Экспедитор на усн доходы

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03-11-06/2/96 Об учете при применении УСН доходов от транспортно-экспедиционной деятельности

Вопрос: Наша организация занимается транспортно-экспедиционной деятельностью, а именно: по договору, заключенному с Клиентом, мы являемся Экспедитором и обязуемся от своего имени за счет Клиента организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза Клиента, а Клиент обязуется возместить нам расходы, понесенные в связи с исполнением договора, и уплатить вознаграждение.

Для осуществления перевозки мы от своего имени заключаем договор с Перевозчиком. Мы находимся на УСН с объектом налогообложения доходы (6%). При расчете налоговой базы в доходы, облагаемые УСН, попадает только сумма вознаграждения, транспортные расходы, понесенные нашей организацией, для осуществления перевозки в налоговую базу не включаются, а возмещаются Клиентом. В подтверждение оказанных нами услуг мы выписываем отчет экспедитора произвольной формы.

Правильно ли мы определяем налоговую базу для целей исчисления УСН 6%?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Согласно условиям договора организация-клиент уплачивает организации-экспедитору вознаграждение за выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, а также возмещает расходы, понесенные в связи с выполнением обязанностей по договору.

Учитывая изложенное, поскольку договором предусмотрено, что возмещение вышеуказанных затрат осуществляет организация-клиент и данные затраты не являются расходами организации-экспедитора, денежные средства, поступившие в счет их возмещения от организации-клиента, не учитываются в составе доходов организации-экспедитора при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В данном случае организация-экспедитор при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

В силу договора транспортной экспедиции организация-клиент уплачивает организации-экспедитору вознаграждение за услуги, связанные с перевозкой груза, а также возмещает расходы, понесенные в связи с выполнением обязанностей по этому договору.

Разъяснено, что в этом случае организация-экспедитор при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в рамках УСН, учитывает доходы в виде вознаграждения по договору.

Вышеназванные затраты не являются расходами экспедитора, т. к. их возмещает клиент. Следовательно, денежные средства, поступившие в счет их возмещения, в составе доходов организации-экспедитора при определении налоговой базы не учитываются.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 16.02.2020 2020-02-16

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Зорина, Т. С. Проблема применения упрощенной системы налогообложения в транспортно-экспедиторской деятельности / Т. С. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67449/ (дата обращения: 18.05.2021).

Увеличение объема и быстрая смена технологий перевозок вынуждают участников транспортного процесса искать более эффективные пути доставки грузов, что, в свою очередь, приводит к возникновению новых видов транспортно-экспедиционной деятельности и соответственно появлению новых видов услуг, предлагаемых заказчику. Такие услуги часто выполняются вне рамок договорных моделей, которые предусмотрены действующим законодательством. Поэтому проблемы с налогообложением таких видов услуг встречаются довольно часто.

Оказание транспортно-экспедиционных услуг по международным направлениям является особым видом деятельности, связанным с территорией двух и более государств. Государственное влияние на рынок транспортно-экспедиторских услуг, к сожалению, крайне слабо. По мнению К. В. Холопова, О. В. Соколовой: «Рынок транспортно-экспедиторских и транспортно-логистических услуг в России является полностью открытым. Отсутствуют какие-либо барьеры по входу на рынок и выходу из него. Сегодня ни один российский нормативный акт не регулирует публичные отношения субъектов на этом рынке» [4].

С этим мнением нельзя ни согласиться, поскольку на данный момент действительно отсутствуют барьеры, такие как лицензирование и квотирование, для входа на рынок транспортно-экспедиторских услуг. Но, это также порождает за собой проблему учета и контроля за транспортно-экспедиторской деятельностью внутри страны. Сегодня сложно определить количество компаний, занимающихся транспортно-экспедиторской деятельностью, на территории Российской Федерации поскольку отсутствуют крупные провайдеры и агрегаторы рынка.

В первую очередь нужно четко разграничить услуги по грузоперевозкам и транспортно-экспедиционные услуги. Если договор перевозки регулируют только сам процесс по перемещению груза, то договор транспортной экспедиции регулирует организацию процесса доставки груза из одного пункта в другой и включает оказание посреднических услуг по перевозке. В случае, когда компания является собственником транспортных средств, она может перевозить груз по договору перевозки на прямую заказчику, не используя услуги экспедитора.

Для успешного функционирования любой компании необходимо грамотно отнестись к выбору налогового режима. Для правильного определения более подходящего налогового режима необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество сотрудников, объемы и масштаб планируемых сделок, а также величину выручки за налоговые периоды. В нашей стране основная часть экспедиторских компаний существуют в рамках малого и среднего бизнеса. Такие компании могут и используют упрощенную систему налогообложения (далее УСН). Привлекательность УСН в первую очередь объясняется небольшой налоговой нагрузкой, а также относительно простой схемой ведения учета и сдачи отчетности, особенно для индивидуальных предпринимателей.

Такая система предлагает на выбор два разных способа налогообложения, различие состоит в налоговой базе, ставке и порядке расчета. Так для УСН с объектом «Доходы» налоговая ставка составляет всего 6 % с объема поступлений денежных средств, а с 2016 г. региональные власти получили право снижать налоговую ставку до 1 %. Для УСН с объектом «Доходы минус расходы» налоговая ставка составляет 15 % от разницы между полученными доходами и оплаченными расходами, но и она может быть уменьшена региональными законами до 10 %.

УСН «Доходы» обладает возможностью уменьшения авансовых платежей по единому налогу за счет перечисленных в этом же квартале социальных взносов с заработной платы сотрудников. Государство позволяет компаниям уменьшить таким образом единый налог к уплате до половины. При УСН «Доходы минус расходы» можно учитывать перечисленные страховые взносы с заработной платы в расходах при расчете налоговой базы, однако такой порядок действует и при общей системе налогообложения (далее ОСН).

Очевидным плюсом использования УСН «Доходы» при экспедиторской деятельности заключается в том, что компании нет необходимости доказывать обоснованность и правильное ведение и принятие к учету расходов. Достаточным будет фиксация доходов в книге учета доходов и расходов и по итогам сдача декларацию по УСН без переживаний о проверках. Это сильно упрощает процесс учета и экономит большое количество ресурсов, поскольку при расчете налоговой базы расходы не участвуют вообще.

УСН «Доходы минус расходы» в отличии от УСН «Доходы» должны подтверждать свои расходы правильно оформленными документами, но споров об их обоснованности намного меньше, поскольку существует строго определенный перечень расходов, которые можно принять к учету. Он приведен в статье 346.16 НК РФ [1].

Экспедиторские компании, использующие УСН не являются плательщиками НДС при реализации услуг. Это можно отнести к преимуществу по сравнению с ОСН так, как НДС сложен в администрировании и способен провоцировать большое количество споров.

Налоговые органы реже проводят выездные проверки компаний, использующих УСН по сравнению с ОСН.

Огорчающим моментом в использовании УСН экспедиторскими компаниями является ограничение круга клиентов и заказчиков теми, кому не нужен входящий НДС. В большинстве случаев клиенты, которым нужен входящий НДС, отказываются работать с экспедиторской компанией по упрощенной системе.

Применение УСН в транспортно-экспедиторской деятельности зачастую скрывает множество спорных ситуаций и различных трактовок определения налогооблагаемой базы и видов расходов, которые на нее влияют. Обобщение часто возникающих спорных ситуаций свидетельствует о том, что перевозчику, при решении спора необходимо опираться на Письмо Минфина РФ от 25.07.2012 N 03–11–06/2/96 [2], где рассмотрен классический случай спорных правоотношений. «Согласно условиям заключенного договора экспедитор (применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы») обязуется от своего имени и за счет клиента организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза клиента. В свою очередь, клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить расходы, понесенные экспедитором в связи с выполнением обязанностей по договору. Для осуществления перевозки экспедитор от своего имени заключает договор с перевозчиком.

В данном случае договором предусмотрено, что возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением обязанностей по договору, осуществляет организация-клиент и эти затраты не являются расходами организации-экспедитора. В результате денежные средства, поступившие в счет возмещения затрат от организации-клиента, не учитываются в составе доходов организации-экспедитора при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. У организации-экспедитора налогооблагаемыми признаются доходы в виде вознаграждения по договору» [5].

Указанное ранее правило действует в том случае, когда клиент возмещает затраты экспедитора, применяющего УСН, которые не являются расходами экспедитора. В случаях, когда клиент возмещает затраты, являющееся расходами экспедитора Общество (применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы») заключает договоры транспортно-экспедиционного обслуживания импортируемых грузов, согласно которым оно не является перевозчиком. Сумма вознаграждения в договоре не указывается, так как в течение года она зависит от характера груза. В рамках выполнения обязательств по названному договору общество как оказывает собственные услуги (проект ГТД, содействие при таможенном оформлении и др.), так и привлекает сторонние организации (хранение груза на складах временного хранения-(далее СВХ), складская обработка, упаковка, доставка груза автомобильным транспортом и др.). Услуги сторонних организаций являются обязательными, так как груз по импорту/экспорту автоматически попадает на склады СВХ пограничного пункта пропуска. По итогам выполнения работ (услуг) общество составляет общий акт, включающий стоимость собственных услуг и услуг сторонних организаций.

В соответствии с Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19.04.2010 N 03–11–06/2/61, организации, применяющие УСН и исполняющие обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющиеся перевозчиками, при определении налоговой базы учитывают:

– доходы в виде вознаграждения по договору;

– суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.

Если организация-экспедитор оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, доставку груза автомобильным транспортом и др.), плата за их выполнение также включается в состав доходов [3].

По мнению А. Г. Снегирева: в том случае если «согласно договору о транспортной экспедиции сумма вознаграждения включает в себя суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, а также суммы оплаты дополнительных услуг, то при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у экспедитора будут учитываться все поступившие от клиента по вышеуказанному договору денежные средства» [5, c. 37].

Однако зачастую на этапе подписания договора транспортной экспедиции невозможно определить точную сумму экспедиторского вознаграждения, поскольку она может выражаться в процентном соотношении от всех понесенных затрат экспедитора на определенную перевозку. В том случае если ". организации, применяющие УСН и исполняющие обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющиеся перевозчиками, при определении налоговой базы учитывают доходы в виде вознаграждения по договору без учета суммы возмещения затрат, осуществленных организацией-экспедитором за грузоотправителя или грузополучателя-клиента. Однако, если установить размер вознаграждения не представляется возможным, вся сумма указанных денежных средств включается в состав доходов, учитываемых при определении базы по «упрощенному» налогу. Причем, если организация-экспедитор оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ), плата за их выполнение также включается в состав доходов» [5].

Таким образом, определение налогооблагаемой базы при специальном режиме налогообложения — УСН на прямую зависит от условий договора транспортной экспедиции, которые компания заключает со своими клиентами. Описание ключевых условий сотрудничества в договоре транспортной экспедиции поможет избежать споров с налоговыми органами.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ, 07 августа 2000.
  2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03–11–06/2/96 Об учете при применении УСН доходов от транспортно-экспедиционной деятельности. Система ГАРАНТ.
  3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 апреля 2010 г. N 03–11–06/2/61 Об определении налоговой базы плательщиком УСН, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги. Система ГАРАНТ.
  4. Холопов К.В., Соколова О.В. Проблемы функционирования и основные направления построения и регулирования российского рынка международных транспортно-логистических и транспортно-экспедиторских услуг // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. N 1. С. 68.
  5. Снегирев А. Г. Возмещаемые затраты — доходы экспедитора-«упрощенца»? // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 3. С. 34–40.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Договор транспортной экспедиции имеет двоякую природу. С одной стороны, он может являться договором на оказание услуг по перевозке, а с другой – на оказание услуг по организации перевозки, то есть быть посредническим. В связи с этим у компаний, осуществ­ляющих транспортно-экспедиционную деятельность, возникают трудности по определению суммы своего дохода. Особенно актуален этот вопрос для тех из них, кто применяет объект «доходы». (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 04.09.13 № 03-11-11/36407)

Правовое регулирование экспедиторской деятельности

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Упоминание слов «за счет другой стороны» сразу же наталкивает на мысль, что договор транспортной экспедиции представляет собой разновидность посреднического договора.

Подтверждением этому служит и предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от собственного имени договор (договоры) на перевозку груза.

Кроме того, пунктом 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Такой подход присущ именно посредническим договорам.

Но в то же время экспедитор может не только организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой груза, но и оказывать эти услуги. Причем здесь уже не имеет принципиального значения тот факт, оказывает он эти услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). А оказание услуг уже не подпадает под посредническую деятельность.

Следовательно, экспедитор в рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции может выступать и в качестве посредника, и в качестве исполнителя услуг. Именно от этого и будет зависеть порядок определения суммы налогооблагаемого дохода экспедитора от оказания услуг по договору транспортной экспедиции.

Когда экспедитор - посредник

Таким образом, налогоплательщики учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Вместе с тем поступления, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в облагаемую базу не входят (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ к числу таких поступлений отнесены доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего посреднику в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (кроме вознаграждения).

Следовательно, если из условий договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор действует в качестве посредника, то в своих доходах он признает только сумму вознаграждения (естественно, что она должна быть выделена в договоре отдельно).

Все те средства, которые экспедитор получает от клиента в счет возмещения своих затрат по договору, не включаются ни в его доходы, ни в его расходы.

Такая схема особенно выгодна экспедиторам с объектом налогообложения «доходы».

Когда экспедитор сам оказывает услуги

Здесь доходом экспедитора будет являться вся его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления услуг по договору транспортной экспедиции, могут признаваться при налогообложении с учетом положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Понятно, что сделать это смогут только те экспедиторы, объект налогообложения которых «доходы минус расходы».

Официальные разъяснения

Как отмечено в комментируемом письме, налогоплательщики, осуществляющие функции экспедитора по договору транспортной экспедиции, при определении налоговой базы по единому налогу в состав доходов включают сумму вознаграждения, полученного в соответствии с названным договором.

При этом четко не установлено, что же следует считать таким вознаграждением.

Поэтому налогоплательщику стоит быть внимательным при решении данного вопроса и тщательнейшим образом изучить условия договора транспортной экспедиции, чтобы однозначно понять, как в нем определено вознаграждение.

ООО, применяя УСН, по договорам транспортной экспедиции организует перевозки грузов. ООО не владеет транспортом, но от своего имени заключает договоры перевозки грузов с перевозчиками (третьими лицами).

Вправе ли ООО учитывать в доходах только суммы вознаграждения? Какими документами при необходимости нужно будет подтвердить ИФНС работу именно по договору транспортной экспедиции в качестве посредника? Что будет являться подтверждением целевого расходование денежных средств, которые поступили от клиента для оплаты перевозчику?

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Таким образом, обязательства экспедитора (какие именно услуги он должен оказать) должны быть прописаны в договоре транспортной экспедиции, который в соответствии с п. 1 ст. 802 ГК РФ должен быть заключен в письменной форме.

Так, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Экспедитор не обязан сам осуществлять перевозку груза, он лишь организует перевозку; поэтому, как правило, фирмы-экспедиторы заключают договоры перевозки груза с фирмами-перевозчиками.

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554, установлено, что экспедиторскими документами являются:

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

– согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

– прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

– расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

Формы экспедиторских документов и порядок их оформления утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Минфин РФ признает договор транспортной экспедиции посредническим договором и указывает, что организации, применяющие УСН и исполняющие обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющиеся перевозчиками, при определении налоговой базы учитывают доходы в виде вознаграждения по договору, без учета суммы возмещения затрат, осуществленных организацией-экспедитором за грузоотправителя или грузополучателя-клиента.

При этом, если организация-экспедитор оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление погрузо­разгрузочных работ), плата за их выполнение включается в состав доходов (письма Минфина РФ от 30.01.2012 г. № 03-11-06/2/13, от 01.12.2009 г. № 03-11-06/2/252, УФНС по г. Москве от 24.11.2011 г. № 16-15/113616@).

В письме от 13.02.2012 г. № 03-11-06/2/24 финансовое ведомство разъяснило, при каких условиях денежные средства, поступившие посреднику в счет возмещения затрат, не учитываются в составе доходов при УСН.

Договором транспортной экспедиции должно быть предусмотрено, что возмещение затрат экспедитора осуществляет клиент и данные затраты не являются расходами экспедитора.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Посредническая деятельность — это когда те или иные действия и сделки продавцы (покупатели) товаров, работ или услуг совершают не самостоятельно, а с помощью третьих лиц — посредников. Посредники оказывают услуги по продаже или покупке товаров, работ, услуг. Когда мы можем сказать, что то или иное лицо осуществляет посредническую деятельность? Из этой статьи вы узнаете о видах применяемых сегодня посреднических договоров и их особенностях

Среди ключевых вопросов, ответы на которые важны для всех упрощенцев — посредников: как правильно учитывать доходы и расходы, когда и как составить счет-фактуру, вести ли журнал учета счетов-фактур, а также иные регистры налогового учета.

Доходы заказчика (доверителя)

Согласно общему правилу, доходы равны выручке от реализации товаров, работ, услуг. Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары, работы, услуги и выражены в денежной и(или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ). Разберем практические ситуации:

  1. Исполнитель перечислил заказчику денежные средства за минусом своего вознаграждения, т.е. третье лицо перечисляет деньги на счет исполнителя, который потом за вычетом своего вознаграждения перечисляет деньги заказчику. Иными словами, доверитель не перечисляет плату за услуги посреднику.

Доход заказчика в этой ситуации — это вся выручка, поступившая на счет исполнителя (при любом объекте налогообложения).

В налоговом учете при УСН доход отражается на дату поступления денежных средств на расчетный счет заказчика (Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-06/2/06).

  1. Исполнитель участвует в расчетах, и выручка полностью поступает на его счет.

Доход заказчик признает:

  • по мнению Минфина России — на дату поступления денег на счет заказчика;
  • по мнению ФНС РФ — на дату поступления выручки на счет исполнителя;
  • арбитражная практика — на дату поступления денег на счет заказчика.

Так как единого мнения нет, то следует обратиться за письменным разъяснением в свою ИФНС.

Расходы заказчика (доверителя)

Расходы учитывает только заказчик-упрощенец, выбравший объект «доходы минус расходы». Виды расходов:

  • на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы, произведенные исполнителем по поручению доверителя и возмещаемые доверителем на основании закона или договора.

Виды посреднических договоров

Договор поручения

Стороны договора поручения (гл. 49 ГК РФ):

  1. Поверенный (исполнитель) совершает от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Поверенный всегда действует от имени доверителя.
  2. Доверитель (заказчик) оплачивает (возмещает) расходы посредника, понесенные в связи с исполнением поручения, уплачивает ему вознаграждение.

Особенности договора поручения:

  1. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (заказчика).
  2. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором (кроме случаев, когда полномочия поверенного очевидны из обстановки, в которой он действует).

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него в любое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Договор комиссии

Сторонами договора комиссии выступают (гл. 51 ГК РФ):

  1. Комиссионер (исполнитель): по поручению комитента совершает одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры всегда действуют от своего имени.
  2. Комитент (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы, за исключением расходов на хранение имущества комитента, уплачивает комиссионное вознаграждение

Агентский договор

Сторонами агентского договора выступают (гл. 52 ГК РФ):

  1. Агент (исполнитель): по поручению принципала совершает юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
  2. Принципал (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение агентского договора суммы, уплачивает агентское вознаграждение.

Договор транспортной экспедиции

Стороны договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

  1. Экспедитор (исполнитель): организует выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, за счет средств грузоотправителя (грузополучателя).
  2. Грузоотправитель или грузополучатель (заказчик): возмещает экспедитору израсходованные им на исполнение договора суммы, уплачивает вознаграждение.

Особенность такого договора в том, что он признается посредническим договором только в части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Агенты и экспедиторы в зависимости от условий договора, заключенного с принципалом (клиентом), могут действовать как от своего имени, так и от имени принципала.

Безусловно, каждый вид посреднических договоров имеет свои особые глубокие юридические отличительные признаки, но существенным отличием является порядок действий посредника: комиссионер всегда действует от своего имени, поверенный — от имени доверителя, а агент может действовать как от имени принципала, так и от своего имени.

Читайте также: