Расходы на дезинфекцию при усн доходы минус расходы

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация, производящая хлебобулочные изделия, применяет УСН.
Можно ли принять в расходы затраты на дезинсекцию и дератизацию производственных помещений, а также затраты на противовирусную обработку помещений в период коронавируса?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты на дезинсекцию и дератизацию производственных помещений, а также затраты на противовирусную обработку помещений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции могут быть учтены в составе расходов при применении УСН.

Обоснование вывода:
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Перечень расходов, указанный в этом пункте, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит*(1).
При этом пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы.
Материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В свою очередь, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относит затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических требований, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению и т.д.
В силу ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации деятельности, связанной с производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий является соблюдение требований международного законодательства, в частности, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (смотрите письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2016 N 09-5325-16-16 "О применении санитарных правил").
Исходя из положений ч. 3 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 14 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны периодически проводиться дезинфекция, дезинсекция и дератизация производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Таким образом, расходы на дезинсекцию и дератизацию производственных помещений, проводимые в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, могут быть учтены при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных затрат на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ*(2).
Кроме того, ст. 346.16 НК РФ Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее - Закон N 121-ФЗ) дополнена пунктом 39, действия которого распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 Закона N 121-ФЗ).
Согласно п. 39 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции*(3).
Таким образом, считаем, что затраты на дезинсекцию и дератизацию производственных помещений, а также затраты на противовирусную обработку помещений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции могут быть учтены в составе расходов при применении УСН.
Напомним, что такие расходы должны быть оплачены и документально подтверждены (ст. 252, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- В НК РФ внесены поправки об учете доходов и расходов, возникших в связи с распространением COVID-19 (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.);
- Кто из налогоплательщиков может рассчитывать на поддержку государства в связи с пандемией COVID-19? (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письма Минфина России от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147, от 07.12.2012 N 03-11-06/2/144, от 04.06.2012 N 03-11-11/175, ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УФНС России по г. Москве от 09.12.2011 N 16-15/119728@ и др.).
*(2) Смотрите дополнительно письма Минфина России от 24.04.2008 N 03-11-04/2/77, от 01.08.2007 N 03-11-04/2/194, от 16.08.2005 N 03-11-04/2/49, от 06.09.2005 N 03-11-04/2/66, от 22.07.2005 N 03-11-04/2/31, от 08.07.2005 N 03-11-04/2/20, от 27.01.2005 N 03-03-02-05/6, от 11.06.2004 N 03-02-05/2/36, от 20.12.2004 N 03-03-02-04/1/91, письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.2010 N 16-15/054712@.
*(3) Смотрите дополнительно Вопрос: Вправе ли плательщики налога по УСН уменьшить полученный доход на расходы, связанные с приобретением средств индивидуальной и коллективной защиты в связи с распространением новой коронавирусной инфекции? (ответ ФНС России в связи с ситуацией по коронавирусу, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2020 г.).

Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Правила и условия выплаты субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – Правила № 976).

Но нужно ли учитывать сумму данной субсидии при налогообложении? Минфин в Письме от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953 указал на необходимость ее отражения в налоговой базе. Между тем разъяснения чиновников, на наш взгляд, не являются бесспорными. Подробности – далее.

Основные положения по субсидии на дезинфекцию

Получатели субсидии

Критерии, которым должны соответствовать получатели такой субсидии (организации и ИП), установлены в п. 3 Правил № 976:

1. Включение получателя в реестр субъектов МСП по состоянию на 10.06.2020.

2. Ведение деятельности в отраслях, подразумевающих постоянный прямой контакт с физлицами. Их перечень (с кодами по ОКВЭД 2) приведен в приложении 3 к Правилам № 976. К ним отнесены, в частности:

деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код 93);

деятельность физкультурно-оздоровительная (код 96.04);

деятельность санаторно-курортных организаций (код 86.90.4);

деятельность по предоставлению мест для временного проживания (код 55);

деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код 56);

ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95);

стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (код 96.01);

предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 96.02);

образование дополнительное детей и взрослых (код 85.41);

предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91).

Также обозначенную субсидию могут получить субъекты МСП, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты туристской индустрии: гостиницы с номерным фондом не больше 100 номеров, горнолыжные трассы и пляжи, включенные по состоянию на 10.06.2020 в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.

3. Организация-получатель не должна находиться в процессе ликвидации, исключения из ЕГРЮЛ, банкротства. ИП не может претендовать на субсидию, если он прекратил свою деятельность, снят с учета в налоговой инспекции.

4. Отсутствие у получателя по состоянию на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающей 3 000 руб.

Размер субсидии

Согласно п. 1 Правил № 976 субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей, связанных с проведением мероприятий по профилактике коронавируса.

Размер субсидии на дезинфекцию определен п. 5 Правил № 976. Для работодателей (организаций или ИП) ее размер составляет:

на первоначальные расходы по профилактике коронавируса – 15 000 руб.;

на текущие расходы по профилактике – из расчета 6 500 руб. на каждого работника (их численность определяется на основании формы СЗВ-М, представленной за май 2020 года в установленный срок).

ИП, у которых нет работников, могут получить субсидию только в размере 15 000 руб.

Обратите внимание: согласно п. 12 Правил № 976 субсидия подлежит возврату в случае установления факта искажения ее получателем данных о численности работников (показателей в форме СЗВ-М).

На что можно потратить субсидию?

Субсидия выплачивается субъектам МСП на конкретные цели, а именно на проведение мероприятий по профилактике коронавируса (п. 1 Правил № 976). Это указывает на целевой характер обозначенной субсидии и, как следствие, на возможность ее расходования только на определенные мероприятия по профилактике. Однако конкретный список таких мероприятий в Правилах № 976 не приведен. Нет в правилах ссылок и на иные документы, в которых определены такие мероприятия.

Названные обстоятельства позволяют субъектам МСП самостоятельно определить перечень таких мероприятий (в том числе с учетом рекомендаций профильных ведомств – Роспотребнадзора и Минздрава). Под указанные мероприятия, на наш взгляд, подпадают:

покупка дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток);

приобретение приборов для измерения температуры у сотрудников и посетителей;

оплата тестов на коронавирус;

приобретение и установка приборов для обеззараживания воздуха.

Полагаем, расходование бюджетных средств на вышеупомянутые мероприятия впоследствии не вызовет нареканий у контролирующих органов.

Обратите внимание: в Письме Казначейства России от 27.07.2020 № 07-04-14/03-994 разъяснено, что каких-либо ограничений по способу распоряжения полученной субсидией, положений о необходимости возврата неиспользованных сумм субсидий, необходимости направления отчета об использовании полученных сумм субсидии Правила № 976 не содержат. Поэтому получателям такой субсидии не нужно представлять отчетность о ее целевом расходовании.

Кто контролирует целевое использование субсидий?

В пункте 13 Правил № 976 буквально сказано следующее: контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий на дезинфекцию осуществляют Федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля. То есть указанными правилами определен только механизм контроля выдачи получателям рассматриваемой субсидии, а не того, как они ее использовали.

Между тем формально контроль использования средств федерального бюджета (в том числе выделенных субсидий) осуществляет Федеральное казначейство (его территориальные органы). Ведь субсидирование идет из федерального бюджета, поэтому к отношениям по выплате и расходованию субсидии на дезинфекцию могут быть применены нормы бюджетного законодательства. Поэтому нельзя исключать вероятность проведения в дальнейшем таких проверок в отношении получателей субсидии на дезинфекцию.

Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. Поэтому если будет установлен факт нецелевого расходования полученной из бюджета субсидии на профилактику коронавирусной инфекции, ее получатель может быть привлечен к административной ответственности: в виде штрафа в размере от 20 до 50 тыс. руб. – для ИП, от 5 до 25 % использованных не по назначению средств – для организаций. Кроме того, должностные лица по указанной статье могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет.

Обобщим сказанное. Хотя субсидия, предоставляемая согласно Правилам № 976, и является целевой, но распорядиться ею получатель может по своему усмотрению. При этом отчитываться о расходовании средств ему не нужно (Письмо Казначейства России № 07-04-14/03-994). Возврат неиспользованных сумм субсидий не предусмотрен, за исключением случая, когда искажена численность сотрудников в отчете СЗВ-М, на основании которого принято решение о выделении субсидии (п. 12 Правил № 976).

Налоговый учет субсидии на дезинфекцию

Нормами гл. 26.2 НК РФ (и гл. 25 НК РФ, отдельными нормами которой руководствуются и «упрощенцы») правила учета сумм субсидий на дезинфекцию не установлены. При отражении этих сумм в учете следует руководствоваться общими принципами признания дохода для целей применения УСНО. И, конечно, необходимо учитывать официальные разъяснения чиновников по данному вопросу.

Базовые правила признания дохода при УСНО

Общеизвестно, что при применении УСНО налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). То есть «упрощенцы» должны включить в налоговую базу доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ.

Здесь уместно напомнить, что в силу п. 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать ему услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Контролеры отмечают: данные нормы применяются также в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (см., например, письма ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427, Минфина России от 15.09.2016 № 03-03-06/1/53928).

Что касается доходов, поименованных в ст. 251 НК РФ, их перечень носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (на это обстоятельство обращено внимание в Письме Минфина России от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82002). В настоящее время в нем содержатся две нормы – пп. 14 и 60 п. 1 ст. 251 НК РФ – посвященные средствам целевого финансирования. Давайте разберемся, можно ли эти нормы применить к субсидиям на дезинфекцию.

Особенности учета средств целевого финансирования

В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ среди прочихсредств целевого финансирования поименованы субсидии на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов капитального характера, указанных в п. 5). При этом расходов на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции в ст. 270 НК РФ нет. А вот пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ) позволяет включать в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, на основании нормы пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы субсидии на дезинфекцию не могут быть исключены из состава доходов, учитываемых при УСНО.

Что касается пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (он введен Федеральным законом № 121-ФЗ) – его действие распространяется на доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией из-за распространения новой коронавирусной инфекции. И это «освобождение» действует в отношении получателей, отвечающих определенным данной нормой требованиям:

1) получатель должен быть включен в реестр МСП по состоянию на 01.03.2020;

2) получатель осуществляет деятельность в пострадавших от эпидемии коронавируса отраслях, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Исходя из буквального содержания нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что она не подлежит применению в отношении субсидии на дезинфекцию. Однако позиция Минфина по данному вопросу в настоящее время весьма категорична.

Мнение чиновников Минфина

Минфин в Письме от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953 рассуждает так.

Критериям получателей субсидии, приведенным в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, соответствуют лишь получатели субсидий, выплачиваемых на основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Значит, исключать из налогообложения на основании названной нормы нужно только субсидии, полученные в соответствии с указанным постановлением.

На основании Правил № 976 субсидии выплачиваются налогоплательщикам иной категории, поэтому на них действие нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется.

Таким образом, следуя разъяснениям финансистов, получатель субсидии на дезинфекцию, применяющий УСНО, должен включить ее в доходы в момент поступления средств на расчетный счет (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за счет субсидии тоже надо отражать в обычном порядке – по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Обратите внимание: руководствуясь позицией Минфина, получатель субсидии на дезинфекцию суммы субсидии и расходы за счет нее должен отразить в разд. 2 декларации по УСНО таким образом:

  • в строках 210 – 213 – суммы субсидий;

  • в строках 220 – 223 – расходы, произведенные за счет них.

Поскольку получателям этой субсидии не нужно представлять отчетность о ее целевом расходовании, разд. 3 декларации они могут не заполнять. Это следует из пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, п. 9.1 Порядка заполнения декларации (утвержденного Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

Альтернативная позиция

Позиция Минфина, изложенная в Письме № 03-03-06/1/76953, на наш взгляд, является спорной. Поясним, почему.

Норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ установлена не в отношении определенной категории налогоплательщиков, а в отношении мер поддержки, направленных на борьбу с коронавирусом. При этом отсылок к конкретному правительственному акту или иному нормативному правовому акту, на основании которых выплачивается соответствующая субсидия, в указанной норме не сделано.

Буквально из анализируемой нормы следует, что для ее применения необходимо, чтобы субсидия была выплачена:

из федерального (а не регионального) бюджета;

в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;

субъекту, включенному в реестр МСП по состоянию на 01.03.2020;

субъекту, осуществляющему деятельность в пострадавшей из-за эпидемии отрасли.

Субсидия, предоставляемая на основании Правил № 976, выплачивается из федерального бюджета в связи с проведением мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Это абсолютно соответствует двум из четырех перечисленных условий нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Но и два оставшихся условия также могут быть выполнены получателями субсидии на дезинфекцию. Ведь сферы деятельности, поименованные в Постановлении Правительства РФ № 434 и приложении 3 к Правилам № 976, хоть и не идентичны друг другу, но имеют много пересечений по ОКВЭД 2. А требование п. 3 Правил № 976 о включении получателя субсидии в реестр МСП по состоянию на 10.06.2020 не означает запрет на включение его в этот реестр по состоянию на 01.03.2020.

Поэтому считаем, что некоторые получатели субсидии на дезинфекцию, применяющие УСНО, при одновременном выполнении условий, предусмотренных пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 3 Правил № 976, вправе не включать в состав доходов, учитываемых при расчете «упрощенного» налога, суммы обозначенных субсидий. Но, как понятно из Письма Минфина России № 03-03-06/1/76953, такие действия могут повлечь за собой дополнительные налоговые риски.

Бухгалтерский учет субсидии на дезинфекцию

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (помимо кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (см. План счетов и инструкцию по его применению).

Субсидии принимаются к учету (п. 5, 7 ПБУ 13/2000):

при получении бюджетных средств на расчетный счет;

когда есть уверенность, что условия для получения средств выполнены, субсидия будет получена.

Отражение субсидии в учете зависит от момента осуществления расходов за счет нее.

Компенсация уже осуществленных расходов учитывается в составе прочих доходов организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы» без отражения на счете 86 (п. 10 ПБУ 13/2000, п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Сумма компенсации будущих расходов:

при получении – отражается на счете 86;

по мере расходования средств (приобретения товаров, работ, услуг) – относится на счет 98 «Доходы будущих периодов»;

при отнесении приобретенных за счет субсидии товаров (работ, услуг) на расходы – включается в прочие доходы на счете 91 (п. 7, 9 ПБУ 13/2000).

Затраты, осуществленные из средств субсидии, отражаются в расходах в обычном порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

В ситуации, когда COVID-19 молниеносно распространяется по всему миру (включая и территорию РФ), работодатели (организации и ИП) вынуждены нести дополнительные расходы в целях минимизации угрозы инфицирования своих работников. Эти расходы связаны в том числе с приобретением обеззараживающих и дезинфицирующих средств, уборкой территорий и помещений и аналогичными задачами. Как следствие — возникает вопрос о возможности признания таких расходов для целей налогообложения, поскольку большинство из них напрямую не поименованы в перечне разрешенных в рамках УСНО расходов. Подсказки на этот счет — в данном материале.

Правовые основы мер противодействия COVID-19

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 даны рекомендации юридическим лицам и ИП по организации режима работы. В частности, обращено внимание на необходимость:

— дезинфекции контактных поверхностей;

— использования оборудования по обеззараживанию воздуха;

— формирования запаса дезинфицирующих средств.

Кроме того, положения ст. 212, 223 ТК РФ обязывают работодателей обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. Поэтому в целях обеспечения нормальных условий труда работодатели, как правило, приобретают аптечки. Перечень средств, которые должны быть в такой аптечке, определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н.

Расходы на покупку средств для аптечек

В перечне средств из Приказа Минздравсоцразвития России № 169н, обязательных в составе аптечки, поименованы среди прочих особенно актуальные в нашей ситуации:

— антисептические (стерильные, спиртовые) салфетки из бумажного текстилеподобного материала;

— нестерильные медицинские перчатки;

— нестерильные медицинские маски.

Градусники для измерения температуры (повышение которой является одним из основных симптомов коронавируса) в вышеназванном перечне отсутствуют. Но работодатель вправе дополнить состав аптечки. Для этого ему необходимо издать соответствующий локальный нормативный акт, что следует из ст. 8 ТК РФ и Письма Минздрава России от 29.08.2013 № 14-3/3055979-13422.

Теперь что касается учета расходов, связанных с покупкой лекарственных средств и медицинских приспособления для комплектации аптечек.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда в п. 1 ст. 346.16 НК РФ прямо не предусмотрены. В связи с этим Минфин еще в Письме от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908 указал на невозможность признания таких расходов в налоговой базе по «упрощенному» налогу.

Между тем затраты, связанные с приобретением лекарственных средств и препаратов для аптечек, можно отнести к материальным расходам (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые принимаются к учету в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. К материальным расходам относятся затраты на приобретение материалов на производственные и хозяйственные нужды, стоимость которых определяется исходя из цен их приобретения (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Таким образом, расходы на покупку лекарственных средств и иных медикаментов в аптечку для работников можно учесть при определении налоговой базы по УСНО. Однако в данном случае нельзя исключить споры с налоговым органом.

Расходы на покупку чистящих и дезинфицирующих средств

Затраты на приобретение чистящих, моющих и дезинфицирующих средств работодатели вправе учесть в налоговой базе по УСНО в качестве материальных расходов при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Основание — пп. 2 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 17.01.2020 № 03-11-11/1827, от 16.08.2019 № 03-11-11/62254.

Добавим: к расходам на хозяйственные нужды (то есть к материальным) относятся также затраты на приобретение туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, туалетного мыла и др. Соответственно, они тоже уменьшают налоговую базу при УСНО (см. Письмо Минфина России от 01.09.2006 № 03-11-04/2/182).

Таким образом, суммы, потраченные на покупку хозяйственных товаров и предметов бытовой химии, «упрощенцы» могут учесть в налоговой базе по УСНО. Подобные действия, очевидно, не повлекут за собой каких-либо налоговых рисков.

Расходы на уборку производственных и офисных помещений

К материальным расходам относятся, в частности, затраты на приобретение материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, а также на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или предпринимателями, и на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 2 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Руководствуясь этими нормами в совокупности с положениями пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ, чиновники Минфина считают, что расходы на уборку производственных и офисных помещений можно отнести к работам (услугам) производственного характера. Следовательно, «упрощенцы» вправе включить в налоговую базу затраты на уборку указанных помещений независимо от того, осуществляется такая уборка собственными силами «упрощенца» или же привлеченной для этих целей клининговой компанией (см. письма Минфина России от 13.04.2011 № 03-11-06/2/53, от 03.11.2009 № 03-11-06/2/235, от 25.06.2009 № 03-11-09/224).

Но все же нужно помнить, что траты на уборку прямо не поименованы в перечне разрешенных к учету при УСНО расходов (см. письма Минфина России от 20.02.2012 № 03-11-06/2/27, от 22.10.2010 № 03-11-06/2/163, от 19.10.2010 № 03-11-06/2/157). А это значит, что включение подобных затрат в налоговую базу может привести к спорам с налоговиками (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу № А43-10855/2012).

«Упрощенцы» могут списать расходы согласно строго ограниченному перечню. И даже если расходы, казалось бы, можно отнести на конкретный пункт в списке, возникают проблемы с их экономической целесообразностью. В статье мы рассмотрим некоторые виды распространенных расходов, которые при УСН проблематично принять к учету.

Итак, вы выбрали «доходы минус расходы».

Все организации и индивидуальные предприниматели, переходящие на УСН, должны в первую очередь выбрать объект налогообложения. О том, что выгоднее - «доходы» или «доходы минус расходы», - мы писали в «ПБ» № 3, 2011 на стр. 80 — 82. Допустим, «доходно-расходная» УСН оказалась предпочтительнее, и фирма начала применять данный спецрежим.

Сразу выделяется плюс: налоговую базу можно занизить на сумму произведенных расходов. И разумеется, любой бизнесмен стремится уменьшить «упрощенный» налог по максимуму. Тут же возникают проблемы.

Сначала выделим общие проблемы, которые подстерегают всех.

Большая часть расходов уходит на контрагентов. Следовательно, чтобы недобросовестный партнер не «подставил» компанию, следует проверить о нем хотя бы минимальные сведения. То есть, выражаясь официальным языком, применить принцип должной осмотрительности.

Это важно

Следует всегда узнавать хотя бы минимальные данные о контрагентах, в пользу которых производятся расходы. Особый упор необходимо сделать на представителей малого бизнеса, то есть на «вмененщиков» и «упрощенцев».

Следует произвести следующие действия:

  • проверить, зарегистрирован ли контрагент в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • если деятельность контрагента подлежит обязательному лицензированию, то проверить наличие у него действующей лицензии;
  • по возможности узнать, нет ли у партнера «массового» учредителя (то есть лица, являющегося учредителем сразу нескольких организаций).

Если не выполняется первое или второе условие, то следует немедленно отказаться от всех связей с таким контрагентом. Расходы в пользу такого партнера, скорее всего, налоговые органы откажут принимать к учету, и доказать отсутствие злонамеренных связей с недобросовестным контрагентом можно только в судебном порядке. И проблемы с расходами — еще не самое страшное. Налоговые органы могут заподозрить «упрощенца» в махинациях с использованием «фирмы-однодневки». И проблемы тогда могут возникнуть еще более серьезные.

Вообще за связь с «однодневкой» обвинению может подвергнуться любая фирма. Однако налогоплательщики, применяющие УСН, находятся на «особом прицеле». Дело в том, что они являются представителями малого бизнеса. А «однодневки» обычно как раз бывают малыми фирмами.

Кроме того, малый бизнес подвергается меньшему количеству контрольных мероприятий, чем крупные предприятия. Поэтому, когда налоговая проверка наконец наступит, инспекторы постараются обязательно выявить нарушения.

Сразу стоит позаботиться о тщательной документации всех операций, которые ведут к расходам «упрощенца». Но даже если абсолютно все документы в порядке, налоговые органы могут заявить об экономической нецелесообразности расходов.

Подтверждаем экономическую целесообразность

Рассмотрим некоторые ситуации, в которых налоговые органы могут обвинить фирму в экономической необоснованности расходов.

При приобретении основных средств налоговые инспекции часто сомневаются в их экономической целесообразности. Поэтому контролеры могут отказать «упрощенцам» в признании расходов на покупку имущества. Впрочем, такие случаи происходят не только у фирм, состоящих на УСН, но и у других налогоплательщиков.

Особые правила

Общеустановленного понятия «экономическая целесообразность» не существует. Поэтому можно приводить любые доводы в пользу необходимости затрат. Главное — доказать инспекции или суду, что расходы направлены на функционирование или совершенствование экономической деятельности.

Действительно ли основное средство используется в деятельности, приносящей доход? Данный вопрос может явиться причиной спора с контролерами и даже дойти до суда. В суде налогоплательщику рекомендуется грамотно доказать, что имущество действительно необходимо для его бизнеса. Например, если фирма купила автомобиль, то можно привести аргумент, что заказчики находятся в различных населенных пунктах, поэтому без машины не обойтись. Подобное решение в пользу налогоплательщика содержится, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № Ф04-866/2009(536-А03-27).

Споры об экономической целесообразности расходов возникают и в отношении ремонта основных средств, производимого арендатором или арендодателем. Если ремонтом занимается арендодатель, то инспекторы могут заявить, что расходы на ремонт объектов должны лежать на плечах арендатора, поэтому арендодателю учитывать такие затраты неправомерно. В данном случае мы рекомендуем подробно прописать в договоре аренды, на кого ложится обязанность по ремонту и различным улучшениям основных средств. Тогда в качестве доказательств можно предъявить договор аренды, а также документы, связанные с ремонтом (договоры подряда на ремонт основных средств, сметы расходов, справки о стоимости выполненных работ, счета-фактуры и т. д.). Если придется судиться с налоговой инспекцией, то фирма, скорее всего, выиграет дело. Положительное решение содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2009 г. № А45-8513/2009.


Расходы на уборку офиса и территорий

Ни одна организация не обойдется без регулярной уборки своих помещений и территорий. При этом фирма как покупает товары (чистящие и моющие средства, мешки для мусора и т. д.), так и платит за услуги. Но могут ли «упрощенцы» принять расходы на поддержание чистоты к налоговому учету?

К сожалению, данные расходы прямо не поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Но это не означает, что их нельзя списать.

Следует помнить, что при УСН можно принять к учету материальные расходы, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 254 Налогового кодекса. Так, к материальным расходам относятся затраты на приобретение материалов, используемых в производственных и хозяйственных нуждах (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Различные товары для уборки и поддержания чистоты вполне подходят под такое определение.

Доказательством может служить довольно старое, но по-прежнему актуальное письмо Минфина России от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/182. В нем финансисты разрешили организации учитывать расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии.

Значит, расходы на товары, предназначенные для уборки и поддержания чистоты, принимать к учету можно, а если приобретаются услуги? В случае, когда в штате есть персонал, занимающийся уборкой, проблем нет, так как расходы относятся к заработной плате сотрудникам. А если организация приобретает услуги сторонних фирм, то соответствующие расходы опять же являются материальными (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). В данной норме речь идет о затратах на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.

Гораздо сложнее дела обстоят с уборкой и благоустройством территорий, прилегающих к офису. Без данных действий не обойдется практически ни одна фирма. Зимой надо убирать снег, летом желательно облагородить газоны и дорожки, а с мусором нужно бороться круглый год.

К сожалению, Минфин России запретил «упрощенцам» списывать расходы на уборку и благоустройство прилегающих территорий (письмо от 22 октября 2010 г. № 03-11-06/2/163). Финансисты кратко отметили, что данные расходы отсутствуют в закрытом перечне, поэтому их нельзя принимать к учету.

Чтобы сэкономить на налоге, фирма может обратиться в суд. Есть вероятность, что арбитры примут сторону налогоплательщика. Прецедент есть с расходами по вывозу отходов. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28 мая 2008 г. № Ф08-2886/2008 указал, что отходы производства и потребления должны быть нейтрализованы. Того требует статья 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому с экономической обоснованностью затрат на вывоз отходов проблем нет. Значит, данные расходы можно списать как материальные.

Расходы на благоустройство труда

Чтобы сотрудникам хорошо работалось на своих местах, работодателям приходится нести расходы. Во-первых, существуют противопожарные, санитарные и иные требования, которые необходимо соблюдать. Во-вторых, многие работодатели не ограничиваются минимумом, а покупают для сотрудников кулеры с питьевой водой, вентиляторы, обогреватели, кондиционеры и иную технику. Можно ли принять к учету соответствующие расходы?

К сожалению, Минфин России опять дает отрицательный ответ. В письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/2/19 финансисты запретили «упрощенцам» учитывать расходы на питьевую воду и обогреватели. Причина та же самая — отсутствие данных расходов в закрытом перечне.

Анализируя арбитражную практику, можно найти решения судов в пользу налогоплательщиков (например, в постановлении ФАС Уральского округа от 6 октября 2008 г. № Ф09-7032/08-С3, где речь идет опять же о питьевой воде). Но помогут ли служители Фемиды любой фирме, неизвестно. А если налогоплательщик, применяющий УСН, решит списать затраты на приобретение товаров для благоустройства рабочих мест, то споров с инспекцией по-любому не избежать.

Внимание!

Будьте готовы к тому, что все расходы на поддержание чистоты и порядка, а также на создание комфортных условий труда контролеры признают экономически нецелесообразными. Не остерегайтесь обращаться в вышестоящие налоговые инстанции и суд, чтобы отстоять свою позицию.

Расходы на лицензирование и сертификацию

Некоторые виды деятельности подлежат обязательному лицензированию (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ), что, естественно, влечет затраты. Могут ли «упрощенцы» учесть в налоговой себестоимости расходы, связанные с получением лицензии?

В первую очередь к данным расходам относится государственная пошлина. Здесь споры вряд ли возникнут. Госпошлина является сбором, установлена она Налоговым кодексом, а все суммы налогов и сборов идут в «упрощенную» налоговую базу (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Однако за одну лишь пошлину лицензию не дадут. Ведь для получения лицензии требуется соответствовать определенным критериям, установленным для каждого вида деятельности. Во многих случаях фирмам необходимо провести разнообразные экспертизы, обследования и прочие процедуры. Для этого нужна помощь сторонних организаций, так что без дополнительных расходов не обойтись. Можно ли их включить в налоговую базу?

Ответ положительный, и для таких расходов введен специальный подпункт 30 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Однако следует помнить о двух условиях:

  • экспертизы и обследования должна проводить специализированная организация;
  • наличие документов, полученных в результате данных процедур, должно быть обязательным для получения лицензии.

То есть если организация перестраховывается и платит сторонним лицам за проверки и экспертизы, не обусловленные законодательством, то соответствующие расходы нельзя принять к учету при УСН.

Многих «упрощенцев» также подстерегает такая процедура, как сертификация товаров или подтверждение соответствия. Расходы на такие действия можно принять к учету без проблем (подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем, в отличие от предыдущего случая, не имеет значения, является ли сертификация обязательной или добровольной. Указаний на этот счет в упомянутом подпункте не существует.

До 2011 года налогоплательщики, применяющие УСН и уплачивающие взносы в саморегулируемые организации, не могли списать данные взносы, поскольку о них не говорилось в закрытом перечне расходов. Теперь же ситуация, к счастью, изменилась, и «упрощенцы» списывают расходы на взносы в СРО на основании подпункта 32.1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Расходы на ведение бухгалтерского учета

По общему правилу, «упрощенцы» не ведут бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако на практике данное правило часто не выполняется. Например, хозяйственным обществам нужно вести бухучет в первую очередь ради собственных акционеров и вкладчиков.

Фирмы, состоящие на УСН, то есть субъекты малого предпринимательства, часто прибегают к бухгалтерским услугам сторонних фирм. Налоговые органы могут отказать в признании расходов в пользу бухгалтерских организаций. Аргументы будут таковы: раз «упрощенец» не должен вести бухучет, то расходы на его ведение нецелесообразны.

Однако данный довод неверен. Нельзя говорить, что «упрощенец» не должен вести бухучет. Он может его не вести, но никто же ему не запрещает. А затраты на бухгалтерские услуги между тем прямо присутствуют в перечне расходов, признаваемых при УСН (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Кстати, если на организацию возложена обязанность публиковать свою бухгалтерскую отчетность, то расходы на такую публикацию также подлежат налоговому учету (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Опасный момент

Налогоплательщики, состоящие на УСН, грубо говоря, лишь «на бумаге» освобождены от ведения бухгалтерского учета. Поэтому расходы на бухгалтерские услуги экономически обоснованы, и данный вывод при возникновении проблем следует отстаивать.

Что нельзя принять к учету

И напоследок мы расскажем, какие расходы однозначно нельзя принять к учету. Это расходы, которые предприниматели или учредители тратят из прибыли на свои цели. Например, оплачивают себе транспорт, ремонтируют личную недвижимость. Правило простое: если расходы никоим образом не связаны с предпринимательской деятельностью, то к учету их принять нельзя. В любом ином случае, если расходы направлены на функционирование бизнеса, рекомендуется их включать в налоговую базу по УСН. При этом не обойтись без споров с налоговой инспекцией, но шанс отстоять свою позицию есть.

Е. Сатаев, редактор-эксперт


7 МИН

Как ИП сэкономить на УСН «доходы минус расходы»

Упрощённая система налогообложения (УСН, «упрощёнка») — самый популярный налоговый режим для малого бизнеса. Уже по названию понятно, что этот форма существенно упрощает жизнь предпринимателя. А на УСН «доходы минус расходы» можно ещё и экономить. Рассказываем как.


УСН подходит практически всем ИП. Один налог заменяет сразу три: на имущество, на прибыль и НДС. А отчитываться нужно всего раз в год.

УСН бывает двух видов. В первом объектом налогообложения выступают доходы ИП. Ставка в этом случае — 6 %. Во втором виде для расчёта используют разницу доходов и расходов. Процентная ставка налога — от 5 до 15 %. Точную цифру определяет региональное законодательство.

Первое, что должен просчитать предприниматель — выгодность налогового режима. Если расходы вашей компании превышают доходы на 60 %, то «доходы минус расходы» — идеальный вариант. Если же расходы ниже, то эта налоговая система невыгодна, лучше выбрать УСН «доходы» и платить 6 %.

Если ИП использует УСН «доходы минус расходы», сумма налога не может быть ниже 1 % от общей суммы доходов: это минимальная ставка. Даже если год был убыточным, выплачивать налог всё равно придётся.

Как рассчитать УСН «доходы минус расходы»

Для расчёта потребуются два показателя: доходы и расходы. Доходы — это поступления от предпринимательской деятельности.

Расходы должны соответствовать ряду условий, указанных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Они должны быть экономически обоснованы, то есть направлены на получение дохода в рамках видов деятельности бизнеса. Расходами не будут считаться покупка шубы для руководителя или мягкой игрушки для ребёнка сотрудника

Нужны документы, подтверждающие расходы: кассовый чек, платёжное поручение, накладная, акт выполненных работ и так далее

Расходы должны быть закрытыми: оплачено то, что вы получили в полной мере, предоплата за услугу или продукт расходом не считается

Как обосновать спорные расходы

Некоторые траты имеют спорный характер. К примеру, мобильный телефон мог быть куплен как для рабочих нужд, так и для личного пользования. В этом случае бухгалтеры рекомендуют прикладывать к отчёту о расходах пояснительную записку с подробным описанием, для чего и кем используется этот телефон, а также копию технического паспорта, где указана область использования. Не лишними будут выпущенный перед покупкой приказ (распоряжение) об использовании телефона и соглашение о передаче имущества сотруднику.

Не исключено, что налоговая служба не согласится с некоторыми расходами и пояснительные записки не смогут убедить сотрудников ФНС в правомерности трат. Сумма непризнанных расходов будет добавлена в налогооблагаемую базу, сумма доходов возрастёт, а значит, увеличится и сам налог.

Если налог не будет уплачен в нужное время, согласно п. 4 ст. 75 НК РФ , придётся платить пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Для ООО с 31 дня просрочки ставка увеличивается до 1/150. За неоплаченный итоговый налог предприятие получает штраф 20 % от суммы неуплаты ( ст. 122 НК РФ ). А если ФНС сочтёт, что просрочка была допущена умышленно, штраф вырастет до 40 %.

В случае неуплаты налоговая служба может выставить требование к счёту компании в банке либо взыскать задолженность через судебных приставов. Чтобы оспорить требования налоговой, нужно обратиться с иском в арбитражный суд.

Что может снизить сумму налога на УСН «доходы минус расходы»

Страховые взносы

ИП выплачивает фиксированные страховые взносы. На УСН «доходы минус расходы» они включаются в состав расходов и уменьшают налогооблагаемую базу. Важно выплачивать взносы до 31 декабря, когда кончается налоговый период. Если делать это ежеквартально, потом можно будет пересчитать годовой налог в сторону уменьшения и либо вернуть оставшиеся при перерасчёте деньги, либо оставить их в счёт дальнейших налоговых выплат.

Убытки

Если ранее компания терпела убытки, то можно уменьшить налогооблагаемую базу на их сумму. Прошлый год был убыточным — в следующем году вычитайте убыток из доходов. Специально доказывать эту строчку «расходов» не придётся, она отражается в книге учёта доходов и расходов (КУДиР) и в налоговой декларации. Но если текущий период снова прошёл без прибыли, учитывать прошлогодние убытки нельзя.

Личное имущество

Личное имущество также может помочь в экономии на «упрощёнке». В бухгалтерском учёте есть понятие «основные средства» — это материальные объекты стоимостью более 100 тысяч рублей с учётом издержек на приобретение, которые нужны компании для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд ( п. 1 ст. 257 НК РФ ). Если предприниматель использует такое имущество для своей работы, а не для последующей перепродажи, его можно учитывать в составе основных средств ИП.

К примеру, бизнесмен занимается интернет-торговлей. Компьютер нужен ему для предпринимательской деятельности, поэтому его учитывают в составе основных средств ИП. Игровая приставка, подключаемая к компьютеру, к таким средствам не относится.

Важно: если компьютер был куплен до того, как гражданин стал ИП, налоговая служба не признает его расходом предприятия.

Читайте также: