11 порядок исчисления сроков установленных законодательством о налогах и сборах

Опубликовано: 14.05.2024

Одним из вопросов, которые существенно влияют на положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, является вопрос о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Ведь большинство обязанностей указанных лиц, так же как и реализация многих предоставленных им прав, подразумевают необходимость уложиться с соответствующими действиями в строго определенный срок.
Общие принципы исчисления сроков в налоговых правоотношениях установлены ст. 6.1 НК РФ. Действующая в настоящее время редакция этой статьи была введена с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").
Так, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, могут определяться (п. 1 ст. 6.1 НК РФ):
- календарной датой;
- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, а также
- периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами и днями.
В случаях, когда последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
При установлении срока в днях он исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Напомним, что продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. Общим выходным днем согласно ст. 111 ТК РФ является воскресенье, второй выходной день устанавливается при пятидневной рабочей неделе правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Перечень нерабочих праздничных дней приведен в ст. 112 ТК РФ. К таковым отнесены: 1, 2, 3, 4 и 5 января - новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства.
При этом ТК РФ предусмотрен перенос выходного дня на следующий после праздничного рабочий день в случае его совпадения с нерабочим праздничным днем. Кроме того, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе осуществлять перенос выходных дней (ст. 112 ТК РФ). Так, в 2012 г. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 581 перенесены следующие выходные дни: с воскресенья 11 марта - на пятницу 9 марта, с субботы 28 апреля - на понедельник 30 апреля, с субботы 9 июня - на понедельник 11 июня, с субботы 29 декабря - на понедельник 31 декабря.

Календарная дата

Если речь идет о предельном сроке, который отводится на то или иное действие и установлен как конкретная календарная дата, ориентироваться, по всей вероятности, необходимо на график работы налоговой инспекции.
Прием налогоплательщиков (их представителей) при исполнении государственной функции налоговыми органами осуществляется ежедневно (с понедельника по пятницу), кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня, без обеденного перерыва (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н). Следовательно, даже если у налогоплательщика суббота, на которую выпадает, к примеру, крайний срок сдачи отчетности, является рабочим днем, то последним днем исполнения указанной обязанности считается все же понедельник - ближайший следующий за ним рабочий день.

Примечание. Из положений Трудового кодекса РФ следует, что если праздничные дни для всех одни и те же, то выходные у налогоплательщиков могут и не совпадать. Следовательно, возникает различие и в рабочих днях. Значит ли это, что налогоплательщики с пятидневной и шестидневной рабочими неделями должны руководствоваться разными сроками исполнения обязанностей?

Пример 1. Режим работы налогоплательщика - "шестидневка" с одним выходным днем. В июле 2011 г. им с территории Казахстана ввезены товары.
При импорте товаров на территорию РФ из Казахстана у налогоплательщика возникает обязанность представления налоговой декларации по косвенным налогам (утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). И представить ее надлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.). Поскольку импортированные товары приняты на учет в июле, то указанную налоговую декларацию надлежит представить до 20 августа. Суббота 20 августа 2011 г. у налогоплательщика является рабочим днем, в налоговой же инспекции этот день является выходным. Поэтому последним днем представления налоговой декларации для налогоплательщика становится понедельник 22 августа 2011 г.

В последнее время многие налоговые инспекции осуществляют прием налогоплательщиков также и по субботам два раза в месяц. В связи с этим возникает вопрос: если предельный срок сдачи отчетности выпадет как раз таки на эту самую рабочую субботу налоговиков, не будет ли именно этот день являться последним днем представления декларации?
Финансисты в разъяснениях, сославшись на п. 18 Административного регламента, указали, что руководитель или заместитель налогового органа в случае необходимости вправе принять решение о продлении времени приема налогоплательщиков (их представителей) при их обращении лично в налоговый орган. К примеру, продлить время работы телефонной справочной службы инспекции в рабочие дни до 20:00 часов и (или) организовать работу в один из выходных дней до 15:00 часов. Но это не приводит к изменению рассматриваемой нормы п. 7 ст. 6.1 НК РФ. На основании чего они констатировали, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, в данном случае понедельник (Письмо Минфина России от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180).

Пример 2. Дополним условие примера 1: 20 августа налоговая инспекция принимала налогоплательщиков до 15 часов.
Несмотря не то что в субботу 20 августа у налоговиков был приемный день, предельный срок представления налоговой декларации по косвенным налогам за июль определяется по все той же норме п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Следовательно, таким днем остается понедельник 22 августа 2011 г.

Срок, определенный периодом времени, исчисляемым

- днями

Сложности при исчислении срока в этом случае не возникнут, если срок рассчитывается в календарном исчислении, поскольку считаются как рабочие, так и выходные дни. Но, как было сказано, для этого необходимо наличие в норме НК РФ, устанавливающей срок, специального указания на календарные дни. Законодателем понятие "календарные дни" использовано в 39 статьях Налогового кодекса РФ. В части первой НК РФ их семь: п. п. 4, 8, 9 ст. 68, п. 3 ст. 75, п. 9.2 ст. 76, п. 10 ст. 78, п. 4 ст. 83, ст. 133, п. 1 ст. 135. Практически во всех случаях это понятие использовалось в положениях по исчислению пеней и процентов.
В части второй НК РФ понятие "календарные дни" связано с установлением различных сроков. И использовалось оно в п. 6 ст. 161, п. п. 5, 9, 13 ст. 165, п. п. 9, 9.1 ст. 167, п. 3 ст. 168, п. 4 ст. 179.2, п. 3 ст. 187.1, п. 7 ст. 198, п. 2 ст. 207, п. 11 ст. 214.3, п. 7 ст. 214.4, п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 229, п. 1 ст. 231, п. 17 ст. 255, п. 4 ст. 266, п. 6 ст. 272, п. 6 ст. 277, п. 2 ст. 279, п. 4 ст. 280, п. 6 ст. 282, п. 3 ст. 284, п. 3 ст. 289, п. п. 2, 4 ст. 308, п. 7 ст. 333.32, п. 1 ст. 335, п. 4 ст. 346.3, п. 2 ст. 346.9, п. 5 ст. 346.13, п. п. 8, 10 ст. 346.25.1, п. 5 ст. 346.37, п. 4 ст. 346.39, п. 2 ст. 386.

Пример 3. Организация занимается производством табачных изделий. В декабре 2011 г. ею планируется установить новую максимальную розничную цену на один из видов данной продукции.
Плательщик акцизов обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены (п. 4 ст. 187.1 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 6.1 НК РФ установлена норма по началу течения срока. Обычно исчисление ведется начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В приведенном же положении п. 4 ст. 187.1 НК РФ указана дата события, отсчет от которой должен вестись в обратном порядке. Поэтому исчисление срока 10 календарных дней начинается с предыдущего дня - 30 ноября - и ведется в обратном порядке. Десятый календарный день отсчета приходится на 21 ноября. Следовательно, последний день представления уведомления о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации (форма уведомления приведена в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 25.08.2006 N 108н), приходится на предыдущий день, то есть на 20 ноября - воскресенье.
В случаях же, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Эта норма, на наш взгляд, устанавливается для всех случаев, как для общих, так и для тех, когда отсчет предельного сроке ведется в обратном порядке. Исходя из этого последним днем представления уведомления становится понедельник 21 ноября.

По умолчанию же сроки, определенные в НК РФ в днях, исчисляются именно в рабочих днях.

Пример 4. Организация 25 октября 2011 г. получила требование об уплате налога с общим сроком его исполнения.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Отсчет восьми рабочих дней начинается с 26 октября, поскольку требование было получено 25-го числа. Следовательно, налогоплательщику надлежит до 7 ноября включительно перечислить в бюджет указанную в требовании сумму налога.

Как было сказано выше, продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. И если логически продолжить суждения чиновников, изложенные в Письме Минфина России от 10.04.2009 N 03-05-04-01/13, то при установлении срока в днях для налогоплательщиков с пятидневной и шестидневной рабочими неделями крайний срок исполнения по уплате налога (авансовых платежей по налогу) может оказаться разным.
В упомянутом Письме финансисты разъяснили, как следует определять предельный срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на имущество, если законодательством субъекта РФ о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах установлен периодом времени, который исчисляется днями.
Вопрос возник в связи с тем, что с 1 января 2007 г. под понятием "день" в НК РФ понимается рабочий день. До этого данный термин толковался как "календарный день". Одновременно с введением новой редакции ст. 6.1 НК РФ законодателем были внесены изменения в нормы, в которых использовалось рассматриваемое понятие.
Напомним, что порядок и сроки уплаты:
- налога на имущество организаций и авансовые платежи по налогу устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ);
- земельного налога - представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 2 ст. 387 НК РФ).
В соответствующие законы субъекта РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципального образования о местных налогах и сборах никаких изменений внесено не было. И дни, которые ранее считались календарными, с учетом нововведений стали по логике рабочими.
Чиновники в указанном Письме привели пример: если в приведенных выше законах субъектов РФ и нормативных правовых актах муниципальных образований установлено, что авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются два выходных дня в неделю, то предельным сроком для исполнения подобной обязанности за первый, второй и третий кварталы 2009 г. будут 14 мая, 11 августа, 12 ноября этого года.
Точкой отсчета для течения срока, как было сказано выше, является следующий день после означенных календарной даты или действия (события), которыми определено его начало. В периоды с 1 апреля по 14 мая, с 1 июля по 11 августа, с 1 октября по 12 ноября 30 дней можно получить, если не учитывать по два выходных каждую неделю и праздничные дни 1 и 9 мая и 4 ноября, приходящиеся на соответствующие периоды.
Если следовать логике, изложенной в Письме, то при шестидневной рабочей неделе налогоплательщику во избежание возможности начисления пеней налоговиками за несвоевременное перечисление авансовых платежей уплату причитающихся сумм надлежало осуществить не позднее 7 мая, 4 августа, 5 ноября, поскольку при исчислении срока уплаты налогоплательщику следовало учитывать свои рабочие дни.
Налогоплательщику, возможно, в суде удастся оспорить начисленные фискалами пени. Ведь большинство банков с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по субботам не работают. Но сказать с уверенностью, что судьи поддержат позицию налогоплательщика, нельзя. Тем более что были случаи, когда они, принимая решение, оперировали рабочими днями налогоплательщика.
Плательщик налога на игорный бизнес в силу п. 2 ст. 366 НК РФ обязан зарегистрировать объект налогообложения в ИФНС по месту его установки не позднее чем за два дня до даты установки. В деле же, которое рассматривали судьи ФАС Северо-Кавказского округа (рассматриваемые события происходили в 2005 г., на тот момент в приведенной норме п. 2 ст. 366 НК РФ существовало уточнение упомянутых двух дней - рабочие), налогоплательщик, зарегистрировав игровые объекты в пятницу, в понедельник их уже установил и начал использовать. Посчитав, что два рабочих дня с момента регистрации еще не прошли, фискалы привлекли его к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ (норма утратила действие с 1 января 2007 г.). Игорный зал общества, как оказалось, работал круглосуточно, без выходных. Для налогоплательщика суббота и воскресенье являлись рабочими днями. На основании этого судьи посчитали, что общество не нарушило требования п. п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ, и отказали налоговой инспекции в удовлетворении требований по уплате штрафа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2007 N Ф08-180/2007-73А).

- месяцами, кварталами, годами

Со сроками, установленными в месяцах, кварталах или годах, возникает меньше споров. Но и там существуют свои нюансы.
Если срок установлен в годах, то его течение заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Последняя норма не распространяется на календарный год.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года (п. 4 ст. 6.1 НК РФ).
Месячный срок истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Пример 5. Налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган 29 ноября 2011 г. Для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов руководителем налогового органа принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. В последний день продленного срока руководителем вынесено решение по жалобе.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный (месячный) срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 30 ноября и заканчивается 29 декабря. Первым днем продления становится 30 декабря, последним же, 15-м, днем (рабочим) будет 27 января 2012 г. В этот день руководитель принял решение по жалобе.
О принятом решении налоговики обязаны сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. Отсчет этих дней начинается 30 января. Исходя из этого последним днем для направления указанного письменного сообщения для фискалов становится 1 февраля 2012 г.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример 6. Федеральный закон, которым были внесены изменения в гл. 22 "Акцизы" НК РФ, был опубликован 30 января.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 31 января, закончиться же он должен, по сути, 30 февраля. Однако в феврале обычного года всего 28 дней. В таком случае срок истечет 28 февраля.
Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц (ст. 192 НК РФ).
Следовательно, изменения, внесенные в гл. 22 НК РФ законом, начинают действовать с 1 марта.

Последний час срока

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Понятие порядка исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Своевременная уплата налогов, как физическими, так и юридическими лицами прямая обязанность, несвоевременное выполнение или уклонение от выполнения которой может повлечь неблагоприятные последствия для недобросовестного налогоплательщика.

Как такового определения понятию порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, в НК РФ и иных отечественных нормативных актах не содержится. Вместе с тем, очевидно, что под этим понимается совокупность правил определяющий временные рамки, в течение которых налогоплательщик обязан выполнить ту или иную налоговую обязанность, возложенную на него в силу действующего законодательства.

В зависимости от специфики налогоплательщика и объекта налогообложения устанавливаются различные сроки и порядок их исчисления.

Сроки, установленные налоговым законодательством

Отечественное налоговое законодательство устанавливает различные сроки уплаты налогов и сборов, в частности исчисляемые:

  • днями;
  • месяцами;
  • кварталами;
  • годами;
  • наступлением определенной даты на календаре либо наступлением оговоренного законом события.

Способы определения сроков, установленных налоговым законодательством

Определение налоговых сроков может осуществляться несколькими способами:

1. Календарной датой. Такой способ определяет предельный срок выполнения налоговых обязательств перед бюджетом соответствующей конкретной дате на календаре с учетом установленного рабочего графика налогового органа. Такая оговорка присутствует по той причине, что фиксированная календарная дата ежегодно приходится на разные дни недели и не всегда день недели, на которую пришлась установленная дата, является рабочим для налоговой службы. На случай таких казусов предусмотрены правила определения исчисления сроков, действующих в российской системе налогообложения.

2. Истечением определенного во времени налогового периода. Налоговые периоды могут определяться днями, месяцами, кварталами и годами.

Если речь идет о днях, то стоит обращать внимание рабочие или календарные дни берутся в расчет. Исчисление сроков в календарных днях прямо прописано в ряде норм НК РФ. Календарные дни включают в себя и выходные и праздничные дни, которые у налогового органа считаются нерабочими, а соответственно последний день периода исчисляемого календарными днями подлежит переносу. Рабочие дни основываются на положениях трудового законодательства РФ, в соответствии с которым установлена пятидневная сорокачасовая рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье. Если налоговая норма не содержит, в каких днях исчисляется срок, то априори действует правило что в рабочих.

Когда срок установлен в месяцах, кварталах или годах, то определение налогового периода и его окончание значительно проще.

Месячный срок может соответствовать как календарному месяцу с 1-го по последнее число этого месяца либо приравниваться к месяцу, если его течение начинается не с 1-го числа, с любой другой даты, тогда последний день такого месяца будет приходиться на эту же дату следующего за ним месяца.

Под налоговым кварталом подразумевается срок, составляющий три календарных месяца подряд, отсчитываемых с 1 января. Окончание квартального периода приходится на последний день последнего месяца квартала.

Год в налоговом понимании – 12 месяцев, следующих друг за другом непрерывно и соответственно срок, исчисляемый годами, заканчивается в последний день последнего месяца года.

Однако такое правило не применимо к сроку, исчисляемому календарным годом.

3. Определением события, наступление которого неизбежно.

В виду затруднительности определения конкретной даты для наступления отдельных налоговых обязательств, законодательно предусмотрено выполнение обязанности в течении оговоренного НК РФ срока, отсчет которого производится с наступления события, которое влечет налоговые обязательства.

Установление подобных сроков наиболее характерно для налоговых вычетов с доходов физ.лиц, у которых есть дети. Срок течь начинает с момента появления ребенка, т.е. с того месяца, в котором он родился либо оформлен под опеку, и до достижения им определенного возраста либо кончины.

Теоретически такие сроки подразделяются на:

  • абсолютно определенные;
  • относительно определенные;
  • неопределенные.

В первом случае, срок, в течение которого налогоплательщик обязан выполнить обязанность, возникновение которой связано с наступление события оговоренного налоговым законодательством, оговорен либо конкретным временным промежутком либо конкретной датой. Например, ежеквартальное предоставление налоговых деклараций плательщиками НДС осуществляется до 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. До 28 числа отчетного периода вносятся авансовые платежи налога на прибыль. Месячный срок установлен для предоставления налоговой декларации представительством иностранной организации на территории РФ, которая прекратила свою деятельность до истечения налогового отчетного периода. Срок начинает течь со дня прекращения деятельности.

Для второй группы событий свойственна меньшая определенность сроков, которые в законе выражается формулировками подобного рода «разумные сроки», «кротчайшие сроки». Подобных размытых формулировок все меньше и меньше встречается в законодательстве о налогах и сборах, однако отдельные положения все еще содержат такие не конкретизированные положения.

Третья группа сроков самая проблематичная, поскольку фактически законом не предусмотрен индикатор времени по выполнению налогового обязательства, несмотря на то, что фактически подразумевается, что действие правоотношений ограниченно какими-то временными рамками.

Правила определения истечения сроков в налоговом праве

Помимо того, что налоговым законодательством установлены сроки, предусмотрены и правила их отсчета. Незнание правил, может привести к несвоевременному выполнению обязательств и повлечь административную ответственность, либо ответственность материального характера, заключающуюся в уплате пени, штрафа и т.д.

Правилами определено, что срок, исчисление которого осуществляется неделями, месяцами, кварталами, годами начинает свое течение со дня, следующего за датой на календаре либо днем наступления события, с которым связана налоговая обязанность.

При этом неделя равняется 5 рабочим дням, следующим непрерывно друг за другом, и заканчивается в пятый день недели.

Месяц равняется календарному, и его окончание совпадет с последним днем месяца.

Квартал – 3 календарных месяца подряд, начиная с 01.01. каждого года. Конец квартала совпадет с последним числом последнего месяца.

Год – за исключением календарного, это любые 12 месяцев подряд, окончание которого приходится на последнее число 12-го по счету месяца.

Когда последний день установленного срока совпадает с выходным днем (нерабочий либо праздничный) имеет место его перенос на ближайший и следующий за ним рабочий день.

Последний день сока истекает в полночь. Однако, учитывая, что график работы налоговой инспекции предусматривает рабочий день до 18.00, как правило, то обязательства, которые требуют совершения действий в самом налоговом органе, должны быть исполнены до конца рабочего дня инспекции последнего дня месяца.

Если при выполнении обязательств использовались услуги почты или телеграфа и необходимые действия совершены также до полуночи последнего дня срока, то независимо от того, как скоро почта осуществит доставку переданных документов или денежных сумм, обязательство будет считаться исполненным в срок.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют функциональную направленность. Они призваны обеспечить защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, имеют предупредительные и пресекательные функции.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Если срок в налоговом праве определяется периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода времени. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

При определении срока путем указания на событие, которое неизбежно должно наступить, участники налоговых правоотношений не знают заранее точной даты его наступления.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В налоговом праве предусмотрены следующие сроки давности:

  • 1) срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ);
  • 2) сроки давности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, ст. 115 НК РФ) [1] .

Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц,

участвующих в налоговых правоотношениях, обусловлено статусом лица и основано на принципе резидентства. Согласно этому принципу для целей налогообложения налогоплательщиков подразделяют на лиц:

  • — имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
  • - не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически

находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении резидентства налогоплательщика имеют значение фактические дни нахождения физического лица на территории РФ. То есть для целей налогообложения необходимо учитывать все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории РФ, включая день приезда и выезда за ее пределы. Исчисление сроков осуществляется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации, в течение 12 следующих подряд месяцев. До момента, пока время нахождения физического лица на территории РФ за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории РФ, которое должно быть документально подтверждено. Отнесение лица к резиденту (нерезиденту) напрямую влияет на применение ставки обложения налогом на доходы физических лиц. Например, вознаграждение нерезидента за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ подлежит обложению данным налогом по ставке 30%. Если на дату получения дохода физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, то указанные доходы в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 13%.

В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся законотворческой практики, можно сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены правового акта, либо по истечении срока действия правовой нормы.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

  • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
  • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

  • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
  • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
  • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
  • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

  • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

  • отменяющие налоги и (или) сборы;
  • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
  • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

  • календарной датой;
  • указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;
  • указанием на действие, которое должно быть совершено;
  • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 Налогового кодекса) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

  1. нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
  3. вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные НК;
  7. изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;
  9. иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах

Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

"Налоги и налогообложение", 2009, N 11

Ни для кого не секрет, что сроки оказывают непосредственное влияние на статус каждого налогоплательщика и налогового агента. Исчисление сроков является также важнейшей гарантией надлежащей реализации их прав и обязанностей. В настоящей статье и пойдет речь о порядке исчисления сроков в налоговом законодательстве.

В настоящее время правила исчисления сроков регулируются ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки могут быть определены следующим образом:

  • календарной датой, то есть назван конкретный день исполнения обязанности или совершения иного действия, наступления события;
  • указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено. Например, срок привлечения налогоплательщика к ответственности составляет три года с момента совершения налогового правонарушения либо с дня, следующего после окончания налогового периода (ст. 113 НК РФ);
  • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Например, налоговый период, под которым, в соответствии со ст. 55 НК РФ, понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Для исчисления срока, определяемого периодом времени, необходимо установить начало его течения. Так, п. 2 ст. 6.1 НК РФ предусматривает, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Таким образом, исходя из положений названной статьи, сам момент наступления события (совершения действия) не будет входить в исчисляемый период времени, отсчет будет вестись только со следующего дня.

Однако на практике встречаются случаи, когда сроки начинают исчисляться со дня возникновения самого юридического факта. Например, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. По мнению специалистов финансового ведомства и работников налоговой службы, в данной ситуации имеют значение фактические дни нахождения физического лица в России, то есть учитываются все дни, включая дни приезда и дни отъезда. В Письме Федеральной налоговой службы РФ от 04.02.2009 N 3-5-04/097@, а также Письмах Министерства финансов РФ от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98 и от 04.07.2008 N 03-04-06-01/187 прямо указывается, что применение положений ст. 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Некоторые отступления от общего порядка исчисления сроков, закрепленного в ст. 6.1 НК РФ, предусматривает и само налоговое законодательство. В частности, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Названные примеры свидетельствуют о возможности определения начала течения сроков в налоговом законодательстве при помощи других правил, которые устанавливаются специальными положениями Налогового кодекса РФ, а также разъяснениями, данными федеральными органами исполнительной власти.

Для определения даты истечения того или иного срока, определяемого периодом времени, необходимо более подробно остановиться на каждой единице исчисления сроков, установленной налоговым законодательством, а именно - год, квартал, месяц и день.

Согласно п. 3 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года, под которым понимается период с 1 января по 31 декабря) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Например, в силу п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) является последнее число квартала, то есть 31 марта, 30 июня, 30 сентября или 31 декабря соответственно.

Месяц, как срок, установленный налоговым законодательством, может быть календарным и некалендарным. Так, например, в качестве налогового периода для уплаты акцизов установлен календарный месяц (ст. 192 НК РФ). Календарным месяцем является любой месяц в году (январь, февраль и т.д.), с 1-го по 30-е либо 31-е число соответственно (февраль - с 1-го по 28-е или 29-е число). Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый некалендарными месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

К примеру, налогоплательщиком 30 января было создано обособленное подразделение. В силу п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии обособленного подразделения в течение месяца со дня его создания. В связи с тем, что в феврале 28 дней или 29 (в високосном году), срок уведомления налогового органа для налогоплательщика будет истекать, в зависимости от года, 28 или 29 февраля.

Кроме того, сроки, исчисляемые месяцами, подразделяются налоговым законодательством на полные и неполные. В частности, в ст. 119 НК РФ предусматривается ответственность в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законом срок. Эта ответственность имеет форму взыскания штрафа за каждый полный либо неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

Хотелось бы также напомнить, что согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" , текст ст. 6.1 НК РФ был изложен в новой редакции. Одной из важнейших поправок, внесенных названным Законом в Налоговый кодекс РФ, стало исключение из сроков, установленных налоговым законодательством, периода времени, равного неделе. Ранее ст. 6.1 НК РФ содержала абз. 5, который устанавливал срок, исчисляемый неделями, истекающий в последний день недели. При этом неделей признавался период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Названная норма вызывала множество споров. В правоприменительной практике возникал вопрос о том, что считать "пятью рабочими днями, следующими подряд". Суды при решении данной проблемы зачастую приходили к противоположным выводам.

О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г. // Рос. газ. - 2006. - 29 июля.

Упомянутая поправка вступила в силу с 1 января 2007 г. Сроки, которые ранее исчислялись неделями, были заменены на иные периоды времени, равные месяцам либо дням. Однако следует отметить, что до сих пор некоторые нормы НК РФ не приведены в соответствие с новой редакцией ст. 6.1 НК РФ. Так, например, в ст. 203 НК РФ по-прежнему установлен двухнедельный срок для принятия решения налоговым органом о возврате налогоплательщику сумм уплаченных акцизов, которые не были зачтены по истечении трех налоговых периодов; исчисление сроков в неделях также производится и в абз. 11 п. 4 ст. 203 НК РФ. На основании сказанного представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство. Необходимо заменить недельные сроки, установленные в ст. 203 НК РФ, на сроки, исчисленные месяцами или днями. Либо необходимо дополнить текст ст. 6.1 НК РФ разъяснением правил течения срока, равного неделе.

Еще одна важнейшая поправка, произведенная тем же Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, изменила правила исчисления сроков, определяемых днями. С 1 января 2007 г. срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Ранее в налоговом законодательстве отсутствовало общее правило исчисления сроков, определенных днями. Внесение названных изменений позволило решить многие проблемы и устранить споры о порядке исчисления таких сроков.

Тем не менее в действующем налоговом законодательстве отсутствует четкое указание на то, какие дни считать выходными, а какие рабочими. Для уточнения этого вопроса следует обратиться к ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом возникает вопрос о том, какой день в неделе считать вторым выходным днем. Министерство финансов РФ в своем Письме от 14.05.2007 N 03-05-06-01/42 при решении этой проблемы сослалось на п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 99, из которого следует, что при исчислении процессуальных сроков, исчисляемых днями, учитывается не только общий выходной день - воскресенье, но и суббота.

Однако на практике встречаются случаи, когда суды при исчислении налоговых сроков, определенных днями, основываются на установленном конкретным налогоплательщиком режиме рабочего времени, принимая в расчет субботу при исчислении рабочих дней (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 N А55-14878/07).

В соответствии со ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января (Новогодние каникулы); 7 января (Рождество Христово); 23 февраля (День защитника Отечества); 8 марта (Международный женский день); 1 мая (Праздник Весны и Труда); 9 мая (День Победы); 12 июня (День России); 4 ноября (День народного единства).

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Порядок переноса праздничных дней ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следует также отметить, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в "организацию связи" до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). В ранее действующей редакции предусматривалась возможность сдачи документов либо денежных средств только на почту или телеграф.

В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 126-ФЗ организацией связи признается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

В правоприменительной практике может возникать ситуация, при которой дата отправки налоговой декларации налогоплательщиком и дата ее представления (дата фиксации ее отправки специализированным оператором связи) могут не совпадать по причине нахождения технических средств налогоплательщика и специализированного оператора связи в разных часовых поясах. Чаще других с такой проблемой сталкиваются организации, имеющие обособленные подразделения в других регионах России, обязанность по представлению отчетности которых исполняет головная организация.

Напомним, что нормой п. 4 ст. 80 НК РФ предусмотрена возможность передачи налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае днем ее представления считается дата ее отправки. На сегодняшний день Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 . Согласно названному Порядку датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, заверенную электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.

Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: Приказ МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 (зарегистрировано в Минюсте России 16 мая 2002 г. N 3437) // Рос. газ. - 2006. - 29 июля.

Действующее законодательство не содержит ответа на вопрос, как быть в случае, если дата отправки налоговой декларации налогоплательщиком и дата ее представления (дата фиксации ее отправки специализированным оператором связи) не совпадают. Эта проблема была поднята работниками финансового ведомства в Письме Минфина России от 03.06.2009 N 03-02-07/2-97, в котором предлагается установление на серверах специализированных операторов связи единого времени для целей определения даты представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Специалисты Минфина также предлагают закрепить соответствующие положения в ст. 6.1 НК РФ. Однако пока данный вопрос не решен, на налогоплательщиков, просрочивших исполнение своих обязанностей, начисляются штрафы.

В заключение хотелось бы отметить, что в вопросе порядка исчисления сроков в действующем налоговом законодательстве по-прежнему остаются противоречия и пробелы, которые зачастую приводят к нарушению прав налогоплательщиков. Данный факт в очередной раз подтверждает необходимость четкого и эффективного законодательного закрепления порядка исчисления сроков в налоговом праве.

Читайте также: