365 статья налогового кодекса

Опубликовано: 17.05.2024

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

По общему правилу налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) индивидуальные предприниматели не вправе заниматься деятельностью по организации и проведению азартных игр. Поэтому в статью 365 НК РФ внесены корректировки, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 319-ФЗ), устанавливающие, что плательщиками налога на игорный бизнес являются только организации.

Под организацией, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона N 244-ФЗ организациями должны признаваться исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.

Соответственно, иностранные юридические лица, зарегистрированные за пределами Российской Федерации, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 24.02.2010 по делу N А64-5865/09 (Определением ВАС РФ от 14.05.2010 N ВАС-5491/10 отказано в передаче дела N А64-5865/09 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) рассматривал дело о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя, занимающегося деятельностью по организации и проведению азартных игр вне игровых зон. Суд указал, что в силу части 1 статьи 6 Закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Суд пришел к выводу, что индивидуальные предприниматели не вправе заниматься указанной деятельностью в любом случае, независимо от получения каких-либо разрешений.

При этом налогоплательщики должны иметь лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Закона N 244-ФЗ).

При отсутствии лицензии у субъектов игорного бизнеса устанавливается административная ответственность на основании ст. 14.1 КоАП РФ, в данной статье указано, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Также может устанавливаться уголовная ответственность, предусмотренная статьей 171 УК РФ; незаконная организация и проведение азартных игр вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, средств связи, в том числе подвижной связи, в свою очередь, относится к квалифицированному составу правонарушения (преступления) (статья 14.1.1 КоАП РФ, статья 171.2 УК РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2012 N А05-8017/2011 суд, рассматривая дело, по которому организация под видом проведения бестиражной лотереи осуществляла деятельность по организации и проведению азартных игр без соответствующего разрешения, пришел к выводу, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Также Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.01.2011 N 9174/10 указал, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии является незаконной, следовательно, действия лица, фактически осуществляющего такой вид деятельности без лицензии, в том числе на основании агентского и иного гражданско-правового договора, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 29 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС"
Ю.М. Лермонтов, 2013

Как установлено судами, общество имело лицензию на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений и согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации являлось в проверяемый период плательщиком налога на игорный бизнес. Выводы судов сделаны на основе оценки конкретных фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимной связи.

Общество не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды руководствовались положениями статей 6.1, 31, 82, 88, 92, 100, 101, 364, 365, 366, 370 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическими обстоятельствами дела, и пришли к выводу о том, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у общества с даты установки объектов налогообложения, а не с даты подачи в инспекцию заявления о регистрации данных объектов.

Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает. При разрешении спора суды руководствовались положениями статьи 101.4, статьи 129.2, статьи 120, статьей 122, 123, статьей 137, 138, статей 365, 366, Налогового кодекса Российской Федерации. Судами было установлено, что общество 01.10.2007 представило в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;

организатор игорного заведения , в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе - организатор игорного заведения ), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;

организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;

участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;

игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25 000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ в пункт 2 статьи 370 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

Оказывается, что еще не все, что было запланировано на 2020 год в законопроектной деятельности правительства его распоряжением от 26 декабря 2019 г. № 3205-р, было выполнено. Вот и получаем. Законопроект № 1022670-7 предусматривает, как принято говорить, масштабные изменения Налогового кодекса. Будут вносить изменения и в первую, и во вторую его части.

Часть первая НК РФ

Часть первая НК РФ – налоговое администрирование.

Статья 48 НК РФ. Будет увеличено пороговое значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3000 рублей до 10 000 рублей, когда налоговые органы смогут обращаться в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся ИП.

Статьей 70 НК РФ будут определены условия направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам, когда сумма недоимки не превышает 3000 рублей, единые для физлиц и организаций.

Проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, будут возвращать на основании только этого решения и без заявления плательщика.

Также предусмотрят дополнительные возможности для внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры - на основании истребованной налоговыми органами у плательщиков пояснений и подтверждающих документов.

В статью 147 НК РФ внесут дополнение. Местом реализации будет признаваться территория РФ в отношении водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ и (или) произведенных из них товаров при реализации иностранным покупателям, если в момент начала отгрузки и транспортировки товары находятся в исключительной экономической зоне РФ. Поправка связана с правом на применение нулевой ставки НДС и на налоговые вычеты налогоплательщиками, реализующими такие товары.

Акцизы

Установят обязанность публиковать сведения о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС.

Налог на прибыль организаций

  • правила применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, если фактическое право на них имеют организации - налоговые резиденты РФ;
  • правила формирования налоговой базы НКО при распределении расходов между уставной и платной деятельностью, а также перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
  • порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

  • порядок формирования остаточной стоимости НМА по аналогии с порядком формирования ОС основного средства;
  • порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год.

Исключат положения, позволяющие обходить запрет на применение нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ.

Субъекты РФ получат право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно- исследовательские работы в целях стимулирования инновационной деятельности.

Государственная пошлина

Будет установлена госпошлина в связи с введением нового лицензируемого вида деятельности и выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Для граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины при регистрации права собственности на жилье, приобретенное в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен утраченного.

Имущественные налоги

Налогообложение уничтоженных транспортных средств предлагается прекращать не с момента снятия такого транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено. От налогоплательщика потребуется заявление в инспекцию (физлицо сможет представить его через МФЦ).

Будет определен порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

  • установят понижающий коэффициент, применяемый при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости;
  • установят беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам на ветеранов боевых действий;
  • больше документов, связанных с имущественными налогами, можно будет предоставлять через МФЦ.

Страховые взносы

В перечень периодов, за которые ИП не уплачивают за себя страховые взносы, внесут периоды содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Перечень выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащийся в статье 422 НК РФ, синхронизируют с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ, содержащим в статье 217 НК РФ.

По НДФЛ поправки такие:

  • уточнят перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ;
  • определят особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством;
  • освободят от налогообложения НДФЛ доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания при выполнении обязанностей в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога; в связи с этим возврат таких сумм налога на доходы физических лиц осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса.

Статьей 78 НК РФ регламентирован порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, в том числе налога на доходы физических лиц.

Пунктом 1 ст. 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном данной статьей Кодекса.

В соответствии с п. 7 и 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.


В данном случае день уплаты излишне уплаченной суммы налога необходимо определять с учетом особенностей главы 23 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц поступает в бюджет по двум каналам: от налоговых агентов, которые удерживают налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, и непосредственно от налогоплательщиков - физических лиц, которые самостоятельно производят исчисление налога по доходам, получаемым ими от предпринимательской деятельности, занятия частной практикой, а также по иным отдельным видам доходов, поименованным в ст. 228 НК РФ.

По доходам, полученным физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в налоговом периоде (календарном году) от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, в виде вознаграждений за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, а также по доходам, полученным от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, по доходам, полученным от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, независимо от размера дохода. По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налогоплательщикам налоговых вычетов. Статьями 218-221 НК РФ установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

При этом налоговые агенты вправе предоставлять налогоплательщикам на основании их письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых вычетов, только стандартные и некоторые виды профессиональных налоговых вычетов.

Социальные, имущественные и отдельные виды профессиональных налоговых вычетов предоставляются налогоплательщикам по окончании налогового периода только налоговыми органами на основании декларации по налогу на доходы, составленного в произвольной форме письменного заявления налогоплательщика о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих право на получение указанных налоговых вычетов.

Таким образом, физические лица, не относящиеся к категориям налогоплательщиков, поименованным в ст. 227 и 228 НК РФ, вправе представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц в следующих случаях:

- для получения стандартных налоговых вычетов (если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ);

- для получения социальных налоговых вычетов;

- для получения имущественных налоговых вычетов;

- для получения профессиональных налоговых вычетов при отсутствии налогового агента (по доходам от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов).

Согласно ст. 229 НК РФ физические лица в декларациях указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

При этом на таких физических лиц не распространяется норма, установленная ст. 229 НК РФ в отношении налогоплательщиков, поименованных в ст. 227 и 228 настоящего Кодекса, об обязательном представлении налоговой декларации в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В целях получения вышеперечисленных налоговых вычетов декларация по налогу на доходы физических лиц за истекший налоговый период может быть подана налогоплательщиком в налоговый орган в течение всего текущего налогового периода. Аналогичное правило действует и в случае представления налогоплательщиком деклараций за два предшествующих истекшему налоговому периоду календарных года.

В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Таким образом, при наличии соответствующих оснований налогоплательщик для получения полагающихся ему налоговых вычетов вправе представить в 2004 году в налоговый орган по месту жительства необходимые подтверждающие документы и налоговые декларации за 2003, 2002 и 2001 годы и претендовать на возврат сумм излишне уплаченного налога за вышеуказанные налоговые периоды.

Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных сумм налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога. Следовательно, одновременно с подачей заявления на предоставление тех или иных налоговых вычетов налогоплательщику необходимо подать заявление на возврат излишне уплаченной суммы налога на доходы за соответствующий налоговый период, исчисленной налогоплательщиком на втором листе декларации по налогу на доходы физических лиц, где производится расчет налоговой базы, суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также сумм налога, подлежащих возврату из бюджета или доплате в бюджет за соответствующий налоговый период.

При нарушении вышеуказанного месячного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Что касается порядка предоставления налоговых вычетов такой категории налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели, а также налогоплательщикам, поименованным в ст. 228 НК РФ, то здесь имеются некоторые особенности, связанные с тем, что данные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Добросовестное выполнение налогоплательщиками возложенной на них п. 1 ст. 229 НК РФ обязанности означает, что они имеют возможность получить суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся им к возврату в связи с предоставлением стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган заявления о возврате налога, в срок не позднее 1 июня текущего налогового периода в зависимости от конкретной даты подачи налоговой декларации и соответствующего письменного заявления.

В таком случае индивидуальные предприниматели имеют возможность обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о направлении излишне уплаченной суммы налога на доходы на исполнение обязанностей по уплате предстоящих авансовых платежей по налогу на доходы по срокам, установленным п. 9 ст. 227 НК РФ, поскольку авансовые платежи направляются в тот же бюджет, в который произошла переплата налога на доходы физических лиц. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете суммы излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

При невыполнении в установленный срок возложенной п. 1 ст. 229 НК РФ на вышеупомянутых налогоплательщиков обязанности, то есть в случае нарушения налогового законодательства, налогоплательщики привлекаются за совершение налогового правонарушения к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ. Вместе с тем они не утрачивают при этом права на получение причитающихся к возврату сумм налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением полагающихся им стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации, а также необходимых для получения вычетов подтверждающих документов и заявлений о предоставлении соответствующих налоговых вычетов и о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы.

Индивидуальные предприниматели указывают в декларациях все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и налогоплательщики, поименованные в ст. 228 НК РФ, не представившие в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, при наличии соответствующих оснований для получения полагающихся им налоговых вычетов вправе представить налоговые декларации и необходимые подтверждающие документы за 2003, 2002 и 2001 годы в течение всего текущего налогового периода, то есть 2004 года, и претендовать на возврат сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за вышеуказанные налоговые периоды в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации и заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы.

Налогоплательщики, которые ежегодно в установленном порядке подают налоговые декларации, вправе в текущем налоговом периоде, то есть в 2004 году, представить уточненные декларации по налогу на доходы физических лиц за два предшествующих истекшему налоговых периода (то есть за 2001 и 2002 годы), если они по каким-либо причинам при подаче первоначальной декларации не воспользовались тем или иным полагающимся им налоговым вычетом. Одновременно с уточненной декларацией в налоговый орган по месту жительства необходимо представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение соответствующего налогового вычета, а также заявление о предоставлении вычетов и о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц.

В таких случаях налогоплательщики тоже имеют право на получение причитающихся к возврату сумм налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налоговых вычетов, полагающихся им за предшествующие налоговые периоды, в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган вышеперечисленных документов.

Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: