Налог на имущество организаций на усн в 2014

Опубликовано: 22.04.2024

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ (далее – Закон) направлены на усиление налогового контроля и на увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Организации, применяющие УСН или ЕНВД, будут платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта

Действующая редакция НК РФ предусматривает, что организации, применяющие УСН и уплачивающие ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Комментируемый закон изменяет данные правила. Теперь перечисленные организации будут уплачивать налог на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона). Напомним, что такой расчет налога введен с 1 января 2014 года по некоторым объектам недвижимости (административно-деловые центры, торговые комплексы и др.). Подробнее см. комментарий.

Данные изменения вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 4 ст. 7 Закона). Закон не уточняет, какой именно налог имеется в виду: налог на имущество или налог, уплачиваемый на спецрежиме. По нашему мнению, при применении данных норм плательщиками ЕНВД существует неясность налогового законодательства. Связано это с тем, что налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ), а по налогу на имущество – календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Поэтому в данной ситуации возможны следующие варианты:

  1. Следует учитывать налоговый период по ЕНВД. Ведь п. 4 ст. 7 Закона ссылается на пункты 1-3, 6-12 ст. 2 этого же Закона, которые вносят изменения в разные главы НК РФ, устанавливающие соответствующие налоги (в т.ч. спецрежимы УСН и ЕНВД). Следовательно, изменения не ранее 1-го числа очередного налогового периода вступают в силу по конкретным налогам, установленным этими главами НК РФ. В отношении ЕНВД это означает, что изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., поэтому налог на имущество по указанным объектам недвижимости нужно уплатить уже по результатам третьего квартала и второго полугодия 2014 года. Не исключено, что контролирующие органы будут настаивать именно на этом варианте. Отметим при этом, что Налоговый кодекс РФ не содержит порядок расчета налога на имущество за второе полугодие. Возможно, он найдет свое отражение в разъяснениях контролирующих органов.
  2. Следует учитывать налоговый период по налогу на имущество (1 календарный год), ведь Закон ввел обязанность платить именно этот налог. Поэтому организации, уплачивающие ЕНВД, обязаны платить налог на имущество, начиная с периода 2015 года. В пользу данной точки зрения говорит также тот факт, что при первом варианте плательщики ЕНВД оказываются в менее выгодном положении по сравнению с плательщиками, применяющими УСН. Последние в любом случае начнут платить налог на имущество по указанным объектам недвижимости только с начала 2015 г., поскольку налоговым периодом по УСН признается календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). В то же время налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Скорректированы правила расчета налога на имущество организаций

Комментируемый закон уточнил порядок расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов в некоторых случаях.

  1. Если объект недвижимости расположен на территориях разных субъектов РФ (на территории субъекта РФ и в территориальном море, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), то налог следует исчислять отдельно по каждому субъекту РФ. Налоговая база при этом рассчитывается пропорционально кадастровой стоимости объекта на территории данного субъекта РФ (п. 9 ст. 2 Закона).
  2. Действующая редакция ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости следует по объектам, которые на 1 января налогового периода включены в перечень соответствующих объектов (см. на официальном сайте Росреестра). Если объект выявлен в течение налогового периода, то он включается в перечень только на следующий год. Комментируемый закон предусматривает исключение из данного правила для случая, когда возникает новый объект в результате раздела (иных действий) объекта, включенного в перечень на 1 января текущего налогового периода. По новому объекту следует платить налог исходя из его кадастровой стоимости на дату постановки на государственный кадастровый учет, до включения объекта в перечень (пп. "а" п. 10 ст. 2 Закона).
  3. Если право собственности на объект недвижимости возникает (прекращается) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода, то налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента. Он рассчитывается как отношение количества полных месяцев владения объектом к количеству месяцев налогового (отчетного) периода (п. 12 ст. 2 Закона). Действующая редакция п. 5 ст. 382 НК РФ предусматривает такой порядок только для иностранных организаций.

Кроме того, законодатель скорректировал порядок расчета налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости объекта (п. 3 ст. 375 НК РФ). Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат на объект, то данные суммы не учитываются в расчете налоговой базы (п. 8 ст. 2 Закона). Это связано с готовящимися изменениями в бухгалтерский учет, которые соответствуют п. 16 МСФО (IAS) 16 "Основные средства": стоимость ОС формируется с учетом "будущих" затрат на демонтаж и удаление объекта, а также на восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке.

Перечисленные нововведения вступают в силу с 1 января 2015 года и применяются при исчислении налога на имущество за периоды, следующие за этой датой.

Налогоплательщики освобождаются от обязанности сообщать налоговому органу о счетах в банке

Положения ст. 23 НК РФ обязывают организации, предпринимателей, нотариусов и адвокатов сообщать налоговому органу:

  • об открытии и закрытии счетов;
  • о возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа.

Сообщить эту информацию они должны в течение 7 дней со дня соответствующего события. За непредставление сведений о счете грозит штраф 5 000 рублей по ст. 118 НК РФ. На практике возникают споры, по каким именно счетам следует представлять информацию.

Комментируемый закон внес изменения в ст. 23 НК РФ (п. "б" п. 1 ст. 1 Закона), освободив налогоплательщиков от обязанности сообщать об открытии (закрытии) счета или возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. Исключена также ответственность за непредставление сведений по ст. 118 НК РФ (п. 11 ст. 1 Закона). Тем самым законодатель исключил дублирование информации, уже представленной налоговому органу банком (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Данные изменения вступают в силу с 02.05.2014. Если счет открыт (закрыт) или право на электронное средство платежа возникло (прекратилось) до 02.05.2014, а семидневный срок истекает после этой даты, то обязанность уведомлять инспекцию сохраняется. Однако за неисполнение этой обязанности привлечь налогоплательщика к ответственности вряд ли удастся. Поскольку после указанной даты ответственность устраняется.

Ужесточена налоговая ответственность банков

Закон вводит новые виды ответственности для банков.

  1. Ответственность за несообщение налоговому органу в течение 3 дней сведений (пп. "в" п. 13 ст. 1 Закона):
    • об открытии, закрытии, изменении реквизитов вклада (депозита) организации, предпринимателя, нотариуса, адвоката;
    • об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Банку-нарушителю грозит штраф в размере 40 000 рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Данные изменения продиктованы тем, что с 1 июля 2014 года банки обязаны представлять данную информацию налоговому органу (п. 1 ст. 86 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ). За нарушение данных норм банк может быть привлечен к ответственности только после 1 июля 2014 года (п. 7 ст. 7 Закона).

  1. Ответственность за непредставление в течение 3 дней по запросу налогового органа справок о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), а также выписок по операциям по вкладам (депозитам) или представление справок (выписок) с недостоверными сведениями (п. 16 ст. 1 Закона).

За данное нарушение грозит штраф по ст. 135.1 НК РФ в размере 20 000 рублей.

Напомним, что обязанность банков представлять информацию по вкладам (депозитам) организаций, физических лиц как занимающихся, так и не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также нотариусов, адвокатов установлена п. 2 ст. 86 НК РФ с 1 января 2013 года. Однако ответственность вводится только с 02.05.2014 и применяется к тем нарушениям, которые совершены после этой даты.

Данные меры направлены на повышение контроля за уплатой налогов с процентов по вкладам (депозитам) в банках. Организации включают такие проценты в налогооблагаемую прибыль (п. 6 ст. 250 НК РФ), а физические лица платят НДФЛ по таким доходам (ст. 214.2 НК РФ).

Контролируемые сделки

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за указание в уведомлении о контролируемых сделках недостоверных сведений. Действующая редакция НК РФ не уточняет, возможно ли привлечение к ответственности по данной статье, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недостоверные сведения и подал уточненное уведомление. Это вызывало вопросы и споры на практике.

Комментируемый закон устранил данный пробел законодательства, внеся изменения в п. 2 ст. 105.16 НК РФ. Теперь если налогоплательщик подает уточненное уведомление до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил в первоначальном уведомлении недостоверные сведения о контролируемых сделках, то он освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона). Иными словами, ответственность не наступает, если уточненное уведомление представлено налогоплательщиком до получения справки по результатам проверки.

Данные изменения вступают в силу с 02.05.2014, но могут применяться к уточненным уведомлениям, представленным до этой даты. Ведь акты законодательства, устраняющие или смягчающие налоговую ответственность, имеют обратную силу согласно п. 3 ст. 5 НК РФ.

Кроме того, расширяется перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Теперь к ним относятся сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 1 января 2012 года.

Физические лица должны сообщать инспекции о недвижимости и транспортных средствах, если уведомления об уплате налога по ним не получены

С 1 января 2015 года в статью 23 НК РФ вводится новая обязанность для физических лиц, которые платят налоги на основании налоговых уведомлений (пп. "в" п. 1 ст. 1 Закона). Речь идет о налоге на имущество, транспортном и земельном налоге. Такие лица обязаны сообщать налоговому органу об объектах недвижимости и транспортных средствах, по которым не были получены налоговые уведомления и налог не уплачен.

Сообщение представляется в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объекта однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, с приложением копий:

  • правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимости;
  • документов о государственной регистрации транспортных средств.

Налогоплательщик может выбрать один из удобных способов передачи сообщения: лично, через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме. Однако порядок представления сообщений в электронной форме пока не утвержден.

Если сообщение подано до 1 января 2017 года, то налог исчисляется с налогового периода, в котором инспекция уведомлена о наличии объекта налогообложения. При подаче сообщения позже применяются общие правила: налог исчисляется за 3 периода, предшествующих году направления уведомления о его уплате (п. 4 ст. 1, п. 5 ст. 7 Закона).

Например, физлицо с 2014 года является собственником автомобиля, но уведомление об уплате транспортного налога оно не получало и, соответственно, налог не платило. По новым правилам налогоплательщик обязан до 31.12.2015 сообщить налоговому органу о наличии налогооблагаемого объекта – автомобиля. Транспортный налог в таком случае будет исчисляться за периоды, начиная с 2015 года.

Однако если налогоплательщик не сообщит о наличии автомобиля, а инспекция обнаружит этот неучтенный объект в 2016 году, то начислит налог за 2 предшествующих года (2014 и 2015).

Если налогоплательщик не представит налоговому органу такое сообщение или представит с нарушением срока, ему грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Данные положения вступают в силу с 1 января 2017 года и распространяются на сообщения, которые должны быть представлены за периоды, начиная с 2016 года (срок представления истекает 31.12.2017) и более поздние (п. 12 ст. 1 и п. 3 ст. 7 Закона).

Кроме того, уточняется, что если налоговый орган производит перерасчет налога, то налогоплательщик должен уплатить его в срок, указанный в уведомлении. Такое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога (п. 6 ст. 1 Закона). Изменения вступают в силу с 02.05.2014 года и применяются к уведомлениям, направленным после этой даты.

Законодательные органы субъекта РФ не могут устанавливать ставки, порядок и срок уплаты транспортного налога для физических лиц

Согласно действующей редакции ст. 365 НК РФ транспортный налог является региональным, поэтому законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать его ставку (в пределах НК РФ), порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы. Причем данные элементы налогообложения устанавливаются как для организаций, так и для физических лиц.

Комментируемый закон ограничивает права региональных законодателей, запрещая устанавливать для физических лиц ставку, порядок и срок уплаты налога (п. 4 и п. 5 ст. 2 Закона). Законом субъекта РФ по-прежнему могут быть установлены налоговые льготы для данных лиц.

Таким образом, ставки, порядок и срок уплаты транспортного налога физическими лицами будут определяться исключительно НК РФ, то есть будут едины для данной категории налогоплательщиков. Такая унификация значительно облегчит работу налоговых органов, ведь именно они исчисляют данный налог и направляют физическим лицам уведомления о его уплате.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона данные положения вступают в силу с 02.05.2014. Скорее всего, налоговые органы будут учитывать их при расчете транспортного налога начиная с периода 2014 года. Уведомление об уплате налога за 2014 год будет направлено в 2015 году.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Налог на имущество относится к региональным налогам и представляет собой стабильный источник дохода региональных бюджетов. Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

№307-ФЗ от 02.11.2013,

в эту главу были внесены значительные изменения, вступившие в силу в 2014 году.

Согласно ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ.

С момента введения в действие налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении налога субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных 30 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

С 2014 года законами субъектов РФ могут не только предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, но и особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества*.

*В соответствии с обновленной редакцией 30 главы НК РФ.

Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ:

Если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то с 2014 года, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость*.

*По состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В нашей статье будут подробно рассмотрены изменения налогового законодательства по налогу на имущество, вступившие в силу с 2014 года.

Общие положения

    переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,

внесенное в совместную деятельность,

полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

    осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,

если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом в соответствии с п.1 и п.3 ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (ст.382, ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

    нахождения и учета налогоплательщика;

нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

нахождению каждого объекта недвижимого имущества;

постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;

постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;

нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Напомним, что с 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Законом №202-ФЗ от 29.11.2012, в соответствии с которыми:

    начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество не облагается.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество*, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

*В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

    воздушные и морские суда,

суда внутреннего плавания,

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

    самоходные дорожно-строительные машины,

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

    движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание: При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

    Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

    Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

    Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

    Налогообложение отдельных объектов недвижимого имущества

      определения налоговой базы,

    исчисления и уплаты налога,

в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость.

К таким объектам недвижимости, в соответствии с п.1 ст.378.2 НК РФ, относятся:

    Административно-деловые центры и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, строение, сооружение (далее - здание), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.3 ст.378.2 НК РФ):

    Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% площади этого здания, в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

    централизованные приемные помещения,

комнаты для проведения встреч,

    Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

    централизованные приемные помещения,

комнаты для проведения встреч,

    Торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.4 ст.378.2 НК РФ):

  1. Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение:
  • торговых объектов,

    объектов общественного питания/бытового обслуживания.

2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания /объектов бытового обслуживания. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:

    объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Либо которые фактически используются* для размещения:

    объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    *Согласно п.5 ст.378.2, фактическим использованием нежилого помещения в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения:

    объектов общественного питания/объектов бытового обслуживания.

      Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, может быть принят:

    толькопосле утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов такого недвижимого имущества.

Обратите внимание:После принятия закона,переходк определению налоговой базы, как их среднегодовой стоимостине допускается.

Согласно п.6 ст.378.2 НК РФ, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется:

    как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

    Определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень).

    Направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.

    Размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных ст.377 НК РФ, сведения:

    о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.11 ст.378.2 НК РФ).

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.382 НК РФ, с учетом следующих особенностей (п.12 ст.378.2 НК РФ):

1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

2) в случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ;

3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 НК РФ.

Согласно п.13 ст.378.2 НК РФ, организация - собственник, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4 кадастровой стоимости) этого имущества.

Обратите внимание:В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп.3 п.1 статьи 378.2 НК РФ, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п.14 ст.378.2 НК РФ).

Налоговые ставки по налогу на имущество

Согласно пп.1 п.1 ст.380 НК РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;

2) для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

Статья 380 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Напоминаем, что с 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

Так, в соответствии с п.3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

в 2014 году - 0,7%,

в 2015 году - 1,0%,

в 2016 году - 1,3%,

в 2017 году - 1,6%,

в 2018 году - 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014г., применяться к правоотношениям 2013 г.»


Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес значительные поправки, касающиеся налогообложения организаций, применяющих спецрежимы в виде УСН и ЕНВД.

До введения в действие этого закона организации и ИП, применяющие УСН и ЕНВД, освобождались от уплаты налога на имущество. Теперь юридическим лицам этот налог платить придется. ИП, как и прежде, освобождены от уплаты этого налога.

Налог на имущество организаций на УСН и ЕНВД вводится в отношении только объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. По иному имуществу налог не исчисляется.

Состав объектов налогообложения

Состав объектов налогообложения и порядок исчисления налога на имущество описан в ст. 378.2 НК РФ.

К таким объектам относятся:

Определения терминов "административно-деловой центр" и "торговый центр (комплекс)" приведены в п. п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ.

Ежегодно не позднее 1 января органы исполнительной власти субъектов РФ должны утверждать перечень имущества, которое относится в первым двум категориям. Этот перечень направляется в налоговые органы, а также должен быть в обязательном порядке опубликован на сайте субъекта РФ, который данный перечень утвердил.

Имущество, не включенное в данный перечень по состоянию на 1 января подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. На это указал Минфин в Письме от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779.

То есть, если организация применяет УСН или ЕНВД, то налог по такому имуществу (не включенному в официальный перечень) не платится. Если организация находится на общей системе налогообложения, то налог по имуществу, не включенному в официальный перечень, платится исходя из среднегодовой балансовой стоимости имущества. Этот порядок подтвержден и Письмами Минфина от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765 и от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962.

Этот список может быть расширен только с 1 января следующего года - с нового налогового периода по налогу на имущество. С нового года может быть пересмотрена и кадастровая стоимость имущества. При этом переоценка кадастровой стоимости должна проводиться не реже, чем 1 раз в 5 лет. (Ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в ред. от 12.03.2014 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")

Законодательные органы субъектов РФ в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ имеют полномочия на установление особых правил определения налоговой базы по региональным налогам. Налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому субъекты РФ устанавливают особые правила расчета налога на имущество.

Так, например, в Москве и Московской области были приняты законы, касающиеся порядка налогообложения налогом на имущество, в которых установлены ставки налога на ряд лет вперед:

Налог на имущество, стоимость которого определяется как кадастровая стоимость, исчисляется как произведение кадастровой стоимости и утвержденной законодательными органами субъектов РФ налоговой ставкой. Авансовые платежи должны уплачиваться ежеквартально по 1/4 части от суммы исчисленного годового налога.

На основании п. 1 ст. 5 НК РФ нормативные акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральный закон N 52-ФЗ принят 02.04.2014, опубликован в "Российской газете" N 77 04 апреля 2014 года.

Как же рассчитать налог на имущество за 2014 год организациям, применяющим ЕНВД?

Налоговым периодом для ЕНВД является квартал, а значит обязанность по уплате налога на имущество у организаций, применяющих ЕНВД, возникнет с начала третьего квартала 2014 года.

Так как обязанность по уплате налога на имущество для организаций, применяющих ЕНВД возникла только в середине года, то МинФин Письмом № 03-05-05-01/26195 от 02.06.2014 г. указал, что сумма годового налога для таких организаций будет рассчитываться как 1/2 кадастровой стоимости имущества, умноженной на ставку налога. Но при этом сама кадастровая стоимость и перечень имущества, подлежащего налогообложению, определяется по состоянию на 1 января 2014 года в соответствии со списками, утвержденными законодательными органами субъектов РФ и размещенными на их официальном сайте. 1/2 рассчитанной годовой суммы налога надо заплатить в третьем квартале, и 1/2 - в четвертом квартале 2014 года.

Для организаций на УСН

Для УСН налоговым периодом является год. А значит для организаций, применяющих УСН, данный закон вступит в силу, начиная с 1 января 2015 года. При этом перечень объектов недвижимости и их кадастровая стоимость будет определяться уже на 1 января 2015 года.

Очень советую заранее поинтересоваться суммой кадастровой стоимости объектов недвижимости. Если вы посчитаете стоимость завышенной, то в судебном порядке можно попытаться отсудить завышенную оценку вашего имущества. По данному вопросу уже создана положительная судебная практика.

Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для УСН

Автоматизированный расчет налогов и операций с сотрудниками. Максимально простая бухгалтерия. Сервис сам сформирует КУДиР, декларацию и отчеты.

В общем случае упрощенцы освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Данное правило действует как на организации, так и на ИП.

Но есть ряд компаний, которые обязаны платить имущественный налог. Главным условием для возникновения налоговой базы, конечно же, является наличие имущества. При этом платить налог нужно только с недвижимости, и налоговая база по ней будет равна ее кадастровой стоимости. Существует четыре вида таких объектов (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые и торговые центры и помещения в них;
  • нежилые помещения, которые должны использоваться или уже используются как офисные помещения, объекты общепита и бытового обслуживания или торговые объекты;
  • недвижимость иностранных компаний, не работающих в РФ через постоянные представительства, недвижимость иностранных организаций, не относящаяся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые здания, которые не отражены на балансе как основные средства.

Вывод:

Чтобы узнать о необходимости уплаты налога, проверьте свое имущество в региональных списках Росреестра. Регионы также вправе вводить имущественные льготы, о них вы можете узнать в своей налоговой инспекции.

Часто на практике среди предпринимателей встречается заблуждение: ИП считают, что налог на имущество им не нужно платить даже с личного автомобиля. Здесь важно не путать личное имущество и имущество, которое используется для предпринимательской деятельности. Квартира, в которой проживает бизнесмен, машина, которая используется не для ведения бизнеса, — все это личное имущество, и налог с него платится на общих основаниях.

Отражение начисленного налога на имущество в учете


Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» вправе отразить сумму имущественного налога в составе затрат (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 и пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Рассчитав налог на имущество, бухгалтер фирмы на УСН должен сделать проводки:

Дебет 26 (44,91) Кредит 68 — отражена сумма налога.

По дебету выбирается счет в зависимости от положений учетной политики предприятия.

Как рассчитать налог на имущество и отчитаться по нему

С имущества, находящегося в собственности ИП, налог платится на основании расчета ФНС (п. 1 ст. 408 НК РФ). Самостоятельно бизнесмены имущественный налог не считают. За 2016 год все физические лица платят налог на имущество до 01.12.2017 (ст. 409 НК РФ).

А вот компании обязаны исчислять данный налог своими силами. Расчет довольно прост: кадастровая стоимость объекта на 1 января отчетного года умножается на ставку налога.

Сроки уплаты налога для организаций диктуют региональные власти (п. 3 ст. 383 НК РФ).

Важный нюанс! Власти региона могут установить квартал в качестве отчетного периода, тогда компании придется считать и уплачивать авансовые платежи (ст. 379 НК РФ).

Авансовый платеж вычисляется по принципу расчета налога, только полученную сумму нужно разделить на четыре (по количеству кварталов).

Например, кадастровая стоимость на 01.01.2016 равна 600 тыс. рублей, ставка налога составляет 2 %, значит, за квартал нужно заплатить 3 тыс. рублей (600 000 х 2 %: 4).

Пример расчета налога поквартально. ООО «Принцип» владеет торговым центром «Европа», кадастровая стоимость которого на начало года равна 20 млн рублей. Такой вид недвижимости согласно региональному законодательству облагается налогом на имущество. Ставка налога составляет 1,5 %, в регионе введены авансовые платежи. Главный бухгалтер организации сделал в течение года такие расчеты:

Авансовый платеж за I квартал = 20 млн х ¼ х 1,5 % = 75 000 рублей.

Аванс за полугодие и 9 месяцев будет также равен 75 000 рублей.

Годовой налог нужно перечислить в бюджет за вычетом всех авансовых платежей. Для этого исчислим сумму годового платежа: 20 млн х 1,5 % = 300 000 рублей.

Платеж по итогам года = 300 000 – (75 000 х 3) = 75 000 рублей.

Декларацию по налогу на имущество сдают только организации, а ИП ничего не заполняют. Если фирма на основании решения субъекта РФ платит квартальные платежи, ей следует, помимо годовой декларации, сдавать расчеты по авансовым платежам.

В собственности компании может быть не целое здание, а его часть. Тогда кадастровая стоимость определяется пропорционально принадлежащей доле (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Декларация по налогу на имущество подается единожды в год — за 2016 года следует отчитаться до 30.03.2017. Если компания платит авансы, соответствующие квартальные расчеты нужно отправлять до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Рассчитывайте налог на имущество, сдавайте отчетность и платите другие налоги в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней: ведите бухучет, начисляйте зарплату, формируйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших специалистов.

Виктория Ким, эксперт по налогообложению

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

определите ставку налога;

  • рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
  • Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

    Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

    Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

    Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

    Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

    Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

    Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

    Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

    При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

    Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

    Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

    С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

    Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сроки уплаты налога на имущество

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

    Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

    • до 30 апреля — I квартал;
    • до 30 июля — полугодие;
    • до 30 октября — 9 месяцев;
    • до 30 января — год.

    Отчетность по налогу на имущество

    Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства ( письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

    Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

    В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

    Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Читайте также: