Какие налоги платит гаражный кооператив по усн в 2020г

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Гаражный кооператив, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", не осуществлял деятельность.
Какие отчеты следует сдавать по окончании квартала и года в налоговую инспекцию по упрощенной системе учета?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гаражный кооператив, применяющий упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта и который не осуществлял деятельность, по результатам истёкшего года обязан представить в налоговый орган упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включающую упрощенную форму бухгалтерского баланса, и упрощённую форму отчета о целевом использовании средств, а также налоговую декларацию по УСН, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Обоснование вывода:
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ гаражный кооператив, как потребительский кооператив, является некоммерческой организацией (далее - НКО).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) данный закон не распространяется на потребительские кооперативы. Необходимо также отметить, что на специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие) не распространяется Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-I) (ст. 2 Закона N 3085-I).
То есть на сегодняшний день не имеется специального закона, регулирующего деятельность гаражных кооперативов.
Определять правовое положение гаражных кооперативов призван устав гаражного кооператива в части, не противоречащей действующему законодательству (смотрите, например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 N 10АП-16892/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 по делу N 33-2696/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 02.09.2013 по делу N 11-8844/2013, апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2013 N 11-34137/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 N 06АП-908/12, решение Советского районного суда г. Казани от 25.04.2012 по делу N 2-1149/12).

Представление бухгалтерской отчётности в налоговый орган

В соответствии со ст. 19, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации в качестве налогоплательщиков обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
НКО обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчётность в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ), формы которых утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н).
Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, за исключением случаев, установленных этим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
К таким исключениям относится право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 6 Приказа N 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. В бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Заметим, что в примечании к образцу упрощенной формы отчета о целевом использовании средств указано, что в случае существенности информация о доходах и расходах организации раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах.
То есть в случае существенности информации о доходах и расходах гаражного кооператива в общем случае следует составить приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, применяя состав показателей отчета о финансовых результатах, утвержденного приложением N 5 к Приказу N 66н*(1).
Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации в составе годовой бухгалтерской отчетности гаражный кооператив может представить бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. По причине неосуществления деятельности существенная информация о доходах и расходах отсутствует, следовательно, приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах может не представляться.
В пп. 2 п. 1.1, п. 2.1 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее - Информация) указано, что при формировании учетной политики некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). На основании п. 17 Информации она вправе формировать отчетность в сокращенном объеме*(2).
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представлены в приложении N 5 к Приказу N 66н (п. 6.1 Приказа N 66н).
Вместе с тем формы отчетности могут быть разработаны некоммерческой организацией, применяющей упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, самостоятельно (п. 18 Информации). При этом не запрещено формировать представляемую бухгалтерскую отчетность по правилам, действующим для всех остальных организаций.
В соответствии с п.п. 4, 12 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, ч. 6 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность оставляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Отчетным годом (календарным годом) является период с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
С 1 января 2013 года предусмотрено представление в налоговый орган только годовой бухгалтерской отчетности (в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) (пп. "а" п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ).
При этом ни Закон N 402-ФЗ, ни НК РФ не устанавливают для организации обязанности по представлению с 2013 года в налоговые органы (а также и органы государственной статистики) промежуточной бухгалтерской отчетности. Поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность гаражного кооператива представляется в налоговый орган один раз в год.
Таким образом, гаражный кооператив, применяющий упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, который не осуществлял деятельность, по результатам истёкшего года обязан представить в налоговый орган упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включающую упрощенную форму бухгалтерского баланса, и упрощённую форму отчета о целевом использовании средств.

Представление налоговой отчётности

В соответствии со ст. 23 НК РФ гаражный кооператив обязан представить в налоговый орган по месту его нахождения налоговые декларации (расчеты).
Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Поскольку гаражный кооператив применяет УСН и не является плательщиком налога на прибыль, налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ) и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), в составе налоговой отчетности он представляет налоговую декларацию по УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Если гаражный кооператив, не осуществляя деятельности, производил выплаты сотрудникам в виде заработной платы, например, руководителю, то в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016) в обязанности налогового агента входит также представление в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения подаются по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физических лиц за 20__ год" (и в формате), утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@, и в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.
С 1 января 2016 года ежегодное представление справок 2-НДФЛ по каждому налогоплательщику по-прежнему обязательно (второй абзац п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года). С этой даты в НК РФ речь идет о документе, содержащем сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период. Кроме того, налоговые агенты по НДФЛ будут обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев и год по форме 6-НДФЛ "Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом", утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@. Сдавать расчет необходимо не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (третий абзац п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года (пп. "а" п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)).
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ организация представляет в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011). При этом освобождение организаций, не имеющих работников, от представления в налоговый орган в установленный срок указанных сведений НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390). О том, что гаражный кооператив должен подавать сведения о среднесписочной численности работников, упоминает Минфин России в письме от 27.02.2013 N 03-02-08/13. Таким образом, гаражный кооператив, не осуществлявший деятельности, обязан подавать сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год на общих основаниях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

24 ноября 2015 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" разъяснено, что исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, второго абзаца п. 6 и второго абзаца п. 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" НКО приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:
в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
В то же время в п. 2 Информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)" сказано, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. Заметим, что данные разъяснения даны на основании п. 2 ст. 13 уже не действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
По нашему мнению, гаражный кооператив, не осуществлявший деятельности в отчетном году, должен представлять в налоговый орган формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств.
*(2) Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. "б" п. 6 Приказа N 66н, п. 17 Информации).

Марина Крицкая

На то, чтобы сделать еще проще жизнь «упрощенцев», у Минфина много планов. Некоторые инициативы, как, например, отмена декларации, активно обсуждались в течение 2019 года. Но есть и те, которые вызвали бурную критику — в частности, расширение перечня объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Остановимся на них подробнее.

Отмене декларации быть или не быть?

Весь 2019 год активно обсуждалась новость о возможной отмене декларации по УСН. Но пока законопроект, предполагающий внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, завис на этапе общественных обсуждений с 14 марта 2018 года.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Минфин обозначил снижение административной нагрузки на предпринимателей за счет отмены представления налоговых деклараций ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы», так как они и так в обязательном порядке применяют ККТ, которая передает фискальные данные в налоговые органы. И по сути декларация дублирует функцию.

Но пока декларация по УСН (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@) по-прежнему должна представляться ИП не позднее 30 апреля (ст. 346.23 НК РФ). И если ее отмена произойдет, то уже не раньше 2020 года.

Переходный налоговый режим при превышении лимитов по УСН

В планах Минфина также освободить компании от необходимости восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН, в ситуации, когда они выходят за лимиты по максимальному уровню доходов и среднесписочной численности работников.

Сейчас для спецрежима действуют такие требования: не более 100 наемных сотрудников и доход не выше 150 млн руб. И ИП теряет право на применение «упрощенки» в случае выхода за рамки этих лимитов.

В 2020 году Минфин предлагает установить «вилку» доходов и численности персонала:

  • по доходам — от 150 до 200 млн руб.;
  • по численности персонала — от 100 до 130 наемных сотрудников.

Инициатива законодателей заключается в следующем: если компания в течение года выходит за рамки нижнего уровня лимитов, то он не лишается права применять УСН, но обязуется уплачивать повышенную налоговую ставку:

  • для УСН «доходы» — 8 % (вместо 6 %);
  • для УСН «доходы минус расходы» — 20 % (вместо 15 %).

Если в следующем году, после того как были превышены установленные лимиты, предприниматель возвращается к первоначальным лимитам, то по итогам следующего года налог он уже платит по стандартным ставкам — 6 % и 15 %.

Возможность применять УСН теряется в случае нарушения лимитов второго уровня.

Страховые взносы в 2020 году

Суммы фиксированных взносов в пенсионный фонд и на медицинское страхование вырастут в 2020 году и в общем объеме составят 40 874 руб., из которых ИП «за себя» придется заплатить:

  • в ПФР — 32 448 руб. (если величина дохода не превышает лимит в 300 000 руб.);
  • в ФОМС — 8 426 руб.

Подробнее об уплате страховых взносов в 2020 году читайте в отдельной статье.

Онлайн-бухгалтерия для нового бизнеса

Предельные базы для исчисления страховых взносов в 2020 году

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством устанавливается сумма, не превышающая 912 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2020 года.

Предельная величина базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование — сумма, не превышающая 1 292 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2020 года.

Онлайн-кассы для «упрощенцев» в 2020 году

Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ, в следующем году «упрощенцев» коснутся два основных изменения.

1. Те, кто торгует товарами через торговые автоматы, обязаны с 1 февраля 2020 года отражать на дисплее таких торговых автоматов QR-коды. Эти коды нужны покупателю для скачивания — так он сможет получить свой кассовый чек.

2. Те, кто продает маркированные товары, должны применять специальные фискальные накопители, передающие данные о кодах маркировки. Если компания уже сейчас используете фискальный накопитель, то его можно применять до истечения срока действия. После этого нужно будет купить новый фискальный накопитель, передающий данные о кодах маркировки.

Что такое УСН-онлайн?

В 2019 году ФНС ввела в официальные сообщения такой термин, как «УСН-онлайн».

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин летом 2019 года сообщил, что предприниматели на спецрежиме УСН-онлайн и применяющие онлайн-кассы смогут в 2020 году избавиться практически от всей отчетности. В этом случае налоговая сама рассчитает сумму налога по данным, которые передают онлайн-ККТ, и пришлет уведомление на уплату.

По сути, УСН-онлайн означает лишь то, что малый бизнес, который работает на УСН и использует в расчетах ККТ, освободят от заполнения отчетности. Такие компании смогут в будущем не вести книгу учета доходов и расходов. Но пока конкретики по этому вопросу нет, они по-прежнему должны вести книгу учета и составлять декларации.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

В сентябре 2019 года был принят Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ, который в числе прочих изменений значительно дополнил перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Изменения коснулись пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Позже президентом был подписан Федеральный закон от 28.11.2019 № 379-ФЗ, который уточнил расширенный перечень объектов. Так, с 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадут следующие объекты:

  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения (офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания);
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Судя по всему, цель новшества заключается в том, чтобы прикрыть серые схемы, которыми пользуются компании, чтобы в ряде случаев не платить налог с имущества. Так, если компания учитывает объект как товар, то она платит налог, а если как основное средство, то не платит. Этой лазейкой компании и пользовались. В результате получалось, что недвижимость, которую они покупали для перепродажи, они учитывали как основное средство и, следовательно, не платили c него налог.

Изменения в законодательстве подразумевают, что компании будут платить налог на имущество с любого жилья, собственниками которого являются, а также с гаражей, строений на земельных участках и других объектов, перечисленных выше.

Каникулы для ИП и малого бизнеса

В 2020 году для впервые зарегистрировавшихся ИП на УСН будут последний год действовать налоговые каникулы, которые позволят им применять нулевые налоговые ставки. Воспользоваться льготой можно не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. При этом деятельность предпринимателя должна быть связана с производством, социальной сферой или наукой (подробности лучше уточнить в конкретном субъекте). Кроме того, есть еще одно условие, без которого налоговые каникулы действовать не будут: доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется нулевая налоговая ставка, должна составлять не менее 70 % от общего дохода ИП.

Со списком субъектов, где действуют налоговые каникулы, можно ознакомиться в этой статье.

В 2020 году продолжат действовать и надзорные каникулы. Малый бизнес может спокойно вести деятельность до 31 декабря 2020 года, так как на плановые проверки в отношении них, как установил Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, будет действовать запрет.

А что с НДФЛ в 2020 году?

По НДФЛ запланировано много новшеств: и изменение сроков по сдаче отчетности, и введение новых контрольных соотношений для отчетов по НДФЛ, и обновление правил для сдачи электронной отчетности. Подробнее об этом и не только мы писали в статье «НДФЛ — 2020: основные изменения».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

3) Нужен пример заполнения пояснительной записки к годовому балансу на субсидию и кредит, в том числе (если нужно) по раскрытию информации по овердрафту.

Ответ

1. Сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Полученные в связи с коронавирусом субсидии по Постановлению Правительства № 576 от 24.04.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно. Это может быть текстовый или табличный документ. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать пояснения в состав бухгалтерской отчетности.

Обоснование

1. Для организаций и ИП, включенных на 01.03.2020 в реестр МСП и имеющих основной ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей, предусмотрено освобождение от обязанности платить аванс по УСН за II квартал 2020 года (это аванс за полугодие минус аванс за I квартал) (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 Закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ).

При расчете сумм, которые нужно заплатить в бюджет за 9 месяцев и за год, сумма аванса по итогам II квартала вычитается, то есть приравнивается к уплаченной в бюджет. Такие разъяснения дала ФНС на своем сайте (Информация ФНС).

Следовательно, сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Раздел 3 декларации по УСН заполняют те, кто получил средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК (п. 9.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@). Перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, определен в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. А "коронавирусные" субсидии поименованы как необлагаемые в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно подп. 60 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов МСП и ведут деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, Перечень которых утверждается Правительством РФ.

Если плательщик, применяющий упрощенку, соответствует указанным требованиям, он не учитывает в доходах субсидии, полученные согласно Постановлениям Правительства от 24.04.2020 N 576, от 02.07.2020 N 976, и не учитывает расходы, произведенные за счет этих субсидий (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 48.26 ст. 270, п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

При этом налогоплательщики - получатели указанных субсидий не обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках субсидий, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 НК в отношении целевых поступлений.

Следовательно, полученные в связи с коронавирусом субсидии, не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности, полученный в соответствии с Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020 - это обычный кредит, средства которого налогоплательщик на УСН тратит по своему усмотрению. Это не субсидии, и никаких отличий от обычных кредитов нет. Поэтому в доходах данные кредитные средства не учитываются и в декларации по УСН не отражаются (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). В том числе и в случае прощения задолженности по кредиту, если будут выполнены все условия (подп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Следовательно, кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Если организация в 2020 году получила госпомощь, в частности субсидии в связи с коронавирусом, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию (п. 22 ПБУ 13/2000):

  • характер и величину бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (сумму полученной субсидии, основания ее выделения, характер использования);
  • назначение и величину бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
  • способы представления в бухгалтерской отчетности информации о бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных затрат (п. 21 ПБУ 13/2000).

В соответствии с п. 17 ПБУ 15/2008 в пояснениях необходимо отразить, в частности, информацию о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам), о сроках погашения займов (кредитов).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать вышеуказанные пояснения в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод следует из подпункта "б" пункта 6 Приказа N 66н, пункта 26 Информации N ПЗ-3/2016. Решение вопроса об их включении определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом содержание пояснений определяется организациями самостоятельно, но с учетом Приложения N 3 к Приказу N 66н.

В вышеназванном Приложении приведены, в частности, пояснения о государственной помощи.

Это пояснение предназначено для отражения за отчетный и предыдущий годы информации о государственной помощи в виде бюджетных средств, полученных коммерческой организацией. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы, и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.

Следовательно, форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Быстрые ссылки:


Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
Индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

Территория, где применяется НПД, ограничена: в 2020 году это всего 23 региона РФ (из 85).

Регионы (422-ФЗ, статья 1):
1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан ( Татарстан);
2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • только 23 региона РФ;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже с общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Конкретного перечня видов деятельности, которые подходят под самозанятых нет.
Есть только перечень исключений, а все остальные виды деятельности подходят.

Исключения (КОГДА НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ НПД) перечислены в:

  • 422-ФЗ, статья 4, пункт 2(не вправе применять налоговый режим НПД)
Здесь: реализация подакцизных товаров, перепродажа товаров, добыча или реализация полезных ископаемых, предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения (комиссии, агентских), доставка товаров с приемом платежей в интересах третьих лиц

  • 422-ФЗ, статья 6, пункт 2(не признаются объектом налогообложения НПД доходы от)
Здесь: продажа недвижимого имущества и транспортных средств, сдача в аренду нежилых помещений, продажа личного имущества, реализация долей в уставном капитале, реализация ценных бумаг, деятельность в рамках договора простого товарищества, деятельность по доверительному управлению имуществом, услуги "бывшим" работодателям (в пределах 2 лет), уступка прав требований, деятельность лиц, занимающихся частной практикой (арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов).

Примечание: для целей применения НПД оба пункта равнозначны и полностью исключают возможность применения НПД, так как НПД не совместим ни с какими налоговыми режимами (и ни с какими операциями, которые не облагаются НПД).
Формулировка "не признаются объектом налогообложения НПД" не означает, что указанные операции совсем не облагаются налогами, просто это не НПД, а НДФЛ.

Для того, чтобы начать применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" нужно встать на учет в ИФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Это можно сделать в любой день.

Если ИП переходит на НПД с УСН (ЕСХН или ЕНВД), то он должен в течение месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД, уведомить налоговую инспекцию по месту жительства (месту ведения предпринимательской деятельности) о прекращении применения соответствующего спецрежима. В противном случае постановка на учет в качестве плательщика НПД аннулируется.

Если налогоплательщик впоследствии слетит с НПД, то он вправе сразу вернуться на УСН, не дожидаясь первого января следующего года.

Налоги ИП на УСН несколько отличаются от взносов предпринимателей на других системах налогообложения. Налогоплательщик получает низкую процентную ставку, простую отчетность, возможность уменьшения налогов за счет страховых платежей.

«Упрощенка» ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса. Особенно популярен этот режим у ИП без работников — при небольшом доходе налог можно снизить практически до нуля. УСН регулируется главой 26.2 НК РФ.

Квартальная нулевая отчетность

Квартальная нулевая отчетность для ИП на УСН

Составление, заполнение и сдача квартальной нулевой отчетности для ИП на упрощенной системе налогообложения от 1500 ₽.

Особенности УСН

Налогоплательщиками при «упрощенке» признаются как ИП, так и организации. Чтобы перейти на этот режим налогообложения, нужно соответствовать определенным требованиям.

Общие условия

  • количество сотрудников менее 100 человек;
  • деятельность не связана с производством подакцизных товаров — исключение составляют вина, виноматериалы и другие продукты, изготовленные из собственного сырья;
  • не ведется работа по добыче и продаже полезных ископаемых;
  • годовой доход не превышает 150 млн. рублей.

Дополнительно предусмотрены условия для организаций. Если говорить точнее, отбор на «упрощенку» осуществляется по численности сотрудников, виду деятельности и годовой доходности.

Особое внимание стоит обратить на то, что с 01.01.2021 года вступают в силу серьезные изменения относительно лимитов для ИП и ООО, дающих право вести деятельность на УСН (ФЗ №266 от 31.07.2020). Рассмотрим их подробнее.

Лимиты на УСН в 2021 году

В 2021 году начнут действовать два набора лимитов для УСН:

  • базовые, привычные предпринимателям;
  • повышенные.

Соблюдение базовых лимитов дает право ИП на УСН уплачивать налог по стандартным ставкам, как в 2020 году. Повышенные лимиты требуют внесения платежей по более высоким ставкам.

Лимит

Базовый

Повышенный

Годовой доход, в рублях

Количество работников, чел.

Проверка на соблюдение лимитов осуществляется в привычной форме:

    ведется подсчет дохода в течение года (подводятся итоги по завершении каждого квартала); считается численность сотрудников за каждый отчетный период.

Полученные значения сравниваются с допустимыми показателями. Если они превышают базовые лимиты, стоит перейти на другой уровень. Если данные превысят даже повышенный лимит, от УСН придется отказаться и перейти на общий режим налогообложения.

Расчет налога для УСН

На УСН два объекта налогообложения:

    «Доходы» — 6% от «грязной» прибыли; «Доходы минус расходы» — 15% («чистая» прибыль).

ИП вправе выбрать любую, выгодную на их взгляд, схему. Указывать ее нужно один раз в год. Сменить объект налогообложения удастся только после завершения годового периода.

Обратите внимание! Участники договора простого товарищества либо доверительного управления имуществом могут рассчитывать налог только от «чистой» прибыли.

Для ИП, работающих по схеме «Доходы минус расходы», предусмотрен «минимальный налог». Он составляет 1% от налоговой базы, исчисляемой по объекту «Доходы». Если по результатам отчетного периода у предпринимателя сумма налога окажется меньше минимального, ему придется уплатить 1% от «грязного» дохода.

Пример. Чистая прибыль за отчетный период составила 400 000 рублей, а вместе с расходами — 2 млн. руб. Расчет налога производится следующим образом: 400 000 * 15% = 60 000 руб. Одновременно выполняется расчет минимального налога: 2 000 000 * 1% = 20 000 руб. Уплате подлежит сумма 60 тыс. руб., так она выше.

Налоговые ставки по УСН в 2021 году

Напомним, что ИП на УСН в 2020 году платят налог на доход по стандартному лимиту. Поскольку в 2021 г. начинает действовать еще один лимит, некоторым предпринимателям придется столкнуться с повышенными ставками.

В таблице наглядно представлены налоговые ставки, которые начинают действовать уже с 01.01.2021.

Объект налогообложения

Тариф при базовых лимитах

Налоговая ставка при повышенных лимитах

«Доходы с вычетом расходов»

Льготные ставки

Льготы по налогам для ИП на УСН предусмотрены для отдельных категорий налогоплательщиков:

    от 1 до 6% — «Доходы»; от 5 до 15% — из «чистой» прибыли.

Как уменьшить налоги ИП на УСН? Решение о применении льготных ставок принимаются на местном уровне. В частности, они действуют в Крыму. В период с 2017 по 2021 г., ставка может быть снижена до 3% при расчете налога от «чистого» дохода. Она устанавливается в зависимости от вида деятельности и категории предпринимателя.

Для налогоплательщиков, зарегистрировавшихся впервые, могут установить налоговую ставку в размере 0% на протяжении двух налоговых периодов. Это касается производителей, категорий, ведущих деятельность в научной либо социальной сферах, в области предоставления бытовых услуг населению и мест для временного проживания. Доля дохода от продажи товаров должна превышать 70% от общей прибыли.

При использовании ставки 0% на ИП могут накладываться определенные ограничения:

    на количество сотрудников; на предельный размер прибыли от реализации (уменьшен не более чем в 10 раз).

В каждом регионе ставка рассматривается индивидуально. Как правило, льготные налоговые выплаты устанавливаются на определенные виды деятельности, которые требуют усиленного развития в конкретной местности.

Сроки

Налоговым периодом при УСН признается год. Отчетные периоды — первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

По результатам налогового периода предприниматели предъявляют декларацию в налоговую службу. ИП нужно уложиться в сроки до 30 апреля того года, который следует за истекшим налоговым периодом.

В течение года предприниматели вносят авансовые платежи. Сроки уплаты налогов ИП на УСН в виде авансовых платежей:

  • до 25.04. за первый квартал;
  • до 25.07. за полгода;
  • до 25.10. за 9 мес.

Авансовые платежи, внесенные в течение года, учитываются при расчете годового налога. Сумма налога может быть уменьшена за счет уплаты страховых взносов.

Обратите внимание! В связи с распространением коронавирусной инфекции, Правительством приняты решения о продлении сроков предоставления деклараций и уплаты налогов. Подробнее — в сводной таблице.

Страховые взносы

Размеры налогов и взносов ИП на УСН зависят от количества сотрудников и прибыли.

Действуют следующие ставки:

    22% в Пенсионный Фонд (при предельной базе до 1 292 000 руб.) или 10% (до 912 000 руб.); 2,9 (или 1,8 для нерезидентов) — отчисления на обязательное социальное страхование (ОСС); 5,1% на обязательное медицинское страхование (ОМС).

С 1 апреля 2020 года действуют сниженные ставки: 10% на ОПС, 0% на ОСС и 5% на ОМС.

Если деятельность связана с опасными и вредными условиями труда, к основным тарифам добавляются дополнительные.

За самого себя предприниматель также платит взносы на ОПС и ОМС. Что касается выплат в Пенсионный Фонд (ПФР), их величина зависит от дохода:

    прибыль до 300 тыс. руб. — 32 448 руб.; прибыль свыше 300 тыс. руб. — дополнительно 1%, но не больше 8-кратного размера страхового взноса в ПФ (259 584 руб.).

Выше представлены суммы, действующие в 2020 году.

Пример расчетов

Рассмотрим на примере, как платить налоги ИП на УСН.

Предприниматель на УСН «Доходы» оказывает услуги по пошиву и ремонту одежды на дому, работая без сотрудников. Он имеет небольшие расходы, поскольку материалы оплачивает заказчик. Аренду ИП также не оплачивает. Свои услуги он предоставляет у себя дома.

За 2020 году его доход составил 740 тысяч рублей.

Поквартально ( в рублях):

  1. 183 тыс.
  2. 119 тыс.
  3. 152 тыс.
  4. 286 тыс.

Соответственно авансовые платежи за каждый квартал следующие:

  1. 183 000 * 6% = 10 980 руб.
  2. 119 000 * 6% = 7 140 руб.
  3. 152 000 * 6% = 9 120 руб.

Но в марте была внесена часть страховых взносов, размер которых полностью покрыл авансовый платеж за 1 квартал. Поэтому платить налог не пришлось.

В мае размер страховых взносов составил 7 тыс. руб. Поскольку платеж за полугодие, который нужно было выплатить до 25 июля, составлял 7 140 рублей, с учетом страховых взносов ИП внес всего 140 руб.

Страховые взносы в сентябре составили 9 020 руб. Поэтому авансовый платеж за 9 месяцев обошелся в 100 руб.

В конце года была выплачена оставшаяся часть страховых взносов. Их фиксированная сумма составила 40 874 руб. С учетом уже внесенных платежей, получилось: 40 874 – (10 980 + 7 000 + 9 020) = 13 874 руб.

Размер годового налога составляет: 740 000 * 6% = 44 400 рублей.

Остаточная сумма рассчитывается следующим образом: 44 400 – 240 (авансовые платежи за три квартала) – 40 874 (страховые взносы) = 3 286 рублей.


Нужна помощь с налоговой отчетностью?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем с бухгалтерской отчетностью для ИП.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Читайте также: