Расходы на платную дорогу при усн

Опубликовано: 11.05.2024


Налоговое ведомство разрешает отнести к прочим при расчете налога на прибыль затраты, связанные с проездом по платной дороге 1 . Учесть их следует либо как расходы на содержание служебного транспорта, либо как сборы за право въезда/транзита.

Возможность пользоваться платными автодорогами существует с 2010 года. В настоящее время оказание этих услуг регламентируется Правилами 2 . Предоставление права проезда без взимания платы или со скидкой от установленной платы (права льготного проезда) для отдельных категорий пользователей осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности 3 . Некоторые категории транспортных средств освобождены от платы за проезд по платной дороге 4 .

Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете затраты на проезд по платной дороге можно учесть в качестве общехозяйственных (счет 26) или коммерческих (счет 44) расходов. В транспортных компаниях такие расходы целесообразно отражать в привязке к тому или иному виду перевозок (объекту калькулирования).
Плату за проезд можно квалифицировать и в качестве иных расходов, непосредственно связанных с приобретением товаров, материалов, основных средств. Сумма таких расходов должна быть учтена при формировании первоначальной стоимости перевозимых объектов по дебету счетов 08 «Капитальные вложения», 10 «Материальные ценности», 41 «Товары».

Когда можно затраты относить к расходам
Что касается учета расходов на проезд по платной дороге в целях расчета налога на прибыль, то мнение по этому вопросу на данный момент высказала только налоговая служба 5 . Чиновники считают, что компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов. Это возможно в случае, если фирма может подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.
Такие затраты могут быть учтены в составе:

  • прочих расходов (как затраты на содержание служебного автотранспорта) 6 ;
  • прочих расходов (как сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта) 7 . Правда, такие сборы поименованы в Налоговом кодексе в составе командировочных расходов компаний. На практике же расходы на проезд по платным дорогам могут возникнуть и вне командировки. Например, работа водителей транспортных компаний обычно носит разъездной характер, а значит, их поездки не признают командировками. Но эти нюансы остались вне зоны рассмотрения налоговым ведомством в указанном письме.
Кроме этого, поскольку расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода, указанная плата может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией 8 .
Относительно документального подтверждения в качестве обоснования произведенных расходов по оплате проезда можно использовать 9 :
  • проездные талоны (наклейки) с определенным сроком действия (1, 3, 6 месяцев и один год), дающие право на проезд через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора;
  • проездные талоны (наклейки), дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы автомобильной дороги оператора.
Если проезд оплачен с помощью технических средств автоматической электронной оплаты, документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию пользователя. А значит, необходимо провести инструктаж работников об обязанности получения таких талонов (наклеек).
Подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении несколько сложнее. На наш взгляд, потребуется создать или внести в локальные нормативные акты (положение о командировках, приказы руководителя) ряд дополнений, в которых следует указать преимущества использования платных дорог, например, следующего характера:
  • проезд по платным дорогам позволяет более оперативно и безопасно добираться до пунктов назначения, что положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом (сокращается протяженность маршрута, экономятся ГСМ, трудозатраты водителей);
  • пользование качественными дорогами значительно снижает стоимость и продолжительность ремонтов, повышает срок службы автомобиля;
  • имеет огромное значение сокращение сроков доставки грузов (например, для перевозки скоропортящихся продуктов или служб доставки);
  • состояние бесплатной дороги настолько неудовлетворительно, что ставит под угрозу сам процесс качественной перевозки, повышает степень риска получения ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
И это далеко не полный перечень доказательств. Для большей убедительности можно привести расчет экономического эффекта от пользования платной, а не альтернативной дорогой.
В отсутствие оформленного локального нормативного акта инспекторы могут счесть расходы на проезд по платным дорогам (участкам дорог) экономически неоправданными затратами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. В этом случае свою позицию организации придется доказывать в судебном порядке. Для транспортных предприятий сумма может быть значительной.
Таким образом, учитывая позицию налоговиков, компаниям желательно документально оформить все доводы, позволяющие обосновать экономическую целесообразность использования платных дорог.

НДС
Отметим, что с 1 января 2011 года оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера) объектом обложения НДС не признается 10 .

Сноски:
1, 5 письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285
2 утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2010 № 18 (далее — Правила)
3 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее — Закон № 257-ФЗ)
4 ст. 41 Закона № 257-ФЗ
6 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
7 подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
9 п. 13 Правил
10 подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ

Транспондер – устройство, которое предоставляет возможность безостановочного скоростного проезда на пунктах взимания платы платной дороги. Оно имеет уникальный лицевой счет и идентификационный PAN-номер. Устанавливается на лобовое стекло автомобиля. Водителю достаточно снизить скорость и деньги за проезд по платной дороге автоматически спишутся с лицевого счета.

Для чего нужен транспондер

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором (п. 3 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 18).

Приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты является одним из способов заключения договора между пользователем платной дороги и оператором.

Техническое средство автоматической электронной оплаты (траспондер) – устройство, которое находится в автомобиле и предназначено для его идентификации в движении системой контроля, используемой оператором.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на приобретение транспондера

Как правило, срок полезного использования транспондера составляет более 12 месяцев, а стоимость не превышает 40 000 рублей.

Поэтому, в бухгалтерском учете приобретенный транспондер следует включить в состав МПЗ по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение без НДС (п. 5, п. 6 ПБУ 6/01).

Так как стоимость транспондера составляет менее 100 тыс. рублей, в налоговом учете затраты на приобретение транспондера относятся к материальным расходам.

Они признаются в полной сумме на дату передачи транспондера в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 Налогового кодекса).

Включение затрат в состав расходов производится при условии, что они не поименованы в ст. 270 Налогового кодекса.

Кроме того, расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).

Экономическую целесообразность проезда по платной дороге надо обосновать

УФНС России по г. Москве в письме от 07.06.2012 № 13-11/050285 обращала внимание, что организация может учесть расходы на проезд по платной дороге при соблюдении следующих условий:

  • в случае, если организация может документально подтвердить факт понесенных расходов на проезд по платной дороге;
  • в случае, если организация может обосновать факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.

В последнем случае организация может привести следующий аргумент: с помощью проезда по платной дороге можно сократить время доставки грузов или пассажиров, сократить расходы на ГСМ.

При этом, как указал Минфин в письме от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82124, обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, которые говорят о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учет расходов сотрудника на проезд по платной дороге к месту работы

Минфин не возражает против того, чтобы расходы сотрудника на проезд по платной дороге к месту работы и обратно организация учитывала по налогу на прибыль.

Однако, в данной случае ей следует иметь в виду некоторые особенности.

Поскольку пункт 26 статьи 270 Налогового кодекса прямо запрещает учитывать расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.

Исключение составляют случаи, когда расходы связаны с технологическими особенностями производства, и случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

Поэтому, если затраты на проезд сотрудника по платной дороге к месту работы связаны с технологическими особенностями производства, и при этом они являются формой системы оплаты труда, то такие расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль.

В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно учесть нельзя, так как такой запрет установлен пунктом 26 статьи 270 Налогового кодекса.

На это обратил внимание Минфин в письме от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82124.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Автор: Екатерина Лазукова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер

Российское законодательство предусматривает дорожный сбор за проезд по платным дорогам. Кроме того, с 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Этот дорожный сбор обязаны платить все владельцы указанных выше транспортных средств, при этом масса перевозимого груза значения не имеет. Сбор платят даже в том случае, когда фуры двигаются по федеральным автомагистралям порожняком.

Например, несколько лет назад было принято решение о возможности введения платы за проезд по автомобильным магистралям или их участкам (Указы Президента РФ от 27.06.1998 № 728, от 08.12.1992 № 1557). В настоящее время средства, взимаемые в виде платы за проезд по платным дорогам, направляются на ремонт и содержание существующих автотрасс, а также строительство новых дорог. Кроме того, недостаток бюджетных средств на развитие дорожной инфраструктуры частично восполняется путем взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами.

Правовая природа дорожных сборов

В настоящее время отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулируются Федеральным законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее - Закон № 257-ФЗ)).

Основным условием эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования (ст. 37 Закона № 257-ФЗ). То есть проезд по платной автомагистрали - это право автомобилиста, решение о необходимости проезда по такой дороге он принимает самостоятельно и всегда имеет возможность отказаться от данных расходов.

В отличие от платы за проезд плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, имеет не добровольный, а обязательный характер. То есть отказаться от внесения такой платы владельцы тяжеловесных транспортных средств не могут.

До недавнего времени компенсировать причиненный дорогам вред необходимо было только в том случае, если масса транспортного средства и (или) осевые нагрузки превышали допустимые значения (ст. 31 Закона № 257-ФЗ; Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. пост. Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила № 934)). Внесение платы в счет возмещения такого вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (Приложение № 1 к Порядку выдачи специального разрешения, утв. приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258). Расчет этих платежей осуществляют:

- на участках автодорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство;

- на участках автодорог регионального или межмуниципального значения - органы исполнительной власти субъектов РФ;

- на участках автодорог местного значения - органы местного самоуправления;

- на участках частных автодорог - владельцы этих автомобильных дорог (п. 3 Правил № 934).

С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Ее обязаны платить все владельцы поименованных транспортных средств, при этом масса перевозимого груза значения не имеет. Плата вносится даже в том случае, если указанные большегрузы двигаются по федеральным автомагистралям порожняком (ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ; Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. пост. Правительства РФ от 14.06.2013 № 504).

Взимание платы осуществляется с использованием специальной системы "Платон" (http://platon.ru/ru/about/). Размер такой платы - фиксированный и составляет 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. По многочисленным просьбам представителей бизнес-сообщества о минимизации дополнительной финансовой нагрузки на предприятия Правительством Российской Федерации было принято решение о существенном снижении платы на первые месяцы эксплуатации системы "Платон". Так, до 29 февраля 2016 года включительно размер платы будет составлять 1,53 рубля на один километр пути (на этот период к размеру платы 3,73 руб. применяется коэффициент 0,41). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период до 3,06 рубля на один километр (п. 2 пост. Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191).

Бухгалтерский учет дорожных сборов

Плату за проезд по платным дорогам, равно как и плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, по мнению автора, следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности организации (пп. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) формирование информации о таких расходах ведется на счетах 20-29. Выбор конкретных счетов учета затрат осуществляется исходя из положений учетной политики организации с учетом особенностей хозяйственной деятельности, в которой используется автотранспорт.

Расходы на проезд по платной автодороге могут быть произведены путем перечисления средств непосредственно на счет оператора платного участка дороги.

Пример

Оплата проезда осуществляется с помощью технического средства автоматической электронной оплаты (транспондера). В учете это отразится следующим образом:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- перечислена плата за проезд по скоростной автомагистрали;

ДЕБЕТ 20, 23, . 44 КРЕДИТ 76

- плата за проезд по скоростной автомагистрали учтена в составе затрат.

Однако обычно расчеты с оператором осуществляются через сотрудников организации, которые либо самостоятельно приобретают талоны на проезд по платным дорогам, либо оплачивают возможность проезда непосредственно на въезде через специальный терминал. Необходимая сумма выдается работнику заранее или возмещается по факту.

Пример

При направлении сотрудника в командировку на служебном автомобиле в учете могут быть сделаны записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

- выданы сотруднику денежные средства под отчет;

ДЕБЕТ 20, 23, . 44 КРЕДИТ 71

- отражены расходы на оплату проезда по платной автомобильной дороге.

Если на проезд сотрудник тратит собственные средства, а затем обращается в бухгалтерию за компенсацией понесенных затрат, вместо счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" применяется счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Плата в счет возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, отражается в регистрах бухгалтерского учета аналогичным образом. Обращаем внимание, что по своей правовой природе данная плата не является налоговым платежом (пост. КС РФ от 17.07.1998 № 22-П), поэтому учитываться на счете 68 "Расчеты с бюджетом" она не должна. Как и в случае с оплатой проезда по платной дороге, при перечислении данного вида дорожного сбора кредитовать следует счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

НДС по дорожным сборам

Обязанность по уплате любого налога, в том числе и НДС, непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Если объект налогообложения отсутствует, то исчислять и уплачивать налог не нужно. Все виды операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, перечислены в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса. В частности, там упомянуты операции по реализации услуг (работ) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Для целей Налогового кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги (ст. 39 НК РФ). Очевидно, что при перечислении платы в счет возмещения вреда автодорогам, причиненного тяжеловесом, речи о реализации не идет, соответственно, и говорить об объекте налогообложения по НДС не приходится. Согласны с данным выводом и представители Минфина России, прямо указывающие, что перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, не связано с определением налоговой базы по НДС (письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133). А если НДС к оплате не предъявляется, то и права на вычет у налогоплательщиков, уплачивающих рассматриваемые дорожные сборы, не возникает (ст. 171 НК РФ).

Вместе с тем следует понимать, что если в дальнейшем компания расходы на уплату данных платежей планирует включать в стоимость оказываемых ею услуг по перевозке грузов, то есть фактически возмещать данные затраты за счет своих клиентов, то базой для начисления НДС будет являться вся стоимость транспортных услуг, указанная в договоре на перевозку (письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-07-11/47815).

По мнению автора, начислять НДС также необходимо и в том случае, если платежи за возмещение вреда автодорогам в цену транспортных услуг включаться не будут, но по условиям договора на покупателя возложена обязанность по компенсации данных расходов поставщику. Суммы такой компенсации следует считать связанными с оплатой реализованных услуг. Налоговый кодекс содержит прямую норму, обязывающую налогоплательщиков увеличивать налоговую базу по НДС на такие суммы (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В связи с этим денежные средства, поступающие налогоплательщику в качестве возмещения понесенных им расходов на уплату дорожных сборов, подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Что касается услуг по организации проезда по платным автомобильным дорогам и (или) их участкам, то в общем случае такие услуги являются объектом налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, при их реализации дополнительно к цене (тарифу) предъявляется к оплате сумма налога и выставляется счет-фактура (пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

Вместе с тем из этого правила существует одно исключение: из-под объекта налогообложения выведены услуги по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация (подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данная норма не распространяется на услуги, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

Обратите внимание, речь идет о проезде именно по федеральным автодорогам. Услуги по предоставлению права проезда по дорогам местного и регионального значения, а также по магистралям, находящимся в частной собственности, сюда не относятся и должны облагаться НДС на общих основаниях (пост. ФАС ПО от 31.07.2013 № Ф06-6502/13 по делу № А65-24984/2012 (определением ВАС РФ от 28.10.2013 № ВАС-14434/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ДВО от 01.11.2007 № Ф03-А04/07-2/4306).

Наличие объекта налогообложения, в свою очередь, свидетельствует и о возможности применения вычета по данным услугам, естественно, при наличии правильно оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дорожные сборы при расчете налога на прибыль

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соблюдение этих требований является основополагающим условием для учета тех или иных расходов в целях налогообложения.

Виды расходов, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поименованы в главе 25 Налогового кодекса. И хотя расходы на проезд по платным автодорогам и на возмещение вреда, причиняемого дорогам тяжеловесными транспортными средствами, прямо в этой главе не называются, их экономическая обоснованность и направленность на получение дохода сомнений не вызывает.

Так, внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, для владельцев транспортных средств является необходимым условием для дальнейшего использования автомобильной дороги. Эти сборы прямо установлены законом, отказаться от их уплаты автовладелец не может, следовательно, уплата таких платежей экономически оправдана и прямо связана с возможностью дальнейшего получения дохода (пост. АС ВВО от 11.03.2015 № Ф01-437/15, Второго ААС от 21.11.2014 № 02АП-8621/14, от 03.04.2014 № 02АП-483/14, ФАС ВВО от 03.07.2014 № Ф01-2082/14).

Использование платных автомобильных дорог позволяет существенно сэкономить время на доставку груза до пункта назначения, что, безусловно, выгодно налогоплательщику (пост. ФАС СЗО от 24.03.2009 № А21-1241/2008). В то же время с учетом наличия возможности бесплатного альтернативного проезда в том же направлении для подтверждения экономической целесообразности проезда по платной дороге необходимо запастись дополнительными аргументами. Например, можно составить некую справку-расчет, в которой на конкретных цифрах показать, что проезд по платной дороге в сравнении с проездом по дороге общего пользования позволяет существенно сэкономить горюче-смазочные материалы (при движении в дорожной пробке расход бензина значительно увеличивается), а также сокращает время доставки груза (как следствие, возрастает число выполняемых заказов в день). Кроме того, можно запастись статистическими данными, подтверждающими, что на платных трассах количество дорожно-транспортных происшествий значительно меньше, нежели на обычных дорогах.

Отметим также, что понятие "экономически оправданные расходы" является оценочным. По мнению судей, критерием оценки в этом случае является связь тех или иных расходов с намерением получить доход независимо от того, будет ли получен доход в действительности. Компания самостоятельно определяет, являются ли для нее определенные расходы экономически оправданными. Обязанность доказать отсутствие связи между расходами и намерением получить доход лежит на налоговом органе (определения КС РФ от 04.06.2007 № 366-О-П, от 04.06.2007 № 320-О-П).

По мнению Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133, УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285), затраты на проезд по платным дорогам и на возмещение вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, могут быть включены налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией как затраты на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) или в качестве сборов за право проезда (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Документальным подтверждением затрат на возмещение вреда, причиненного автодорогам тяжеловесами и большегрузами, могут служить документы, свидетельствующие о заключении договора с оператором системы "Платон", специальное разрешение на движение транспортных средств, оформленное в установленном порядке (определение ВАС РФ от 03.05.2012 № ВАС-14022/11), а также любые расчетно-платежные документы. В качестве документов, подтверждающих проезд по платным дорогам, могут быть использованы проездные талоны, чеки, выдаваемые в пункте взимания платы за проезд, путевые листы, в которых указан маршрут следования транспортного средства.

Учет дорожных сборов при УСН

Компании, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшить полученные доходы только на исчерпывающий перечень расходов (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рассматриваемые нами виды затрат в нем отсутствуют. Следовательно, учесть эти расходы в целях налогообложения нельзя. По крайней мере, такой точки зрения на сегодняшний день придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133). Так, по мнению финансового ведомства, в состав расходов налогоплательщика, применяющего УСН, не должна включаться плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Официальных разъяснений, касающихся затрат на проезд по платным автодорогам и затрат на возмещение вреда, наносимого тяжеловесными автомобилями при превышении допустимых максимальных значений, нам обнаружить не удалось; вместе с тем полагаем, что по данным расходам Министерство финансов будет придерживаться аналогичной позиции.

Тем не менее, на взгляд автора, данные расходы все-таки можно попробовать учесть при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Только отражать их в книге доходов и расходов нужно не в качестве самостоятельного вида затрат, а в составе некоторых видов расходов. Например:

- материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);

- расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (например, в ситуации, когда доставка купленного имущества осуществляется собственными силами: в этом случае дорожные сборы включаются в первоначальную стоимость приобретенного транспортного средства);

- расходов на командировки (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (например, в ситуации, когда сотрудник отправляется в командировку на служебном транспорте).

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.

Михаил Кобрин

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Бизнесу знакома ситуация, когда нужно дорогое оборудование, а денег на него нет. Особенно это касается малого бизнеса на упрощенке. Выход — взять имущество в лизинг. В статье рассмотрим особенности лизинга при УСН.

Лизинг, аренда и кредит: в чем отличие

Аренда оборудования — тоже решение проблемы. Но здесь есть недостатки: вы не сможете начислять амортизацию на арендуемое имущество и само по себе оборудование вам принадлежать не будет.

Еще один выход — кредитование. Но часто условия кредита непосильны для малого бизнеса.

Лизинг — это гибрид кредитования и аренды. Он дается на более выгодных условиях, чем кредит. Как и при аренде, вы будете платить за пользование имуществом, но эти платежи помогут постепенно имущество выкупить. Также в процессе использования вы будете начислять амортизацию, если актив числится на вашем балансе.

Особенности лизинга при упрощенке «Доходы» и «Доходы-расходы»

УСН 6% предполагает только учет доходов. При получении актива доходы не образуются, а учет расходов вы не ведете. Значит и списать платежи по договору лизинга в затраты не можете. Если вы намереваетесь брать активы в лизинг, то лучше использовать упрощенку «Доходы минус расходы».

При УСН 15% учитывайте лизинговые платежи в расходах в момент оплаты. Следите, чтобы платежи по лизинговому договору не оказались авансовыми, так как их в расходы списать нельзя. Авансы возникают в двух случаях:

  • в договоре о лизинге прописано, что платежи вносятся в счет погашения выкупной цены;
  • вы производите текущие платежи ранее прописанного в соглашении срока.

Авансовые платежи спишите в расходы при переходе к вам права собственности на актив.

Важно! Если переданный актив числится у вас на балансе, следите за остаточной стоимостью своих основных средств — 150 млн. рублей. При превышении лимита вы лишитесь права на применение УСН.

Бухучет предмета лизинга

Лизинг при УСН

Если предмет лизинга числится по договору на балансе лизингополучателя, признайте его в бухучете как основное средство. В его стоимость входят:

  • все предполагаемые платежи по договору лизинга, включая выкупную цену;
  • затраты на доставку, настройку и доведение до готовности предмета лизинга.

Важно! В налоговом учете первоначальная стоимость лизингового актива равна сумме расходов лизингодателя на покупку и настройку имущества (п.1 ст.257 НК РФ). Даже если актив стоит на балансе лизингополучателя.

При учете на балансе у лизингополучателя формируйте следующие проводки:

  • Дт08 Кт76 — отражена стоимость имущества, полученного по договору лизинга;
  • Дт08 Кт20/23/25/26/60/76 — отражены затраты на установку, наладку и т.д.;
  • Дт01 Кт08 — введен в эксплуатацию объект лизинга;
  • Дт 20/23/25/26/29/44 Кт02 — начисление амортизации.

Если лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, отражайте полученное имущество на дебете забалансового счета 001.

Бухучет лизинговых платежей

Лизингополучатель на упрощенке отражает ежемесячные платежи проводками:

  • Дт 20/25/26/44 Кт76 — сформирована задолженность перед контрагентом;
  • Дт60/76 Кт51 — произведен платеж за предмет лизинга с расчетного счета.

Платежи в виде авансов отражаются иначе:

  • Дт60/76 Кт51 — внесен лизинговый платеж авансом;
  • Дт20/25/26/44 Кт60/76 — начислен платеж;
  • Дт60/76 Кт60/76 — зачтен ранее перечисленный аванс.

Проводки по отражению возврата имущества

В зависимости от договора лизингодатель может потребовать от вас вернуть актив по окончанию действия лизингового соглашения. Если имущество числилось у вас на балансе, сформируйте проводки:

  • Дт02 Кт01 — погашена амортизация по лизинговому активу;
  • Дт76 Кт01 — основное средство возвращено лизингодателю.

Автолизинг на УСН

Лизинг автомобилей сегодня пользуется наибольшей популярностью. Выкупная цена в этом случае равна затратам на приобретение, которые можно отнести в расходы только в том году, когда авто перейдет в собственность лизингополучателя. Эти затраты в течение года списывайте равными частями.
Лизинговые платежи включают в себя погашение стоимости авто и дополнительные для лизингополучателя затраты: проценты, расходы на страхование и транспортный налог.

Автомобиль до выкупа принадлежит лизингодателю, что делает автолизинг доступнее автокредита. Транспортное средство регистрируется в органах ГИБДД. По соглашению сторон оно может быть зарегистрировано за лизингодателем или лизингополучателем. Плательщиком транспортного налога будет тот, на кого зарегистрировано транспортное средство. В случае временной регистрации авто за лизингополучателем, плательщиком будет лизингодатель.

Чтобы правильно вести учет лизинговых активов и легко справляться с бухучетом, зарплатой и отчетностью, работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Первый месяц работы — бесплатен.

Читайте также: