42 статья налогового кодекса

Опубликовано: 17.05.2024

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы


Раздел X. Местные налоги

Глава 7. Объекты налогообложения

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 38 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в пункте 1 статьи 38 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о нарушении конституционных прав статьей 39 в системной связи с абзацем четвертым пункта 2 статьи 11 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О

1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

2. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса, в которых предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг, положения предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса, в которых предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг, положения, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 настоящей статьи.

13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций".

В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

1. Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

2. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

2. Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

3. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Новая редакция Ст. 42 НК РФ

1. Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

2. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Комментарий к Статье 42 НК РФ

Доходы налогоплательщика (организации и (или) физического лица) могут быть отнесены:

- к доходам от источников в РФ в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

При этом источником выплаты доходов являются организация или физическое лицо, в том числе физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, о которых налогоплательщик получает доходы;

- к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

Если нет возможности однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы (а также их доли) к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с настоящим Кодексом, то отнесение дохода (а также его доли) к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС).

Другой комментарий к Ст. 42 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст. 42 Кодекса предусматривает, что доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации. Такое деление доходов согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Налог на прибыль организаций (гл. 25 части второй Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 309 Кодекса следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 Кодекса);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:

доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

8) доходы от международных перевозок. Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

10) иные аналогичные доходы.

Согласно п. 3 ст. 309 Кодекса доходы, перечисленные в п. 1 указанной статьи, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности, в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 части второй Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 208 Кодекса для целей гл. 23 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 208 Кодекса для целей гл. 23 Кодекса не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации. Это положение применяется только в том случае, если соблюдается ряд предусмотренных п. 2 ст. 208 Кодекса условий.

В соответствии с п. 3 ст. 208 Кодекса для целей гл. 23 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подп. 1 п. 1 указанной статьи;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подп. 2 п. 1 указанной статьи;

3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;

прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в абз. 4 подп. 5 п. 1 указанной статьи;

иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подп. 8 п. 1 указанной статьи;

9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 208 Кодекса установлено, что в целях гл. 23 Кодекса доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

2. На тот случай, если положения Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, п. 2 ст. 42 Кодекса установлено, что отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Аналогичный порядок применяется при определении в указанных доходах доли, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Правила п. 2 комментируемой статьи воспроизведены в п. 4 ст. 208 гл. 23 части второй Кодекса в отношении доходов налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, с той лишь разницей, что в п. 4 ст. 208 Кодекса прямо указано на закрепление соответствующих полномочий за Минфином России.

В главе 25 части второй Кодекса правила п. 2 ст. 42 Кодекса в отношении доходов налогоплательщиков налога на прибыль организаций не воспроизведены.

СТ 42 НК РФ.

1. Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской
Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с
главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

2. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные
налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от
источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику
осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля,
которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые
могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 42 Налогового кодекса

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Данное положение фактически дублирует содержание ст. 41 НК РФ и ст. 208 и 247 НК РФ.

Разделение в учете доходов на две группы в зависимости от происхождения их источника - в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации необходимо для избежания двойного налогообложения.

Согласно ст. 208 НК РФ, к доходам физического лица от источников в Российской Федерации относятся:

- дивиденды и проценты, полученные от российской организации и от российских индивидуальных предпринимателей или российского обособленного подразделения иностранной организации;

- доходы от авторских и смежных прав, полученные в Российской Федерации;

- доходы, полученные от аренды имущества, находящегося в Российской Федерации;

- доходы от реализации имущества, находящегося в Российской Федерации;

- доходы от российских ценных бумаг и акций;

- вознаграждение за труд или работу, полученные в Российской Федерации (от резидента Российской Федерации);

- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством;

- доходы, полученные от использования любых транспортных средств в Российской Федерации;

- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

- выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

- дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;

- страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;

- доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских и смежных прав;

- доходы от аренды или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

- доходы от реализации имущества, ценных бумаг, прав требования, находящихся за пределами Российской Федерации;

- вознаграждение за труд или работу, совершение действия за пределами Российской Федерации;

- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с иностранным законодательством;

- доходы от использования любых транспортных средств за пределами Российской Федерации.

Данные перечни являются открытыми, доходами физического лица признаются и иные суммы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления деятельности в Российской Федерации или за ее пределами.

В гл. 25 НК РФ для российских налогоплательщиков не выделяется прибыль, полученная от источников в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. В то же время налогоплательщики для целей обложения налогом на прибыль разделены на: российских налогоплательщиков; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства; иные иностранные организации, получающие доход от источников в Российской Федерации, а также на консолидированные группы налогоплательщиков.

Согласно ст. 248 НК РФ, к доходам (для исчисления налога на прибыль) относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, понятие и перечень которых установлены ст. 249, 250 НК РФ соответственно. Перечень доходов, не учитываемых для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установлен в ст. 250 НК РФ. Доходы, полученные в Российской Федерации иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства, определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации, определение вида источника осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю в области налогов и сборов. Таким органом является Федеральная налоговая служба, согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506.

Существует, однако, значительное количество ситуаций, когда указанным правом обладает не Федеральная налоговая служба, а Министерство финансов Российской Федерации.

В первую очередь, согласно ст. 208 НК РФ, для определения объекта обложения налогом на доходы физических лиц (в случае неопределенности) отнесение доходов к полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределами осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Во-вторых, аналогичные полномочия в отношения объекта налогообложения налогом на прибыль могут быть установлены международным договором. Например, согласно ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 года "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" правом отнесения, применительно к Российской Федерации, обладает Министерство финансов РФ или его уполномоченные представители.

Уполномоченный орган принимает решение об отнесении источника того или иного дохода к находящемуся в Российской Федерации или за ее пределами, как правило, на основании обращения налогового агента, но также и в рамках осуществления налогового контроля.

Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 42 НК РФ, может быть названа юридической фикцией, так как позволяет признать несуществующее существующим по субъективному усмотрению уполномоченного органа власти.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2000 года

26 июля 2000 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2

Статьей 17 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Пунктом 8 статьи 278.1 Кодекса предусмотрено, что особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, установленные Кодексом для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее применяются при исчислении консолидированной налоговой базы.

При этом правовая природа документа должна оцениваться с точки зрения того, что в пункте 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничиваются понятия налоговой декларации и иных документов, представляемых обязанными лицами в налоговые органы (в том числе расчета авансового платежа, расчета сбора, расчета сумм налога на доходы физических лиц и др.) вне зависимости от того, как поименован документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) - организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, организация и индивидуальный предприниматель, не являющиеся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

18. Бюджетное финансирование (строка 16) учитывается в общей сумме доходов (строки 07, 08) в соответствии с частью II Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона от 30.11.2016 N 399-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 399-ФЗ), вносящего изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 Кодекса, сообщает следующее.

В настоящее время не во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дошкольного образования, понятийно-терминологическая система приведена в соответствие с Федеральным законом N 273-ФЗ. Так, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законе Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", федеральных законах от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" используется понятие "дошкольное учреждение", тогда как Федеральным законом N 273-ФЗ закреплено понятие "дошкольная образовательная организация". В целях устранения указанных проблем Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий в том числе внесение соответствующих изменений в указанные законодательные акты (пункт 3 приложения N 11).

Положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства.

Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 34 "Страховые взносы", в которой установлены объект и база по страховым взносам, тарифы, в том числе пониженные, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вышеперечисленные нормы Кодекса не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости вновь созданных объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по ее определению.

Белорусская научно-промышленная ассоциация и Республиканский союз промышленников и предпринимателей предлагают ввести мораторий на практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте.

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Что за статья и чем недовольны бизнес-союзы?

В редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2019 года, есть статья 33, которая содержит определение налоговой базы и налоговой ставки. Но особый интерес и вопросы представляет пункт 4 этой статьи. Эта норма была введена неожиданно, без предварительного обсуждения с бизнесом, хотя по сути ее содержание коренным образом меняет логику налогообложения.

Согласно этой норме, налоговая база или сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке в случае, если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога. Проще говоря, если контролирующие органы заподозрят вас в том, что какую-то операцию (например, получение займа и выплату процентов по нему, транзитную перепродажу товара) вы совершили с основной целью занизить налоговую базу, то такая сделка может быть признана необоснованной с налоговой точки зрения и направленной на уход от надлежащего исполнения налоговых обязательств. Как следствие, может быть увеличен размер выручки от реализации таких товаров, либо часть стоимости приобретенных товаров будет исключена из состава затрат, что приведет к доначислению налога на прибыль и НДС. Таким образом, контролирующие органы анализируют «экономическую цель» сделки, и такой подход должен изменить логику налогоплательщиков.

Однако практика реализации этой нормы, считают бизнес-союзы, имеет ряд проблем, обусловленных неполнотой предписаний.

По мнению авторов обращения, направленного в Администрацию президента, правительство, Конституционный и Верховный суды, контролирующие органы, проводя проверки за периоды до 1 января 2019 года по правилам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, действующим с 1 января 2019 года, принимают решения, приводящие к изъятию в бюджет существенных сумм в виде доначисленных налогов и штрафных санкций, что ведет к ликвидации хозяйствующих субъектов, увольнению работников и другим негативным последствиям для экономики и социальной сферы. При этом ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций.

«Такая практика идет вразрез с применяемыми более 15 лет усилиями государства по стимулированию деловой инициативы и развитию регионов, созданию новых рабочих мест», — говорится в письме.

Вопрос о ретроактивном применении норм пункта 4 статьи 33 НК и о методологии расчета сумм доначисляемых налогов был предметом обсуждения в Министерстве по налогам и сборам. Руководство МНС указало представителям бизнес-сообщества, что применение норм пункта 4 статьи 33 НК показало увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры в отношении хозяйствующих субъектов являются мерами ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов суммы налогов, ранее уплаченные хозяйствующими субъектами.

Не учтена министерством, утверждается в обращении, и известная ему практика применения в России норм российского Налогового кодекса, аналогичных нормам пункта 5 статьи 33 НК, согласно которой, доначисляя налоги по результатам проверок с применением таких норм, контролирующий орган должен рассчитать доначисляемую сумму налогов с учетом сумм тех налогов, которые плательщик уже уплатил в бюджет по своей деятельности, несмотря на то, что уплата в бюджет могла быть в виде другого налога, например налога при упрощенной системе налогообложения.

«Применяемый контролирующими органами указанный ретроактивный подход влечет убытки реального сектора экономики, уничтожение малых предприятий (КФХ, небольшие мебельные производства и т.п.), ведет к росту безработицы, увеличению социального напряжения, недовольству экономической, фискальной и карательной политикой государства», — отмечено в письме.

В целях единообразного применения пункта 4 статьи 33 НК Верховный суд в 2019 году направил в адрес экономических судов «Разъяснения об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь».

К сожалению, разъяснения и их использование контролирующими и правоохранительными органами, а также судами не сняли остроту проблемы применения пункта 4 статьи 33 НК к отношениям по исчислению и уплате налогов, совершенных хозяйствующими субъектами до 1 января 2019 г., констатируют бизнес-союзы.

Проблему рассмотрели на расширенном заседании юридического совета Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» с участием экспертов от членских организаций Республиканского союза промышленников и предпринимателей и представителей депутатского корпуса.

Что предлагает бизнес-сообщество?

Для разрешения указанных проблем бизнес-союзы предлагают:

  • принять решение о введении моратория на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 НК до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте;
  • Верховному суду провести анализ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением пункта 4 статьи 33 НК (экономических, дел об административных правонарушениях, уголовных дел), и по результатам анализа принять соответствующее постановление пленума Верховного суда или рекомендации по урегулированию рассматриваемой проблемы в ином нормативном правовом акте;
  • Конституционному суду на основании статьи 83 Закона «О конституционном судопроизводстве» рассмотреть вопрос о пересмотре решения Конституционного суда от 22 декабря 2018 № Р-1159/2018 ввиду выявившейся в правоприменительной практике неполноты и неопределенности предписаний пункта 4 статьи 33 НК.

Это и другие предложения направлены в Администрацию президента, правительство, Конституционный суд и Верховный суд. Обращение БНПА и РСПП содержит подробные описания реальных кейсов, связанных с ретроспективным применением пункта 4 статьи 33 НК.

Читайте также: