33 глава налогового кодекса рб

Опубликовано: 14.05.2024

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.


Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы предприятия и должно быть учтено при проведении оптимизации уровня налоговой нагрузки предприятия. Это позволит не только минимизировать налоговую нагрузку, но и исполнить требования налогового законодательства, избежать штрафных санкций и дополнительных платежей в бюджет.

Первым основанием для дополнительных начислений налогов является факт установления искажения сведений о совершенных хозяйственных операциях или об объектах налогообложения. При этом указанное искажение должно быть отражено плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов).

При проверке указанное искажение может быть выявлено в двух случаях. В первом случае искажение может возникнуть, если на предприятии данные первичных бухгалтерских документов не совпадают с данными бухгалтерского учета, что соответственно искажает и данные налогового учета. Речь идет о ситуациях, когда не все первичные документы по каким-либо причинам не отражены в бухгалтерском учете. Это может быть связано, как с неточностями в работе бухгалтерии, так и с сознательным искажением данных бухгалтерского учета для минимизации сумм уплаченного налога.

Во втором случае искажение может возникнуть, если данные первичных бухгалтерских документов и данные бухгалтерского учета совпадают, но при этом данные бухгалтерского учета отличаются от данных налогового учета. Именно на основании данных налогового учета непосредственно составляются налоговые декларации. Опять же речь может идти как об арифметической ошибке бухгалтерии, так и о желании минимизировать суммы начисляемых к уплате налогов за счет сознательного искажения данных налогового учета.

Нивелировать отрицательные последствия, связанные с арифметическими ошибками и неточностями в работе бухгалтерии, возможно с помощью высококвалифицированных бухгалтеров или с помощью аудиторов. Так, если у предприятия нет возможности платить высокую заработную плату профессиональным бухгалтерам, то в качестве альтернативного варианта возможно использование более дешевого бухгалтерского аутсорсинга. При этом необходимо с периодичностью не менее чем один раз в 1-3 года привлекать аудитора для оценки текущего состояния налогового и бухгалтерского учета на предприятии, выявления возможных ошибок и проблем при проверках контролирующих органов.

Проверка аудитора, как правило, обходится дешевле, нежели ежемесячная высокая заработная плата главного бухгалтера, хотя и не является единственно возможным вариантов. Так, на предприятиях, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих существенные обороты денежных средств экономически более выгодным является более высокая оплата труда главного бухгалтера, нежели последующая попытка внести исправления в ошибки, допущенные в ведении налогового и бухгалтерского учета. Попытка исправления бухгалтерского и налогового учета постфактум в данном случае является более затратным вариантом для бизнеса.

Что касается сознательного искажения данных налогового или бухгалтерского учета в целях налоговой оптимизации, то здесь нивелировать возможные отрицательные последствия для предприятия сложнее. При проверках наиболее часто и наиболее просто выявляются искажения связанные с нестыковками между бухгалтерским и налоговым учетом. Именно бухгалтерский учет является основой для налогового учета, поэтому сопоставление сводных показателей бухгалтерского и налогового учета является первым этапом любой проверки соблюдения налогового законодательства в Республике Беларусь. При этом неважно, кто проводит данные проверки, налоговые органы, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, аудиторы или иные контролеры. В этой связи при налоговой оптимизации обязательно следует избегать любых нестыковок между данными бухгалтерского и налогового учета, так как это всегда легко проверяется и приводит к дополнительным вопросам и доначислениям налогов при проверке.

Более сложным процессом является выявление в ходе проверки ситуаций в искажении данных первичных бухгалтерских документов и данных бухгалтерского учета. При наличии большого однородного документооборота на предприятии выявить данные расхождения при проверке первичных бухгалтерских документов не всегда возможно, что иногда используется в налоговой оптимизации за исключением одного «но».

В случае проведении налоговой оптимизации посредствам первичных бухгалтерских документов важно учитывать, что многие первичные бухгалтерские документы контролируются налоговыми органами дистанционно. Так, например, в случае, когда предприятие является плательщиком НДС, все его отгрузки товаров должны оформляться не только товарно-транспортными накладными, но и электронными счетами-фактурами (ЭСЧФ) по НДС. При этом происходит двойной камеральный контроль, как со стороны налоговых органов, так и со стороны покупателей, если они являются плательщиками НДС. Поэтому налоговая оптимизация за счет первичных бухгалтерских документов здесь невозможна.

В случае же, если покупатель товара не является плательщиком НДС, то камеральный контроль над выставлением ЭСЧФ по НДС осуществляется только со стороны налоговых органов, но не покупателя товара. Следовательно, то обстоятельство будет ли налоговым органами осуществлен дистанционный камеральный контроль над работой предприятия, посредствам проверки ЭСЧФ по НДС, зависит только от добросовестности самого предприятия.

Также от добросовестности предприятия будет зависеть полнота отражения выручки в бухгалтерском учете в ситуации, когда предприятие не является плательщиком НДС. В этом случае предприятие не выставляет ЭСЧФ по НДС, а значит оперативный, дистанционный контроль над ним со стороны контролирующих органов невозможен.

Указанные примеры показывают, что недобросовестные предприятия подвергаются дополнительному риску наказания в случае попыток сознательного искажения данных бухгалтерского или налогового учета без учета возможностей дистанционного камерального контроля со стороны налоговых органов. В этой связи более эффективным и экономически выгодным для предприятия должна стать не попытка сознательного искажения документооборота, а организация правильной системы бухгалтерского и налогового учета, проведение периодических аудиторских проверок для избегания нарушений налогового законодательства.

Эффективной может быть только та налоговая оптимизация, которая построена на особенностях, а не прямых нарушениях действующего бухгалтерского и налогового законодательства. Любое прямое нарушение налогового законодательства, как правило, легко выявляется при проверке и ведет к начислению дополнительных налогов и штрафов в бюджет. Важно при этом также отметить, что ситуация, когда налогоплательщик сознательно или в силу арифметической ошибки искажает данные бухгалтерского и налогового учета может затрагивать любой налог, а значит, корректировки налоговой базы по первому основанию могут затронуть любое белорусское предприятие или индивидуального предпринимателя.

Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 года № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Суд

В Указе № 151 также содержатся нормы, касающиеся порядка применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК).

Верховным Судом в целях единообразного применения пункта 4 статьи 33 НК в адрес экономических судов направлены разъяснения об отдельных вопросах применения указанной нормы. Отметим, что правовые позиции, сформулированные в разъяснениях (публикуем ниже), выносились на обсуждение таких заинтересованных государственных органов, как Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Генеральная прокуратура, Следственный комитет Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК налоговая база и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • установлены искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
  • основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
  • отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права.

Подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 2 НК одним из основных принципов налогообложения в Республике Беларусь обозначена презумпция добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин).

В этой связи при применении экономическими судами положений пункта 4 статьи 33 НК следует учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний, так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные, но влекущие корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащих уплате (зачету, возврату) налога, сбора по результатам проверки.

Пунктом 4 статьи 33 НК определены конкретные действия плательщика, которые признаются неправомерными.

Судам следует иметь в виду, что положения абзаца второго пункта 4 статьи 33 НК применяются в случае действий самого плательщика, выразившихся в искажении сведений о фактах хозяйственной операции (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, при этом как виновных действий, так и в результате ошибок.

Примерами таких действий являются:

  • факты сокрытия (занижение) объектов налогообложения, налоговой базы; завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении; завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), профессиональных налоговых вычетов;
  • отражение в налоговых декларациях либо в регистрах налогового учета, а также регистрах бухгалтерского учета недостоверной информации об объектах налогообложения, налоговой базе, сумме налоговых обязательств;
  • выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), в том числе установление факта выплаты заработной платы в «конвертах» без отражения на счетах бухгалтерского учета;
  • неправильное применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, специальных режимов налогообложения.

Способами искажения сведений об объектах налогообложения могут быть неотражение плательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимости объектов недвижимости, в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение плательщиком в регистрах налогового учета, а также регистрах бухгалтерского учета недостоверной информации об объектах налогообложения.

При квалификации искажения плательщиком сведений о фактах совершения хозяйственных операций в качестве обстоятельства, создающего возможность незаконного уменьшения плательщиком его налоговых обязательств (в том числе путем неучета объекта налогообложения, неправомерного применения льготы и т.п.), исследованию и оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности подлежат собранные контролирующим органом доказательства, свидетельствующие о виновном участии проверяемого плательщика, в том числе посредством действий его должностных лиц, участников (учредителей) в целенаправленном создании условий для незаконного уменьшения налоговых обязательств. О виновных действиях плательщика могут, в частности, свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной взаимозависимости участников хозяйственных операций, согласованность их действий, использование особых (нетипичных) форм расчетов и сроков платежей и т.п.

Для целей применения абзаца второго пункта 4 статьи 33 НК подлежит доказыванию совокупность следующих обстоятельств:

  • существо искажения (то есть в чем конкретно оно выразилось);
  • причинная связь между действиями плательщика и допущенными искажениями;
  • характер действий плательщика (его должностных лиц), выразившихся в искажении сведений о фактах хозяйственной операции (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения в целях уменьшения плательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;
  • потери бюджета, суммы неуплаченных налоговых платежей.

В этой связи судебной оценке подлежат действия плательщика по исполнению им возложенных налоговым законодательством обязанностей, а также действия:

  • по обеспечению в течение сроков, установленных законодательством, сохранности документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (подп. 1.14 п. 1 ст. 22 НК);
  • по обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей (подп. 1.15 п. 1 ст. 22 НК);
  • по обеспечению проверки первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства (подп. 1.16 п. 1 ст. 22 НК).

Необходимо также учитывать, что плательщик вправе проверить в доступных государственных информационных ресурсах сведения о благонадежности репутации контрагента (подп. 1.13 п. 1 ст.21 НК).

Абзацем третьим пункта 4 статьи 33 НК установлена корректировка налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога в случае, когда основной целью совершения сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не получение необоснованных преимуществ в налогообложении в нарушение установленных НК принципов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что положения НК не ограничивают право плательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном плательщиком варианте сделки (операции) не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного и экономического смысла.

Примерами таких действий являются:

  • передача вычетов по НДС при реорганизации, в т.ч. «по цепочке» с осуществлением нескольких реорганизаций;
  • проведение разовых экспортных операций, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, на незначительные суммы для получения права на зачет (возврат) НДС из бюджета в полном объеме, в десятки раз превышающего оборот по реализации;
  • отражение в налоговых декларациях выручки от реализации товаров (работ, услуг) в минимальном размере и заявление к возврату вычетов по НДС в полном объеме (под ставку 10%), при этом товар фактически не приобретался;
  • оформление недостоверных первичных учетных документов по реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10 % по ценам, ниже себестоимости (цены приобретения), повлекшее превышение вычетов по НДС над исчисленным налогом и вычет НДС в полном объеме при отсутствии фактической реализации;
  • использование индивидуальных предпринимателей для документирования хозяйственной операции с целью неправомерного возврата сумм НДС, а также обналичивания полученных ИП денежных средств;
  • создание нескольких субъектов хозяйствования, прикрывающих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения специального режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, на что указывают следующие признаки: между руководителями и учредителями организаций имеются родственные отношения, участники зарегистрированы по одному адресу, кадры вновь созданных организаций формируются за счет работников основной организации, у подконтрольных организаций отсутствуют активы для самостоятельного ведения деятельности, товары хранятся на одном складе, имеется общий офис и т.д.;
  • подмена трудовых отношений гражданско–правовыми путем заключения договоров с индивидуальными предпринимателями, которые фактически продолжают выполнять функции, предусмотренные трудовыми договорами, местом оказания является, как правило, офис организации, выполняемые функции, условия, режим работы и др. аналогичны при выполнении трудовых обязанностей;
  • реализация взаимосвязанных хозяйственных операций, направленных на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения с целью вывода прибыли за пределы республики.

Отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (абзац четвертый пункта 4 статьи 33 НК) может быть подтверждено:

  • фактами, свидетельствующими о том, что исполнение спорной сделки (операции) выполнено непосредственно проверяемым плательщиком, а не лицом, указанным в учетном документе;
  • фактами совершения плательщиком операций с товаром, который он не производил или не мог реально произвести;
  • фактами выполнения работ (оказания услуг) плательщиком при отсутствии у него персонала, оборудования и технических средств для их выполнения (оказания).

В этой связи следует иметь в виду, что применение положений абзаца четвертого пункта 4 статьи 33 НК не требует обязательного оспаривания сделки по мотиву ее мнимости или притворности, поскольку оценке подлежит конкретная хозяйственная операция и наступившие в результате ее отражения в бухгалтерском и налоговом учете налоговые последствия.

Следует обратить внимание судов также на то, что при оценке наличия факта искажения сведений о совершении плательщиком хозяйственных операций либо отсутствия реальности ее совершения (в случае необходимости разграничения указанных оснований) следует исходить в каждом случае из оценки конкретных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, подтверждающих тот или иной факт.

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

В Налоговый кодекс Беларуси внесли существенные изменения. Они касаются почти всех налогов как для юридических, так и для физических лиц.

Серьезных изменений в налоговый кодекс не вносили уже 2 года, поэтому накопились значительные модификации. В большей или меньшей степени они затронули практически все виды налогов как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Подоходный налог

Самые простые и логичные изменения — пропорциональное увеличение (относительно размеров базовой величины) стандартных вычетов и предельных размеров дохода, подлежащего налогообложению (речь идет о тех, при получении которых предоставляется вычет).

Социальные вычеты на страхование сейчас может сделать и один из ближайших родственников. Получить социальные вычеты на обучение и страхование можно будет только по основному месту работы.

Если у вас несколько мест работы, и вычеты превышают ваш подоходный налог на основном месте работы, то получить его в полном объеме из всех доходов можно только подав налоговую декларацию за год.

Налоговые вычеты — стандартные, социальные, имущественные и профессиональные — можно получить и с дивидендов. Они облагаются налогом по ставке 6%, а вычет немного уменьшит сумму.

Если вам в наследство достались акции

Если вдруг вы стали счастливым обладателем ценных бумаг иностранного государства безвозмездно (например, получили в наследство), можете включить в расходы не только подоходный, но и идентичный налоги иностранного государства. Тогда ваш подоходный налог станет меньше.

К примеру, вам достались акции какого-нибудь предприятия в России, и вы решили их продать. Подоходный налог родной стране будет меньше на сумму уплаченного там. Ведь для получения их в России у вас уже удержали налоги.

Материнский капитал

С 1 января 2021 года не уплачивается подоходный налог не только за сам материнский капитал на третьего или последующих детей, но и с процентов, начисленных за размещение этих средств в банковские вклады.

Матпомощь от профсоюзов

Освобождается от подоходного налога матпомощь близким родственникам от профсоюзной организации, членом которой был умерший работник. А предельный размер по соцвыплатам от профсоюзов теперь льготируется полностью, без ограничений (до 2021 года с суммы, превышающей 423 белорусских рубля, нужно было платить налог).

С 1 января 2021 до 1 января 2025-го освобождаются от налога доходы, полученные от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь.

Имущественные вычеты

Определены документы, которые нужны для получения имущественного налогового вычета — копия договора о долевом строительстве или купли-продажи и документ, в котором будет указана стоимость (цена) приобретения.


Льготы

Что касается льгот (вычетов) — государство предоставляет их с момента заключения договоров, авансом. Если вы вдруг расторгаете договор о долевом строительстве, добровольном страховании, дополнительной пенсии и получили по ним возврат денежных средств, — но ранее успели воспользоваться налоговым вычетом по данным договорам, — то самостоятельно должны представить в налоговую декларацию. Не стоит полагаться на «авось» — сведения по вам обязательно передадут.

Что касается ошибок работодателя в исчислении налога, когда с вас удержали меньшую нежели положено сумму, теперь это не ваша головная боль. Если эту ошибку обнаружит контролирующий орган, налог не будет удерживаться у вас — его уплатит ваш работодатель за счет собственных средств.

Если вы сдаете квартиру в аренду

При сдаче жилья в аренду ставки подоходного налога изменились не прямо пропорционально росту базовой величины. Они приведены в таблице:

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машиноместа

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 кв. метр площади)

Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев

Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск

Иные города областного, районного подчинения и поселки городского типа

Иные населенные пункты и территории

Этот налог сейчас можно не платить, если жилье сдается молодым специалистам, а также обычным выпускникам, которых направили по их желанию на места работы, оставшиеся после распределения.

Поинтересуйтесь об этом у своих жильцов, возможно они для вас еще более выгодны, чем вы думали.

Изменения для ИП

ИП должны непременно выбрать принцип исчисления налога. Иначе налоговый орган при проверке будет исходить из принципа оплаты. Разница в расчете налога может получиться существенной, в зависимости от выбранного вами принципа, так что не ленитесь и составляйте дополнительные документы.

Вступительный и членские взносы в некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве, можно будет включить в расходы с 2021 года.

Внереализационные расходы

К внереализационным расходам сейчас отнесены расходы, связанные с передачей имущества в иное возмездное пользование (а не только если вы передали его в аренду, как было ранее).

Определены правила включения в расходы топливных затрат.

Стандартные вычеты увеличены, как и у всех, пропорционально изменению базовой величины.

ИП могут «податься» в любую налоговую

ИП сейчас вправе представлять документы в письменном виде в любой налоговый орган, независимо от места постановки на учет.

Снижение льгот в IT и рост налога для сотовых операторов из-за борьбы с COVID-19

В стране на законодательном уровне приняты меры формирования бюджета для борьбы с COVID-19.

В большей степени это коснулось работников ПВТ и «Великого камня» — временно их лишили льготного подоходного налога. В ближайшие два года, с 1 января 2021 года до 1 января 2023-го, подоходный налог с доходов по трудовым договорам от резидентов ПВТ и Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, они будут платить по ставке 13% (ранее платили 9%).

Данные меры коснулись не только ПВТ и резидентов «Великого камня» — операторам сотовой связи увеличен налог на прибыль с 18 до 30%.


Рост налогов, как правило, вызывает отрицательные реакции у бизнеса. Однако сейчас, когда весь мир попал в форс-мажорные обстоятельства под названием «пандемия», страны по-разному решают проблемы.

Не стоит забывать, что Беларусь небогата природными ресурсами и наше правительство выбрало свой путь. Возможно, он не популярен с точки зрения инвестиционных преимуществ, но подход к проблеме был сделан дифференцировано, не были увеличены налоги всем поголовно.

Государство выбрало наименее пострадавшие от пандемии отрасли — IT и сотовую связь. В случае с IT налог не был увеличен — временно исключили предоставление льготы. Данным решением работающих в ПВТ и «Великом камне» уравняли со всеми остальными гражданами — все жители республики выплачивают подоходный налог в размере 13%.

Возможно, недовольные этим айтишники потребуют у своих работодателей компенсацию (ведь их личный доход сократится на 4%) путем повышения зарплат. Работодатели, готовые пойти на компенсации своим сотрудникам, таким образом потеряют часть прибыли. Пока нет данных о том, какой прибылью в процентном соотношении в этом случае пожертвуют работодатели ПВТ и «Великого камня».

А вот не возложат ли на потребителей свои потери операторы сотовой связи, пока непонятно. В своих заявлениях они обещают, что нет. Но тарифы понемногу растут. Возможно, предполагая подобное развитие событий, А1 поднял тарифы незадолго до нового года. МТС собирается… Очень жаль.

Читайте также: