Усн в 2008 году

Опубликовано: 25.04.2024


Финансы и банковские услуги
Налоговая система

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 2008 год

Порядок применения данного специального налогового режима регламентирован главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

Плательщики – организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) и применяющие ее. Организация или индивидуальный предприниматель имеют право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, не превысили 15 млн. рублей с учетом применения коэффициента-дефлятора.

Коэффициент-дефлятор на 2008 год установлен приказом Минэкономразвития России в размере - 1,34.

Одно из условий перехода на УСН – среднесписочная численность работников за налоговый (отчетный) период не более 100 человек. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. рублей. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса

Организациям и индивидуальным предпринимателям, изъявившим желание перейти на УСН, необходимо в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление в налоговые органы о переходе на УСН в 5-ти дневный срок с даты постановки их на налоговый учет в налоговом органе. В этом случае упрощённая система применяется с даты постановки их на налоговый учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве, выданном в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса.

Объект налогообложения – доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, могут применять в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение 3-х лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговая база – денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – налоговым периодом является год. Отчетными периодами является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки – 6% при объекте налогообложения доходы, 15% при объекте налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями может применяться наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными Налоговым кодексом.

Переход на применение УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса.

Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности: по уплате налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; единого социального налога.

Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса.

Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности); единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющих УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, а также от обязанностей по ведению кассовых операций и представления статистической отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учёт. Исключение составляет ведение бухгалтерского учета в отношении основных средств и нематериальных активов. В обязанности налогоплательщиков применяющих УСН входит ведение Книги учёта доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчётный (налоговый) период.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Не вправе применять упрощённую систему налогообложения

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства (определение филиала и (или) представительства содержаться в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации);

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом -1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей (учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса;

18) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Елизавета Кобрина

С 2021 года упрощенцев, которые нарушили базовые лимиты по доходам и численности сотрудников, не будут автоматически переводить на ОСНО. Им дадут переходный период, во время которого налог придётся платить по повышенным ставкам. Разберёмся, как работать по новым правилам.

  • Лимиты по доходам и средней численности на 2021 год
  • Стандартные условия УСН
  • Условия переходного периода по УСН
  • Утрата права на применение УСН
  • Новые правила расчёта налога и авансовых платежей
  • Что еще изменилось в упрощённой системе

Лимиты по доходам и средней численности на 2021 год

По новым правилам упрощенцы не будут слетать с УСН сразу после того, как превысят базовые лимиты. Для них будет действовать переходный период, во время которого вырастут ставки налога.

Актуальные на 2021 год лимиты представлены в таблице.

Стандартные условия УСН Переходный период по УСН Утрата права на применение УСН
Доходы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год 150 млн рублей 150–200 млн рублей более 200 млн рублей
Средняя численность сотрудников за квартал, полугодие, 9 месяцев, год до 100 человек включительно 100–130 человек более 130 человек

Проверяйте, проходите ли вы по лимитам, по стандартным правилам:

  1. Доходы налогоплательщика определяются в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
  2. При совмещении УСН и патента для расчёта лимита учитывайте доходы по обоим налоговым режимам.
  3. Средняя численность сотрудников рассчитывается в соответствии с указаниями, утверждёнными приказом Росстата от 27.11.19 № 711.
  4. Расчёт показателей проводите по итогам отчётного квартала, полугодия, 9 месяцев или года.

В 2021 году для УСН начал действовать новый коэффициент дефлятор — 1,032. Сначала мы предполагали, что на него нужно будет индексировать новые лимиты, то есть они составят 154,8 и 206,4 млн рублей. Однако Минфин разъяснил, что в 2021 году лимиты для переходного периода применяются без индексации, то есть будут равны 150 и 200 млн рублей (письма Минфина от 27.01.2021 № 03-11-06/2/4855 и от 01.02.2021 № 03-11-06/2/5885).

Стандартные условия УСН

До тех пор, пока доходы налогоплательщика не превысят 150 млн рублей и средняя численность сотрудников не окажется больше 100, действуют стандартные ставки по упрощённому налогу:

  • 1–6 % — для объекта налогообложения «доходы»;
  • 5–15 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Условия переходного периода по УСН

После того, как налогоплательщик заработает больше 150 млн рублей или наймёт 101-го сотрудника, — начинается переходный период. Он стартует с самого начала того квартала, в котором были превышены базовые лимиты. В этом случае ставки по налогу возрастают:

  • 8 % — для объекта налогообложения «доходы»;
  • 20 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Если до конца налогового периода доходы упрощенца не превысят 200 млн рублей, а средняя численность сотрудников не превысит 130 человек, в следующем году он сможет продолжить применять УСН.


Утрата права на применение УСН

С начала того квартала, в котором выручка превысила 200 млн рублей или средняя численность сотрудников превысила 130 человек, налогоплательщик потеряет право на применение УСН. Тогда придётся платить все налоги, предусмотренные ОСНО: налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

Компания сможет снова вернуться на упрощёнку не ранее, чем через год после утраты права на применение УСН. Важное условие: лимиты для перехода на упрощённый режим снова должны соблюдаться.

Новые правила расчёта налога и авансовых платежей

Во время переходного периода налог и авансовые платежи считайте в следующем порядке:

  1. Рассчитайте налоговую базу за весь период, предшествующий кварталу, в котором были нарушены базовые лимиты. Она облагается налогом по стандартной ставке: 6 % или 15 %.
  2. Рассчитайте базу за весь налоговый период. Вычтите из неё базу, облагаемую по стандартной ставке. На оставшуюся сумму начисляйте налог по повышенной ставке — 8 % или 20 %.

Сложите полученные суммы — это будет налог за период.

ООО «Марципан» работает на УСН «Доходы» со стандартной ставкой 6 %. В компании в течение всего 2021 года было 86 сотрудников, а вот доходы изменялись и составили:

  • I квартал — 55 млн рублей;
  • полугодие — 120 млн рублей;
  • 9 месяцев — 160 млн рублей;
  • 2021 год — 210 млн рублей.

Доходы ООО «Марципан» за I квартал и полугодие облагались налогом по ставке 6 %.

  • Авансовый платёж за I квартал = 55 × 6 % = 3,3 млн рублей.
  • Авансовый платёж по итогу полугодия = (120 × 6 %) – 3,3 млн рублей = 3,9 млн рублей.

Доход компании за 9 месяцев превысил 150 млн рублей — начался переходный период со ставкой налога 8 %.

  • Авансовый платёж по итогу 9 месяцев = (120 × 6 %) + ((160 — 120) × 8 %) – 3,3 — 3,9 = 3,2 млн рублей.

Доходы ООО «Марципан» по итогам 2021 года превысили 210 млн рублей, то есть организация вышла за пределы переходного периода и потеряла право применять УСН с октября 2021 года.

Что еще изменилось в упрощённой системе

Кроме новых лимитов и налоговых ставок, есть и другие важные изменения:

  1. Налоговые каникулы для ИП на УСН продлили до 2024 года. Они доступны новым ИП, которые заняты в производственной, социальной, научной сферах или в сфере бытовых услуг населению. Во время каникул упрощенцы применяют нулевую ставку по налогу, и даже на УСН 15 % налог можно будет совсем не платить. Подробнее — в статье «Налоговые каникулы ИП в 2021 году».
  2. Декларацию по УСН поменяли. За 2021 год нужно будет отчитываться по новой декларации, форма которой утверждена приказом от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@. В неё добавили строки и коды для повышенных ставок по УСН. Чтобы упрощенцы не путались, налоговая разрешила отчитываться по новой форме уже за 2020 год, но можно использовать и старую.
  3. При расчёте 1 % взносов в ПФР можно учитывать расходы. Раньше налоговая и Минфин говорили, что предпринимателям на УСН «доходы минус расходы» учитывать расходы при расчёте переменной части страховых взносов в ПФР нельзя. Предприниматели должны были платить 1 % со всех доходов, которые превысили 300 000 рублей. Теперь это делать разрешили, поэтому огромных переплат больше не будет. О том, как вернуть переплату, рассказала Елена Кулакова в статье «Переплата по 1 % взносам ИП за себя: возврат и зачёт».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ксения Корчагина, юрист

С 1 января 2021 государство изменило условия применения УСН. Теперь годовой доход может быть 200 млн, число сотрудников 130 человек. Но кто превысил 150 млн или 100 человек, платит повышенную ставку и не вправе использовать налоговые каникулы с пониженными ставками для новых ООО и ИП. В 2021 году все лимиты умножают на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития.

В статье узнаете

  • Лимиты
  • Коэффициент-дефлятор
  • Ставки налога
  • Что в итоге
  • Как рассчитывать налог УСН в 2021

Лимиты

С 1 января 2021 условия для работы на УСН такие:

  1. Годовой доход до 200 млн рублей.
    Раньше было не больше 150 млн рублей.
  2. Средняя численность до 130 сотрудников.
    Было — до 100 человек. Как и раньше, учитываем принятых по трудовым договорам, подряда, услуг, занятых видами деятельности на патенте.
  3. Остаточная стоимость основных средств до 150 млн.
  4. Упрощенка по-прежнему не подойдет производителям подакцизных спирта, табака, банкам, страховым, микрофинансовым организациям, казенным и бюджетным учреждениям.
  5. Нельзя применять фирмам с филиалами и долей участия других организаций более 25%.

Коэффициент-дефлятор

В 2021 лимиты дополнительно повышают на коэффициент-дефлятор в размере 1,032. Его установил Минэкономразвития в ноябре 2020.

В 2021 году на этот коэффициент индексируем (умножаем) цифры годового дохода 150 и 200 млн рублей, получаем 154,8 и 206,4.

Ставки налога

В налоговый кодекс ввели дифференцированную ставку для расчета налога по упрощенной системе налогообложения. Она зависит от годового дохода и численности сотрудников. Чем выше доход и число сотрудников, тем выше ставки.

Ставки повысили тем, у кого сумма годового дохода составляет 150-200 млн или численность достигает 100-130 сотрудников:

Ставки прежние, если годовой доход до 150 млн, численность до 100 сотрудников:

  • УСН «Доходы» 6% с доходов.
    Можно уменьшить до 3%, если есть работники.
  • УСН «Доходы-расходы» 15% с разницы.
    Но всегда не меньше 1% с доходов.

Каждый регион может снизить % налога или объявить налоговые каникулы. Условия по вашему региону проверяйте на сайте налоговой.


Что в итоге

Свели в таблицу новые ставки и лимиты по доходам и численности с учетом коэффициента-дефлятора 1,032.

Условия на 2021 годСтавки
«Доходы»«Доходы-Расходы»
до 154,8 млн руб. годовой доход или
до 100 сотрудников
6%
если есть работники, можно уменьшить до 3%
15%
но не меньше 1% с доходов
154,8 — 206,4 млн руб. годовой доход или
100-130 сотрудников
8%
нет налоговых каникул
20%
нет налоговых каникул

Как рассчитывать налог УСН в 2021

Налог по ставкам 6% и 15% рассчитывают, как и раньше. Налог по повышенным ставкам 8% и 20% применяют только к доходам (доходам-расходам) квартала, в котором произошло повышение годового дохода или численности.

«..при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8(20) процентов в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников» — п.1.1, 2.1 ст.346.20 НК РФ.

Формула расчета налога по новым ставкам:

  • База за 9 месяцев * 6% + (база за год — база за 9 месяцев) * 8%
  • База за 9 месяцев * 15% + (база за год — база за 9 месяцев) * 20%

Разберем на примере.

  • Предпринимателю Ивану поступило в кассу за 9 месяцев 2021 года 154 млн рублей. За год — 200 млн. Лимит превышен в 4 квартале 2021.
  • Для УСН «Доходы» расчет налога такой: 154 млн * 6% + (200 млн — 154 млн) * 8%.

3.2. Соблюдение требований и ограничений при переходе на УСН.

Если вы решили перейти на «упрощенку», необходимо проверить, вправе ли организация или индивидуальный предприниматель применять упрощенную систему налогообложения, ведь этот спецрежим подходит не всем.

Требования и условия, позволяющие налогоплательщикам применять УСН содержатся в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Переходить на упрощенную систему налогообложения могут организации, доходы которых от реализации за девять месяцев года, в котором подается заявление на применение специального режима налогообложения, не превысили 15 млн руб. (без НДС), остаточная стоимость основных средств – 100 млн руб., а средняя численность работников – 100 человек.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право на переход на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На 2007 год коэффициент-дефлятор, установленный Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. № 360 равен 1,241.

Рассмотрим на какую цифру должны ориентироваться организации, переходящие на УСН с 2008 года.

Предельный доход, позволяющий организациям перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года, составит 18 615 000 руб. (15 000 000 руб.*1,241). Ту же цифру найдем и в письме Минфина России от 31.07.2007 № 03-11-04/2/192. Поэтому если за девять месяцев 2007 года организация получила, скажем, доход в сумме 19 млн. руб., то в 2008 году работать по УСН она не сможет.

Но не забывайте, что ограничение по предельному доходу распространяется только на организации, а индивидуальные предприниматели сумму девятимесячного дохода в целях перехода на «упрощенку» определять не должны.

В п. 3 ст. 346.12 НК РФ содержится ряд ограничений на применение специального режима налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Однако, в соответствии с изменениями, внесенными Законом №85-ФЗ, при подаче заявления в налоговый орган по месту своего нахождения должны будут сообщить не только о размере дохода за 9 месяцев текущего года, но и о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Организации, имеющие филиалы и (или) представительства, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций, то организация вправе будет продолжать применять УСН.

При этом уплата налога и квартальных авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, производится по месту нахождения организации, т.е. по месту ее государственной регистрации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).

Перечень лиц, которые не вправе применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В него включены иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Включение иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, в перечень организаций, которые не вправе применять УСН, связано с необходимостью постановки российских и иностранных организаций в равные условия, так как в настоящее время российские организации, имеющие филиалы и (или) представительства не вправе применять УСН.

Ранее не предусматривалось особого порядка и условий прекращения применения УСН в случае, если у организации в течение налогового периода, в котором она применяла УСН, произошла смена состава учредителей, вследствие чего доля непосредственного участия в данной организации других организаций превысила 25%.

Пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение применения УСН для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25.

В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ, бюджетные учреждения не могут применять упрощенную систему налогообложения.

По мнению ВАС РФ, изложенному в Решении от 19.11.2003 N 12358/03, положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются на унитарные предприятия, поскольку их имущество не распределяется по вкладам (долям, паям). Поэтому указанные предприятия могут применять УСН.

Законодательно норма, разрешающая некоммерческим организациям применять УСН, предусмотрена Законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ. В соответствии с редакцией пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, с 1 января 2006 г. могут применять УСН.

Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ в случае превышения численности работников организации обязаны осуществить переход на общий режим налогообложения. Эта норма введена Законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ.

Средняя численность работников определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях определения указанного ограничения должны учитываться основные средства и нематериальные активы, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

С 1 января 2008 года не могут применять УСН иностранные организации, состоящие на налоговом учете в России. Ранее это ограничение распространялось только на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные обособленные подразделения (подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). А иностранным организациям, владеющим недвижимостью в России, но не занимающимся бизнесом, «упрощенка» была доступна. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ они имели право не платить налог на имущество.

С 2008 года такой возможности они лишаются, и смогут работать, независимо от деятельности и структуры, только на общем режиме налогообложения.

Теперь рассмотрим вопрос, который интересует очень многих. Это порядок перехода на УСН организаций, совмещающих общий режим с уплатой ЕНВД: какие доходы необходимо сравнивать с лимитом?

Организациям приходилось обращаться в суды, так как ранее в расчет полагалось включать все суммы, в том числе и облагаемые ЕНВД (см. письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-11-04/2/184, от 18.07.2006 № 03-11-04/2/143 и от 28.10.2005 № 03-11-04/3/123). Суд принимал их сторону. Так, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2006 № ФО4-5468/2006(25709-АЧ5-43) и ФАС Уральского округа от 26.06.2007 № ФО9-4753/07-СЗ указывалось, что при переходе на упрощенную систему не нужно учитывать доходы от тех видов деятельности, по которым взимается ЕНВД.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ, (в редакции, вступающей в силу 1 января 2008 года), с лимитом нужно сравнивать только доходы, облагаемые в соответствии с общим режимом. То есть выручка от деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, в расчет не идет. Данное изменение будет действовать с 2008 года, поэтому впервые им можно будет воспользоваться толтко тем организациям, которые подадут заявление для перехода на УСН с целью применения УСН с 1 января 2009 года. Это подтверждает и Минфин России в письме от 14.08.2007 № 03-11-02/230.

Если организация намерена работать на «упрощенке» с 2008 года и все условия статьи 346.12 НК РФ выполнены, то согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ с 1 октября по 30 ноября 2007 года следует подать заявление в налоговую инспекцию. Его форма № 26.2-1 утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495.

Однако, Налоговый кодекс требует, да и то лишь от организаций, приводить в этом документе один показатель – доходы за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Также все налогоплательщики, желающие перейти на УСН, должны сообщить налоговой инспекции о выбранном объекте налогообложения, но в заявлении или как-то по-другому, не уточняется.

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 346.13 НК РФ, вступающей в силу 1 января 2008 года, в заявлении о переходе на упрощенную систему должны проставляться и средняя численность работников, и остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Пример.

ООО «Пассив» утратило право на применение УСН со второго квартала 2008 года. С 1 апреля 2008 года фирма пользуется обычным режимом налогообложения. Она сможет вернуться на «упрощенку» не со второго квартала 2009 года, то есть через один год после утраты права, а только с 1 января 2010 года, если будут соблюдены условия для применения УСН.

Применение коэффициента-дефлятора.

Глава 26.2 НК РФ предусматривает применение коэффициента-дефлятора в двух случаях:

При определении суммы предельного дохода за 9 месяцев текущего года для перехода на УСН в следующем году;

При определении предельной суммы доходов в течение налогового периода, превысив которую налогоплательщик теряет право на применение «упрощенки».

Коэффициент-дефлятор ежегодно утверждает Министерство экономического развития и торговли РФ. Так, на 2007 год этот показатель установлен в размере 1,241 (приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года № 360). Рассмотрим порядок его применения.

Итак, есть две ситуации, когда может понадобиться проверять право на применение «упрощенки».

Первая – если организация или предприниматель уже применяет спецрежим. Тогда надо постоянно сопоставлять фактические доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, с их предельной суммой.

Вторая – касается только организаций при переходе на «упрощенку».

Предельный доход нарастающим итогом за год, при котором плательщик теряет право на «упрощенку», вырос до 20 000 000 рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). А предельный доход за 9 месяцев, который позволяет перейти на «упрощенку», – до 15 000 000 рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Новые величины предельных доходов (15 000 000 и 20 000 000 рублей) можно считать базовыми. Приводить их в соответствие с ростом потребительских цен на товары (работы, услуги) следует с учетом коэффициента-дефлятора. В 2007 году он составляет 1,241. На эту величину надо будет умножать установленный размер предельных доходов. И только потом сравнивать полученную величину с фактическими доходами.

Пример.

ООО «Зевс» приняло решение с 1 января 2008 года перейти на «упрощенку». Доходы организации за 9 месяцев 2007 года составили 17 500 000 руб. Чтобы определить, имеет ли право ООО «Зевс» перейти на спецрежим, фактическую величину доходов нужно сравнить с их предельной величиной.

Предельный размер доходов в 2007 году составляет 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. 1,241).

Поскольку фактические доходы фирмы меньше предельных (17 500 000 руб.

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) за последние несколько лет претерпела значительные изменения.

Теперь уже не нужно, как когда-то, покупать в налоговой инспекции патент на применение УСН. Существенно изменились критерии, при соблюдении которых субъекты хозяйствования могут воспользоваться возможностями, которые предоставляет особый режим налогообложения. И результат не заставил себя долго ждать: с 1 июля 2007 г., когда произошел переход с патентной системы УСН на нынешний механизм, число плательщиков УСН возросло в… 36 раз! К 1 апреля 2011 г. количество ее «пользователей» достигло 115 245.

Насколько эффективна сегодня УСН? Можно ли сделать ее еще проще? Какие предложения по совершенствованию УСН есть у налоговой службы?

Об этом и о многом другом мы беседуем с Лидией ЦЫБИНОЙ, начальником главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

— Упрощенный порядок налогообложения относится к особым режимам налогообложения. Лидия Тимофеевна, расскажите, в чем его «особость»?

— В соответствии с законодательством УСН применяется в целях создания условий для развития и активизации предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, минимизации администрирования платежей в бюджет Республики Беларусь.

При применении УСН без уплаты НДС не требуется ведение бухгалтерского учета и отчетности, а число представляемых в налоговые органы налоговых деклараций минимальное (только четыре декларации по УСН в год). Большинство плательщиков применяют именно УСН без уплаты НДС (около 70% организаций и около 85% ИП). Ставку налога 15% от валового дохода применяют около 12% организаций и 10% ИП. Остальные плательщики применяют УСН с уплатой НДС.

— Можно ли механизм УСН назвать эффективным?

— Эффективность применения УСН следует рассматривать в двух ракурсах: с точки зрения эффективности для плательщика и с позиций наполняемости бюджета.

В течение всего периода действия УСН — я имею в виду нынешний механизм УСН, заработавший в 2007 г., — в целом по республике наблюдается устойчивый рост количества субъектов хозяйствования, применяющих этот режим. По состоянию на 1 апреля 2011 г. в стране зарегистрировано 115 245 таких субъектов хозяйствования. Только за первые три месяца текущего года число плательщиков, применяющих УСН, увеличилось на 10,6%. Если же эти данные сравнить, скажем, с данными на 1 января 2010 г., то окажется, что сегодня УСН применяет почти в полтора раза большее число субъектов хозяйствования. Если быть точной, этот показатель увеличился на 46,4%.

О привлекательности УСН и удобстве ее для плательщиков свидетельствует и тот факт, что практически все вновь организовавшиеся плательщики изначально выбирают именно этот режим налогообложения.

Наконец, в структуре доходов бюджета, контролируемых Министерством по налогам и сборам, доля налога при УСН постоянно возрастает. Этот показатель в 2007 г. составлял 0,4%, в 2008 г. — 1,0%, в 2009 г. — 1,5%, в 2010 г. — 2,1%, в I квартале 2011 г. — 2,6%. Отмечается рост поступлений платежей в расчете на одного субъекта хозяйствования, применяющего УСН.

— Большинство из субъектов хозяйствования, применяющих УСН, — индивидуальные предприниматели?

— Да, перевес на стороне индивидуальных предпринимателей. Их — 59,9%, или 69 080. Соответственно оставшиеся плательщики (40,1%) — это организации. И, необходимо сказать, тенденция увеличения в составе субъектов хозяйствования, применяющих УСН, доли индивидуальных предпринимателей очевидна. 1 января 2009 г. возможностями особого режима налогообложения пользовались 34,3%. Тенденция обусловлена прежде всего более высоким удельным весом ИП в общем числе субъектов хозяйствования, а также тем, что не все организации могут применять УСН из-за несоответствия показателей их деятельности критериям численности и (или) выручки.

— Но ведь сам по себе рост числа субъектов предпринимательства, применяющих УСН, мало о чем говорит. Как изменяется, например, удельный вес применяющих УСН плательщиков в общем числе субъектов хозяйствования?

— Здесь также наблюдается положительная динамика. Доля плательщиков, о которых мы говорим, за последние два года увеличилась почти втрое. Смотрите: если на 1 января 2009 г. УСН использовало всего 10,2% от общего числа субъектов хозяйствования, то к 1 апреля 2011 г. эта доля увеличилась до 29,3%.

Уместным будет еще один показатель: по результатам деятельности за 2010 г. темп роста поступления налога при УСН превышает темп роста числа налогоплательщиков, применяющих УСН, на 1,8 процентных пункта.

— Насколько популярен этот режим налогообложения среди индивидуальных предпринимателей и организаций, зарегистрированных и работающих в малых и средних городских поселениях?

— В малых и средних городских поселениях плательщики применяют пониженные ставки налога. По состоянию на 1 декабря 2010 г. к данной категории плательщиков относились 6 328 субъектов хозяйствования, из которых 1 270 (20,1%) применяли ставку 3% и 5 058 (79,9%) — ставку 5%. Поступления в их суммарном выражении составили на ту же дату 36 849,6 млн. руб., т. е. 5,3% от всей суммы поступлений налога при УСН. Темп роста поступлений налога составил 156,0% при темпе роста их количества 134,5%.

Такой порядок цифр свидетельствует об увеличении объемов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг в сельских населенных пунктах, малых и средних городских поселениях, что является одним из показателей активизации предпринимательской деятельности, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест в регионах страны.

— Всем ли удается эффективно использовать предоставленные возможности? Есть ли задолженность по платежам в бюджет у субъектов хозяйствования, применяющих УСН?

— По состоянию на 1 мая 2011 г. задолженность по платежам в бюджет имелась у 233 плательщиков, в том числе у 182 организаций и 51 индивидуального предпринимателя, т. е. должниками являются 0,2% плательщиков, применяющих УСН.

Сумма задолженности составила 6 208,0 млн. руб., в том числе организаций — 6 097,1 млн. руб., индивидуальных предпринимателей — 110,9 млн. руб.

— Суммы внушительные… Лидия Тимофеевна, скажите, какие проблемы и вопросы относительно применения УСН возникают у плательщиков? Какую реальную помощь может оказать налоговая служба плательщикам в решении этих вопросов?

— Удельный вес обращений по вопросам применения УСН в прошлом году и в I квартале 2011 г. в общем количестве запросов, поступающих от плательщиков в налоговые инспекции, составляет около 10%. При этом запросы главным образом касаются разъяснения возможности применения УСН индивидуальными предпринимателями по конкретному виду деятельности, применения ставки налога при УСН в размере 3% при реализации услуг за пределы Республики Беларусь.

— Какие нарушения со стороны плательщиков, применяющих УСН, выявляют работники налоговой службы в ходе осуществления контрольной деятельности?

— При проверке организаций, уплачивающих налог при УСН, выявляются такие нарушения, как занижение налоговой базы при исчислении налога при УСН; занижение суммы валового дохода, используемого в качестве налоговой базы по причине его уменьшения на сумму стоимости неоплаченных товаров; применение в качестве налоговой базы валового дохода при осуществлении оптовой торговли товарами; неправомерное применение пониженных ставок налога при УСН, реализация товаров без документов, подтверждающих их приобретение.

При проведении внеплановых тематических оперативных проверок устанавливались факты несоблюдения порядка приема наличных денежных средств от реализации товаров (работ, услуг), реализации товаров без документов.

— У любой монеты есть две стороны. Лидия Тимофеевна, приходится ли самим налоговым органам сталкиваться с какими-либо проблемными вопросами, обусловленными применением плательщиками УСН?

— Безусловно, такие вопросы возникают в нашей работе. В таких случаях мы готовим разъяснения, а по наиболее сложным, требующим решения на законодательном уровне, разрабатываем предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, приведу пример. Так, в настоящее время ввиду ситуации, сложившейся на валютном рынке, актуальность приобретает вопрос обложения налогом при УСН сумм, вырученных при продаже валюты, а также курсовых разниц.

Несмотря на положительные тенденции в налоговых поступлениях от субъектов, применяющих УСН, анализ позволяет сделать вывод о том, что поступления налоговых платежей в расчете на одного субъекта хозяйствования, применяющиего УСН, по сравнению с поступлениями от одного субъекта малого предпринимательства, применяющего общий порядок налогообложения и имеющего такие же критерии по численности (до 100 человек), практически в 2 раза меньше. Среди организаций эта разница заметнее (сравните: соответственно 24,7 млн. руб. и 74,2 млн. руб.), среди индивидуальных предпринимателей — несколько меньше.

— Чем обусловлена такая разница в суммах платежей, уплачиваемых субъектами хозяйствования, применяющими и не применяющими УСН?

— Несмотря на то, что УСН не является льготным режимом налогообложения, приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка при применении УСН меньше. Можно сказать, что плательщики выбирают УСН исключительно из-за меньшей налоговой нагрузки.

Анализ налоговых поступлений за 2010 г., проведенный на примере 55 организаций, применяющих УСН, показал, что у 73% из них сумма налога при УСН не компенсирует бюджету налоги, заменяемые УСН. У данных организаций расчетная сумма земельного налога и налога на недвижимость от двух до десяти раз превышает налог при УСН. Это говорит о том, что эффективность УСН для наполнения бюджета оставляет желать лучшего и может быть повышена путем корректировки налогового законодательства.

В 2011 г. эффективность УСН возрастет для плательщика еще больше, чем для бюджета.

— Объясните, почему это произойдет?

— Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено применение УСН в 2011 г. при размере валовой выручки не более 12 млрд. руб. нарастающим итогом в течение календарного года, а также предоставление права микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке.

Проведенный анализ изменения размеров налоговых обязательств более четырех тысяч организаций малого предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения и отвечающих критериям применения УСН, показал, что в случае избрания ими УСН с критерием 12 млрд. руб. у 10% организаций объемы платежей сократятся, у остальных возрастут.

Сокращение платежей отмечается в основном по предприятиям реального сектора экономики, которые располагают объектами обложения земельным налогом и налогом на недвижимость.

Субъекты хозяйствования, у которых с переходом на УСН налоговая нагрузка снизится, с большой долей вероятности изберут данную систему налогообложения. В связи с этим возрастает роль мониторинга поступлений налога при УСН в бюджет. Важно своевременно и грамотно дать плательщикам необходимые разъяснения.

— Какие еще существенные изменения в порядке применения УСН произошли в последнее время?

— С 1 января 2011 г. в Налоговом кодексе Республики Беларусь закреплены нормы: о распределении внереализационных доходов при определении налоговой базы, облагаемой различными ставками, без учета выручки, получаемой от экспорта товаров, услуг; о необходимости ведения в книге учета доходов и расходов учета ввозимых с территорий Российской Федерации и Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь сырья и материалов, основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств; о представлении налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость в случае ошибочного выделения НДС только по ошибочно выделенным суммам; о невозможности применения УСН при наличии случаев реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в Гохран.

Исключена норма, согласно которой налогообложение сумм, поступивших в оплату отгрузок, совершенных в период действия ранее установленных ставок налога при УСН, производилось исходя из данных ставок, а сама реализация предложения позволила упростить форму налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения на 6 строк за счет исключения ставок 10%, 8% и 20%.

— Готовит ли Министерство по налогам и сборам новые предложения по совершенствованию порядка применения УСН?

— Работа по систематизации и анализу поступающих от плательщиков и подведомственных инспекций предложений по совершенствованию УСН продолжается постоянно. 2011 г. в этом смысле не стал исключением.

Так, в Минфин направлено предложение об уплате сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (уплата указанных платежей не зависит от результатов деятельности организации и ее выручки).

Сформулировано предложение о невозможности применения УСН субъектами, находящимися в стадии ликвидации (прекращения деятельности). Зачастую такие плательщики имеют в наличии значительное количество объектов недвижимости, участки земли, предпринимательскую деятельность не осуществляют и при этом не уплачивают никакие налоги.

Министерством по налогам и сборам представлено предложение о распространении специальной ставки налога при УСН в размере 3% на реализуемые за пределы Республики Беларусь не только услуги, но и работы.

Считаем целесообразным ввести уплату земельного налога, арендной платы за землю в случае самовольного захвата земли. Поскольку при УСН данные платежи не уплачиваются, то организации, применяющие УСН и совершившие самовольный захват земли, не уплачивают эти платежи ни в однократном, ни в десятикратном объеме.

Среди прочих в Минфин направлено предложение о включении в налоговую базу при переоценке имущества и обязательств в порядке, установленном законодательством, только положительного сальдо курсовых разниц (при его наличии), а также об уменьшении покупной стоимости реализованных товаров при безвозмездной передаче товаров и (или) их реализации ниже покупной стоимости.

Кроме того, в целях сокращения административных процедур предложено перейти на уведомительный принцип применения УСН вместо заявительного, действующего в настоящее время.

Проект указа, разработанный Министерством по налогам и сборам, кроме иных мер предусматривает возможность возобновления применения УСН для плательщиков, перешедших в течение 2011 г. с УСН на общую систему налогообложения в связи с превышением установленного Налоговым кодексом критерия валовой выручки в размере 4 120 200 000 руб. При этом устанавливается, что доплата налога при УСН в таких случаях производится без применения мер ответственности и исчисления пеней. Также проектом указа определены условия перехода на применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2012 г.

Читайте также: