Как отменить переход на усн после уведомления

Опубликовано: 23.04.2024

Перейти на УСН не так уж и сложно. Трудно удержаться на ней. Что делать, если, несмотря на все принятые меры, вы все-таки потеряли право на «упрощенку», читайте в статье.

Как остаться на УСН

Для того, чтобы не лишиться права на УСН, «упрощенец» должен постоянно следить за соблюдением ряда требований:

  • не попасть в «запрещенный» список из статьи 346.12 Налогового кодекса;
  • не превысить сумму дохода в 150 000 000 рублей;
  • сохранить среднюю численность работников в пределах 100 человек;
  • уложиться в 150-миллионный лимит остаточной стоимости основных средств.

Если вы потеряли право на УСН

Если, несмотря на принятые меры, вы все-таки нарушите условия работы на УСН, то обязаны будете вернуться на общий режим налогообложения. Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. Начиная с того квартала, когда произошло нарушение, вам придется платить общеустановленные налоги.

О возврате на общий режим обязательно сообщите в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней после окончания отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Для этого заполните уведомление (форма 26.2–2, утв. приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@). Формат его представления в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/878@.

Если фирма, «слетевшая» по основным показателям с УСН, не перешла на другой режим или перешла с опозданием, то из-за несвоевременной уплаты ежемесячных авансовых платежей за квартал, в котором она должна была перейти, нужно заплатить пени и штрафы. Кроме того, за то, что сообщение о переходе не было подано в ИФНС, фирму могут оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса.

Как добровольно отказаться от УСН

Фирмы и ИП могут отказаться от упрощенного режима добровольно. Тогда с начала нового года они должны перейти на обычную систему налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Для этого им надо заполнить уведомление (форма 26.2–3, утвержденная приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@) и сообщить о своем решении в налоговую инспекцию до 15 января. Формат представления уведомления в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/878@.

Отказ от УСН после подачи уведомления

Бывает, что вы захотели применить УСН впервые и уже отправили уведомление в инспекцию. Но затем по тем или иным причинам передумали. В этом случае вы должны уведомить об этом налоговиков не позднее 15 января года, с которого решили применять УСН. Позднее отказаться от принятого решения нельзя, в противном случае придется работать на «упрощенке» еще год.

До тех пор, пока уведомление об отказе от применения УСН не представлено, налогоплательщик обязан соблюдать требования пункта 1 статьи 80 НК РФ и представлять в налоговую инспекцию декларации по УСН. Причем тот факт, что фирма не получает доходов УСН-деятельности, не свидетельствует о ее прекращении. А также не отменяет обязанности представлять налоговую отчетность в ИФНС.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), некоторые налогоплательщики по разным причинам принимают решение перейти на общую систему налогообложения. Рассмотрим порядок действий «упрощенца» в случае добровольного отказа от применения УСН.

По общему правилу при добровольном переходе к УСН налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11, п. 2 ст. 346.14 НК РФ), т. е. решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий. В ст.346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и с УСН на другие режимы.

Уведомление о добровольном отказе от применения УСН

В письме ФНС России от 19.07.11 г. № ЕД-4-3/11587 отмечено, что «упрощенец» может добровольно перейти на иной налоговый режим только при обязательном соблюдении определенных условий. Так, если «упрощенец» опоздает с подачей заявления либо совсем забудет это сделать, он должен применять УСН до конца налогового периода (письмо Минфина России от 3.07.15 г. № 03-11-11/38553).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, в одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, представил в налоговый орган декларацию по НДС с исчисленными суммами налога и вычетами, что приводит к негативным налоговым последствиям.

Как определено в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.10 г. № 4157/10, использующий УСН предприниматель не вправе по своему усмотрению при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим налогообложения. Однако, отметили судьи, уведомление об отказе от применения УСН предприниматель в налоговый орган не представлял, право на использование УСН налогоплательщиком не утрачено (решение АС Саратовской области от 12.01.16 г. № А57-7796/2015). При этом налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию по «упрощенному» налогу.

По общему правилу применяющие УСН предприниматели не признаются плательщиками НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС «упрощенцы» должны уплатить в бюджет сумму НДС (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). А вправе ли они в данной ситуации претендовать на налоговый вычет? В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33 указано, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает того, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

Таким образом, «упрощенец», отказавшийся добровольно от применения УСН, но не подавший в налоговую инспекцию уведомление о таком отказе, обязан перечислить в бюджет суммы НДС, отраженные в налоговой декларации, но не вправе уменьшить указанные суммы на налоговые вычеты по НДС.

Аналогичная позиция была изложена и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.13 г. № А26-6026/2012.

Тем не менее для большинства судей позднее представление в налоговый орган заявления (либо его отсутствие) о переходе с УСН на общую систему налогообложения не является причиной для лишения налогоплательщика права на изменение режима налогообложения. В подобных решениях приводится следующий аргумент: нарушение срока направления уведомления, установленного в п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не служит основанием для признания незаконным использования налогоплательщиком общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер, и в НК РФ не предусмотрены последствия пропуска указанного срока в виде запрета использовать иной режим налогообложения (решения АС Челябинской области от 25.12.15 г. № А76-21134/2015 и АС Кемеровской области от 18.11.15 г. № А27-15546/2015, постановления Тринадцатого АС от 12.10.15 г. № А26-1774/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.14 г. № А53-10176/2013, ФАС Центрального округа от 16.01.14 г. № А68-276/2013, Определение ВАС РФ от 30.04.14 г. № ВАС-1687/14).

Налог на добавленную стоимость

При переходе с УСН на общий режим налогообложения специальные правила действуют и в отношении применения налоговых вычетов. В п. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения руководствуются следующим правилом: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, в случае приобретения им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к исключаемым из налоговой базы расходам, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Другими словами, «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» после перехода на общий режим налогообложения (в I квартале) принимает к вычету суммы НДС по сырью, материалам и инструментам, оборудованию стоимостью не более 40 000 руб., товарам, не использованным (не переданным покупателю) в период применения УСН (п. 6 ст. 346.25 НК РФ, письма ФНС России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 17.07.15 г. № СА-4-7/12690@, Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Как отмечено в постановлении АС Центрального округа от 11.06.15 г. № А54-3621/2014 и определении Конституционного суда РФ от 22.01.14 г. № 62-О, в п. 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирована ситуация, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в период использования УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, которые подлежали отнесению, но не были отнесены ими к расходам при использовании УСН. Однако для бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» право на налоговый вычет не возникает (Определение ВАС РФ от 30.05.14 г. № ВАС-7262/14, постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.14 г. № А12-13958/2013).

Что касается суммы НДС, относящейся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, позиция у контролирующих органов иная. Поскольку затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов, то НДС, относящийся к основным средствам (даже имеющих остаточную стоимость), к вычету не принимается (письма Минфина России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 5.03.13 г. № 03-07-11/6648, от 27.06.13 г. № 03-11-11/24460). Если основное средство введено в эксплуатацию в период использования общей системы налогообложения, а расходы на его приобретение не учитывались при УСН, то НДС можно принять к вычету (письмо Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844).

По строительным работам, которые произведены в период применения УСН, а также по товарам, приобретенным в этот период для строительства основных средств, введенных в эксплуатацию при общем режиме налогообложения, НДС возможно принять к вычету в I квартале (письма Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40631). При этом бывший «упрощенец» не имеет права на вычеты по НДС, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию основных средств в период применения УСН, согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ (решение АС Вологодской области от 2.11.15 г. № А13-16438/2014).

Налог на прибыль

Однако при использовании метода начислений (ст. 271, 272 НК РФ) действует порядок, установленный в п. 2 ст. 346.25 НК РФ:

1) в составе доходов признается ранее неучтенная (неоплаченная) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);

2) в составе расходов учитываются ранее неучтенные (неоплаченные) расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Иными словами, если доходы и расходы были учтены в налоговой базе «упрощенца», то повторно они не учитываются (п. 2 ст. 346.25 НК РФ), и напротив, если доходы и расходы не были учтены в базе, то они подлежат учету при общей системе налогообложения.

Так, при определении базы по налогу на прибыль бывший «упрощенец» учитывает в составе доходов суммы задолженности покупателей за реализованные им товары в первом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени погашения задолженности. А расходы признаются расходами того месяца, в котором налогоплательщик перешел на исчисление базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. При этом в состав доходов не должны включаться суммы кредиторской задолженности, которые образовались на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов (письмо Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Рассмотрим конкретные ситуации переходного периода, которые на практике вызывают наибольшее количество претензий со стороны налоговых органов.

Пример № 1

ООО «Вираж» в период с 1.01.14 г. по 30.09.14 г. применяло УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В мае 2014 г. организация выполнила работы по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог. Денежные средства по указанному договору в течение 2014 г. в ООО «Вираж» не поступали, оплата была осуществлена лишь во II квартале 2015 г. В декларации по налогу на прибыль за 2014 г. эта сумма в доходной части не была отражена, а указана в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. ввиду того, что фактически денежные средства поступили во II квартале 2015 г. В IV квартале 2014 г. организация утратила право на применение УСН, и с 1.10.15 г. она перешла на общий режим налогообложения.

В этой ситуации при переходе на исчисление базы по налогу на прибыль налогоплательщик должен был учесть в «прибыльных» доходах суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения, т. е. в первом отчетном (налоговом) периоде применения этого режима — в IV квартале 2014 г. независимо от времени погашения задолженности. Иной порядок действий налогоплательщика приводит к судебным разбирательствам, которые заканчиваются в пользу налоговых органов (решение АС Нижегородской области от 29.05.15 г. № А43-3335/2015).

Если в период применения общей системы налогообложения организация отгрузила продукцию в соответствии с полученным авансом (в период использования УСН), то в части, равной сумме аванса, стоимость отгруженной продукции не учитывается в «прибыльных» доходах (письмо Минфина России от 28.01.09 г. № 03-11-06/2/8).

Некоторые налогоплательщики полагают, что, включая в «прибыльный» доход неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения, можно уменьшить налоговую базу на сумму безнадежных долгов, образовавшихся в период применения УСН.

Пример № 2

Налогоплательщик, утратив с 1.10.15 г. право на применение УСН и перейдя на общий режим налогообложения, включил в создаваемый налоговый резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, возникшую в период применения УСН.

Согласно ст. 346.16 НК РФ в закрытом перечне расходов, на величину которых уменьшается налоговая база «упрощенца», расходы от списания сумм безнадежных долгов не поименованы, поэтому такой долг нельзя признавать и в переходном периоде (письма Минфина России от 23.06.14 г. № 03-03-06/1/29799, от 1.04.09 г. № 03-11-06/2/57).

Суды придерживаются аналогичного мнения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.15 г. № А34-7050/2014).

Систематизируем правила переходного периода в части признания расходов по приобретенному сырью, материалам, товарам, инвентарю и оборудованию стоимостью не более 100 тыс. руб. (до 1.01.16 г. — не более 40 тыс. руб.) в табл. 2.

Несмотря на то что бывший «упрощенец» (независимо от применяемого объекта налогообложения) имеет право учесть в «прибыльных» расходах стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, данное право иногда приходится доказывать в судебном порядке.

Как отмечают судьи, доводы налогового органа о невозможности признания в момент перехода на общую систему налогообложения неоплаченных расходов, возникших в период использования налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы», являются несостоятельными, поскольку применение нормы п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не зависит от вида объекта налогообложения по УСН (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 25.02.15 г. № 18АП-16151/2014).

Налоговый учет основных средств

Нормы НК РФ регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН на общий режим налогообложения и обратно исключительно с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Поэтому сложности возникают, если бывший «упрощенец» применял объект налогообложения «доходы». В этой ситуации, по мнению Минфина России, остаточная стоимость основных средств не определяется (письма от 19.01.12 г. № 03-03-06/1/20 и от 29.12.08 г. № 03-11-04/2/205). Аналогичный подход содержится и в письме ФНС России от 2.10.12 г. № ЕД-4-3/16539.

Пример № 3

При исчислении налога на прибыль ООО «Вектор С» включил в состав косвенных расходов остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН (с объектом налогообложения «доходы»). Налоговый орган исключил стоимость такого имущества из налоговой базы.

При рассмотрении спора в арбитражном суде было отмечено, что НК РФ не содержит специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом налогообложения «доходы» на общую систему налогообложения. Однако это само по себе не означает, что при переходе с УСН налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств. С учетом того, что основные средства приобретены и оплачены организацией, а также введены в эксплуатацию в период применения УСН с объектом налогообложения «доходы», остаточная стоимость такого основного средства на момент перехода на общий режим налогообложения должна определяться (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.15 г. № А81-2537/2015). Такой же вывод содержится и в постановлении АС Центрального округа от 10.11.14 г. № А23-223/2014.

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711)

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств

Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711).

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

И когда оно может пригодиться

Многие предприниматели и компании предпочитают работать на упрощенной системе налогообложения, или УСН.

Низкие ставки налога — от 0 до 15%, — освобождение от уплаты НДФЛ, НДС и несложная налоговая отчетность делают упрощенку привлекательным режимом для бизнеса.

Но иногда предприниматель думает, что работает на упрощенке, а налоговая считает по-другому , и у этого могут быть неприятные последствия.

Почему права на УСН может не быть

Сразу после регистрации компания или ИП по умолчанию находятся на общей системе налогообложения — ОСН, у которой есть свои условия по уплате налогов и сдаче отчетности.

Чтобы применять упрощенку, нужно перейти на нее — то есть подать уведомление в налоговую о переходе на другой вид налогообложения. Обычно это делают при регистрации ИП или компании.

Но может случиться так, что предприниматель ведет деятельность на упрощенке, а в один прекрасный день получает отказ от налоговой — декларацию УСН за очередной год не приняли.

Предприниматель начинает выяснять, в чем дело, звонит в налоговую. Оказывается, что в ФНС нет уведомления о переходе на УСН, поэтому налоговики считают, что предприниматель на упрощенку не переходил, находится на общем режиме и должен платить налоги и сдавать отчетность по ОСН.

Как уведомляют налоговую о переходе

Чтобы перейти на УСН, не нужно получать разрешение налоговой. Но о выборе этого режима ее нужно уведомить. Правила перехода регулирует статья 346.13 Налогового кодекса РФ.

Для уведомления налоговой рекомендована форма 26.2-1. Подать ее можно вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после. Уведомить можно через представителя, по почте или электронно, а также лично посетив налоговую.

Если пропустить сроки, то перейти на УСН можно только со следующего года, а уведомить налоговую нужно не позднее 31 декабря этого года.

Например, ИП зарегистрировался первого июня 2020 года. Если он не подал форму 26.2-1 при регистрации и в течение 30 дней после, то на УСН сможет перейти с 2021 года, уведомив налоговую до 31 декабря 2020.

Уведомление о переходе ИП или компании на упрощенку хранится в налоговой, а его подтверждение — у налогоплательщика. Но бывает, что уведомление в инспекции отсутствует. Причины могут быть разными: либо налоговики потеряли уведомление, либо сами предприниматели или их представители небрежно подготовили пакет документов. Например, банально забыли подписать форму 26.2-1. Так или иначе, уведомления нет.

В итоге вместо единого налога на УСН у предпринимателя или компании появляется перспектива заплатить все налоги на общем режиме, то есть НДФЛ, налог на прибыль, НДС, имущественные налоги, от которых освобождает режим УСН, штрафы за неуплату налогов и несданную отчетность, пени за просрочку за все время деятельности, когда предприниматель думал, что находится на упрощенке.

Но не все потеряно. В зависимости от конкретных обстоятельств у предпринимателя, скорее всего, есть возможность доказать свое право на УСН.

Что делать, чтобы не потерять право на УСН

Вот пара рекомендаций, которые помогут избежать споров с налоговой и отбить претензии об отсутствии права ИП или компании на упрощенную систему налогообложения.

Правильно заполняйте уведомление о переходе на УСН. Если верно заполнить форму с первого раза, это снимет вопрос о налогообложении в будущем. Форма 26.2-1 довольно простая, но и здесь можно допустить ошибки.

Например, ИП подал уведомление на УСН, но не указал объект налогообложения — доходы или доходы минус расходы. В итоге ИП думал, что находится на УСН, а налоговая инспекция потребовала отчетность и налоги по общему режиму. Налоговики не смогли определить объект налогообложения УСН и посчитали уведомление ошибочным.

Индивидуальному предпринимателю нужно указать в форме:

  1. Фамилию, имя и отчество.
  2. Момент перехода на УСН.
  3. Объект налогообложения.
  4. Контактный телефон.
  5. Код налоговой инспекции — это цифровой код, определяющий конкретную налоговую инспекцию.
  6. Признак налогоплательщика — он указан в примечаниях к форме 26.2-1.
  7. Год, когда подается уведомление.
  8. Некоторые другие реквизиты, например данные представителя, если он подает уведомление, ИНН.

Сохраните доказательство уведомления о переходе на УСН. Это может быть расписка с перечнем документов, поданных при регистрации, или экземпляр формы 26.2-1 с отметкой о принятии. Если налоговая инспекция предъявит вам претензии, вы сразу же сможете доказать свою правоту и избежать лишней волокиты.

Но что делать, если подтверждающих документов нет, и доказать, что уведомление было, нечем?


  • Преимущества перехода на УСН
  • Условия перехода на УСН в 2020 году
  • Порядок перехода на УСН с 2020 года
  • Срок подачи уведомления о переходе на УСН
  • Подготовка к переходу на «упрощенку»
  • Как выбрать объект налогообложения при переходе на УСН
  • Можно ли отменить переход на упрощенный налоговый режим
  • Нужно ли ждать ответа от налоговой службы
  • Порядок заполнения уведомления
  • Как правильно перейти на УСН

Преимущества перехода на УСН

Упрощенная система предусматривает уплату единого налога в размере 6% от дохода субъекта предпринимательской деятельности или 15% от прибыли, то есть разницы между доходом и подтвержденным документально расходом компании. Субъекты Федерации имеют право своими нормативными документами снижать ставку налога в 15% для отдельных категорий плательщиков.

Преимущества УСН для плательщиков очевидны:

1. Снижение налоговой нагрузки. Компании не нужно уплачивать обязательные налоговые платежи, предусмотренные ОСНО. Нет необходимости нести затраты на оптимизацию налоговой нагрузки.

2. Возможность выбора базы налогообложения. У плательщика налогов есть возможность платить обязательные платежи с прибыли или всего дохода компании. Второй вариант выгоден, если предприниматель не может документально подтвердить расходы. Размер платежа при этом существенно меньше, чем при использовании ОСНО.

3. Минимальные налоговые ставки. Согласно общим правилам, установленным налоговым кодексом, размер единого налога с дохода составляет 6%, а с прибыли — 15%. Однако, в первом случае ставка снижается по инициативе местных органов власти до 1%, а во втором — до 5%.

4. Возможность списания расходов при покупке средств производства. Если компания, которая работает на «упрощенке» покупает основные средства или НМА, их стоимость в полном размере относится на расходы и уменьшает налогооблагаемую базу (при УСН Д-Р). Нет необходимости постепенно списывать их стоимость за счет амортизации, на что уходит до 5 лет.

5. Упрощенный порядок бухгалтерского и налогового учета. Малые предприятия и предприниматели, которые платят налоги по упрощенной системе, имеют право не вести бухгалтерский учет и не собирать первичные документы. Обязательным условием является только книга доходов и расходов, но затраты на ее ведение минимальны.

6. Простой порядок сдачи отчетов. В налоговую службу компания сдает декларацию в конце отчетного периода. Дополнительная отчетность, как в случае с ОСНО, не предусмотрена.

Условия перехода на УСН в 2020 году

Согласно действующему налоговому кодексу критерии перехода на УСН устанавливаются каждый год. Однако в связи со стабилизацией экономической обстановки в России в последние годы они не меняются кардинально. Все требования указаны в разделе 26.2 НК.

К ним относятся:

  • В компании не должно работать больше 100 наемных сотрудников;
  • Организация не должна иметь обособленных подразделений;
  • Имеются ограничения по видам деятельности. УСН нельзя выбирать в качестве системы налогообложения, если субъект предпринимательства оказывает банковские услуги, является страховой компанией, добывает полезные ископаемые.
  • Стоимость активов компании превышает 150 млн рублей. Обратите внимание, что согласно письму СД-3−3/7457@ ФНС ограничение касается и юридических лиц, и предпринимателей, хотя в законе прямого указания на ИП нет.

Один из важных факторов, который может сделать невозможным переход на УСН в 2020 — лимит по выручке. Компания не может выбрать «упрощенку», если в прошлом отчетном периоде размер дохода составляет 15 млн рублей.

Порядок перехода на УСН с 2020 года

Юридические лица и предприниматели, которые только прошли процедуру регистрации, автоматически числятся в налоговой как плательщики обязательных платежей по общей системе. Чтобы выбрать «упрощенку» достаточно подать заявление вместе с регистрационными документами. Если документ подан не был, его можно предоставить в ФНС в течение 30 дней с момента процедуры регистрации.

Субъекты предпринимательства, которые платят налоги по общей системе, имеют право переходить на упрощенную схему по собственному желанию только в конце налогового периода. То есть с 1 числа нового года. При этом необходимо соблюсти критерии перехода на УСН.

Для перехода необходимо обратиться с заявлением в ИФНС по месту регистрации. Сделать это нужно до наступления нового отчетного периода, до есть до конца текущего года.

Исключение составляют только плательщики ЕНВД. Если они прекращают заниматься той деятельностью, для которой оформили ЕНВД, то могут выбрать УСН до конца отчетного периода. Для этого нужно в течение месяца с момента снятия с учета обратиться в налоговую службу с заявлением.

Срок подачи уведомления о переходе на УСН

Для перехода на упрощенную систему уплаты налогов не нужно получать разрешения в налоговой службе. Достаточно сообщить в инспекцию о своем желании и начать учет по новой системе. Естественно только в том случае, если в отношении плательщика не действуют ограничения по переходу на УСН в 2020 году.

Уведомление отправляется в виде заявления, составленного на бланке Ф.26.-1. Сроки направления уведомления:

  1. Для новых юридических лиц и предпринимателей — вместе с подачей регистрационных документов или в течение 30 дней после регистрации.
  2. Действующие предприятия. До окончания текущего налогового периода, то есть до 31 декабря.
  3. Плательщики ЕНВД. На уведомление дается 30 дней с того момента, как они снимаются с учета.

Подготовка к переходу на «упрощенку»

Соответствие установленным критериям — важное, но не единственное условие перехода с общей системы на УСН. При переходе следует правильно отразить в учете и заплатить обязательные налоговые платежи, особенно по НДС.

Необходимо учесть следующие требования:

1. Указать в отчетности и заплатить налоги с сумм, которые были получены в оплату согласно заключенным договорам. Они платятся в том случае, если сам договор планируется выполнить в январе, то есть после перехода на «упрощенку».

2. До конца года перед окончанием налогового периода необходимо пройти процедуру восстановления НДС по приобретенным материальным и нематериальным активам, а также купленному сырью и товарам. Они восстанавливаются в объеме, который ранее был заявлен к вычету.

3. Если компания получила аванс по договору и заплатила с него НДС, но товары планируется поставить позже, налог возвращается покупателям. Он же может быть принят к вычету в текущем налоговом периоде, если компания получит соответствующие счета-фактуры.

4. Если компания во время работы создала резервы, то они должны быть учтены как внереализационные доходы при определении размера налогового платежа по УСН.

Как выбрать объект налогообложения при переходе на УСН

Перед подачей уведомления в налоговую службу плательщик должен определить, каким образом он желает начислять налоги. Также необходимо указать, какова остаточная стоимость основных фондов и размер доходов по состоянию на конец 3 квартала. Сумма не должна превышать 125 млн рублей.

Действующим законодательством предусмотрена возможность выбора одного из двух объектов налогообложения.

1. Доходы. Налог в размере 6% платится со всей выручки, которую получает компания в текущем отчетном периоде. Объектом являются именно деньги, которые компания получает на расчетный счет или в кассу. Сам факт отгрузки товара не дает основания для начисления налога.

Такой вариант выгодно выбирать, если компания имеет минимальные производственные расходы или не может подтверждать их документально.


2. Доходы — Расходы. Налог в размере 15% платится от разницы между полученным доходом и понесенными расходами. Однако расходы должны относится к хозяйственной деятельности компании и подтверждаться документально. Законодательством установлен перечень расходов, которые можно отнимать от дохода при определении налогооблагаемой базы.

Такой вариант выгодно выбирать, если в процессе работы компания несет большие затраты и может подтвердить их первичными документами.

Специалисты советуют выбирать первый вариант, если расходы составляют менее 60% от доходов, в противном случае подходит второй вариант. Однако для точного определения выгоды рекомендуется пользоваться услугами профессиональных налоговых консультантов. При выборе базы налогообложения они учитывают дополнительные факторы:

  • Вид деятельности компании;
  • Категория плательщика налогов;
  • Регион регистрации;
  • Особенности финансово-хозяйственной деятельности.

Как поступить, если компания при отправке уведомления выбрала одну базу налогообложения, но позже решила поменять. Порядок действий следующий:

1. Если срок направления уведомления не пропущен, можно послать новое и в нем указать, что предыдущее письмо аннулируется.

2. Если срок направления уже истек, поменять базу можно будет только в следующем налоговом периоде, то есть через год.

Обратите внимание, что если в уведомлении указан один объект, а фактически применяется другой, это является нарушением. Налоговая служба имеет право провести проверку и доначислить платежи по правильной схеме с применением к плательщику дополнительных санкций. Причем судебные органы соглашаются с таким решением.

Можно ли отменить переход на упрощенный налоговый режим

Встречаются ситуации, когда владельцы или руководители компании передумывают переходить на упрощенную систему и решают остаться на общей. Согласно разъяснениям представителей налоговой службы сообщить о таком решении юридическое лицо или ИП может до 15 января года, в котором выполнен переход на УСН. Это правило закреплено пунктом 6 статьи 346.13 НК.

Если отмена не произведена до середины января, плательщик не имеет права применять ОСНО вместо УСН. Однако судебная практика по этому вопросу не так однозначна. При желании решение налоговой о сохранении УСН можно обжаловать, хотя на это уйдет много времени.

Нужно ли ждать ответа от налоговой службы

Процедура перехода с общей системы на УСН не предусматривает реакции со стороны налоговой службы. Это означает, что после отправки уведомления по установленной форме ответ на него плательщик не получает. Чаще всего в качестве подтверждения выступает штамп на втором экземпляре уведомления, где указан входящий номер и дата приема документа.

Однако компания имеет право обратиться в ИФНС с запросом о предоставлении информации о системе налогообложения, которую использует юридическое лицо. Форма такого запроса есть в приложении к Административному регламенту (приказ № 99н). Но его можно составлять и произвольно с указанием обязательных реквизитов.

Налоговая инспекция обязана в течение 30 дней с момента получения запроса предоставить письмо с ответом. В нем должна быть указана дата, когда плательщик направил в ИФНС уведомление о переходе на новый режим.

Обратите внимание, что ответственность за соблюдение критериев перехода лежит на плательщике, налоговая служба их не проверяет. Однако если впоследствии выяснится, что переход был произведен неправомерно, налоговая служба доначислит налоги и применит санкции.

2 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 310-ЭС19-1705 по спору между налоговой инспекцией и обществом, длительное время применявшим УСН без уведомления налогового органа, но с его молчаливого согласия.

Суды трех инстанций поддержали выводы налоговиков об утрате обществом права на УСН

В 2017 г. межрайонная инспекция ФНС № 2 по Смоленской области провела выездную проверку ООО СП «Бетула» за 2013–2015 гг., по результатам которой общество было оштрафовано на сумму свыше 200 тыс. руб. за неуплату (неполную уплату) НДС и налога на прибыль, а также за непредставление различных налоговых деклараций и документации (ст. 119 и 126 НК РФ). Кроме того, инспекция доначислила ему почти 5,5 млн руб. налогов и пеней в связи с утратой права на применение УСН с 1 октября 2007 г. По мнению контролирующего органа, налогоплательщик неправомерно использовал данную систему налогообложения в проверяемом периоде без надлежащего уведомления налоговой инспекции.

Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении данных требований, установив, что общество применяло УСН с 1 января 2006 г. на основании уведомления о возможности его применения, выданного налоговым органом в декабре 2005 г. В то же время с конца 2007 г. по июнь 2012 г. единственным участником общества согласно данным ЕГРЮЛ являлось ООО «Гжать-Инвест». При таких обстоятельствах суды заключили, что в указанный период общество не имело права использовать УСН, а должно было применять общий режим налогообложения. Следовательно, общество было вправе перейти на УСН не ранее чем 24 июня 2013 г., уведомив налоговый орган об этом, чего, однако, не сделало.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС.

Изучив материалы дела № А62-5153/2017, Верховный Суд со ссылкой на Закон о развитии малого и среднего предпринимательства напомнил, что применение УСН субъектами малого и среднего предпринимательства носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ (в частности, Постановление от 16 июля 2004 г. № 14-П, Определение от 12 июля 2006 г. № 266-О), ВС подчеркнул, что применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Соответственно, превращение налогового контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности недопустимо.

«Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер», – сообщается в определении.

Там же поясняется, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа. «Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены», – подчеркивается в документе.

В этой связи ВС заключил, что общество долгое время применяло УСН (уплачивало соответствующий налог и сдавало отчетность) без каких-либо возражений налогового органа, который знал как об изменении в составе участников налогоплательщика, так и об утрате им с этого момента права применять спецрежим. Так, налоговая инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от него представления отчетности по общей системе налогообложения и не уведомляла об отсутствии права использовать УСН. Кроме того, налоговый орган осуществлял налоговое администрирование общества именно как плательщика налогов по УСН. Соответственно, общество своими конклюдентными действиями подтвердило намерение применять специальный налоговый режим.

«При таких обстоятельствах сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 г. в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима», – резюмировал Верховный Суд.

С учетом изложенного он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требование заявителя, признав решение налоговой инспекции недействительным, за исключением эпизода, связанного с доначислением НДФЛ и пеней.

«Болевая точка» налогового правосудия

Комментируя «АГ» данное определение, партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что изложенная в нем позиция не нова: «Еще в июле 2018 г. она была озвучена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС 4 июля 2018 г.».

По мнению эксперта, данная позиция является следствием последовательного и крайне позитивного для бизнеса применения Верховным Судом принципов, сформулированных им за последние два года. «Так, примененные в данном деле подходы перекликаются с принципом последовательности в формулировании налоговыми органами своих выводов (например, определения ВС от 3 августа 2018 г. № 305-КГ18-4557 и от 27 сентября 2018 г. № 305-КГ187133), а также с принципом добросовестности налогового администрирования, которое должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов налогоплательщиков (Определение ВС № 302-КГ17-16602 от 16 февраля 2018 г.), и принципом защиты правомерных ожиданий (Определение ВС № 308-КГ17-14457 от 6 марта 2018 г.)», – подчеркнул он.

Вместе с тем, добавил Андрей Зуйков, в данном деле вскрывается одна из основных «болевых» точек налогового правосудия. Так, решение суда первой инстанции по данному делу, равно как и акты вышестоящих судов, принятые в защиту позиции налогового органа, противоречат позиции ВС, выраженной в указанном Обзоре № 2, по льготным режимам налогообложения, который к моменту принятия таких решений уже существовал. «В этом и заключается большая проблема отправления правосудия в налоговой сфере последних лет, – отметил он. – При взвешенных, позитивных и справедливых позициях ВС его подходы не учитываются нижестоящими судами».

По мнению адвоката, ВС принимает для пересмотра незначительное количество дел, которых явно недостаточно для формирования повсеместной практики применения его принципов и подходов, что является основной причиной игнорирования позиций нижестоящими судами. «До устранения этих причин пока не видится других обстоятельств, которые могли бы преломить сложившуюся негативную практику», – заключил он.

Адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль также отметил, что определение подтверждает и развивает позицию, отраженную в Обзоре № 2, когда Суд фактически сформулировал принцип непротиворечивости поведения налогового органа. «Если налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН и применял ее, налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В определенной мере здесь проявляется ранее сформулированный КС принцип стабильных условий хозяйствования», – пояснил он.

Такой подход, полагает Алексей Пауль, требует от налоговых органов более быстрой реакции при обнаружении оснований для прекращения применения налогоплательщиками УСН, в том числе в рамках проведения камеральных проверок, а также сопоставления данных ЕГРЮЛ с требованиями к лицам, применяющим спецрежим. «Выездная проверка не должна быть единственной процедурой, при проведении которой возможны выявление нарушений в применении УСН и доначисление налогов, применяемых при ОСН», – считает эксперт.

По его словам, ВС таким образом борется с формальным подходом в налоговом правоприменении, когда отсутствие уведомления о переходе на УСН ставится налоговыми органами во главу угла при решении вопроса о наличии права на ее применение, так как сообщение о применении УСН носит уведомительный характер.

«Определение ВС будет препятствовать злоупотреблениям со стороны налоговых органов, когда они в течение продолжительного периода времени, имея возможность установить нарушения при применении УСН, не делают этого, увеличивая тем самым возможные доначисления», – резюмировал адвокат.

Читайте также: