Обязательный аудит для ооо на усн в 2019 году критерии

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предприятие с 2019 года перешло на упрощенную систему налогообложения. За 2019 год предприятие не превысило предельного размера выручки, сумма активов и численность сотрудников не превышают установленных размеров за 2019 год (до 100 человек). Но за 2019 год начиная с сентября 2019 года валюта баланса превысила отметку в 60 млн. руб. Так, на конец 2019 года активы баланса составляют 85 млн. руб.
Как быть с отчетностью за 2019 год? Имеет ли предприятие право сдать упрощенную бухгалтерскую отчетность, или необходимо сдать полную бухгалтерскую отчетность? Как быть с налогами, ведь предприятие по кварталам уплачивало налоги по УСН? Должно ли оно перейти на общую систему налогообложения? Если должно, то с какого периода?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За 2019 год организация вправе отчитаться по упрощенной бухгалтерской отчетности.
За 2020 год необходимо провести обязательный аудит годовой отчетности. Поэтому годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год нельзя заполнять по упрощенным формам.
Превышение суммы активов 60 млн. руб., а также обязанность проведения обязательного аудита не влечет запрета на применение УСН.

Обоснование вывода:
1. Перечень лиц, которые подпадают под обязательный аудит годовой отчетности, приведен в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Согласно п. 4 этой статьи аудит обязаны проводить, в частности, организации, у которых сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
Сводную информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России. Например, 9 января 2020 года он опубликовал Информацию "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)".
Как указано в п. 72 Информации, проведение аудита обязательно в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
В п. 9 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3 "В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" сообщалось, что решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Исходя из условий вопроса, сумма активов бухгалтерского баланса организации превысила 60 млн. руб. в 2019 году. Поэтому обязательный аудит годовой отчетности она обязана проводить начиная с отчетности за 2020 год.
2. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять в том числе субъекты малого предпринимательства (смотрите также информацию Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010, письма Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, от 13.03.2013 N 03-11-11/100). Как мы поняли, организацией критерии отнесения к субъектам МП соблюдаются (смотрите Энциклопедию решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства). То есть по основанию несоответствия критериям субъектов МП право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную отчетность организация не потеряла.
Вместе с тем упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ. Об этом говорится в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Обязательный аудит организация должна проводить только начиная с 2020 года. В связи с этим превышение суммы активов 60 млн. руб в 2019 году не влияет на возможность применения упрощенной бухгалтерской отчетности по отчетам 2019 года.
3. При применении УСН налогоплательщик обязан соблюдать ряд условий, при нарушении которых он утрачивает право на применение этого спецрежима. Полный их перечень установлен п. 3 ст. 346.12 НК РФ, а также в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Обязанность проведения аудита или превышение суммы активов 60 млн. руб. не значатся в этом перечне.
В связи с этим организация, подлежащая обязательному аудиту, вправе продолжить применять УСН (при отсутствии других оснований для отказа от УСН).
Поэтому обязанности перейти на общую систему налогообложения в 2019 году у организации не возникло. Также организация вправе применять УСН и в 2020 году (если соответствующие критерии будут соблюдены).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год;
- Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Условия применения УСН. Ограничения при УСН;
- Вопрос: Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" будет допущено по итогам 2018 года. Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)
- Вопрос: Вновь созданная организация зарегистрирована в октябре 2018 года. Первым отчетным годом является период с даты регистрации в октябре 2018 года по 31.12.2019. Если за этот период валюта баланса превысит 60 млн. руб., возникает ли обязанность проведения аудита за первый отчетный год? (журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2019 г.)
- Вопрос: Аптечная организация (ООО) относится к субъектам малого предпринимательства (ее участником являются только российские граждане, среднесписочная численность составляет менее 100 человек). В связи с этим она применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составляет упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. По данным бухгалтерского баланса сумма активов составляла: на 31.12.2016 - 55 млн. руб.; на 31.12.2017 - 90 млн. руб.; на 31.12.2018 - 110 млн. руб. Выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг равнялась: за 2016 год - 90 млн. руб.; за 2017 год - 150 млн. руб. . (журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2019 г.)
- Вопрос: Если деятельность предприятия подлежит обязательному аудиту, может ли оно продолжать работать на УСН в 2015 году? Какие критерии по выручке установлены на 2015 год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

3 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Компании ежегодно проводят обязательный аудит, а роль проверяющих играют независимые аудиторские компании, получившие необходимую для этого лицензию. По итогам аудита проверяющий выдает заключение относительно того, насколько правильно компания отражает факты ведения хозяйственной, финансовой деятельности. Однако стоит отметить, далеко не любое ООО должно проходить обязательный аудит.

Ежегодно проверки проходят:

  • акционерные общества;
  • кредитные учреждения
  • страховые фирмы;
  • НПФ;
  • инвестиционные фонды;
  • компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах на бирже, пр.

Остальные проходят черед данную проверку при условии, что в своей деятельности они превышают фиксированные финансовые показатели.

В 2018 году установлены следующие цифры:

  • выручка свыше 400 млн рублей, не считая НДС;
  • активы фирмы на конец года более 60 млн рублей.

В п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ можно подробнее ознакомиться с критериями, обязывающими собственников ООО организовывать проверку. Если результаты деятельности компании подходят под одно из перечисленных в документе требований, необходимо проводить аудит. Учитывается информация за предыдущий год, поэтому, если после завершения года деятельность ООО отвечала одному из требований, в следующем году его ждет обязательный аудит.

Не существует специальных норм проведения обязательного аудита для ООО. В случае, когда активы или выручка фирмы оказываются выше установленных норм, ООО проходят обязательную проверку каждый год – данная частота закрепляется в уставе или устанавливается участниками ООО, тогда это называется инициативным аудитом.

Есть список требований к проведению аудиторской проверки. А именно обязательный аудит для ООО в 2019 году должен соответствовать таким критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации: осуществляется оценка всех активов, обязательств, материальных запасов, анализируются бухгалтерская, налоговая отчетности.
  • Необходима проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющих должно быть определенным. Иными словами, аудитор должен вынести четкий вердикт относительно точности отраженных в финансовых отчетах сведений.

При проведении аудита обязательно соблюдаются все стандарты. До 2017 года правила осуществления аудиторской проверки устанавливало российское законодательство, теперь деятельность проверяющих должна отвечать требованиям международных стандартов.

Ход обязательного аудита для ООО и его возможные последствия


Обязательный аудит для ООО в 2019 году – это трудоемкий процесс, поэтому для упрощения перед проверкой необходимо подготовить ее подробный план. В первую очередь рассматриваются данные о компании, в которой запланирована проверка. Это позволяет выбрать конкретные стратегию и тактику работы, сформировать программу аудита, а также график и план. Все этапы проведенной подготовки должны обязательно быть согласованы с клиентом.

Учредители организации получают итоговые выводы в виде аудиторского заключения. Последнее выдается двух видов:

  • Безоговорочно положительное, то есть проверка не показала каких-либо нарушений.
  • Модифицированное.

Модифицированное заключение бывает трех подтипов:

  • положительно с оговорками;
  • отрицательное;
  • отказ от выражения мнения, что свидетельствует о представлении неполного необходимого для проверки пакета документов.

Получив документ, компания сдает его в Росстат вместе с годовым бухгалтерским балансом, другой отчетностью. На это дается 10 дней с момента выдачи документа юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

После перехода на международные стандарты процедура проведения обязательного аудита претерпела некоторые изменения. Так, скорректирован принцип изложения мнения проверяющего по результатам работы, а форма заключения приобрела большую информативность. Теперь не только оцениваются финансовые показатели фирмы, но и анализируются основные моменты, заинтересовавшие проверяющего, называются риски, существующие в дальнейшей работе ООО.

В 2018 году фактически отказались от понятия аудиторской тайны, поэтому у ФНС теперь есть возможность получить от аудиторской компании любые документы по осуществленной ею проверке. Кроме того, налоговая получила право разглашать данную информацию.

В первую очередь у компании не примут годовую бухгалтерскую отчетность, а отсутствие последней влечет за собой административную ответственность. Может быть установлен факт грубого нарушения правил осуществления бухгалтерской отчетности ООО, за это выписывают административный штраф до 20 000 рублей.

Штрафные санкции

Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:

  1. Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью. (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).
  2. Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
  3. Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
  4. Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.Небольшие штрафы ждут компанию за отсутствие заключения при подаче отчетности в органы статистики. В 2019 году мало что изменилось, кроме требований о включении данных об обязательном аудите в Единый государственный реестр в соответствии с законом 129-ФЗ и об обязательной публикации итогов проверки.

Помимо прочего, ужесточились наказания, применяемые по отношению к самим аудиторам. При выдаче недостоверного заключения их ждут санкции, согласно КоАП. Предполагается ввести даже уголовную ответственность, если низкое качество отчета стало причиной серьезных убытков. Отметим, что закон об уголовной ответственности на данный момент только рассматривается.

С одной стороны, изменения порядка осуществления обязательного аудита для ООО в 2019 году имеют позитивный характер, ведь с их помощью повышается прозрачность работы предприятий, доверие инвесторов и партнеров. С другой стороны, раскрытие дополнительной информации, раньше считавшейся налоговой тайной, может стать причиной для роста стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но, в конечном счете, новые правила анализа документов должны быть полезны компаниям.

Другие нюансы и изменения в обязательном аудите для ООО в 2019 году

Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2017 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.

Поправки, внесенные в принципы подготовки учетной политики, действуют с 6.08.2017 г. При этом не прописаны специальные сроки для использования новой редакции ПБУ 1/2008, значит, учетная политика должна пройти корректировку, изменения способов учета должны быть отражены в ретроспективном порядке (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Не отказывайтесь от способов, которые разработаны в ООО до изменений в ПБУ 1/2008. По мнению Минфина, крайне редко приходится сталкиваться с ситуациями, когда отечественные способы вступают в противоречие с международными. Использование компанией собственных способов, принятых до августа 2017 года не считается нарушением. Есть вероятность, что аудиторы решат не оценивать способы учета, если те отсутствуют в федеральных стандартах.

Альтернатива обязательному аудиту ООО в 2019 году

Если вы организуете обязательный аудит для ООО в 2019 году, получили аудиторскую справку, то выполните требования законодательства. Однако не нужно думать, что обязательный аудит – это спасение от всех трудностей. Дело в том, что его целью является только выражение мнения о точности финансовой отчетности. Аналогично, то есть только с позиции достоверности, рассматривается налоговая отчетность.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году, проведенный в установленные сроки, не ограждает вас от налоговых рисков, переплат по налогам. На самом деле, подобные случаи встречаются достаточно часто, даже в ООО, где завершен обязательный аудит. Допустим:

  • предотвращено доначисление налогов и штрафных санкций на 586 млн рублей;
  • обнаружен резерв на 1 млн рублей, так как удалось узнать, что фирма уплачивала налог на имущество по недвижимости, не относящейся к объектам обложения.

А что если и ваша компания платит лишние налоги?

Именно по данной причине рекомендуется системный комплексный обязательный аудит. В этом случае обеспечивается не только проверка ООО по итогам года, но и постоянное сопровождение аудиторов, налоговых консультантов, юристов, а также страховка от рисков в налоговой сфере.

Данный аудит защищает компанию от разного рода рисков и помогает выявлять налоговые резервы.

Назовем основные достоинства системного комплексного аудита:

Все значительно упрощается, если в названный период необходимо проверить только четвертый квартал предыдущего года. На это уходит немного времени (примерно несколько дней), что очень важно для бухгалтерии в самые напряженные месяцы ее работы. Проверка за первые три квартала ушедшего года выполняется заранее.

  • Юридическая проверка договоров и других значимых документов: рассматриваются типовые договоры, а также уставные и иные документы компании по усмотрению руководства ООО. Таким образом удается максимально снизить хозяйственные и судебные риски.

Ожидается, что с отчетности за 2020 год организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2019 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2019 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности с 2019 года представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

Ожидается, что с отчетности за 2021 год лимиты обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать 800 млн. руб., а стоимость активов на конец года больше – 400 млн. руб.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • На кого распространяется обязательный аудит для ООО в 2019 году
  • Как проходит обязательный аудит для ООО
  • Какое наказание возможно после обязательного аудита для ООО
  • Какова альтернатива обязательному аудиту для ООО в 2019 году

Обязательный аудит для ООО в 2019 году затронули некоторые изменения, поэтому предприятиям важно их учитывать в своей производственной деятельности. Далее подробно расскажем обо всех внесенных корректировках, а также о том, как минимизировать проблемы при проведении данного вида проверок.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2019 году

Компании ежегодно проводят обязательный аудит, а роль проверяющих играют независимые аудиторские компании, получившие необходимую для этого лицензию. По итогам аудита проверяющий выдает заключение относительно того, насколько правильно компания отражает факты ведения хозяйственной, финансовой деятельности. Однако стоит отметить, далеко не любое ООО должно проходить обязательный аудит. Ежегодно проверки проходят:

  • акционерные общества;
  • кредитные учреждения
  • страховые фирмы;
  • НПФ;
  • инвестиционные фонды;
  • компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах на бирже, пр.

Остальные проходят черед данную проверку при условии, что в своей деятельности они превышают фиксированные финансовые показатели. В 2018 году установлены следующие цифры:

  • выручка свыше 400 млн рублей, не считая НДС;
  • активы фирмы на конец года более 60 млн рублей.

В п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ можно подробнее ознакомиться с критериями, обязывающими собственников ООО организовывать проверку. Если результаты деятельности компании подходят под одно из перечисленных в документе требований, необходимо проводить аудит. Учитывается информация за предыдущий год, поэтому, если после завершения года деятельность ООО отвечала одному из требований, в следующем году его ждет обязательный аудит.

Обязательный аудит для ООО в 2019

Не существует специальных норм проведения обязательного аудита для ООО. В случае, когда активы или выручка фирмы оказываются выше установленных норм, ООО проходят обязательную проверку каждый год – данная частота закрепляется в уставе или устанавливается участниками ООО, тогда это называется инициативным аудитом.

Есть список требований к проведению аудиторской проверки. А именно обязательный аудит для ООО в 2019 году должен соответствовать таким критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации: осуществляется оценка всех активов, обязательств, материальных запасов, анализируются бухгалтерская, налоговая отчетности.
  • Необходима проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющих должно быть определенным. Иными словами, аудитор должен вынести четкий вердикт относительно точности отраженных в финансовых отчетах сведений.

При проведении аудита обязательно соблюдаются все стандарты. До 2017 года правила осуществления аудиторской проверки устанавливало российское законодательство, теперь деятельность проверяющих должна отвечать требованиям международных стандартов.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Ход обязательного аудита для ООО и его возможные последствия

Обязательный аудит для ООО в 2019 году – это трудоемкий процесс, поэтому для упрощения перед проверкой необходимо подготовить ее подробный план. В первую очередь рассматриваются данные о компании, в которой запланирована проверка. Это позволяет выбрать конкретные стратегию и тактику работы, сформировать программу аудита, а также график и план. Все этапы проведенной подготовки должны обязательно быть согласованы с клиентом.

Учредители организации получают итоговые выводы в виде аудиторского заключения. Последнее выдается двух видов:

  1. Безоговорочно положительное, то есть проверка не показала каких-либо нарушений.
  2. Модифицированное.

Модифицированное заключение бывает трех подтипов:

  • положительно с оговорками;
  • отрицательное;
  • отказ от выражения мнения, что свидетельствует о представлении неполного необходимого для проверки пакета документов.

Как показывает практика, обычно выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два оставшихся вида приходится менее 1 % ситуаций.

Получив документ, компания сдает его в Росстат вместе с годовым бухгалтерским балансом, другой отчетностью. На это дается 10 дней с момента выдачи документа юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Обязательный аудит для ООО в 2019

После перехода на международные стандарты процедура проведения обязательного аудита претерпела некоторые изменения. Так, скорректирован принцип изложения мнения проверяющего по результатам работы, а форма заключения приобрела большую информативность. Теперь не только оцениваются финансовые показатели фирмы, но и анализируются основные моменты, заинтересовавшие проверяющего, называются риски, существующие в дальнейшей работе ООО.

В 2018 году фактически отказались от понятия аудиторской тайны, поэтому у ФНС теперь есть возможность получить от аудиторской компании любые документы по осуществленной ею проверке. Кроме того, налоговая получила право разглашать данную информацию.

Организацию могут наказать за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки для ООО в 2019 году? Да, но санкции последуют не напрямую.

В первую очередь у компании не примут годовую бухгалтерскую отчетность, а отсутствие последней влечет за собой административную ответственность. Может быть установлен факт грубого нарушения правил осуществления бухгалтерской отчетности ООО, за это выписывают административный штраф до 20 000 рублей.

Небольшие штрафы ждут компанию за отсутствие заключения при подаче отчетности в органы статистики. В 2019 году мало что изменилось, кроме требований о включении данных об обязательном аудите в Единый государственный реестр в соответствии с законом 129-ФЗ и об обязательной публикации итогов проверки.

При невыполнении данного требования компания может быть привлечена к административной ответственности, после чего руководитель дисквалифицируется или выплачивает штраф до 50 000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Помимо прочего, ужесточились наказания, применяемые по отношению к самим аудиторам. При выдаче недостоверного заключения их ждут санкции, согласно КоАП. Предполагается ввести даже уголовную ответственность, если низкое качество отчета стало причиной серьезных убытков. Отметим, что закон об уголовной ответственности на данный момент только рассматривается.

Обязательный аудит для ООО в 2019

С одной стороны, изменения порядка осуществления обязательного аудита для ООО в 2019 году имеют позитивный характер, ведь с их помощью повышается прозрачность работы предприятий, доверие инвесторов и партнеров. С другой стороны, раскрытие дополнительной информации, раньше считавшейся налоговой тайной, может стать причиной для роста стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но, в конечном счете, новые правила анализа документов должны быть полезны компаниям.

Другие нюансы и изменения в обязательном аудите для ООО в 2019 году

Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2017 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.

Поправки, внесенные в принципы подготовки учетной политики, действуют с 6.08.2017 г. При этом не прописаны специальные сроки для использования новой редакции ПБУ 1/2008, значит, учетная политика должна пройти корректировку, изменения способов учета должны быть отражены в ретроспективном порядке (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Немало фирм все еще работают со способами, взятыми из уже устаревших инструкций отраслевых ведомств и министерств. Проверка по новому алгоритму может показать, что такой подход не должен использоваться, поэтому нужно пересчитать весь год. Согласно рекомендации Минфина, компания ничего не нарушает, если не меняет способы учета, принятые до подписания приказа от 28.04.17 № 69н.

Не отказывайтесь от способов, которые разработаны в ООО до изменений в ПБУ 1/2008. По мнению Минфина, крайне редко приходится сталкиваться с ситуациями, когда отечественные способы вступают в противоречие с международными. Использование компанией собственных способов, принятых до августа 2017 года не считается нарушением. Есть вероятность, что аудиторы решат не оценивать способы учета, если те отсутствуют в федеральных стандартах.

Альтернатива обязательному аудиту ООО в 2019 году

Если вы организуете обязательный аудит для ООО в 2019 году, получили аудиторскую справку, то выполните требования законодательства. Однако не нужно думать, что обязательный аудит – это спасение от всех трудностей. Дело в том, что его целью является только выражение мнения о точности финансовой отчетности. Аналогично, то есть только с позиции достоверности, рассматривается налоговая отчетность.

Обязательный аудит для ООО в 2019

Обязательный аудит для ООО в 2019 году, проведенный в установленные сроки, не ограждает вас от налоговых рисков, переплат по налогам. На самом деле, подобные случаи встречаются достаточно часто, даже в ООО, где завершен обязательный аудит. Допустим:

  • предотвращено доначисление налогов и штрафных санкций на 586 млн рублей;
  • обнаружен резерв на 1 млн рублей, так как удалось узнать, что фирма уплачивала налог на имущество по недвижимости, не относящейся к объектам обложения.

А что если и ваша компания платит лишние налоги?

Именно по данной причине рекомендуется системный комплексный обязательный аудит. В этом случае обеспечивается не только проверка ООО по итогам года, но и постоянное сопровождение аудиторов, налоговых консультантов, юристов, а также страховка от рисков в налоговой сфере.

Данный аудит защищает компанию от разного рода рисков и помогает выявлять налоговые резервы.

Назовем основные достоинства системного комплексного аудита:

Все значительно упрощается, если в названный период необходимо проверить только четвертый квартал предыдущего года. На это уходит немного времени (примерно несколько дней), что очень важно для бухгалтерии в самые напряженные месяцы ее работы. Проверка за первые три квартала ушедшего года выполняется заранее.

  • Юридическая проверка договоров и других значимых документов: рассматриваются типовые договоры, а также уставные и иные документы компании по усмотрению руководства ООО. Таким образом удается максимально снизить хозяйственные и судебные риски.
  • Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.

    Критерии обязательного аудита в 2019 году и ответственность за его непроведение

    Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:

    банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;

    организации, которые размещают ценные бумаги публично;

    группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

    Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):

    достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;

    активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.

    Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».

    Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № «О бухгалтерском учете»).

    Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.

    И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения). Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).

    Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты статьи 14.25 КоАП РФ).

    В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

    Альтернатива обязательному аудиту 2019

    Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей. Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.

    Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:

    Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?

    Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

    Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.

    Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.

    от 11.01.2021 № ИС-аудит-37

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Дата публикации: 11.01.2021

    Дата изменения: 11.01.2021

    Прикрепленный файл: docx, 78.25 кБ

    Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.
    Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

    НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
    факты и комментарии

    Информационное сообщение 11 января 2021 г.
    № ИС-аудит-37

    Изменены случаи обязательного аудита

    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

    Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»

    Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам

    Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам

    Организация является кредитной организацией

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

    Организация является бюро кредитных историй

    Организация является бюро кредитных историй

    Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг

    Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг

    Организация является страховой организацией

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

    Организация является клиринговой организаций

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»

    Организация является обществом взаимного страхования

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О взаимном страховании»

    Организация является организатором торговли

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «Об организованных торгах»

    Организация является негосударственным пенсионным фондом

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»

    Организация является иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»)

    Организация, имеющая организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

    Организация является акционерным инвестиционным фондом

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»

    Организация является управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества)

    Организация является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»

    Организация является управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»

    Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

    Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

    а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;

    б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн. руб.

    Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

    В иных случаях, установленных федеральными законами

    В случаях, установленных федеральными законами

    Таким образом, новая редакция части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами[1], а также в случаях, определенных названным Федеральным законом.

    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности:

    организации (за исключением определенных федеральными законами), доход, полученный которыми от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн.руб.;

    организации (за исключением определенных федеральными законами), сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет от 60 до 400 млн. руб.;

    фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;

    организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
    «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

    Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

    Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита

    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее - выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

    Цель данного изменения – привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федерльным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:

    а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

    б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;

    в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

    Уточнены нормы о независимости аудиторов и аудиторских организаций

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ уточнены эти требования:

    установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – общая обязанность не формулировалась);

    определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – такое определение не формулировалось);

    установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее – такое положение не формулировалась).

    Уточнены нормы о кодексе профессиональной этики аудиторов

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ уточнены эти положения.

    Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее – свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее –только при оказании аудиторских услуг).

    Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее – такое положение не формулировалась).

    Саморегулируемая организация аудиторов наделена новыми функциями

    Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:

    устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее – утверждал Минфин России);

    устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее – утверждал Минфин России);

    принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее – квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).

    Упразднены избыточные функции Минфина России

    В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

    определять порядок создания единой аттестационной комиссии;

    устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.

    Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. № 717 с 1 января 2021 г.

    Вступление в силу

    Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ вступил в силу
    1 января 2021 г. Исключение из этой нормы установлено для случая, характеризующегося следующими двумя обстоятельствами:

    организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г. и (или) ранние периоды в силу старой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции части 1 статьи 5 этого Федерального закона;

    аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января
    2021 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности.

    В этом случае освобождение от обязательного аудита, вытекающее из новой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», начинает применяться с аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. (а не с отчетности за 2020 г.).

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ вступил в силу
    10 января 2021 г.

    Департамент регулирования бухгалтерского учета,
    финансовой отчетности, аудиторской деятельности,

    валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов
    Минфина России

    Читайте также: