Резидент спв на усн

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 декабря 2020 г. N СД-3-3/8441@ “О налогообложении прибыли резидента свободного порта Владивосток”

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращения по вопросу исчисления налога на прибыль организаций резидентом свободного порта Владивосток и сообщает следующее.

Согласно статье 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиком - резидентом свободного порта Владивосток (далее - СПВ) в целях главы 25 Кодекса признается российская организация, которая получила статус резидента СПВ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 3-5 статьи 284.4 Кодекса налоговых периодов применения налоговых ставок отвечает одновременно нескольким требованиям, в частности, организация не должна применять специальных налоговых режимов, предусмотренных Кодексом.

Прекратить применение упрощенной системы налогообложения и перейти на иной режим налогообложения налогоплательщик вправе согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса с начала календарного года.

Резидент СПВ, применявший упрощенную систему налогообложения и перешедший на общий режим налогообложения прибыли, вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций начиная с налогового периода, в котором соблюдены требования, установленные статьей 284.4 Кодекса. Аналогичное разъяснение дано Минфином России в письме от 11.02.2020 N 03-03-06/1/8920.

В соответствии с пунктом 1.8 статьи 284 Кодекса для организаций - резидентов СПВ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов; законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории СПВ (далее - соглашение).

Налоговые периоды, в течение которых применяются указанные нулевая и пониженные ставки налога, определены пунктами 3 - 5 (с 01.01.2021 пунктами 4 - 6) статьи 284.4 Кодекса.

Нулевая ставка налога в федеральный бюджет применяется в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения. Ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

В случае, если резидент СПВ не получил прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения, в течение трех следующих подряд налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр резидентов СПВ, сроки, предусмотренные пунктами 3 и 4 (с 01.01.2021 пунктами 4 и 5) статьи 284.4 Кодекса, начинают исчисляться с четвертого следующего подряд налогового периода, считая с того налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр резидентов СПВ.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год.

Из обращения следует, что организация получила статус резидента СПВ в июне 2020 года и планирует переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения с 2022 года. За трехлетний период (2020 - 2022 годы) не предусматривается получения дохода от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.

Согласно изложенному выше, срок применения льготных налоговых ставок исчисляется начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от деятельности в соответствии с соглашением, а при ее отсутствии в течение трех лет - с четвертого налогового периода, считая с того года, в котором организация включена в реестр резидентов СПВ.

Соответственно, в рассматриваемом случае наличие у организации статуса резидента СПВ в течение первых трех лет (2020 - 2022 годы, включая период применения упрощенной системы налогообложения) не будут учитываться в срок применения льготных налоговых ставок. Срок будет исчисляться с 2023 года - четвертого года с момента включения организации в реестр резидентов СПВ.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

НК РФ предусмотрены условия и сроки применения льготных ставок налога на прибыль резидентами свободного порта Владивосток. Рассмотрена следующая ситуация.

Организация получила статус резидента порта в июне 2020 г. и планирует перейти с УСН на общий режим налогообложения с 2022 г. За трехлетний период (2020-2022 гг.) не предусматривается получения дохода от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.

ФНС указала, что срок применения льготных ставок налога на прибыль исчисляется начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от деятельности в рамках соглашения, а при ее отсутствии в течение трех лет - с четвертого налогового периода, считая с того года, в котором организация включена в реестр резидентов.

Наличие у организации статуса резидента порта в течение первых трех лет (2020-2022 гг., включая период применения УСН) не учитывается. Срок будет исчисляться с 2023 г. - четвертого года с момента включения организации в реестр.


Содержание Содержание
  • Требования к резидентам порто-франко: что нужно, чтобы пользоваться льготами
  • Пример 1. Резидент СПВ
  • Налоговые льготы резидентам порто-франко
  • Льготные тарифы по общеобязательным страховым взносам и иные привилегии резидентов порто-франко
  • Распространенные ошибки при получении статуса резидента порто-франко и при применении льгот
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Одним из ключевых направлений господдержки является создание для инвесторов максимально благоприятных условий, которые содействуют осуществлению предпринимательской деятельности на территории порта (далее сокращенно – СПВ).

Свободный порт Владивосток (СПВ, а по итал. – порто-франко) – это портовая зона, отдельная часть Приморского края, наделенная особыми привилегиями в части инвестиционного, налогового, таможенного, смежного регулирования. К нему относят территории муниципальных образований, перечисленные в ст. 4 ФЗ РФ № 212 от 13.07.2015. Данная портовая зона изначально создавалась на срок 70 лет, который предусматривает возможность продления.

ФЗ РФ № 212 – основной правовой акт, который разрешает, регулирует вопросы, связанные с созданием, деятельностью порта. Датировка закона свидетельствует о том, что СПВ образован и начал работу с 12 октября 2015 года.

Для инвесторов, ставших ее резидентами, установлены особые правовые режимы для ведения деятельности. Применяются они только на территории СПВ и касаются, прежде всего, льготирования по федеральным налогам и общеобязательным страховым взносам.

Резиденты СПВ имеют возможность также обращаться за помощью к управляющей компании, которая наделена соответствующими полномочиями по защите и представлению их интересов. В рамках своих полномочий данный орган консультирует по насущным проблемам, занимается созданием подобающей инфраструктуры, вопросами газо (водо, электро, тепло) снабжения, строительством объектов и др. Чтобы пользоваться установленными на территории СПВ льготами, необходимо соответствовать предъявляемым требованиям (применительно к нормам ФЗ РФ № 212).

Требования к резидентам порто-франко: что нужно, чтобы пользоваться льготами

Итак, чтобы пользоваться льготами на территории СПВ, нужно быть его резидентом. На приобретение статуса резидента данного порто-франко могут претендовать те коммерческие структуры либо ИП, которые зарегистрировались и осуществляют деятельность на его территории. Исключение: государственные и муниципальные УП.

Получить статус резидента могут не все, а лишь те юрлица и ИП, которые целиком и полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Их устанавливает для ИП и юрлиц ПП РФ № 1123 от 20.10.2015.

Как сказано в ПП РФ № 1123, для целей определения объема кап. вложений не учитывают траты (по приобретению имущества, сооружений, иные), понесенные до даты занесения в реестр резидентов.

Приобретение статуса резидента СПВ подлежит оформлению в общем порядке, установленном ст. 11 ФЗ РФ № 212. Для этого нужно:

  1. Подготовить комплект документов: бизнес-план, свидетельство о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС, учредительную документацию.
  2. Составить заявку для заключения соответствующего соглашения.
  3. Подать заявку со всей документацией в управляющую компанию и дождаться ее решения (на рассмотрение уходит до 15 раб. дн.).

При положительном решении с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности (стандартно на протяжении месяца). Необходимые сведения о регистрации данного заявителя заносятся в реестр резидентов СПВ, а непосредственно ему выдают регистрационное свидетельство, подтверждающее обретенный статус резидента. Далее данные о регистрации сообщаются в соответствующую ИФНС и, по необходимости, в таможенный орган.

При прекращении деятельности резидента СПВ в реестр на протяжении 5 дн. заносится запись о прекращении данного статуса. А это значит, что с этого момента право на использование льгот, предусмотренных для резидента, им утрачивается.

Пример 1. Резидент СПВ

С 11.01.2016 резидентом СПВ становится независимая кинокомпания ООО «Морской волк. Создание киноисторий». Киностудия занимается производством и продвижением различных проектов на Дальнем Востоке. В их числе: художественные, документальные, учебные фильмы, телепрограммы, реклама, клипы и др.

В рамках своей деятельности компания оказывает информационную, организационную, продюсерскую, техническую и иную поддержку российским и иностранным кинокомпаниям во Владивостоке.

Налоговые льготы резидентам порто-франко

Для юрлиц–резидентов СПВ статья 284 НК РФ устанавливает пониженные ставки по налогу на прибыль. Ряд привилегий для них предусмотрено также по НДС, земельному и имущественному налогу.

Установлены пониженные ставки:

0% – платежам в федеральный и краевой бюджет (первые 5 л.), начиная с периода, когда получена прибыль;

Важно! Если плательщик после включения в реестр резидентов не получал прибыли 3 г., то отсчет сроков по применению ставок (5 лет) ведется с четвертого налогового периода

Применяются пониженные ставки:

0% – начиная с месяца, который следует за месяцем постановки имущества на баланс,

Обращаясь ко льготам по налогу на прибыль, следует учесть следующее. Налогоплательщик с действующим статусом резидента СПВ вправе пользоваться перечисленными льготными ставками, но при соблюдении некоторых условий, а именно, если за конкретный налоговый период:

  • доход от деятельности, осуществляемой им на территории СПВ (по соглашению) составляет не меньше 90% всей учитываемой прибыли;
  • он ведет раздельный учет доходов и трат по деятельности в рамках СПВ и по иной деятельности.

Отсюда следует, что, если размер указанного дохода в СПВ будет меньше 90%, то ко всей базе налога надлежит применять не льготную, а общую ставку 20%.

Об этом свидетельствуют разъяснения Минфина РФ (письмо № 03-03-10/15503 от 20.03.2015) и ФНС РФ (письмо № СД-4-3/6723@ от 18.04.2016). Здесь же, помимо прочего, обращается внимание на следующие особенности применения льготных ставок по налогу на прибыль.

Если резидент СПВ от деятельности на его территории получил прибыль больше 90 %, то он применяет льготную ставку следующим образом:

  1. Для уплаты в федеральный бюджет: 0% применяется ко всей базе налога (в том числе и от иной деятельности).
  2. Для зачисления в бюджет субъекта РФ: льготная ставка применяется только к той базе налога, которая определяется по деятельности, осуществляемой на территории порто-франко.
  3. Для краевого бюджета: используется общеустановленная ставка.

Из вышеуказанных писем ФНС РФ и Минфина РФ.

Льготные тарифы по общеобязательным страховым взносам и иные привилегии резидентов порто-франко

Юрлица и ИП, которые приобрели статус резидента СПВ, вправе применять льготные тарифы общеобязательных страховых взносов.

Льготные тарифы по общеобязательным взносам для резидентов СПВ
ОПС (%) ВНиМ (%) ОМС (%)
6,0 1,5 0,1

Итого, суммарно размер взносов на 10 л. для резидентов СПВ составляет порядка 7,6% в отличие от 30%, которые установлены для нерезидентов. Основание для применения льготных тарифов: пп. 12 и 13 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ.

Помимо привилегий в страховании и налоговой сфере на территории СПВ действует ряд иных послаблений. Так, резиденты могут оформить разрешения, получить необходимую документацию на капстроительство на протяжении 40 дн. Для них установлен режим свободной таможенной зоны, упрощенный визовый режим.

Распространенные ошибки при получении статуса резидента порто-франко и при применении льгот

Ошибка 1. Неверным является мнение о том, что статус резидента порто-франко присваивается с момента принятия решения управляющей компанией.

ИП, юрлицо считается резидентом СПВ со дня (даты) занесения необходимой записи в реестр резидентов СПВ. С этого момента он может пользоваться положенными ему льготами.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Относят ли ТОСЭР к свободной портовой зоне Владивосток?

Нет. Территории, где введен режим особой экономической зоны либо зоны территориального развития, в том числе ТОСЭР, не входят в СПВ.

Можно ли применять одновременно льготы, установленных НК РФ для резидентов свободного порта Владивосток и преференцию инвестора в виде получения земельного участка в аренду без проведения торгов. .

Продолжение статьи только платным пользователям

Если вы уже зарегистрированы, нажмите сюда


Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-18-3/990@ от 17.06.2020

О применении налоговых преференций резидентом свободного порта Владивосток

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения организацией одновременно двух преференциальных режимов: установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговых преференций для резидентов свободного порта Владивосток и имущественной поддержки в соответствии с законом Приморского края от 10.05.2006 № 354-КЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае" в виде предоставления инвестору приоритетного инвестиционного проекта земельного участка в аренду без проведения торгов, сообщает следующее.

Из письма следует, что организация имеет статус резидента свободного порта Владивосток. При этом осуществляемый ею в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток (далее - СПВ) инвестиционный проект включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов Приморского края.

Пунктом 1.8 статьи 284 и статьей 284.4 Кодекса для организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, предусмотрены налоговая ставка в размере 0 процентов по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и пониженные законами субъектов Российской Федерации налоговые ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории СПВ. Пониженные налоговые ставки применяются при условии выполнения организацией установленных Кодексом требований. В частности, организация не должна являться участником консолидированной группы налогоплательщиков, резидентом особой экономической зоны любого типа, участником региональных инвестиционных проектов. Наличие у инвестиционного проекта статуса приоритетного инвестиционного проекта не входит в перечень ограничений для применения пониженных налоговых ставок резидентом СПВ.

Определение понятия "региональный инвестиционный проект" и "участник регионального инвестиционного проекта" для целей Кодекса приведены в статьях 25.8 и 25.9 главы 3.3 Кодекса. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения её в реестр участников региональных инвестиционных проектов в порядке, установленном главой 3.3 Кодекса, а также в случае обращения её в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций и (или) по налогу на добычу полезных ископаемых в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 Кодекса.

Таким образом, включение инвестиционного проекта в реестр приоритетных инвестиционных проектов Приморского края не означает получения организацией, его реализующей, статуса участника регионального инвестиционного проекта для целей Кодекса.

Соответственно, реализация организацией приоритетного инвестиционного проекта в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории СПВ (без получения организацией статуса участника регионального инвестиционного проекта в установленном Кодексом порядке), не лишает организацию права на применение налоговых преференций, предусмотренных для резидентов свободного порта Владивосток.

Вопрос правомерности предоставления организации - инвестору приоритетного инвестиционного проекта имущественной поддержки в виде предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в случае применения ею налоговых преференций в качестве резидента свободного порта Владивосток не входит в компетенцию налоговых органов.


Содержание Содержание
  • Требования к резидентам порто-франко: что нужно, чтобы пользоваться льготами
  • Пример 1. Резидент СПВ
  • Налоговые льготы резидентам порто-франко
  • Льготные тарифы по общеобязательным страховым взносам и иные привилегии резидентов порто-франко
  • Распространенные ошибки при получении статуса резидента порто-франко и при применении льгот
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Одним из ключевых направлений господдержки является создание для инвесторов максимально благоприятных условий, которые содействуют осуществлению предпринимательской деятельности на территории порта (далее сокращенно – СПВ).

Свободный порт Владивосток (СПВ, а по итал. – порто-франко) – это портовая зона, отдельная часть Приморского края, наделенная особыми привилегиями в части инвестиционного, налогового, таможенного, смежного регулирования. К нему относят территории муниципальных образований, перечисленные в ст. 4 ФЗ РФ № 212 от 13.07.2015. Данная портовая зона изначально создавалась на срок 70 лет, который предусматривает возможность продления.

ФЗ РФ № 212 – основной правовой акт, который разрешает, регулирует вопросы, связанные с созданием, деятельностью порта. Датировка закона свидетельствует о том, что СПВ образован и начал работу с 12 октября 2015 года.

Для инвесторов, ставших ее резидентами, установлены особые правовые режимы для ведения деятельности. Применяются они только на территории СПВ и касаются, прежде всего, льготирования по федеральным налогам и общеобязательным страховым взносам.

Резиденты СПВ имеют возможность также обращаться за помощью к управляющей компании, которая наделена соответствующими полномочиями по защите и представлению их интересов. В рамках своих полномочий данный орган консультирует по насущным проблемам, занимается созданием подобающей инфраструктуры, вопросами газо (водо, электро, тепло) снабжения, строительством объектов и др. Чтобы пользоваться установленными на территории СПВ льготами, необходимо соответствовать предъявляемым требованиям (применительно к нормам ФЗ РФ № 212).

Требования к резидентам порто-франко: что нужно, чтобы пользоваться льготами

Итак, чтобы пользоваться льготами на территории СПВ, нужно быть его резидентом. На приобретение статуса резидента данного порто-франко могут претендовать те коммерческие структуры либо ИП, которые зарегистрировались и осуществляют деятельность на его территории. Исключение: государственные и муниципальные УП.

Получить статус резидента могут не все, а лишь те юрлица и ИП, которые целиком и полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Их устанавливает для ИП и юрлиц ПП РФ № 1123 от 20.10.2015.

Как сказано в ПП РФ № 1123, для целей определения объема кап. вложений не учитывают траты (по приобретению имущества, сооружений, иные), понесенные до даты занесения в реестр резидентов.

Приобретение статуса резидента СПВ подлежит оформлению в общем порядке, установленном ст. 11 ФЗ РФ № 212. Для этого нужно:

  1. Подготовить комплект документов: бизнес-план, свидетельство о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС, учредительную документацию.
  2. Составить заявку для заключения соответствующего соглашения.
  3. Подать заявку со всей документацией в управляющую компанию и дождаться ее решения (на рассмотрение уходит до 15 раб. дн.).

При положительном решении с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности (стандартно на протяжении месяца). Необходимые сведения о регистрации данного заявителя заносятся в реестр резидентов СПВ, а непосредственно ему выдают регистрационное свидетельство, подтверждающее обретенный статус резидента. Далее данные о регистрации сообщаются в соответствующую ИФНС и, по необходимости, в таможенный орган.

При прекращении деятельности резидента СПВ в реестр на протяжении 5 дн. заносится запись о прекращении данного статуса. А это значит, что с этого момента право на использование льгот, предусмотренных для резидента, им утрачивается.

Пример 1. Резидент СПВ

С 11.01.2016 резидентом СПВ становится независимая кинокомпания ООО «Морской волк. Создание киноисторий». Киностудия занимается производством и продвижением различных проектов на Дальнем Востоке. В их числе: художественные, документальные, учебные фильмы, телепрограммы, реклама, клипы и др.

В рамках своей деятельности компания оказывает информационную, организационную, продюсерскую, техническую и иную поддержку российским и иностранным кинокомпаниям во Владивостоке.

Налоговые льготы резидентам порто-франко

Для юрлиц–резидентов СПВ статья 284 НК РФ устанавливает пониженные ставки по налогу на прибыль. Ряд привилегий для них предусмотрено также по НДС, земельному и имущественному налогу.

Установлены пониженные ставки:

0% – платежам в федеральный и краевой бюджет (первые 5 л.), начиная с периода, когда получена прибыль;

Важно! Если плательщик после включения в реестр резидентов не получал прибыли 3 г., то отсчет сроков по применению ставок (5 лет) ведется с четвертого налогового периода

Применяются пониженные ставки:

0% – начиная с месяца, который следует за месяцем постановки имущества на баланс,

Обращаясь ко льготам по налогу на прибыль, следует учесть следующее. Налогоплательщик с действующим статусом резидента СПВ вправе пользоваться перечисленными льготными ставками, но при соблюдении некоторых условий, а именно, если за конкретный налоговый период:

  • доход от деятельности, осуществляемой им на территории СПВ (по соглашению) составляет не меньше 90% всей учитываемой прибыли;
  • он ведет раздельный учет доходов и трат по деятельности в рамках СПВ и по иной деятельности.

Отсюда следует, что, если размер указанного дохода в СПВ будет меньше 90%, то ко всей базе налога надлежит применять не льготную, а общую ставку 20%.

Об этом свидетельствуют разъяснения Минфина РФ (письмо № 03-03-10/15503 от 20.03.2015) и ФНС РФ (письмо № СД-4-3/6723@ от 18.04.2016). Здесь же, помимо прочего, обращается внимание на следующие особенности применения льготных ставок по налогу на прибыль.

Если резидент СПВ от деятельности на его территории получил прибыль больше 90 %, то он применяет льготную ставку следующим образом:

  1. Для уплаты в федеральный бюджет: 0% применяется ко всей базе налога (в том числе и от иной деятельности).
  2. Для зачисления в бюджет субъекта РФ: льготная ставка применяется только к той базе налога, которая определяется по деятельности, осуществляемой на территории порто-франко.
  3. Для краевого бюджета: используется общеустановленная ставка.

Из вышеуказанных писем ФНС РФ и Минфина РФ.

Льготные тарифы по общеобязательным страховым взносам и иные привилегии резидентов порто-франко

Юрлица и ИП, которые приобрели статус резидента СПВ, вправе применять льготные тарифы общеобязательных страховых взносов.

Льготные тарифы по общеобязательным взносам для резидентов СПВ
ОПС (%) ВНиМ (%) ОМС (%)
6,0 1,5 0,1

Итого, суммарно размер взносов на 10 л. для резидентов СПВ составляет порядка 7,6% в отличие от 30%, которые установлены для нерезидентов. Основание для применения льготных тарифов: пп. 12 и 13 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ.

Помимо привилегий в страховании и налоговой сфере на территории СПВ действует ряд иных послаблений. Так, резиденты могут оформить разрешения, получить необходимую документацию на капстроительство на протяжении 40 дн. Для них установлен режим свободной таможенной зоны, упрощенный визовый режим.

Распространенные ошибки при получении статуса резидента порто-франко и при применении льгот

Ошибка 1. Неверным является мнение о том, что статус резидента порто-франко присваивается с момента принятия решения управляющей компанией.

ИП, юрлицо считается резидентом СПВ со дня (даты) занесения необходимой записи в реестр резидентов СПВ. С этого момента он может пользоваться положенными ему льготами.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Относят ли ТОСЭР к свободной портовой зоне Владивосток?

Нет. Территории, где введен режим особой экономической зоны либо зоны территориального развития, в том числе ТОСЭР, не входят в СПВ.

Адвокатам и юристам объяснили, как защищать права резидентов территорий опережающего развития

14 мая состоялся вебинар «Практические особенности преференциальных режимов на Дальнем Востоке», организованный комиссиями по международному сотрудничеству Федерального союза адвокатов России (ФСАР) и Союза молодых адвокатов России (СМАР), а также Приморским отделением ФСАР в сотрудничестве с Арбитражным центром при РСПП.





Открыл вебинар руководитель Комиссии по международному сотрудничеству ФСАР Рашит Зиганшин, который представил экспертов, подготовивших доклады, а также обозначил основные вопросы по теме вебинара.

По его словам, на сегодняшний день в Дальневосточном федеральном округе сформировано конкурентоспособное инвестиционное пространство, включающее в себя 18 территорий опережающего развития (ТОР) с особым преференциальным режимом, созданным специально для инвесторов. На этих территориях инвесторы могут получить налоговые льготы, проходить административные процедуры в упрощенном порядке, пользоваться другими преференциями, благодаря чему в настоящее время экономический рост Дальнего Востока в среднем в два раза выше, чем в других российских регионах. В то же время, подчеркнул руководитель Комиссии по международному сотрудничеству ФСАР, чтобы разобраться во всех этих нововведениях, необходимы особые знания. «И хотя юристу нет нужды становиться техническим специалистом, разбираться в той области технологий, в рамках которой требуется защищать права работодателя или клиента, обязательно нужно», – заключил он.

Затем Рашит Зиганшин передал слово магистру права в области транснационального бизнеса, кандидату юридических наук, руководителю Дальневосточного отделения Арбитражного центра при РСПП Наталье Присекиной. Она, используя для наглядности презентацию, рассказала участникам вебинара о преимуществах резидента свободного порта Владивосток и ТОР «Дальний Восток». Лектор объяснила, в чем заключается основная разница между этими двумя территориями опережающего развития.

Как следовало из доклада Натальи Присекиной, в 2015 г. был создан Свободный порт Владивосток (СПВ), который включал только территорию Приморского края. На сегодня он охватывает 22 муниципальных образования на Дальнем Востоке. Если СПВ – свободная экономическая зона, которая позволяет резидентам заниматься практически любым бизнесом, то ТОРы имеют строгую индустриальную специализацию. В зависимости от специализации бизнес из России и зарубежных стран выбирает конкретную ТОР для реализации своего проекта.

Еще одно ключевое отличие ТОРов от СПВ, по словам докладчика, заключается в том, что ТОРы предоставляют резидентам основную инфраструктуру и коммуникации. В свою очередь альтернативным преимуществом СПВ является то, что резиденты этой зоны вправе получить земельный участок без аукциона, уточнила Наталья Присекина. Она отметила, что данная особенность породила правовую коллизию, что привело к многочисленным судебным спорам, и на сегодняшний день Правительство ДВФО обсуждает вопрос о снятии данной преференции.

Кроме того, для резидентов ТОРов и СПВ различается изначальный объем капитальных затрат: проекты СПВ обязуются вложить 5 млн рублей в течение трех лет, а участники ТОРов должны преодолеть барьер в 500 тыс. рублей минимальных инвестиций. Остальные льготы примерно одинаковые. Так резиденты освобождаются от налогов на прибыль и на имущество в течение первых пяти лет, а также от налога на землю (в СПВ – на первые три года, а в ТОРах на первые пять лет).

Вопросов к лектору было так много, что модератору вебинара – руководителю Комиссии по международному сотрудничеству СМАР Екатерине Химикус – приходилось довольно часто напоминать о времени, отведенному для каждого из выступающих.

В ответ на ряд поступивших от участников вебинара вопросов юрист ООО «Пепеляев групп» Екатерина Самусенко сообщила, что с целью развития свободных экономических режимов Дальнего Востока был создан целый ряд организаций. Среди них – корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ) – «управляющая компания особых экономических зон Дальнего Востока» со 100%-ным государственным участием, которая отвечает за операционную деятельность ТОРов и СПВ, также оформляет статус резидента, отвечает за прием и обработку заявок, следит за исполнением обязательств со стороны резидентов и представляет их интересы в суде в случае административных споров. Екатерина Самусенко отметила, что большое количество государственных ведомств, имеющих отношение к развитию свободных экономических режимов на Дальнем Востоке, вызывает путаницу у инвесторов и состояние фрустрации у чиновников на местах, что приводит к многочисленным спорам, в том числе и судебным.

Тема судебной практики по делам с участием резидентов СПВ и ТОР получила развитие в выступлении руководителя Приморского регионального отделения ФСАР Ирины Ночвиной. Она проанализировала судебные акты арбитражных судов и судов общей юрисдикции по делам с участием резидентов СПВ и ТОР за период с 2015 г. по первые месяцы 2020 г. Докладчик отметила, что указанные судебные акты можно условно разделить на несколько групп, что связано, прежде всего, с нормативно-правовым регулированием преференциальных режимов.

Одну группу составляют дела по искам АО «Корпорация развития Дальнего Востока» к резидентам о расторжении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития либо СПВ. Основанием чаще всего указывается неосуществление резидентами инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением. Кроме того, в качестве основания для иска указывается существенное нарушение ответчиками условий данных соглашений, например, в части непредставления документов в срок, предусмотренный соглашением (чаще всего это результаты инженерных изысканий и проектная документация). Суд, как правило, признает данные нарушения существенными и в соответствии ч. 2 ст. 450 ГК РФ удовлетворяет заявленные требования.

Также встречаются споры по искам АО «Корпорация развития Дальнего Востока» к бывшим резидентам, с которыми расторгнуты соглашения о взыскании убытков, возникших в связи с расторжением соглашения, а также штрафов за нарушение различных пунктов соглашений. Такие иски, как правило, удовлетворяются, пояснила Ирина Ночвина.

Завершился вебинар докладом адвоката, медиатора, руководителя Комиссии по международному сотрудничеству СМАР, руководителя «Центра эффективного разрешения споров, медиации и третейского разбирательства» Екатерины Химикус. Она информировала о применении примирительных процедур в условиях создания и развития особых экономических зон. По ее наблюдению возникновение недопонимания между резидентами и органами исполнительной власти начинается с того, что многие проекты не могут начать операционную деятельность из-за проблем согласования старта работ с муниципальными властями уже после получения статуса резидента.

Так, например, резидентам СПВ, которым полагается земельный участок без аукциона, зачастую долго передают права на него. В свою очередь резиденты ТОР, которые рассчитывают на подведенную инфраструктуру, сталкиваются с тем, что на их участке отсутствуют некоторые коммуникации. В сложившихся обстоятельствах резиденты довольно часто обращаются к «управляющей компании», которая выступает регулятивным посредником. «При этом применение медиационных технологий приводит к эффективному результату, ведь медиация должна предлагать удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры. Ведь процесс медиации основан на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения, а сама процедура не носит характера тяжбы», – пояснила докладчик.

Заканчивая свое выступление, Екатерина Химикус поблагодарила всех участников мероприятия за внимание и выразила огромную признательность спикерам.

Читайте также: