Пояснения по усн расхождение доходов и поступлений на расчетный счет

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО (доходы минус расходы). Налоговая декларация за 2018 год была представлена 29.04.2019.
24 июля 2019 года в адрес индивидуального предпринимателя поступило требование о предоставлении пояснений в связи с расхождениями между доходом, отраженным в налоговой декларации, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет. Расхождения были связаны с пополнением счета собственными средствами.
13 сентября 2019 года поступило уведомление с требованием представить документы, подтверждающие расходы, и платежные документы на оплату данных расходов или представить уточненную налоговую декларацию в связи с тем, что с расчетного счета предпринимателя оплачены расходы с сумме меньшей, чем указано в декларации.
Индивидуальный предприниматель направил в ответ письмо с отказом представить документы, ссылаясь на то, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после представления налогоплательщиком налоговой декларации. После этого последовало требование налогового инспектора предъявить первичные документы.
24 ноября 2019 года поступило уведомление с требованием явиться на комиссию по легализации теневой заработной платы и мобилизации в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов по вопросу занижения налоговой базы в декларации по УСН. Предлагается дать пояснения и представить первичные документы. В случае неявки на комиссию предприниматель должен явиться для составления протокола об административном нарушении.
Правомерны ли требования налоговых органов? Каковы последствия для налогоплательщика в случае неявки по требованию и непредставления документов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При попытке признать данный вызов незаконным свою позицию ИП, вероятно, придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке. В случае неявки ИП на комиссию к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ. Указанная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган. В приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от ИП представления каких-либо документов, а ИП, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к ИП в связи с этим применены быть не могут.

Обоснование вывода:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах. Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ.
Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При этом из п. 6.7 Положения о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
Общие принципы работы комиссий по легализации налоговой базы изложены в письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" (далее - письмо от 25.07.2017).
Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.
Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- выплаты "теневой" заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- несвоевременного перечисления страховых взносов;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
- выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Позиция Арбитражных судов относительно уведомлений о вызове налогоплательщиков на заседания комиссий неоднозначна*(1).
В п. 2.2 письма ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо от 17.07.2013) перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
Например, один из них - если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
Имеются примеры судебных решений, в которых указывается, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14 по делу N А78-9467/2013, от 19.05.2014 N Ф02-1904/14по делу N А78-5678/2013).
Существует обширная судебная практика в пользу налогового органа*(2).
Из некоторых судебных дел*(3) можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки. Руководствуясь ст. 82 НК РФ, суды указывают на то, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Нормами НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик (налоговый агент) может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.
Однако пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде*(4).
Таким образом, из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.
Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Несмотря на то, что право на вызов для дачи пояснений не беспредельно и должно быть ограничено, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
Обращаем внимание, что Конституционным Судом РФ сформулирован принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).
Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретного мероприятия налогового контроля незаконным, а полученных в ходе него доказательств - недопустимыми*(5).
Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова ИП в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным.
При попытке признать данный вызов незаконным, вероятно, ИП свою позицию придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
В письме от 25.07.2017 указывается, что в случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ*(6). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма от 17.07.2013).
Таким образом, ИП может быть привлечен к ответственности в случае неявки в налоговый орган для дачи пояснений, но не в случае отказа от дачи пояснений*(7).
По поводу вопроса о последствиях для ИП в случае непредставления документов на комиссию необходимо отметить следующее.
Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полагаем, работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму от 25.07.2017, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут*(8).
В заключении необходимо заметить, что в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:
- повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
- вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
- Пояснения об отсутствии оснований для приглашения на заседание комиссии по легализации налоговой базы;
- Сообщение о невозможности явки в налоговый орган для дачи пояснений на заседании комиссии по легализации налоговой базы;
- Вопрос: Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ. Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организацией получено письмо о вызове директора и бухгалтера для участия в заседании комиссии налогового органа по легализации объектов налогообложения. Как налогоплательщику реагировать на подобное письмо? ("Финансы", N 1, январь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

4 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Убытки на УСН: готовимся к проверке


По итогам года каждая организация определяет свой финансовый результат и не всегда он может оказаться таким как хотелось бы. В нашей новой статье мы расскажем стоит ли готовиться ко встречи с налоговиками, если в вашей декларации УСН отражен убыток?

Убыток может возникнуть как у начинающего стартапа, так и у предприятия, которое за плечами имеет десяток лет работы. В первый год деятельности отсутствие прибыли вполне обосновано. Фирма только встает «на ноги», осваивает рынок и нарабатывает клиентскую базу. Но если отрицательный финансовый результат станет систематическим и будет продолжаться из года в год, то у налоговой могут возникнуть вопросы к представителям бизнеса.

Возможно, вы уже слышали о сложившейся практике, когда налоговики проводят так называемые «убыточные» комиссии — приглашают владельцев предприятия в инспекцию для объяснения причин убытка. Такие комиссии хоть и не регламентированы законодательством вполне являются правомерными.

Как проходят «убыточные» комиссии

Проверяющих интересуют компании, которые:

— на протяжении двух и более лет ведут убыточную деятельность;

— резко увеличили свои расходы и по итогам года получили убыток в достаточно крупном размере, чтобы привлечь внимание инспектора.

Получив от компании годовую отчетность, в которой отражен убыток, инспектор может попросить разъяснения на этот счет. Иными словами, удостоверится, что вы не скрываете доходы от налогообложения, а все расходы являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и направлены на получение прибыли.

Инспектор имеет право выслать уведомление о вызове налогоплательщика, чтобы выяснить причины полученного убытка у директора. Зачастую некоторые проверяющие присылают письмо с просьбой обосновать получение убытка в официальном виде и предоставить первичные документы для подтверждения расходов. С 2014 года налоговая имеет полное право требовать такие письменные пояснения. Напомним, что ранее письменное обоснование убытка имело законное основание только при обнаружении ошибок в декларации. С нового года вступило в силу положение «антиотмывочного» закона № 134-ФЗ, которое расширило полномочия налоговиков. Согласно закону инспекторы могут не только вызывать к себе для объяснения причин убытков, но и высылать требования предоставить официальные пояснения в течение 5 дней.

Готовим объяснительную

Даже если у вас есть риск попасть в «черный список» или вы уже получили приглашение в налоговую, переживать не стоит. Деятельность без прибыли не является нарушением законодательства и санкций за это нет. Но убыточная комиссия может служить первым звонком о том, что вас хотят включить в список плановых выездных проверок. Грамотные объяснения причин убытка помогут вам избежать претензий налоговиков. К подготовке документов отнеситесь с особым вниманием.

Для начала проверьте правомерность списания всех расходов и наличие подтверждающих документов. Помните, что в налоге УСН расходы учитываются по особым правилам. Списанию подлежат только те расходы, которые перечислены в ст.346.16 НК РФ.

Налоговики имеют доступ к информации по банковским счетам, поэтому могут сравнивать обороты по счету и доходы, которые вы декларируете. Вопросы могут возникнуть, например, при агентский сделках, когда вашим доходом является только агентское вознаграждение, а размер поступлений денежных средств будет больше. Проследите, чтобы все документы по посредническим сделкам были оформлены надлежащим образом.

Проанализируйте причину убыточной деятельности и подготовьте официальное письмо с объективными аргументами для объяснения убытка. Зачастую на УСН убыток возникает из-за крупных расходов, например, когда компания решила приобрести помещение для нового офиса или расширить производство и закупить дорогостоящее оборудование. В налоге УСН такие расходы списываются в течение одного календарного года. Приложите все подтверждающие документы на приобретение имущества, документы на государственную регистрацию права, если она требуется, акты ввода в эксплуатацию и т.п.

Обязательно подкрепите свою позицию планом действий, которые вы собираетесь предпринять, чтобы вывести компанию из текущего положения дел.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН


Организации, применяющие УСНО, уже сдали декларацию по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2016 год: срок истек 31.03.2017. Не позднее обозначенной даты надо было представить в налоговый орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так и поступило: выполнило все требования налогового законодательства.

Но вдруг в апреле 2017 года одна из таких организаций получила из налогового органа требование пояснить причину расхождения сумм доходов, указанных в декларации при УСНО и в бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Что делать в этом случае? Может ли быть такое расхождение обоснованным? Как составить ответ налоговикам?

Право налогового органа на истребование пояснений

В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган при получении декларации по «упрощенному» налогу проводит ее камеральную проверку. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа, и получены им в ходе налогового контроля, то налоговый орган вправе истребовать пояснения относительно данного факта. В рассматриваемом случае расхождение выявлено между декларацией по «упрощенному» налогу и бухгалтерской отчетностью организации, что является основанием для истребования пояснений у налогоплательщика.

Об обнаружении ошибки или несоответствия налоговый орган сообщает налогоплательщику и требует представить необходимые пояснения или внести исправления в налоговую декларацию.

Срок для выполнения данного требования – пять рабочих дней со дня получения требования.

Может ли налогоплательщик вместе с пояснениями дополнительно представить другие документы, подтверждающие его позицию? Да, он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Представитель налогового органа обязан рассмотреть все представленные налогоплательщиком документы. И если после этого рассмотрения или в случае, когда налогоплательщик не представит пояснений, налоговый инспектор установит факт совершения правонарушения, он составит акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что действующим налоговым законодательством налоговым органам предоставлено право истребовать у «упрощенца» пояснения в отношении представленной декларации при УСНО, если будут выявлены ошибки или несоответствия между данными декларации и другими имеющимися у налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью).

Рекомендуем представить пояснения в установленный срок (пять рабочих дней), иначе будет составлен акт о правонарушении на основании тех данных, которые есть у налогового органа. Да и этим дело может не закончиться: если расхождения масштабные, то налоговики могут инициировать и выездную налоговую проверку.

Кроме истребования пояснений, налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, если сочтет, что требуется непосредственная явка налогоплательщика в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого налогоплательщику будет направлено уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Сравнение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО

Декларация при УСНО

Независимо от применяемого объекта налогообложения в налоговой декларации указываются доходы, учитываемые при УСНО:

  • если объект налогообложения «доходы» – по кодам строк 110 – 113 разд. 2.1.1 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов (налоговая база для исчисления налога (авансового платежа по налогу)) нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период;
  • если объект налогообложения «доходы минус расходы» – по кодам строк 210 – 213 разд. 2.2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов также нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период.
Порядок определения доходов организации не зависит от применяемого объекта налогообложения и установлен ст. 346.15 и 346.17 НК РФ:

  • учитываются доходы в порядке, приведенном в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ;
  • не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, и доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы учитываются кассовым методом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

А если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

В рассматриваемой ситуации налоговиков могут заинтересовать следующие показатели бухгалтерской отчетности.

Начнем с баланса. В данном случае важными являются показатели актива баланса, а именно «Финансовые и другие оборотные активы», в котором указываются (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»):

  1. по коду 1230 – дебиторская задолженность;
  2. по коду 1240 – финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  3. по коду 1260 – прочие оборотные активы.
При этом, поскольку деталировку выбирает сама организация, данные могут быть приведены в балансе как развернуто, так и одним показателем, имеющим наибольший вес. Например, по показателю «Дебиторская задолженность» (код 1230) указываются в том числе сальдо по следующим статьям бухгалтерского учета:

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • задолженность дочерних и зависимых обществ;
  • задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы;
  • займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • прочие финансовые вложения.
В отчете о финансовых результатах налоговиков в первую очередь заинтересует показатель «Выручка», в котором указывается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей (код 2110), учтенная по кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет 1 «Выручка»), а также показатель «Прочие доходы» (код 2340), в котором содержится информация о прочих доходах организации, учтенных по кредиту счета 91 «Прочие доходы».

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы в бухгалтерском учете признаются по методу начисления; организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут вести учет кассовым методом по мере поступления денежных средств. Подавляющее большинство организаций ведет бухгалтерский учет по методу начислений.

Сравнение данных декларации при УСНО и годовой бухгалтерской отчетности

Если рассматриваемые доходы, включая прочие доходы, по бухгалтерской отчетности меньше, чем налогооблагаемые доходы, то вопросов у налоговиков не возникнет. Такое может быть, например, если организация работает «по предоплате», то есть у нее много поступлений денежных средств в виде авансовых платежей от покупателей, которые в налоговом учете увеличивают облагаемые доходы (кассовый метод), а в бухгалтерском учете – увеличивают кредиторскую задолженность.

Если же налогооблагаемые доходы значительно меньше, чем доходы, включая прочие доходы, отраженные в бухгалтерской отчетности, то вероятность возникновения вопросов у налоговых органов высока, поскольку это может означать занижение облагаемой базы по налогу, уплачиваемому при УСНО. Рассмотрим приведенный вариант подробнее.

Наиболее очевидным сравнением является, как уже сказано выше, сопоставление показателей дохода в налоговой и бухгалтерской отчетности (см. формулу).

Показатель «Выручка» (код 2110) отчета о финансовых результатах

Показатель «Прочие доходы» (код 2340) отчета о финансовых результатах

Особенно если они странные

Если вы ИП или руководитель ООО, налоговая инспекция иногда присылает вам требования.

Они бывают двух видов. Во-первых , налоговики могут потребовать что-то заплатить, это требование об уплате налога. Во-вторых — ответить: пояснить или представить документы. Требования что-то пояснить часто бывают непонятными: например, нужно объяснить расхождение в 4 млн рублей при сумме декларации 3 млн. А иногда требуют просто принять к сведению какую-то информацию.

Я 16 лет работаю бухгалтером — сначала по найму, а теперь как ИП. Консультирую предпринимателей и веду учет. В статье расскажу, как отвечать на требования налоговой что-то пояснить или представить документы и почему делать это обязательно.

Зачем налоговая требует пояснения или документы

ИФНС может прислать требование, если у нее возникли к вам вопросы в следующих ситуациях.

Во время налоговой проверки. Она может быть выездной, то есть на территории налогоплательщика, или камеральной — когда ИП или ООО сдает декларацию, а налоговики проверяют ее у себя. Если ИФНС что-то непонятно, придется объясняться. Например, если в отчетности написано одно, а в документах, которые находятся в налоговой, — другое.

Когда проверяют какую-то компанию или ИП и, чтобы подтвердить информацию, опрашивают контрагентов. Например, предприниматель в своем магазине продает печенье, которое покупает на кондитерской фабрике. У этой фабрики идет выездная налоговая проверка за 2017—2019 годы , поэтому ИП присылают требование представить в налоговую все накладные на печенье за этот период.

Когда проверяют конкретную сделку вне налоговых проверок. Например, фирма купила нежилое помещение. Налоговая инспекция считает, что продавец не уплатил положенные налоги, и проверяет именно эту сделку, запрашивая документы у продавца и покупателя.

Когда надо ответить на требование

Как присылают требования. Требование из ИФНС может прийти по почте или электронно. А иногда его даже вручают лично: например, когда предпринимателя вызывают в налоговую и уже там отдают требование. У требований во время камеральной проверки есть свои особенности — о них расскажу ниже.

Если организация или ИП сдает отчетность через интернет, то требование придет электронно. Обычно, если предприниматель или компания ведет электронный документооборот, операторы ЭДО сами сообщают о требовании по смс или электронной почте, чтобы оно не потерялось.

Когда налогоплательщик отправит квитанцию, начинает течь срок исполнения требования. Для представления документов это 5 или 10 рабочих дней, для пояснений — 5 рабочих дней. Этот срок указан в требовании. Все сроки считаются в рабочих днях.

Если требование пришло обычной почтой, оно считается полученным на шестой день после отправки. Возможные задержки на почте — проблема налогоплательщика.

Если налоговики вручают требование лично, то делают это под подпись — надо расписаться в экземпляре ИФНС, подтвердив, что вы требование получили. С этого момента начинает течь срок представления документов.

Как продлить срок для ответа. Можно письменно попросить ИФНС об отсрочке. Сделать это надо не позже чем на следующий рабочий день после дня, когда получите требование.

Основанием для отсрочки может быть командировка или болезнь руководителя. Или то, что налогоплательщику надо копировать много документов.

Предоставить отсрочку — право налоговой инспекции, а не обязанность. Поэтому отсрочку могут и не дать.

Что будет, если не ответить

Если проигнорировать требование о представлении документов, грозит штраф — 200 Р за каждый непредставленный документ о своей деятельности.

Если не представить документы или пояснения по встречной проверке, штраф составит 10 000 Р , а при запросе документов о конкретной сделке — 5000 Р .

Если не дать пояснения в любых других случаях, оштрафуют на 5000 Р . А если в течение года повторно проигнорировать такое требование ИФНС, штраф вырастет в четыре раза — до 20 000 Р .

Если налоговики попросили пояснить или уточнить налоговую декларацию и вы ее уточнили — этого достаточно, дополнительные письма можно не писать. Но если не уточнить декларацию или не объяснить письменно, что в ней все верно, — грозит штраф. Игнорировать требования налоговой — дорогое удовольствие, поэтому отвечать на них надо обязательно.

Как правильно отвечать

На требование что-то пояснить необходимо ответить письменно. Еще нужно зафиксировать, что ответ передан в налоговую, — квитанцией оператора электронного документооборота или подписью и штампом инспектора. К пояснениям можно приложить подтверждающие документы, но это необязательно.

Если требование поступило во время камеральной проверки декларации по НДС, то пояснения надо передать электронно по утвержденному ФНС формату. Во всех остальных случаях пояснения можно составить в свободной форме и передать в инспекцию лично, по почте или электронно. Это относится и к требованию налоговой представить документы.

На требование представить документы. Когда ИФНС просит документы, надо представить их копии, заверенные налогоплательщиком. Не надо заверять копии нотариально или отдавать оригиналы: налоговики не будут копировать их за свой счет. Они вправе ознакомиться с оригиналами, но не более того.

На каждой копии должно быть написано «копия верна», дата, должность, подпись и расшифровка подписи того, у кого есть право заверять документы. Документы ИП может заверять сам предприниматель, ООО — руководитель фирмы. Они могут передавать свое право подписи по доверенности.

Многостраничные документы нужно прошить и заверить одной надписью в месте прошивания. Есть и другие правила, как заверять бумажные документы, — им посвящено приложение 18 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Документы надо передавать по описи, чтобы было документальное доказательство того, что вы свою обязанность выполнили. Если передаете документы в ИФНС лично, в описи должен расписаться сотрудник инспекции. Если отправляете почтой, опись подписывает оператор почтовой связи. Если электронно, то оператор ЭДО формирует электронную квитанцию.

Так процесс должен выглядеть в идеале. Но иногда налоговая хитрит или пишет в требовании то, что трудно понять и на что еще труднее ответить. Вот какие могут быть сложности с требованиями от налоговой и как на них реагировать.

Есть еще несколько поводов для требований от налоговой по закону. Например:

  1. Уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате.
  2. Декларация, в которой заявлен убыток.
  3. Декларация по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению.

Ограничения по срокам есть не только у налогоплательщика, но и у ИФНС. Она вправе направлять требования в рамках камеральной проверки в течение 3 месяцев со дня, когда компания или ИП представит декларацию или расчет. Исключение — когда требование направили в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Провести дополнительные мероприятия вправе руководитель налоговой инспекции в ходе проверки. Это возможно, например, если нужны еще какие-то доказательства нарушения налогового законодательства. Тогда могут запросить дополнительные документы за пределами трехмесячного срока.

Декларацию по НДС налоговики проверяют в течение 2 месяцев, но этот срок могут продлить до 3 месяцев — также по решению руководителя инспекции.

Если ИФНС пропустила срок, выставлять требование она не вправе.

Как бывает. Иногда налоговая инспекция пропускает трехмесячный срок камералки, а потом спохватывается и хочет задать какой-нибудь вопрос о прошедшем периоде.

Например, у одного ООО произошла такая история. Организация не вела деятельность, в штате числился единственный учредитель — генеральный директор. Зарплата не начислялась, ведь деятельности не было и директор находился в отпуске за свой счет.

За 2019 год компания сдала нулевую форму расчета страховых взносов, РСВ, так как начислений взносов с зарплаты директора не было. Организация была на общей системе налогообложения, поэтому за этот же год сдала декларацию по налогу на прибыль. В ней был внереализационный доход — это списание старой задолженности с истекшим сроком, не востребованной кредитором. ООО обязано ее списать и исчислить с нее налог на прибыль, что компания и сделала.

Налоговой инспекции это показалось подозрительным: доход есть, а зарплату не начисляли. Задать этот вопрос вовремя можно было в течение 3 месяцев со дня сдачи РСВ или декларации по налогу на прибыль за 2019 год. Но налоговики срок пропустили. Поэтому они пошли на маленькую хитрость.

После первого квартала 2020 года организация, как положено, сдала очередные расчеты и декларации, в том числе РСВ с нулевыми показателями. В срок для камеральной проверки РСВ за первый квартал 2020 года инспекция прислала требование, в заголовке которого запрашивала пояснения по РСВ за этот квартал. А в тексте требования речь шла о 2019 годе, который ее интересовал на самом деле.

Как отвечать на требование. Не надо поддаваться на провокацию. Спрашивали про первый квартал 2020 года — отвечать можно только про него. Главное — ответить.

Естественно, в этот период у компании никаких расхождений уже не было, поэтому она так и написала.

В требованиях по результатам камералки есть еще одна тонкость. Если подать уточненную декларацию или расчет, камеральная проверка первоначальной декларации прекращается, начинается камералка новой. Срок при этом начинает течь заново — со дня сдачи уточненной декларации. То есть сдали уточненную декларацию — продлили срок камеральной проверки.

Еще во время камералки налоговые инспекторы могут требовать пояснения, но не вправе требовать документы. Если только это прямо не предусмотрено налоговым кодексом: например, могут требовать счета-фактуры при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Поэтому документы к пояснениям, как правило, прикладывать не нужно — достаточно письменно ответить на вопрос.

Как должно быть. Налоговая инспекция должна запрашивать пояснения, только если обнаружит какие-то ошибки и несоответствия. Какие именно ошибки и несоответствия — должно быть указано в самом требовании.

Как бывает. Чаще всего из текста требования хорошо понятно, что именно случилось и почему запрашивают пояснения. Но бывает и иначе.

Так, предприниматель на упрощенке сдал налоговую декларацию с суммой дохода 4 357 735 Р . Все доходы он получил на расчетный счет в банке. Через некоторое время ему пришло требование пояснить расхождение в размере 4 172 508,53 Р между декларацией и поступлениями на расчетный счет.

Расхождение — это разница между декларацией и суммой, которую ИП получил через банк. В какую сторону — инспекция не написала. Тут возможны два варианта:

  1. расхождение в меньшую сторону. То есть, по мнению ИФНС, предприниматель получил на расчетный счет 4 357 735 Р − 4 172 508,53 Р = 185 226,47 Р ;
  2. расхождение в большую сторону. То есть налоговая считает, что предприниматель получил 4 357 735 Р + 4 172 508,53 Р = 8 530 243,53 Р .

Во втором случае разница огромная.

Как отвечать на требование. В первую очередь надо проверить свою декларацию и документы, из которых вы брали суммы для нее. На УСН это книга учета доходов и расходов и банковская выписка — та, что выдал банк, а не автоматически загруженная в программу учета.

В итоге предприниматель выяснил, что в поступлениях на расчетный счет была одна сумма, которая не являлась доходом и не облагалась налогом. Это возврат денег из бюджета, примерно 200 Р . А еще облагаемый доход был завышен на 2 тысячи. Последнее произошло из-за того , что приход денег задублировался в учетной программе при автоматической выгрузке, а данные учета не сверили с выпиской из банка.

Предпринимателю повезло, что он завысил доход в декларации по сравнению с реальным, а не занизил его. Иначе пришлось бы заплатить штраф — обычно 20% от неуплаченной суммы — и пени. Сдавать уточненную декларацию в этом случае было бы обязательно.

В итоге предприниматель ответил налоговой, что расхождения совсем небольшие — 2 тысячи. Выяснять, почему в требовании спрашивают про 4 млн, необязательно. Главное — ответить по существу.

Как должно быть. Требование могут прислать в рамках проверки контрагента — это так называемая встречная налоговая проверка, встречка. По встречке просят документы, которые подтверждают сделки с каким-то одним контрагентом. Если с ним было мало взаимоотношений, то ответить просто. Если встречка прилетела по ключевому поставщику или покупателю — придется много копировать.

Срок представления документов по встречной проверке — 5 рабочих дней. К требованию о представлении документов во время встречки прикладывается копия поручения той налоговой, что проверяет контрагента. Запросить могут договоры, счета, акты выполненных работ, акты сверок, оборотно-сальдовые ведомости и другие документы.

Как бывает. Я ИП уже много лет — и однажды получила в рамках встречной проверки требование представить счет, договор, акты приемки-сдачи услуг, акты сверки и платежные поручения по контрагенту-организации.

Казалось бы , ничего особенного, если не знать, о какой сделке идет речь. У контрагента, которого проверяла налоговая, я заказывала надгробный памятник на могилу своей бабушки. Никакого отношения к предпринимательской деятельности эта сделка не имела. Но поскольку у меня есть статус ИП — налоговики увидели это по ИНН, — мне направили требование как предпринимателю.

Памятник я заказывала в интернет-магазине, оплачивала личной картой — никаких документов по сделке, кроме квитанции об оплате, у меня не было.

Как отвечать на требование. Налоговая инспекция вправе запрашивать информацию, необходимую для проверки, не только у налогоплательщиков, но и у любых других лиц. Однако если сделка личная, то обычный гражданин не обязан составлять и хранить документы по ней.

Даже если вы ИП, требовать у вас могут только те документы, что служат основанием или подтверждением начисления или уплаты налогов и сборов, а также основанием для подтверждения расходов.

Поэтому на требование я ответила, что заказ у организации делала в личных целях, к предпринимательской деятельности он отношения не имеет. Акт приемки-сдачи работ не подписывала.

Как должно быть. Налоговая инспекция может писать письма: рассылать информационные сообщения, напоминать о сроках уплаты налогов, пояснять свое мнение. Это справочная информация для налогоплательщика. На такие письма отвечать не надо.

Как бывает. Почему-то иногда вместо писем налоговая предпочитает присылать требования.

Например, один предприниматель нанимал работников, платил им зарплату и сдавал все положенные отчеты, включая расчет по страховым взносам. Потом работники уволились, а предприниматель продолжил сдавать отчеты, но уже с нулевыми показателями на всякий случай, чтобы не получить штраф за несдачу расчета.

Его налоговая решила разъяснить предпринимателю, что сдавать нулевой РСВ ему не надо. А сообщить это решила требованием.

Предприниматель ответил так: «Нулевой расчет по страховым взносам обязуюсь не сдавать».

Годовая отчетная кампания 2017 года завершилась 2 апреля. Налоговые органы приступили к камеральной проверке сданной отчетности

У налогоплательщиков единого налога на упрощенной системе налогообложения, который уплачивают большинство организаций, относящихся к категории "микропредприятие", налоговые органы в первую очередь сравнят значения отчетных показателей налоговой декларации по УСН и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если у нас есть какие-то расхождения между данными налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, непонятные для налоговых инспекторов, то они обязательно потребуют пояснить их.

На что налоговые инспекторы сразу обратят свое внимание?

1. Если доходы в налоговой декларации меньше выручки в бухгалтерской отчетности.

Это всегда вызывает вопросы, так как контрольные соотношения значений показателей дохода в налоговой декларации и выручки в бухгалтерском отчете о результатах финансовой деятельности должны быть тождественны. Но встречаются нестандартные ситуации, когда по объективным причинам это может быть не так.

    К уважительным причинам расхождений такого рода относятся:
  • Если на конец отчетного года у нас числится непогашенная задолженность дебиторов (покупателей и заказчиков).
    Поскольку порядок признания доходов в налоговом учете для целей УСН и бухгалтерском учете различается. то в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, а в бухгалтерском - методом начисления.
    Наличие дебиторской задолженности на конец года будет означать, что мы еще не получили деньги за проданные товары, работы и услуги и соответственно в налоговые доходы эту сумму не включили. Вместе с тем в бухгалтерском учете продажная стоимость товаров, продукции, работ или услуг у нас уже отражена по кредиту счета 90 «Продажи» субсчета «Выручка».
  • Если мы безвозмездно получили в отчетном году товарно-материальные ценности от учредителя с долей в уставном капитале более 50%.
    Данное расхождение вызвано также разными правилами учета безвозмездно полученного имущества.
    В налоговом учете стоимость такого имущества в облагаемых доходах не отражается согласно пункта 1.1 статьи 346.15 и подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (если, конечно, мы не продали его в течение года после получения. Тогда в доходы включается рыночная стоимость объекта).
    А в бухгалтерском учете в любом случае полученное имущество вначале нужно отразить как безвозмездные поступления и только затем, после того как полученные ценности будут израсходованы либо проданы как товар, а если это - основное средство, то когда оно начнет амортизироваться, соответствующую часть рыночной стоимости нужно включать в доходы. И отражать по кредиту счета 91 как прочие доходы.
    Если от учредителя получены безвозмездно денежные средства, то соответственно они сразу отражаются в бухгалтерском учете как прочие доходы. А в налоговом учете никак не фигурируют.

2. Если доходы в налоговой декларации по единому налогу выше, чем в бухгалтерской отчетности

Такое тоже возможно в практике экономической деятельности хозяйствующих субъектов, когда по полученным авансам не полностью исполнены наши обязательства перед контрагентами на конец отчетного периода.

В налоговом учете мы включаем в доходную, налогооблагаемую базу все поступления от покупателей и заказчиков за реализованные товары, работы, услуги, в том числе предоплаты. Тогда как в бухгалтерском учете выручка будет признана по факту не поступления денежных средств, а по документально подтвержденным накладными, актами и УПД фактам поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ.

3. Расходов в налоговой декларации больше, чем в бухгалтерской отчетности

Всегда лучше, конечно, если наоборот, когда в бухгалтерском отчете расходов больше, а в налоговой декларации - меньше. Это было бы идеально, но часто получается совершенно иначе. И это всегда повод для налогового запроса.

Такого рода расхождения могут быть связаны с погашением старых, накопленных налогоплательщиком, долгов.

В налоговом учете и бухгалтерском учете одни и теже расходы могут учитываться в разное время. При расчете упрощенного налога мы можем признать затраты только после оплаты, см. пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. А в бухгалтерском учете — в том периоде, к которому они относятся.

Так что если мы в 2017 году оплачивали товары, работы или услуги, которые приобрели и реализовали еще в 2016-м, то наши налоговые расходы могут быть больше бухгалтерских. В налоговом учете мы их отражали в 2017 году, так как именно тогда была оплата. А в бухгалтерском учете подобные расходы мы уже отразили в 2016 году. Из-за этого показатель расходов в декларации по УСН может быть выше, чем сумма показателей по строкам «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы» бухгалтерского отчета о финансовых результатах.

И еще один момент на всякий случай. Если мы с вами являемся ИП, то у нас не может быть расхождений между бухгалтерской и налоговой отчетностью. Поскольку бухотчетность ИП не сдают.

Никто так профессионально и вместе с тем бесплатно не спит с нами, как наш любимый кот

❤ Love

Только Дима Маликов в клипе выдает, что это российкая группа из Волгограда)

Читайте также: