Если налог на прибыль к возмещению будет ли проверка

Опубликовано: 17.05.2024

На практике часто случаются ситуации, когда компания уплачивает налоги авансом, пока на расчетном счете есть деньги, либо представляет уточненную декларацию с уменьшением суммы налога к уплате или подает декларацию по НДС к возмещению из бюджета. Может случиться и так, что компания допустила ошибку в платежном поручении на уплату налога, в результате в карточке расчетов с бюджетом образуется переплата. Как ею распорядиться? Вернуть или оставить? В вопросе попробовала разобраться ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт» Ирина Разумова.

Исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28 февраля 2006 года № 11074/05, излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы за определенные налоговые периоды.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах с бюджетами.

Установить факт переплаты может как сама компания, так и налоговый орган. Если последний выявляет факт переплаты, то он обязан сообщить фирме об этом в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 3 ст. 78, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Самым распространенным способом обнаружения переплаты является совместная сверка расчетов с бюджетом. Инициировать данную процедуру может как компания, так и инспекция. Порядок проведения сверки установлен в разделе 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@.

В случае, когда сверка проводится по инициативе организации, инспекция обязана ее провести. Для этого необходимо подать заявление в произвольной форме. А вот если инициатива исходит от налогового органа, то участвовать в сверке – это право налогоплательщика, а не обязанность.

Если расхождения между данными фирмы и инспекции отсутствуют, то подписывается акт, он должен быть оформлен в течение 10 рабочих дней. Если же выявляются расхождения, то срок урегулирования вопроса не должен превышать 15 рабочих дней.

Что делать с переплатой?

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ, фирма имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Зачет или возврат переплаты регламентируется статьей 78 НК РФ.

Чтобы провести зачет переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, необходимо подать в налоговый орган заявление. Обратите внимание: зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату также по заявлению компании. При этом возврат суммы переплаты при наличии у фирмы недоимки по иным налогам соответствующего вида, а также пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Есть ли смысл возвращать переплату?

Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством. По информации ФНС, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано в течение трех лет с даты представления декларации.

То есть вернуть или зачесть «старую» переплату, с момента возникновения которой прошло более трех лет, компания не сможет. Поэтому необходимо своевременно позаботиться о ее «судьбе».

Согласно письму ФНС от 1 ноября 2013 года № НД-4-8/19645@, НК РФ не определяет основания и порядок списания инспекцией излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет. Но с другой стороны, НК РФ и не препятствует списанию переплаты с истекшим сроком исковой давности на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, ревизоры вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе компании в восстановлении срока давности возврата суммы налога.

Что касается списания переплаты, то НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 НК РФ, при обращении компании в инспекцию с просьбой о списании указанных средств, в том числе сумм отмененных налогов. Вместе с тем списание указанных сумм без волеизъявления коммерсантов является неправомерным (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2014). Встречаются решения судов, в которых говорится, что если суд подтвердил невозможность вернуть переплату, то налоговый орган вправе ее списать (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2016 г. по делу № А27-14361/2015).

Как долго засчитывается и возвращается переплата?

Решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей принимается инспекцией в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта совместной сверки (если она проводилась). Как было указано выше, зачет суммы переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится ревизорами самостоятельно. Такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения инспекторами факта излишней уплаты налога, либо со дня подписания акта совместной сверки, либо со дня вступления в силу решения суда.

Нормы НК РФ не препятствуют компании самой подать в инспекцию заявление о зачете переплаты с счет погашения недоимки. В этом случае решение ревизоров принимается также в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки. Решение о возврате переплаты принимается контролерами в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от компании о возврате переплаты или со дня подписания акта сверки. При этом сумма переплаты подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления.

По разъяснениям Минфина, данным в письме от 21 февраля 2017 года № 03-04-05/9949, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению компании в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления, в случае подачи уточненной декларации – в течение четырех месяцев.

Данная позиция подтверждается пунктом 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года № 98, согласно которому срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Что делать, если инспекторы отказали?

Согласно Определению Конституционного суда от 21 июня 2001 года № 173-О, положения статьи 78 Налогового кодекса не препятствуют компании в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Поэтому в случае пропуска срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, фирма может обратиться в суд для защиты своего права в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ (письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912).

С иском в суд компания вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда ею было выявлено нарушение своего права на своевременный зачет или возврат переплаты (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.

С указанным соглашаются и нижестоящие суды (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г № Ф08-3157/2017, АС Центрального округа от 5 июля 2016 г. № Ф10-1951/2016, АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2016 г. № Ф01-638/2016, АС Московского округа от 18 января 2016 г. № Ф05-18975/2015).

Вопрос определения времени, когда компания узнала или должна была узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности:

  • установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату;
  • определить, была ли у компании возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
  • проверить изменения законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
  • выявить другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

При этом бремя доказывания обстоятельств возлагается на компанию (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2017 г. № Ф01-6252/ 2016 по делу № А11-13538/2015).

Если налоговая нарушила сроки возврата

Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Суммы процентов за несвоевременный возврат определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка рефинансирования Центрального банка, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в году (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов по зачетам и возвратам, утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@, письмо Минфина России от 18 июля 2017 г. № 03-05-04-03/45570).

Какие налоги можно зачесть, а какие нельзя?

В России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням.

Другими словами, зачесть переплату налога на имущество организаций можно в счет уплаты транспортного налога, но нельзя – в счет уплаты налога на прибыль, поскольку первые два налога – региональные, а последний – федеральный, хотя и уплачивается в федеральный и региональный бюджет. А вот зачесть переплату по НДС в счет уплаты налога на прибыль можно.

Согласно разъяснениям налоговой службы, данным в письме от 6 февраля 2017 года № ГД-4-8/2085@, правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому зачет переплаты соответствующего вида налога возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.

Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.

А вот по вопросу зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по этому же налогу ФНС сообщила следующее: пунктом 9 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, поэтому перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму налога, фактически удержанного из доходов сотрудников, не является уплатой НДФЛ.

В этом случае налоговый агент вправе обратиться в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджет.

Ревизоры в случае отсутствия у указанного агента задолженности по иным федеральным налогам, не являющейся НДФЛ, осуществляют возврат в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.

Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.

Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения долгов по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

Насколько охотно ФНС возвращает переплату?

Как показывает практика, ревизоры возвращают переплату, когда такая переплата подтверждена актом сверки. Наибольшие сложности вызывает возмещение налога при совершении экспортных операций, поскольку при экспорте компания вместе с декларацией представляет целый пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки (ст. 165 НК РФ). И налоговики ищут основания для отказа.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 декабря 2007 года № 65 разъяснил вопросы, возникающие при рассмотрении судами заявлений коммерсантов, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым нулевой ставкой.

Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что фирма может обратиться в суд только после того, как она представит декларацию по НДС, заявление о зачете (возврате) налога, полный пакет документов, подтверждающий применение нулевой ставки, а также по требованию ревизоров документы, подтверждающие вычеты по НДС.

В свою очередь контролеры не вправе отказать в возмещении НДС, если они не истребовали и не проверили бумаги компании. Представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, не может рассматриваться как непредставление этих бумаг. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.

И только в исключительных случаях арбитры могут признать административную (внесудебную) процедуру возмещения НДС соблюденной, если установят, что правомерно истребованные у налогоплательщика инспекцией документы представлены первым непосредственно в суд по уважительным причинам.

Как зачесть переплату по налогам

Организация подала уточненную декларацию по налогу на прибыль, в которой заявлено уменьшение начисленного налога. Одновременно она обратилась в налоговый орган с заявлением о том, чтобы часть переплаты по налогу на прибыль была направлена в счет предстоящих платежей по НДС. В качестве доказательства переплаты представлена справка о состоянии расчетов по налогам. Налоговый орган отказал в зачете, сославшись на то, что зачет возможен только после окончания камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Правомерно ли это?

Если налогоплательщик подает заявление о зачете, то для установления переплаты инспекция должна провести камеральную проверку декларации (первичной или уточненной). В таком случае 10-дневный срок зачета исчисляется со дня получения инспекцией заявления (абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ), но не ранее:

1дня окончания камеральной проверки, если налоговый орган завершил ее в пределах отведенного на проведение проверки срока (п. 2 ст. 88 НК РФ);

2истечения срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Такой порядок приведен в пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98. Аналогичные разъяснения дает Минфин России (письма от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802).

Есть правоприменительная практика, которой установлено, что срок на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога при представлении заявления до окончания камеральной проверки декларации исчисляется со дня подачи заявления, если на данный момент переплата установлена. В постановлении ФАС Уральского округа от 03.03.2011 по делу № Ф09-5797/10-С3 суд счел отказ неправомерным, поскольку на момент подачи налогоплательщиком заявления инспекцией был подтвержден факт излишней уплаты налога, что подтверждено актом совместной сверки расчетов. В рассматриваемом случае сумма налога должна быть возвращена в месячный срок с момента представления заявления. В постановлении ФАС Уральского округа от 22.10.2009 по делу № Ф09–8092/09-С3 суд указал, что по смыслу п. 6 ст. 78 НК РФ срок на возврат излишне уплаченного налога исчисляется со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате (зачете) этой суммы, если факт излишней уплаты уже был установлен инспекцией на момент подачи заявления.

Из этого следует вывод: в случае если переплата документально подтверждена (акт сверки и т. п.), то отказ налогового органа учесть переплату по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС не является правомерным, так как представлено доказательство, что на момент подачи заявления, в порядке ст. 78 НК РФ, существовала переплата. Для восстановления своих прав организации нужно обратиться в УФНС по следующей форме.

В УФНС России по г. Москве

Жалоба на действия должностного лица налогового органа

В ответ на заявление, поданное в порядке ст. 78 НК РФ, о направлении части переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС налоговый орган уклонился от вынесения решения о зачете и выслал ответ, в котором сказано, что в отношении нашей организации проводится камеральная проверка, по результатам которой налоговый орган примет решение о зачете. В дальнейшем из-за отказа вынесения решения по зачету налоговым органом неправомерно было выставлено требование об уплате НДС.

В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Срок на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога при представлении заявления до окончания камеральной проверки декларации исчисляется со дня подачи заявления, если на данный момент переплата установлена.

Первое заявление было подано 24.07.2017 г., второе заявление 24.08.2017 г., и на сегодняшний день (25.09.2017 г.) никакого конкретного ответа по данным заявлениям налогоплательщиком от налогового органа не получено, зачет не произведен.

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном данным пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. При этом налоговым органом зачет не был произведен ни самостоятельно, ни по заявлению налогоплательщика.

Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 25.07.2017, согласно данным, которыми располагает налоговый орган, на финансово-лицевом счете налогоплательщика числится переплата по налогу на прибыль (Федеральный бюджет) 98 039 р. 97 к., по налогу на прибыль (Бюджет субъекта) 842 187 р. 52 к. Данная справка получена налогоплательщиком посредством телекоммуникационных средств связи, следовательно, заверена электронно-цифровой подписью налогового органа. Следовательно, факт переплаты подтвержден на дачу подачи заявления о зачете.

В связи с вышесказанным считаем действия сотрудника налогового органа незаконными. Данный вывод в том числе подтвержден правоприменительной практикой. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 03.03.2011 по делу № Ф09-5797/10-С3 суд счел отказ неправомерным, поскольку на момент подачи налогоплательщиком заявления инспекцией был подтвержден факт излишней уплаты налога, что подтверждено актом совместной сверки расчетов.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 22.10.2009 по делу № Ф09-8092/09-С3 суд указал, что по смыслу п. 6 ст. 78 НК РФ срок на возврат излишне уплаченного налога исчисляется со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате (зачете) этой суммы, если факт излишней уплаты уже был установлен инспекцией на момент подачи заявления.

В связи с изложенным на основании пп. 1 п. 1 ст. 32, ст. ст., 88, 137–139, 139.2, 140 НК РФ

- признать действия налогового органа незаконными и обязать его воздержаться от подобных действий в дальнейшем;

- признать требование об уплате НДС незаконным и отозвать его;

- вынести решение о зачете по заявлениям, поданным в порядке ст. 78 НК РФ.

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Любой переплаченный налог – это, по сути, «скрытый» финансовый резерв организации. Нет смысла бесплатно кредитовать государство, если переплату можно вернуть и использовать для пополнения собственных средств компании. Главное при этом – грамотно соблюсти процедуру, прописанную в Налоговом кодексе РФ.

Налог на прибыль в этом смысле – не исключение. Вместе с тем, причины возникновения переплаты по этому налогу, а также порядок его зачета имеют свои особенности. Об этом – в нашей статье.

В каких случаях может возникнуть переплата

Переплата по налогу на прибыль может образоваться, например, в следующих случаях.

Ситуация № 1

Организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль. Например, завысила доходы или занизила расходы. Ошибка была обнаружена в следующем налоговом (отчетном) периоде. После того, как налог уже перечислен в бюджет. В этом случае у бухгалтера есть такие варианты действий:

Уточненную декларацию можно не подавать, если после корректировки налог к перечислению не занижен, и наоборот, когда занижен – от «уточненки» не уйти.

В случае, если бухгалтер выберет первый вариант, налог на прибыль за предыдущие налоговые (отчетные) периоды окажется переплачен. Ведь к моменту обнаружения ошибки организация уже заплатила налог по «старым» расчетам.

При втором варианте на сумму завышения налоговой базы прошлого периода будет просто скорректирована (уменьшена) налоговая база текущего периода.

Ситуация № 2

Организация платит авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Она перечисляла эти платежи в течение отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев). Но фактическая сумма налога, рассчитанная по итогам этого периода, оказалась меньше суммы ранее перечисленных платежей. Или организация получила не прибыль, а убыток.

Ситуация № 3

Перечисляя налог в бюджет, бухгалтер ошибся при заполнении платежного поручения. И уплатил в бюджет сумму большую, нежели положена по декларации.

Что можно сделать с переплатой

Переплату по налогу на прибыль можно:

  • зачесть в счет погашения недоимки (а также задолженности по пеням и штрафам) по другим налогам;
  • зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим налогам;
  • вернуть из бюджета.

Это установлено статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Процедура зачета (возврата) переплаты строго регламентирована. То есть, независимо от того, что делают с переплатой (зачитывают или возвращают), необходимо взаимодействие с налоговой инспекцией. По правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Общие правила для зачета и возврата налога

  • Зачет возможен только между налогами одного вида. К примеру, федеральные налоги можно зачесть только в счет других федеральных налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налог на прибыль – это федеральный налог (ст. 13 НК РФ). Значит, переплату по нему можно зачесть только в счет других федеральных налогов (например, НДС).

При этом возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней. Так, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401, от 04.09.2008 № 03-02-07/1-363.

  • Обнаружить переплату по налогу на прибыль может как сам налогоплательщик, так и налоговая инспекция. В последнем случае ИФНС обязана письменно сообщить организации (Приложение № 2 к приказу ФНС от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@) о выявленной переплате в течение 10 дней со дня обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Независимо от того, кто выявил переплату, компания и ИФНС могут провести совместную сверку расчетов. Такая сверка может быть проведена как по предложению организации, так и по инициативе ИФНС (п. 3 ст. 78 НК РФ).
  • Зачет или возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 5 и п. 7 ст. 78 НК РФ).
  • Далее остановимся на каждой из процедур более подробно.

    Зачет переплаты в счет погашения задолженности по налогам

    Итак, если у организации есть недоимка по другим федеральным налогам (пеням, штрафам), то в первую очередь сумму переплаты по налогу на прибыль инспекторы направят на ее погашение (п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой именно недоимки (задолженности) зачесть переплату.

    Также и сама компания вправе сообщить в ИФНС, в счет какой именно задолженности она хочет зачесть переплату по налогу на прибыль. Для этого нужно подать в инспекцию заявление о зачете (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    В любом случае инспекция примет решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки (задолженности) в течение 10 рабочих дней:

    • с момента обнаружения переплаты налоговой инспекцией (если организация не обращалась в ИФНС с заявлением о зачете в счет конкретного платежа и стороны не проводили сверку расчетов);
    • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
    • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку).

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Еще пять рабочих дней дается инспекции на то, чтобы сообщить компании о принятом решении о зачете. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю организации) лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения такого документа можно считать переплату зачтенной.

    Зачет переплаты в счет предстоящих платежей

    Если недоимки по другим налогам, сборам, пеням и штрафам у организации нет, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет.

    Для того, чтобы произвести такой зачет, организация должна подать в инспекцию заявление по форме (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о зачете (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления налогоплательщика;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Основание – пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После получения сообщения о положительном решении о зачете переплаты в счет будущих платежей можно считать переплату зачтенной.

    Возврат переплаты

    При отсутствии задолженности перед бюджетом можно не засчитывать сумму переплаты по налогу на прибыль, а вернуть ее из бюджета на расчетный счет компании.

    В этом случае порядок действий такой.

    Нужно подать в инспекцию письменное заявление о возврате (Приложение № 8 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

    Решение о возврате (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

    • либо со дня получения заявления от организации;
    • либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).

    Такие правила установлены пунктами 6 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о возврате (либо отказе в этом) ИФНС обязана письменно известить об этом налогоплательщика. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Так же, как и в случае с зачетом налога, документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    После этого, в случае положительного решения, нужно ждать, когда деньги поступят на расчетный счет организации. По общему правилу, срок такого возврата составляет один месяц со дня получения инспекцией заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Если инспекция нарушит этот срок, компании положены проценты за несвоевременный возврат – за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ). Их рассчитывают, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Чтобы получить проценты, компании нет необходимости дополнительно обращаться в инспекцию, и рассчитывать эти проценты бухгалтер не должен. На основании заявления о возврате налога инспекция обязана самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку и перечислить их налогоплательщику.

    Если налоговики вернули переплату позже срока, но не перечислили проценты, организация вправе подать жалобу на бездействие в региональное УФНС. Если обжалование в налоговом управлении не поможет, придется обратиться в суд (п. 2 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК).

    Подведем итог. Чтобы своевременно выявлять переплату по налогу на прибыль, целесообразно регулярно проводить сверки с налоговой инспекцией. Например, не реже, чем раз в год. Это позволит вовремя обнаружить переплату и заявить о зачете (возврате) излишне перечисленных сумм.

    Если переплата выявлена, вариант ее зачета более предпочтителен. Причем, как для налогоплательщика, так и для ИФНС. Для организации – потому, что срок зачета короче срока возврата налога. Инспекции охотнее идут на зачет, поскольку этот вариант для них менее хлопотный, да и деньги остаются в казне – просто перераспределяются на другой КБК.

    Однако переплаты по налогу на прибыль можно и вовсе избежать – ведь нередко она вызвана ошибками бухгалтерии. Это могут быть погрешности как при исчислении налоговой базы, так и на этапе заполнения платежных поручений. Подобных ошибок можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice.

    Расчетом и перечислением налогов у нас занимаются лучшие профессионалы своего дела, каждый из которых ведет то направление, которое знает и любит больше всего.

    Все они при приеме на работу проходят многоступенчатое тестирование, включая специальный тест на внимательность, поэтому досадные ошибки при расчете налога и заполнении платежных поручений попросту исключены. А от непредвиденных случайностей убережет постоянный внутренний аудит.

    Кроме того, для своевременного выявления переплат (в том числе, возникших по вине наших предшественников – штатного бухгалтера или бухгалтерской компании, которые до нас вели учет у клиента) мы регулярно проводим сверку расчетов с ИФНС.

    Также вы можете заказать наши услуги по возврату переплаты по налогам либо взысканию процентов с ИФНС на любом этапе. Мы установим, когда и как образовалась переплата, проведем аудит документации, подготовим и подадим заявления на возврат, проведем сверку расчетов с ИФНС и проконтролируем соблюдения сроков возврата или зачета. При необходимости обжалуем бездействие налоговых органов или оспорим незаконный отказ в возврате.

    253-основа.jpg

    Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

    Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

    При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

    Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

    Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

    На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

    Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

    Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

    Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

    Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

    — когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

    — когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

    уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

    до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

    При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

    Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

    В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

    Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

    В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

    Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

    Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

    — проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

    — начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

    — налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

    — даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

    Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

    Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

    Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

    Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

    — проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

    — назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

    — проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

    Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

    С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

    Как и что проверяет налоговая

    Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

    Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

    Что такое камеральная проверка

    Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

    Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

    Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

    Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

    ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

    Кто проводит проверку

    Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

    Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

    Виды камеральной проверки

    Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

    Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

    Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

    Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

    Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

    1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
    2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
    3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
    4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
    5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

    При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

    Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

    Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

    Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

    На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

    По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

    Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

    Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

    Как налоговая выбирает, кого проверять

    Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

    Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

    Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

    1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
    2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
    3. Значительный размер налогового вычета.
    4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
    5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
    6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
    7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

    Правила и порядок проведения

    Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

    Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

    Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

    Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

    Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

    Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

    Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

    Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

    Читайте также: