогового Кодекса РК

[5] См. п.4 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК

[6] См. п.1 статьи 211 Налогового Кодекса РК

[7] См. п.1 статьи 117 Налогового Кодекса РК

Читайте также: