174 статья налогового кодекса рб

Опубликовано: 11.05.2024

1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Уплата налога правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с настоящей главой.

5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также правопреемники, указанные в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

7. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.

Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно новой редакции уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Ранее законодателем был установлен срок не позднее 20-го числа.

В связи с вышеприведенными изменениями пункта 1 статьи 174 НК РФ в письме ФНС России от 13.01.2015 N ГД-4-3/122@ "О сроке представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" сообщается, что начиная с 1 января 2015 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплата налога за IV квартал 2014 года производятся налогоплательщиками не позднее 25-го января 2015 года.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, Порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.

Согласно пункту 1 данного Порядка налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками, включая лиц (участников товариществ, доверительных управляющих, концессионеров), на которых в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности налогоплательщика, участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно, лиц, не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, а также лицами - налоговыми агентами, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не установлено главой 21 НК РФ.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" была введена новая редакция пункта 4 комментируемой статьи, согласно которой уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также данным Законом введена новая редакция и пункта 5 статьи 174 НК РФ: налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

В остальных абзацах пункта 5 комментируемой статьи произошло продление срока до 25-го числа.

В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181 указывается, что срок, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться правом на вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых этим налогом по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, составляет три года после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом реализация данного права осуществляется посредством представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го (начиная с 2015 года - 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока.

В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-02-07/1/4179 уточняется, что по вопросу о представлении налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться пунктом 5 статьи 174 НК РФ и Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".

В письме УФНС России по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824 рассмотрен вопрос о порядке представления налоговой декларации по НДС в 2015 г., а также об ответственности за нарушение порядка, способа и формата ее представления. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

В соответствии с вышеуказанной статьей НК РФ, действующей с 1 января 2015 года, декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной.

Соответственно, на основании изменений с 1 января 2015 года налогоплательщик даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление отчетности. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по статье 119.1 НК РФ, которая влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. Ответственность, установленная статьей 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в статье 80 НК РФ.

Также в письме УФНС России по г. Москве от 13.01.2015 N 24-15/000647 указывается, что не считаются поданными оформленные на бумажном носителе декларации по НДС за IV квартал 2014 г., поскольку в силу пункта 5 статьи 174 НК РФ такие декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В статье 80 НК РФ указано, что при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

С 1 января 2015 г. лица, обязанные сдавать налоговую отчетность в электронном виде, должны:

- обеспечивать прием электронных уведомлений, требований и иных документов, направляемых по телекоммуникационным каналам связи налоговыми органами в рамках их полномочий;

- своевременно (в течение шести рабочих дней) направлять налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами и на основании изменений с 1 января 2015 г. налогоплательщик даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление отчетности.

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" комментируемая статья дополнена пунктами 5.1 и 5.2.

В письме ФНС России от 10.11.2014 N ЕД-4-15/22994 указывается, что начиная с налогового периода за I квартал 2015 года на основании пункта 5.1 статьи 174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.

Таким образом, на реализацию подготовительных мероприятий к новому порядку декларирования НДС Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ предусмотрен переходный период более чем в полтора года. При этом требования о необходимости формирования и (или) представления налоговой декларации по НДС на бумажном носителе законодательством не предусмотрено.

В целях реализации с 2015 года положений статьи 174 НК РФ ФНС России разработаны новая форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения.

Также в письме Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-14/2821 рассмотрен вопрос о представлении в налоговые органы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 174 НК РФ. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

Данный порядок представления в налоговые органы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур применяется в случаях как выставления, так и получения счетов-фактур вышеуказанными лицами при осуществлении предпринимательской деятельности от своего имени на основе договоров комиссии, агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 21 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2015

Предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 164, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении требований, придя к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана необходимая совокупность условий для взыскания убытков.

Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов. Выводы судов относительно довода общества о необходимости продления трехлетнего срока на 20 дней, предусмотренных пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса для представления налоговой декларации, соответствуют определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 540-О, согласно которому датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.

Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями статей 174, 346.45, 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для принятия инспекцией в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

ГАРАНТ:

Положения статьи 174 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ) применяются в отношении налоговых деклараций, в том числе уточненных, представленных после дня вступления в силу статьи 2 названного Федерального закона

Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 174 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 72-ФЗ в пункт 1 статьи 174 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющиеся к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2016 г.

1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Уплата налога правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с настоящей главой.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также правопреемники, указанные в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

ГАРАНТ:

Абзац третий пункта 5 статьи 174 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2015 г.

Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 238-ФЗ) статья 174 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 238-ФЗ) статья 174 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.2, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация об изменениях:

Статья 174 дополнена пунктами 5.3 и 5.4 с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

Какие основные изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь в 2019 году по налогу на прибыль?

Инвестиционный налоговый вычет

Предусмотрено право на увеличение инвестиционного налогового вычета, расширены случаи его применения (п.2.2 ст.169 НК РБ):

  • размер инвестиционного вычета для зданий, сооружений, передаточных устройств увеличится с 10 до 15 % от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования – с 20 до 30 %;
  • предоставлена возможность применить инвестиционный вычет на всю сумму вложений в реконструкцию, модернизацию действующих объектов.

Предусмотрено введение пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога в отношении дивидендов при соблюдении некоторых условий (п.7, п.8 ст.184 НК РБ):

  • ставка налога на прибыль (подоходного налога) по дивидендам в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, устанавливается в размере шесть (6) процентов;
  • ставка налога на прибыль (подоходного налога) по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, устанавливается в размере ноль (0) процентов.

Ставка налога на прибыль для микрофинансовых организаций

Прибыль коммерческих организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от регулярного предоставления микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, облагается налогом на прибыль с 2019 года по ставке в размере двадцать пять (25) процентов (п.5 ст.184 НК РБ).

Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли

При отсутствии норм, установленных законодательством (нормы естественной убыли установлены приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О Нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»), с 2019 года утверждать нормы потерь вправе руководители организаций, и на основании утвержденных норм учитывать в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов (п.1 ст.169, п.1.3 ст.171 НК РБ).

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, относятся расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8 согласно подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597) (п.1 ст.169, п.1.4 ст.171 НК РБ).

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, также относятся для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, - затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь в пределах норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством (п.1 ст.169, п.1.6 ст.171 НК РБ).

В состав затрат с 2019 года, учитываемых при налогообложении прибыли, также относятся прочие затраты (п.1 ст.169, п.1.7 ст.171, п.2 ст.171 НК РБ). Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.174 НК РБ, с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст.176 НК РБ, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК РБ ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.174 НК РБ) (п.3 ст.171 НК РБ):

  • выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде: вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год; единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию; доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер; доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии; единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление; оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков;
  • расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест;
  • расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков;
  • вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством;
  • представительские расходы (не исчерпывающий перечень представительских расходов определен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах»);
  • затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
  • компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;
  • членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации;
  • проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам;

Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли

В состав затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, включаются с 2019 года:

  • суммы денежных средств либо затрат на производство либо приобретение (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), имущественных прав или остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, переданных в обмен на выкупленные организацией акции собственной эмиссии, доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев), превышающие номинальную стоимость указанных акций, первоначальную стоимость долей, паев (их частей) (п.1.14 ст.173 НК РБ);
  • затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) в виде затрат на их производство (выполнение, оказание) либо приобретение, сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затрат на такую безвозмездную передачу (п.1.19 ст.173 НК РБ);
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов при их безвозмездной передаче, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затраты на такую безвозмездную передачу (п.1.20 ст.173 НК РБ);
  • расходы от оценки ценных бумаг по справедливой стоимости (п.1.21 ст.173 НК РБ).

Внереализационные доходы в виде сумм неустоек (штрафов, пеней), сумм, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности за нарушение обязательств с 2019 года отражаются на дату, определенную плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не позднее даты их получения.

В состав внереализационных доходов включаются с 2019 года:

  • суммы кредиторской задолженности унитарного предприятия перед собственником его имущества, по которой юридическое лицо освобождено от исполнения обязательств, и ранее эти суммы были включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или внереализационных расходов, такие доходы отражаются на дату освобождения от исполнения обязательств (п.3.38 ст.174 НК РБ);
  • суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей в республиканский и местные бюджеты, возвращенные как излишне уплаченные, а также излишне взысканные, которые ранее были учтены в составе затрат по производству и реализации или внереализационных расходов, Такие доходы отражаются не позднее даты их получения (п.3.39 ст.174 НК РБ);
  • денежные средства, а также иные виды дохода (зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу и др.), поступившие в счет ранее включенных сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и (или) внереализационных расходов (п.3.40 ст.174 НК РБ);
  • доходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе от операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, за исключением указанных в подпункте 3.42 настоящего пункта (п.3.41 ст.174 НК РБ);
  • доходы юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов, полученные в налоговом (отчетном) периоде по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в виде начисленных положительных разниц цен базовых активов по совершенным операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также иные суммы средств, в отношении которых у клиента возникает право их получить по соглашению о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (п.3.42 ст.174 НК РБ);
  • суммы дооценки основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, производимой в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и суммы восстановления обесценения основных средств, нематериальных активов, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости (п.4.17 ст.174 НК РБ);
  • средства, поступившие плательщику, признанные согласно вступившему в законную силу приговору суда доходом физического лица (п.4.20 ст.174 НК РБ);
  • у научной организации - исполнителя, определенного по договору с государственным заказчиком обладателем имущественных прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, стоимость оценки таких прав. При этом суммы амортизационных отчислений по таким нематериальным активам не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (п.4.21 ст.174 НК РБ);
  • суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам), штрафам, пеням перед республиканским и местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами, от исполнения которой плательщик освобожден полностью или частично в соответствии с законодательством (п.4.22 ст.174 НК РБ).

В состав внереализационных расходов, включаются с 2019 года:

  • отрицательная разница между балансовой стоимостью активов, передаваемых специальной финансовой организации в рамках операции секьюритизации, и суммой средств, поступающих от специальной финансовой организации по договорам уступки прав (требований) (п.3.21 ст.175 НК РБ);
  • суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пени, уплаченных таможенными представителями при исполнении солидарной обязанности в соответствии с законодательством, такие расходы отражаются не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) (п.3.47 ст.175 НК РБ);
  • резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более пяти (5) процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:
    а) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    б) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    в) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней - сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва (п.3.48 ст.175 НК РБ);
  • расходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе расходы по операциям с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, а также комиссионный сбор, уплаченный организатору торгов, за исключением указанных в подпункте 3.50 настоящего пункта (п.3.49 ст.175 НК РБ);
  • расходы юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов, понесенные в налоговом (отчетном) периоде по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в виде начисленных отрицательных разниц цен базовых активов по совершенным операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также иные суммы средств, в отношении которых у клиента возникает обязанность их уплатить по соглашению о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. В случае превышения внереализационных расходов юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами над внереализационными доходами по таким операциям в налоговом (отчетном) периоде сумма такого превышения не учитывается при исчислении валовой прибыли (п.3.50 ст.175 НК РБ).


Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

Указом установлены по 31 декабря 2020 г.:

  • размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц;
  • размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц.

Определены:

1) условия применения стандартного налогового вычета, установленного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, не имеющими в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы);

2) доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц.

К таким доходам относятся:

  • единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;
  • денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;
  • доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;

3) сроки исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

4) порядок возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата.

Налоговые агенты обязаны представлять не позднее 1 апреля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, если размер выплаченного в 2020 году дохода превысил 2571 белорусский рубль в день.

От редакции:

Согласно Приложению 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц:

Размер дохода, освобождаемого

от подоходного налога с физических лиц

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

888 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

7003 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей

2115 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и индивидуальных предпринимателей

140 белорусских рублей от каждого

источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

3622 белорусских рубля от каждого источника в течение налогового периода

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

13 994 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

423 белорусских рубля от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода

Согласно Приложению 10 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц:

Вид налогового вычета

Размер налогового вычета

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь

117 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 белорусских рублей в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в части первой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики

34 белорусских рубля в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в части пятой, абзаце первом части седьмой и части девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю

65 белорусских рублей в месяц

на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в частях восьмой и девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей- инвалидов в возрасте до восемнадцати лет

65 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Р еспублики Беларусь

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Читайте также: