54 фз налоговый кодекс

Опубликовано: 13.05.2024

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г., 27 июня 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 5 мая 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 июля, 27 ноября, 25 декабря 2018 г., 6 июня, 26 июля, 27 декабря 2019 г., 1 октября, 23 ноября 2020 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

ГАРАНТ:

О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 мая 2003 года

Новым Законом существенно изменяется и дополняется порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов.

Расширена сфера применения контрольно-кассовой техники - ККМ должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ограничение сферы применения закона расчетами с населением в новом законе отсутствует. Случаи, когда расчеты могут осуществляться без применения ККМ, перечислены в самом Законе.

Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, распространено также на кредитные организации. В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин предусматривается привлечение к этой работе Банка России.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

На территории РФ допускаются к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в Государственный реестр.

Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра, определяются Правительством РФ.

Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим контрольно-кассовые машины, вменяется в обязанность регистрировать используемые машины в налоговых органах.

Через шесть месяцев после вступления в силу Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 21 ст. 1957, в Российской газете от 27 мая 2003 г. N 99, в "Парламентской газете" от 27 мая 2003 г. N 95

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 510-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г., за исключением подпункта "б" пункта 10 статьи 2 названного Федерального закона, вступающего в силу с 27 июля 2020 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2019 г., за исключением подпункта "в" пункта 4 статьи 1 изменений, которые вступает в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г., за исключением абзаца третьего подпункта "в" пункта 5 и подпункта "д" пункта 15 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации

(Наименование в редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 290-ФЗ; от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

(В редакции федеральных законов от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 162-ФЗ, от 27.07.2010 № 192-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ, от 07.05.2013 № 89-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 08.03.2015 № 51-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 31.12.2017 № 487-ФЗ, от 03.07.2018 № 192-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 25.12.2018 № 488-ФЗ, от 06.06.2019 № 129-ФЗ, от 26.07.2019 № 238-ФЗ, от 27.12.2019 № 510-ФЗ, от 01.10.2020 № 313-ФЗ, от 23.11.2020 № 373-ФЗ)

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

2. Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров. (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ)

Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях;

автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя; (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

база фискальных данных - совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей к оператору фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, подлежащих хранению и защите от доступа третьих лиц;

бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

версия модели контрольно-кассовой техники - модель контрольно-кассовой техники, имеющая уникальный для своего наименования номер версии, присвоенный ее изготовителем; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

выгодоприобретатель - лицо, которое не является непосредственно руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального исполнительного органа или учредителем организации, к выгоде которого действуют указанные лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом организации; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

заводской номер - уникальный номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, средства формирования фискального признака, средства проверки фискального признака, автоматического устройства для расчетов, присвоенный изготовителем;

изготовитель - организация, осуществляющая производство контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей, средств формирования фискального признака, средств проверки фискального признака;

кабинет контрольно-кассовой техники - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

ключ фискального признака - ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа;

код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

код маркировки - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

код проверки - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

мастер-ключ - ключевой документ, предназначенный для создания серии ключей фискального признака, а также проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключей фискального признака этой серии;

модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя) - вид (тип) контрольно-кассовой техники (фискального накопителя), соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и имеющий уникальное наименование, присвоенное изготовителем;

обработка фискальных данных - любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним;

оператор информационных систем маркировки - лицо, являющееся оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

оператор фискальных данных - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных;

перерегистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера;

пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

применение контрольно-кассовой техники - совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги; (В редакции федеральных законов от 03.07.2018 № 192-ФЗ, от 01.10.2020 № 313-ФЗ)

регистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью;

реестр контрольно-кассовой техники - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники;

реестр фискальных накопителей - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели фискального накопителя, который пользователи вправе использовать при применении контрольно-кассовой техники;

снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета - внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета;

средство идентификации - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации; (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

средство проверки фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность выявления корректировки или фальсификации фискальных данных, защищенных фискальным признаком, в результате их проверки с использованием мастер-ключа;

средство формирования фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака;

технические средства оператора фискальных данных - аппаратные, программные и программно-аппаратные средства, используемые оператором фискальных данных при обработке фискальных данных, в том числе средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака;

фискальные данные - сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных;

фискальный документ - фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком;

фискальный накопитель - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных (далее - подтверждение оператора), а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных, и выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 238-ФЗ)

фискальный признак - достоверная информация, сформированная с использованием фискального накопителя и ключа фискального признака или с использованием средств формирования фискального признака и мастер-ключа в результате криптографического преобразования фискальных данных, наличие которой дает возможность выявления корректировки или фальсификации этих фискальных данных при их проверке с использованием фискального накопителя и (или) средства проверки фискального признака;

фискальный признак документа - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом;

фискальный признак оператора - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом;

фискальный признак подтверждения - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием фискального накопителя;

фискальный признак сообщения - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака оператора фискальных данных;

эксперт - физическое лицо, являющееся работником экспертной организации и получившее дополнительное профессиональное образование в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

экспертная организация - организация, самостоятельно выполняющая функции по организации и проведению экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и включенная в реестр экспертных организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(Статья введена - Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ)

Статья 12. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме. (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

21. При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, баг

Подключить интернет

Данные о продажах должны передаваться в налоговую онлайн, поэтому для работы кассы нужен интернет. Подойдёт любой: выделенная линия, вайфай, мобильный интернет — в законе требований нет. Главное, чтобы связь работала стабильно.

Выбрать онлайн-кассу

Кассы отличаются мощностью, размером и функциональностью. Для курьера и для фастфуда с большим потоком посетителей подходят разные модели — отталкивайтесь от особенностей вашего бизнеса.

Кассу можно купить или взять в аренду — закон допускает оба варианта. Сбербанк продаёт и предоставляет в аренду смарт-терминалы «Эвотор». Если у вас сезонный бизнес или вы только открыли своё дело и не готовы вкладывать сразу много денег, начните с аренды — от 1200 рублей в месяц. Если бизнес стабильный и круглогодичный, стоит вложиться в покупку кассы.

Купить фискальный накопитель

Внутри кассы должен быть установлен фискальный накопитель (ФН) — чип, который собирает и хранит данные обо всех операциях, а также присваивает чекам обязательный уникальный реквизит — фискальный признак. Кассы могут продаваться и вместе с ФН, и отдельно.

Фискальные накопители выпускают сроком:

  • на 13 или 15 месяцев — они подходят предпринимателям на общей системе налогообложения
  • на 36 месяцев — для тех, кто работает на специальных режимах налогообложения.

Для сезонного бизнеса и торговли подакцизными товарами есть ограничения — подробнее о них читайте в статье «Как заменить фискальный накопитель».

Заключить договор с ОФД

Оператор фискальных данных (ОФД) — это посредник, который собирает и обрабатывает фискальные данные бизнеса и передаёт их ФНС. По закону, работать в качестве ОФД может только компания, получившая разрешение налоговой.

Все предприниматели должны заключить договор с ОФД и передавать информацию в ФНС только через него. Сбербанк сотрудничает с «Платформой ОФД». Это самый крупный оператор фискальных данных в России. «Платформа ОФД» не только передаёт данные касс в налоговую и позволяет работать с маркированными товарами, но и даёт предпринимателям возможности для анализа показателей бизнеса через личный кабинет.

Зарегистрировать онлайн-кассу и ФН в налоговой

Кассу и фискальный накопитель нужно зарегистрировать в налоговой. Сохраняйте все документы на технику и услуги — они пригодятся, когда будете заполнять заявку на регистрацию.

Чтобы оформить кассу в налоговой, можно прислать документы почтой, прийти в отделение лично или подать заявку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС.

Как отчитываться перед госорганами онлайн

Чтобы «общаться» с ФНС онлайн, нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Это аналог вашей подписи: с её помощью можно заверять электронные документы. КЭП позволяет взаимодействовать с госорганами удалённо: переписываться с налоговой, Федеральной таможенной службой и другими инстанциями, регулярно отправлять отчётность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Чтобы передавать данные во все госорганы через одну программу, нужно установить систему электронного документооборота (ЭДО).

Для дистанционной коммуникации с чиновниками и партнёрами по бизнесу Сбербанк предлагает систему E-invoicing. В неё встроен электронный документооборот, отчётность и конструктор документов — так вы сокращаете время на оформление и подачу отчётов, не ошибаетесь в шаблонах и тратите меньше бумаги.

Что дальше: как автоматизировать бизнес

Когда бизнес разрастётся, часть процессов можно автоматизировать и управлять ими через единый сервис. У Сбербанка это «Моя торговля». В него встроены программы для учёта и организации рабочего места кассира, мониторинга всех каналов продаж, есть интеграция с 1С:Бухгалтерией, рассылками, телефонией и другими сервисами.

Главное

с

С 2019 года 54-ФЗ касается почти каждого бизнеса. Чтобы легально торговать или оказывать услуги, нужно подключить онлайн-кассу.

2

Определите, сколько готовы потратить единовременно: если бизнес стабилен, купите собственную кассу; если только начинаете или работаете сезонно — возьмите ККТ в аренду.

с

Определите, какой фискальный накопитель нужен для бизнеса. Купите ФН и установите в кассу — проще всего взять комплект «касса + фискальный накопитель».

с

Заключите договор с ОФД — это требование закона. Выбирайте оператора, у которого есть лицензия от налоговой и дополнительные возможности для аналитики бизнеса.

с

Купите электронную подпись. Это необязательно, но меняет жизнь к лучшему: всё общение с госорганами можно будет перевести в режим онлайн и сэкономить тонну бумаги.

с

Зарегистрируйте кассу в налоговой. Если у вас есть электронная подпись, это можно сделать онлайн через личный кабинет.

с

Когда бизнес начнёт расти, присмотритесь к сервисам электронного документооборота и удалённого управления.

Изменения, после которых заговорили об онлайн-кассах, внес в 54-ФЗ закон от 03.07.2018 № 290-ФЗ. Он же ввел в ст.14.5 КоАП ответственность и штрафы за нарушение закона о применении ККТ.

Последние значительные изменения в закон 54-ФЗ были введены нормативным документом от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Эта редакция, например, дала право ИП на патенте за отдельными исключениями не использовать ККТ и добавила новые реквизиты в чек, часть из которых должны применяться с 01.07.2019.

Какие требования сегодня установлены законом к ККТ?

Онлайн-кассы по закону 54-ФЗ должны:

работать с фискальным накопителем (ФН)

подключаться к интернету

передавать информацию оператору фискальных данных (ОФД) через интернет обо всех продажах в режиме онлайн

формировать детальный чек с обязательными реквизитами, установленными ст.4.7 ФЗ-54, в том числе QR-кодом

В законе о применении ККТ также установлены требования к отдельным ситуациям:

все возвраты товаров нужно пробивать на кассе с признаком расчета «Возврат прихода», это нужно для корректировки суммы выручки магазина в базе ФНС

перед началом расчетов надо формировать отчет об открытии смены, по окончании ─ отчет о закрытии смены

в случае расчетов без контрольно-кассовой техники, например, отключили электричество, а касса не может работать без сети, нужно обязательно пробивать чек коррекции и готовить пояснительные документы по сложившимся обстоятельствам

информация о проданных товарах и услугах, отраженная в чеке, должна передаваться оператору фискальных данных (ОФД) не позднее 30 дней с момента выдачи такого чека. Это дает возможность продавцам при временном отсутствии интернета пробивать чеки, но только на кассе, которая после восстановления соединения сможет передать информацию ОФД

касса должна уметь не только печатать чек, но передавать его по требованию покупателя в электронном виде на email или телефон

МТС Касса полностью соответствует требованиям 54-ФЗ и подходит для любого бизнеса. Для удобства предпринимателей предусмотрена аренда МТС Касс любой модели.

МТС Касса 7″

МТС Касса 12″

МТС Касса 5″

У кого есть отсрочка по онлайн-кассе до 2021 год?

ИП, которые продают товары собственного производства, оказывают услуги, выполняют работы и работают без сотрудников могут не применять онлайн-кассу до 01.07.2021.

Если у меня ИП на УСН, ОКВЭД на услуги и есть один работник, нужна ли онлайн-касса?

Как только вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, нужно выдавать чеки при расчетах. На регистрацию кассы, согласно ст.2 закона № 129-ФЗ от 06.06.2019, у вас есть 30 календарных дней с даты заключения трудового договора.

При этом остаются отдельные категории бизнеса, которые могут работать без кассовой техники. Они перечислены в ст.2 закона 54-ФЗ.

Как по закону выдавать чеки при интернет-торговле?

У интернет-магазинов есть два способа передавать чеки покупателям: самостоятельно или через платежных агентов.

Чеки должны быть выданы от имени магазинов в следующих случаях:

Выдача заказов и прием оплаты в пункте самовывоза, в помещении которого установлена онлайн-касса. Чек нужно распечатать после получения оплаты.

Перечисление оплаты через оператора банка или платежные системы: Яндекс.Деньги, Вестерн-Юнион, Единая касса, Деньги.мэйл.ру и другие. Такие случаи не относятся ни к прямым, ни к дистанционным отношениям продавца и покупателя. Поэтому, на основании п.5.3 и п. 5.4 ст.1.2 54-ФЗ, продавец должен передать электронный или бумажный чек не позднее следующего за днем расчета рабочего дня, но до момента передачи товара.

При этом для курьеров, которые привозят уже оплаченный на сайте товар, касса не нужна.

Передача товаров и получение оплаты через курьеров. У них с собой должна быть онлайн-касса для выдачи чека. Для курьеров касса должна быть мобильной и компактной.

Во всех вышеперечисленных случаях у интернет-магазинов должна быть касса. Закон разрешает выдавать покупателю не только бумажные, но и электронные чеки. Если чеки отправляются покупателям только в электронном виде, можно подключить облачную кассу. Но и для нее фискальный накопитель и регистрация в ФНС обязательны.

Облачная касса будет интересна тем, у кого офлайн продаж и пунктов выдачи нет. Если у вас есть хотя бы одна точка с офлайн платежами, то мы рекомендуем за основную кассу взять кассовый аппарат МТС. Его можно установить в оффлайновой точке продаж и подключить к ней сайт. Таким образом вы сможете обойтись одной онлайн кассой для продаж в интернет-магазине, офлайн-точке продаж и даже через курьеров.

Для магазинов со своей курьерской доставкой МТС разработало решение, с которым организовать работу курьеров можно без покупки дополнительных кассовых аппаратов.

Для расчета с покупателями интернет-магазин может сотрудничать с платежными агентами. К ним относятся: почта России, транспортные компании, сети пунктов самовывоза (Boxberry, СДЭК) и постаматов (PickPoint), платежные сервисы (Robokassa).

В таких случаях на основании договора агент принимает оплату и выдает покупателю чек от своего имени. В том числе и когда доставляет покупки через своих курьеров. Полученные за товар деньги, за вычетом комиссии, агент перечисляет на расчетный счет продавца.

Онлайн-касса для интернет-магазинов не нужна, когда они рассчитываются с покупателями через платежных агентов.

Как выбрать кассу под 54-ФЗ

Часто предприниматели при выборе кассы отталкиваются от цен на ККТ, так как не знают, на какие параметры еще обратить внимание, а кто-то считает, что вся техника по функциональности примерно одинаковая.

Во-первых, есть разные виды касс: автономные, смарт-терминалы, POS-системы, фискальные регистраторы и облачные. Все они отличаются по возможностям и подходят не для всех видов деятельности. Например, облачные применяют только для расчетов через интернет.

Во-вторых, «кандидатов» на кассу для вашего бизнеса надо оценить как минимум по 10 критериям:

соответствие техническим параметрам торговой точки;

работа с номенклатурой;

цена кассовой программы;

стоимость и порядок обновлений;

необходимость доплаты за работу с маркированными товарами;

возможность подключения товароучетного сервиса для продажи алкоголя и автоматизации торговых процессов;

организация техподдержки ─ режим работы, способы связи, стоимость;

необходимость подключать программы от разных разработчиков;

возможность экономить на эквайринге;

наличие интеграции с сервисами для ведения учета для его автоматизации.

Подробнее о том, как правильно подобрать себе кассу мы писали в статье «10 важных критерий для выбора онлайн-кассы», там же вы найдете чек-лист.

Возможна ли аренда контрольно-кассовой техники в рамках 54-ФЗ?

Аренда кассы не противоречит требованиям 54-ФЗ, если в аппарате стоит ФН, зарегистрированный на арендатора. В случае проверки штрафы наложены не будут.

Аренда ККТ не отменяет установку индивидуального ФН в кассовый аппарат. Согласно п.8 ст.4.2 54-ФЗ, при снятии кассы с учета ФН нужно технически закрыть. Это значит, что его переводят в такой режим, когда считать данные с него можно, а записать нельзя. Использование одного и того же ФН для разных пользователей ─ нарушение закона о применении контрольно-кассовой техники.

Аренда кассы ─ хороший вариант для работы в рамках закона. При выборе компании-арендодателя обращайте внимание не только на цену, но и на условия аренды.

Что скрывают условия аренды?

1. не придется ли открывать расчетный счет в определенном банке и соглашаться на невыгодные условия по РКО и эквайрингу;

2. нужно ли самостоятельно покупать ФН или он уже входит в арендную плату;

3. на какой минимальный срок заключается договор и будут ли штрафные санкции, если отказаться от арендованной кассы раньше срока;

4. какие услуги включены в стоимость аренды, например, предполагается ли настройка, регистрация кассы, подключение к ОФД, сервисное обслуживание или за все это надо платить отдельно;

5. кто будет оказывать помощь в случае аренды кассы не у производителя или его сертифицированного партнера, это важно, так как работники стороннего арендодателя могут разбираться в технике лишь поверхностно;

6. заменят ли кассу при ее поломке или вам придется останавливать продажи до конца ремонта;

7. за чей счет будет продлеваться договор с ОФД и меняться ФН;

8. нужно ли платить отдельно за использование программного обеспечения и его обновления;

9. получится ли выкупить кассу в будущем и по какой стоимости;

10. будут ли скидки, если арендовать сразу несколько касс.

У МТС Кассы предусмотрено несколько тарифных планов аренды кассы, которые учитывают разные потребности и возможности бизнеса. Благодаря этому, аренда становится доступной для всех предпринимателей.

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в 2021 году заканчивается отсрочка по онлайн-кассам. Кто и когда должен поставить кассовый аппарат? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров — с 1 февраля 2021 года это обязательно для ИП на ПСН, УСН, ЕСХН. Для этого нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

Зарегистрируйтесь в сервисе управления торговлей МойСклад, и наши консультанты помогут с переходом на новый порядок.

  • Проконсультируем по новой редакции закона 54-ФЗ
    Нужна ли вам онлайн-касса и какая? Есть ли у вас отсрочка и на какой срок? Как зарегистрировать новую кассу в налоговой? Для чего понадобится КЭП? Что делать, если у вас интернет-магазин?
  • Поможем подобрать онлайн-кассу под ваши задачи
    В реестре сейчас 63 модели — какую выбрать. Что делать со старой кассой? Можно ли ее доработать до соответствия новым правилам? Где взять комплект модернизации?
  • Порекомендуем оператора фискальных данных (ОФД)
    Сейчас уже работают пять операторов — к какому подключиться? Проходят ли акции на бесплатное подключение? Что нужно, чтобы заключить договор с ОФД?
  • Настроим под вас кассовую программу
    Проведем онлайн-демо, обучим работе с программой. Поможем подключить фискальный регистратор, занести или импортировать товары. Реализуем ваши рабочие процессы в программе.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ в 2021 году

1. C 1 февраля 2021 ИП на на ПСН, УСН, ЕСХН должны указывать в чеке наименование товара. Покупатель должен легко читать название товаров. Подробнее читайте в нашей статье «Наименование товара в чеке онлайн-кассы».

2. С 1 июля 2021 заканчивается отсрочка для ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам.

3. Закон о ККТ требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году >>

4. Курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.

5. Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.

6. Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД.

6. Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно. Как снять онлайн-кассу с учета — здесь.

7. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор. Список операторов фискальных данных — здесь.

8. Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году.

9. Онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. По-другому работать нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20%.

Применение ККМ в 2021 году — как это выглядит на практике

Сегодня предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2021 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.


Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2021 году?

За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Посмотрите запись вебинара «Как быстро начать продавать на маркетплейсе» от 11 марта с участием OZON и Яндекс.Маркет

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2021 году

С 1 января 2021 года налоговый спецрежим ЕНВД прекратил существование. В связи с переходом на другой налоговый режим перерегистрировать онлайн-кассу не надо. Но необходимо скорректировать данные об используемой системе налогообложения, которые указывались при регистрации. Подробнее об этом читайте здесь.

По закону менять фискальный накопитель при смене СНО необязательно. На ЕНВД предприниматели использовали ФН со сроком действия 36 месяцев. При этом организации на ОСНО должны использовать ФН сроком не менее чем на 13 месяцев. Закон не запрещает при переходе на общую систему налогообложения использовать ФН на 36 месяцев, который ранее использовался для работы на ЕНВД. Применять его можно до окончания его срока действия.

Применение ККТ при УСН в 2021 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2021 году

Нет, в 2021 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности. Подробнее >>

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2021 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Можно ли работать без онлайн-кассы?

Закон устанавливает обязательные требования к чекам и порядку их выдачи. Нарушителям грозят серьезные штрафы. Зарегистрируйтесь в МоемСкладе и получите:

  • Полную таблицу обязательных в 2021 реквизитов кассового чека и БСО с комментариями по всем случаям использования.
  • Доступ в сервис для торговли с бесплатным кассовым приложением, которое пробивает чеки по всем требованиям 54-ФЗ, поддерживает маркировку, оплату по QR-кодам и облачные чеки.

Читайте также: