Оквэд 96 02 усн

Опубликовано: 02.05.2024

Класс ОКВЭД 96 содержит следующие коды с подробным описанием вида деятельности и расшифровкой:

Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

Эта группировка включает:

- стирку и химическую чистку, глажение и т.д. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или с использованием автоматов самообслуживания для населения, промышленных и/или коммерческих клиентов;

- крашение всех видов одежды, включая меховую, интенсификацию цвета;

- различные виды обработки изделий после химической чистки: противомолевая, антистатическая, водо- и грязеотталкивающая, бактерицидная, огнезащитная и т.п.;

- восстановление формы изделий после химической чистки;

- текущий ремонт изделий после химчистки и крашения;

- сбор белья для стирки и его доставку клиентам после стирки;

- чистку и мойку ковров, драпировок, занавесок и штор в помещениях клиентов или в других местах;

- подготовку белья, рабочей униформы и вещей для стирки;

- услуги по аквачистке

Эта группировка не включает:

- прокат одежды, кроме рабочей одежды, даже если чистка таких изделий является составной частью этого вида деятельности, см. 77.29;

- ремонт и перекройку одежды, см. 95.29

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

Эта группировка включает:

- мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, мелирование, завивку, выпрямление волос и подобные работы, выполняемые для мужчин и женщин;

- бритье и подравнивание бороды;

- маникюр, педикюр, макияж, массаж лица и т.п.

Эта группировка не включает:

- изготовление париков, см. Код ОКВЭД 32.99

Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг

Эта группировка включает:

- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;

- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;- аренду оборудованного места в ритуальном зале;

- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;

- обслуживание могил и мавзолеев;

- изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей

Эта группировка также включает:

- сооружение склепов и мемориальных комплексов;

- изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;

- высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей

Эта группировка не включает:

- озеленение кладбищ, см. 81.30;

- предоставление религиозных ритуальных услуг, см. 94.91

Эта группировка включает:

- деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг;

- деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.

Эта группировка не включает:

- деятельность массажных салонов, см. 86.90;

- деятельность оздоровительных центров, фитнес-клубов, клубов бодибилдинга и гимнастических залов, см. 93.13

Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

Эта группировка включает:

- деятельность астрологов и медиумов;

- социальные услуги, такие как услуги эскорта, бюро знакомств и брачных агентств;

- услуги по уходу за домашними животными, такие как содержание и дрессировка;

- деятельность генеалогических организаций;

- деятельность салонов татуажа и пирсинга;

- услуги чистильщиков обуви, швейцаров, парковщиков автомобилей и т.д.;

- деятельность, связанную с эксплуатацией автоматов личного обслуживания (фотокабинок, аппаратов для взвешивания, измерения кровяного давления, автоматических камер хранения и т.д.);

- услуги наемных писателей;- услуги платных туалетов;

- услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения;

- услуги справочно-информационной службы по приему в расклейку объявлений;

- услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения;

- услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических и промышленных и иных данных по индивидуальному заказу населения;

- услуги по оборудованию квартир (навеска карнизов, картин, вешалок, зеркал и др. предметов);

- услуги по стирке и глажению белья на дому у заказчика;

- услуги по вспашке огородов, распиловке дров по индивидуальному заказу населения;

- граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;

- услуги по ремонту и изготовлению гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;

- нарезку стекла и зеркал, художественную обработку стекла по индивидуальному заказу населения;

- услуги по изготовлению с/х инвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу населения

Эта группировка не включает:

- предоставление ветеринарных услуг, см. 75.00;

- эксплуатацию монетных игровых автоматов, действующих при опускании монет (жетонов), см. 92.00;

- эксплуатацию стиральных машин, действующих при опускании монет (жетонов), см. 96.01

На заметку

При регистрации ООО или ИП, а также при внесении изменений в вид деятельности компании вам необходимо выбрать в справочнике требуемые коды ОКВЭД и указать их в заявлении.

В справочнике ОКВЭД все коды указаны с расшифровкой, что позволит вам безошибочно их подобрать. Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.

В заявлениях на регистрацию, при внесении изменений и в других документах необходимо указывать коды, содержащие не менее 4 цифр кода (классы и подклассы не указывать).

В классификаторе кодов видов деятельности (ОКВЭД) есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Коды ОКВЭД


Список видов деятельности для применения пониженных тарифов страховых взносов «упрощенцами» недавно изменился, причем «задним числом». Сохраните себе табличку, чтобы не запутаться.

Поправки в пп.5 п.1 ст.427 НК внесены Федеральным законом №335-ФЗ от 27.11.2017 и вступают в силу сразу после опубликования закона, но применяются с 01.01.2017.

Сравнительная таблица льготных видов деятельности: посмотрите, как было, и как стало.

Отметим, что в НК льготные виды деятельности указаны без привязки к кодам ОКВЭД, но по многочисленным просьбам наших читателей, высказанных ими в комментариях к материалам на эту тему, мы разработали соответствующую таблицу.

Вид деятельности (с 01.01.2018)

Код по ОКВЭД2

производство пищевых продуктов

производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках

производство текстильных изделий

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство спортивных товаров

производство игр и игрушек

научные исследования и разработки

деятельность в области здравоохранения

деятельность по уходу с обеспечением проживания

предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

деятельность спортивных объектов

деятельность спортивных клубов

деятельность в области спорта прочая

сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья

строительство инженерных сооружений

работы строительные специализированные

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

сбор и обработка сточных вод

деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность воздушного и космического транспорта

складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

деятельность в области телевизионного и радиовещания

деятельность в сфере телекоммуникаций

деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

производство бумаги и бумажных изделий

производство музыкальных инструментов

производство изделий, не включенных в другие группировки

ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

деятельность учреждений культуры и искусства

деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 п.1 ст.427 НК

разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 п.1 ст.427 НК

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах

производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки

производство проволоки методом холодного волочения

ремонт и монтаж машин и оборудования

производство медицинских инструментов и оборудования

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

деятельность по обслуживанию зданий и территорий

Эта группировка включает:

— услуги, не включенные в другие группировки

Особенно это касается таких видов услуг, как стирка и химическая чистка изделий из ткани и меха, услуги парикмахерских и салонов красоты, ритуальные услуги

Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг. (ОКВЭД 96)

Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

Эта группировка включает:

— стирку и химическую чистку, глажение и т.д. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или с использованием автоматов самообслуживания для населения, промышленных и/или коммерческих клиентов;

— крашение всех видов одежды, включая меховую, интенсификацию цвета;

— различные виды обработки изделий после химической чистки: противомолевая, антистатическая, водо- и грязеотталкивающая, бактерицидная, огнезащитная и т.п.;

— восстановление формы изделий после химической чистки;

— текущий ремонт изделий после химчистки и крашения;

— сбор белья для стирки и его доставку клиентам после стирки;

— чистку и мойку ковров, драпировок, занавесок и штор в помещениях клиентов или в других местах;

— подготовку белья, рабочей униформы и вещей для стирки;

— услуги по аквачистке

Эта группировка не включает:

— прокат одежды, кроме рабочей одежды, даже если чистка таких изделий является составной частью этого вида деятельности, см. 77.29;

— ремонт и перекройку одежды, см. 95.29

(в ред. Изменения 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

Эта группировка включает:

— мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, мелирование, завивку, выпрямление волос и подобные работы, выполняемые для мужчин и женщин;

— бритье и подравнивание бороды;

— маникюр, педикюр, макияж, массаж лица и т.п.

Эта группировка не включает:

— изготовление париков, см. 32.99

Предоставление парикмахерских услуг

Эта группировка включает:

— предоставление парикмахерских услуг для мужчин, женщин и детей;

— пастижерные услуги, чистку, мытье, расчесывание, стрижку, подгонку, окраску и завивку парика, накладки, шиньона и их ремонт

(введено Изменением 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты

Эта группировка включает:

— предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу;

— окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц;

— косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;

— гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;

— косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;

— комплексный уход за кожей кистей рук;

— комплексный уход за кожей стоп;

— предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов

(введено Изменением 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг

Эта группировка включает:

— захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;

— предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;

— аренду оборудованного места в ритуальном зале;

— сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;

— обслуживание могил и мавзолеев;

— изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей

Эта группировка также включает:

— сооружение склепов и мемориальных комплексов;

— изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;

— высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей

Эта группировка не включает:

— озеленение кладбищ, см. 81.30;

— предоставление религиозных ритуальных услуг, см. 94.91

(в ред. Изменения 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Эта группировка включает:

— деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг;

— деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.

Эта группировка не включает:

— деятельность массажных салонов, см. 86.90;

— деятельность оздоровительных центров, фитнес-клубов, клубов бодибилдинга и гимнастических залов, см. 93.13

(в ред. Изменения 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

Эта группировка включает:

— деятельность астрологов и медиумов;

— социальные услуги, такие как услуги эскорта, бюро знакомств и брачных агентств;

— услуги по уходу за домашними животными, такие как содержание и дрессировка;

— деятельность генеалогических организаций;

— деятельность салонов татуажа и пирсинга;

— услуги чистильщиков обуви, швейцаров, парковщиков автомобилей и т.д.;

— деятельность, связанную с эксплуатацией автоматов личного обслуживания (фотокабинок, аппаратов для взвешивания, измерения кровяного давления, автоматических камер хранения и т.д.);

— услуги наемных писателей;

— услуги платных туалетов;

— услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения;

— услуги справочно-информационной службы по приему в расклейку объявлений;

— услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения;

— услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических и промышленных и иных данных по индивидуальному заказу населения;

— услуги по оборудованию квартир (навеска карнизов, картин, вешалок, зеркал и др. предметов);

— услуги по стирке и глажению белья на дому у заказчика;

— услуги по вспашке огородов, распиловке дров по индивидуальному заказу населения;

— граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;

— услуги по ремонту и изготовлению гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;

— нарезку стекла и зеркал, художественную обработку стекла по индивидуальному заказу населения;

— услуги по изготовлению с/х инвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу населения

Эта группировка не включает:

— предоставление ветеринарных услуг, см. 75.00;

— эксплуатацию монетных игровых автоматов, действующих при опускании монет (жетонов), см. 92.00 ;

— эксплуатацию стиральных машин, действующих при опускании монет (жетонов), см. 96.01

(в ред. Изменения 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст)

Письма Министерства финансов РФ №03-15-06/9127, N 03-15-06/9117 от 17.02.2017

Минфин России ответил на вопрос об основаниях для применения организацией на УСН пониженных тарифов страховых взносов.

Пониженные тарифы взносов при УСН

Виды деятельности с пониженными тарифами страховых взносов при применении УСН перечислены в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ. Они перечислены укрупненно, например:

производство пищевых продуктов;

производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

текстильное и швейное производство;

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

обработка древесины и производство изделий из дерева;

химическое производство и др.

При ведении какого-либо из указанных видов деятельности условий для применения пониженных тарифов два. Во-первых, годовой доход от всех видов деятельности у плательщика взносов, работающего на УСН, не должен превышать 79 млн рублей (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). Во-вторых, доход от реализации по виду деятельности, названному в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ, должен составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ).

При выполнении этих условий плательщик взносов на УСН вправе применять пониженные тарифы взносов:

на обязательное пенсионное страхование - в размере 20,0 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

Вид деятельности по ОКВЭД

Льготируемые по взносам виды деятельности должны еще и классифицироваться на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

До 01.01.2017 в качестве такого классификатора можно было применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный постановлением Росстандарта от 06.11.2001 № 454-ст, т.е. ОКВЭД. Но с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст он отменен, и вместо него применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), т.е. ОКВЭД2.

В новом классификаторе отдельные виды деятельности изменили свою отраслевую принадлежность по сравнению с предыдущим. И может случиться, что если согласно старому классификатору при работе на УСН ведение деятельности позволяло применять пониженные тарифы взносов, то согласно новому классификатору деятельность уже не соответствует перечню льготируемых видов деятельности.

Например, в связи с переходом на ОКВЭД2 существуют разъяснения Минфина России о применении льготных тарифов по страховым взносам плательщиками на УСН - туристическими агентствами (письма от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958). В примечаниях к коду по ОКВЭД2 52.29 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками» прямо указывается, что в эту группировку не входит деятельность туроператоров и туристических агентств (коды 79.11 и 79.12). Таким образом, по этому виду деятельности с 01.01.2017 нельзя применять пониженные тарифы страховых взносов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

«Упрощенцам», применяющим льготные тарифы страховых взносов, следует сверить свои виды деятельности с отраслевыми группировками, которые приведены в ОКВЭД2. Если название деятельности есть в любой из группировок ОКВЭД2 и оно полностью совпадет с названием из перечня Налогового кодекса РФ, то можно применять пониженные тарифы взносов. Если же точного совпадения между Налоговым кодексом РФ и ОКВЭД2 нет, но по смыслу основной вид деятельности соответствует деятельности, названной в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ, то безопаснее обратиться за разъяснениями в свою налоговую инспекцию.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП находится на ЕНВД, совмещает с УСН. По выписке из ЕГРЮЛ дополнительных кодов ОКВЭД нет, занимается только одним видом деятельности и по нему платит налог ЕНВД. В 2020 году ИП получил субсидию по Постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 N 976.
Есть ли обязанность ИП отчитываться по данной субсидии в рамках УСН? Если да, то какой вид деятельности указывать в налоговой декларации по УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Поэтому в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Вместе с тем, если средства этих субсидий в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства, по нашему мнению, можно рассматривать как субсидии, полученные и израсходованные не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН.

Обоснование вывода:
В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Объектом налогообложения по ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ), какие-либо доходы и расходы в целях исчисления ЕНВД не определяются и не учитываются.
На основании п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом в силу п. 8 ст. 346.18 НК РФ доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются система налогообложения в виде ЕНВД, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
В рассматриваемом случае ИП осуществляет только один вид деятельности, в отношении которого он применяет ЕНВД. Соответственно, доходы от данного вида деятельности при исчислении налоговой базы по УСН учитываться не должны.
Из положений главы 26.3 НК РФ следует, что ЕНВД применяется только в отношении определенных видов деятельности. Соответственно, к данному налоговому режиму могут быть отнесены только доходы, полученные от деятельности, которая переведена на ЕНВД. Все остальные доходы должны учитываться либо в рамках общего режима налогообложения, либо в рамках УСН (при наличии на то оснований).
Понятие субсидия в НК РФ не определено, в связи с этим, руководствуясь п. 2 ст. 11 НК РФ, обратимся к БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.
Ранее специалисты Минфина России придерживались мнения о том, что денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, следовательно, не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, а подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения. Смотрите письма Минфина России от 08.07.2010 N 03-11-11/190, от 30.06.2010 N 03-11-06/3/96, от 31.05.2010 N 03-11-09/40, от 20.05.2010 N 03-11-06/3/76, от 26.04.2010 N 03-11-11/117, от 22.04.2010 N 03-11-06/2/65, от 12.03.2010 г. N 03-11-11/52, от 10.03.2010 N 03-11-11/45, от 28.12.2009 N 03-11-06/2/267, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63.
Однако затем позиция финансового ведомства изменилась, в более поздних разъяснениях приводится следующая точка зрения. Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках УСН, не должны. В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии, в частности, в с положениями главы 26.2 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15459, от 17.02.2014 N 03-11-09/6276, от 11.12.2012 N 03-11-09/98, от 04.12.2012 N 03-11-06/3/81, от 14.04.2011 N 03-11-11/94, от 06.08.2010 N 03-11-06/2/124, от 05.08.2010 N 03-11-06/2/123, от 27.07.2010 N 03-11-09/65 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@).
В качестве примеров субсидий, полученных в рамках ЕНВД, Минфин называет:
- субсидии, полученные для приобретения основного средства - автомата для продажи кофе в розницу (письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-11/94);
- субсидии на компенсацию затрат по капитальному ремонту городской бани (письмо Минфина РФ от 16.08.2012 N 03-11-06/2/112);
- субсидии на развитие бизнеса (письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-11-11/250, см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2011 N Ф04-5663/11 по делу N А67-308/2011).
Субсидиям, по мнению финансового ведомства, не относящимся к деятельности в рамках ЕНВД, являются:
- выплаты, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест (письма Минфина России от 22.12.2010 N 03-11-11/327, от 15.11.2010 N 03-11-11/295);
- субсидии на создание (открытие) собственного дела (письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-11-11/203, от 22.08.2011 N 03-11-11/214, от 23.09.2011 N 03-11-11/239, от 26.12.2011 N 03-11-11/324). Отметим, что суды в отношении данного вида субсидий придерживаются иной позиции. Смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2013 N Ф07-7117/13 по делу N А42-6147/2012, постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 N Ф06-8544/12 по делу N А72-144/2012;
- субсидии, использованные для уплаты взносов при заключении договора лизинга оборудования (письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-11-11/110, от 18.03.2013 N 03-11-11/111).
Исходя из анализа данных разъяснений, можно прийти к выводу, что относительно безопасно относить к деятельности в рамках ЕНВД те виды субсидий, которые получены в целях компенсации уже понесенных налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением деятельности, переведенной на ЕНВД. Возможность признания субсидий, получение которых связано с несением затрат на те или иные цели в будущем, вызывают споры. Здесь отметим также, что приведенные выше письма были выпущены достаточно давно, самое свежее датируется 2014 годом, однако более поздних разъяснений по рассматриваемой теме, нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила). Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, средства полученной субсидии используются на любые цели, связанные с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Очевидно, что если налогоплательщик фактически осуществляет только один вид предпринимательской деятельности, все расходы на мероприятия по профилактике COVID-19 относятся именно к этой деятельности, соответственно, и средства полученной субсидии также являются средствами, полученными в рамках данной деятельности.
Судебные органы при рассмотрении подобных споров придерживаются мнения о том, что получение налогоплательщиком субсидии из соответствующего бюджета само по себе не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в результате которой имелись бы основания для применения ОСН или УСН, а обеспечивает осуществление основного вида деятельности налогоплательщика. Смотрите, например, Определения ВАС РФ от 25.03.2013 N ВАС-2842/13, от 20.03.2012 N ВАС-654/12, постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 N Ф06-2039/13 по делу N А72-6592/2012.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, считаем, что средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Соответственно, в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Однако, на наш взгляд, в данном случае крайне важно иметь в виду, что с 1 января 2021 года специальный режим ЕНВД не применяется (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 08.10.2019 N 03-11-11/77205, от 15.10.2019 N 03-11-03/3/78979). После отмены ЕНВД налогоплательщики, ранее применявшие данные режим, автоматически переходят на ОСН или УСН (если было подано соответствующее заявление), ИП также могут перейти на патентную систему налогообложения (смотрите письмо ФНС от 11.03.2020 N АБ-4-19/4243@), в том числе совмещать УСН и ПСН.
Таким образом, с 2021 года ИП в любом случае перестанет являться плательщиком ЕНВД. В рассматриваемом случае у него останется только одна система налогообложения - УСН. А это значит, что если средства субсидии, полученные им по Постановлению N 976, в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства будут являться средствами, полученными и израсходованными не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН*(1).
В этой связи хотим обратить внимание, что, хотя Постановление N 976 не содержит указаний на необходимость подтверждения получателем факта целевого использования средств субсидий, налогоплательщику целесообразно вести учет расходования этих средств. Для этих целей можно использовать самостоятельно разработанный регистр налогового учета, где будут закреплены конкретные даты, на которые осуществлялось использование средств субсидии, направления ее использования и соответствующие суммы. Отметим также, что п. 13 Правил предоставления рассматриваемой субсидии (утверждены Постановлением N 976) определено, что федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий.
Акцентируем внимание, что все сделанные в рамках данной консультации выводы являются исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, в настоящее время не существует официальных разъяснений по вопросам учета субсидий, полученных по Постановлению N 976 налогоплательщиками, применяющими ЕНВД. Возможно, такие разъяснения появятся позже. В связи с этим также напоминаем о праве обратиться за официальными разъяснениями в уполномоченные органы (пп. 2 п. 1 ст. 21, п.п. 1 и 2 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Отметим, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

18 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время следует иметь в виду, что вопрос учета средств субсидий, полученных по Постановлению N 976, сам по себе относится к категории неоднозначных. С 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Существуют разъяснения Минфина России, в которых сделан вывод, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с Постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются. Смотрите письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-07-11/105240, от 13.13.2020 N 03-07-11/98888, от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. Такую же точку зрения выражают и представители налоговых органов, смотрите п. 4 Информационного сообщения УФНС России по г. Москве от 05.11.2020.
На наш взгляд, приведенная позиция контролирующих органов не бесспорна. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Учет доходов в виде субсидии на суммы субсидий на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).

Читайте также: