Поставщик перешел на усн внесение изменений в договор

Опубликовано: 28.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Под конец года многие компании решают в целях экономии сменить общий налоговый режим на специальный. Например, перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Это возможно, если компания удовлетворяет определенным критериям.

Допустим, все требования для перехода на «упрощенку» соблюдены. Что дальше? А далее важно правильно сформировать налоговую базу переходного периода – так, чтобы не пришлось платить лишние налоги.

Итак, что крайне важно сделать при переходе на «упрощенку».

Правильно учесть «переходные» доходы

  • Если до перехода на УСН компанией была получена предоплата от контрагента, то указанную сумму надо включить в доходы на дату перехода.
На что обратить внимание: Если вы решили переходить на упрощенку, старайтесь до момента перехода не получать предоплату от контрагентов.

  • Оплаты, полученные после перехода на УСН, но учтенные ранее при расчете налога на прибыль, не включаются в доходы при расчете «упрощенного» налога (по договору предусмотрена отсрочка платежа).
На что обратить внимание: При отсрочке платежа можно не переживать, о том, что доходы включатся в базу по УСН.

Правильно учесть расходы

  • Если до перехода на «упрощенку» Вы оплатили какие-либо расходы, но документы от контрагента получить не успели, то они должны быть учтены при расчете «упрощенного» налога по дате документа.
На что обратить внимание:По всем предоплатам поставщикам расходы можно принять только после получения закрывающих документов, в том числе после перехода на «упрощенку». Таким образом, чтобы иметь возможность уменьшить налог на прибыль требуйте документы от поставщиков до 1 января.

  • Если до перехода на «упрощенку» при расчете налога на прибыль расходы учтены, но оплачены они уже после перехода на спецрежим, то их нельзя учесть при исчислении «упрощенного» налога.
На что обратить внимание: Суммы, выплаченные в погашение кредиторской задолженности после перехода на «упрощенку», повторно включить в расходы по единому налогу при УСН не получится. А значит, если Вы хотите уменьшить «упрощенный» налог, то и документы, полученные от поставщиков, Вам нужно будет учесть уже после перехода на УСН.

Восстановить НДС

Если же при покупке оборудования компания не принимала к вычету НДС (например, если было принято решение о переносе вычета на следующий период), то восстанавливать его при переходе на «упрощенку» не требуется.

На что обратить внимание: Для того чтобы избежать восстановления НДС необходимо по максимуму списать материалы и товары в 4 квартале, т. е. избавиться от ненужных остатков на складе.

НДС по «незакрытым» авансам

В последнем месяце применения общей системы можно принять к вычету НДС, уплаченный с полученных авансов, исполнение обязательств по которым произойдет уже в период применения УСН. Для того чтобы это реализовать, Вам требуется предпринять одно из следующих действий:

  1. Оформить документы, подтверждающие возврат сумм НДС контрагентам (покупателям, заказчикам и т. д.), т. е. чтобы в задолженности числилась стоимость без НДС.
  2. Заключить с контрагентом соглашение об изменении цены договора, в котором будет предусмотрено уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) на сумму НДС. В этом случае сумму НДС следует перечислить контрагенту по договору. Также правомерно заключить дополнительное соглашение о зачете суммы НДС в счет предстоящих платежей по тому же договору.
  3. Расторгнуть договор, по которому получена предоплата, а полученный аванс возвращен. И соответственно заключить новый договор уже без НДС.
На что обратить внимание:Если полученный аванс включал в себя НДС, но компания не предпримет никаких мер для возврата его покупателю, то придется заплатить НДС дважды: первый раз – в момент получения предоплаты, а второй раз – в момент отгрузки товара, несмотря на то, что компания в период отгрузки уже применяет «упрощенку». Дело в том, что в отгрузочных документах, согласно договору, компания должна выделить налог. И поэтому появляется обязанность уплатить его в бюджет, несмотря на то что по общему правилу «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. При этом поставить к вычету ранее исчисленный НДС с полученной предоплаты не получится – такой возможности для «упрощенцев» не предусмотрено. Следовательно, если запланирован переход на «упрощенку», надо постараться не получать авансы от контрагентов.

Правильно учесть ОС и НМА

Остаточную стоимость оплаченных, но не полностью самортизированных в налоговом учете основных средств и нематериальных активов можно отнести на расходы, будучи уже на «упрощенке». Что нужно предпринять:

  1. Определить остаточную стоимость основных средств и (или) НМА на 31 декабря года, предшествующего переходу на УСН.
  2. Величину остаточной стоимости объекта основных средств или НМА, рассчитанную на 31 декабря года, предшествующего переходу на «упрощенку», нужно отразить в налоговом учете на дату перехода, т.е. на 1 января 2016 года.
  3. Порядок включения в расходы остаточной стоимости основных средств и НМА, «переводимых» с общей системы налогообложения на упрощенную, зависит от срока полезного использования такого имущества.
  4. В течение налогового периода указанные затраты необходимо относить на расходы равными долями за отчетные периоды – это стандартный формат учета при «упрощенке». Отражать их нужно на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Таким образом, всем, кто решил работать на «упрощенке» с 1 января 2016 года, к 31 декабря года 2015 года нужно по максимуму избавиться от факторов, влияющих на «переходный период», а именно:

  • списать все неиспользованные материалы;
  • продать товары;
  • закрыть «дебиторку» и «кредиторку»;
  • самое главное – не получать авансы от контрагентов,
иначе может возникнуть много ненужных проблем с НДС.

Критерии для перехода на «упрощенку»

1. Численность сотрудников – до 100 человек

На «упрощенку» можно перейти, если численность работников на 1 января 2016 года будет ниже 100 человек. Причем после перехода на УСН этот показатель надо соблюдать по итогам каждого квартала.

2. Доля других компаний – не более 25%

Компания вправе применять «упрощенку», если другие организации владеют не более 25 процентами ее уставного капитала. Причем уведомление о переходе на упрощенку можно подать, даже если условие не соблюдается. Главное, чтобы «физики» успели выкупить долю до конца 2015 года.

3. Разрешенный вид деятельности

Перевести на «упрощенку» можно не любой бизнес. Например, на упрощенку не вправе переходить страховщики, ломбарды, нотариусы и др.

4. Выручка – не больше 51,615 млн руб.

Перейти на упрощенку можно, только если выручка за девять месяцев 2015 года не превышает 51,615 млн рублей. Если компания с отдельных видов деятельности уже уплачивает ЕНВД, то доходы считают без учета выручки от «вмененки».

5. Стоимость ОС – не больше 100 млн руб.

Остаточная стоимость амортизируемых основных средств на 1 октября 2015 года не должна превышать 100 млн рублей.

6. Отсутствие филиалов и представительств

Наличие представительства только в будущем году перестанет быть ограничением при выборе упрощенной системы налогообложения. В текущем году это ограничение еще действует – компании с филиалами и представительствами не вправе использовать данный спецрежим. Применять упрощенку можно только с обычными обособленными подразделениями.

Если вы решили перейти на «упрощенку» и хотите сделать это без налоговых потерь – звоните нам!

Наши специалисты помогут правильно сформировать налоговую базу для перехода на «упрощенку» и при необходимости внесут соответствующие корректировки в учет.


Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

В начале года многие налогоплательщики меняют подход к налогообложению — переходят на упрощенную систему налогообложения или, наоборот, возвращаются с «упрощенки» на общий режим, начинают или прекращают виды деятельности, подпадающие под ЕНВД или ЕСХН, начинают использовать льготы и т.п. Однако заключенные ими при прежних условиях налогообложения договоры зачастую носят длительный характер и суммы в них указаны без учета изменений режима или получения льгот. В результате у каждой стороны договора возникает множество вопросов. Попробуем в них разобраться.

Вводная информация

Вопросы о том, как поступать с договорами при смене режимов налогообложения, связаны в большинстве своем лишь с одним налогом — налогом на добавленную стоимость. Оно и понятно, ведь именно он находит отражение в договорах. Ни налог на прибыль, ни налог на имущество, ни другие налоги в договоре не фигурируют. А вот вопрос указания цены с учетом или без учета НДС нужно решить при заключении любого договора.

Очевидно также, что если смена системы или порядка налогообложения затрагивает НДС, то такая смена должна как-то отразиться и на договорах. Конечно, самый простой вариант — внести изменения в договор. Однако это не всегда возможно, как по техническим причинам (например, согласованием условий занимаются первые лица компаний и тревожить их лишний раз решится не каждый), так и по финансово-организационным (если договор, например, аренды был зарегистрирован, то и изменения придется регистрировать, что стоит денег, да и времени тоже). Поэтому возникает логичный вопрос: а можно ли обойтись без внесения поправок в договор? Единого ответа на него нет — все зависит от конкретной ситуации и первоначальных формулировок договора. Так что давайте рассмотрим различные варианты.

Бесплатно составлять договоры в Контур.Эльбе по готовым шаблонам

Вариант 1. При заключении договора обязанность платить НДС была

В тех случаях, когда «продающая» сторона по договору (продавец, арендодатель, исполнитель или подрядчик) получает право с определенного момента больше не платить НДС, вопросы цены по старым договорам решаются, как правило, достаточно просто. Ведь плательщик НДС в 99 процентах случаев во всех договорах либо указывает, что цена определена с учетом НДС, либо приводит как цену с НДС, так и без такового. Соответственно после получения права не платить НДС, достаточно будет просто уведомить об этом своих контрагентов обычным письмом и начать выставлять счета без учета НДС (естественно, исключив его из цены).

Вопросы же внесения или невнесения соответствующих изменений в договор (делается это через подписание дополнительного соглашения) в этой ситуации можно решать индивидуально с каждым контрагентом. Никаких рисков работа по прежним договорам ни для той, ни для другой стороны не создает.

Все гораздо сложнее в обратной ситуации — когда у продавца, арендодателя, исполнителя или подрядчика на момент заключения соответствующего договора обязанности по уплате НДС не было, а потом она возникла. Тут необходимость вносить правки в договор зависит от конкретных формулировок этого самого договора.

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Вариант 2. При заключении договора обязанности платить НДС не было. В договоре указано «Без НДС»

Если при заключении договора стороны четко указали, что сумма оплаты указана без НДС, то после того, как у налогоплательщика появляется обязанность по уплате этого налога, он имеет право просто увеличить стоимость на сумму НДС. Сделать это можно непосредственно в счетах, выставляемых контрагенту.

Но еще раз обращаем внимание: такое право есть только в том случае, если в договоре четко указано «без НДС». Тогда новоявленный плательщик НДС может сослаться на статью 168 НК РФ, в которой сказано, что сумма НДС предъявляется дополнительно к цене товара, работы или услуги. Это позволяет увеличить сумму, указанную в договоре, на сумму НДС. Заключать дополнительные соглашения к договору и согласовывать с кем-либо такое повышение цены не нужно.

Вариант 3. При заключении договора обязанности платить НДС не было. В договоре указано «НДС не облагается»

Схожим образом будет обстоять дело, если в договоре сказано, что товар, работа или услуга, за которую определена цена, НДС не облагается. Юридически в таком случае происходит вот что.

В тот момент, когда продавец (арендодатель, подрядчик, исполнитель) теряет право на освобождение от НДС, упомянутое условие договора о том, что реализация товара (передача имущества, выполнение работ, оказание услуг) «НДС не облагается», перестаёт соответствовать Налоговому кодексу. А значит, договор в этой части становится недействительным, как противоречащий закону (ст. 168 и ст. 180 ГК РФ).

Проще говоря, из договора следует, что НДС в стоимость товара (работ, услуг) изначально не включен, но теперь это положение стало незаконным. Поэтому формально продавец (арендодатель, подрядчик или исполнитель) на основании статьи 168 Налогового кодекса, гласящей, что сумма НДС предъявляется дополнительно к цене товара, работы или услуги, может увеличить сумму, указанную в договоре, на сумму НДС.

Однако мы бы рекомендовали в такой ситуации все же уведомить контрагента об изменениях, касающихся НДС. Одновременно следует предложить контрагенту оформить дополнительное соглашение к договору, чтобы исключить из него незаконное условие (дабы оно не «мозолило глаза» разным проверяющим). Кстати, если контрагент откажется подписывать такое допсоглашение, намекните ему, что наличие договора, в котором сказано, что реализация НДС не облагается и одновременное предъявление налога по этой сделке к вычету, наверняка вызовет вопросы инспекторов. Поэтому подписание дополнительного соглашения, скорее, в его интересах.

Обмениваться с контрагентами УПД и счетами‑фактурами через интернет с 25%-ной скидкой

Вариант 4. При заключении договора обязанности платить НДС не было. В договоре об НДС не сказано ничего

Наконец, самый тяжелый случай — в договоре вообще ни слова не говорится про НДС. Просто указана цена и все.

В таком случае просто приплюсовать налог к сумме, зафиксированной в соглашении, уже не получится. Ведь из договора не ясно: включен ли в зафиксированную цену налог. Поэтому для увеличения цены на сумму НДС придется оформлять дополнительное соглашение к договору, в котором прописать судьбу НДС. Но сделать это можно только по взаимному согласию сторон.

Если же согласие не достигнуто, то у продавца есть два варианта. Можно считать, что цена, указанная в соглашении, включает в себя НДС и соответствующим образом оформлять документацию. Но в таком случае велик шанс получить претензии от налоговиков. Они могут счесть, что в тот период, когда продавец не был обязан платить НДС, он все равно взимал его с покупателей. А значит, должен перечислить соответствующие суммы в бюджет. С позиций Налогового кодекса такой подход в корне не верен — согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса обязанность перечислить НДС возникает у неплательщика только в том случае, если он выставлял контрагентам документы с выделенным НДС (и это логично, поскольку на основании этих документов покупатель мог принимать налог к вычету). В нашем же случае таких документов не выставлялось, поэтому не возникло и обязанности перечислять налог. Но риск спора и последующего судебного разбирательства все равно сохраняется.

Второй вариант действий в случае отказа контрагента от подписания дополнительного соглашения — обращаться в суд с требованием изменить договор (ст. 451 ГК РФ). При этом надо будет доказать, что произошло существенное изменение условий договора, предусмотреть которое в момент заключения договора было невозможно.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С одним из поставщиков был заключен контракт на оказание услуг на три года в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (открытый запрос цен). Цена контракта включает НДС и по условиям контракта является твердой. С 2020 года поставщик планирует поменять режим налогообложения с общей системы налогообложения на УСН.
Какие обязательства необходимо исполнить (заключить дополнительное соглашение или расторгнуть контракт)? Цена должна быть уменьшена на сумму НДС с 2020 года, или поставщик должен продолжать выделять в акте НДС?


Ни Гражданский кодекс РФ, ни основывающийся на его положениях Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяют порядок формирования цены договора в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, независимо от того, из каких составляющих (включая налоговые) эта сумма складывается.
В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, тогда как отношения между сторонами гражданско-правового договора определяются в соответствии с гражданским законодательством.
Налогоплательщик налога на добавленную стоимость обязан при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав (п. 3 ст. 168, пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ). В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой в гражданско-правовых отношениях сторон договора сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09). Это правило действует, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Закон не предусматривает, что изменение ставки НДС или прекращение у исполнителя (продавца, подрядчика) обязанностей по уплате НДС влечет изменение условия договора о цене. На этом основан подход, предполагающий, что цена договора в случае перехода контрагента на УСН может быть изменена лишь по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 450, ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ)*(1), сами же по себе приведенные в вопросе обстоятельства на цену договора не влияют (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2016 г. N 13АП-24574/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2019 г. N 15АП-9814/19, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г. N 13АП-22855/18, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 г. N 08АП-10887/16). Обязанность выделять сумму НДС в периодически оформляемых сторонами актах об оказанных услугах у исполнителя, перешедшего на УСН, отсутствует*(2). Разумеется, цена договора при описанных в вопросе обстоятельствах может быть уменьшена по соглашению сторон, поскольку Закон N 223-ФЗ этого не запрещает*(3). Кроме того, нельзя не отметить, что перешедший на применение УСН контрагент, хотя и не обязан выставлять заказчику счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, но вправе это делать*(4). В этом случае, очевидно, вопрос о необходимости корректировки цены договора снимается.
В правоприменительной практике встречается и иной подход, в соответствии с которым заказчик может требовать уменьшения цены договора на сумму, соответствующую включенной в цену договора сумме НДС, поскольку получение этой части цены лицом, не являющимся плательщиком НДС, приведет к неосновательному обогащению последнего. Этот подход встречается, в основном, при рассмотрении споров из договоров аренды (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2019 г. N 03АП-7601/18, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2017 г. N 16АП-57/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г. N 20АП-952/18, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2018 г. N 09АП-59923/17).
В целом можно констатировать, что единообразный подход к решению рассматриваемого вопроса в правоприменительной практике на сегодняшний день не выработан. Сами по себе описанные обстоятельства не свидетельствуют о необходимости корректировки цены, договор с 2020 года может исполняться и на прежних условиях. Если же заказчик не согласен на продолжение договорных отношений по ранее согласованной цене, однако уже не включающей НДС, соглашения об изменении условия договора о цене (или о расторжении договора) стороны не достигнут, а с момента перехода исполнителя на УСН он откажется выставлять в адрес заказчика счета-фактуры с выделением в них суммы НДС, у заказчика, как мы полагаем, останется два основных варианта поведения: либо внесение платы в обусловленном договором размере и последующее обращение в суд с требованием о взыскании с исполнителя неосновательного обогащения в размере, соответствующем сумме НДС, либо внесение платы в размере, уменьшенном на сумму НДС. В последнем случае, разумеется, велик риск предъявления исполнителем требования об уплате всей предусмотренной договором цены. Однако, учитывая приведенную практику, оценить перспективу рассмотрения судом указанных требований в рамках этой консультации не представляется возможным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

9 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если условие о цене определено в договоре как "цена составляет N без учета НДС, начисляемого сверх этой суммы по ставке, действующей в соответствующий период", то освобождение арендодателя от обязанности уплачивать НДС, очевидно, должно повлиять на размер причитающейся ему суммы (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2016 г. N Ф01-3479/16 по делу N А82-8469/2015).
*(2) Смотрите, в частности, ответ на Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения, в 2017 году заключила договоры на выполнение работ. Один договор был заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон 223-ФЗ), другой договор - в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Цена контрактов включала в себя НДС. С 2018 года организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Заказчик не требует уменьшать цены этих контрактов на сумму НДС. Заказчик требует от исполнителя оформлять документы в рамках исполнения указанных контракта и договора с указанием цены, в которой выделена сумма НДС. Правомерно ли такое требование заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.)
*(3) Смотрите об этом, например, в ответе на Вопрос: Имеет ли право заказчик, заключающий договоры в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, уменьшать стоимость договора на сумму НДС в связи тем, что победитель и впоследствии поставщик товара работает по упрощенной системе налогообложения? Существует ли возможность указания условий изменения цены контракта в зависимости от того, является ли контрагент плательщиком НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
Здесь же отметим, что само по себе обозначение в договоре цены как "твердой" не препятствует ее изменению по соглашению сторон.
*(4) Смотрите, в частности, ответ на:
- Вопрос: ООО (УСН) для того, чтобы не потерять клиента, выставила счет-фактуру с выделенным НДС, уплатила НДС в бюджет и сдала декларацию по НДС. Вправе ли организация не включать в состав дохода сумму НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.)
- Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие осуществляет закупки по ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, применяет общую систему налогообложения. Оно разместило извещение на закупку товара. В проекте контракта указана цена с НДС. Была подана одна заявка от участника (УСН). В заявке на участие не указана система налогообложения, и контракт был заключен по цене с НДС. Поставщик выставил счет-фактуру без НДС. Возникает ли у поставщика в связи с заключением контракта по цене с учетом НДС обязанность уплатить НДС в бюджет и выставить счет-фактуру с НДС? Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие возместить НДС? Какие документы необходимо представить в налоговый орган? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)

Как известно, цена за товары, работы, услуги в договоре устанавливается с учетом налога на добавленную стоимость. Этого требует положение п. 1 ст. 168 Налогового кодекса, так как при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.
Однако может сложиться и так, что впоследствии по каким-либо причинам контрагент перестает уплачивать налог на добавленную стоимость (например, перестает быть плательщиком налога в силу положений п. п. 2 или 3 ст. 346.11 НК), при этом стоимость товаров, работ, услуг на сумму НДС не уменьшает. Чем организации может грозить подобная ситуация? В соответствии с нормами ч. 1 и 2 ст. 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение ее после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке. Как уже говорилось, в силу п. 1 ст. 168 Кодекса сумма НДС выставляется дополнительно к цене товаров, то есть фактически является "налоговой" составляющей общей цены. Уплата цены товара в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость, является гражданско-правовой обязанностью покупателя (общества) перед продавцом. Об этом упомянули судьи в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 2009 г. N 5451/09 по делу N А50-6981/2008-Г-10.
Соответственно, в ситуации, когда контрагент-поставщик перестает быть плательщиком НДС, у него отпадает обязанность предъявлять покупателю сумму налога. И, как следствие, в этом случае цена товаров, работ, услуг должна определяться уже без этой налоговой составляющей.
Следовательно, если контрагент уже не уплачивает НДС, тем не менее общую сумму стоимости товаров, работ или услуг оставляет неизменной, то в отсутствие дополнительного соглашения об увеличении цены подобная ситуация может быть расценена налоговыми органами как необоснованное перечисление контрагенту денежных средств в части, приходящейся на сумму, являвшуюся ранее суммой налога на добавленную стоимость. Соответственно, если организация-покупатель данную сумму учтет в расходах для целей налогообложения прибыли или при применении упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговики будут иметь все основания не принимать подобную сумму при расчете налоговой базы.

Nota bene. Если контрагент уже не уплачивает НДС, а общую сумму стоимости оставляет неизменной, то в отсутствие дополнительного соглашения об увеличении цены подобная ситуация может быть расценена налоговыми органами как необоснованное перечисление контрагенту денежных средств в сумме, являвшейся ранее налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, отсутствие дополнительного соглашения об изменении цены может повлечь не только разногласия с контрагентом относительно права требовать оплаты соответствующей суммы НДС (поскольку налог не включается в цену), но и риск спора с налоговыми органами.

Отношения с бюджетом

Переход с общего режима налогообложения на УСН может породить вопросы при расчетах с контрагентами не только у покупателя, но и у самого продавца, переставшего платить НДС.
Многие компании, находящиеся на общем режиме налогообложения, неохотно сотрудничают с теми, кто находится на УСН, по причине того, что "упрощенец" не платит НДС в бюджет, соответственно контрагент-покупатель, получая счета-фактуры без выделения этого налога, не может произвести по нему вычет. Очевидно, что если поставщик не снижает цену, то она содержит сумму налога.
Некоторые компании, переходя с общего режима на УСН, чтобы не терять покупателей, с которыми сотрудничают на протяжении многих лет, выставляют им счета-фактуры, где выделяют суммы НДС. В свою очередь компании-покупатели, уплачивая в составе цены НДС, просят "упрощенцев" это делать в расчете принять налог к вычету.
По этому вопросу налоговая служба считает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС "упрощенцем", вычетам не подлежат (Письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925). Кроме того, в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера плательщика налога на добавленную стоимость (п. 5 ст. 169 НК). Так как компания-"упрощенец" не является плательщиком НДС, то и соответствующего ИНН у нее быть не может. А, как известно, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не считаются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В случае выставления налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Кроме того, Минфин упоминает, что организации на УСН, выставившие при реализации товаров покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязаны представлять в налоговые органы по месту учета соответствующую налоговую декларацию по данному налогу.
Суммы НДС, на которые поставщик-"упрощенец" не снижает цену, будут учитываться в составе налогооблагаемой базы. Соответственно, компании с объектом налогообложения "доходы" обложить налогом нужно будет всю сумму, полученную от покупателя, вместе с поступившим налогом.
Если у компании-"упрощенца" объект налогообложения "доходы за вычетом расходов", то в данном случае в составе выручки будет учитываться вся поступившая от покупателя сумма, как и в случае с базой "доходы". Но учесть в расходах сумму уплаченного в таком случае НДС у компании не получится, так как организация не является плательщиком НДС.
Таким образом, не снижая цену, но желая при этом угодить покупателям, компания - плательщик НДС сама несет дополнительные расходы в виде "лишних" платежей в бюджет: сначала - уплачивая сумму НДС, выделенную в счет-фактуре; затем - облагая эту сумму уже в составе дохода единым налогом. Для того чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, продавцу следует вернуть сумму НДС, уплаченную покупателем в счет предстоящей поставки товаров, не забыв при этом внести изменения в декларацию по НДС в последнем налоговом периоде перед переходом на УСН.
Кроме того, необходимо внести изменения в действующий договор. А лучше изначально установить в нем условие, что в случае если контрагент перестает быть плательщиком НДС, то цена договора подлежит снижению на сумму, которая ранее приходилась на налог на добавленную стоимость. При таком условии контракта изменение цены по товарам, работам, услугам будет обоснованным и не потребуется заключение отдельного дополнительного соглашения для того, чтобы снять риски споров с налоговыми органами.

ВОПРОС

До января 2019 года у компании заключены государственные контракты на оказание услуг по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Стоимость контрактов сформирована с учетом НДС 18%. С 2019 года компания перешла на УСН.

Возможно ли оставить сумму контрактов неизменной, без понижения на сумму НДС?

ОТВЕТ

Да, оставить сумму контрактов неизменной возможно (без понижения на сумму НДС), в том числе в случае, если исполнитель контракта перешел на УСН.

ОБОСНОВАНИЕ

Как разъяснил Минфин в Письме от 21.12.2018 N 03-07-11/93342: «…Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Законом о контрактной системе) в сфере закупок не определен порядок действий заказчика в случае, если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена.

При этом необходимо отметить, что 31 декабря 2017 года принят Федеральный закон N 504-ФЗ, в соответствии с которым в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае, если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

Также необходимо отметить, что подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта при условии возможности изменения условий контракта, которая была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом».

Отметим, что Минфин России и ранее высказывало аналогичное мнение по данному вопросу. Например, в Письме от 13.03.2018 N 24-03-07/15341 указал, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки, то есть уменьшения, заказчиком цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСНО, на размер НДС (см. также Письмо от 20.11.2017 N 24-01-10/76771).

Что касается Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закона N 223-ФЗ), то положения данного закона также не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики (Письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834).

Минфин в информационном письме от 29.11.2018 N 24-01-07/86352 "По вопросу изменения цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", после повышения ставки налога на добавленную стоимость" разъяснил вопрос об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, после повышения ставки НДС - она может быть изменена по соглашению сторон, поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит запрета на изменение цены договора при его исполнении. Внесение изменений в договор осуществляется в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Вместе с тем следует отметить, что ни Закон N 223-ФЗ, ни Закон о контрактной системе не регулирует порядок уплаты обязательных взносов, сборов и платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе при исполнении условий контракта Заказчик должен руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В силу п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

Таким образом, при исполнении контракта, заключенного с юридическим лицом, заказчик выступает налоговым агентом (т.е. обязан уплатить налог в бюджет, и соответственно уменьшить сумму, подлежащую оплате контрагенту) в следующих случаях:

- контракт заключен с иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика;

- контракт заключен с органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления на аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;

- контракт заключен на закупку сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Читайте также: