Учетная политика для целей налогообложения по страховым взносам

Опубликовано: 13.05.2024


  • Бухгалтерская и налоговая учетная политика 2021 года
  • Как составить учетную политику
  • Учетная политика для целей налогового учета: нюансы
  • Учетная политика организации (ООО): пример-2021
  • Итоги

Бухгалтерская и налоговая учетная политика 2021 года

Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика 2021 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.

Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.

О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.

Основой составления учетной политики 2021 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности).

Учетная политика 2021 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2021 год — не позднее 31.12.2020, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).

О том, что является существенным для учетной политики, составляемой «упрощенцем», читайте здесь.

Как составить учетную политику

Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2021 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.

Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.

Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2021 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара. Также необходимо отобразить порядок учета ТМЦ и обязательств по новым ФСБУ.

Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ФСБУ 25/2018 «Аренда» — как применять их на практике? Это детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.

О том, как составить налоговую учетную политику у заказчика строительства, мы рассказывали здесь.

Перечень всех действующих ПБУ смотрите здесь.

Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.

Учетная политика для целей налогового учета: нюансы

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).

О том, что составляет основу учетной политики по МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО - основные положения».

Учетная политика организации (ООО): пример-2021

Учетная политика организации (ООО) - пример 2021 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.

Итоги

Составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности компании. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.

С 1 января 2010 г. вступит в действие Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), благодаря которому организации будут платить уже не единый социальный налог, а страховые взносы во внебюджетные фонды.


Причем сказать, что уплата указанных взносов означает для фирм что-то новое, нельзя. Бухгалтеры со стажем наверняка помнят еще те времена, когда с выплат, производимых в пользу физических лиц, приходилось начислять не ЕСН, а страховые взносы в ПФР, ФСС, а также в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Затем в целях улучшения администрирования взносов и повышения их собираемости указанные взносы были объединены в единый социальный налог, а функции по их сбору переданы налоговикам.


Сейчас законодатель решил вновь вернуться к их уплате, преследуя тем самым благородную цель - покрыть все возрастающий дефицит Пенсионного фонда, что, по сути, представляет собой очередную пенсионную реформу. Судить о том, насколько решение о расщеплении ЕСН на страховые взносы является целесообразным, можно будет только через несколько лет, а пока организациям не остается ничего другого, как заранее продумать свою систему учета и уплаты страховых взносов.


Анализ положений Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что порядок исчисления страховых взносов по обязательным видам социального страхования принципиально не отличается от порядка исчисления ЕСН. Напротив, с точки зрения автора, исчислять суммы взносов станет несколько проще, так как регрессивная шкала расчетов применяться не будет. Однако говорить о том, что отличий нет совсем нельзя, ведь мало того, что в значительной мере повышается размер удержаний, но и значительно расширен перечень выплат в пользу физических лиц, с которых организации придется заплатить указанные взносы.


Отметим, что в самой неблагоприятной ситуации оказались организации-"спецрежимники", у которых, как известно, уплата ЕСН заменялась уплатой единого налога, уплачиваемого при применении ЕСХН, УСН и ЕНВД. Эти хозяйствующие субъекты со следующего года наряду с взносами на обязательное пенсионное страхование будут уплачивать и все остальные виды страховых взносов во внебюджетные фонды.


В первую очередь, в своей налоговой политике организация должна указать, в соответствии с какими нормативными документами она признается плательщиком взносов в ПФР, ФСС и фонды медицинского страхования.


Отметим, что п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.


Так, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются страхователями:

- по обязательному пенсионному страхованию - на основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- по обязательному медицинскому страхованию - на основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на основании пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).


Обратите внимание, что на основании ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, признаются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правда, в силу п. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ сфера действия Закона N 212-ФЗ на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой указанных страховых взносов, не распространяется. При начислении данных взносов организации по-прежнему руководствуются нормами Закона N 125-ФЗ.


Пунктом 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, организация обязана начислить страховые взносы с выплат, начисляемых в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.


Отметим, что в части ЕСН объектом налогообложения выступали лишь выплаты по авторским договорам. Теперь же, судя по ст. 7 Закона N 212-ФЗ, может сложиться впечатление, что состав объектов обложения страховыми взносами значительно расширен. Вместе с тем следует отметить, что фактически он остался прежним. Так как Закон N 212-ФЗ просто приведен в соответствие с действующими нормами ГК РФ.


Напомним, что сегодня правоотношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются частью четвертой ГК РФ, в которой такой вид договора, как авторский договор, не упоминается. Передача исключительных и не исключительных прав осуществляется путем заключения договоров на отчуждение исключительных прав и лицензионных договоров соответственно.


Обратите внимание, что из п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ следует, что вознаграждения по договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, выплачиваемое организацией индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, не выплачивающим вознаграждений физическим лицам, не признаются объектом обложения страховыми взносами.


Следовательно, чтобы не платить лишнего, организация в своей налоговой политике должна указать, какими документами фирма будет подтверждать правомерность неначисления страховых взносов при таких выплатах. Например, это может быть справка, предоставленная коммерсантом, адвокатом или нотариусом, заверенная подписью соответствующего субъекта, а при наличии печати - еще и печатью.


Особо обращаем ваше внимание на тот факт, что объект обложения страховыми взносами не зависит от того, учитываются ли данные выплаты у организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Напомним, что ранее фирмы могли на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не начислять суммы ЕСН на выплаты, не учитываемые для целей налогообложения прибыли. Такое право компании закрепляли в своей учетной политике, чтобы иметь возможность выбора - включать осуществленные выплаты в состав налогооблагаемых расходов и платить с них ЕСН либо не учитывать их при налогообложении и, соответственно, не включать их в налоговую базу по ЕСН.


Базой для начисления страховых взносов выступает сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных для объекта налогообложения, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, освобождаемых законом от уплаты страховых взносов.


Причем, как следует из ст. 10 Закона N 212-ФЗ, по общему правилу расчетным периодом считается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.


Пунктом 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ определено, что организации - плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.


Обратите внимание, что в течение расчетного периода организация обязана отдельно по каждому физическому лицу определять базу для начисления страховых взносов нарастающим итогом.


Причем база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 415 000 руб. С суммы облагаемых выплат, превышающих установленный законом предел, страховые взносы не взимаются.


При этом с 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.


Итак, в силу п. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, организация определяет базу для начисления сумм страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.


Исходя из этого, по мнению автора, организации следует разработать форму ведения учета страховых взносов по каждому физическому лицу и закрепить ее использование в своей налоговой политике. Какие регистры учета компания будет применять для этих целей, она вправе решать самостоятельно, так как законодательно установленной формы такого учета нет.


Кроме того, в налоговой политике следует указать, в какой форме она будет вести указанные регистры. По мнению автора, в своем нормативном документе стоит закрепить положение о том, что регистры учета ведутся в электронном виде, а по окончании расчетного периода выводятся на печать.


Имейте в виду, что в указанных регистрах необходимо совместить как данные о выплатах, облагаемых страховыми взносами, так и выплатах, на которые взносы не начисляются.


Перечень таких выплат установлен ст. 8 Закона N 212-ФЗ, причем отметим, что их состав далеко не идентичен нормам ст. 238 НК РФ. В силу этого организации следует заранее их тщательно проанализировать, чтобы в дальнейшем избежать негативных финансовых последствий.


Так, в частности, со следующего года фирмы будут обязаны начислять суммы взносов на суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, на выплаты физическим лицам в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, на стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемого обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и так далее.


В то же время организации не будут платить взносы с выплат, перечисляемых по договорам на оказание медицинских услуг своим работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание соответствующих услуг, а также с сумм пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и некоторым иным видам выплат.


Размеры тарифов страховых взносов определены ст. 12 Закона N 212-ФЗ, причем в 2010 г. общая величина тарифов сохраняется на уровне ставки ЕСН (26%), а именно:

- Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов;

- Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 процента;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.


В 2011 г. произойдет увеличение общей величины тарифов до 34%.


Имейте в виду, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Обращаем внимание на то, что в 2010 г. расчет пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, будет производиться исходя из среднедневного заработка, исчисленного исходя из предельного размера базы для начисления страховых взносов (415 000 руб. / 365 = 1136, 99 руб.).


Обратите внимание также, что п. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ определено, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.


При этом законодательно не определено, на какой стадии расчетов следует проводить округление - на стадии исчисления взносов по каждому физическому лицу либо на стадии подсчета общей суммы взносов, подлежащих перечислению во внебюджетные фонды.


Учитывая это, организация в своей налоговой политике должна закрепить свой порядок округления.


Как мы уже отметили выше, организации, применяющие специальные налоговые режимы, в связи с принятием Закона N 212-ФЗ признаются плательщиками страховых взносов в полном объеме. Однако в 2010 г. они будут пользоваться определенной льготой - в течение 2010 г. они будут перечислять страховые взносы только в ПФР, причем по ставке 14%.


Тем же фирмам, которые совмещают налоговые режимы (общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) в своей налоговой политике следует предусмотреть порядок ведения раздельного учета выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.


Несмотря на то что с 1 января 2010 г. все организации, в том числе и применяющие специальные налоговые режимы, признаются полноправными плательщиками всех страховых взносов, необходимость ведения такого учета все равно остается.


Напомним, что согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается "упрощенцами" на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.


Аналогичное правило предусмотрено и для "вмененщиков". Как сказано в п. 2 ст. 346.32 НК РФ, сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается плательщиками ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных коммерсантами за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога также не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.


Так как методика такого раздельного учета не определена, организация, совмещающая указанные налоговые режимы, должна самостоятельно разработать принципы ведения такого учета и закрепить их в своей налоговой политике. Тут же необходимо закрепить и порядок распределения сумм общих расходов - выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, чей труд одновременно используется во "вмененной" деятельности и в деятельности, облагаемой в соответствии с иными режимами налогообложения.


При разработке методики распределения численности работников, занятых в обоих видах деятельности, следует иметь в виду, что, по мнению Минфина Российской Федерации, при совмещении общего режима и ЕНВД (УСН и ЕНВД) для целей ЕНВД необходимо учитывать всех работников, включая административно-управленческий и общехозяйственный персонал, и распределения работников не производить. Такое мнение финансисты высказывали не раз, в частности, в Письмах Минфина от 6 марта 2009 г. N 03-11-09/88, от 31 мая 2007 г. N 03-11-04/3/184, от 17 июля 2007 г. N 03-11-04/3/273 и в других.


В части страховых взносов, которые плательщик должен заплатить при ведении деятельности, облагаемой налогами по общей схеме, суммы заработной платы и иных выплат управленческому персоналу организации можно производить пропорционально доходам от деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, в общем доходе организации по всем видам деятельности. В частности, такой вывод можно сделать на основании Письма Минфина от 22 февраля 2007 г. N 03-11-04/3/55. При проведении проверок контролирующие органы нередко распределяют работников как раз исходя из размера выручки. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 9 октября 2009 г. N А42-7819/2008 поддержал в этом налоговиков.

Учетная политика – важнейший и обязательный для применения документ, который должен быть в наличии у каждой организации. Рассказываем, как правильно сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году.

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.

Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).

Рис. 1. Регистр «Учетная политика»

Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.

Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.

Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.

Рис. 2. Настройки налогов

Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками.

Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3) .

Рис. 3. Список настроек учетной политики

Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:

Приказ об учетной политике (рис. 4);

Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);

Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);

Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);

Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);

Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);

Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).

Рис. 4. Макет Приказа

Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:

если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;

если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;

если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;

если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;

раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.

Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.

Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики

Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.

Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.

При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.

Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент Плана счетов

В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).

Рис. 7. Формы первичных документов

В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.

Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.

Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).

Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета

Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).

Рис. 9. Регистры налогового учета

Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.

При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.

1С:ИТС
Подробнее о настройке и печати учетной политики организации см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С».

Учетная Политика в целях Налогового учета


Минфин напомнил, что налоговый учет организуется организацией самостоятельно и закрепляется в его учетной политике.

Налоговые органы устанавливать обязательные для налогоплательщиков формы документов налогового учета не вправе.

Порядок ведения налогового учета устанавливается плательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичными учетными документами.

Их формы утверждает руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты.

Учетная Политика (Услуги) в целях Налогового Учёта

Общество с Ограниченной Ответственностью "ХХХХХ"

ПРИКАЗ № _________

об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. _____________ «____» ________ (дата)

ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1.

2. Контроль по исполнению приказа возложить на _______________ (Должность, Ф.И.О.)

Генеральный директор (Ф.И.О.)

Приложение 1 к Приказу № ___ от ________ (дата)

Учетная политика ООО "ХХХХХ" для целей налогообложения

на ______________ год

Порядок ведения налогового учета

1. Налоговый учет ведётся бухгалтерской службой ООО "ХХХХХ"

2. Налоговый учет ведётся обособленно от бухгалтерского в регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 НК РФ.

3. Учет доходов и расходов ведётся методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 НК РФ.

Учет амортизируемого имущества


4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией.

В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ № 1, пункт 1 статьи 258 НК РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 НК РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и исходя из срока полезного использования согласно соответствующему договору.

По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизация по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начисляется линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, определяется с учетом специального коэффициента в размере _____________.

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается (создается).

Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчётном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.


12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включаются:

• цена их приобретения (без учета НДС и акцизов);

• комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

• ввозные таможенные пошлины и сборы;

• расходы на транспортировку;

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется на субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для целей бухгалтерского учёта.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

15. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

• расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;

• расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;

• суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;

• суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

16. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

17. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала.

Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

18. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается (создается).

Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

19. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

20. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

21. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.


22. Проценты по заёмным средствам включаются в расходы.

Основание: статья 269 Налогового кодекса РФ.

23. Расходы на приобретение права на ____________ признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 % налоговой базы предыдущего налогового периода и до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

24. При реализации и ином выбытии ___________ их списание производится по стоимости единицы.

Основание: пункт 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами и расходами.

Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся.

Если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

28. Учет внереализационных доходов и расходов ведётся в регистрах налогового учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

29. Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, используются показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость


31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ______________ ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно.

Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «______________» к счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Косвенные затраты учитываются на субсчете «________________» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на ________________ в целях расчета 5 % барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 НК РФ.

33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности.

Распределение косвенных затрат и расчёт совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета.

Основание: пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

• 19-1 «Операции, облагаемые НДС»;

• 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения»;

• 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения».

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

35. На субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС.

Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядкесогласно ст.172 НК РФ.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ.

36. На субсчете 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения» учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.

Суммы налога, учтенные на субсчете 19-2, принимаются к вычету только в случае, если за отчетный квартал доля совокупных расходов на _______________ в общем объеме расходов не превысит 5 %.

Основание: абзацы 2 и 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

37. На субсчете 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Суммы налога на субсчете 19-3 в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Размер вычетов по счету 19-3 может корректироваться в случае, если по итогам налогового периода (квартала) доля совокупных расходов на осуществление освобожденных от НДС операций в общем объеме расходов превысит 5%.

Основание: пункт 4 статьи 149, абзац 4 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

38. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.

Если по результатам квартала совокупные расходы на необлагаемую деятельность не превысили 5 %, применение вычета с субсчета 19-2 регистрируется в книге покупок за текущий квартал.

Если 5-процентный барьер расходов превышен, то суммы налога списываются с субсчета 19-2 на увеличение стоимости активов.

Основание: пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

39. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3, в случае превышения 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал.

Данная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала).

Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Директор _________________ (подпись, Ф.И.О.)

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Учетная политика для целей налогообложения

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Читайте также: