1с налоги и налогоплательщики

Опубликовано: 12.05.2024


Сегодня мы коснемся такой темы, как налоговый мониторинг. Попытаемся разобраться, что это такое, стоит ли его проводить, является ли он обязательным и как связан с решениями фирмы 1С.

Начнем с истории

Налоговый мониторинг впервые ввели в действие в Голландии около 10 лет назад. После окончания срока действия пилотного проекта этого новшества его участники (два десятка крупных налогоплательщиков страны) по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Во многих странах переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги пилотного проекта также признаны удачными. Он стартовал в декабре 2012 г., когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «‎Интер РАО ЕЭС», «‎РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young (EY) и «‎Северсталь».

Когда появился налоговый мониторинг в России?

В начале ноября 2014 г. Президент России В. В. Путин подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг. Закон вступил в силу с 1.01.2015, а ряд его положений, касающихся консолидированной группы налогоплательщиков, — с 1.01.2016.

Является ли налоговый мониторинг обязательным?

Нет, налоговый мониторинг не является обязательным.

Как подать заявку на проведение налогового мониторинга?

Мониторинг проводится налоговым органом по заявлению плательщика. Заявление о проведении налогового мониторинга нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг (ст. 105.27 НК РФ). Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

К заявлению прилагается учетная политика организации, сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%), а также документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации. Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Сам же мониторинг начнется с 1 января следующего года.

В каком случае заявление о проведении налогового мониторинга может быть одобрено?

Заявление о проведении мониторинга удовлетворят только при одновременном соблюдении следующих условий*:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 100 млн рублей;
  • минимальный суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год составляет не менее 1 миллиарда рублей;
  • минимальная совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет не менее 1 миллиарда рублей.

* данные условия регламентированы Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением отдельных норм, вступивших в силу 29 декабря 2020 года). Нужно отметить, что ранее планка для проведения налогового мониторинга по каждому из трех пунктов (сумма налогов, доход, активы) была в 3 раза выше.

Сколько длится налоговый мониторинг?

Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев. Продление мониторинга осуществляется в заявительном порядке. В этом случае заявление потребуется подать не позднее 1 сентября текущего года.

В чем выгода проведения налогового мониторинга для налогоплательщиков?

Можно выделить 4 основные причины, которые побуждают организации подавать заявку на проведение налогового мониторинга:

  1. необходимость оптимизации издержек, связанных с налоговыми проверками;
  2. желание сократить объем документов, которые представляются в ответ на требования налогового органа;
  3. необходимость снижения резервов, связанных с неопределенными налоговыми позициями;
  4. нацеленность на быстрое закрытие налогового периода и достижение ранней определенности.

Налоговый мониторинг и решения 1С

Большинство предприятий России ведет налоговый учет в решениях 1С. Поэтому фирма 1С позаботилась о создании удобного механизма, позволяющего организовать и автоматизировать проведение налогового мониторинга. Данный функционал обеспечивает:

  • Онлайн-доступ к рабочей базе налогоплательщика или возможность публикации ее копии.
  • Специальную роль и рабочий стол для налогового инспектора.
  • Функции последовательной расшифровки от налоговых показателей до сканов первички или ЭДО.
  • Инструменты для коммуникаций между налогоплательщиком и налоговым органом.
  • Автоматизацию ряда контрольных процедур процессов идентификации, оценки, управления налоговыми рисками.

Необходимо отдельно выделить задачи управления Налоговой Функции группы, которая позволяет координировать процессы управления налогообложением группы компаний.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

1С:Налогоплательщик 8

Программный продукт «1С:Налогоплательщик 8» предназначен для подготовки и представления отчетности в государственные органы.

В «1C:Налогоплательщик 8» включены утвержденные бланки форм отчетности:

  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • отчетность для органов Фонда социального страхования;
  • отчетность для органов Федеральной службы статистики;
  • справка о доходах (форма № 2-НДФЛ);
  • отчетность для органов ПФР:
    • анкета застрахованного лица – АДВ-1;
    • заявление об обмене страхового свидетельства – АДВ-2;
    • заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства – АДВ-3;
    • индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица – СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2;
    • ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – АДВ-11
  • отчетность по декларированию производства и оборота алкогольной продукции;
  • различные справки:
    • сведения о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ;
    • сведения о счетах в иностранной валюте в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ;
    • перечень предприятий-дебиторов;
    • перечень предприятий-кредиторов;
  • прочая отчетность:
    • расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
    • сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Подготовленные отчеты можно напечатать на принтере, а также выгрузить в электронном формате.

При печати страницы отчета нумеруются автоматически, общее количество страниц указывается на титульном листе. Поддерживается печать машиночитаемых форм налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности с нанесением на листы двумерного штрихкода PDF417.

«1С:Налогоплательщик 8» поддерживает выгрузку отчетов в электронном виде на основании утвержденных форматов версий: 2.01, 3.00, 3.01, 4 (xml-формат). Благодаря интеграции с системой «Такском-Спринтер» подготовленную в «1С:Налогоплательщике 8» отчетность можно передавать в налоговые органы через Интернет.

Сформированные отчеты сохраняются в информационной базе. Их можно легко найти и при необходимости откорректировать.

Все необходимые операции по подготовке отчетности вынесены на рабочий стол программы. Интерфейс рабочего стола удобен, нагляден и интуитивно понятен. Развитая система подсказок «1С:Налогоплательщика 8» содержит информацию по каждому бланку и сопровождает пользователя на всех этапах подготовки отчета. Все это позволяет быстро начать работу с «1С:Налогоплательщиком 8» даже неподготовленному пользователю.

Встроенный календарь бухгалтера в «1С:Налогоплательщике 8» оповещает о сроках сдачи регламентированных отчетов и сроках уплаты налогов, оговоренных в нормативных документах.

Пользователи программного продукта «1С:Налогоплательщик 8», которым по мере развития их бизнеса становится недостаточно возможностей этой программы, могут приобрести на условиях апгрейда по стандартной схеме следующие программные продукты системы «1С:Предприятие 8»:

  • «1С:Бухгалтерия 8» всех версий;
  • «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» всех версий;
  • «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» всех версий;
  • «1С:Предприятие 8. Комплект прикладных решений» на 5 пользователей.

Лицензирование

Внимание! Для масштабирования и расширения количества рабочих мест Вы можете приобрести дополнительные лицензии.

Описание функционала

В программе "1С:Налогоплательщик 8" реализованы следующие регламентированные отчеты:

Бухгалтерская отчетность

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
  • Приложение к балансу (форма № 5)
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
  • Расчет чистых активов

Налоговая отчетность
  • Налоговая декларация по ЕСН
  • Заявление о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН
  • Декларация о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН
  • Авансовые платежи по ЕСН
  • Сводная карточка учета сумм ЕСН
  • Декларация по страховым взносам обязательного пенсионного страхования (ОПС)
  • Авансовые платежи по ОПС
  • Сводная карточка учета сумм страховых взносов ОПС
  • Налоговая декларация по НДС
  • Налоговая декларация по НДС по ставке 0%
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль при разделе продукции
  • Налоговая декларация о доходах за пределами РФ
  • Налоговая декларация по налогу на имущество
  • Налоговая декларация по земельному налогу
  • Авансовые платежи по земельному налогу
  • Налоговая декларация по акцизам (приложение 1)
  • Налоговая декларация по акцизам на алкогольную продукцию
  • Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты
  • Налоговая декларация по акцизам на минеральное сырье (природный газ)
  • Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия
  • Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес
  • Налоговая декларация по УСН
  • Налоговая декларация по ЕНВД
  • Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН)
  • Налоговая декларация по транспортному налогу
  • Авансовые платежи по транспортному налогу
  • Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых
  • Расчет регулярных платежей за пользование недрами
  • Налоговая декларация по водному налогу
  • Расчет по оплате за воду
  • Налоговая декларация по косвенным налогам при ввозе товаров из Беларуси
  • Заявление о ввозе товаров (из Беларуси) и уплате косвенных налогов
  • Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям
  • Сведения о сборах за пользование объектами водных биоресурсов
  • Сведения о сборах за пользование объектами животного мира
  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (основная форма)
  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (сводная форма)
  • Единая (упрощенная) налоговая декларация

Налоговая отчетность иностранных организаций
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации
  • Отчет о деятельности иностранной организации в РФ

Отчетность по физическим лицам
  • Сведения о доходах физических лиц (реестр форм 2-НДФЛ)
  • Индивидуальная карточка учета сумм ЕСН
  • Передача форм СЗВ-4
  • Заявление об обмене, дубликате страхового свидетельства АДВ-2, АДВ-3
  • Анкета застрахованного лица АДВ-1
  • Индивидуальная карточка учета сумм страховых взносов ОПС

Отчетность в фонды
  • Форма 4-ФСС
  • Форма 4а-ФСС
  • Отчет об использовании страховых взносов по производственному травматизму
  • Форма № 1-квотирование (Москва)

Статистическая отчетность
  • Форма П-1
  • Форма П-2
  • Форма П-2 (Краткая)
  • Форма П-3
  • Форма П-4
  • Форма П-5 (м)
  • Форма ПМ
  • Приложение № 3 к форме П-1
  • Приложение к форме П-2
  • Форма 1-ИНВЕСТ
  • Форма 3-Ф
  • Форма 5-З
  • Форма 1-ИП
  • Форма 11
  • Форма 11 (краткая)
  • Форма 1-Предприятие
  • Форма 1-РП (срочная)

Справки
  • Сведения о счетах в иностранной валюте
  • Сведения о рублевых счетах
  • Перечень предприятий-дебиторов
  • Перечень предприятий-кредиторов
  • Справка о дебиторской задолженности
  • Справка о кредиторской задолженности
  • Приложение к справке о кредиторской задолженности

Декларирование производства и оборота алкогольной продукции
  • Производство и оборот этилового спирта
  • Использование этилового спирта
  • Производство и оборот алкогольной продукции
  • Использование виноматериалов
  • Оборот спирта и алкогольной продукции
  • Поставки спирта и алкогольной продукции
  • Поступление спирта и виноматериалов

Отчетность кредитных организаций
  • Бухгалтерский баланс (публикуемая форма) (форма № 806)
  • Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма) (форма № 807)
  • Отчет о движении денежных средств (публикуемая форма) (форма № 814)
  • Оборотная ведомость (форма № 101)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 102)

Отчетность негосударственных пенсионных фондов
  • Бухгалтерский баланс (форма № 1-НПФ)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2-НПФ)
  • Отчет о движении средств целевого финансирования (форма № 3-НПФ)
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4-НПФ)
  • Отчет о движении имущества (форма № 5-НПФ)
  • Отчет о целевом использовании средств (форма № 6-НПФ)

Отчетность страховых организаций
  • Бухгалтерский баланс (форма № 1-страховщик)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2-страховщик)
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3-страховщик)
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4-страховщик)
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5-страховщик)
  • Отчет о прибылях и убытках страховой медицинской организации (форма № 2а-страховщик)
  • Отчет о движении денежных средств страховой медицинской организации (форма № 4а-страховщик)

Особенности лицензирования

В соответствии с Лицензионным соглашением программа «1С:Налогоплательщик 8» может использоваться на одном компьютере в один момент времени.

Программный продукт «1С:Налогоплательщик 8» не предназначен для использования с клиентскими лицензиями «1С:Предприятие 8», увеличивающими количество рабочих мест, а также с лицензией на сервер «1С:Предприятие 8».

Работа в многопользовательском режиме возможна только в случае приобретения одной из основных поставок (версии ПРОФ) «1С:Предприятие 8».

Система казначейского обслуживания

ФНС переходит на систему казначейского обслуживания, в связи с этим изменения коснулись заполнения платежных поручений по налогам и взносам:

  1. В поле 13 уточнено название банка получателя.
  2. В поле 14 изменился БИК банка получателя.
  3. В поле 15 указывается номер счета банка получателя (ранее это поле было заполнено нулями).
  4. В поле 17 добавлен номер казначейского счета (ЕКС).

Измененные реквизиты представлены в письме от ФНС от 08.10.2020. Для каждого региона они свои. Переходный период, когда еще можно указывать старые реквизиты казначейства, — с 01.01.2021 по 30.04.2021. С 1 мая 2021 года при заполнении платежного поручения с использованием старых реквизитов такой платеж будет отнесен к невыясненным.
Возможность работать с системой казначейского обслуживания, согласно ФЗ-479 от 27.12.2019, стала доступной с релиза 3.0.86.

Перейдем в карточку контрагента ФНС (Справочники – Контрагенты):

В разделе «Основной банковский счет» переходим в список банков и создаем новый по кнопке «Создать» – Новый.

В поле «Наименование» указываем наименование банка-получателя средств
«БИК» – БИК банка получателя согласно списку, предоставленному ФНС приложением к письму.
«Корр. счет» – номер счета банка-получателя средств, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС).

После заполнения всех необходимых полей нажимаем кнопку «Записать и закрыть»:

В списке выбираем созданный только что банк:

В поле «Номер счета» указываем номер казначейского счета. Записываем изменения в карточке кнопкой «Записать и закрыть».

Теперь при создании платежных поручений по уплате налогов и взносов выбираем «Счет получателя» тот, что создали в карточке контрагента:

Перечень кодов статуса налогоплательщика


Изменения коснулись и кодов статуса плательщика с 1 октября 2021 года.

Коды 09, 10, 11, 12 с 1 октября 2021 года утратят силу и все будут заменены кодом 13 (налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, — физическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства). Ранее код 13 соответствовал налогоплательщикам — физическим лицам.

Появились новые коды:
Код 29 — политики, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой).
Код 30 — иностранные лица, не состоящие на учете в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Перечень оснований платежа

Нововведения с 1 октября 2021 года коснутся и перечня оснований платежа.

Коды ТР (по требованию налоговой), АП (по акту проверки), ПР (по решению о приостановлении взыскания), АР (По исполнительному документы) утратят силу и будут заменены единым кодом ЗД (погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное). Ранее код ЗД применялся только по добровольному закрытию долгов.

Код БФ (текущий платеж физического лица — клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета) будет полностью упразднен.

В зависимости от выбранного кода основания платежа будет заполнен номер документа — основания платежа. Если код основания платежа ЗД, то документ заполняется следующим образом:

ТР0000000000000 — номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
ПР0000000000000 — номер решения о приостановлении взыскания;
АП0000000000000 — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
АР0000000000000 — номер исполнительного документа (исполнительного производства).

В платежных поручениях, датированных датой позже 01.10.2021, реквизиты платежа будут заполняться следующим образом:
Статус плательщика — из выпадающего списка выбираем код 13, так как ИП.
Основание платежа — из выпадающего списка выбираем код ЗД, так как оплата по требованию ФНС.
Дата налогового периода — срок уплаты по требованию.
Номер документа — номер требования с префиксом ТР.
Дата документа — дата требования.

Проверим печатную форму платежного поручения:

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: