Может ли азс применять усн

Опубликовано: 26.04.2024

  • Автозаправочная станция и "упрощенка" (А.В. Серебрякова, "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2007 г.)
  • +
    –
    Лицензирование деятельности АЗС
    • Какие меры ответственности предусмотрены за работу без лицензии?
  • Являются ли АЗС плательщиками акцизов?
  • Какой режим налогообложения выбрать для АЗС?
  • Спецодежда
  • +
    –
    Контрольно-кассовая техника
    • Меры ответственности за работу без применения ККТ
    • Оплата пластиковыми картами при УСНО

Автозаправочная станция и "упрощенка"

Автозаправочная станция - жизненно необходимое предприятие для любого автовладельца. Все больше АЗС появляется на улицах наших городов и пригородов. Каковы особенности организации работы данных предприятий? На что необходимо обратить внимание при организации учета и ведения финансово-хозяйственной деятельности АЗС в случае применения УСНО?

Лицензирование деятельности АЗС

Автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На них осуществляют такие технологические процессы, как прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказывают услуги их владельцам и пассажирам. Подлежит ли деятельность АЗС лицензированию?

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Опасными производственными объектами считаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В соответствии с данным документом АЗС признаются пожароопасными производственными объектами, так как их функционирование невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Исходя из того, что эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование деятельности по эксплуатации взрыво-, пожаро-, а также химически опасных производственных объектов прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (п. 7 ст. 18 Закона N 128-ФЗ).

Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ*(1) впервые введено понятие "упрощенный порядок лицензирования", которое может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Данный порядок распространяется и на такой вид деятельности, как эксплуатация пожароопасных производственных объектов. Суть упрощенного порядка лицензирования - уменьшение требуемого количества документов и сокращение сроков их рассмотрения. Необходимо отметить, что плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего такой порядок, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

В настоящее время Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за автозаправочными станциями. При Ростехнадзоре создан координационный совет по вопросам лицензирования деятельности организаций, эксплуатирующих АЗС, который будет участвовать в разработке нормативных документов, решать оргвопросы, связанные с проведением аналитических и экспертных работ, определять способы, формы и этапы реализации лицензирования и надзора за эксплуатацией автозаправок.

Какие меры ответственности предусмотрены за работу без лицензии?

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Таким образом, юридические лица, реализующие нефтепродукты через АЗС без лицензии, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 названной статьи. Нарушение указанных требований или условий лицензий влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.;

- на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.;

- на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа:

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 3 000 до 4 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Являются ли АЗС плательщиками акцизов?

Автомобильный бензин признается подакцизным товаром (пп. 7 п. 1 ст. 181 НК РФ). До 01.01.2007 АЗС являлись плательщиками акцизов. Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ", вступившим в силу с 01.01.2007, внесены изменения в ст. 182, 198 и 199 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения по акцизу признаются операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе операции по реализации предметов залога и передаче подакцизных товаров на основании соглашения о предоставлении отступного или новации.

Что касается операций по реализации АЗС покупателям автомобильного бензина с топливораздаточных колонок, приобретенного у его производителя (НПЗ) после 01.01.2007, то на них действие вышеуказанного подпункта не распространяется. Следовательно, такие операции не признаются объектом налогообложения по акцизу.

Согласно п. 4 ст. 198 НК РФ при реализации (передаче) подакцизных товаров в розницу определенная сумма акциза включается в цену данных товаров. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 199 НК РФ (п. 2 ст. 199 НК РФ). Суммы акциза, предъявленные НПЗ покупателям автомобильного бензина, учитываются у АЗС в его стоимости (п. 2 ст. 199 НК РФ).

Если АЗС приобретает у сторонних организаций моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и осуществляет их розлив в потребительскую тару для последующей розничной продажи покупателям, то и в этом случае она не является плательщиком акцизов. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей признаются подакцизным товаром. Ранее было предусмотрено приравнивание розлива подакцизных товаров к их производству, но с 01.01.2007 в отношении нефтепродуктов данное положение не применяется.

Следовательно, автозаправочная станция, осуществляющая в 2007 году розлив в потребительскую тару приобретенных у сторонних организаций моторных масел для последующей их реализации покупателям, к производителю данных нефтепродуктов не приравнивается. А это значит, что она не должна исполнять обязанности по исчислению и уплате акциза в связи с отсутствием объекта налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Какой режим налогообложения выбрать для АЗС?

Через автозаправочную станцию осуществляется розничная торговля горюче-смазочными материалами. Кроме того, на данной территории может находиться комплекс, состоящий из АЗС и магазина. Обязаны ли в этом случае автозаправочные станции уплачивать ЕНВД?

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли применяется к организациям с площадью торгового зала не более 150 кв. м. Как учесть площадь торгового зала: отдельно для магазина и отдельно для открытой площадки? Ответ на этот вопрос содержится в Письме Минфина РФ от 01.11.2006 N 03-11-04/3/481: если для ведения розничной торговли налогоплательщиком используется магазин, а также открытая площадка, на которой находятся топливораздаточные колонки, операторная, резервуары для хранения топлива, то применяется показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)". Таким образом, для целей исчисления единого налога на вмененный доход учитывается площадь торгового зала магазина и площадь открытой площадки, на которой расположены топливораздаточные колонки.

Очевидно, при таком определении физического показателя немногие автозаправки попадут в число "вмененщиков", даже если на их территории ведется розничная торговля, поскольку площадь большинства из них превышает "вмененные" 150 кв. м.

Аналогичная позиция финансовых органов по данному вопросу при реализации сжиженного газа через АЗС представлена и в Письме от 05.06.2007 N 03-11-04/3/205: значение физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", установленное гл. 26.3 Кодекса, в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности должно определяться исходя из общей площади открытой площадки, используемой для реализации сжиженного газа, указанной в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах на данный объект организации розничной торговли.

В Письме от 20.10.2006 N 03-11-04/3/469 Минфин прямо указал: поскольку для ведения розничной торговли сжиженным газом используется открытая площадка автогазозаправочной станции, площадь которой в соответствии с правоустанавливающими и (или) инвентаризационными документами превышает 150 кв. м, то согласно ст. 346.26 НК РФ данный вид предпринимательской деятельности организации не подпадает под налогообложение ЕНВД.

Таким образом, для АЗС общей площадью более 150 кв. м оптимальным является режим налогообложения в виде УСНО с объектом "доходы минус расходы" при выполнении всех прочих условий применения "упрощенки". Целесообразно использовать договоры поручения, комиссии либо агентские договоры, заключенные с производителями горюче-смазочных материалов. В этом случае в налоговую базу по единому налогу при УСНО включается только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Одним из специфических расходов деятельности АЗС является спецодежда. Можно ли учесть при УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" данный вид затрат для целей налогообложения?

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, могут учитывать при определении налоговой базы материальные расходы в соответствии со ст. 254 НК РФ. В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам отнесены затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ.

При этом на основании п. 2 и 3 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51, спецодежда выдается работникам, профессии и должности которых предусмотрены типовыми отраслевыми нормами.

Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, утвержденными Постановлением Минтруда России от 16.12.1997 N 63 (п. 17), и Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденными Постановлением Минтруда России от 30.12.1997 N 69 (п. 76), выдача спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты сотрудникам АЗС предусмотрена только для отдельных категорий работников (сливщиков-разливщиков нефтепродуктов, операторов заправочных станций и других). Таким образом, при УСНО можно учесть в качестве материальных расходов только стоимость спецодежды, предусмотренной типовыми отраслевыми нормами определенным категориям работников. Данному вопросу посвящено Письмо Минфина РФ от 19.10.2006 N 03-11-05/235.

При реализации горюче-смазочных материалов за наличный расчет или с использованием платежных карт организация обязана применять ККТ. Исходя из Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). Иными словами, ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов не только с населением, но и с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Организации при выборе ККТ должны учитывать рекомендации Классификатора контрольно-кассовых машин (Письмо ГНС РФ от 05.02.1998 N ВК-6-16/84). В нем указано, какие модели кассовых аппаратов следует применять в тех или иных отраслях экономики и что ККМ могут различаться в зависимости от области применения (в торговле, сфере услуг, торговле нефтепродуктами, отелях и ресторанах). Например, существуют модели кассовых аппаратов, которые можно использовать в торговле, но нельзя применять на АЗС при продаже топлива. Для автозаправочных станций предусмотрены контрольно-кассовые машины для торговли нефтепродуктами и газовым топливом. Согласно техническим требованиям к применению ККТ для ведения расчетов в этой сфере деятельности отпуск нефтепродуктов и газового топлива должен производиться с использованием единой системы, в которую входят ККТ, контроллер управления (КУ) и топливораздаточная колонка (ТРК). Оплата наличными денежными средствами подтверждается кассовым чеком, в котором указываются отпущенное количество топлива (в литрах) и его стоимость.

Косвенной безналичной оплатой считается форма оплаты за нефтепродукты на АЗС платежными картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта. Если топливо отпускается по картам, талонам и другим документам, подтверждающим предварительную безналичную оплату, то в кассовом чеке достаточно отразить количество литров отпущенного топлива без указания его стоимости. Подробные разъяснения даны в Письме УФНС по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156 "О применении ККТ". Аналогичная позиция представлена и в Письме УМНС по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514: автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов (по талонам, платежным картам) в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.

Кассовый чек, выданный при применении ККТ, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операции в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Меры ответственности за работу без применения ККТ

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.;

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Оплата пластиковыми картами при УСНО

При расчетах на АЗС все чаще встречается оплата пластиковыми картами или посредством одного из вариантов платежных систем.

В какой момент при УСНО следует учитывать доходы при таких формах оплаты: в момент оплаты или в момент поступления денежных средств на расчетный счет?

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Таким образом, при оплате покупателями товаров пластиковыми карточками организация, применяющая УСНО, учитывает доходы в момент поступления денежных средств на ее расчетный счет. Если объектом налогообложения выбраны доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов без уменьшения на расходы, в том числе на комиссию (Письмо Минфина РФ от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138).

эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2007 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо",

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 "Основное производство", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Налоговый учет расходов на ГСМ

Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом в этом Письме ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@ отмечается, что для признания в целях налогообложения расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличия оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактического списания топлива служебному транспорту.

Документальное оформление расходов на ГСМ

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).

О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.

При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":

- наименование и номер путевого листа;

- сведения о сроке его действия;

- сведения о владельце транспортного средства;

- марка и государственный номер транспортного средства;

- фамилия, имя и отчество водителя.

Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.

Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

Нормирование затрат на ГСМ

НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

Это прямой путь к завышению топливных расходов.

Нормирование расходов на ГСМ

В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика расчета нормативов в учетной политике.

Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций - достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

Пример

На балансе Организации, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", числится легковой автомобиль.

12 мая 2015 г. на этом автомобиле водитель Организации был отправлен на служебное задание.

Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

- остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 2 л;

- остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 л;

- пробег автомобиля во время поездки - 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л).

Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. - 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

В бухучете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50

- 825 руб. - выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

Дебет 10, субсчет "Топливо", Кредит 71

- 825 руб. - оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

Дебет 26 Кредит 10, субсчет "Топливо",

- 660 руб. (20 л x 33 руб.) - списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

- базовая норма расхода топлива на 1 км - 0,089 л;

- поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат - 1,07;

- нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при "упрощенке", равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

Эту сумму следует записать в книгу учета доходов и расходов 31 мая.

Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В целях осуществления своей деятельности он доставляет продукцию на своем личном транспортном средстве, соответственно, производит расходы на покупку бензина. Можно ли учесть стоимость бензина в расходах при УСНО? Если да, какими нормами расхода бензина руководствоваться?

При решении вопроса о нормах расхода бензина следует принимать во внимание нормы, указанные в технической документации к транспортному средству, а также нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, содержащиеся в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 №АМ-23‑р. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина РФ от 17.11.2011 №03‑11‑11/288.

Если в предпринимательской деятельности используется транспортное средство, на которое не предусмотрены нормы расходы бензина либо фактический расход их превышает, можно ли установить их самому предпринимателю или организации исходя из технической документации на транспортное средство и производственной необходимости?

Да, «упрощенец» может самостоятельно установить нормы на ГСМ отдельным документом и придерживаться их для расчета расходов на бензин.

В какой момент можно признать расходы на ГСМ при УСНО?

Для признания в целях налогообложения при УСНО расходов на ГСМ необходимо выполнение одновременно следующих условий: наличие оплаты ГСМ, а также их получение и оприходование. Если получение ГСМ осуществляется посредством заправки автотранспорта на АЗС, расходы на приобретение учитываются на дату заправки автотранспорта (пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ).

При этом расходы на ГСМ должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходами в целях налогообложения при УСНО признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист.

Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78. Ведение первичного учета по указанным унифицированным формам первичной учетной документации обязательно юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [1] , обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Остальные налогоплательщики могут разработать свою форму путевого листа.

На основании вышеизложенного путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ, является одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения расходы на приобретение ГСМ.

Если без путевого листа никак не обойтись, можно ли его оформлять, например, на месяц?

Требования о наличии путевого листа для учета расходов при УСНО вытекают из положений п. 2 ст. 346.16 НК РФ: расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно, должен быть документ, который подтверждает, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не для иных целей.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист можно оформить на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Таким образом, путевые листы можно оформлять один раз на месяц.

Могут ли индивидуальные предприниматели учитывать в расходах при УСНО компенсацию за использование своего личного автомобиля в предпринимательской деятельности? Должен ли он при этом руководствоваться какими‑либо нормами?

На основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также на расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанная норма принимается применительно к порядку, установленному ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. Вышеназванные нормы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Таким образом, экономически оправданные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля учитываются при определении налоговой базы по единому налогу в пределах норм, определенных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92, в том числе и индивидуальным предпринимателем.

Может ли индивидуальный предприниматель учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и затраты на ГСМ? Как документально должны быть оформлены компенсационные расходы?

Да, индивидуальный предприниматель может учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах установленных норм и затраты на ГСМ.

Основанием для учета расходов на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личного автомобиля являются копии документов на автомобиль, которым владеет индивидуальный предприниматель, а также косвенным подтверждением использования автомобиля в предпринимательской деятельности будут путевые листы, оформленные в общем порядке для учета ГСМ.

  1. Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 № 259‑ФЗ.


Содержание Содержание
  • Документооборот транспортировки нефти и продуктов
  • Бухгалтерский учет нефтепродуктов на АЗС
  • Пример приходования на учет нефтепродуктов
  • Розница и опт в торговой деятельности АЗС
  • Применение систем налогообложения в учете
  • Налогообложение и налоговая отчетность предприятий АЗС
  • Расчет акциза по разным видам ставок
  • Пример использования акцизов в стоимости топлива
  • Отчетность предприятия по налогам
  • Инвентаризация на АЗС: периодичность и сроки
  • Рубрика "Вопросы и ответы"

Реализация нефти и продуктов на АЗМ мало отличается от других видов торговли. Организации имеют возможность вести оптовую, розничную или оптово-розничную торговлю. Особенности возникают в связи с отнесением ряда нефтепродуктов к подакцизным товарам. Основным документом, определяющим особенности учета нефти и нефтепродуктов, являются Правила технической эксплуатации АЗС, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229. В статье расскажем про учет на АЗС, дадим примеры проводок.

Документооборот транспортировки нефти и продуктов

Доставка нефтепродуктов осуществляется автомобильным, морским, железнодорожным транспортом, перекачкой по трубопроводу. Преимущественным способом доставка внутри страны до АЗС осуществляется автотранспортом. Прием нефтепродуктов на учет осуществляется путем закачки в резервуары из емкостей перевозчика.

Особенности документооборота при доставке автотранспортом при приеме нефтепродуктов на учет:

Прием нефтепродуктов по трубопроводу или из цистерны сопровождается одновременно измерительными мероприятиями. Из отстойников берется проба, данные о которой хранятся до очередной закачки. Проверке подлежит качественная структура, параметры температур, уровня продуктов в резервуаре до и после закачки. По окончании процедуры транспортируемых продуктов резервуар пломбируется, о приемке составляется акт, один экземпляр которого передается в бухгалтерии, второй прилагается к сменному отчету.

В ассортименте АЗС имеется штучный товар, поставляемый в мелких тарных емкостях – масла, присадки и прочие. При приеме осуществляется проверка соответствия количества товара данным, указанным в накладной, о чем производится запись в книге учета движения расфасованного товара. Для каждой группы открывается отдельный журнал учета.

Бухгалтерский учет нефтепродуктов на АЗС

Закупка ГСМ производится в килограммах, отпуск – в литровом измерении.

Пример приходования на учет нефтепродуктов

Предприятие АЗС осуществляет продажу нефтепродуктов в розницу. По условиям внутренней политики учет осуществляется в продажных ценах. Величина поставки нефтепродуктов составила 840 000 рублей, включая НДС в сумме 128 135,29 рублей. Наценка составила 20%. В учете вносятся записи:

  1. Отражена поставка нефтепродуктов: Дт 41 Кт 60 на сумму 711 864,41 рубля;
  2. Учтен вычет по НДС: Дт 19 Кт 60 на сумму 128 135,29 рублей;
  3. Отражена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 840 000 рубля;
  4. Учтена торговая наценка: Дт 41 Кт 42 на сумму 142 372,88 рубля.

В процессе хранения при изменении температурного режима возникают нормы естественной убыли. Первоначальная стоимость и сумма торговой наценки, используемой в рознице, сторнируются на величину утраченного продукта.

Розница и опт в торговой деятельности АЗС

Станции автозаправки осуществляют деятельность с оптовыми и розничными покупателями. Условия документооборота видов деятельности имеют отличия.

Условие Оптовая продажа Розничный отпуск
Договор Обязательный документ, составляемый на длительный срок Формой договора розничной торговли является чек
Потребители Организации или ИП Физические лица
Документальное подтверждение отгрузки Отпуск производится по топливным картам, по итогам месяца оформляется накладная Данные об отпуске указываются в чеке ККМ, выдаваемом в момент отгрузки
Счет-фактура Выписывается один документ по результатам месяца на все отгрузки (при ведении ОСНО на АЗС) Не оформляется

Предприятия могут приобретать топливо без заключения постоянно действующих договоров. Покупка нефтепродуктов осуществляется через подотчетных лиц компании. Кассовые чеки являются подтверждением отпуска и используются при налогообложении деятельности в составе расходов по эксплуатации транспорта.

Отличием опта от розницы является назначение топлива, используемого с целью перепродажи или для нужд предприятия и частных лиц.

Применение систем налогообложения в учете

Предприятия, осуществляющие торговлю через АЗС, имеют право использовать общеустановленный или упрощенный режим налогообложения. ЕНВД в учете не используется в связи с отсутствием вида деятельности в перечне, установленном для режима. Не применяется система и для торговли товаров, не являющихся подакцизными.

Положение ОСНО УСН
Производство и реализация подакцизных товаров Применяется Не применяется
Реализация подакцизных товаров без производства Применяется Применяется
Ограничение численности Отсутствует 100 человек, определяемых по всей численности предприятия
Величина остатка основных средств Без ограничений 150 млн. рублей
Сумма полученных доходов Без ограничений Предельная величина установлена ст. 346.12 НК РФ. Сумма подлежит ежегодной индексации
Устанавливается По умолчанию Путем подачи уведомления в территориальное отделение ИФНС
Переход При организации, с начала календарного года или при утрате права на упрощенный режим При организации или с начала календарного года

Налогообложение и налоговая отчетность предприятий АЗС

Организации или ИП, осуществляющие деятельность АЗС, обязаны представлять отчетность по налогам, определяемых выбранной системой налогообложения.

Вид налога юрлица ОСНО УСН
Основной налог Налог на прибыль Единый налог, рассчитываемый с доходов или разницы доходов и расходов
Акцизы В зависимости от возникновения обязанности
Налог на имущество Уплачивается Обязанность отсутствует, кроме налогообложения объектов, определенных по кадастровой стоимости
Земельный налог Уплачивается Уплачивается
НДС Уплачивается Обязанность отсутствует

Предприятия обоих видов систем уплачивают страховые взносы в фонды, начисленные на вознаграждения наемных работников. Для компаний, оформленных в виде ИП, имеется обязанность по уплате взносов на самого предпринимателя.

Расчет акциза по разным видам ставок

Уплата акциза производится в случаях, если через АЗС реализуется произведенная собственным предприятием подакцизная продукция, полученная по решению суда либо при операциях по переработке прямогонного бензина (см. → акцизы на бензин в 2021)

При расчете величины налога применяются различные виды ставок – фиксированная, устанавливаемая от величины объема, адвалорная в виде процента от стоимости проданной продукции и комбинированная, объединяющая оба варианта начисления. Сумма налога рассчитывается как произведение базы и ставки. Каждый вид подакцизной продукции рассчитывается отдельно.

Пример использования акцизов в стоимости топлива

Предприятие АЗС, имеющее право на осуществление розничной торговли на УСН, получило для реализации нефтепродукты собственного производства на сумму 190 000 рублей, величина акциза по которому составляет 25 000 рублей. Торговая наценка установлена в размере 10%. В учете АЗС производятся записи:

  1. Отражено формирование стоимости продукции: Дт 41 Кт 20(25, 26) на сумму 190 000 рублей;
  2. Начислена торговая наценка: Дт 41 Кт 42 на сумму 19 000 рублей;
  3. Учтена стоимость акцизов: Дт 41 Кт 68 на сумму 25 000 рублей;
  4. Отражено перечисление суммы акциза в бюджет после произведения реализации: Дт 68 Кт 51 на сумму, полученную в периоде.

Из суммы себестоимости, списанной при продаже продукции, наценка и акциз исключаются. При определении себестоимости учитывается остаток продукции на конец месяца.

Отчетность предприятия по налогам

Предприятия представляют отчетность по налогам, определенным режимом, принятым в учете. При необходимости производить уплату акцизов, предприятия представляют декларацию ежемесячно, до 25 числа по истечении налогового периода, в котором возникла обязанность. Сроки определяются в зависимости от обязательства:

  • Реализация продукции, произведенной собственным предприятием – до 25 числа следующего месяца.
  • Реализация продукции, полученной по операциям с прямогонным бензином – до 25 числа третьего месяца.
  • Отчетность по акцизам представляется по месту возникновения налоговой базы.

Инвентаризация на АЗС: периодичность и сроки

Проведение инвентаризации –плановое мероприятие контроля на АЗС, осуществляемое не реже одного раза в месяц. Внеплановые проверки назначают в случаях смены материально-ответственного лица, выявлении кражи и при возникновении форс-мажорных обстоятельств. О сроках проведения инвентаризации издается распоряжение формы № 29-НП, регистрируемое к книге учета. Предприятия обязаны издать документ, регламентирующий порядок проведения проверок.

Особенности проведения инвентаризации:

  • Проверку осуществляют постоянно действующая комиссия, обязанности и права которой закрепляются приказом.
  • Проверке подлежат все имеющиеся нефтепродукты в резервуарах, бочках, мелкой таре.
  • В порядке контроля подсчитывается количество денежных средств в кассе и использованные за смену талоны.
  • При подсчете ТМЦ учитываются нормы естественной убыли, определенные постановлением Госснаба СССР от 26.03.1986 № 40 и приказами по министерству.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как ведется прием отработанных масел на АЗС?

Прием использованных масел от владельцев транспортных средств производится дежурным оператором. Анализ поступающих отработок не производится. О полученных материалах на АЗС ведется учет в специальных журналах.

Вопрос №2. Как учитывают нефтепродукты, собранные при очистке емкостей хранения?

Нефтепродукты подлежат переводу в другую группу топлива, ГСМ или списываются при отсутствии возможности их дальнейшего применения. Процедура сопровождается составлением акта.

Вопрос №3. Осуществляется ли проверка счетчиков измерительных приборов на АЗС?

Законодательством установлен перечень и периодичность проверки измерительных приборов, подлежащих проверке государственными органами. Проверка приборов, не включенных в перечень, осуществляется службами ведомства.

Вопрос №4. Как учитывается пересортица в АЗС?

Зачет пересортицы нефтепродуктов осуществляется редко и только в рамках одного периода проверки и тождественного ТМЦ. Решение о зачете принимает руководитель на основании выводов проверочной комиссии. Разница списывается за счет виновного лица или, при его отсутствии, в установленном порядке.

Вопрос №5. Имеет ли право предприятие применить ЕНВД при передаче в аренду АЗС?

Передача в аренду может применяться к АЗС наравне с другими объектами торговли, не имеющих зала для обслуживания покупателей. Вид деятельности допускает использование ЕНВД.


Владельцы транспортных компаний замечают: грузоперевозки стали обходиться дороже, а большая часть прибыли уходит на техобслуживание, заправки и оплату проезда по платным трассам.

Кроме того, до сих пор актуальна проблема обмана со стороны водителей на заправках, если выдавать на оплату топлива и других расходов наличные.

Но к 2021 году топливные карты изменились и превратились в корпоративных помощников: ими можно оплачивать не только топливо, но еще и шиномонтаж, автомойку, и многие другие услуги, а расходы контролировать через приложение. Вместе с экспертом компании «Передовые Платёжные Решения» ответим на частые вопросы владельцев автопарков о работе с топливными картами.

Эксперт: Павел Бельтюков
Должность: Директор Департамента по работе с крупным бизнесом

Преимущества топливных карт для бизнеса

Почему владельцам автопарка выгодно, чтобы водители заправлялись по топливным картам?

— Топливная карта — это аналог банковской карты, но снять с неё деньги нельзя. Карты используются только для оплаты бензина, шиномонтажа и других трат в рейсе. Но в отличие от наличных, водителю можно не брать чеки на АЗС: все операции по топливной карте владелец автопарка сразу видит в личном кабинете.

Например, вместимость бака у грузовика — 200 литров. Водитель отправляется в длительный рейс и получает большой лимит по топливной карте. Если руководителю придет чек с АЗС не на 200 литров, а на 250, он сразу сможет разобраться, в чём причина и зачем водителю понадобились лишние 50 литров.


Руководитель может отследить, где заправлялась машина, каким топливом, и даже сравнить цену

На каждой карте владелец автопарка может установить лимит трат на топливо. Это позволяет контролировать расходы на бензин и избежать трат, которые не предусмотрены в рейсе.


Лимит трат на заправку и виды топлива устанавливаются в личном кабинете

Где могут заправляться водители?

— ППР сотрудничает с разными АЗС: это ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, Роснефть, Башнефть, ТНК, ПТК, Трасса и множество локальных заправок. Всего их у нас более 13 000. Водителю не придётся запоминать, где можно заправляться и как доехать до нужной заправки. Если он установит приложение «Мой ППР», нужную АЗС можно будет найти на карте и проложить до неё оптимальный маршрут.


Кроме АЗС в приложении можно посмотреть местонахождение автомоек и СТО

Можно ли оплачивать этими картами что-то ещё, кроме топлива?

— По топливным картам ППР можно обслуживаться на 300 СТО по всей России. Руководителю нужно подключить услугу шиномонтажа в личном кабинете, выставить лимит трат — и можно отслеживать, где водитель менял покрышки и сколько на это потратил.

Но если директор автопарка выдаёт наличные, эти траты приходится учитывать, требовать у водителя чеки и проверять, были ли деньги потрачены по назначению. При оплате наличными и у бухгалтерии прибавляется работы: нужно подготовить авансовый отчет и учесть его в отчетности.

Как можно сэкономить с помощью топливных карт?

— Более 3 000 АЗС и 800 АГЗС по всей России предоставляют держателям карт ППР скидку — она зависит от тарифа, потребностей клиента и объемов топлива, который требуется машинам в автопарке. Если у компании большой автопарк и высокие расходы на топливо, можно обсудить с менеджером ППР персональную скидку.

Также мы помогаем компаниям вернуть 20% НДС за топливо. Для этого бухгалтеру нужно подать заявление в ФНС на возврат этой суммы.

Какими сервисами могут пользоваться водители?

— Я слышал много положительных откликов о топливных картах не только от владельцев бизнеса, но и от самих водителей. Многие говорят, что им не так спокойно ездить с наличными деньгами: всегда есть риск, что могут ограбить. С карты снять деньги невозможно, поэтому она не настолько интересна и её редко пытаются украсть. Кроме того, вместе с топливной картой водители получают много полезных сервисов, которые помогают в дороге.

Приложение с локатором. Если водитель устанавливает приложение «Мой ППР», он может за пару минут:

  • узнать остаток денег на заправку;
  • найти ближайшую АЗС и проложить маршрут;
  • оплатить топливо или шиномонтаж без карты — с помощью сервиса PPR Pay.


В разделе «Поиск АЗС» можно выставить фильтры по топливу, а также найти автомойку или шиномонтаж

PPR Pay. Это способ оплатить топливо без карты, через приложение. Удобно, если водитель забыл ПИН-код от карты или оставил её дома. Для оплаты водитель открывает штрихкод на экране смартфона, а кассир на АЗС считывает его. Транзакцию сразу видно в личном кабинете.

Летом мы запустим оплату топлива прямо через мобильное приложение, чтобы водителям на заправке не приходилось лишний раз выходить из машины.


Чтобы получить штрихкод, достаточно нажать одну кнопку в приложении

Чат-бот. Его подключают в WhatsApp, Viber или в Telegram, и водители могут задавать боту вопросы в сообщениях. Чат-бот работает круглосуточно и поможет водителю самостоятельно решать мелкие проблемы. Это удобно, если у водителя нет приложения.

Техподдержка. Бывает, водитель не может расплатиться за топливо: ПИН-код забыл, а приложение с PPR Pay не установил. Обычно в этом случае лучше позвонить руководителю, чтобы он подсказал ПИН-код или выпустил электронный талон.

Но часто проблемы начинаются вечером или ночью, и если водитель находится в другом часовом поясе, то звонить руководителю может быть неудобно. Тогда можно позвонить на горячую линию ППР — операторы работают круглосуточно. Они подскажут, как быть, если водитель забыл ПИН-код и решат другие проблемы с картами.

Как оформить топливную карту?

— Мы оформляем топливные карты для автопарка за один день. Клиент созванивается с менеджером, мы помогаем выбрать подходящий тариф, заключаем договор и заводим личный кабинет. Клиенту остается пополнить счет минимально на 2000 рублей. Топливные карты мы выпускаем в тот же день и привозим в офис клиента курьером. Сроки доставки зависят от региона.

Владельцу бизнеса присылаем подробную инструкцию, как пользоваться картами и сервисами, чтобы он мог обо всём рассказать сотрудникам.

Рекомендуем сразу показать водителям, как скачать приложение «Мой ППР», войти в личный кабинет и пользоваться PPR Pay, чтобы им не пришлось разбираться с этим в дороге.

Первые 4 месяца работы с нами руководителей автопарков поддерживает персональный менеджер: присылает инструкции, отвечает на вопросы, помогает обучить персонал и подключить нужные сервисы. И после этого мы всегда на связи, если нужна помощь.

Когда владельцы автопарков разбираются со всеми функциями в личном кабинете и приложении, они замечают, что тратят меньше времени на документооборот и общение с менеджерами, — это дополнительный бонус к экономии расходов компании.

Оставить заявку на выпуск карт можно на этой странице.

Читайте также: