Расходы на благоустройство территории при усн

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Товарищество собственников жилья применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Можно ли учесть в расходах затраты на благоустройство внутридомовой территории (рассада цветов, озеленение, расходы на оплату труда цветовода, установка ограждений, благоустройство детской площадки)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты товарищества собственников жилья на благоустройство внутридомовой территории не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Обоснование вывода:
Права товарищества собственников жилья приведены в ст. 137 ЖК РФ. В частности, ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие цели. При этом перечень расходов, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, не носит исчерпывающий характер, поэтому ТСЖ имеет право включать в смету доходов и расходов, в частности, затраты на благоустройство.
В то же время согласно части 2 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ может получать доходы от отдельных операций с имуществом многоквартирного дома, заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия. Понятно, что доходы от коммерческой деятельности также могут использоваться для осуществления расходов на благоустройство.
Отметим, что определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем можно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей законодательства о налогах и сборах. Под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. Следовательно, объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203.
ТСЖ имеет право применять упрощенную систему налогообложения (УСН) согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
Согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при налогообложении УСН не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. В силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ на финансирование расходов, указанных в вопросе, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу при УСН. Поэтому и расходы, которые покрываются за счёт средств целевого финансирования, также не должны учитываться при налогообложении. Похожее мнение высказывал Минфин России (смотрите письма Минфина России от 13.03.2015 N 03-11-11/13540, от 21.02.2014 N 03-11-06/2/7386, от 25.05.2007 N 03-11-04/2/141). Суды также высказывают подобную точку зрения, к примеру, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2009 N А56-18660/2008.
Следовательно, при проведении благоустройства за счет средств целевого финансирования, предусмотренных в смете доходов и расходов, затраты на благоустройство внутридомовой территории не могут быть учтены в качестве расходов для целей налогообложения.
Если предположить, что ТСЖ осуществляет затраты на благоустройство на средства, полученные от коммерческой деятельности, то необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ при формировании налоговой базы могут быть учтены только расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (ОС) учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиками с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ), если такие расходы отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и направлены на получение дохода.
Расходы учитываются, если приобретённые ОС используются при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Причем в состав ОС при УСН включаются объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). В силу п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. В то же время согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.
Таким образом, при финансировании затрат на благоустройство за счет коммерческой деятельности эти затраты также не могут быть признаны для целей налогообложения, поскольку связаны с созданием объектов внешнего благоустройства, которые не подлежат амортизации.
Аналогичная позиция для некоммерческого партнерства на УСН высказана в письме Минфина России от 22.10.2010 N 03-11-06/2/163: "Расходы по оплате услуг сторонней организации по уборке и вывозу снега с прилегающей территории, а также расходы, связанные с произведенными работами по территориальному благоустройству при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Благоустройство территории – это не только право, но и обязанность учреждения. Процесс предполагает сопутствующие расходы. Их нужно правильно учитывать. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства.

Вопрос: Как отражаются в учете расходы на посадку многолетних растений в рамках благоустройства прилегающей территории, которое проводится при реконструкции офисного здания, принадлежащего организации и используемого в облагаемой НДС деятельности?
Благоустройство территории, прилегающей к зданию, предусмотрено утвержденным планом реконструкции и выполнено специализированной организацией. Общая стоимость работ по посадке многолетних растений входит в сметную стоимость реконструкции. Она составляет 96 000 руб. (в том числе НДС 16 000 руб.).
Для целей налогового учета организация применяет метод начисления.
Срок полезного использования многолетних насаждений, установленный для целей бухгалтерского учета, — 361 месяц. Амортизация начисляется линейным способом.
Посмотреть ответ

Направления расходования

Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:

  • Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
  • Посадка растений.
  • Установка ограждений.
  • Сооружение малых объектов.
  • Установка спортивного оборудования.
  • Установка освещения.
  • Монтаж рекламных и информационных стендов.
  • Сооружение некапитальных объектов.
  • Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
  • Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на благоустройство территории рядом с офисом организации?

Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.

Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории. По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство. То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.

Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль?

Учет трат на возведение объектов

Под объектами могут пониматься ограждения, скамьи, фонтаны, фонари. Рассмотрим виды объектов и их коды по ОКОФ:

  • Тротуарная плитка – 120001090.
  • Металлические ограждения – 123697050.
  • Прочие ограждения – 124540000.
  • Фонтаны – 120001090.
  • Скамейки – 163612560.

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что объекты с любой стоимостью будут приниматься к учету в составе основных средств (ОС) при выполнении этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации составляет более года.
  • Эксплуатация на основании оперативного руководства.
  • Участие в исполнении услуг, функций, обеспечении нужд руководства.

Расходы на создание объектов, соответствующих приведенным условиям, помещаются на эти счета:

  • 010611310 – для бюджетных субъектов.
  • 010611000 – для автономных субъектов.

Объекты помещаются на счета по их первоначальной стоимости. Для учета используются эти проводки:

  • ДТ2 106 11 310 КТ2 302 31 730. Вклады в возведение объекта, относящегося к ОС.
  • ДТ2 101 13 310 КТ2 106 11 310. Принятие объекта к бухучету.
  • ДТ2 302 31 830 КТ2 201 11 610. Подрядчику переведены деньги за сооружение объекта.
  • ДТ2 109 80 271 КТ2 104 13 410. Учет стоимости в накладных тратах.

Основными первичными документами будут договор с поставщиком и квитанции.

Финансирование деятельности по благоустройству

Благоустройство территории может выполняться за счет средств бюджета, собственных денег компании, субсидий, целевого финансирования. Размер субсидии, а также ее получатели определяются на базе этих документов:

  • Заявки, в которых есть информация о наличии у субъекта проектно-сметных бумаг.
  • Копии документов, подтверждающих права собственности на благоустраиваемую территорию.
  • Данные об уже исполненных работах, выполняемых на основании договора.

Рассмотрим конкретные мероприятия и статьи расходов КОСГУ по ним:

  • Статья 225. Уборка территории, уход за многолетними растениями.
  • Статья 226. Оформление сметных бумаг по благоустройству, монтаж и возведение.
  • Статья 310. Возведение и реконструкция объектов, покупка новых (ограждения, скамейки).
  • Статья 340. Покупка сырья и инструментов для благоустройства, покупка посадочного сырья для насаждений, перчаток и прочих расходных материалов.

Соответствующий порядок использования классификации установлен Приказом Минфина №65н от 1 июля 2013 года.

Бухучет отдельных работ

Обустройство дорог регулируется Письмом Минфина №02-06-10/39403 от 23 сентября 2013 года. В пункте 45 Инструкции №157н инвентарные объекты ОС учитываются на базе положений Классификатора фондов ОК 013-94, установленного Постановлением Госстандарта №359 от 26 декабря 1994 года. В этом Классификаторе указано, что асфальтирование и обустройство дорог будет учитываться в составе ОС. Они могут учитываться в составе прочих конструкций, не входящих в другие группы (код 12 0001090). То есть объекты благоустройства (в том числе дороги) будут учитываться в структуре ОС на счете 0 101 03 000.

Если дороги и площадки отличаются аналогичным назначением и сроком полезной эксплуатации, требуется учитывать их как группу объектов. Данные по каждому сооружению фиксируются в инвентарной карточке ОС. Однако специалисты рекомендуют учитывать площадки с самостоятельным назначением (к примеру, парковки) отдельно.

ВНИМАНИЕ! Все нюансы бухучета нужно прописать в актах организации.

Используемые проводки

При финансировании благоустройства территории применяются эти проводки:

  • ДТ5 201 11 510 КТ5 205 81 660. Поступление субсидии.
  • ДТ5 302 31 830 КТ5 201 11 610. Окончательный расчет после исполнения всех работ.
  • ДТ4 101 13 310 КТ4 106 11 310. Принятие объекта в состав ОС.
  • ДТ5 205 81 560 КТ5 401 10 180. Начисление дохода от переведенной субсидии или финансирования.

Если объект уже имеется и асфальтирование выполняется для улучшения эксплуатационных качеств, расходы помещаются на подстатью 225.

Озеленение

В ОКОФ указано, что насаждения принадлежат к ОС. При такой форме благоустройства используются эти проводки:

  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка саженцев многолетних посадок.
  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка рассады однолетних посадок.
  • ДТ2 109 80 272 КТ2 105 36 000. Списание стоимости однолетних насаждений.

Первичными документами будут являться чеки и квитанции.

Особенности налогообложения

Траты на благоустройство нельзя включать в базу по налогу на прибыль. Эти траты также не связаны с производственными зданиями, коммерческой деятельностью. Подъездные пути, нужные для обеспечения коммерческой деятельности, будут амортизироваться на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ. Однако амортизируемым имуществом не будут считаться объекты, которые возводились с привлечением субсидий или финансирования из средств бюджета.

Организация сетей наружного освещения не будет относиться к перечню, оговоренному в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Следовательно, на них может начисляться амортизация.

Ливневая канализация нужна для обеспечения эксплуатации основной постройки. То есть расходы на ее создание отвечают положениям 252 НК РФ, поэтому канализация является амортизируемым имуществом.

Учреждение должно учитывать траты на благоустройство. Учет расходов в целях налогообложения осуществляется тогда, когда они связаны с деятельностью организации. Фирма должна подтвердить все траты документами, а также обосновать их на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Амортизация на объекты, возведенные в рамках благоустройства территории, будет начисляться в стандартном порядке.

Учет некапитальных трат

Некапитальные расходы – это траты, не связанные с непосредственными нуждами. То есть это благоустройство, выполняемое с эстетическими целями. Проводки будут такими:

  • ДТ91.2 КТ60. Акт сдачи-приемки исполненных работ.
  • ДТ19 КТ60. Выделение НДС.
  • ДТ91.2 КТ19. Списание НДС.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг сторонних компаний.

Траты не будут признаваться в целях налогообложения, так как они не связаны с деятельностью фирмы напрямую.


Здорово, когда при подходе к родному офису его внешний вид радует взгляд. Возникает даже некая гордость внутри – работаю в приличном месте! К тому же есть, куда спуститься в обеденный перерыв, посидеть на скамейке, пройти по дорожке, не уделавшись в грязи, найти для своей «ласточки» приличное место для парковки и т.д. Однако на поддержание всей этой красоты нужны денежки. Можно ли учесть такие расходы на благоустройство территории при расчете налогов, особенно на «упрощенке», где перечень разрешенных затрат до боли скуден?

Что понимаем под благоустройством

Содержание понятия «благоустройство территории» не раскрывается ни в одном нормативно-правовом акте. Обычно такие затраты не связаны напрямую с коммерческой деятельностью, а направлены на создание удобного, эстетически привлекательного пространства (письмо Минфина от 30.10.2007г. №03-03-06/1/745).

Какие же расходы по благоустройству территории могут возникнуть у организации:

— уборка и вывоз снега зимой, сбивание наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода к зданиям для пешеходов и автомобилей;

— повышение эстетической привлекательности территории путем разбивки клумб, укладки газона, посадки деревьев, установки ограждений и скамеек;

— обеспечение прохода и проезда по территории путем асфальтирования дорожек или укладки тротуарной плитки, обустройство парковочных мест;

— уборка мусора с территории.

А есть ли обязанность?

Некоторые элементы благоустройства могут предусматриваться и обязательными требованиями нормативных документов. Например, согласно СП 2.3.6.1066-01 на территории организаций торговли должно быть устройство для ливневой канализации, устройство поливочных кранов для уборки территории. В этом же документе сказано, что территория торговой организации и примыкающая к ней должна быть благоустроена и содержаться в чистоте.

Отдельные виды благоустройства территории важны не для эстетики, а для обеспечения ведения бизнеса, например, установка забора для защиты имущества организации, обустройство автостоянки для клиентов и дорог для подъезда к зданию.

Расчистка территории от снега, обработка заледеневших тротуаров – обязанность работодателя по созданию нормальных условий труда и соблюдению правил техники безопасности (ст.163, 212 ТК).

Кроме того, перечень возможных мероприятий по охране труда содержится в Типовом перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012г. №181н. Устройство тротуаров, галерей, тоннелей, переходов на территории содержится в п.27 Перечня, а создание и реконструкция мест организованного отдыха – в п.17. Скамейки и тренажеры на улице – тоже места отдыха работников.

Обязательное требование содержать в чистоте подведомственную территорию для собственников и арендаторов, очистка от снега и ликвидация наледи обычно содержится в законодательных актах субъектов и местных органов власти. За невыполнение таких требований предусматривается административная ответственность.

Минфиновский запрет

Перечень расходов, которые согласно п.1 ст.346.16 можно учесть при расчете единого налога, является закрытым, и такого вида затрат как благоустройство территории в нем нет.

В связи с этим Минфин в своих разъяснениях делает вывод, что расходы на благоустройство территории на УСН не учитываются (письмо Минфина от 22.10.2010г. №03-11-06/2/163, от 19.10.2010г. №03-11-06/2/157).

Что можно отсудить?

Так есть ли шанс отстоять расходы на уборку и благоустройство территории, хотя бы через суд? Проще всего здесь обстоят дела с очисткой территории от мусора. Так, в постановлении ФАС СКО от 28.05.2008г. №Ф08-2886/2008 сделан вывод, что нейтрализация отходов производства и потребления – это обязанность организации. Вывод базируется на нормах ст.22 закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такие расходы можно списать как материальные, если для очистки от отходов пользуются услугами сторонних фирм.

Есть положительные судебные решения и по уборке и вывозу снега. Например, в постановлении ФАС ЗСО от 03.02.2010г.№А46-13159/2009, ФАС СКО от 28.05.2008г. №Ф08-2886/2008 такие затраты отнесены к материальным расходам, которые можно признать и на УСН на основании пп.5 п.1 ст.346.16 НК.

При благоустройстве территории может возникнуть объект, который удовлетворяет критериям основного средства (например, автостоянка или ограда), т.е. амортизируемого имущества (п.2 ст.256 НК). Объекты внешнего благоустройства амортизации не подлежат (пп.4 п.2 ст.256 НК), но амортизируемым имуществом все равно являются. А на УСН стоимость основных средств списывается не через амортизацию, а поквартально равными частями (п.4 ст.346.16 НК).

Таким образом, признать расходы на благоустройство, возможно не все, но многие, есть возможность. Однако доказывать это право вам придется исключительно через суд.

О признании расходов на приобретение основных средств читайте здесь . Про материальные расходы на УСН смотрите тут .

А есть ли у вашей организации прилегающая территория? Благоустроена ли она? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Затраты на асфальтирование, ограждение, озеленение, укладку брусчатки традиционно вызывают пристальное внимание налоговиков. Часто бухгалтер, не желая спорить с сотрудниками ИФНС, относит такие расходы за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако сэкономить на налогах можно. Главное – учитывать конкретные условия и аргументировать свою позицию.

Специалисты Минфина заявляют, что подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для грузового и легкового автотранспорта, тротуары и пешеходные дорожки, газоны и прочие объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя. Нельзя включить эти затраты и в первоначальную стоимость построенного здания. Такое мнение чиновники Минфина высказали в письмах от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487 и от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201.

Свой вывод финансисты обосновывают ссылкой на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса. В нем сказано, что не подлежат амортизации «объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты».

Однако нетрудно заметить, что эта норма прописана нечетко. В частности, непонятно, какие именно объекты внешнего благоустройства нельзя амортизировать: все подряд или только те, которые сооружены на бюджетные и иные целевые средства? Как понимать фразу «другие аналогичные объекты»? А как известно, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК). Но финансисты о его пользе не пекутся. У них другие задачи – защищать интересы бюджета. Поэтому минфиновцы подходят к расходам на благоустройство формально. По их мнению, раз в Налоговом кодексе имеется формулировка о том, что объекты внешнего благоустройства не амортизируются (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК), то и задумываться больше не о чем. И просто игнорируют те факты, которые говорят о том, что принуждать фирму благоустраиваться за свой счет нелогично и несправедливо.

Так чиновники не обращают внимания на то, что создание объектов благоустройства зачастую предусмотрено проектом строительства, решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как одно из условий получения разрешения на строительство объекта недвижимости. И предприниматели благоустраивают прилегающую территорию не по собственному желанию, а по объективной необходимости.

Финансисты «не учитывают», что большинство объектов благоустройства способствует извлечению доходов и вполне соответствует определению амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК). Ведь не вложив средства в устройство тротуаров и автостоянки при торговом комплексе, покупателей товаров и потребителей услуг не привлечешь. А значит, и прибыли не получишь. Ни хорошее месторасположение, ни современный дизайн и широчайший спектр товаров и услуг не заставят покупателей преодолевать препятствия на необустроенной прилегающей территории.

Для минфиновцев также «неочевидно», что без устройства твердого покрытия трудно организовать погрузо-разгрузочные работы не только механизированным, но и ручным способом. Что ограждение территории обосновано интересами безопасности и сохранности имущества. И так далее.

Однако арбитражные судьи, рассматривая дела о списании расходов на благоустройство, согласны с Минфином не всегда.

Арбитражная мозаика

Во-первых, отметим, что саму норму подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суды трактуют по-разному. Например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа солидарны с финансистами. В постановлении от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1 они указали, что не амортизируются все объекты внешнего благоустройства независимо от того, за счет каких средств они сооружались. В то же время из постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03 следует, что эта норма относится только к объектам, созданным за счет средств бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. А в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03 мы найдем совсем другую позицию. К объектам внешнего благоустройства относятся объекты лесного, дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. Подпункт не применяется в отношении работ по восстановлению и устройству асфальта, ограждений и т. п., произведенных при строительстве объекта основных средств.

Во-вторых, в отличие от финансистов, судьи при вынесении решения учитывают специфику деятельности налогоплательщика. Так не составит труда отстоять произведенные расходы на асфальтирование и устройство пешеходных дорожек, если предприятие является опасным производственным объектом (постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2). В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1 судьи поддержали предприятие жилищно-коммунальной сферы. Судьи посчитали, что использовать жилые здания без благоустройства территории (бетонирования дорог и тротуаров, устройства детских площадок, посадки деревьев и т. д.) нельзя. Они согласились с тем, что налогоплательщик принял спорные объекты к учету в качестве основных средств, получает доходы от их эксплуатации, признает расходы для целей налогообложения прибыли и имеет право на вычет НДС.

На озеленении не сэкономишь?

Расходы на озеленение (посадку деревьев, устройство газонов и клумб) считают необоснованными не только финансисты, но и судьи (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. № Ф04-5159/ 2005(13815-А45-37), ФАС Уральского округа от 3 мая 2005 г. № Ф09-1711/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 3 марта 2005 г. А38-3082-5/412-2004, ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2004 г. № А65-20830/03-СА1-32). Попытки организаций «подвести» расходы под подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как затраты на обеспечение нормальных условий труда обычно не убеждают арбитров.

Однако с 1 января текущего года в Налоговом кодексе появилась новая возможность для признания таких расходов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса налоговую базу уменьшают затраты на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. С этой целью предприятия могут руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 г. № 38. Если на предприятии есть технологические процессы–источники негативного воздействия на окружающую среду или здоровье человека, то наличие санитарно-защитной зоны обязательно (п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Например, в их число входят машиностроительные и металлообрабатывающие заводы, предприятия по производству различных стройматериалов, мебельные, швейные и обувные фабрики, мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, кондитерские фабрики, хлебозаводы и др.

Комментируя эту ситуацию, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14 февраля 2005 г. № КА-А41/82-05 указал, что на предприятие возложена обязанность по озеленению и благоустройству прилегающей территории и ее содержанию в надлежащем порядке. Однако все не так просто. Если организация по осуществляемым видам деятельности подпадает под тот или иной класс СанПиН и, соответственно, должна иметь санитарно-защитную зону, то прежде чем списать затраты в налоговые расходы, необходимо позаботиться об оформлении подтверждающих документов. В частности, необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение и акт исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления), либо решение суда об установлении санитарно-защитной зоны (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. № Ф04-3131/2006 (23037-А67-10)). При отсутствии этих документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, скорее всего, возникнут проблемы.

Благоустройство чужой территории

При учете расходов на благоустройство арендованной территории – асфальтирование, устройство пешеходных дорожек – предприятие столкнется с дополнительными трудностями. Дело в том, что капитальные вложения арендатора в большинстве случаев ведут к неотделимым улучшениям арендованного имущества. Если собственник возмещает арендатору расходы, то операции отражают в учете, как обычную реализацию с соответствующим налогообложением. Именно так рекомендуют поступать и финансисты, и налоговики (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/2/62, письмо МНС от 5 августа 2004 г. № 02-5-11/135@, письмо УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). Во всех этих разъяснениях чиновники придерживаются позиции о том, что арендатор, осуществляя затраты, выполняет работы, оказывает услуги в интересах арендодателя.

Но чаще арендодатель затраты не компенсирует. В этом случае в бухгалтерском учете арендатора нужно отразить создание объекта основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Появится ли при этом объект амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли, будет определяться наличием (отсутствием) согласия собственника на осуществление таких капитальных вложений. Если у арендатора имеется документ от арендодателя, разрешающий проведение работ, то признать расходы можно посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК). Если арендодатель согласия на благоустройство не давал, то уменьшить прибыль арендатор не сможет.

Официальная позиция сотрудников налоговых органов по этому вопросу представлена, например, в письмах УФНС по г. Москве от 18 ноября 2005 г. № 18-11/85322 и от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791. В них указано, что расходы на асфальтирование и мощение арендатор признать вправе. Причем в более позднем письме специалисты столичного УФНС «подсказали» предприятиям и номер группы в Классификации основных средств. Площадки производственные с покрытиями (щебеночными, гравийными и т. д.) отнесены к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), код 12 0001121.

Что касается затрат на устройство газонов и клумб, то, как и в случае с собственником имущества, налоговики для целей налогообложения прибыли признавать их арендатору не разрешают. Свою позицию они обосновывают тем, что озеленение территории – это «создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства», которое с производством и реализацией товаров (работ, услуг) никак не связано. И на получение доходов оно не влияет. Следовательно, затраты на газоны и клумбы не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Поэтому фирма должна проводить их за свой счет.

внимание

И без того сложную ситуацию с учетом расходов на благоустройство усугубляют сотрудники налоговых органов. Так при проведении выездных проверок они зачастую пытаются переквалифицировать произведенные предприятиями расходы на ремонт, например, асфальтированного покрытия, в затраты по созданию новых объектов (площадок с твердым покрытием). Судьи, основываясь на договорах подряда, сметах, актах приемки и других документах, подтверждающих конкретные виды произведенных работ, принимают решения в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. № А08-3150/05-7, Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-11776/2005-9 и от 29 августа 2005 г. № А56-6844/2005, Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2005 г. № А74-4201/04-Ф02-4334/05-С1).

Благоустройство прилегающей территории очень часто проводится не только для привлечения клиентов или создания имиджа организации, но и в связи с неофициальными требованиями администрации города. Кроме того, условия по благоустройству могут диктоваться арендодателем земли или здания, а также различными проверяющими организациями.

Несмотря на столь острую необходимость, налоговики считают, что подобные объекты нельзя амортизировать. Якобы это прямо указано в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Текущие же затраты на благоустройство, по мнению чиновников, являются экономически не обоснованными. В итоге могут возникнуть проблемы не только с признанием затрат, но и с вычетом НДС по ним.

Однако с позицией налоговиков можно и нужно спорить.

Чиновники твердо уверены, что запрет на начисление амортизации относится к любым объектам благоустройства

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Формулировка подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ звучит расплывчато. Из нее нельзя однозначно понять, запрещает ли законодатель амортизировать любые объекты внешнего благоустройства или только те, которые созданы с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.

Чиновники твердо уверены, что указанная норма относится к любым объектам благоустройства (например, письма Минфина России от 12.08.08 № 03-03-06/1/461, от 30.01.08 № 03-03-06/1/63, УФНС по Московской области от 19.04.07 № 24-17/0311).

Несмотря на это, судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа с ними не согласны и принимают решения в пользу компаний (постановления от 14.01.08 № А56-4910/2007, от 18.07.05 № А56-11749/04 и от 25.10.04 № А56-32626/03). Суды считают, что норма относится только к объектам, созданным за счет средств бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Поэтому, если компания зарегистрирована на территории, подведомственной Федеральному арбитражному суду Северо-Западного округа, она может амортизировать объекты внешнего благоустройства с меньшим риском, нежели прочие налогоплательщики.

Организации, которые находятся в других округах, могут воспользоваться одним из следующих способов, позволяющих обойти запрет налоговиков.

Расходы по озеленению территории строящегося офиса следует рассматривать как затраты, формирующие первоначальную стоимость ОС

Способ первый: включить расходы на благоустройство в стоимость объекта строительства. Если благоустройство территории осуществляет строительная организация, логичнее не выделять затраты на него отдельно. Тогда владелец недвижимости сможет амортизировать объекты благоустройства вместе со зданием. Обязанность же строителей производить облагораживание территорий следует, в частности, из пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем содержится прямой запрет вводить в эксплуатацию объекты без завершения предусмотренных работ по благоустройству территорий.

Чиновники не определились, допустим ли подобный способ налоговой оптимизации. Так, в письме Минфина России от 25.05.07 № 03-03-06/1/309 указано, что расходы, связанные с озеленением территории, прилегающей к зданию строящегося офиса, следует рассматривать как расходы капитального характера, которые формируют первоначальную стоимость объекта строительства. И только в случае, если расходы на озеленение производятся уже после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, их нельзя амортизировать.

Однако в письме от 30.01.08 № 03-03-06/1/63 тот же самый чиновник Минфина России заявляет обратное. Якобы если в ходе строительства помимо объектов недвижимости были созданы объекты благоустройства территории, то такие расходы не подлежат амортизации. В связи с этим, возможно, свою правоту налогоплательщику придется доказывать в суде.

ЧТО ТАКОЕ «ВНЕШНЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО»?

В Налоговом кодексе нет определения понятия «внешнее благоустройство». Минфин России для отнесения расходов к этой категории рекомендует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359 (письмо от 13.10.04 № 03-03-01-04/1/73). В этом документе сказано, что к основным фондам не относятся такие объекты внешнего благоустройства, как подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и т. д.

В более позднем письме чиновники финансового ведомства конкретизировали свою позицию (от 30.10.07 № 03-03-06/1/745). По их мнению, под капитальными вложениями в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на прилегающей территории.

Способ второй: доказать, что объект внешнего благоустройства является производственным объектом. Обратимся к определению объекта благоустройства, данному Минфином России в письме от 30.10.07 № 03-03-06/1/745: отсутствие связи с коммерческой деятельностью и направленность на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на прилегающей территории. Очевидно, что многие объекты не подпадают под это определение.

Например, парковка для клиентов, подъездная дорога или тротуар имеют прямую связь с коммерческой деятельностью компании, хотя и направлены на обустройство прилегающей территории. То же самое относится и к асфальтированию площадок, на которых происходит погрузка и разгрузка товаров, сырья и материалов, временно хранится и складируется товар.

Есть примеры судебных решений, принятых в пользу налогоплательщика (см. таблицу «Решения судов, в которых амортизация объектов внешнего благоустройства признана производственным расходом»).

В частности, если парковка создается для сотрудников, то эти расходы можно назвать производственными, так как они направлены на создание нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, если за пользование стоянкой брать с работника символическую плату, то такой объект становится коммерческим.

В отдельных случаях фонтаны, скульптуры, деревья и клумбы могут рассматриваться как объекты, приносящие компании доход. Например, для открытых кафе, развлекательных центров, гостиниц, домов отдыха наличие перечисленных объектов существенно, поскольку это прямо влияет на размер их дохода. Однако эту связь придется доказывать.

Способ третий: сослаться на неналоговое законодательство, обязывающее благоустраивать территорию. Часто местная власть в официальном порядке требует облагородить прилегающую к зданию организации территорию. К примеру, статья 7 Закона г. Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» обязывает юридические лица производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность или временное пользование, а также компенсировать зеленые насаждения, уничтоженные при строительстве.

Кроме того, существуют отраслевые нормы по благоустройству. Так, для промышленных предприятий, расположенных в районах, подверженных за три наиболее холодных месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, обязательны полосы древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления (п. 3.70, 3.71 СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий»).

Эта норма была с успехом использована налогоплательщиком для обоснования своей позиции в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.12.07 № КА-А40/13358-07. А для предприятий, негативно воздействующих на окружающую среду или здоровье человека, предусмотрена обязанность по созданию санитарно-защитной зоны, элементами которой являются зеленые насаждения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Для организаций торговли пунктом 2.8 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01) установлена обязанность благоустроить территорию, примыкающую к организации торговли. Более того, в нем сказано, что при размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части дороги площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей.

Способ четвертый: предусмотреть капитальные расходы на внешнее благоустройство в договоре с собственником имущества. Налоговики на местах иногда допускают возможность начисления амортизации по объектам благоустройства арендатором, если он создал их с согласия арендодателя, но без возмещения расходов (письма УФНС по г. Москве от 17.03.06 № 18-11/20791 и от 18.11.05 № 18-11/85322). Конечно, только в пределах срока договора аренды и исходя из срока полезного использования. Причина такой лояльности заключается в том, что для неотделимых улучшений законодатель предусмотрел особый порядок начисления амортизации (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Однако в письме от 28.03.07 № 03-03-06/1/178 Минфин России высказал противоположную позицию. Таким образом, не исключено возникновение претензий налоговиков.

Налоговики иногда допускают возможность начисления амортизации по объектам благоустройства арендатором

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

Если относительно капитальных вложений в объекты благоустройства Налоговый кодекс содержит норму, не позволяющую без споров с инспекторами переносить их в затраты, то относительно текущих расходов на содержание объектов внешнего благоустройства действует лишь общее положение об их оправданности и документальном подтверждении (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Впрочем, и Минфин России, и ФНС России дружно считают такие расходы необоснованными (например, письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745, от 15.11.06 № 03-03-04/2/241, УФНС по г. Москве от 17.03.06 № 18-11/20791). Эту позицию также можно оспорить, тем более что сами чиновники в ряде случаев готовы сделать исключение.

Например, аналогично капитальным затратам можно учитывать вналоговых расходах текущие затраты на благоустройство, если они произведены в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Суд также скорее всего поддержит налогоплательщика в сходной ситуации. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.09.07 № КА-А40/9456-07 была подтверждена правомерность уменьшения налогооблагаемой прибыли на стоимость работ по посеву и прополке газонов, расположенных около нефтепровода. Дело в том, что целью этих работ являлось приведение объектов нефтепроводного транспорта к нормативному техническому состоянию, которое предусматривает покрытие откосов резервуаров растительным слоем, предотвращающим размыв земляной обсыпки поверхностными водами.

Решение в пользу компаний было принято и по делам, рассмотренным в постановлениях федеральных арбитражных судов Московского от 11.01.08 № КА-А40/13672-07, от 04.04.06 № КА-А40/2276-06-2, Поволжского от 19.09.07 № А49-500/07-35А/21, Уральского от 22.05.07 № Ф09-3656/07-С2, Северо-Западного от 18.07.05 № А56-11749/04 округов. Споры касались текущих расходов на посев и прополку газонов, оплату услуг по вырубке деревьев и спиливанию крон и т. п. А в постановлении от 02.04.08 № Ф04-2260/2008(3201-А45-40) судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа признали обоснованным даже приобретение компанией удобрений и почвы для цветов и горшечных растений.

Кроме того, учитывая отсутствие в Налоговом кодексе специальной нормы, регулирующей учет текущих расходов на благоустройство для целей налога на прибыль, компаниям имеет смысл по возможности превращать капитальные затраты по объектам внешнего благоустройства в текущие. Как показывает арбитражная практика, в этом случае их проще будет отстоять в суде.

Чаще всего налоговики отказывают компании в вычете НДС на основании того, что расходы на благоустройство экономически не обоснованы

ВЫЧЕТ ПО НДС

Помимо претензий по налогу на прибыль, возможны и разногласия по поводу НДС с затрат на благоустройство. Чаще всего налоговики отказывают компании в вычете на основании того, что подобные расходы экономически не обоснованы.

Однако Налоговый кодекс не увязывает право компании на вычет по НДС с учетом расходов в налоговом учете. Условиями для получения вычета являются оприходование товара, работ или услуг, предназначение их для деятельности, облагаемой НДС, а также наличие счета-фактуры (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Суды, как правило, поддерживают в такой ситуации налогоплательщиков. Так, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.01.08 № КА-А41/14082-07, налоговый орган отказал организации в применении вычета по НДС по работам, связанным с асфальтированием дорожек, подъездных путей, озеленением и устройством внешнего ограждения и освещения.

Причиной отказа стала ссылка на то, что такие объекты не являются амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Налоговики считали, что в этом случае НДС, уплаченный за выполнение работ по благоустройству, следовало включить в стоимость этих объектов (п. 1, п. 2 ст. 170, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Однако судьи не согласились с этим, указав, что созданные объекты используются для производственных целей и способствуют извлечению доходов. Вычет правомерен, так как реализация произведенной обществом продукции облагается НДС.

Также в пользу налогоплательщика закончилось рассмотрение дел по НДС в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского от 25.12.07 № КА-А40/13213-07, от 27.04.07 № КА-А40/3156-07 и от 02.03.07 № КА-А40/ 1168-07, Волго-Вятского от 26.09.06 № А39-1240/2006-66/9 округов.

Читайте также: