5 особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов

Опубликовано: 07.05.2024

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС)

Основные нормативные документы:

НДС является одним из основных федеральных налогов России. НДС представляет собой разновидность налога с оборота.

Впервые этот налог был разработан во Франции. Сегодня кроме России НДС применяется более чем сорока странами мира. Наиболее широкое распространение НДС получил в странах Европейского Союза.

В России НДС в своем современном виде был введен с 1992 года Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость”. [Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года “О налоге на добавленную стоимость”. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991г., N 52, стр. 1871.]

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Добавленная стоимость может быть определена как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:

-исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

-исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

-исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Кроме этого, весьма важно то, что если необходимо произвести исчисление облагаемого оборота по подакцизному товару, в облагаемый оборот включается сумма акциза.

Порядок исчисления НДС:

Реализация товаров (работ, услуг) предприятиям, производится по ценам, увеличенным на сумму НДС. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы), услуги, сумма НДС указывается отдельной строкой.

Реализация товаров (работ, услуг) населению, производится по ценам, включающим в себя сумму НДС по установленной ставке.

В части обложения внешнеторговых операций НДС правовая база данного налога была радикально дополнена введением Закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”. Согласно этому Закону к объектам налогообложения были отнесены товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным законодательством.

Ставка налога на добавленную стоимость с момента введения в начале 1992 года и по настоящее время неоднократно претерпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях неконкурентной среды, отсутствия на рынке необходимой товарной массы, недостаточно продуманной либерализации цен, начало которой по времени совпало с введением НДС (начало 1992 года), развивающейся инфляции ставка оказалась чрезмерно высокой.

В настоящее время размер законодательно установленных и применяемых в России ставок налога на добавленную стоимость мало отличаются от ставок этого налога, установленных в европейских странах и Китае (см. рис. 18):

Основные нормативные документы:

1. Закон РФ N 1993-1 от 06.12.1991 “Об акцизах”;

2. Федеральный закон от 14.02.1998 N 29-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах””;

3. Федеральный закон от 23 июля 1998 г. N 118-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”;

4. Инструкция Госналогслужбы РФ N 47 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” .

5. Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 13.07.1998 N 487 “О ВЗИМАНИИ АКЦИЗОВ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”.

Доходы по акцизам являются важной статьей бюджетных поступлений. В соответствии с данными Министерства финансов РФ (см. табл. 5, рис. 16 - 17) по утвержденному на 1997 год федеральному бюджету и реально исполненному бюджету за первые 4 месяца 1997 года удельный вес доходов по акцизам в общем объеме налоговых доходов составил 22% и 18% соответственно.

В отличие от России, где акцизы играют важную фискальную роль, в странах Европейского союза и Северной Америки доходы по ним, как правило, характеризуются небольшим удельным весом в доходах бюджета и им отведена в первую очередь регулирующая функция. Например, в США удельный вес акцизов в доходах федерального бюджета за последние 30 лет сократился в четыре раза и составляет около 3%.

Хотя, с другой стороны, в США акцизы могут устанавливать местные и региональные власти, поэтому суммарные ставки на ряд товаров могут быть довольно высокими, на алкогольные напитки, например, установлена ставка 48%.

В нашей стране акцизы были введены в конце 1991 года принятием Верховным Советом РСФСР Закона “Об акцизах”. В соответствии с Законом акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

До принятия и введения в действие данного закона акцизы в нашей стране фактически не применялись. Их роль, причем в значительно большем объеме выполнял налог с оборота. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа с либерализацией цен. Первоначально в качестве подакцизных были определены такие товары как ликероводочная и табачная продукция, ювелирные изделия, предметы роскоши, ряд продовольственных товаров, нефть, газ, некоторые виды минерального сырья. То есть, достаточно обычный для мировой практики набор товаров, розничная цена которых с силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. [В настоящее время перечень товаров, облагаемых акцизами определен Федеральным законом от 14 февраля 1998 года N 29-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”.]




Определение облагаемого оборота по подакцизным товарам, ставки акцизов на которые установлены в процентах:

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость товаров, исчисленная исходя из:

А) отпускных цен без учета акцизов;

Б) максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи или отгрузки готовых товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акциза на аналогичные товары в данном регионе - по подакцизным товарам, производимым в РФ из давальческого сырья, при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных, а также по подакцизным товарам, подлежащим первичной реализации, в случае их конфискации, бесхозяйным подакцизным товарам, от которых произошел отказ в пользу государства, подакцизным товарам, ввезенным в РФ без таможенного оформления (при наличии соглашения о едином таможенном пространстве).

При налогообложении ввозимых из-за рубежа товаров акцизы (как и налог на добавленную стоимость – смотри 4.1.) могут быть отнесены к пограничным уравнительным налогам. Однако термин “уравнительные” применительно к российской практике долгое время был достаточно условным, поскольку в соответствии с принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле “уравнительность” подразумевает применение равных условий налогообложения отечественных и импортных товаров. В России же долгое время суммы акцизов для внешнеторговых операций и для торговых операций внутри страны рассчитывались по разным методикам.

Подобная ситуация приводила к тому, что по ряду товаров при уплате акцизов в более выгодной позиции находились импортеры, по другим товарам более выгодное положение занимали отечественные товаропроизводители.

Это, с одной стороны, в части преимуществ национальных производителей создавало условия для защиты отечественной экономики от иностранных конкурирующих товаров. Обложение импортных изделий более высокими акцизными ставками делало ввозимые изделия менее конкурентоспособными по ценовым параметрам по сравнению с национальной продукцией.

Однако, частые злоупотребления подобными мерами со стороны ряда государств привели к тому что эта проблема была специально урегулирована в тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле. В статье 2 этого соглашения было запрещено применять налоги, взимаемые при ввозе товаров в страну, так, чтобы создавать защиту для отечественных производителей и внутреннего рынка. [Козырин А. Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования. Финансы N 8 1995г., стр. 19.]

В России с 21 января 1997 года вступил в силу Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон ‘’ Об акцизах’’”. В соответствии с этим Законом внутренние и внешнеторговые акцизы стали взимать по единым методикам.

Необходимо обратить внимание на то, что при применении формулы 2 (обложение акцизом товаров, ввозимых в РФ, в случае если на данные товары установлены ставки акцизов в процентах) объектом обложения является сумма таможенной стоимости ввозимого товара, таможенной пошлины на товар (см. 4.4), если он подлежит обложению пошлиной, сборов за таможенное оформление товара.

Налог на прибыль

Основные законодательные документы:

1. Закон РФ N 2116 – 1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от 27.12.1991 (в действующей редакции);

2. Федеральный Закон от 31.07.1998. “О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций””;

3. Инструкция Госналогслужбы РФ N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль” от 10.08.1995 (в редакции изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 1 от 22.01.96, N 2 от 12.02.96, N 3 от 18.03.97).

Налог на прибыль наряду с НДС и акцизами также является одним из основных “бюджетообразующих” налогов (см. табл. 5, рис. 16 -17).

В России налог на прибыль является основным прямым налогом. Его платят все предприятия и организации, занятые предпринимательской деятельностью, то есть деятельностью, направленной на получение прибыли.

Объектом обложения для данного налога является валовая прибыль, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль с предприятий и организаций”.

Валовая прибыль представляет собой суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и другого имущества предприятий, и доходов от внереализационных мероприятий, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов и затратами предприятия на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Перечень таких затрат установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Данное Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основные законодательные документы:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации;

2. Закон РФ “О таможенном тарифе”;

3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

4. Таможенный тариф Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560) (с изменениями и дополнениями).

Таможенные пошлины представляют собой инструмент государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Законодательные документы дают общее определение таможенной пошлины.

Так, в статье 18 Таможенного кодекса под таможенной пошлиной понимается “платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза”.

С середины 1996 года в России применяются только ввозные таможенные пошлины.

Таможенные пошлины взимаются в соответствии со ставками “Таможенного тарифа РФ”.

Таможенным тарифом принято называть свод (номенклатуру - перечень) ставок таможенных пошлин, применяемым к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) [Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”. Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993г., N 23, стр. 821].

Таможенный тариф - единственный инструмент государственного регулирования внешней торговли, охватывающий всю ее товарную номенклатуру, то есть весь перечень товаров, и используемый всеми странами мира.

Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагаются ввозимые в Россию товары. Таможенной пошлине присущи все основные налоговые характеристики, например:

уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

таможенная пошлина не представляет собой плату за какие-либо оказанные государством услуги и взыскивается государством с предпринимателей на безвозмездной основе;

поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.

Правовое регулирование таможенно-тарифных (пошлинных) отношений носит односторонний характер и исключает возможность предприятий - плательщиков таможенных пошлин согласовывать с государством вопросы размера, сроков уплаты, оснований и других аспектов налогообложения таможенными пошлинами.

С другой стороны, таможенная пошлина может рассматриваться как категория цены, поскольку таможенный тариф является экономическим инструментом регулирования торговли, действующим именно через механизм цен.

Ставки таможенных пошлин разрабатываются правительственными органами (заинтересованными министерствами и комитетами), как правило, в контакте с международными организациями и союзами предпринимателей, выражающими интересы потребителей, производителей, импортеров и экспортеров товаров.

Для расчета предполагаемых таможенных пошлин, удобно использовать следующую методику. В соответствии с этой методикой необходимо:

1. Точно определить код товара, являющегося предметом сделки, по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ.

Достоверное определение кода товара по ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для последующего проведения всего комплекса расчетов. Необходимо помнить, что каждый конкретный товар может быть однозначно определен только одним кодом ТН ВЭД СНГ. Недостоверное заявление кода товара в целях уменьшения размеров таможенных пошлин и других налогов наказуемо.

2. Определить таможенную стоимость товара.

В практике внешнеэкономической деятельности “таможенная стоимость” - понятие сравнительно новое (см. терминологический словарь). В отношении всей номенклатуры товаров понятие таможенной стоимости введено лишь с 1 января 1994 года.

В самом общем виде таможенная стоимость - это рассчитанная в соответствии с соблюдением определенных требований стоимость ввозимого (вывозимого) товара, используемая для таможенных целей и, в первую очередь, как база для начисления пошлин и налогов.

Таможенную стоимость в большинстве случаев составляет цена товара с учетом стоимости страховки и транспортировки его до места ввоза на таможенную территорию России (либо до места вывоза с таможенной территории России). Таможенная стоимость не всегда совпадает с контрактной ценой. Величина правки и ее знак (+ или - ) находятся в прямой зависимости от условий (базиса) поставки (эти вопросы регулируются международными правилами “ИНКОТЕРМС-90”).

3. Пользуясь исключительно кодом товара в соответствии с ТН ВЭД СНГ, определить размер импортных пошлин для ввозимых товаров (экспортные пошлины для вывозимых товаров на сегодняшний день в России не используются – смотри выше).

В России применяются следующие виды ставок пошлин :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 50 ЭКЮ за тонну);

- комбинированные - обычно сочетают оба вышеуказанных вида таможенного обложения; если импортным тарифом предусмотрено использовать комбинированную ставку, то необходимо рассчитать адвалорную и специфическую ставки и применять ту, которая выше или обе ставки, в соответствии с тем, что предусмотрено тарифом.

Размер импортной пошлины определяется, как правило, по комбинированной ставке. Однако в импортном тарифе России присутствуют ставки адвалорные и специфические.

Комбинированные ставки регулируют нижний предел размера пошлины и должны служить защитой от искусственного занижения таможенной стоимости товаров как базы для расчета импортной пошлины по адвалорным ставкам.

В импортном тарифе указана ставка пошлины (адвалорная, специфическая или комбинированная), которая называется БАЗОВОЙ.

При начислении импортной пошлины ставки импортного тарифа применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. В связи с этим таможенное законодательство определяет следующие группы стран:

а) страны, с которыми заключены соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Перечень таких стран приведен в Приложении N 2 импортного тарифа - в этом случае пошлина взимается по базовой ставке;

б) развивающиеся страны (или страны, входящие в Генеральную систему преференций). Перечень таких стран приведен в Приложении N 3 импортного тарифа - в этом случае взимается 75 % от величины базовой ставки;

в) наименее развитые страны. Перечень их приведен в Приложении N 4 импортного тарифа - пошлина не взимается ;

г) страны, по отношению к которым не применяется режим наиболее благоприятствуемой нации, либо если страна происхождения не установлена - применяются ставки, увеличенные в два раза по сравнению с базовой [В данном случае имеется в виду, что базовые ставки пошлин, увеличенные в два раза, используются, если кроме неприменения по отношению к стране режима наиболее благоприятствуемой нации, страна не является развивающейся или наименее развитой].

Наряду с этим необходимо учитывать, что на основании постановлений Правительства Российской Федерации на ряд ввозимых товаров преференциальный режим не распространяется. Независимо от страны происхождения подлежат обложению по базовым ставкам пошлин пиво и алкогольные напитки, соки и вина, одежда, обувь, парфюмерия и некоторые средства гигиены, бижутерия, легковые автомобили, телефонные и радиотелефонные аппараты, аудио- и видеотехника, часы и некоторые другие товары.

д). страны, подписавшие с Россией соглашения о зоне свободной торговли. Такие соглашения подписаны со всеми странами СНГ - пошлины не взимаются.


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

Основные бюджетообразующие налоги

Налог на добавленную стоимость (НДС) (Основание для уплаты НК РФ, Фз от 05.08.2000 N 118) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается вычетом из суммы налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком товаров и налогом уплаченным поставщикам за приобретенный товар, сырьё, материалы, работы, услуги. Таким образом, если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придётся, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п.1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. НДС облагается только добавленная стоимость (наценка).

Т.о, особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан налоговый вычет (покупателем). Причём два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени.

Освобождаются от обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели, если в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев выручка этих организаций без НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

0% - на товары (работы, услуги)

10% - на детские и продовольственные товары, по перечню Правительства, периодические печатные издания, отдельные лекарственные средства и медицинские товары (в т.ч. при ввозе на таможенную территорию РФ)

18% - на товары (работы, услуги), в т.ч. при ввозе на таможенную территорию РФ

Квартал - при сумме ежемесячной выручки от реализации в течение квартала не выше 2 млн руб. без учета налога.

Акцизы -один из видов налога, косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.

- Лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ;

- Лица, ведущие дела по договору простого товарищества;

- Лица, совершающие операции с нефтепродуктами

1. Реализация на территории РФ производителями своих подакцизных товаров (алкоголь, табак, природный газ, бензин, дизельное топливо, моторное масло, легковые авто)

2. Оприходование, получение, передача на территории РФ нефтепродуктов при наличии (отсутствии) свидетельства, произведенных самостоятельно и полученных в счет оплаты при производстве из давальческого сырья.

3. Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта всобственность организацией, имеющей свидетельство на производствонеспиртосодержащей продукции.

4. Продажа конфискованных и(или) бесхозяйных товаров при отказе в пользугосударства и(или) муниципальную собственность.

5. Передача на территории РФ произведенных товаров из давальческогосырья и полученных в счет оплаты (за исключением нефтепродуктов).

6. Передача подакцизных товаров для дальнейшего производстванеподакцизных товаров в структуре организации.

7. Передача произведенных товаров:

а) для собственных нужд;

б) в уставный капитал, паевые фонды, в качестве взноса;

в) правопреемнику при разделе имущества.

8.Передача произведенных подакцизных товаров на переработку надавальческой основе.

9. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:

- твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения

- адвалорные (в процентах)

- комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной

Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25 % (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция 159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах
Вина натуральные (за исключением шампан- ских, игристых, газированных, шипучих) 2 руб. 20 коп. за 1 литр

Налоговый период - Календарный месяц

Порядок и сроки уплаты - 25-гочисла следующего месяца за истекшим, налоговым периодом.

Налог на прибыль - Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности

Налогоплательщиками налога на прибыль:

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

- Прибыль российских организаций (доходы минус расходы).

- Прибыль иностранных организаций, действующих через постоянные представительства (доходы, полученные этими представительствами минус расходы, произведенные ими).

- Доходы иных иностранных организаций минус расходы, подтвержденные и учтенные в соответствии с НК РФ

Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - месяц при авансовых ежемесячных платежах.

Для налогообложения определяется денежное выражение прибыли - т.е. разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговая база, облагаемая по различным ставкам, с ведением раздельного учета определяется отдельно нарастающим итогом с начала налогового периода. При получении убытка налоговая база равна нулю.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.При этом:

- часть налога, исчисленная по ставке в размере 6,5% , зачисляется в федеральный бюджет;

- часть налога, исчисленная по ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.

Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц, устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

- -от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

- от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Налоговым периодом признается календарный год, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

- 13%, если иное не предусмотрено ниже

- 35% в отношении доходов:

стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 2000 рублей;

страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения установленных размеров

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения установленных размеров

- 30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.

- 9% в отношении доходов

от долевого участия, полученных в виде дивидендов

виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализация, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:

облагаемый оборот; облагаемый импорт.

В соответствии со ст. 208 плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Казахстана, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.

В Казахстане, как и во всех странах, применяющих налог на добавленную стоимость, существуют два объекта обложения НДС: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт. Механизм взимания налога в обоих случаях различный. Кроме того, если в первом случае взимание налога на добавленную стоимость возложено на налоговые органы, то сбором налога на добавленную стоимость на импортируемые товары занимаются таможенные органы.

Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, или услуг. Установлены особенности определения облагаемого оборота при осуществлении строительных, строительно-монтажных, ремонтностроительных работ, при осуществлении перевозок, при оказании туристских услуг, при изготовлении продукции из давальческого сырья и материалов, при использовании многооборотной тары, при реализации залогового имущества, по услугам по производству, распределению и транспортировке тепла, электроэнергии, воды и газа, а также по производству и реализации продукции машиностроения, химической промышленности и производства резиновых и пластмассовых изделий.

Определены обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость, например: —

продажа и/или аренда зданий и помещений; —

продажа права владения и пользования землей; —

финансовых услуг, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуг по хранению ценных бумаг; —

взносы в уставный капитал; —

геологоразведочные и геолого-поисковые работы; —

услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина; —

Также установлен порядок обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).

В Налоговом кодексе подробно описан порядок отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость. При этом суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате плательщиками налога поставщикам, по выставленным счетам- фактурам по фактически поступившим товарам, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам. По импортируемым товарам, включая основные средства (за исключением легковых автомобилей), суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Казахстана.

В налоговом законодательстве установлена ставка НДС в 16%.

Определен порядок отнесения в зачет налога на добавленную стоимость при наличии оборотов по реализации, освобожденных от налога на добавленную стоимость и облагаемых. Также определен порядок отнесения в зачет налога при реализации посреднических услуг.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Налоговым кодексом установлено, что налогоплательщик обязан представлять декларацию за каждый отчетный период. Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по налогу на Добавленную стоимость составляют менее 500 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

Налогоплательщики, имеющие среднемесячный платеж по налогу на добавленную стоимость более 1 ООО месячных расчетных показателей за квартал, вносят текущие платежи 25 числа месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми и таможенными органами.

Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются: 1)

договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров; 2)

грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.

копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан.

В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров.

В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Казахстана есть следующая особенность:

документами, подтверждающими экспорт товаров в государства— участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение налогом на добавленную стоимость экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) и копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

В соответствии с международным договором уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства — участники Содружества Независимых Государств.

Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включается в стоимость реализации.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителя вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Казахстан.

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица: —

производящие подакцизные товары на территории Казахстана; —

осуществляющие оптовую и розничную торговлю бензином (за исключением авиационного), дизельным топливом; —

импортирующие подакцизные товары на территорию Казахстана; —

осуществляющие игорный бизнес на территории Казахстана.

На всей территории Казахстана действуют единые ставки акцизов.

Подакцизными товарами являются: 1)

все виды спирта; 2)

алкогольная продукция; 3)

табачные изделия; 4)

прочие изделия, содержащие табак; 5)

икра осетровой и лососевой рыбы; 6)

ювелирные изделия из золота, платины или серебра; 7)

бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо; 8)

легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов); 9)

огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти); 10)

сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются: —

организация и проведение лотерей.

Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с Налоговым Кодексом Казахстана либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (100%) спирта.

На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицами, не использующими его для производства алкогольной продукции.

На объекты игорного бизнеса Правительством Казахстана устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы.

Объектом обложения акцизом являются следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными, добытыми и розлитыми им подакцизными товарами: —

реализация подакцизных товаров; —

передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; —

передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных; —

взнос в уставный капитал; —

использование подакцизных товаров при натуральной оплате; —

отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям; —

использование товаропроизводителями произведенных добытых и розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд; —

оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; —

розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; —

реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров; —

осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса; —

организация и проведение лотерей; —

порча, утрата подакцизных товаров, марок акцизного сбора.

Не подлежат обложению акцизом: 1)

экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством; 2)

спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казах- стан на право производства указанной продукции и государственным медицинским учреждениям; 3)

спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), розлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 литра и зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Объектом обложения для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или физический объем готовой продукции. Объектом обложения по игорному бизнесу (кроме лотерей) является выручка от игорного бизнеса, объектом обложения по лотерее (независимо от их типа и вида) — заявленная выручка от проведения лотерей. Объектом обложения при производстве и реализации электроэнергии является весь объем выработанной электроэнергии, за исключением фактически использованного в технологическом процессе на выработку самой электроэнергии в отчетном периоде. Объектом обложения по импортируемым подакцизным товарам является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, или физический объем в натуральном выражении.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.

Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц.

Предприятия, производящие и реализующие вино-водочные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо уплачивают в бюджет акцизы не позднее, чем на десятый день после дня, в течение которого произведена реализация товаров. По иным подакцизным товарам акцизы подлежат перечислению за каждую истекшую декаду: 13-го числа текущего месяца— за первую декаду; 23-го числа текущего месяца— за вторую декаду; 3-го числа следующего месяца — за остальные дни отчетного месяца.

Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату акцизов возлагается на налогоплательщиков. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов осуществляются налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством.

Бюджетные, учреждения являются полноправными субъектами налогового права. Отличительной особенностью бюджетных учреждений в связи с переходом на новую систему налогообложения некоммерческих организаций, является отсутствие права применять упрощенную сисиетму налогообложения, а так же наличие обязательности уплаты таких налогов, как НДС от платных услуг, налог на прибыль, налог на имущество, земельный, транспортный налоги и тд (Рисунок 3).


Рисунок 3 – Основные виды налогов, уплачиваемые бюджетными учреждениями

Первый налог, уплачиваемый бюджетными организациями, – НДС. В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации, ИП, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Слогласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ в ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно облагаться НДС будет лишь реализация платных услуг учреждения сверх установленного государственного задания по ставке 10 % или 18 %. Однако при формировании базы по налогу необходимо учитывать перечень работ, услуг и операций по реализации отдельных освобожденных от налогообложения товаров, работ, услуг, содержащихся в ст. 149 НК РФ, в частности реализация определенных медицинских товаров, медицинские услуги, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, услуги в сфере образования и др.

Второй налог, уплачиваемый бюджетными учреждениями – налог на прибыль организаций, исчисление и уплата которого с 1 января 2011 года осуществляется в общем порядке, который установлен гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщиками являются российские организации, ИП, постоянные представительства иностранных организаций, иностранные организации, не имеющие представительства в РФ. Объектом обложения является прибыль, исчисленная в соотетствии с гл. 25 НК РФ.

При исчислении базы по налогу на прибыль организаций бюджетных учреждений следует учитывать, что финансовое обеспечение их деятельности в рамках выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые в соответствии с абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются. При этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В случае оказания услуги для граждан и юридических лиц за плату, исчисление налоговой базы и уплата налога на прибыль осуществляется в соответствии с общими требованиями гл. 25 НК РФ, а именно доходы учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, и суммы произведенных расходов включаются в расчет налоговой базы. Налог на прибыль уплачивается с суммы полученной в итоге разницы по ставке 20 % (18% - в региональны бюджет, 2 % - в федеральный).

Исключением из плательщиков налога на прибыль являются бюджетные организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые вправе применять налоговую ставку 0 % при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 Гл. 25 НК РФ.

Третьим налогом, уплачиваемым бюджетными организациями, является налог на имущество. Бюджетные уреждения признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.




Отличительной особенностью данного налога, взимаемого с бюджетных учреждений является то, что учреждения фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, а также расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии, то есть само государство, субъект РФ, муниципалитет уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Еще один налог, взимаемый с бюджетных учреждений, - транспортный налог. Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом обложения являются лошадинные силы транспортного средства. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога. Транспортный налог исчисляется бюджетными учреждениями по общим правилам исчисления налога, установлеными нормами ст. 362 НК РФ. При этом организации (в т. ч. и бюджетные учреждения) исчисляют налог и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно. Однако существует ряд транспортных средств, не облагаемых налогом, в том числе транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Читайте также: