Налоговая проверка государственной пошлины

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ и Госналогслужбы РФ от 28 ноября и 1 декабря 1997 г. NN С5-7/ОУ-805 и ВК-6-08/835 "О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах"

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ и Госналогслужбы РФ
от 28 ноября и 1 декабря 1997 г. NN С5-7/ОУ-805 и ВК-6-08/835
"О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах"

Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Законом "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы, отнесена к федеральным налогам. Государственные налоговые инспекции имеют реальные полномочия регулировать отношения в сфере уплаты госпошлины.

Свои функциональные обязанности региональные налоговые инспекции реализуют путем проведения проверок. В арбитражных судах они проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

Проверки, проводимые налоговыми органами, не должны затрагивать существа принимаемых арбитражными судами решений, а следовательно и не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность.

В связи с недостаточной правовой регламентацией подобных проверок и различным толкованием действующего законодательства арбитражным судам и региональным налоговым инспекциям необходимо при организации этой работы учитывать следующие рекомендации.

1. В соответствии с федеральными законами в системе арбитражных судов в Российской Федерации судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным проверки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды осуществляют только государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.

Проверки проводятся не реже одного раза в 2 года.

2. Руководитель соответствующей налоговой инспекции заблаговременно письменно согласовывает с председателем арбитражного суда предполагаемые сроки проверки и состав комиссии. Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.

3. Изучение необходимых документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.

Председателям арбитражных судов следует оказывать содействие государственным налоговым инспекциям в исполнении возложенных на них обязанностей, в частности, представлять необходимые материалы, выделять в помощь работников аппарата суда, обеспечивать соответствующим помещением.

4. По результатам проверок соблюдения налогового законодательства должностными лицами налоговых органов, принимавшими участие в их проведении, составляется акт. В случае, если в результате проверки не выявлено нарушений налогового законодательства, факт проведения проверки оформляется справкой.

Акт (справка) проверки соблюдения налогового законодательства должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (справке), руководитель арбитражного суда может записать свои возражения.

Пояснения руководителя арбитражного суда по акту (справке) проверки могут быть оформлены как в виде записи на последней странице акта (справки), производимой непосредственно после его подписания, так и в виде письма, направленного в налоговый орган. Указанное письмо должно быть приложено к акту (справке) проверки.

В течение месяца председатель арбитражного суда организует оперативное совещание судей и работников аппарата суда, на котором проводившие проверку работники налоговой инспекции докладывают ее результаты.

Арбитражному суду целесообразно совместно с налоговой инспекцией принять меры, направленные на обеспечение правильного исчисления и своевременного поступления в федеральный бюджет государственной пошлины, предупреждение в дальнейшем подобных ошибок.

5. Руководителям налоговых органов необходимо установить действенный контроль за исполнением выдаваемых арбитражными судами исполнительных листов на взыскание в доход федерального бюджета сумм государственной пошлины.

Налоговые органы периодически сообщают арбитражным судам о ходе взысканий по исполнительным листам, переданным им на исполнение.

Председателям судов установить взаимодействие с налоговыми органами по этим вопросам.

6. В целях повышения достоверности статистических данных, касающихся государственной пошлины, арбитражным судам и государственным налоговым инспекциям необходимо дважды в год обмениваться информацией по начисленным и реально поступившим в бюджет суммам государственной пошлины.

Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина


1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной регистрации, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких дел проводится за плату, которая потом поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Под государственной пошлиной понимается - сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (Ст. 333.16 НК РФ).

Особенности исчисления государственной пошлины

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:

· обращение в суды общей юрисдикции;

· обращение в арбитражные суды;

· обращение к нотариусу;

· государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25 3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.

Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 25 3 НК РФ.

Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями установлены ст. 333.19 НК РФ.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах ст. 333.21 НК РФ.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации ст. 333.23 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий ст. 333.24 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами ст. 333.26 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации ст. 333.28 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы ст. 333.30 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора ст. 333.31 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий ст. 333.33 НК РФ.

При проведении проверки правильности исчисления государственной пошлины необходимо проконтролировать законность использования установленных льгот. Льготами по уплате государственной пошлины, могут воспользоваться следующие категории налогоплательщиков:

- государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

- бюджетные учреждения и организации;

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- Центральный банк Российской Федерации;

- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

- организации и физические лица в предусмотренных законом случаях.

Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.

Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки - один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.




Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:

- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);

- банковские выписки по этим счетам.

В соответствии со статьей 333.42. налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с 25 главой НК РФ взимается государственная пошлина.

При проведении проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины следует обратить внимание на следующее:

1. При исчислении государственной пошлины за удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества третьим лицам в связи с внесением с 1 июля 2009 г. изменений в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) необходимо учесть положения, изложенные в письме Минфина РФ от 21.07.09 № 03-05-05-03/11 «Об уплате госпошлины при отчуждении доли в уставном капитале ООО»

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с пп. 7-10 данного пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7-10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять способ оценки в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего способ оценки (абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ стоимость имущества, не предусмотренного пп. 7-9 данного пункта, определяется специалистами-оценщиками. Федеральный закон № 14-ФЗ не содержит требования об оценке доли или ее части при ее отчуждении участником.

В случае если цена покупки доли или части доли в уставном капитале установлена уставом общества, определения стоимости имущества специалистами-оценщиками исходя из положений пп. 5 и 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ не потребуется.

Пунктом 12 ст. 21 Закона № 14-ФЗ установлено, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. В связи с этим за совершение данного юридически значимого действия должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, предусмотренных ст. 333.24 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.24 НК РФ установлено, что за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, уплачивается государственная пошлина в размере 500 руб.[4]

2. При проверке правильности взимания пошлины в нотариальных конторах по договорам купли - продажи, дарения, мены и свидетельствам о праве на наследство целесообразно произвести выборочные встречные проверки в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству с составлением списков, по которым изменился владелец того или иного имущества.

Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нотариальное удостоверение договоров купли - продажи (мены, дарения) должны быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бюро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа).

При определении нотариального тарифа за удостоверение сделки целесообразно исходить из сравнительного анализа размеров, установленных за удостоверение сделок статьей 333.24 НК РФ, регламентирующего размер государственной пошлины за обязательные нотариальные действия, и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 22.1), устанавливающими размер тарифа за совершение действий, не требующих обязательной нотариальной формы.

При нотариальном оформлении документов выражающие волеизъявление (согласия, отказы и др.) тариф (500 рублей) взыскивается за удостоверение сделки, предмет которой не подлежит оценке (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, подпункт 5 пункта 1 статьи 22.1 Основ о нотариате), за исключением случаев, когда законодательством при нотариальном оформлении таких документов предусмотрено нотариальное свидетельствование подлинности подписи лиц, их выдающих.

При совершении нотариальных действий, обязательная нотариальная форма которых не предусмотрена законодательством частнопрактикующий нотариус взимает тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате (часть третья статьи 22 Основ о нотариате). Статья 22.1 Основ о нотариате не содержит положений о совершении нотариальных действий без уплаты нотариального тарифа.

Составление проекта документа, выполнение технической работы являются составной частью нотариального действия, за совершение которого может быть взыскан только нотариальный тариф. В связи с чем за составление проектов документов и выполнение технической работы отдельный нотариальный тариф или иной какой – либо вид оплаты не взимаются.

Учитывая ограничения, установленные для нотариальной деятельности статьей 6 Основ о нотариате, обязанность нотариуса оказывать содействовать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности (статья 16 Основ о нотариате), положения статьи 22 Основ о нотариате, предусматривающих, что оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, осуществляется путем взимания тарифа, установленного законом, взимание платы нотариусом за составление проектов и техническую работу не допускается.

При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора и наследственного имущества осуществляется с учетом документа об оценке имущества (имущественных прав), выданного названными в Налоговом кодексе РФ лицами, органами (организациями)[5].

Оценка имущества (имущественных прав) осуществляется по рыночной стоимости, так как в главе 25.3 НК РФ, содержащей требование обязательного проведения оценки имущества (имущественных прав), не определен конкретный вид стоимости объекта оценки[6].

Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надписей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей.

За выдачу свидетельств, подтверждающих право на наследство, проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств.

Проверяется правильность ведения книг реестров. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью.

Для определения правильности размера государственной пошлины могут быть использованы прилагаемые к договорам купли - продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строений, заключения об оценке автомобилей и другие документы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой приходно-расходной книге депозитных сумм производится по корешкам квитанционной книжки, а также по карточкам лицевых счетов для записи движения поступивших в депозит сумм. Кассовая книга депозитных сумм и лицевые счета служат контрольным материалом для проверки выданных квитанций на принятые в депозит суммы.

Проверка правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в судебных органах, у мировых судей, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, может проводиться налоговыми органами на основе информации, полученной в соответствии со статьей 333.16 НК РФ.

В Минфине России с участием ФНС России разрабатывается проект Порядка представления Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, военными судами и мировыми судьями в налоговые органы информации о совершенных юридически значимых действиях, за которые уплачивается государственная пошлина.

В соответствии с указанным проектом Порядка в налоговые органы должна направляться информация от судебных органов и мировых судей о юридически значимых действиях, за которые уплачивается государственная пошлина.

[1] Физические лица, которые фактически находятся на территории России менее 183 дней в течение календарного года, налоговыми резидентами не являются.

[2] Перечень действующих двухсторонних договоров РФ об избежании двойного налогообложения по состоянию на 1 января 2009 г. состоит из 74 позиций. Письмо ФНС России от 15.01.2009 № ВЕ-22-2/20@

[4] Учет. Налоги. Право от 07.08.2009 - если компания в уставе определила твердую цену для продажи долей в уставном капитале, или установила определенный порядок для ее расчета, то пошлина за удостоверении сделки об отчуждении доли у нотариуса уплачивается в размере, установленном для сделок, предмет которых не подлежит оценке, то есть составит 500 руб. независимо от договорной или номинальной стоимости доли.

[5] Обоснование: части вторая и третья статьи 22 Основ, пункт 1 статьи 424 ГК РФ, подпункты 5-10, 12 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

[6] Основание: статья 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункты 1, 13 статьи 40 НК РФ, часть вторая статьи 1115, абзац 3 пункта 1 статьи 1172 ГК РФ.

| следующая лекция ==>
Проверка правильности исчисления и порядка уплаты НДФЛ | Упаковка и маркировка товара

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ГОСНАЛОГСЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

от 4 августа 1993 года N НИ-6-04/255

О примерной программе проверок по государственной пошлине

В целях осуществления наиболее эффективного контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет государственной пошлины Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Примерную программу проверок по этому виду налога в суде, арбитражном суде, нотариальной конторе, ЗАГСе и в органе исполнительной власти (сельской и поселковой администрации).

В случаях выявления хищения денежных средств, поступающих в уплату государственной пошлины, просьба информировать об этом Государственную налоговую службу РФ с подробным изложением механизма хищения, указанием фамилий и должностей лиц, виновных в этом, и принятых к ним мерам.

Зам.руководителя Госналогслужбы РФ Н.В.Иванов

В суде

Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины в суде, проверяющий должен выяснить: имеется ли в суде аванс пошлинных марок и на какую сумму, количество непроданных марок, а также сумму наличных денег за проданные марки. Поскольку аванс марок выдается суду соответствующим учреждением банка, проверяющему следует до начала проверки установить размер выданного суду аванса марок. Проверяется также выполнение предложений по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой.

Документами, подлежащими проверке в суде, являются исковые заявления, кассационные жалобы, заявления и определения о выдаче сторонам и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и организаций, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, которые подлежат оплате пошлиной.

В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов, начиная со дня последней проверки. Кроме того, выборочно просматриваются дела и документы за 1-2 истекших года до проверяемого периода, а при наличии аванса марок - проверяются операции по их продаже.

При просмотре дел необходимо проверить: взыскивается ли пошлина при подаче исковых заявлений, не принимаются ли к производству дела, не оплаченные пошлиной, имеются ли в деле доказательства уплаты пошлины (квитанции кредитных учреждений).

В случае освобождения истца от уплаты пошлины проверяющий выясняет, имеется ли в решениях суда указание о взыскании пошлины с ответчика в доход бюджета и правильно ли она исчислена с присужденной суммы.

После установления плательщика пошлины по проверяемому делу необходимо выяснить правильность определения цены иска для уплаты пошлины, совокупности платежей и выдач за определенный период (алиментные дела, дела об увечьях и т.п.).

По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина определяется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев, исчисленной из размера среднемесячной оплаты труда за вычетом подоходного налога.

Путем пересмотра всех имеющихся в деле документов (исковые заявления, пошлинные марки, платежные поручения и квитанции банка об уплате пошлины, заявления о выдаче справок, решения суда и т.д.) проверяющий устанавливает также, нет ли встречных исков или исков третьих лиц и оплачены ли эти иски пошлиной; имеются ли заявления об увеличении первоначальных исковых требований и взыскана ли пошлина с общей суммы иска; есть ли в деле кассационная жалоба и правильно ли уплачена пошлина с оспариваемой по жалобе суммы.

Необходимо проверить, имеются ли в соответствующих делах решения судьи или суда об освобождении отдельных граждан от пошлины, как не имеющих средств к ее уплате, а при наличии в делах определений о возврате пошлины - обоснованность этих определений (в частности, не возвращается ли пошлина по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него по причине погашения ответчиков суммы долга и т.д.).

При проверке документов об уплате пошлины через учреждения банка необходимо установить, приложен ли к делу подлинный платежный документ и правильно ли оформлен (имеются ли сведения о плательщике пошлины, по какому именно делу она уплачена, есть ли отметка банка о списании пошлины со счета плательщика и перечислении ее в доход бюджета и др.).

Необходимо также проверить наличие в делах за проверяемый период (с начала предыдущей проверки) и за предшествующие годы (на выборку) пошлинных марок и правильность их погашения.

Проверяющий должен ознакомиться с состоянием дела по учету пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета по решениям проверяемого суда и по исполнительным листам, полученным от других судов, а также выяснить полноту и своевременность поступления сумм в бюджет.

При этом необходимо установить:

ведется ли в суде и судебным исполнителем учет исполнительных листов на взыскание пошлины по решениям суда;

делаются ли в учетных документах отметки о принятых мерах по взысканию и своевременно ли эти меры принимаются;

осуществляется ли контроль за списанием банками сумм пошлины по распоряжениям судебного исполнителя;

как организовано наблюдение за своевременным выполнением предприятиями, учреждениями, организациями распоряжений судебного исполнителя об удержании сумм пошлины из заработной платы рабочих и служащих и о перечислении удержанных сумм в бюджет;

принимает ли, и по каким документам, судебный исполнитель пошлину наличными деньгами; когда и перед кем он отчитывается в этих документах и как обеспечивается внесение взысканных сумм в доход бюджета;

своевременно ли судебный исполнитель сообщает в суд о результатах взыскания.

При отсутствии отдельных дел в момент проверки необходимо выяснить причины этого, отметить номера таких дел в акте и проверить их при взыскании.

При отсутствии отдельных дел в момент проверки необходимо выяснить причины этого, отметить номера таких дел в акте и проверить их при последующей проверке.

По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются ее результаты и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.

В арбитражном суде

Проверка дел, рассматриваемых арбитражным судом, проводится аналогично порядку проверки дел в суде. Также производится сплошная проверка всех дел со дня последней проверки.

При проверке обращается внимание на правильность взимания пошлины с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, а также по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжения договоров (контрактов). При проверке следует обратить внимание на наличие в решении арбитражного суда указаний о взыскании пошлины в доход бюджета и правильность ее исчисления; на определенные цены иска и применение установленных льгот по пошлине; на правильность предоставления отсрочки, рассрочки или снижения размера пошлины (имеется ли заявление плательщика на предоставление этих льгот с документами, подтверждающими его платежеспособность); указывается ли в решении суда, на какой срок предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты пошлины; обоснованность принимаемых арбитражным судом решений о возврате пошлины (в частности, не возвращалась ли она по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него в связи с погашением ответчиком суммы долга и т.д.), а также на своевременность направления налоговым органам приказов о принудительном исполнении решений арбитражных судов о взыскании пошлины в бюджет. При проверке обращается внимание на правильность указываемых реквизитов в платежном поручении.

По результатам проверки дел составляется акт, в котором отражаются результаты проверки и вносятся предложения по устранению выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.

В нотариальной конторе

Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины за отдельные действия и документы, необходимо проверить денежные операции нотариальной конторы по продаже пошлинных марок. Проверка этих операций производится в таком же порядке, как и в народных судах. Если нотариальная контора не имеет аванса пошлинных марок, необходимо установить, каким путем взимается пошлина с плательщиков. Следует при этом иметь в виду, что некоторые работники нотариальных контор при совершении нотариальных действий в нарушение установленного порядка принимают пошлину наличными деньгами и затем сами покупают марки, которые наклеивают в реестрах, на соответствующих документах через несколько дней после получения денег или вовсе не наклеивают, получают наличные деньги, которые в банк не сдают.

При установлении таких фактов необходимо принять меры к их устранению, а в соответствующих случаях и к привлечению виновных к ответственности.

По договорам купли-продажи, дарения, мены и свидетельствам о праве на наследство, удостоверенным нотариальной конторой, целесообразно произвести выборочные встречные проверки в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству с составлением списков, по которым изменился владелец того или иного имущества.

Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи (мены, дарения) должны быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бюро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа).

За выдачу свидетельств, подтверждающих право на наследство, проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств.

Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надписей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей.

Проверяется правильность ведения книг реестров. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью.

Для определения правильности размера государственной пошлины могут быть использованы прилагаемые к договорам купли-продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строений, заключения об оценке автомобилей и другие документы.

Сверяются списки, составленные проверяющим в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ и сельских Советах с документами, находящимися в нотариальной конторе с записями в реестрах.

Если будет установлено, что отдельные договора или свидетельства отсутствуют в нотариальной конторе и не зарегистрированы в реестрах, необходимо сделать встречные проверки.

Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой приходно-расходной книге депозитных сумм, производится по корешкам квитанционной книжки, а также по карточкам лицевых счетов для записи движения поступивших в депозит сумм. Кассовая книга депозитных сумм и лицевые счета служат контрольным материалам для проверки выданных квитанций на принятые в депозит суммы.

По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются результаты проверки и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.

К акту прилагаются списки, составленные в органах коммунального хозяйства, ГАИ и сельской (поселковой) администрации, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству.

В ЗАГСе

При проверке ЗАГСа необходимо снять остатки денежной наличности, пошлинных марок и чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, проверить их движение с момента предыдущей проверки, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными данными. Проверить правильность оформления книг актовых записей, книг прихода и расхода бланков: книги должны быть прошиты, скреплены печатью и подписью, листы пронумерованы. Проверить правильность применения льгот по пошлине.

Проверить, все ли заявления, представленные для проверки, зарегистрированы в книге учета заявлений, и наоборот.

Проверить правильность взимания госпошлины, сличая заявления с соответствующими актовыми записями , книгой учета выданных свидетельств и ведомостью о регистрации актов гражданского состояния.

Обратить внимание на своевременность и правильность взыскания пошлины за регистрацию брака, за регистрацию расторжения брака и соответствие суммы взысканной пошлины сумме, указанной в решении суда в отношении лица, которому выдано свидетельство.

Сделать встречные проверки по правильности выдачи повторных свидетельств.

Составить акт проверки, в котором отразить выявленные нарушения при исчислении и взимании государственной пошлины и внести предложения по их устранению.

В органе исполнительной власти (поселковой,
сельской администрации)

При проверке необходимо снять остаток денежной наличности, квитанций ф. N 10, чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными данными.

Проверить правильность ведения книг нотариальных действий. Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью.

Проверить правильность взимания госпошлины по вторым экземплярам нотариально удостоверенных документов, в частности:

- правильность применения ставок пошлины и взимания ее;

- правильность определения сумм, с которых взимается пошлина (должны быть приложены соответствующие документы: справки об оценке строений, подтверждение родственных отношений и др.);

- правильность предоставления льгот по госпошлине.

Сверить вторые экземпляры нотариально удостоверенных документов с данными книг нотариальных действий.

Сверить копии квитанций ф. N 10 с данными книг нотариальных действий.

Проверить правильность взимания госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния, удостоверение договоров купли-продажи домовладения, за регистрацию (прописку) по месту жительства граждан.

По копиям квитанций ф. N 10 подсчитать сумму уплаченной госпошлины и проследить движение денежной наличности путем подсчета:

а) остатка денег на день предыдущей проверки;

б) полученной суммы денег за проверяемый период (по копиям квитанций ф. N 10);

в) денег, сданных в бухгалтерию;

г) выявления остатка денег на начало проверки (стр. а + стр. б - стр. г).

Проверить движение бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и квитанции ф. N 10.

По данным хозяйственных книг составить список хозяйств, где изменился владелец на основании договоров купли-продажи, дарения или мены, а также список хозяйств, где изменился владелец на основании свидетельств о праве на наследство (для использования этих данных при проверке в нотариальной конторе).

По данным землеустроителей составить список хозяйств, где произошло перезакрепление земельных участков в связи с куплей-продажей, дарением, меной строения или получением свидетельства о праве на наследство домовладения, земли (последний документ для использования при проверке нотариальной конторы).

Проверить, имеются ли соответствующие договора по выбранным хозяйствам. В случае их отсутствия сделать встречные проверки.

Сделать встречные проверки по уточнению фактической стоимости домовладения, правильности выписки квитанций ф. N 10 и соответствие записей в ее копии.

Проверить своевременность сдачи денег в бухгалтерию, сохранность денежных средств, квитанционного материала и свидетельств актов гражданского состояния.

Составить акт, в котором отразить результат проверки и внести предложения по устранению выявленных нарушений.

Каким образом можно рассчитать государственную пошлину при обращении в суд?
При обращении в суд с исковым заявлением истец должен самостоятельно рассчитать сумму государственной пошлины. Это важно, чтобы сумма пошлины была рассчитана верно, и уплачена в правильном размере, иначе суд не примет иск.

Также, если истец выигрывает дело, то часто судебные издержки потом взыскиваются с ответчика, и размер государственной пошлины должен быть известен, и указан в тексте иска, и включен в требования к взысканию.

Размер государственной пошлины

Сумма пошлины в денежном выражении будет зависеть от следующих факторов:

  • в какой суд человек идет с исковым заявлением, в арбитражный суд, мировой или же суд общей юрисдикции;
  • в чем заключается предмет иска;
  • какова сумма иска;
  • есть ли у истца право на льготы при оплате суммы пошлины.

Почти все вопросы о размере, расчете государственной пошлины, льготах при ее оплате, порядке уплаты описаны в Налоговом кодексе России, его второй части, они являются нормативной и правовой базой для дальнейших расчетов.

Что такое госпошлина в суд

Государственная пошлина в гражданском процессе представляет собой обязательный сбор в бюджет при обращении граждан в органы государственной власти.

Госпошлина уплачивается при подаче заявлений в следующие судебные органы:

  • Конституционный Суд РФ (КС РФ);
  • Верховный Суд РФ (ВС РФ);
  • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • арбитражные;
  • общей юрисдикции;
  • мировым судьям.

Реквизиты для уплаты нерезидентами госпошлины в суды Казахстана .

Методы для расчета государственной пошлины

Рассмотрим три основных варианта для того, чтобы самостоятельно рассчитать сумму уплачиваемой пошлины, когда человек подает иск:



на сайтах судов есть онлайн калькуляторы для расчета суммы. Например, жители города Москвы могут воспользоваться калькулятором, который расположен на официальном сайте «Суды города Москвы общей юрисдикции». Такие удобные сервисы есть и в других крупных городах, на региональных порталах мировых судей. Для того чтобы узнать о каком-то конкретном суде, его контакты и сайт, можно использовать ГАС «Правосудие». На таких сайтах услуга онлайн калькулятора может быть расположена в главном меню сайта, или в Сервисах. Чтобы воспользоваться сервисом по расчету оплаты нужно следовать всем инструкциям на странице;

  • на юридических сайтах и порталах тоже есть онлайн калькулятор для того, чтобы расчитать госпошлину, принцип работы их аналогичен калькуляторам на сайтах судов. При этом, может быть риск, что калькулятор не обновлен и представлена неактуальная информация, тогда как на официальных сайтах будет проверенные данные;
  • можно сделать расчет суммы пошлины вручную, опираясь на информацию налогового кодекса. Это будет самый длинный и сложный путь, поэтому к нему прибегать стоит в том случае, если нет доступа к официальному сайту суда нужного города.
  • Как оплатить

    Для реализации процедуры оплаты пошлины истец должен получить реквизиты конкретного судебного органа, поскольку квитанции и иные платежные документы не предоставляются. Чтобы получить необходимые данные, нужно перейти на официальный сайт или воспользоваться ресурсом «Госуслуги».

    Оплатить сбор можно следующими способами:

    • обратиться в кассу Сбербанка;
    • воспользоваться терминалом;
    • через Сбербанк-Онлайн;
    • сайт «Госуслуги».

    Сотрудники банка могут самостоятельно предоставить сведения о конкретном судебном органе. Терминалы и онлайн-ресурсы также автоматически включают в базу информацию о реквизитах судебных органов и цели платежа — внесение пошлины.

    Расчет госпошлины при обращении в мировой суд или общей юрисдикции

    Рассмотрим, каким образом рассчитать пошлину, если вы обращаетесь в суд общей юрисдикции или в мировой суд. Расчёты производятся, основываясь на Налоговый кодекс России, а именно статью 333.

    Если подается иск, и он нуждается в оценке имущественного характера

    …то пошлина будет равняться:

    • 4% от цены иска, не меньше четырехсот рублей, если стоимость иска до 20000 рублей;
    • 800 рублей плюс 3% от суммы, которая выше 20000 рублей, если иск на сумму от 20001 рублей до 100000;
    • если иск на сумму свыше 100000 рублей, но менее 200000 рублей, то пошлина будет составлять 3200 рублей и плюс 2% от той суммы, что превышает 100000 рублей;
    • по имущественным искам стоимостью от 200001 до 1000000 рублей пошлина будет составлять 5200 рублей и плюс один процент от суммы, превышающей 200000 рублей;
    • 13250 рублей и плюс пол процента от суммы, которая превышает 1000000 рублей, при этом максимальная величина пошлины должна быть не больше 600000 рублей. Это касается исков на сумму больше одного миллиона рублей.

    Если иск не подлежит оценке

    … то есть он другого, неимущественного характера, то госпошлина будет фиксированной и составит:

    • для граждан физических лиц триста рублей;
    • для юридических лиц 2000 рублей. Если иск касается, оспаривания нормативных актов, то пошлина равна 4500 рублей;
    • для тех, кто подает иск о разводе, государственная пошлина будет равна 600 рублей, по иску о взыскании алиментов па ребенка – 150 рублей, если иск о взыскании алиментов и на себя, и на ребенка, то 300 рублей;
    • если это иск по делам особого производства, то заплатить нужно 300 рублей.

    Как производить расчет, исходя из содержания Налогового кодекса России

    Если в иске есть требования имущественные и неимущественные, то государственная пошлина рассчитывается путем сложения суммы, которая рассчитана для имущественного требования, и суммы, которая рассчитана для неимущественного требования.

    Если подается иск имущественного характера или иск, который должен быть оценен, то его стоимость будет определена в зависимости от того, что именно является предметом иска:

    • размер определенной денежной суммы, которая подлежит взысканию;
    • стоимость имущества;
    • сумма годовой суммы выплаты алиментов по искам об их взыскании;
    • срочные платежи и выдачи в течение трех лет;
    • сумма бессрочных, то есть пожизненных выплат за три года;
    • сумма оставшихся платежей, которые будут прекращены за один год;
    • сумма платежей за пользование имуществом, которое находится в найме, за оставшийся срок действия контракта, но не более трех лет;
    • сумма стоимости недвижимого имущества, при этом не ниже инвентаризационной стоимости. Если нет оценки недвижимости, то не меньше стоимости недвижимости по договору страхования;
    • если иск о праве собственности на недвижимость, которая принадлежит организации, то учитывается балансовая стоимость имущества;
    • если в иске несколько требований, то пошлина будет равна сумме всех требований.

    Важно! Цену иска и сумму пошлины рассчитывает истец, то есть тот человек, который обращается с иском. В ситуации, когда стоимость пошлины и цена иска окажутся несоразмерны стоимости имущества, то суд сам может определить сумму иска. Это касается дел об истребовании имущества.

    Значит, если вы рассчитываете государственную пошлину в мировой суд, то нужно учитывать аналогичные размеры пошлины и но каким правилам должен проходить расчет.

    Неимущественный характер иска

    Если иск в целом не подлежит оценке, содержит неимущественные требования или подается надзорная жалоба, то граждане обязаны уплатить 300 рублей, а организации — 6000 рублей.

    Взыскивая алименты, необходимо заплатить 150 рублей. При том, если суд примет решение о взыскании алиментов, то величина госпошлины увеличится вдвое.

    В бракоразводных делах пошлина обойдется истцу в 600 рублей.

    Ходатайствуя о предоставлении судебного приказа, оплатить пошлину придется в размере половины пошлины, предусмотренной при направлении соответствующего иска.

    При обжаловании в кассационном и апелляционном порядке 150 рублей пошлины оплатит физическое лицо, 3000 рублей — организация.

    Проанализируем иски в административном производстве:

    • при необходимости оспорить ненормативные акты высших органов власти или нормативно-правовые акты органов, гражданин заплатит 300 рублей. Организации в таком случае заплатят 4500 рублей;
    • если возник вопрос оспаривания решений должностных лиц или признания ненормативных правовых актов указанных лиц и госорганов незаконными, пошлина составит 300 рублей для физлиц, юридические лица оплатят 2000 рублей.

    Как рассчитать государственную пошлину при обращении в арбитражный суд

    Размер пошлины при обращении с иском в арбитражный суд определяется также по Налоговому кодексу России. Как и в предыдущем случае, цена иска будет зависеть от его предмета, и кто является истцом.

    Рассмотрим, сколько будет составлять государственная пошлина, если иск является имущественным и нуждается в оценке:

    • если иск на сумму до 100000 рублей, то пошлина равняется 4% от стоимости иска, но не менее двух тысяч рублей;
    • если иск на сумму от 100001 до 200000 рублей, то пошлина равна 4000 рублей и плюс три процента от той суммы, которая больше 100 тысяч рублей;
    • если иск на сумму от 200001 рублей до 1000000 рублей, то пошлина равна семь тысяч рублей плюс 2% от той суммы, которая превышает 200000 рублей;
    • если иск на сумму от 1000000 рублей до 2000000 рублей, то пошлина составит 23000 рублей и плюс один процент от той суммы, которая больше 1000000 рублей;
    • для исков на сумму больше 2000000 рублей пошлина равняется 33000 рублей плюс 05% от суммы, которая больше 2000000 рублей, но она не должна превышать 200 тысяч рублей.

    Для каких исков есть фиксированные суммы пошлины:

    • иски о недействительности сделок, об их аннулировании, изменении, о заключении договора, пошлина равно шесть тысяч рублей;
    • при оспаривании различных актов органов власти в области охраны интеллектуальной собственности, прав на патент и – триста рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц;
    • иски о признании недействительными актов, незаконных решений или действий, о бездействии определенных органов власти или отдельных должностных лиц, пошлина составит 300 рублей для физических лиц, и 3000 рублей для юридических лиц;
    • иски о том, что нужно присудить компенсацию за факт того, было нарушено право на судопроизводство, составляет 300 рублей для физических лиц и 3000 для юридических лиц;
    • иски другого не имущественного характера будут оплачены пошлиной в 6000 рублей.

    По каким правилам происходит расчет по Налоговому Кодексу:

    • Если в иске требования материального и нематериального характера, то госпошлина будет складываться из сумм требования имущественных и не имущественных;
    • если есть иск имущественный и иск, который подлежит оценке, то его цена будет зависеть от предмета иска. Цена будет определена как сумма, которая подлежит взысканию, сумма, оспариваемая и стоимость имущества, указанного в иске.

    Если подается заявление о выдаче судебного приказа, то государственная пошлина будет равна 50% от изначального размера пошлины.

    От чего зависит размер

    Государственная пошлина может выражаться в твердой форме, а может рассчитываться в виде процентов. Порядок определения сбора зависит от типа искового заявления. Документ может носить имущественный характер, неимущественный либо направляться для апелляции. Калькуляция сбора может быть осуществлена только при определении всех характеристик иска и его цены. Если выносится судебный приказ, то пошлина сокращается на 50%.

    Калькулятор госпошлины 2021 - суд общей юрисдикции

    Госпошлина при переводе долга

    Если истец уступил свои требования по договору займа другому лицу, ведение судебного процесса по взысканию долга передается следом. Новый кредитор становится участником процесса, при этом для него обязательны все действия, совершенные предыдущим истцом. Замена истца на правопреемника производится по определению суда. При этом применяются следующие правила начисления госпошлины:

    • если предыдущий истец ранее уплатил госпошлину, его правопреемник не оплачивает ее второй раз;
    • если истец имел льготу по оплате госпошлины, а правопреемник ее не имеет, он должен оплатить госпошлину (пп. 5 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
    • если и предыдущий истец, и правопреемник имеют льготы по госпошлине, ее заплатит ответчик, если он проиграет дело.

    Кроме того, правопреемник может ходатайствовать об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины в случае тяжелого имущественного положения или банкротства.

    В статье приводятся общие нормы законодательства. Для получения ответа на конкретный вопрос обратитесь к юристу – это поможет сохранить деньги и время.

    Каким способом и куда оплатить

    Помните, что обращаясь в суд, не уплатив госпошлину, Вы получите отказ. Кроме самой оплаты пошлины важно предоставить в подтверждение квитанцию об оплате вместе с оригиналом секретарю суда.

    Квитанцию следует заполнять внимательно, верно указывая реквизиты расчетного счета и данные плательщика, чтобы в дальнейшем не столкнуться с тем, что средства не дошли до адресата. Ошибки будут служить основанием для отказа в принятии иска к производству. Кроме того, образцы заполненных квитанций Вы можете найти в интернете.

    Обратите внимание: важно не допустить ошибку в реквизитах квитанции. В зависимости от того, в какой суд будет адресован иск, например районный суд Москвы или городской, стоит заранее узнать всю требуемую информацию в судебном участке или на официальных сайтах в интернете.

    Сейчас существует возможность точно рассчитать госпошлину онлайн при помощи сайтов, которые предлагают услуги калькулятора-счетчика госпошлины. Определив сумму, осуществить оплату можно в отделениях сбербанка, терминалах и банкоматах, через отделения почты или на специализированных веб-ресурсах.

    Когда пошлина оплачена, обязательно возьмите все документы, подтверждающие факт оплаты. Как быстро рассчитать размер госпошлины в суд, смотрите пояснения в следующем видео:

    Облагается ли госпошлиной АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    «»заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

    Рекомендуем прочесть: В эстонии двойное гражданство

    1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.

    Читайте также: