426 статья налогового кодекса

Опубликовано: 20.09.2024

СТ 426 НК РФ Утратила силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ.

В 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Комментарий к Ст. 426 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет тарифы страховых взносов на ближайшие два года.

Данные тарифы ниже общих тарифов страховых взносов, закрепленных в ст. 425 НК РФ, и призваны поддержать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение экономического кризиса.

Необходимо учитывать, что с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование. Таким образом, на основании п. 3 ст. 98 Договора с 1 января 2015 г. граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и со 2 января 2015 г. - граждане Республики Армения, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в их пользу, страховые взносы исчисляются и уплачиваются в общеустановленном порядке. Такие разъяснения приведены в письме Минтруда России от 15 июля 2015 г. N 17-3/В-353.

При этом комментируемая статья, в отличие от Федерального закона N 212-ФЗ, никак не разъясняет вопрос компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов.

Соответствующие положения включены в ст. 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ), согласно которой выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением тарифов страховых взносов, установленных комментируемой статьей и ст. 427 НК РФ, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, утвержденными ст. 425 НК РФ, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с тарифами, введенными комментируемой статьей и ст. 427 НК РФ, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Влияние на физических лиц передачи страховых взносов в ФНС

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан.

Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

Плательщики и облагаемая база с 2017 года

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году — 2,0, в 2019 году — 2,1, в 2020 году — 2,2, в 2021 году — 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

Тарифы страховых взносов

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР — 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС — 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС — 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.

Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

Выплаты, освобождаемые от страховых взносов

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

Порядок возмещения начисленных пособий

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа — ФНС и отделение ФСС.

Сроки уплаты и предоставление отчетности

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Особенности для обособленных подразделений

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа:

  • Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)
  • Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

Переходные положения

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@).

В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина — 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы см. расписание

Эксперты компании «Правовест Аудит»

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

На основании ч. 1 ст. 5 ФЗ № 243 от 3.07.2016 “О внесении…”, данный ФЗ приобрел юридическо-правовую силу с 1.01.2017 года.

Именно с начала 2017 года страховые взносы (далее – СТВЗ) на ОПС, ОМС и ВНиМ были переданы под управление ФНС. До указанной даты администрированием занимались соответствующие внебюджетные фонды.

С этой же даты в НК РФ (далее – НалКод) была добавлена новая Глава 34, регламентирующая порядок, сроки и условия взимания СТВЗ.

Что это такое

СТВЗ – это обязательные платежи, формирующие бюджет Пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского и социального страхования, осуществляемые в целях выплаты страхового возмещения застрахованным лицам при наступлении соответствующего страхового события.

Почитать о страховых случаях, при наступлении которых на страховщика накладывается обязательство по осуществлению возмещения, можно в соответствующих ФЗ, а именно:

  • ФЗ № 326 от 29.11.2010 года;
  • ФЗ № 167 от 15.12.2001 года;
  • ФЗ № 255 от 29.12.2006 года;
  • ФЗ № 125 от 24.07.1998 года.

Примечание. До начала 2017 года в РФ действовал 212-ФЗ от 24.07.2009 года (далее – ФЗ № 212), который утратил свою юридическую силу одновременно с внесением в НалКод новой Главы 34 – прим. ред.

Описание статей главы

Всего Глава 34 НК РФ страховые взносы с 2020 года содержит 14 статей: ст. 419 – ст. 432.

Приведем описание каждой имеющейся в данной Главе статьи:

Здесь говорится о том, кто обязан платить СТВЗ.

В частности, плательщики делятся на 2 категории:

  • ИП, предприятия и работодатели-физические лица, имеющие наемную рабочую силу;
  • ИП и иные лица, осуществляющие частную деятельность, не имеющие наемных сотрудников.

Тут же сказано, что при отнесении плательщика к нескольким категориям, он платит СТВЗ по каждому основанию. То есть ИП с работниками будет обязан платить и за себя, и за них.

Здесь говорится о том, что является объектом для обложения СТВЗ.

Например, работодатели-учреждения и ИП платят СТВЗ не только с выплаченных вознаграждений по трудовым и ГПХ контрактам, но и с вознаграждений, осуществленных по соглашениям авторского заказа и об отчуждении исключительного права.

А вот работодатели-физлица обязаны исчислять СТВЗ только с выплат по трудовым и ГПХ договорам.

Данная статья гласит о порядке вычисления базы по СТВЗ. Основной принцип для работодателей – базу нужно считать каждый месяц возрастающим итогом с начала года в отношении каждого труженика.

Например, если в январе база была 20000 рублей, а в феврале 30000, то за март она составит 50000.

Здесь указано, какие выплаты не облагаются СТВЗ.

Все просто:

  • расчетный временной период – год;
  • отчетные временные периоды – первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
  1. Ст. 424.

Здесь говорится о том, как определять дату осуществления выплат, являющихся объектом обложения.

Статья гласит о тарифных ставках СТВЗ. Кстати, они до 2020 года включительно применяться не будут (см. ст. 426).

Вместо тарифов, представленных в ст. 425, работодатели-предприятия, ИП и физлица применяют тарифы, указанные в этой статье.

Достаточно длинная статья, но разобраться в ней несложно:

  • в ч. 1 содержится перечень 15 категорий плательщиков, имеющих право применять ставки, отличные от указанных в ст. 426;
  • в ч. 2 по пунктам представлены ставки на ОПС, ОМС и ВНиМ для каждой из 15 категорий;
  • в ч. 3 даны дополнительные разъяснения – какие условия нужно соблюсти, чтобы получить правомочие на применение сниженных тарифов.
  1. Ст. 428.

В данной статье указано, что организации, ИП и физлица-работодатели обязаны платить СТВЗ по дополнительным тарифам (то есть плюсом к уплачиваемым СТВЗ по тарифам согласно ст. 426).

Платить дополнительно нужно за работников, которые:

  • осуществляют работу, дающую правомочие на преждевременное назначение страховой пенсии (см. п. 1 – п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года “О страховых…”, далее – ФЗ № 400);
  • осуществляют деятельность во вредных или опасных условиях.
  1. Ст. 429.

В этой статье говорится об СТВЗ на дополнительное обеспечение летчиков и работников угольной промышленности.

Описывается, сколько должны платить:

  • ИП, не имеющие наемную рабочую силу;
  • главы КФХ.
  1. Ст. 431.

  1. Ст. 432.

Здесь говорится, как должны считать и когда платить СТВЗ предпринимателям, не имеющим сотрудников.

Комментарии

В.: Какой объект обложения предусмотрен для предпринимателей, не осуществляющих выплаты вознаграждений физлицам?

О.: В соответствии с ч. 3 ст. 420 НалКода, в отличие от ИП, организаций и физлиц-работодателей, в отношении ИП, не имеющих персонал, объектом являются не какие-либо выплаченные вознаграждения, а сам факт осуществления ими предпринимательской деятельности.

В.: Может ли ИП, фактически не ведущий предпринимательскую деятельность, не платить СТВЗ за себя?

О.: Да, но просто сам факт неосуществления деятельности основанием для освобождения от уплаты СТВЗ не является.

В соответствии с ч. 7 ст. 430 НалКода, для освобождения нужно:

  • чтобы ИП не вел деятельность;
  • и чтобы такой период неведения деятельности совпадал с одним из периодов, засчитываемых в страховой стаж (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, уход за нетрудоспособным лицом, достигшим 80 лет, срочная военная служба и др.).

В.: Что понимается под предельной базой для исчисления СТВЗ?

О.: Работодатель исчисляет базу по СТВЗ возрастающим итогом, то есть суммирует заработную плату сотрудника с начала года по месяц расчета включительно.

Как только заработная плата превысит установленное Правительством значение, страховые взносы перестанут взиматься (до конца соответствующего года).

Предельная база устанавливается только в отношении СТВЗ на ОПС и ВНиМ, то есть СТВЗ на ОМС взимаются в течение всего года, вне зависимости от зарплаты сотрудника.

В.: Существуют ли особенности исчисления базы при учете вознаграждений по соглашениям об авторском заказе и отчуждения исключительного права?

О.: Да, в силу ч. 8 ст. 421 НалКода, в базу включается не весь доход, полученный по таким договорам, а только доход, который был уменьшен на документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением такого дохода.

Если расходы не были подтверждены документально, они принимаются в фиксированном процентном соотношении к величине полученного дохода (см. ч. 9 ст. 421 НалКода).

В.: В какой форме можно предоставлять в налоговую расчет по СТВЗ по форме КНД 1151111?

О.: Все зависит от того, какая среднесписочная численность сотрудников в организации:

  • если больше 25 человек, расчет нужно подавать исключительно в электронной форме;
  • если же меньше, расчет можно подать или в бумажной, или в электронной форме – по желанию плательщика (ч. 10 ст. 431 НалКода).

В.: Нужно ли предоставлять расчет ИП, не имеющим сотрудников?

О.: Нет, расчет предоставлять не нужно. Достаточно просто заплатить СТВЗ на ОПС и ОМС не позднее 31 декабря текущего года в любом банке согласно платежному поручению (аб. 2 ч. 2 ст. 432 НалКода).

В.: Облагаются ли СТВЗ выходные пособия, компенсации за неиспользованный отпуск?

О.: Не облагаются только в случае, если соответствующая сумма выходного пособия (или компенсации за неиспользованный отпуск) не будет выше величины, равной трехкратному среднему заработку сотрудника (аб. 6 п. 2 ч. 1 ст. 422 НалКода).

В.: Какие льготы по уплате налога УСН ждут плательщиков СТВЗ?

О.: Основная льгота – базу по УСН можно уменьшить на сумму уплаченных СТВЗ на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, но не более, чем на 50 % (ч. 3.1. ст. 346.21. НалКода).

СТВЗ обязаны платить не только работодатели (организации, ИП, физлица), но и ИП, которые не обладают наемным персоналом. ИП же, имеющие сотрудников, платят и за себя (в фиксированном размере), и за своих трудящихся.

С 2017 года применяются положения новой Главы 34 НалКода, до указанной даты нормативное регулирование осуществлялось ФЗ № 212.

На основании ч. 1 ст. 5 ФЗ № 243 от 3.07.2016 “О внесении…”, данный ФЗ приобрел юридическо-правовую силу с 1.01.2017 года.

Именно с начала 2017 года страховые взносы (далее – СТВЗ) на ОПС, ОМС и ВНиМ были переданы под управление ФНС. До указанной даты администрированием занимались соответствующие внебюджетные фонды.

С этой же даты в НК РФ (далее – НалКод) была добавлена новая Глава 34, регламентирующая порядок, сроки и условия взимания СТВЗ.

Что это такое

СТВЗ – это обязательные платежи, формирующие бюджет Пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского и социального страхования, осуществляемые в целях выплаты страхового возмещения застрахованным лицам при наступлении соответствующего страхового события.

Почитать о страховых случаях, при наступлении которых на страховщика накладывается обязательство по осуществлению возмещения, можно в соответствующих ФЗ, а именно:

  • ФЗ № 326 от 29.11.2010 года;
  • ФЗ № 167 от 15.12.2001 года;
  • ФЗ № 255 от 29.12.2006 года;
  • ФЗ № 125 от 24.07.1998 года.

Примечание. До начала 2017 года в РФ действовал 212-ФЗ от 24.07.2009 года (далее – ФЗ № 212), который утратил свою юридическую силу одновременно с внесением в НалКод новой Главы 34 – прим. ред.

Описание статей главы

Всего Глава 34 НК РФ страховые взносы с 2020 года содержит 14 статей: ст. 419 – ст. 432.

Приведем описание каждой имеющейся в данной Главе статьи:

Здесь говорится о том, кто обязан платить СТВЗ.

В частности, плательщики делятся на 2 категории:

  • ИП, предприятия и работодатели-физические лица, имеющие наемную рабочую силу;
  • ИП и иные лица, осуществляющие частную деятельность, не имеющие наемных сотрудников.

Тут же сказано, что при отнесении плательщика к нескольким категориям, он платит СТВЗ по каждому основанию. То есть ИП с работниками будет обязан платить и за себя, и за них.

Здесь говорится о том, что является объектом для обложения СТВЗ.

Например, работодатели-учреждения и ИП платят СТВЗ не только с выплаченных вознаграждений по трудовым и ГПХ контрактам, но и с вознаграждений, осуществленных по соглашениям авторского заказа и об отчуждении исключительного права.

А вот работодатели-физлица обязаны исчислять СТВЗ только с выплат по трудовым и ГПХ договорам.

Данная статья гласит о порядке вычисления базы по СТВЗ. Основной принцип для работодателей – базу нужно считать каждый месяц возрастающим итогом с начала года в отношении каждого труженика.

Например, если в январе база была 20000 рублей, а в феврале 30000, то за март она составит 50000.

Здесь указано, какие выплаты не облагаются СТВЗ.

Все просто:

  • расчетный временной период – год;
  • отчетные временные периоды – первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
  1. Ст. 424.

Здесь говорится о том, как определять дату осуществления выплат, являющихся объектом обложения.

Статья гласит о тарифных ставках СТВЗ. Кстати, они до 2020 года включительно применяться не будут (см. ст. 426).

Вместо тарифов, представленных в ст. 425, работодатели-предприятия, ИП и физлица применяют тарифы, указанные в этой статье.

Достаточно длинная статья, но разобраться в ней несложно:

  • в ч. 1 содержится перечень 15 категорий плательщиков, имеющих право применять ставки, отличные от указанных в ст. 426;
  • в ч. 2 по пунктам представлены ставки на ОПС, ОМС и ВНиМ для каждой из 15 категорий;
  • в ч. 3 даны дополнительные разъяснения – какие условия нужно соблюсти, чтобы получить правомочие на применение сниженных тарифов.
  1. Ст. 428.

В данной статье указано, что организации, ИП и физлица-работодатели обязаны платить СТВЗ по дополнительным тарифам (то есть плюсом к уплачиваемым СТВЗ по тарифам согласно ст. 426).

Платить дополнительно нужно за работников, которые:

  • осуществляют работу, дающую правомочие на преждевременное назначение страховой пенсии (см. п. 1 – п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года “О страховых…”, далее – ФЗ № 400);
  • осуществляют деятельность во вредных или опасных условиях.
  1. Ст. 429.

В этой статье говорится об СТВЗ на дополнительное обеспечение летчиков и работников угольной промышленности.

Описывается, сколько должны платить:

  • ИП, не имеющие наемную рабочую силу;
  • главы КФХ.
  1. Ст. 431.

  1. Ст. 432.

Здесь говорится, как должны считать и когда платить СТВЗ предпринимателям, не имеющим сотрудников.

Комментарии

В.: Какой объект обложения предусмотрен для предпринимателей, не осуществляющих выплаты вознаграждений физлицам?

О.: В соответствии с ч. 3 ст. 420 НалКода, в отличие от ИП, организаций и физлиц-работодателей, в отношении ИП, не имеющих персонал, объектом являются не какие-либо выплаченные вознаграждения, а сам факт осуществления ими предпринимательской деятельности.

В.: Может ли ИП, фактически не ведущий предпринимательскую деятельность, не платить СТВЗ за себя?

О.: Да, но просто сам факт неосуществления деятельности основанием для освобождения от уплаты СТВЗ не является.

В соответствии с ч. 7 ст. 430 НалКода, для освобождения нужно:

  • чтобы ИП не вел деятельность;
  • и чтобы такой период неведения деятельности совпадал с одним из периодов, засчитываемых в страховой стаж (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, уход за нетрудоспособным лицом, достигшим 80 лет, срочная военная служба и др.).

В.: Что понимается под предельной базой для исчисления СТВЗ?

О.: Работодатель исчисляет базу по СТВЗ возрастающим итогом, то есть суммирует заработную плату сотрудника с начала года по месяц расчета включительно.

Как только заработная плата превысит установленное Правительством значение, страховые взносы перестанут взиматься (до конца соответствующего года).

Предельная база устанавливается только в отношении СТВЗ на ОПС и ВНиМ, то есть СТВЗ на ОМС взимаются в течение всего года, вне зависимости от зарплаты сотрудника.

В.: Существуют ли особенности исчисления базы при учете вознаграждений по соглашениям об авторском заказе и отчуждения исключительного права?

О.: Да, в силу ч. 8 ст. 421 НалКода, в базу включается не весь доход, полученный по таким договорам, а только доход, который был уменьшен на документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением такого дохода.

Если расходы не были подтверждены документально, они принимаются в фиксированном процентном соотношении к величине полученного дохода (см. ч. 9 ст. 421 НалКода).

В.: В какой форме можно предоставлять в налоговую расчет по СТВЗ по форме КНД 1151111?

О.: Все зависит от того, какая среднесписочная численность сотрудников в организации:

  • если больше 25 человек, расчет нужно подавать исключительно в электронной форме;
  • если же меньше, расчет можно подать или в бумажной, или в электронной форме – по желанию плательщика (ч. 10 ст. 431 НалКода).

В.: Нужно ли предоставлять расчет ИП, не имеющим сотрудников?

О.: Нет, расчет предоставлять не нужно. Достаточно просто заплатить СТВЗ на ОПС и ОМС не позднее 31 декабря текущего года в любом банке согласно платежному поручению (аб. 2 ч. 2 ст. 432 НалКода).

В.: Облагаются ли СТВЗ выходные пособия, компенсации за неиспользованный отпуск?

О.: Не облагаются только в случае, если соответствующая сумма выходного пособия (или компенсации за неиспользованный отпуск) не будет выше величины, равной трехкратному среднему заработку сотрудника (аб. 6 п. 2 ч. 1 ст. 422 НалКода).

В.: Какие льготы по уплате налога УСН ждут плательщиков СТВЗ?

О.: Основная льгота – базу по УСН можно уменьшить на сумму уплаченных СТВЗ на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, но не более, чем на 50 % (ч. 3.1. ст. 346.21. НалКода).

СТВЗ обязаны платить не только работодатели (организации, ИП, физлица), но и ИП, которые не обладают наемным персоналом. ИП же, имеющие сотрудников, платят и за себя (в фиксированном размере), и за своих трудящихся.

С 2017 года применяются положения новой Главы 34 НалКода, до указанной даты нормативное регулирование осуществлялось ФЗ № 212.

Читайте также: