14 октября 2020 года попов обратился в налоговый орган с заявлением

Опубликовано: 15.05.2024

Чигирева Людмила Александровна

Учебная дисциплина: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Аудитория: студенты специальности 250401 «Технология деревообработки» 3 курс.

Цели урока:1) обеспечить усвоение студентами формы предпринимательской деятельности - индивидуальное предпринимательство.

2) создать условия для формирования общих компетенций – ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7. (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).

3) подготовить студентов к освоению следующих профессиональных компетенций ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3. (ПК 2.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения; ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения; ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности структурного подразделения).

1. Рассмотреть статус индивидуального предпринимателя.

2. Выделить условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

3. Изучить процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Рассмотреть основания утраты статуса индивидуального предпринимателя.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Время урока: 90 минут

1. Персональные компьютеры – 15 шт;

2. Мультимедийная установка;

3. Опорные конспекты для обучающихся – 18 шт;

4. Задания для групповой работы - 8 шт;

5. Задания для индивидуальной работы (тесты) – 18 шт.

6. Нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс РФ - 8 шт.; Кодекс об административных правонарушениях РФ – 4шт.; ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ».

7. Электронная презентация урока.

Информационное обеспечение: сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru; справочно-правовая система «Гарант».

План изучения нового материала

1. Статус индивидуального предпринимателя

2. Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя

3. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

3.1 Процедура регистрации

3.2 Последствия незаконного предпринимательства

3.3 Ответственность индивидуального предпринимателя

4. Утрата статуса ИП.

Этапы урока

1. Организационный момент. Приветствие. 2 мин.

Добрый день. Рада видеть вас на уроке по правовому обеспечению профессиональной деятельности.

2. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности. 3 мин.

Тема нашего урока: Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности.

На сегодняшнем занятии мы изучим статус индивидуального предпринимателя, проанализируем условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя, рассмотрим процедуру регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

После окончания нашего учебного заведения вас ждут две возможности организации вашей профессиональной деятельности: работа по трудовому договору и самостоятельное осуществление предпринимательской деятельности. В случае, если вы выберете в качестве дальнейшего пути предпринимательство, знания, полученные на сегодняшнем уроке вам могут быть полезны.

3. Изучение новой темы. 40 мин.

Вопрос 1. Статус индивидуального предпринимателя.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Это означает, что потенциально каждый способен быть носителем прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель (далее ИП)– это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированное в установленном законом порядке.

Для того, чтобы гражданин реально смог заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ему необходимо приобрести специальный правовой статус – статус индивидуального предпринимателя. Приобретение этого статуса закон связывает с государственной регистрацией индивидуального предпринимателя. С момента государственной регистрации в налоговом органе гражданин становится индивидуальным предпринимателем. Статус предпринимателя дает гражданину возможность вступать в связанные с осуществлением предпринимательской деятельностью гражданские правоотношения, использовать труд наёмных работников и, в конечном счете, получать прибыль. Такой гражданин подлежит установленному для предпринимателей налогообложению, а за неисполнение обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, несет ответственность.

Раннее мы говорили о том, что предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах – путем создания юридического лица и путем регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Выбор конкретной формы предпринимательства зависит от разных факторов. В частности, необходимо учитывать, что некоторые виды деятельности ИП осуществлять не может. Например: производством и продажей алкоголя, страхованием, туроператорской деятельностью, банковской деятельностью, производством лекарственных средств, авиаперевозками частной охранной деятельностью и другими.

Отдельные виды деятельности предприниматель может осуществлять только после получения лицензии – специального разрешения на занятие лицензируемым видом деятельности. Например, чтобы осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом, открыть аптеку и др.

Вопрос 2. Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

Для приобретения статуса ИП необходимо, чтобы гражданин обладал гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью.

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК РФ). Возникает с рождения и прекращается смертью.

Ст. 18 ГК РФ даёт перечень только основных, наиболее значимых гражданских прав. К ним относится право:

  • иметь имущество на праве собственности;
  • наследовать и завещать имущество;
  • заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;
  • создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами и другие.

Перечень правовых возможностей не является исчерпывающим, он дает представление о наиболее значимых правах, возможность обладания которыми составляет содержание гражданской правоспособности.

Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Но существуют возможности ограничения гражданской правоспособности.

- ограничение гражданской правоспособности возможно по решению суда. Одним из видов наказаний, согласно ст. 44 УК РФ является запрет на занятие определенным видом деятельности. То есть гражданин, совершивший преступление, может быть по приговору суда лишен права заниматься, в том числе и предпринимательской деятельностью. (Например: ст.160 УК РФ Присвоение или растрата).

- кроме того, предпринимательской деятельностью запрещено заниматься государственным и муниципальным служащим.

У гражданина, желающего стать ИП, гражданская правоспособность не должна быть ограничена.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 ГК РФ)

Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с 18 лет. С 18 лет гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.

Приобрести полную дееспособность можно и до достижения 18 лет в случаях:

  1. если гражданин вступил в законный брак до достижения 18 лет, а это возможно - в соответствии с СК РФ заключения брака возможно с 16 лет с разрешения органов местного самоуправления (ст.21 ГК РФ).
  2. если несовершеннолетний достиг 16 лет, работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей, попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Это, так называемая, эмансипация. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства с согласия родителей или суда, если родители или один из них не согласны. В соответствии с законом возможно признание гражданина недееспособным и ограничение гражданина в дееспособности.

Основание признания гражданина недееспособным – наличие у гражданина психического расстройства, вследствие которого он не может понимать значения своих действий и (или) руководить ими. Решение о признании гражданина недееспособным принимает суд. Наличие психического расстройства устанавливается судебно-психиатрической экспертизой. Над таким гражданином устанавливается опека, органами опеки и попечительства назначается опекун. Недееспособный гражданин не может нести ответственность за свои действия, не вправе совершать никаких сделок, все сделки от его имени совершает опекун.

Основание ограничения дееспособности гражданина – пристрастие к азартным играм, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами. Ограничение дееспособности осуществляется судом в случаях, если такой гражданин ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Цель ограничения в дееспособности не излечение или наказание гражданина, а защита имущественных интересов членов семьи. Такому гражданину назначается попечитель, сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению своим имуществом он осуществляет с согласия попечителя. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного в дееспособности в его интересах.

Вывод: Статусом ИП не могут обладать:

  • лица, ограниченные в предпринимательской правоспособности (по решению суда или в силу закона - государственные или муниципальные служащие);
  • недееспособные лица. К недееспособным лицам относятся малолетние (до 14 лет) и лица, лишенные дееспособности.
  • лица, ограниченные в дееспособности.

Вопрос 3. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.

3.1 Процедура регистрации

Процедура регистрация ИП регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2001 года. Регистрацию ИП осуществляют налоговые органы. Для регистрации в налоговых органах необходимо подать следующие документы:

  1. заявление, составленное по форме (форма №Р21001)
  2. копия паспорта;
  3. документ об уплате государственной пошлины – 800 рублей
  4. нотариально заверенное согласия родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетнего на ведение им предпринимательской деятельностью или копия решения об эмансипации – если заявление подается несовершеннолетним.

Документы на государственную регистрацию можно подать лично или через сайт Федеральной налоговой службы (адрес сайта www.nalog.ru). Для этого необходимо перейти по ссылке на сайт ФНС и, следуя инструкции действий на сайте, изучить данный сервис. Инструкция действий на сайте: Приложение 1.

Далее переходим в шаг идентификация и начинаем заполнять электронную версию заявления.

По желанию, документы можно подать лично в налоговый орган. Для этого необходимо загрузить на свой компьютер форму заявления в шаге 1, и предоставить другие документы указанные там же.

3.2 Последствия незаконного предпринимательства

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Во-первых, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации ИП или без специального разрешения (лицензии).

Во-вторых, если незаконным предпринимательством причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо такое предпринимательство сопряжено с извлечение дохода в крупном размере оно является уголовно наказуемым деянием и влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы (ст. 171 УК РФ).

3.3 Ответственность индивидуального предпринимателя

Минусом статуса индивидуального предпринимателя является то, что по обязательствам, возникшим у предпринимателя в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, предприниматель отвечает всем своим имуществом, в том числе и личным.

Даже утрата статуса ИП не влечет прекращения тех прав и обязанностей, которые возникли у гражданина ранее в связи с предпринимательской деятельностью. Например, если он взял кредит для предпринимательской деятельности, а впоследствии подал заявление об аннулировании государственной регистрации, кредит он должен отдать. Или если у него остались другие долги – по арендной плате, в ПФ РФ, другие фонды – он обязан их отдать. В случае смерти гражданина его долги переходят по наследству. И только в одном случае предприниматель не будет отвечать по своим обязательствам – в случае банкротства. В этом существенное отличие статуса ИП от статуса участника, например, ООО. Участник ООО по обязательствам общества отвечает только своей долей в уставном капитале.

Вывод: по своим долгам предприниматель отвечает всем своим имуществом

Вопрос 4. Утрата статуса индивидуального предпринимателя.

Основания утраты статуса индивидуального предпринимателя:

  1. заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве ИП. Государственная регистрация утрачивает силу в день получения заявления налоговым органом;
  2. признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  3. ограничение предпринимательской правоспособности гражданина (например, в связи поступлением на гос. службу; вынесение судом приговора в отношении ИП, лишающего его права заниматься предпринимательской деятельностью;
  4. признание гражданина недееспособным;
  5. ограничение гражданина в дееспособности;
  6. смерть гражданина.

4. Закрепление изученного материала. 30 минут.

Для закрепления изученного материала необходимо рассмотреть несколько правовых ситуаций и разрешить их на основе закона. Цель - научиться использовать нормативно-правовые акты при разрешении конкретных правовых ситуаций. Работа осуществляется малыми группами. Вариант задания вытягивает с помощью жеребьевки каждая группа. В каждой группе преподавателем назначается руководитель группы. Задача руководителя – организовать работу группы и после выполнения задания озвучить результат преподавателю. Каждый член группы, используя соответствующий нормативно-правовой акт, выполняет задание и записывает его. После этого, руководить группы обобщает результаты работы группы. Ответы групп должны быть аргументировано и грамотно изложены руководителем группы со ссылкой на соответствующие нормы закона.

Кроме того, группам предлагается заполнить сравнительную таблицу двух форм предпринимательской деятельности ООО (общество с ограниченной ответственностью) и ИП (индивидуальное предпринимательство).

1. Решение задач:

К адвокату обратился за консультацией гр-н Васильков. Васильков просил посоветовать ему оптимальную форму предпринимательства. Его пожелания:

1) возможность заниматься любой коммерческой деятельностью;

2) его ответственность как собственника бизнеса должна быть минимальной.

Какую форму предпринимательства посоветует юрист Василькову: юридическое лицо или индивидуальное предпринимательство? Если юридическое лицо, то какая организационно-правовая форма больше подходит Василькову? Ответ обоснуйте со ссылкой на закон.

Литература: Гражданский кодекс РФ глава 4 параграф 2.

Решение:Гражданину Василькову лучше зарегистрировать юридическое лицо, так как ИП несет полную имущественную ответственность по своим обязательствам и, кроме того, сфера деятельности юридического лица шире, некоторыми видами деятельности ИП заниматься не может. Оптимальная форма для ведения бизнеса - общество с ограниченной ответственностью. ( ГК РФ ст. 23-24; ст. 87)

14 октября 2013 года Попов обратился в налоговый орган с заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 19 октября Попов получил письменный отказ в регистрации. Несмотря на это, Попов снял в аренду павильон на рынке и торговал одеждой.

Какое правонарушение совершено Поповым?

Литература: Кодекс об административных правонарушениях РФ раздел 2 Особенная часть.

Решение: Попов совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации»

17-летний Казаков подал документы в налоговый орган для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В регистрации ему было отказано по той причине, что несовершеннолетним для регистрации необходимо нотариально заверенное согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности. Казаков пояснил, что ему согласие родителей не нужно, так он полгода назад вступил в брак. В качестве подтверждения этого им было представлено свидетельство о заключении брака.

Прокомментируйте ситуацию. Кто прав в этом случае? При ответе укажите конкретную статью закона.

Литература: Гражданский Кодекс РФ глава 3 Граждане (физические лица).

Решение: Налоговый орган отказал в регистрации неправомерно. Нотариально заверенное согласие родителей Казакову не нужно. В соответствии с ч.2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ гражданин, вступивший в брак до 18 лет (по СК РФ это возможно с 16 лет) приобретает полную дееспособность.

К юристу за консультацией обратился специалист Министерства образования и науки РХ. Он пояснил, что работой своей доволен, но хотел бы заняться индивидуальным предпринимательством, чтобы улучшить своё материальное положение. Гражданин просил оказать ему помощь в оформлении всех необходимых документов для регистрации индивидуального предпринимательства.

Дайте ответ этому гражданину от имени юриста. Может ли данный гражданин быть зарегистрирован в качестве ИП. Ответ обоснуйте со ссылкой на закон.

Литература: ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Решение: Специалист Министерства является государственным гражданским служащим Республики Хакасии. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

2. Заполнение таблицы.

Таблица отличий двух форм предпринимательской деятельности: общества с ограниченной ответственностью и индивидуального предпринимательства


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-3581/20 по делу N А84-5736/2019

г. Калуга
14 октября 2020 г. Дело N А84-5736/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2020 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2020.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Бутченко Ю.В. Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от ООО "ПОГ" АВ и К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" (ОГРН 1149204053349; Республика Крым, г. Севастополь, пр-т Победы, д.12) Урядова Н.В. - представителя (доверен. от 15.01.2020 г.)
от Межрайонной ИФНС России N 1 по г. Севастополю (Республика Крым, г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д.74) Никольской К.Б. - представителя (доверен. 26.12.2019 г. N 02-27/16811) Селезневой Л.И. - представителя (доверен. от 10.01.2020 г. N 02-27/00054)

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОГ" АВ и К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2020 г. и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 г. по делу N А84-5736/2019,

Общество с ограниченной ответственностью "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Севастополю от 16.09.2019 г. N 3/ВНП о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 1213440 руб., пени в сумме 325262 руб. 59 коп., применении штрафа в сумме 121344 руб.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2020 г., оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Севастополю проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ООО "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ", по результатам которой составлен акт от 19.07.2018 г. N 235 и принято решение от 16.09.2019 г. N 3/ВНП о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 1213440 руб., пени в сумме 325262 руб. 59 коп., применении штрафа в сумме 121344 руб.

В обоснование произведенных доначислений налога, пени и применении штрафа инспекцией положены выводы о нарушении обществом п. 3 ст. 161 НК РФ, выразившимся в том, что при приобретении в собственность недвижимого имущества на основании договора купли-продажи, заключенного обществом с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, обществом как налоговым агентом не был уплачен налог на добавленную стоимость.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 18.11.2019 г. N 07-15/10501 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции, ООО "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.04.2016 г., оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 г. по делу N А84-172/2015, на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность заключить с ООО "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" договор купли-продажи недвижимости - встроенных нежилых помещений (с III-1 по III-5) с витриной и крыльцом, общей площадью 96,3 кв. м, расположенных в жилом доме по адресу: г. Севастополь, пр. Героев Сталинграда, 28, по цене 6741337 руб. без НДС.

Во исполнение указанных судебных актов между ООО "ПОГ" АВ И К ПЛЮС" СГО ВОИ СОИУ" (покупатель) и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (продавец) заключен договор купли-продажи недвижимости от 05.12.2016 г., в соответствии с которым покупатель приобретает имущество: встроенные нежилые помещения (с III-1 по III-5) с витриной и крыльцом, общей площадью 96,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Сталинграда, дом 28, по цене 6741337 руб. без НДС.

В силу п.3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не опровергнуто сторонами, данное имущество включено в реестр собственности города Севастополя, как имущество составляющее имущественную казну города. Имущество не было закреплено за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и в отношении этого имущества не принималось решение о приватизации в рамках Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ.

Спорное имущество приобретено заявителем в порядке, предусмотренном Законом города Севастополя от 25.07.2014 г. N 45-ЗС "О приватизации государственного имущества города Севастополя", и в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами по делу N А84-172/2015.

При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод, что в рассматриваемом случае у общества как налогового агента при приобретении спорного объекта недвижимости у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возникла обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с п.3 ст. 161 НК РФ.

При этом суды, учитывая также Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2016 г. N 310-ЭС16-12071, правильно отклонили доводы общества о применении к рассматриваемым правоотношениям подпункта 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ, предусматривающего, что не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. N 45-ЗС "О приватизации государственного имущества города Севастополя" регулирует заключительные и переходные положения завершения приватизации государственного имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Как правильно указали суды, данные законы имеют различные цели, сферу регулирования, порядок и условия перехода права собственности из государственной в частную собственность, включая наличие или отсутствие преимуществ и льгот для покупателей.

Кроме того, материалы дела не содержат доказательств обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о выкупе имущества по правилам, предусмотренным нормами Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе с указанием о соответствии общества условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации соответствующего преимущественного права.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы общества, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем отклоняются.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2020 г. и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 г. по делу N А84-5736/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.

Председательствующий Е.Н. Чаусова
Судьи Ю.В. Бутченко
Е.А. Радюгина

Обзор документа

Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно не исполнило обязанности налогового агента по НДС при приобретении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.

Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился.

Спорное имущество включено в реестр собственности города как имущество, составляющее имущественную казну города. Имущество не было закреплено за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения, и в отношении этого имущества не принималось решение о приватизации.

Имущество приобретено обществом в порядке, предусмотренном Законом города о приватизации государственного имущества, и в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами.

Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае у общества, как налогового агента, возникли обязанности по исчислению и уплате НДС.

Право взыскателю на данное обращение предусмотрено в соответствии с пунктом 8 и 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г.). "Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 настоящей статьи". далее "У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях."

Обычно при обжаловании отказа в предоставлении, заместитель начальника ИФНС, советник государственной гражданской службы РФ, сообщает сведения о счетах указанных выше должников – наименование банка, номер счета и дата его открытия. По вопросу предоставления сведений о движении денежных средств указывают следующее: «Сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях вы можете запросить в банках и иных кредитных организациях». Основания, по которым ООО «НОРД» как взыскатель имеет право запросить подобную информацию в банках не указывают. Закон «Об исполнительном производстве» данное право взыскателя не предусматривает.

С целью реализации права на получение данных сведений непосредственно в банке, как указанно замнач ИФНС, ООО «НОРД» в лице директора обращалось в ряд банков с запросом о предоставлении сведений, в том числе о движении денежных средств по счетам должника.

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

Ответ из нескольких банков в ООО «НОРД» просто не поступили.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Кроме того, полученная информация о движении денежных средств по счетам должника, имеющаяся в материалах исполнительного производства, должна в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» быть предоставлена взыскателю при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Исключение данной информации из материалов исполнительного производства должника при ознакомлении с ней взыскателя недопустима и не предусмотрено законом.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Отказные ответы налоговых органов нарушают право взыскателя, получить информацию о движении денежных средств по счетам должника в соответствии с законом «Об исполнительном производстве».

В судах в 2018-2019 гг. рассматривалось несколько дел. В удовлетворении требований отказывалось и ИФНС ссылается на эти решения.

Однако ООО «НОРД» основывает на требования на вступивших в силу 01.06.2020 г. изменениях к статье 69 закона № 229-ФЗ, согласно которых взыскатель имеет право требовать информацию о движении денежных средство по счета должника в налоговой. До вступления в силу данных изменений 01.06.2020 г., взыскатель имел право получить в налоговой только информацию о наличии счетов должника на основании предъявленного оригинала исполнительного документа.

Если кому-то окажется полезным данный материал - хорошо!

Если у кого-то есть мысли по данному поводу - давайте обсудим!

ID (номер) заказа

ЗАДАНИЕ 1 Проанализируйте приведенные ситуации и укажите, какие из названных правоотношений относятся к административно-правовым, а какие – к иным 1. Гражданин обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. 2. Гражданин зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования. 3. Гражданин обратился в суд с жалобой на постановление о назначении ему административного наказания. 4. Гражданин обратился к прокурору с заявлением о привлечении к ответственности гражданина К., нанесшего ему побои. 5. Прокурор области проверил работу с обращениями граждан в областной администрации и по результатам проверки внес представление в областную администрацию об устранении допущенных нарушений. 6. Мэр города федерального значения своим распоряжением передал здание, являющееся объектом собственности города федерального значения, из ведения одной организации города в ведение другой. 7. Президент РФ принял решение об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) от должности. 8. Высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) издало указ о структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 9. По поручению Правительства РФ Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство иностранных дел РФ совместно разработали проекты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах и торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации. 10. По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции РФ проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, до принятия этих актов. Прежде чем выполнять данное задание, необходимо четко уяснить для себя признаки и состав административного правоотношения, его отраслевые отличия. Во 2 колонку необходимо для каждой ситуации вписать вид правоотношения (административно-правовое, гражданско-правовое и т. п.). В 3 колонке необходимо объяснить, почему вы отнесли ситуацию к тому или иному виду (особенности субъектного состава, различия в объекте или содержании). Пояснения должны быть достаточно развернутыми. Бланк выполнения задания № 1 Ситуация Вид правоотношения Аргументация Гражданин обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя гражданин зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования гражданин обратился в суд с жалобой на постановление о назначении ему административного наказания гражданин обратился к прокурору с заявлением о привлечении к ответственности гражданина К., нанесшего ему побои прокурор области проверил работу с обращениями граждан в областной администрации и по результатам проверки внес представление в областную администрацию об устранении допущенных нарушений мэр города федерального значения своим распоряжением передал здание, являющееся объектом собственности города федерального значения, из ведения одной организации города в ведение другой Президент РФ принял решение об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) от должности высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) издало указ о структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции РФ проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, до принятия этих актов ЗАДАНИЕ 2 Проанализируйте приведенные ситуации и укажите, какие из рассмотренных административных правоотношений можно назвать вертикальными, горизонтальными, координационными? 1. Гражданин обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. 2. Гражданин зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования 3. Гражданин обратился в суд с жалобой на постановление о назначении ему административного наказания. 4. Гражданин обратился к прокурору с заявлением о привлечении к ответственности гражданина К., нанесшего ему побои. 5. Прокурор области проверил работу с обращениями граждан в областной администрации и по результатам проверки внес представление в областную администрацию об устранении допущенных нарушений. 6. Мэр города федерального значения своим распоряжением передал здание, являющееся объектом собственности города федерального значения, из ведения одной организации города в веде

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Решение задач, Теория систем и системный анализ

Физические лица не должны нести ответственность за упущения налоговых органов, подчеркнул Конституционный суд РФ (Постановление от 03.07.2020 №32-П).

Конституционный суд проверил конституционность п. 1 ст. 15 и ст. 1064 Гражданского кодекса, пп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса по жалобе Ильи Машукова.

Обстоятельства спора

Машуков был индивидуальным предпринимателем с 13 января 2011 года по 10 декабря 2014 года.

Межрайонная инспекция ФНС №1 по Республике Хакасия провела выездную проверку и пришла к выводу, что Машуков «без должной осмотрительности» вступал в деловые отношения с контрагентами-организациями, у которых фактически не было поставщиков, являющихся реальными плательщиками налога на добавленную стоимость.

Машуков необоснованно заявлял налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленными этими контрагентами, что привело к занижению НДС, подлежащего уплате в бюджет.

КС РФ забраковал нормы КоАП

По результатам проверки инспекция доначислила Машукову 37,5 млн рублей НДС, 5,7 млн рублей пени и назначила штраф в 749 880 ,10 рублей. Вышестоящий налоговый орган согласился с этим.

9 января 2014 года налоговый орган потребовал, чтобы Машуков выплатил налог до 31 января того же года.

Машуков, в свою очередь, подал жалобу, по итогам рассмотрения которой АС Республики Хакасия приостановил действие решения инспекции.

Решения арбитражных судов

За этим последовал спор, по результатам которого АС Восточно-Сибирского округа отказал в признании решения налогового органа незаконным. В 2015 году судья Верховного суда отказал Машукову в передаче кассационной жалобы для рассмотрения коллегией по экономическим спорам ВС.

Поскольку к марту 2015 года Машуков так и не уплатил налог, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебной приказа, но ей отказали. При этом налоговому органу объяснили, что он вправе обратиться за взысканием в суд в порядке искового производства.

КС РФ разъяснил порядок увольнения матери-одиночки

В октябре 2015 года (после вступления в силу Кодекса административного судопроизводства) налоговый орган повторно обратился в Абаканский городской суд с иском о взыскании с Машукова обязательных платежей и санкций, но ему отказали по причине истечения шестимесячного срока, предусмотренного для обращения в суд.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Хакасия оставила это решение без изменения, отметив, что налоговики не ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока.

В итоге 13 мая 2016 года ИФНС приняла решение о признании безнадёжной к взысканию и списанию задолженности Машукова по налогам, пеням и штрафам.

Попытка привлечения к уголовной ответственности

Постановлением от 22 мая 2015 года старший следователь по особо важным делам следственного управления СК по Республике Хакасия возбудил в отношении Машукова уголовное дело по ч. 2 ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов…»). В июле 2015 года дело прекратили за истечением сроков давности.

В 2018 году Абаканский горсуд и Верховный суд Республики Хакасия признали постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела незаконными. Инстанции уточнили, что дело возбудили за пределами срока давности уголовного преследования.

Иск прокурора

В попытках взыскать материальный ущерб, причинённый бюджетной системе из-за невыплаты налогов, в суд обратился прокурор Абакана. Спор продолжался в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. Сначала суды отказывали в удовлетворении требований, но потом судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия, а потом и президиум республиканского ВС удовлетворили требования прокурора и взыскали с Машукова 37,5 млн рублей (размер недоимки по НДС).

КС РФ запретил манипуляции со срочными трудовыми договорами

Суд апелляционной инстанции заметил, что признание постановлений о возбуждении и прекращении уголовного дела незаконными, а также списание недоимки как безнадёжной к взысканию не свидетельствуют об отсутствии убытков, причинённых бюджетной системе.

Жалоба в Конституционный суд

Машуков обратился в КС, потому что посчитал, что оспариваемые им положения (п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК, пп. 14 п. 1 ст. 31 НК и ч. 1 ст. 45 ГПК) не соответствуют Основному закону, поскольку допускают взыскание с физического лица по иску прокурора средств в счёт возмещения вреда, причинённого публично-правовому образованию в виде недоимки по налогу, списанной в установленном законом порядке, в отсутствие уголовного преследования.

Позиция КС РФ

КС РФ заметил: само по себе взыскание по искам прокуроров и налоговых органов сумм, не поступивших в бюджет от налоговых недоимок и пеней, не противоречит Основному закону. Это значит, что пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ не может нарушать конституционных прав заявителя в том аспекте, в каком он оспаривает его конституционность.

Ч. 1 ст. 45 ГПК тоже не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, поскольку она предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Таким образом, КС РФ осталось проверить конституционность п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК РФ. Суд отметил: наступление ущерба в виде утраты права на исполнение налогового обязательства при списании безнадежной задолженности может быть связано не только с противоправным поведением налогоплательщика, но и с поведением уполномоченных органов. Их действие или бездействие является объективной причиной причинённого вреда.

Норма закона о страховых пенсиях признана неконституционной

Недоимка может быть признана безнадёжной к взысканию, в том числе, в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания платежей оказалась утраченной, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований из-за упущений при оформлении процессуальных документов и из-за отступлений от правил судопроизводства при подаче иска. Упущения тем более могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просил восстановить пропущенный срок обращения в суд, продолжил КС. Следует учесть и то, что следить за уплатой налогов должна именно ФНС.

По мнению судей КС РФ, при упомянутых упущениях уполномоченных органов физическое лицо имеет законные основания полагать, что ему не вменят причинение вреда на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по этому делу.

В итоге Конституционный суд признал п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК не противоречащими Основному закону, поскольку они не предполагают взыскания в исковом производстве с физлица недоимки по налогу в порядке возмещения вреда, если эта недоимка признана безнадёжной к взысканию на основании законного решения, принятие которого обусловлено «поведением уполномоченных органов и не связано с противоправными деяниями» налогоплательщика.

КС РФ постановил пересмотреть решения по делу Машукова, принятые на основании п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК РФ.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: