104 статья налогового кодекса

Опубликовано: 17.05.2024

Новая редакция Ст. 104 НК РФ

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Статье 104 НК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что исковое заявление подается в суд в соответствии с нормами не только Налогового кодекса, но и АПК РФ, ГПК РФ. С учетом того, что настоящий комментарий рассчитан физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, укажем на важнейшие положения АПК, регулирующие порядок предъявления иска. Установлено, что:

1) исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа либо представителем последнего, уполномоченным надлежащим образом. В исковом заявлении должны быть указаны:

- арбитражный суд, в который подается исковое заявление;

- наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

- расчет взыскиваемой суммы (налога, штрафа, пени);

- требования налогового органа (истца) со ссылкой на нормы настоящего Кодекса, других актов законодательства о налогах;

- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком (т.е. о том, что налогоплательщику, иному обязанному лицу было предложено добровольно уплатить соответствующую сумму, но он ее не уплатил);

- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов;

- иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у налогового органа (истца) ходатайства (ст. ст. 125, 126 АПК РФ);

3) налоговый орган прилагает к исковому заявлению документы, подтверждающие:

- уплату установленной госпошлины;

- направление копии искового заявления и документов, приложенных к нему;

- соблюдение досудебной процедуры разрешения спора с налогоплательщиком (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ);

- обстоятельства, на которых основываются исковые требования;

4) исковое заявление по общему правилу предъявляется налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения (месту жительства) ответчика. Исковое заявление к организации, вытекающее из деятельности ее обособленного подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения этого подразделения (ст. ст. 35, 36 АПК РФ). Однако исковое заявление к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлено налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся за границей, может быть предъявлен по месту нахождения налогового органа или имущества ответчика (налогоплательщика, иного обязанного лица) (ст. 36 АПК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение принимается руководителем налогового органа (или его заместителем) по результатам рассмотрения материалов проверки. Оно должно быть принято и доведено до сведения лица (привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение) по правилам ст. ст. 101, 101.1 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением лишь постольку, поскольку:

он предложил налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции;

налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты;

упомянутое исковое заявление посвящено именно взысканию суммы налоговой санкции (ст. 114 НК РФ), установленной одной из норм гл. 16 НК РФ (ст. ст. 116 - 129 НК РФ). Нельзя обращаться с иском, если нарушение прямо не указано в настоящем Кодексе, а содержится в других актах законодательства о налогах.

Правила п. 2 комментируемой статьи уточняют некоторые вопросы, связанные с подачей искового заявления к налогоплательщику, иному лицу. Установлено, что налоговый орган подает исковое заявление:

а) в суд общей юрисдикции, т.е. в районный, городской (районный в городе) суд по месту жительства ответчика - физического лица, не являющегося:

- индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ);

- лицом, приравненным (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

б) в арбитражный суд:

по месту нахождения организации, являющейся налогоплательщиком;

по месту жительства индивидуального предпринимателя;

по месту жительства физического лица, приравненного (для целей налогообложения) к индивидуальному предпринимателю. Этот вывод сделан на основе систематического анализа ст. ст. 28, 29, 35, 36 АПК РФ, ст. ст. 11, 104 НК РФ (ст. ст. 47, 48 НК РФ).

а) одновременно с подачей искового заявления;

б) если это вызывается необходимостью. О том, необходимо ли подавать ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика или нет, можно судить только исходя из анализа конкретных обстоятельств.

В соответствии с п. 4 правила ст. 104 НК РФ применяются и в случае привлечения к ответственности налогоплательщика (но не иного лица) за нарушение законодательства о налогах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В связи с этим положением нормы таможенного законодательства, противоречащие ст. 104 НК РФ, не действуют.

Другой комментарий к Ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 7 ст. 114 Кодекса налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 114 Кодекса).

Соответственно, п. 1 ст. 104 Кодекса предусмотрено обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Статьей 115 Кодекса установлена давность взыскания налоговых санкций. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 указанной статьи, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 104 Кодекса до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Таким образом, в п. 1 комментируемой статьи установлен досудебный порядок урегулирования спора, что имеет существенное значение для обращения налогового органа в суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ в случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом, согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ является одним из оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ установлено, что в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров, судья возвращает исковое заявление.

Форма требования об уплате налоговой санкции приведена в приложении 4 к Приказу МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности".

2. Пункт 2 ст. 104 Кодекса устанавливает, в какой суд - в арбитражный суд или суд общей юрисдикции - подлежит подаче исковое заявление о взыскании налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

к организации или индивидуальному предпринимателю - в арбитражный суд;

к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

Указанные правила соответствуют судебной подведомственности дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов, установленной п. 1 и 2 ст. 105 Кодекса (см. комментарий к ст. 105 Кодекса).

В пункте 2 ст. 104 Кодекса также указаны документы, которые прилагаются к исковому заявлению о взыскании налоговой санкции:

решение налогового органа;

другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 214 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, т.е.:

исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем (ч. 1 ст. 125);

в исковом заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов (п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125);

Частью 1 ст. 214 АПК РФ также установлено, что в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 214 АПК РФ к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в п. 1 - 5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В пунктах 1 - 5 ст. 126 АПК РФ указаны следующие документы, прилагаемые к исковому заявлению:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

3. В пункте 3 ст. 104 Кодекса предусмотрена возможность направления налоговым органом в суд ходатайства об обеспечении иска о взыскании налоговой санкции.

Ходатайство об обеспечении иска согласно п. 3 комментируемой статьи направляется в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции.

Как указано в п. 3 ст. 104 Кодекса, порядок направления в суд ходатайства об обеспечении иска предусмотрен гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основания обеспечительных мер в арбитражном процессе установлены ст. 90 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Частью 1 ст. 91 АПК РФ установлено, что обеспечительными мерами могут быть:

1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

Как установлено ч. 1 ст. 92 АПК РФ, заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

Основания обеспечительных мер в гражданском процессе установлены ст. 139 ГПК РФ, согласно которой по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть:

1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику совершать определенные действия;

3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

4) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

5) приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

Частью 3 ст. 140 ГПК РФ установлено, что меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

4. Положения ст. 104 Кодекса в отношении искового заявления о взыскании налоговой санкции согласно п. 4 комментируемой статьи применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Норма п. 4 ст. 104 Кодекса соответствует арбитражному процессуальному законодательству и гражданскому процессуальному законодательству, т.к. ни АПК РФ, ни ГПК РФ не предусматривают каких-либо особенностей рассмотрения дел по взысканию санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные именно в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Вопрос: В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 НК РФ для налоговых агентов установлена обязанность в сроки, определенные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговым агентом признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Расчет), Порядок его заполнения и Формат представления в электронной форме (далее - Порядок заполнения налогового расчета) утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Согласно п. 1.1 Порядка заполнения налогового расчета расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ.

Организация выплачивает иностранным организациям, не осуществляющим на территории РФ деятельность через постоянное представительство, доходы от оказания услуг на территории РФ. Положениями п. 2 ст. 309 НК РФ прямо предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Следовательно, у организации отсутствует обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на прибыль при выплате дохода иностранной организации, следовательно, организация не может рассматриваться в качестве налогового агента по отношению к выплачиваемым иностранной организации доходам от оказания услуг, оказанных на территории РФ.

В этой связи согласно нормам НК РФ и общим положениям Порядка заполнения налогового расчета обязанность заполнять расчет в рассматриваемой ситуации отсутствует.

В то же время согласно Приложению N 2 к Порядку заполнения налогового расчета предусмотрены реквизиты для отражения информации о доходах от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не подлежащие налогообложению у источника выплаты (код 25).

Характеристика доходов, подлежащих отражению под кодом 25, схожа с формулировкой, приведенной в п. 2 ст. 309 НК РФ, однако в Приложении N 2 к Порядку заполнения налогового расчета (код 25) отсутствует указание на то, что доходы не связаны с деятельностью через постоянное представительство в РФ.

Возникает ли у организации обязанность по представлению расчета в части сумм дохода, выплаченного иностранным организациям, не осуществляющим свою деятельность через представительство (филиал) в РФ, от оказания услуг на территории РФ?

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 04.04.2018 о порядке заполнения и представления в налоговый орган информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период, сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет) и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения Налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, на основании положений пункта 1.1 статьи 309 Кодекса.

При этом пунктом 2 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Таким образом, на основании приведенных выше положений нормативных правовых актов доходы, не подлежащие налогообложению в Российской Федерации с учетом норм пункта 2 статьи 309 Кодекса, также отражаются налоговым агентом в Налоговом расчете.

По строке 020 подраздела 3.2 раздела 3 в соответствии с пунктом 8.3 Порядка заполнения Налогового расчета в зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код согласно приложению N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета. При этом для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, предусмотрен код 25 в соответствии с приложением N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета.

В случае если доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международных договоров Российской Федерации, то строки 080 - 140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (пункт 8.7 Порядка заполнения).

В соответствии с пунктом 8.15 Порядка заполнения по строке 160 "Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога" подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указываются подпункт, пункт, статья Кодекса и (или) международного договора (соглашения) Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если в Разделе 3 Налогового расчета отражается информация в отношении доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, которые согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса не облагаются в Российской Федерации, налоговым агентом по строке 160 указывается пункт 2 статьи 309 Кодекса.

В то же время доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Налоговая служба письмом от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 направила нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина, в котором финансовое ведомство разъяснило порядок применения статьи 105.3 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.

В каких случаях применяется статья 105.3

Статья 105.3 НК РФ содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом нормы указанной статьи применяются:

1. Для определения в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не получены ими в силу особых коммерческих или финансовых условий сделок.

Как пишет Минфин в своем письме, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться «принципом вытянутой руки». Иными словами, если в указанных сделках установлены цены ниже рыночных, то налогоплательщики при исчислении налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ предпринимателей, НДПИ) должны исходить из рыночных цен. При этом рыночными признаются цены в сделках между лицами, которые не признаются взаимозависимыми.

2. В отдельных случаях, прямо установленных в части 2 НК РФ, налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК РФ, когда применение рыночной цены для целей налогообложения не связано с условиями конкретной сделки. В таблице 1 приведены такие нормы Налогового кодекса.

При этом, как отмечает финансовое ведомство, если главами части 2 НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются именно эти правила.

Две группы сделок между взаимозависимыми лицами

В письме Минфина выделены две группы сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения порядка осуществления налогового контроля:

1. Сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 «Контролируемые сделки». Порядок осуществления контроля над такими сделками зависит от исполнения (неисполнения) налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом.

1.1. В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность:

а) по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок (ст. 105.16)

б) представлению соответствующей документации в целях налогового контроля (ст. 105.15).

При этом проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на основании полученных уведомлений и документов проводится Центральным аппаратом ФНС России (далее - ЦА ФНС). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

1.2. Территориальным налоговым органом в ходе контрольной работы могут быть выявлены следующие факты:

а) совершена сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую сделку, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения;

б) по условиям договоров сделка не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемой.

В таких случаях территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.

Указанная информация может служить основанием для повторной налоговой выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, которые не подпадают под критерии контролируемых сделок, установленные в ст. 105.14 НК РФ, но в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см. таблицу 1).

Контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом, по мнению Минфина, в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, могут быть применены методы, установленные главой 14.3 НК РФ. К таким методам относятся:

- метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9);

- метод цены последующей реализации (ст. 105.10);

- затратный метод (ст. 105.11);

- метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12);

- метод распределения прибыли (ст. 105.13).

Другие виды сделок, подлежащие проверке

Минфин рекомендует территориальным налоговым органам в ходе мероприятий налогового контроля выявлять следующие виды сделок:

1. Сделки, в которых налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой. В этом случае территориальному налоговому органу предписано устанавливать фактическую взаимозависимость лиц в судебном порядке:

а) на основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц;

б) на основании п. 10 ст. 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

2. Сделки, заключаемые с целью манипулирования ценами для уклонения от налогообложения. В отношении таких сделок территориальному налоговому органу необходимо в рамках выездных и камеральных проверок доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Принцип (правило) вытянутой руки

Принцип вытянутой руки ( arm's length principle) сформулирован в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В английском языке имеется выражение at arm's length, которое означает - держать на расстоянии, не допускать фамильярности (буквально - не подпускать ближе чем вытянутая рука). Выражение содержится в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где указано, что оно применяется в таком виде с 1600-х годов.

"Принцип вытянутой руки" - совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами к налогообложению связанных между собой компаний. Связанные компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат (например, роялти или проценты) в сумме, отличной от рыночной с целью снижения общей суммы налоговых выплат. Согласно «принципу вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы (находились "на расстоянии вытянутой руки").

Себестоимость произведенной продукции составляет 200 руб. за единицу, а ее рыночная стоимость на зарубежных рынках - 400 руб. Прибыль от продажи единицы продукции составляет 200 руб.

Если производитель сначала продаст товар в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 201 руб., и уже та организация продаст его покупателю за 400 руб., то в России налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль, составит 1 рубль. С прибыли подконтрольной компании (199 руб.) будет уплачен минимальный налог в оффшоре.

Во избежание такой манипуляции ценами применяется «правило вытянутой руки». Если в указанном примере применить принцип вытянутой руки, то в России для налогообложения будет принята цена продажи в 400 руб., несмотря на то, что по договору она составила 201 руб.

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт (фр. Château de la Muette) в Париже. Организация экономического сотрудничества и развития является авторитетной международной организацией, содействующей обсуждению и поиску эффективных решений проблем социально-экономического развития. На сегодняшний день ОЭСР объединяет 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. 70 стран, в том числе Россия, имеют статус партнеров ОЭСР, принимая участие во многих сферах ее деятельности.

Применение рыночных цен для определения налоговой базы

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налоговая база для целей исчисления НДС определяется в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, в следующих случаях:

- при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

- при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню , утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383, за исключением подакцизных товаров, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене); финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 ст. 161 НК РФ), бесхозяйных ценностей , кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству , налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Глава 22 «Акцизы»

Налоговая база при реализации подакцизных товаров определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Глава 23 «Налог на доходы на физических лиц»

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

При получении налогоплательщиком имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Для целей статьи 274 «Налоговая база» рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

При проведении налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пп.1 п. 1 ст. 340), то:

выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых

исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации (пп.2 п. 1 ст. 340), то:

оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Глава 26.1 . "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цен договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. Судебная практика1. П.1 ст.104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный

Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара (о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной суммы)

Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара (о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной суммы) В (вписать нужное) районный суд(мировому судье судебного участка)Истец: (ФИО, адрес) Ответчик: (наименование организации, адрес) (число, месяц, год) я

Исковое заявление о взыскании убытков, причиненных предоставлением некачественного энергоснабжения

Исковое заявление о взыскании убытков, причиненных предоставлением некачественного энергоснабжения В (наименование суда) Истец: (ФИО) (адрес) Ответчик: (наименование организации) (адрес) Между мной как собственником квартиры (адрес) и (наименование Исполнителя) заключен

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о

Исковое заявление о взыскании дополнительных расходов на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка

Исковое заявление о взыскании дополнительных расходов на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка Мировому судье судебного участка № ________________________ (название территории местонахождения) (ф. и. о.)Истец: __________________________ (ф. и. о.,орган опеки и попечительства и

Исковое заявление о взыскании задолженности

Исковое заявление о взыскании задолженности Мировому судье ____________________________Истец: ______________________________(наименование предприятия,______________________________учреждения, организации, адрес)Ответчик: ______________________________(ф. и. о., адрес)Цена иска ______________________________Исковое заявлениео взыскании

Исковое заявление о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия

Исковое заявление о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия В ___________________________ городской суд,юридический адрес: ___________________________,(почтовый индекс)г. ___________________, ул. ______________________, д. ________.Истец: К.,

Исковое заявление о взыскании задолженности

Исковое заявление о взыскании задолженности В Арбитражный суд Московской областиМосква, проспект Академика Сахарова, д. 18Истец: 000 «Эгера» 141600, Московская область,г. Клин, Ленинградское шоссе, 88 кмОтветчик: 000 «Полимер-Трейд»113208, г. Москва, ул. Чертановская, д. 2/11-146Исковое

Исковое заявление о взыскании авторского вознаграждения

Исковое заявление о взыскании авторского вознаграждения В _____________________________ районный (городской) суд____________________________ (наименование субъекта РФ)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ________________ (наименование, адресучреждения, издательства)Исковое заявлениео взыскании

Исковое заявление о взыскании долга по договору займа

Исковое заявление о взыскании долга по договору займа В _____________________________ районный (городской) суд____________________________ (наименование субъекта РФ)Истец: ___________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ___________________________ (ф. и. о., адрес)Исковое заявлениео взыскании долга по договору займа«____»

Исковое заявление о взыскании заработной платы

Исковое заявление о взыскании заработной платы В _____________________________ районный (городской) суд(Мировому судье _____________________________)______________________________ области (края, республики)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ____________________ (наименование организации,предприятия,

Исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника милиции при задержании

Исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника милиции при задержании В _________________________ (название суда) межмуниципальный (районный) суд г. ______________________________Истец: ____________________________ (ф. и. о.)Адрес: ____________________________Ответчик:

Исковое заявление о защите чести и достоинства и взыскании морального ущерба

Исковое заявление о защите чести и достоинства и взыскании морального ущерба В _____________________________ (наименование суда)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес, при необходимости наименование организации)Ответчик: ______________________________ (наименование организации, предприятия,

Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов

Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов В _____________________________ (наименование суда)Истец: ______________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: _________________________ (ф. и. о., адрес)Цена иска ____________________ (указать сумму в рублях)Исковое заявлениеС ответчиком ____________________________

Исковое заявление о взыскании алиментов

Исковое заявление о взыскании алиментов В _____________________________ (наименование суда)Истец: ______________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик(и): __________________________ (ф. и. о., адрес)Исковое заявление____________ (дата) я вступила в брак с гр. ________________________ и проживала с ним до ___________________________ (дата). Наш

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. Судебная практика1. П.1 ст.104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный

Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара (о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной суммы)

Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара (о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной суммы) В (вписать нужное) районный суд(мировому судье судебного участка)Истец: (ФИО, адрес) Ответчик: (наименование организации, адрес) (число, месяц, год) я

Исковое заявление о взыскании убытков, причиненных предоставлением некачественного энергоснабжения

Исковое заявление о взыскании убытков, причиненных предоставлением некачественного энергоснабжения В (наименование суда) Истец: (ФИО) (адрес) Ответчик: (наименование организации) (адрес) Между мной как собственником квартиры (адрес) и (наименование Исполнителя) заключен

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции 1. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о

Исковое заявление о взыскании дополнительных расходов на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка

Исковое заявление о взыскании дополнительных расходов на содержание совершеннолетнего недееспособного ребенка Мировому судье судебного участка № ________________________ (название территории местонахождения) (ф. и. о.)Истец: __________________________ (ф. и. о.,орган опеки и попечительства и

Исковое заявление о взыскании задолженности

Исковое заявление о взыскании задолженности Мировому судье ____________________________Истец: ______________________________(наименование предприятия,______________________________учреждения, организации, адрес)Ответчик: ______________________________(ф. и. о., адрес)Цена иска ______________________________Исковое заявлениео взыскании

Исковое заявление о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия

Исковое заявление о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия В ___________________________ городской суд,юридический адрес: ___________________________,(почтовый индекс)г. ___________________, ул. ______________________, д. ________.Истец: К.,

Исковое заявление о взыскании задолженности

Исковое заявление о взыскании задолженности В Арбитражный суд Московской областиМосква, проспект Академика Сахарова, д. 18Истец: 000 «Эгера» 141600, Московская область,г. Клин, Ленинградское шоссе, 88 кмОтветчик: 000 «Полимер-Трейд»113208, г. Москва, ул. Чертановская, д. 2/11-146Исковое

Исковое заявление о взыскании авторского вознаграждения

Исковое заявление о взыскании авторского вознаграждения В _____________________________ районный (городской) суд____________________________ (наименование субъекта РФ)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ________________ (наименование, адресучреждения, издательства)Исковое заявлениео взыскании

Исковое заявление о взыскании долга по договору займа

Исковое заявление о взыскании долга по договору займа В _____________________________ районный (городской) суд____________________________ (наименование субъекта РФ)Истец: ___________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ___________________________ (ф. и. о., адрес)Исковое заявлениео взыскании долга по договору займа«____»

Исковое заявление о взыскании заработной платы

Исковое заявление о взыскании заработной платы В _____________________________ районный (городской) суд(Мировому судье _____________________________)______________________________ области (края, республики)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: ____________________ (наименование организации,предприятия,

Исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника милиции при задержании

Исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника милиции при задержании В _________________________ (название суда) межмуниципальный (районный) суд г. ______________________________Истец: ____________________________ (ф. и. о.)Адрес: ____________________________Ответчик:

Исковое заявление о защите чести и достоинства и взыскании морального ущерба

Исковое заявление о защите чести и достоинства и взыскании морального ущерба В _____________________________ (наименование суда)Истец: __________________________ (ф. и. о., адрес, при необходимости наименование организации)Ответчик: ______________________________ (наименование организации, предприятия,

Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов

Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов В _____________________________ (наименование суда)Истец: ______________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик: _________________________ (ф. и. о., адрес)Цена иска ____________________ (указать сумму в рублях)Исковое заявлениеС ответчиком ____________________________

Исковое заявление о взыскании алиментов

Исковое заявление о взыскании алиментов В _____________________________ (наименование суда)Истец: ______________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик(и): __________________________ (ф. и. о., адрес)Исковое заявление____________ (дата) я вступила в брак с гр. ________________________ и проживала с ним до ___________________________ (дата). Наш

Читайте также: