Расходы на вывоз мусора при усн доходы минус расходы

Опубликовано: 13.05.2024

Индивидуальный предприниматель находится на УСН (доходы минус расходы). Могу ли я уменьшить доходы на плату за услуги по вывозу мусора с прилегающей территории, а также за услуги по дератизации арендуемого помещения?

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы на указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ перечень расходов является закрытым.

Затраты на дератизацию и вывоз мусора прямо не поименованы в закрытом перечене расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшать полученные доходы.

Требования к проведению дератизации установлены требования к проведению дератизации установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.3.1129-02 «3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 г.

Если предприниматель занимается торговлей продовольственными товарами, то в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 указанных Правил дератизация помещения должна производиться ежемесячно, в остальных случаях – по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническим показаниям.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Расходы по оплате услуг организаций по дератизации арендуемого помещения могут быть учтены в составе материальных расходов в соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 254 НК РФ как расходы по контролю за соблюдением технологических процессов и техническому обслуживанию основных средств.

Этой же позиции придерживается Минфин РФ в письме от 06.09.2005 г. № 03-11-04/2/66.

Однако в этом же письме Минфин РФ отмечает, что расходы по уборке прилегающей территории, в том числе расходы по вывозу мусора, при определении налоговой базы по единому налогу учитываться не должны, поскольку они не связаны с предпринимательской деятельностью организации.

Кроме того, в письме от 16.08.2005 г. № 03-11-04/2/49 Минфин РФ разъяснил, что расходы по оплате услуг сторонних организаций по вывозу мусора и бытовых отходов к услугам производственного характера, включаемым в перечень материальных расходов, не относятся, поскольку не связаны с техническим обслуживанием основных средств. Поэтому указанные расходы при налогообложении учитываться не должны.

Арбитражные суды часто поддерживают точку зрения Минфина РФ и указывают на невозможность отнесения затрат на вывоз мусора к расходам, уменьшающим доходы при определении объекта налогообложения по УСН.

Однако на территории Уральского округа сложилась уникальная в этом отношении арбитражная практика: суды встают на сторону налогоплательщиков.

В частности, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 27.10.2004 г. № Ф09-4454/04АК указал на неправомерность привлечения к ответственности налогоплательщика, находящегося на УСН, за включение в состав расходов затрат на вывоз и утилизацию мусора и бытовых отходов, поскольку эти расходы являются неотъемлемой частью процесса розничной торговли и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность на территории Свердловской области, то в случае спора с налоговыми органами велика вероятность того, что арбитражный суд вынесет решение в пользу налогоплательщика.

Затраты на услуги по вывозу мусора с прилегающей территории можно учесть также в составе расходов на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя в том числе принимаемые в соответствии с данным законом иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

П. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации , утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.

Правила… обязательны для применения и исполнения в том числе предпринимателями без образования юридического лица (п. 1 Правил…).

Таким образом, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по своевременному вывозу мусора, тары с прилегающей территории в пределах противопожарных расстояний.

Следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на документально подтвержденные расходы по вывозу мусора с прилегающей территории на основании п.п. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Однако налоговые органы наверняка будут возражать против учета расходов на вывоз мусора при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Таким образом, расходы на услуги по дератизации арендуемого помещения могут быть учтены при определении налоговой базы, а правомерность учета расходов на вывоз мусора, скорее всего, придется доказывать в судебном споре с налоговыми органами.

Вы можете попробовать договориться с арендодателем, чтобы расходы на вывоз мусора были включены в состав арендных платежей.

В этом случае всю сумму, уплаченную за аренду (в том числе расходы на вывоз мусора), Вы сможете отнести на расходы на основании п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не вступая в налоговые споры.


В данной статье мы рассмотрим порядок принятия в учете индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», затрат, связанных с вывозом отходов производства и потребления.

Виды отходов

Отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Такое определение дано в п. 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001).

Различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (п. 3.11 ГОСТа 30772-2001).

Отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТа 30772-2001). Речь идет в основном о твердых, порошкообразных и пастообразных отходах (мусоре, стеклобое, ломе, макулатуре, пищевых отходах, тряпье и др.), образующихся в результате жизнедеятельности людей. Кстати, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений (их еще называют твердыми бытовыми отходами – ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».

В свою очередь отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые.

Используемые отходы – отходы, которые используют в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива (п. 3.13 ГОСТа 30772-2001). В состав указанных отходов входят возвратные отходы, которые потребляются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции.

Неиспользуемые отходы – отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (п. 3.14 ГОСТа 30772-2001).

Все отходы в зависимости от общих признаков делят на следующие виды: бытовые, пищевые, биологические, безопасные/опасные, химические, токсичные и т.п.

Отходы производства и отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Обращение с отходами

Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03).

Временное хранение

Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые не могут быть утилизированы на предприятиях (п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Хранение отходов на производственной территории предназначается для их селективного сбора либо для использования в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания, частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

При временном размещении отходов следует соблюдать требования, прописанные в СанПиН 2.1.7.1322-03. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходы хранят (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Транспортировка и утилизация

Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Данное определение содержится в абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами (абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяют на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Несанкционированные свалки

В настоящее время повсеместно встречаются несанкционированные свалки. Данный факт – результат неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов в место их утилизации. В связи с этим были разработаны Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (далее – Рекомендации). Указанные рекомендации размещены на официальном сайте Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru) в подразделе «Методические документы» раздела «Документы». Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов также остается нерешенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. На это указано в п. 3 Приложения к Рекомендациям. Материалы по факту выявленных нарушений могут быть переданы в Россельхознадзор, в органы государственного лесного надзора либо в прокуратуру. Если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с несоблюдением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это уже уголовно наказуемое преступление. Данный вывод следует из п. 5 Приложения к Рекомендациям.

Порядок принятия расходов к учету

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Указанный подпункт, судя по определению ТБО, предусмотренному ГОСТом 30772-2001, касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Так что учесть расходы на транспортировку ТБО вправе лица, обслуживающие домовладения.

Здесь не лишним будет напомнить, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то тут не все так однозначно.

Уже давно (еще до введения в 2008 году подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) чиновники утверждают, что расходы по оплате услуг организаций по вывозу мусора и услуг по уборке территории не могут быть учтены при налогообложении. Такой вывод содержится в следующих письмах Минфина России: от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49.

По нашему мнению, здесь есть некоторая нелогичность. К примеру, в том же письме финансистов от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49 сказано, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по оплате услуг городского центра дезинфекции относятся к расходам по техническому обслуживанию основных средств. Поэтому такие затраты на основании подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены в составе материальных расходов. Обычному человеку, далекому от разъяснений Минфина, понять, чем в налоговом учете при УСН различаются услуги дезинфекции от услуг транспортировки мусора, практически невозможно.

Тем не менее не все так безнадежно. Дело в том, что арбитры не раз подтверждали правомерность учета затрат на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, объясняя это тем, что указанные расходы связаны с производственной деятельностью. Ведь обязательный сбор и вывоз отходов производства и потребления предусмотрены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

Суды установили, что затраты на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов были обоснованно включены в расходы по УСН. Ведь обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов предусмотрен Законом № 52-ФЗ. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.

Данный вывод содержится в следующих постановлениях ФАС: Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3456/09-С2, Северо­Кавказского округа от 10.11.2008 № Ф08-6700/2008, Поволжского округа от 17.10.2006 по делу № А65-2926/2006-СА2-9, Восточно­Сибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-С1.

Кстати, кроме твердых отходов, могут образоваться еще жидкие производственные отходы. По нашему мнению, транспортировку жидких отходов также можно отнести к услугам производственного характера, которые отражают в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы. Ведь обязанность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению производственных отходов всех видов предусмотрена в ст. 22 Закона № 52-ФЗ. Сразу скажем, что налоговикам данный вид расходов вряд ли понравится.

Исходя из абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Между тем, согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на ЕНВД переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Поэтому если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу ТБО в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг и при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляет, то указанная деятельность может быть переведена на ЕНВД. Данный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 29.12.2011 № 03-11-06/2/187 и от 31.03.2011 № 03-11-11/78. В свою очередь если предпринимательская деятельность по транспортировке ТБО является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то налогообложение производится в соответствии с УСН или ОСН (письма Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-11-11/206 и от 17.09.2010 № 03-11-11/245).

Обращаем ваше внимание, что ранее чиновники утверждали: вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к оказанию услуг по перевозке грузов. На это указано в письмах Минфина РФ от 16.06.2009 № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 № 03-11-09/43.

Также смотрите статью «ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» на стр. 30 журнала № 8’ 2010

Как платить налоги с продаж на маркетплейсе?
  • Маркетплейсы
  • Налоги
  • УСН


Алексей спрашивает: «Открыл ИП на УСН для продаж на маркетплейсе. Как у меня будут рассчитываться налоги?»

Все зависит от вида УСН и схемы, по которой вы платите агентское вознаграждение

Маркетплейсы продают товары предпринимателей на своей площадке и за это берут с предпринимателей агентское вознаграждение. Есть два вида расчета вознаграждения:

  1. ИП получает всю выручку с продажи товара, а потом выплачивает вознаграждение площадке отдельно.
  2. Маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение и переводит ИП остаток.

В обоих случаях доход ИП — вся сумма с продажи товара. Неважно, сколько денег ИП получил на счет.

Если ИП получает выручку с продажи и выплачивает агентское вознаграждение отдельно

Каждый месяц маркетплейс перечисляет предпринимателю всю выручку за продажу товаров. С этой суммы ИП платит отдельно агентское вознаграждение — один или два раза в месяц, зависит от договора с площадкой.

На УСН «Доходы». Для расчета налога учитывается только доход. Со всей суммы, которая пришла на счет, нужно заплатить налог:


Если продаете еще через собственный интернет-магазин и торговую точку, нужно включить и эти доходы.

На УСН «Доходы минус расходы». Доходы здесь — все, что пришло от маркетплейса на счет. Расходы — агентское вознаграждение, которое вы платите площадке.


Режим УСН «Доходы минус расходы» выгодно выбирать, если расходы составляют свыше 60% доходов.

Если маркетплейс сразу удерживает агентское вознаграждение с выручки продавца

На счет придет сумма с продаж товара за вычетом агентского вознаграждения.

На УСН «Доходы». Доходы — вся сумма за проданные товары плюс агентское вознаграждение. Обычно эта сумма отражается в личном кабинете продавца на маркетплейсе, там же вы найдете сумму вознаграждения площадки.


На УСН «Доходы минус расходы». Агентское вознаграждение учитывается как расход. Налог считаем с суммы, которая поступила на счет.


Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Как узнать налоговую ставку

Если вы только планируете открыть ИП для продаж на маркетплейсе, уточните на сайте налоговой ставку в вашем регионе.

В разных регионах ставки налога могут различаться. Например, на УСН «Доходы» — от 1 до 6%, на УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%.

Проверить размер ставки можно на сайте налоговой. Там же — информация о льготах.

Проверка размера ставки на УСН на сайте налоговой
Выберем Ярославскую область

Внизу страницы найдите блок «Информация ниже зависит от вашего региона». Здесь собраны тексты законов по УСН.

Тексты законов по УСН на сайте налоговой
Нажмите на «Загрузить», чтобы перейти к документу

Ниже расположена краткая информация по льготным ставкам.

Информация о налоговых ставках по УСН в Ярославской области
Например, у вас есть форелевая ферма и вы работаете по УСН «Доходы минус расходы» в Ярославской области. Ваша налоговая ставка — 5%

Если ваш бизнес не попадает ни в одну из льготных категорий, то вы платите налог по федеральной ставке — 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы».

Бухгалтерское обслуживание Тинькофф

Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание

  • Расчет налогов для ИП на УСН или патенте;
  • Подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • Проверенные бухгалтеры с опытом от 5 лет.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

Переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется в добровольном порядке.

Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В связи с этим, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса установлен ограниченный перечень расходов, на которые налогоплательщик может уменьшать полученные доходы при определении объекта налогообложения.

Расходы по уборке территорий и кровли домов от снега и наледи в вышеуказанный перечень расходов не включены.

Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать вышеназванные расходы в составе расходов при определении налоговой базы по данному налогу.

Одновременно с этим сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

УСН: расходы по уборке территорий

Плательщикам, применяющим систему налогообложения в виде УСН с объектом «доходы минус расходы», нельзя уменьшать базу на затраты по уборке территорий и снега, поскольку такие расходы не поименованы в перечне учитываемых при налогообложении затрат. Даже несмотря на то, что указанные затраты необходимы для осуществления предпринимательской деятельности, обоснованы и документально подтверждены. Все очень просто: перечень обязательных расходов закрыт, и затраты на уборку в него не входят, значит, учитывать их нет оснований.

В частности, расходы на оплату услуг сторонних организаций по уборке и вывозу снега, чистке крыш, бассейна, столовой, а также расходы, связанные с работами по территориальному благоустройству, при определении объекта налогообложения, не учитываются (письма Минфина России от 19.10.2010 № 03-11-06/2/157, от 22.10.2010 № 03-11-06/2/163, от 24.09.2010 № 03-11-06/2/152).

Таково мнение контролирующих органов, а вот представители судебных инстанций более благосклонны к налогоплательщикам.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2010 № А46-13159/2009

рассматривается дело, в котором налоговые инспекторы не принимали расходы по оплате услуг уборки снега и вывоза мусора. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расходы предпринимателя по оплате услуг сторонних организаций, связаны с его производственной деятельностью и как материальные затраты производственного характера подлежат отнесению в расходы. То обстоятельство, что территория, на которой осуществлялась уборка и вывоз снега, предоставляется предпринимателем в аренду, не исключает производственного характера этих работ. Более того, факт выполнения работ контрагентами и их оплата предпринимателем в полном объеме подтвержден актами, счетами, платежными поручениями.

Дополнительные основания для уменьшения «налоговой» прибыли на затраты по уборке территорий появятся, если они будут произведены в силу санитарных требований.

В постановлении ФАС Московского округа от 09.07.2008 № КА-А40/5816-08 фирма посчитала расходы по уборке территории экономически необоснованными и неподтвержденными. Дело в том, что она занималась мелкорозничной выездной торговлей, которая осуществлялась на основании сертификата соответствия.

Деятельность по установке данных временных объектов мелкорозничной торговли была направлена на получение дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Затраты по уборке территорий по адресам, где были установлены автомобильные лавки, отвечают требованиям обоснованности и направленности на деятельность, приносящую доход, так как вызваны санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли. Ведь согласно этим требованиям, территория организации торговли и прилежащей к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте.

Следовательно, уборка территории, на которой осуществляется торговля продукцией, должна проводиться плательщиком в обязательном порядке вне зависимости от того, закреплена ли данная обязанность в договоре аренды.

Как правильно учитывать при УСН нормируемые рекламные расходы?

Учет рекламных расходов при УСН (доходы — расходы) осуществляется в том же порядке, что и при ОСНО для налога на прибыль (п. 4 ст. 264, абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на рекламу делятся на:

  • Ненормируемые — включаются в полном объеме в состав расходов в КУДиР, если они фактически произведены и оплачены (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Список ненормируемых расходов в НУ является закрытым (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.01.2018 N 03-11-11/3772).
  • Нормируемые — включаются в налоговые расходы в размере 1 % выручки от реализации за отчетный период. Выручка упрощенцами определяется по правилам ст. 249, 250 НК РФ, но с учетом п. 1 ст. 346.17 НК РФ, т.е. по мере оплаты и с учетом авансов полученных — кассовый метод (Письмо Минфина РФ от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832). Сверхнормативные расходы в КУДиР не учитываются.

Контролирующие органы считают, что все расходы, которые не указаны в закрытом перечне ненормируемых расходов, нужно нормировать, т.е. учитывать в НУ в пределах 1 % от выручки (Письма Минфина РФ от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157, от 28.10.2013 N 03-03-06/1/45479).

Организация на УСНО (доходы минус расходы, 15%) приобрела органайзеры BRAUBERG и осуществила полную оплату за них поставщику.

12 февраля Организация в ходе рекламной кампании провела конкурс и вручила призы победителям—органайзеры BRAUBERG (10 шт.) на сумму 2 124 руб.

Рассмотрим пошаговое оформление примера в 1С.

Списание товаров, выданных в качестве призов

Выдача призов отражается документом Требование-накладная в разделе Склад – Склад – Требования-накладные .

Вкладка Материалы .


Вкладка Счет затрат .


Табличная часть документа:

  • Счет затрат — 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» счет, на который списываются расходы;
  • Статьи затрат — Расходы на рекламу (нормируемые) (п. 4 ст. 264 НК РФ).


Проводки по документу


Запись в регистр УСН

Вкладка Книга учета доходов и расходов (раздел I) .


В КУДиР внесены записи о расходах, учитываемых при определении налоговой базы для расчета единого налога УСН:

  • Расходы — фактические затраты без НДС (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • в т.ч. входящий НДС — сумма входящего НДС (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Корректировка суммы расходов для расчета единого налога при УСН

Так как нормируемые расходы на рекламу учитываются в пределах 1 % от выручки, рассчитаем норматив. А при необходимости -скорректируем в 1С сумму расходов, учитываемых при определении налоговой базы для расчета единого налога.

Нормирование расходов в целях налогового учета по УСН в 1С не автоматизировано и производится вручную в бухгалтерской справке.

При расчете норматива в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1, 2 ст. 248 НК РФ).

Сумму выручки можно определить с помощью отчета Анализ состояния налогового учета по УСН в разделе Отчеты – Анализ учета – Анализ учета по УСН .


Расчет норматива по расходам на рекламу производится по формуле:


В нашем примере сумма нормируемых расходов на рекламу, которую можно учесть при определении налоговой базы по УСН, составляет 1 200 руб. (120 000 *1 %). Сумма расходов 2 124 руб., отраженная в КУДиР в документе Требование-накладная , превышает норматив. Поэтому необходимо уменьшить расходы на рекламу на сумму 924 руб. (2 124 – 1 200).

Корректировка расходов отражается документом Запись книги доходов и расходов УСН в разделе Операции – УСН – Записи книги доходов и расходов УСН .

Вкладка Доходы и расходы .


Табличная часть документа:

  • Дата, № первичного документа — дата и номер документа-основания для отражения расходов на рекламу. В нашем примере —реквизиты документа Требование-накладная .
  • Содержание — содержание операции. В нашем примере — Корректировка суммы расходов на рекламу.
  • Расходы — сумма корректировки принимаемых расходов (с учетом НДС), отражается с минусом;
    • статус Принимаются.
  • в т.ч. НДС — сумма корректировки НДС отражается с минусом.

Запись в регистр УСН

Вкладка Книга учета доходов и расходов (раздел I ) .


Полученный результат можно проверить через раздел Отчеты – УСН – Книга доходов и расходов по УСН .


Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Как отразить в 1С нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу?.
  2. Расходы на рекламу нормируемыеЗатраты на рекламу бывают нормируемые и ненормируемые. В данной статье.
  3. Тест № 12. Расходы на рекламу нормируемые.
  4. В справочнике Номенклатура в блоке Производство статья затрат стала «Расходы на рекламу ( НЕ нормируемые)»Бухгалтерия предприятия (базовая), редакция 3.0 (3.0.77.78). Здравствуйте. У меня в.

Карточка публикации

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Большое спасибо всей команде БухЭксперт8 за своевременную, актуальную информацию по изменениям в законодательстве!

Читайте также: