Ип комиссионер берет товар оптовая на комиссию усн

Опубликовано: 21.09.2022

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой - «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер - «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер - «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1], комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы - всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2].

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3].

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры - ни выставленный комиссионером, ни полученный им - в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент - «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности - посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. - Примеч. ред.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли ИП (УСН (6%), производитель товара) заключить договор комиссии с ООО, применяющим общую систему налогообложения, по которому ООО будет продавать продукцию, произведенную ИП, оптом (с НДС)?
Вправе ли ООО выставлять счета-фактуры с НДС покупателям?
Будет ли доходом ООО являться комиссионное вознаграждение, с которого он будет платить НДС и налог на прибыль?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны гражданско-правового договора свободны в заключении договора и определении его условий, учитывая при их формулировании в части обязанности по исчислению НДС требования НК РФ.
Комиссионер при реализации продукции комитента, не являющегося плательщиком НДС, может выставить счета-фактуры с указанием в них НДС, но такой налог подлежит уплате в бюджет комитентом.
Согласованное в договоре вознаграждение признается в составе дохода комиссионера и признается им в составе облагаемых налогом на прибыль доходов, а также включается в налоговую базу по НДС.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).
Стороны гражданско-правового договора свободны в заключении договора и определении его условий, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ).
Иными словами, формулируя условие договора о начислении НДС на реализуемое комиссионером имущество комитента, необходимо, чтобы такая возможность (в части НДС) предусматривалась налоговым законодательством.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно, в общем случае они не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Поэтому комитент, применяющий упрощенную систему налогообложения, не являясь плательщиком НДС, счета-фактуры при реализации своих товаров комиссионеру не выставляет. Как следствие, комиссионер также не должен оформлять счета-фактуры конечному покупателю, поскольку он осуществляет посреднические операции по поручению лица, не признаваемого плательщиком НДС. В рекомендуемом к ознакомлению аналитическом материале таким же образом высказалась г-жа С.А. Дубачева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.
Но согласно п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися плательщиками НДС, такой налог ими должен быть исчислен и уплачен в бюджет.
Иными словами, даже не являясь плательщиком НДС, ИП может составить счет-фактуру с выделенным в нем НДС в отношении реализуемой им продукции, комитент такой товар реализует с НДС. О такой возможности косвенно сказано в письме МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807: в случае отгрузки комиссионером покупателю товаров комитент (индивидуальный предприниматель, применяющий УСН) не должен выставлять счета-фактуры и уплачивать суммы НДС в бюджет. В случае невыполнения названных условий и выставления счетов-фактур с НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ суммы налога, указанные в данных счетах-фактурах, подлежат уплате в бюджет.
Таким образом, если счет-фактура комиссионером покупателю выставляется и НДС в ней указывается, то комитенту необходимо перечислить в бюджет сумму НДС (письма Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618, от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 21.05.2012 N 03-07-07/53).
Но даже несмотря на то, что указанный налог будет перечисляться в бюджет, с позиции финансового ведомства, конечный покупатель не сможет принять его к вычету в установленном ст.ст. 171 и 172 НК РФ порядке (письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456). Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы (письма ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, от 17.05.2005 N ММ-6-03/404, УФНС России по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198, от 08.07.2005 N 19-11/48885).
Судебная практика в отношении возможности вычета предъявленного неплательщиком НДС налога противоречива (смотрите рекомендуемый к ознакомлению материал).

Вознаграждение

При заключении договора комиссии п. 1 ст. 991 ГК РФ предусматривает обязанность комитента по уплате посреднического вознаграждения. Такое вознаграждение представляет собой стоимость посреднической услуги, и именно оно формирует доход, признаваемый в бухгалтерском учете (п.п. 5, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Аналогичным образом такое комиссионное вознаграждение, а также суммы, перечисленные комитентом в счет возмещения расходов комиссионера, если такие расходы не подлежали возмещению по условиям договора комиссии и не включены комитентом в состав своих расходов, учитываемых при исчислении базы налога на прибыль, являются доходом комиссионера (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 06.08.2012 N 16-15/071276@)).
Что касается НДС, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (письма Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-11/122, от 13.05.2009 N 03-07-05/20, УФНС России по г. Москве от 09.11.2007 N 19-11/106847).
Денежные средства, поступившие по договорам комиссии в пользу комитента и подлежащие перечислению комитенту, не признаются ни доходами, ни расходами комиссионера (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации", пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).
Следовательно, доходом ООО в целях исчисления налога на прибыль организаций и НДС является только сумма комиссионного вознаграждения.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет у комиссионера при реализации товаров комитента;
- Энциклопедия решений. Вычеты НДС по счетам-фактурам, выставленным неплательщиками НДС.
- Сотрудничество с "упрощенцем" помогает экономить на налогах (М.Б. Иванов, "Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2014 г.);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

28 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

«Финансовая газета. Региональный выпуск» № 47, 19 ноября 2009 года

В соответствии со ст. 346.11 применение УСН освобождает организации от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, ЕСН и НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого при ведении совместной деятельности в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Кроме того, организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов по мере оплаты, т.е. кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ).

Доходами организаций, применяющих УСН, признаются (ст. 346.15 НК РФ):

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ. Согласно положениям данной статьи выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

Перечень расходов поименован в ст. 346.16 Кодекса и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления деятельности организации.

Положения гл. 26.2 НК РФ не дают четкого ответа по порядку учета доходов и расходов при ведении деятельности по договорам комиссии, поэтому для правильного определения налоговой базы по единому налогу необходимо руководствоваться соответствующими статьями главы 25 НК РФ, применяемой к правилам налогообложения прибыли.

Доходы комиссионера

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ).

В соответствии со ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.

С точки зрения налогового законодательства исполнение комиссионного поручения является реализацией услуг. Следовательно, комиссионное вознаграждение, полученное за исполнение договора комиссии, будет являться доходом комиссионера-упрощенца и подлежит включению в налоговую базу при определении единого налога.

В то же время необходимо обратить внимание на то, что если организация-комиссионер участвует в расчетах, то денежные средства, поступающие на ее расчетный счет или в кассу в оплату товаров (работ, услуг) не будут учитываться в составе доходов, подлежащих налогообложению единым налогом.

Поясним, почему ст. 346.15 НК РФ содержит ссылки на главу 25 «Налог на прибыль», которыми должны руководствоваться организации при определении налоговой базы по УСН. Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) поступившего комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, в состав доходов организации, применяющих УСН, включается только сумма вознаграждения, полученная им за исполнение условий договора комиссии, и не включаются суммы, полученные от покупателей товаров (работ, услуг) для их перечисления комитенту (либо от комитента для целей закупки товаров (работ, услуг)) и суммы, полученные комиссионером в возмещение произведенных им при исполнении поручения расходов. Данное мнение отражено в письме Минфина РФ от 20 августа 2007 г. № 03-11-04/2/204.

Отметим также, что комиссионер помимо комиссионного вознаграждения может получить дополнительный доход при реализации товара (работ, услуг) выше цены, установленной договором комиссии, в случае если по условиям договора полученная разница в цене остается у комиссионера. Дополнительный доход, также как и комиссионное вознаграждение отражается в Книге доходов и расходов и включается в состав доходов при расчете единого налога.

Определим, в какой момент возникает доход у комиссионера. Как известно, первичным документом, подтверждающим исполнение поручения комитента и факта оказания услуги, является отчет комиссионера, порядок предоставления которого определяется условиями договора (ст. 999 ГК РФ). Но при применении УСН моментом получения дохода является день фактического поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации (п.1 ст. 346.17 НК РФ). Из этого следует, что даже если отчет представлен комитенту, а денежные средства еще не поступили на счет комиссионера, доход как таковой у организации-«упрощенца» не возникает.

В случае если денежные средства поступают до составления и подписания отчета, т.е. до момента оказания услуги, то доходом комиссионера будет считаться поступившая авансовая оплата, поскольку при кассовом методе учета доходов и расходов авансы признаются доходами в соответствии с п.1 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы комиссионера

Комиссионеры, которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», ведут учет расходов. Расходы могут быть как собственными, так и связанными с поручением комитента.

Собственные расходы, как например, расходы по оплате труда, аренде офиса, по приобретению материалов и основных средств для ведения собственной деятельности и т.д., то есть все те расходы, которые поименованы в ст. 346.16 НК РФ. учитываются в порядке, предусмотренным главой 26.2 НК РФ.

Расходы, связанные с исполнением договора комиссии, на основании ст.1001 ГК РФ возмещаются комитентом, за исключением расходов на хранение имущества комитента, если иное не предусмотрено договором. Поэтому такие затраты как рекламные расходы, расходы на доставку, на получение различных сертификатов на товар и тому подобное, то есть все расходы, понесены комиссионером в интересах комитента, должны возмещаться комитентом и не уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу.

Рассмотрим порядок отражения доходов и расходов на конкретном примере.

Пример

ООО «Комиссионер», применяющее УСН, заключило договор комиссии с ООО «Комитент», применяющим общий режим налогообложения на реализацию товара принадлежащего комитенту. Вознаграждение комиссионера, установлено в размере 15% от стоимости проданного товара. Цена реализации установлена в договоре комиссии. Кроме того условиями договора предусмотрено, что при реализации по цене выше, чем указано в договоре разница остается у комиссионера.

Также по условиям договора комитент возмещает комиссионеру расходы по доставке товара до покупателя. Оплата от покупателей товара поступает на счет комиссионера и за минусом вознаграждения перечисляется комитенту. Отчет по исполнению договора комиссии предоставляется ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

10 сентября 2009 комиссионер реализовал товар на сумму 500 000 руб. Цена реализации оказалась выше, чем было предусмотрено условиями договора на 25 000 руб. Стоимость доставки товара до покупателя — 10 000 руб.

25 сентября 2009 на расчетный счет комиссионера поступили денежные средства за реализованный товар.

28 сентября 2009 комиссионер перечислил денежные средства комитенту за минусом своего комиссионного вознаграждения и полученной разницы в цене:

475 000 руб. – перечислено комитенту;

25 000 руб. – разница в цене при реализации по условиям договора остается у комиссионера;

71 250 руб. – комиссионное вознаграждение ((500 000 – 25 000) х 15%);

5 октября 2009 комиссионер предоставил отчет комитенту;

10 октября 2009 комитент возместил комиссионеру стоимость доставки.

В книге учет доходов и расходов комиссионер в сентябре 2009 должен сделать следующие записи:

Записи по учету доходов и расходов по доставке товара в книгу учета доходов и расходов не вносятся и при расчете единого налога не учитываются.

«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Продажа товаров, бывших в употреблении, — одно из направлений розничной торговли. К нему относятся комиссионные магазины и секонд-хэнды. И те и другие работают под кодом ОКВЭД 47.79.3. Но в то же время между ними есть отличия, от которых зависит специфика взаимодействия с маркированным товаром.

Основное отличие комиссионнок от секонд-хэндов — это разный путь поступления товара в магазин.

Комиссионеры берут товары у граждан, а секонд-хэнды закупают его у различных фирм, которые приобретают товар за рубежом с соответствующим пакетом документов, а иногда и без него.

Секонд-хэнды и маркировка

В существующих реалиях у секонд-хэндов нет обязанности работать в системе «Честный знак». Они не упоминаются ни в одном постановлении, регламентирующем процесс маркировки, равно как и товары, которыми они торгуют. Это товары под кодами:

  • ТН ВЭД ЕАЭС 6309 — Одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении;
  • ОКПД2 47.79 — Услуги по розничной торговле бывшими в употреблении товарами в магазинах.

Таким образом, если вы торгуете в секонд-хэнде товарами, бывшими в употреблении, то вам не нужно подключаться к системе «Честный знак».

Комиссионные магазины и маркировка

Если вы комиссионер, то ключевую роль играет то, у кого вы берете товар:

  • у физлиц
  • у юрлиц или ИП

Правила маркировки в зависимости от этого будут разными. Но в обоих случаях комиссионер работает с системой маркировки, то есть должен регистрироваться в системе «Честный знак», если берет на реализацию новый товар.

Помимо нового товара комиссионка может брать на реализацию и товары, бывшие в употреблении. Такие товары не подлежат маркировке, поскольку относятся к товарной группе с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6309.

Комиссионер принимает новые товары от физлиц

Помимо регистрации в системе «Честный знак» нужно промаркировать все товары, полученные на реализацию от граждан. Для комиссионеров есть послабления: можно описать товар не по всем параметрам, а только по четырем:

  • ИНН
  • вид обуви
  • материал
  • размер

Эти сведения нужно передать в «Честный знак», чтобы система выдала уникальный код GTIN. Далее можно заказать необходимое количество кодов маркировки для ваших товаров, распечатать их на этикетке и ввести товары в оборот.

Удобное решение для работы с маркировкой обуви и одежды. Поможем заказать и получить коды маркировки из «Честного знака» и ввести их в оборот.

Как продавать товары?

Здесь действуют такие же правила, как и для всех. Вы выводите товар из оборота через кассу, то есть пробиваете чек при продаже, сканируете код маркировки. Данные поступают оператору фискальных данных (ОФД), и он затем доставляет их в систему «Честный знак».

Если вы не работаете с ОФД, то можете точно так же проводить товар через кассу, сканировать коды. Вся информация останется в фискальном накопителе. Но только раз в 30 дней вам придется выгружать данные по продажам и загружать их вручную в систему «Честный знак».

Часть товара, принятого на комиссию, не распродали и его нужно вернуть

При возврате товара физлицам комиссионер должен выводить товар из оборота. Для этого в личном кабинете «Честный знак» он заводит документ «Вывод товара из оборота» и указывает в нем причину «Возврат физическому лицу». После этого продавец сканирует код маркировки, и система «Честный знак» таким образом получает сигнал о том, что товар возвращен владельцу, так как не был продан.

То же самое вы можете сделать из товароучетной системы, если она интегрирована с системой «Честный знак». Или вы можете вручную составить файл «Вывод товара из оборота» и загрузить его в систему «Честный знак».

Комиссионер принимает товары от юрлиц и ИП

В этом случае комиссионерам не нужно самостоятельно маркировать товары. Они просто предоставляют доступ для маркировки текущих остатков владельцу товара, то есть комитенту.

С 1 июля 2020 года такие комиссионеры получают товар от контрагента через универсальный передаточный документ (УПД), в котором указаны коды маркировки.

Кроме того, комиссионеры выводят товар из оборота и точно так же, как и комиссионеры, принимающие товары от физлиц, сканируют на кассе коды в чек, чтобы данные ушли в ОФД.

Возврат товара владельцу оформляется через УПД или через сообщение об отгрузке.

Татьяна Щипанова, менеджер развития продукта, СКБ Контур

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Маркет

Решение для работы с маркировкой товара. Прием электронных накладных, кассовая программа и автоматическая отчетность о выводе из оборота.

Лора, добрый день!

Мы внесли уточнения в статью. Суть заключается в следующем: комиссионка может принимать на реализацию от физлиц новый товар и товар б/у.

Маркировать нужно новый товар. А товары б/у маркировать не нужно, поскольку они относятся к товарной группе с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6309.

На вопрос по маркировке СТОКа отвечает эксперт Контура Владимир Поздняков:

Ключевой параметр для определения формата работы с маркировкой и требований, которые предъявляются к торговле конкретным экземпляром в товарной группе маркировки легкой промышленности, завязан на ТН ВЭД.
1. Если ТН ВЭД попадает в список зафиксированный в постановлении правительства №792-р от 28.04.2018 – вся торговля, только с указанием кода маркировки;
2. Если ТН ВЭД не попадает – маркировать ничего не нужно, на кассе сканировать не надо.

Приём на реализацию у населения:
1. Товар не новый. Определение товара бывшего в употреблении – размытое, официальных разъяснений нет. Таким образом решение этого вопроса остаётся на усмотрение организации, но если принимается решение, что товар можно принять у физического лица как бывший в употреблении, то маркировать его не надо.

2. Товар заведомо новый – либо это возврат на кассе, тогда нужно сделать чек возврата, либо очень странный кейс и физическое лицо желает сдать товар в идеальном состоянии – тогда это ручной процесс ввода в оборот и только в том случае, если код ТН ВЭД соответствует постановлению.

Про магазины, работающие по системе «СТОК», т.е. реализующие вещи, поступившие из других магазинов, нераспроданные остатки. Если ТН ВЭД продукции:
1. Попадает под постановление, она уже должна быть маркированной – в противном случае, после 1 мая её уже не промаркировать.
2. Не попадает под постановление – ничего делать не надо, можно работать как раньше.
3. Неизвестен – возможен риск, что на самом деле этот товар должен быть промаркирован, от такой покупки лучше воздержаться, либо учитывать этот риск (что товар не получится промаркировать и его перепродажа будет нелегальна).

Предприятие (общая система налогообложения) заключает договор комиссии с другим предприятием (УСН – доходы), т.е. комиссионер на упрощенке. У комиссионера покупатели все тоже на УСН, т.е. освобождены от уплаты НДС.
Возникает ли у комиссионера хоть где-нибудь НДС? Т.е., реализуя товар, который приходит с НДС, должно ли предприятие-комиссионер выставлять счета-фактуры покупателям, если он сам на УСН и покупатели на УСН?

Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Заметьте, в этой норме не сказано, что счет-фактуру покупателю должен выставить именно налогоплательщик.

Далее, в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету.

Здесь следует вспомнить о том, что по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (ст. 990 Гражданского кодекса РФ).

То есть при заключении, например, договора купли-продажи с покупателем продавцом в рамках этого договора будет являться именно комиссионер, а не собственник товаров (комитент), по поручению которого комиссионер реализует его товары.

Таким образом, п. 1 ст. 169 НК РФ практически прямо предусматривает, что комиссионеры, осуществляющие реализацию от своего имени, предъявляют покупателю суммы НДС и составляют счета­-фактуры.

При этом НК РФ не делает исключений для комиссионеров, применяющих УСН и ЕНВД.

Ведь фирмы, применяющие спецрежимы, не признаются налогоплательщиками НДС.

Это означает, что они не предъявляют покупателю НДС и не выставляют счета-фактуры при реализации своих товаров (работ, услуг).

Налогоплательщиком НДС по операции реализации товаров (работ, услуг) через комиссионера является комитент – собственник этих товаров (работ, услуг).

Именно на него возлагается обязанность предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС и составить счет-фактуру (п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).

Но так как сам комитент не является стороной сделки с покупателем (комиссионер заключает сделку от своего имени), то самостоятельно, (без участия комиссионера) комитент не может предъявить сумму НДС покупателю.

Поэтому в п. 1 ст. 169 НК РФ и указано на то, что комиссионеры, являющиеся продавцами товаров (работ, услуг), предъявляют покупателю сумму НДС и выставляют счета-фактуры.

Теперь обратимся к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914.

В п. 24 Правил… сказано, что комитенты, реализующие товары (работы, услуги), имущественные права по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера, регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю, а также счета-фактуры, выданные комиссионеру при получении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

Причем Правила…, как и НК РФ, говорят обо всех комиссионерах, не подразделяя их на комиссионеров — налогоплательщиков НДС и комиссионеров, не признаваемых плательщиками НДС.

Таким образом, комиссионеры, осуществляющие от своего имени реализацию товаров (работ, услуг) комитента, являющегося плательщиком НДС, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры.

ФНС РФ в письме от 04.02.2010 г. № ШС-22-3/85@ сообщила, что комиссионеры, реализующие товары (работы, услуги, имущественные права) по договорам с комитентом, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера, и не являющиеся налогоплательщиками НДС (в том числе применяющие специальные налоговые режимы), счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав составляют в том же порядке, что и комиссионеры — налогоплательщики НДС.

То есть при составлении комиссионером, применяющим УСН, счета-фактуры на реализованные покупателям товары (работы, услуги), имущественные права:

– в строке 1 указывается дата выписки счета-фактуры комиссионером. Порядковый номер счета-фактуры указывается комиссионером в хронологическом порядке;

– в строках 2, 2а и 2б указываются наименование и место нахождения комиссионера в соответствии с учредительными документами, ИНН и КПП комиссионера;

– строка 5 заполняется в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

– в строках 3, 4, 6, 6а и 6б, а также в графах 1-11 указываются данные в соответствии с составом показателей счета­фактуры, утвержденным постановлением № 914.

Указанный счет-фактура подписывается комиссионером , а именно руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Минфин РФ в письме от 20.01.2009 г. № 03-07-09/01 отметил, что данный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера, применяющего УСН, уплачивать в бюджет НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым комитентом.

Комитенты, реализующие товары (работы, услуги), имущественные права по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера регистрируют в книге продаж:

– выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю;

– счета-фактуры, выданные комиссионеру при получении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

Комитенты выдают комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

При составлении комитентом счетов-фактур для комиссионера как при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав, так и при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок:

– в строке 1 указывается дата выписки счета-фактуры, указанная в счете-фактуре, выставленном комиссионером покупателю, номер счета-фактуры указывается комитентом в хронологическом порядке;

– в строках 2, 2а и 2б указывается наименование и место нахождения комитента в соответствии с учредительными документами, ИНН и КПП комитента;

– в строках 3-6 (в том числе 6а и 6б), графах 1-11 комитентом указываются данные, соответствующие данным из счетов-фактур, выставленных комиссионером.

Комитент — налогоплательщик НДС при реализации товаров обязан, как уже было отмечено, предъявить к оплате покупателю товаров соответствующую сумму НДС и составить счет-фактуру.

В рамках договора комиссии это делает комиссионер.

При этом не важно, является покупатель налогоплательщиком НДС или нет.

Сумму «входного» НДС по оплаченным товарам покупатель, применяющий УСН учтет в составе расходов на основании п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Читайте также: