Бухучет такси на усн

Опубликовано: 04.05.2024

Использование такси в служебных целях уже давно перестало быть «экзотической» статьей расходов. Однако вопросов, как включать эти суммы в расходы НУ, у бухгалтеров по-прежнему немало. Фискальные органы разрешают признавать эти суммы при соблюдении ряда важных условий. Они касаются нюансов налогового, трудового законодательства и документального подтверждения статей расходов. Какие документы нужны для обоснования затрат и в каких случаях ФНС может предъявить фирме претензии – ответам на эти вопросы посвящен наш материал.

Обоснование расходов на такси

Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.

В качестве подтверждающих можно использовать:

  • заказы-наряды;
  • квитанции, чеки на проезд в такси;
  • подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
  • договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
  • выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.

К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.

Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.

Командировки

Выполняя служебное поручение в командировке, сотрудник может пользоваться такси весь период командировки: для поездок к вокзалу (аэровокзалу), месту, где он будет жить и работать (ст. 264-12 НК РФ). Такие расходы в НУ относят к прочим производственным. Минфин подтверждает это в ряде писем (например, №03-03-07/11901 от 02/03/17 ).

При этом не играют роли время суток и месторасположение вокзала – в городской черте или вне ее. Расходы все равно можно признать в расчетах налога.

Проезд до работы (и с работы)

Подобные расходы на такси наиболее часто оспариваются налоговиками. Чтобы включать их в затраты НУ, необходимо подтвердить следующие условия:

  • трудности проезда до службы и возвращения с нее с использованием иных видов транспорта (например, график сотрудника, не совпадающий с работой «обычного» транспорта, или территориальная удаленность места работы от остановок такого транспорта); порядок проезда необходимо отразить в приказе руководителя;
  • возможность проезда в такси прописана в колдоговоре (трудовом соглашении).

Служебные и представительские цели

Нередко сам характер работы сотрудника предполагает частые поездки, а то и постоянные разъезды по делам фирмы. Он может использовать для этих целей такси. Для безопасного включения в состав расходов сумм на оплату такси можно выбрать одну фирму и заключить с ней договор на перевозку. В трудовой договор (ЛНА) должно быть включено положение о разъездном характере работы сотрудника.

Представительские мероприятия

Представительские мероприятия (ст. 264-2 НК РФ) и расходы на доставку участников таких мероприятий с использованием такси подтверждаются сметой, отчетами с приложением оправдательных документов и приказом руководителя. Это прочие расходы НУ на производство и реализацию. При этом следует учитывать установленный 4% лимит за период (налоговый, отчетный), определяемый от затрат на оплату труда.

Важно! Расходы на такси, если имеет место доказанная служебная, производственная необходимость, не облагаются налогом на доходы сотрудника, взносами в фонды. Такова позиция судебных органов, Минфина (письмо Минфина №03-04-06/1-97 от 14/05/10, дело №03-04-06/1-97, дело №А28-740/2016, оба рассматривались в судах трех инстанций). Расходы понесены сотрудником в рамках исполнения им своих трудовых обязанностей (НК РФ, ст. 217-3).

Реквизиты документа

Реквизиты подтверждающих поездки на такси документов играют важную, а в случае судебных разбирательств между ФНС и фирмой зачастую решающую роль в возможности признать расходы такого рода.

Правительственное постановление №112 от 14/02/09 г. (прил. 5) определяет такие реквизиты, как:

  • серия, номер, наименование квитанции (чека ККТ) на проезд;
  • наименование фирмы-перевозчика (ИНН, адрес, телефон и само наименование);
  • дата документа;
  • стоимость услуг;
  • ФИО и подпись сотрудника, пользующегося услугами.

Такси и УСНО

На сегодняшний день у контролирующих органов нет единой позиции по вопросу включения затрат на проезд в такси работников, если организация работает на УСНО. Есть две противоположные позиции по ситуациям, наиболее часто встречающимся на практике.

Командировочные расходы

При применении «упрощенки» подтвержденные документами расходы на такси в командировке можно без проблем включать в расчет налоговой базы, на уменьшение. В ст. 346.16-13 НК РФ речь идет о расходах на проезд к месту командировки и затратах на обратный путь, которые налогоплательщик имеет право признавать в расходах. Указанная статья не конкретизирует наименование транспорта, следовательно, такси может компенсироваться наравне с другими способами проезда.

Кроме того, согласно ТК РФ (ст. 168) у работодателя есть обязанность компенсировать расходы по командировкам своих сотрудников, в том числе и проезд.

Важно! Порядок и размеры компенсаций за проезд в командировке в обязательном порядке должны быть прописаны в колдоговоре или ЛНА фирмы (ст. 168 ТК РФ). Иначе налоговые органы могут поставить их под сомнение.

Позиции федеральных актов не противоречат и разъяснительные письма Минфина. Так, возможность компенсации проезда на такси в связи с командировкой подтверждается в письме №03-03-07/11901 от 02/03/17 и ряде других, выпущенных ранее.

Если работнику на УСНО «доходы-расходы» выдавался аванс, покрывающий затраты по командировке, учесть в расходах суммы можно после того, как будет утвержден авансовый отчет. Если средств оказалось недостаточно и работнику пришлось использовать собственные деньги на покрытие служебных поездок в такси, их включают в НУ после выдачи сотруднику суммы перерасхода (письмо Минфина №03-11-04/2/80 от 27/06/12).

Разъездная работа

Несмотря на внешнюю схожесть расходов (как и в первом случае, речь идет об использовании такси в служебных целях), позиция чиновников относительно расходов в этом случае совершенно иная: подобные суммы «упрощенцы» учитывать в расходах не имеют права. В письме налоговой службы КЕ-4-3/3943 от 14/03/11 г. высказана именно такая позиция. Она обосновывается тем, что список расходов по ст. 346.16-1 НК не является открытым и не содержит наименования указанных затрат. В то же время, если работник по служебной необходимости пользовался проездными, такие расходы можно признать на основании пп. 6, п. 1 той же статьи как имеющие отношение к расходам по оплате труда. Такова позиция Минфина (письмо №03-05-02-04/121 от 01/08/06 г.).

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Когда при автоперевозках можно работать на патенте

Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:

  • не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
  • не более 15 сотрудников;
  • своевременная уплата патентных платежей.

Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.

Сколько патентов нужно при перевозках между регионами

Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.

Сколько стоит патент для такси

Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:

  • срок патента (месяц, полгода, год);
  • число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.

Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:

  • срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
  • срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.

Такси на УСН: ограничения

Упрощенка подходит для организаций и ИП с доходом не более 200 млн рублей и числом сотрудников не более 130, есть и другие ограничения, о них читайте в нашей статье об УСН. А здесь мы рассказываем, что выгоднее для предпринимателя — УСН или патент.

Плюс упрощенки в том, что налог единый и платится четыре раза в год, налоговая декларация подается раз в год, в некоторых регионах по налогу действует сниженная ставка, а еще уплаченные страховые взносы за ИП и сотрудников уменьшают сумму налога.

Такси на ОСНО: условия

Основной налоговый режим действует без ограничений, он подойдет крупным таксопарком с большим числом авто в собственности и штатом сотрудников более 130 человек. Но этот налоговый режим — самый сложный и «дорогой», здесь мы рассказываем о нем подробнее. Поэтому если есть возможность — лучше использовать спецрежим — УСН, патент или их совмещение. Это уменьшит налоговую нагрузку, упростит учет и отчетность.

Налог на профессиональный доход для таксиста

Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

  • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
  • надо работать одному, без сотрудников;
  • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

Как выбрать самый выгодный налоговый режим

Воспользуйтесь нашим бесплатным онлайн-калькулятором: введите данные по вашей деятельности, и калькулятор рассчитает налоговую нагрузку на разных режимах, подскажет, какие из них вы можете применять, останется выбрать самый выгодный.

Онлайн-кассы для такси

Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.

Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.

Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.

Начать бизнес в сфере таксопарков гораздо легче, чем удержаться в нём. Такая работа находится под пристальным вниманием государства из-за регулярных денежных переводов. А ещё она включает в себя сложный расчёт налогов, организацию работы водителей, аренду автомобилей и онлайн-кассы.

Разобрались в тонкостях работы вместе с главным бухгалтером «Содействия» Аллой Нагородной и экспертом сервиса для таксопарков в Точке Геннадием Козловым.

Начало работы

В этом разделе мы рассказываем о том, как начинающему таксопарку выбрать форму регистрации, какой указать ОКВЭД и какая налоговая система больше подходит. Если вам интересно, жмите на кнопку ниже.

1. Выберите форму регистрации бизнеса.

Зарегистрировать ИП проще и дешевле, а ещё на него меньше налоговая нагрузка. Зато юридическое лицо позволяет привлечь несколько учредителей, и проще заключать сделки с другими компаниями, так как ООО вызывает больше доверия, чем ИП.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Отчётности у ИП меньше и оформить его немного проще. Но важно учитывать, что ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО».

2. Укажите соответствующие коды ОКВЭД.

Указывать коды ОКВЭД необходимо, чтобы у налоговой не возникало вопроса, какой именно деятельностью вы занимаетесь. Все существующие ОКВЭД собраны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Свежая версия — ОК 029−2014. Коды содержат от 2 до 6 цифр, но по приказу ФНС России нужно указать те, которые имеют не меньше 4 цифр.

Выберите подходящий ОКВЭД в зависимости от вашей деятельности:

  • если у вас свой парк автомобилей, указывайте код 49.32 — деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
  • если в вашем парке есть автобусы, выберите код 49.39 — деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включённая в другие группировки.
  • для таксопарков с грузовым такси подойдёт код 49.41 — деятельность автомобильного грузового транспорта.

если вы работаете как посредник между водителями и агрегаторами Яндекс, Гетт, Убер, Ситимобил и другие, указывайте код 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.

ОКВЭДы для такси можно добавить к тем, что уже имеются у вас, если вы ведёте и другой бизнес.

3. Выберите налоговую систему

Для организаций варианта всего два: упрощённая система и общая, индивидуальные предприниматели могут ещё выбрать патентную систему.

Патентная система. Самый оптимальный вариант: налоговую декларацию сдавать не нужно, нет уплаты НДС, а вместо всех налогов только покупка патента. Стоимость патента можно рассчитать в онлайн калькуляторе на сайте ФНС. Но есть ограничения: использовать его могут только индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность наёмных работников не превышает 15 человек, а годовой доход не превышает 60 миллионов рублей.

Упрощённая система. В ней есть два варианта начисления налога: 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами. Для таксопарка с собственным авто выгоднее «Доходы минус расходы», но в нём больше сложностей с бухгалтерией. К вычету могут принять только регламентируемые в законе расходы и только с закрывающими документами.

У этой системы тоже есть свои ограничения:

  • число работников не больше 100;
  • доход за год меньше 150 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость основных средств в течение года не превысила 150 миллионов рублей;
  • доля участия юрлиц в УК 25% и ниже;
  • нет филиалов.

Общая система. Подойдёт таксопаркам, ориентированным на масштабирование бизнеса и открытие филиалов. В общей системе нет ограничений по доходам, сотрудникам и стоимости активов. Но на ней вы обязаны вести полноценный документооборот всех финансовых операций, платить подоходный налог, налог на имущество и налог на добавленную стоимость. Вдобавок на общей системе сложно оформлять и сдавать отчётность. Вам придётся нанимать бухгалтера, а водителям учитывать и правильно оформлять все приходные органы и квитанции за каждый заказ.

Подключение к агрегатору

Для того чтобы упростить работу с заказами и сократить расходы на организацию службы такси, подключитесь к агрегатору.

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Организация работы водителей

После того как разобрались с бумагами и выбрали агрегатор, займитесь персоналом. Организация работы водителей сильно различается в зависимости от схемы работы вашего таксопарка.

Если есть собственный автопарк, вы можете сдавать авто в аренду или нанять водителей в штат. Чтобы сдавать авто в аренду, заключите с водителем посуточный договор аренды. Стоимость списывается ежедневно с электронного кошелька водителя или вносится им наличными. Вам нужно будет уплачивать налог с суммы получаемой аренды, а вот водителю придётся принимать решение, как он будет отчитываться перед ИФНС.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Такспопаркам удобнее всего сотрудничать с водителями, у которых есть ИП. При этом они могут выбрать налоговую систему НПД — налог на профессиональную деятельность. Водитель становится арендатором и работает по договору аренды. Он позволяет экономить на зарплатных налогах, ведении кадрового учёта, социальном обеспечении арендатора. А все расходы по содержанию транспорта идут в затраты самого таксопарка».

Нанимать водителей в штат выгодно тем, кто хочет выстраивать долгосрочное сотрудничество и обучать под собственные критерии. Но стоит учитывать, что придётся вести кадровый и зарплатный учёт, выплачивать налоги за каждого сотрудника и отчитываться по выплаченным вознаграждениям.

Как считать и платить: зарплата сотрудников и страховые взносы

Стандартная модель работы с водителями в таком случае — 50/50. Выручка с одной машины за смену делится пополам между водителем и таксопарком. В этом случае водитель не платит аренду, не заправляет авто и даже не заботится о смартфоне для работы — всё это предоставляет парк.

Если автопарка у вас нет, заключите агентский договор с водителями на личных авто. Водитель получает вознаграждение за вычетом вашей комиссии, самостоятельно рассчитывает 13% и сдаёт 3-НДФЛ в конце отчётного периода. Подписать договор можно лично в офисе, с помощью электронной подписи, обменяться сканами или составить договор-оферту и разместить у себя на сайте. Когда водитель регистрируется на вашем сайте, он ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договора он считается заключенным.

Что такое оферта и как её использовать в бизнесе

Выплаты водителям: что за 302 счёт

Таксопарки ежедневно получают деньги от агрегаторов и отправляют их водителям. Мало того, что на это уходит куча времени, такая активность ещё и вызывает вопросы со стороны государства.


Геннадий Козлов, эксперт сервиса для таксопарков в Точке:

«Чтобы облегчить финансовое взаимодействие между агрегаторами такси, таксопарком и его водителями мы в Точке совместно с Qiwi разработали сервис. В нём вы можете управлять финансами и автоматизировать выплаты водителям».


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям

Сервис работает так. Пассажир оплачивает поездку, деньги уходят агрегатору. Тот отправляет их на ваш счёт в Точке. Далее сделайте перевод на 302 счёт в Qiwi денег, которые нужно оплатить водителям. Доходные деньги остаются на вашем расчётном счёте. Таким образом денежный поток разделяется, что удобно для бухгалтерского учёта. А потом со счёта Qiwi деньги отправляются водителям: на карту или на электронный Qiwi кошелёк.

Преимущества сервиса

1. Водители получают деньги мгновенно. Никаких лимитов на выплаты в сутки или в месяц. Дайте доступ в приложение вашим водителям: они смогут выводить деньги круглосуточно по вашим комиссиям. Это делает работу с таксопарком комфортной, и водители надолго остаются с вами.

2. Расчёты с водителями происходят автоматически, вы не тратите время на внесение информации каждый раз перед отправкой. Таксопарку достаточно один раз настроить выплаты, а потом просто подтверждать их в приложении.

3. Снижается нагрузка на бухгалтерию. Сервис предоставляет акты: сколько денег перешло, сколько комиссии оплатили. А налоговая видит, где ваши доходы, а где оплата водителям.

4. Интеграция со всеми агрегаторами. В сервисе Точки легко выставить лимиты и комиссии для каждого агрегатора. А для тех, кто работает с Яндекс.Такси или Ситимобил, сервис убережёт и от кассовых разрывов: поступления в таксопарк от этого агрегатора будут идти круглосуточно в любой день недели.

5. Защита от мошеннических атак. Если мошенники скомпрометирует ваш расчётный счёт, то вывести деньги с 302 счёта у них не получится. Вывод средств с него возможен только на то юрлицо, на которое открыт 302 счёт. Если мошенники каким-то образом просочатся в 302 счёт — Qiwi гарантирует полное возмещение ущерба.

6. Проверка недобросовестных водителей. Сервис анализирует поездки по 10 критериям и защитит от мошенничества. Водитель не сможет вывести деньги, если возникнет спорная ситуация.

7. Защита от блокировок по 115-ФЗ. Комплаенс менеджер Точки вникнет в ваш бизнес и объяснит, как правильно работать со счётом и контрагентами, чтобы сохранить деловую репутацию и избежать штрафов. Если возникают вопросы по вашему бизнесу, мы не блокируем счёт, а просим предоставить документы.

Для подстраховки по выплатам подключите овердрафт от Qiwi. С его помощью парки смогут выплачивать деньги водителям вне зависимости от поступления денег от агрегаторов, выходных и праздничных дней. Для подключения овердрафта просто напишите в чат Точки.

Онлайн-касса для такси

Если вы работаете с агрегаторами, то беспокоиться об онлайн-кассе не нужно. Клиенты получат чек за услуги через мобильное приложение от самого агрегатора такси.

Таксопарки, которые выстраивают работу самостоятельно, по 54-ФЗ обязаны применять ККТ. Штраф за невыдачу печатного или электронного чека пассажиру — от 2 000 до 10 000 рублей. Если в компании совсем не применяется касса — 30 000 рублей за каждый невыданный чек.

Вопрос-ответ про онлайн-кассы

Есть несколько вариантов установки касс. Два самых популярных: поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика или установить облачную кассу.

Поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика. Водитель устанавливает приложение на смартфон. Через него он передает информацию об оплате в диспетчерскую. Касса в офисе проводит оплату, данные возвращаются водителю и он отправляет пассажиру электронный чек.

Пример: Атол 20-ф

Плюсы: централизованная фискализация, водителю не надо тратиться на покупку кассы.

Минусы: за фискализацию несёт ответственность таксопарк. Перебои с электричеством или другое ЧП — работа встаёт. За каждый аккаунт водителя в приложении придётся платить.

Стоимость: 30 900 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • Касса — 21 400 ₽;
  • Фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • Подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽

Установить облачную кассу для такси. В этом случае кассовый аппарат перевозчику приобретать не нужно, он берётся в аренду и уже, как правило, подключён к ОФД.

Пример: облачная касса от Точки

Плюсы: ответственность за фискализацию несёт Точка, не надо заморачиваться за смену накопителя и ОФД по их окончанию.

Минусы: постоянные расходы на оплату аренды.

Стоимость: 39 500 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • аренда кассы — 30 000 ₽ (6 000 ₽ за 3 месяца);
  • фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽.

Дополнительно оплачивается стоимость доступа одного сотрудника — от 200 ₽.

Коротко

  1. Чтобы начать работу таксопарка, выберите форму регистрации бизнеса, налоговую систему и укажите соответствующие коды ОКВЭД.
  2. Самая оптимальная система налогообложения для небольших таксопарков — патент. Если у вас больше 15 сотрудников, выбирайте упрощёнку. А если вы хотите открывать филиалы и масштабировать бизнес — ОСН.
  3. Если не хотите заморачиваться с диспетчерской и упускать клиентов, подключитесь к агрегатору. Но учтите, что придётся конкурировать с таксопарками, работающими с теми же агрегаторами, а также платить комиссию.
  4. Есть два варианта организовать работу с водителями: нанять водителей в штат и сдавать им свои авто в аренду или заключить агентский договор с водителями на личных авто.
  5. Чтобы не было вопросов со стороны государства и налоговых органов, продумайте и организуйте систему выплаты водителям. Или подключите сервис Точки, чтобы он делал это за вас.
  6. От онлайн-кассы в авто освобождены только водители, применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход».

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Налоги — важный, но несколько щепетильный вопрос. Мы можем только рекомендовать выбор той или иной системы налогообложения, но окончательное решение всегда остается за самим таксопарком, причем этот выбор организация делает буквально на первом этапе своего становления — на стадии регистрации (оформления) таксопарка как юридического лица.

Он может быть неокончательным: всегда остается возможность сменить систему налогообложения, если вы вдруг осознаете, что выбранная схема вам не подходит. Однако, делать это можно не чаще одного раза в год, что на первый взгляд кажется не таким уж значительным промежутком времени, но и его может быть достаточно, чтобы принести таксопарку расходы, поэтому нужно постараться с самого начала выбрать именно ту систему налогообложения, которая лучше всего работает в этой отрасли.

Аббревиатура УСН расшифровывается как упрощенная система налогообложения. Если таксопарк выбирает этот вариант — 6% по УСН, это означает, что объектом налогообложения в его случае, то есть объектом, с которого рассчитывается налог, будут его доходы, причем ставка налога равна 6%, а налог рассчитывается поквартально нарастающим образом. Что это значит?

Предположим, что доход нашего таксопарка за 1 квартал составляет 100 000 рублей. Тогда 6% от 100 000 рублей — 6 000 рублей мы должны выплатить в качестве налоговых отчислений.

Во 2 квартале доходы таксопарка составили 80 000 рублей. Здесь нужно быть внимательными и помнить про нарастающий эффект: 6% рассчитываются не с доходов, полученных за 2 квартал, а с доходов с начала года до конца 2 квартала, то есть со 180 000 рублей. 6% от 180 000 рублей — это 10 800 рублей. От полученного числа отнимаем ранее уплаченный налог (6 000 рублей) и получаем 4 800 рублей. Именно столько мы должны выплатить государству в качестве налога за 2 квартал.

В 3 квартале таксопарк в качестве доходов получил 120 000 рублей. Рассчитываем общий доход за 3 квартала: он составляет 300 000 рублей. 6% от 300 000 рублей — это 18 000, из которых нам опять же нужно вычесть ранее выплаченные суммы — 6 000 и 4800. Тогда авансовый платеж за 3 квартал составит 7200.

Схема повторяется и для 4 квартала. Если доходы нашего таксопарка за этот период выросли до 130 000 рублей, то 6% высчитывается с 430 000 рублей и равен 25 800. За вычетом прошлых платежей сумма, которую мы должны выплатить по итогам года, составит 7 800.


15% УСН (доход минус расход)

Этот вид расчета налоговых выплат также относится к упрощенной системе налогообложения, но в этом случае налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами таксопарка и составляет 15%. Эта система отлично подходит тем организациям, у которых расходы высоки в сравнении с доходами. Авансовые или налоговые платежи рассчитываются нарастающим образом по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.

В расходы списываются постоянные и переменные издержки. К ним в случае таксопарка с «подключенцами» относятся:

    арендная плата за помещение, оборудование, офис;

коммунальные платежи (освещение помещения, офиса, затраты на отопление, водоснабжение, телефонную связь и интернет);

зарплата сотрудникам таксопарка;

расходы на рекламу таксопарка;

проценты по банковским кредитам;

расходные материалы (канцелярия, офисная техника, программное обеспечение, вода для кулера, чай, кофе и прочее);

услуги (уборка помещений, настройка оборудования, системное администрирование);

банковские комиссии за переводы;

  • сервис Jump Taxi.

  • Так как у таксопарка с «подключенцами» нет своей территории, то в его расходы не списываются:

      арендная плата за землю;

    налоги на недвижимость и землю;

  • расходы по охране территории.

  • Возвращаемся к нашему таксопарку. Скажем, что его расходы за 1 квартал составили 340 000 рублей при доходе в 350 000 рублей. 15% рассчитывается с разницы между 350 000 и 340 000 — 10 000 рублей, то есть авансовый платеж для нашего таксопарка за 1 квартал составит 1 500 рублей.

    Если за 2 квартал доходы таксопарка составили 200 000 рублей, а расходы — 180 000 рублей, то также находим разницу между ними и высчитываем от нее 15% — это 3 000 рублей.

    За 3 квартал таксопарк в качестве доходов получил 250 000 рублей, а его расходы уместились в 235 000 рублей. Авансовый платеж за 3 квартал составит (250 000 - 235 000)*15% — 2 250 рублей.

    Наконец, в 4 квартале таксопарк подсчитал свои доходы и расходы и получил 200 000 рублей и 185 000 рублей соответственно.

    Рассчитываем сумму налога к уплате по итогам года. Суммируем доходы за четыре квартала и получаем доход за год — 1 000 000 рублей. Расходы за год рассчитываем тем же способом, но суммируем, соответственно, расходы и получаем 940 000 рублей. Тогда сумма налога по итогам года составит (1 000 000 - 940 000)*15 — 9 000 рублей.

    Так как таксопарки не всегда работают в плюс, по итогам года их расходы могут превысить доходы, но это не означает, что налог для них будет нулевым. Чтобы избежать этой ситуации, рассчитывается минимальный налог, который составляет не менее 1% от всех доходов, полученных за год. В нашем случае он будет равен не менее 1% от 1 000 000 рублей — это 10 000 рублей.

    Сравниваем полученное число с суммой налога по итогам года. К оплате идет наибольшее, то есть 10 000 рублей.

    Как учитывать расходы на каршеринг и такси?

    В каких случаях не берется в расходы и какая первичка по обоснованию расходов?

    1. Налог на прибыль

    Перечень расходов на содержание служебного транспорта, предусмотренный пп. 11 п.1 ст. 264 НК РФ открыт, поэтому в целях налогообложения могут быть учтены любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с содержанием транспорта.

    По мнению Минфина РФ, в случае если организация в качестве служебного транспорта использует услуги такси, то затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при выполнении требований статьи 252 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 20.10.17 N 03-03-06/1/68839).

    В отношении услуг каршеринга схожая точка зрения выражена в письме УФНС по г. Москве от 28.01.2019 N 13-11/011687@. Данное письмо касалось расходов на каршеринг в командировке, но мы полагаем, что в целях налога на прибыль, данные разъяснения могут быть применены и к служебным поездкам работников, которые не относятся к командировкам.

    Таким образом, расходы на служебные поездки (как совершенные на такси, так и с использованием автомобиля каршеринга) должны быть обоснованы и документально подтверждены. Поездки должны быть связаны с выполнением должностной функции работников и относится к служебной необходимости.

    Для этой цели в локальном акте организации следует закрепить, что работники с разъездным характером работы могут использовать такси (автомобили каршеринга), прописать порядок действий офисных работников, которым необходимо осуществить поездку по служебной необходимости (заявка, визирование, согласование и т.п.). Таким распорядительными документами могут быть приказы или распоряжение руководителя организации, об утверждении перечня работников с разъездным характером труда, порядок использования услуг такси (каршеринга) при совершении служебных поездок (для работников, место работы которых в офисе, но совершающих периодически разовые поездки). Целесообразно предусмотреть периодичность отчетов и перечень первичных документов, подтверждающих понесенные работниками расходы и их размер.

    Нормы главы 25 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, подтверждающих те или иные расходы (письма Минфина РФ от 29.08.2017 N 03-03-06/1/55280, от 15.08.2017 N 03-07-08/52318). Документы, должны быть надлежащим образом оформлены и из них четко и определенно должно прослеживаться, какие расходы были произведены (письма Минфина России от 26.03.2019 N 03-03-06/2/20469, от 21.03.2019 N 03-03-07/19097) и должна присутствовать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (письмо Минфина России от 26.03.2019 N 03-03-07/20466).

    Затраты, фактически понесенные работниками (или организацией) на оплату услуг такси должны быть подтверждены чеками ККТ и (или) бланками строгой отчетности, в том числе в электронном виде (п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Письмо Минфина РФ от 28.12.2018 N 03-03-07/95687).

    Обратите внимание: По мнению Минфина РФ, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

    Как правило, при использовании подотчетным лицом приложений агрегаторов такси на абонентский номер либо адрес электронной почты клиента, предоставленный до момента расчета (п.п. 2, 3 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее — закон о ККТ) направляется Отчет о поездке (как в случае наличной, так и безналичной оплаты). В этом случае к авансовому отчету работника, которому возмещают расходы на служебную поездку на такси, может прилагаться распечатка такого документа. Подтвердить факт поездки, как мы полагаем, можно также скриншотом экрана устройства, на котором установлено приложение.

    При оплате услуг банковской картой без ее предъявления продавцу (безналичный расчет) подотчетное лицо может подтвердить факт оплаты, распечатав направленные ему в электронной форме фискальные документы, а также выпиской по счету, с которого производилась безналичная оплата.

    В отношении услуги каршеринга высказалось УФНС по г. Москве в письме от 28.01.2019 N 13-11/011687@. Московские налоговики разъяснили, что каршеринг это вид аренды транспортного средства с поминутной тарификацией, в целях налогообложения прибыли документальным подтверждением затрат на каршеринг можно признать авансовый отчет работника с приложением к нему надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих осуществленные расходы, наличие заключенного договора аренды транспортного средства, а также документов, подтверждающих факт использования арендованного автомобиля в служебных целях. Каршеринговые компании присылают на электронную почту детальные отчеты о поездках (время, маршрут, стоимость). Они доступны и в личном кабинете. Размер расходов и факт оплаты услуг каршеринга подтверждают кассовый чек или БСО, выписка с банковского счета (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ).

    Служебные поездки работников и поездки работников с разъездным характером работы отличаются для целей налогообложения от оплаты работодателем (возмещения работодателем) проезда работника к месту работы и обратно.

    Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

    Нормы главы 25 НК РФ не разъясняют, что следует понимать под технологическими особенностями производства для целей п. 26 ст. 270 НК РФ. Полагаем, что под такой особенностью может пониматься, например, факт окончания рабочей смены после окончания работы общественного транспорта, отличного от такси или каршеринга (см. например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449).

    Таким образом, если расходы на оплату услуг такси и услуг каршеринга связаны с доставкой работников до места работы и обратно, то такие расходы могут учитываться в расходах по налогу на прибыль в случае если они произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, при условии соблюдения критериев ст. 252 НК РФ.

    В случае если указанные расходы организации не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, то такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (см. письмо Минфина РФ от 23.01.2020 N 03-03-06/1/3758, от 16.04.2019 N 03-03-07/26913 и др.)

    2. НДС по расходам на такси и каршеринг

    Принятие к вычету сумм НДС покупателем без наличия счетов-фактур, выставленных продавцом, нормами НК РФ не предусмотрено (см. письмо Минфина РФ от 26.11.2019 N 03-07-11/91521).

    В расходы по налогу на прибыль включается сумма по чеку за минусом НДС. Сумма НДС, выделенная в чеке, в расходах по налогу на прибыль не учитывается (п. 1 ст. 170 НК РФ).

    В смысле вычетов по НДС и документальной подтвержденности расходов целесообразно заключить договор по услугам такси и каршеринга (корпоративный каршеринг) на организацию, в таком случае, есть возможность получать счета-фактуры и акты по оказанным услугам и снизить риски предъявления претензий в документальном оформлении данных затрат.

    3. Страховые взносы

    На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, а также с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. Но для применения данной нормы необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, такие выплаты должны быть установлены на законодательном уровне и носить компенсационный характер.

    Налоговые органы настаивают, что перечень не подлежащих обложению выплат (ст. 422 НК РФ) является исчерпывающим, а значит, все отсутствующие в нем выплаты, включая социальные, нужно облагать страховыми взносами. Смотрите, например, письмо Минфина России от 21.03.2017 N 03-15-06/16239.

    Применительно к рассматриваемому вопросу, на законодательном уровне установлены возмещение по расходам работника на командировки (ст. 168 ТК РФ) и возмещение по расходам работника, связанным со служебными поездками при разъездном характере работы (ст. 168.1 ТК РФ).

    Таким образом, у работников, которым в трудовых договорах или ЛНА организации установлен разъездной характер работы возмещение расходов на такси и каршеринг, связанное со служебными поездками не облагается страховыми взносами в случае их документального подтверждения (см. раздел консультации Налог на прибыль).

    В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

    Возмещение расходов на служебные поездки офисным работникам, чья работа не отнесена к разъездному характеру, находится в зоне риска по страховым взносам, так как такое возмещение напрямую не упомянуто в законодательстве.

    В данном случае не начисляя страховые взносы, организация должна быть готова отстаивать свою позицию, опираясь на судебную практику, которая говорит, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Компенсационные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы в смысле ст. 129 ТК РФ (см. Определение ВС РФ от 21.03.2019 N 306-ЭС19-1713).

    4. НДФЛ

    Не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей ( п. 3 ст. 217 НК РФ).

    Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, производимые в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, не подлежат обложению НДФЛ п. 3 ст.217 НК РФ в случае их документального подтверждения.

    При отсутствии документов, подтверждающих расходы сотрудников, теряется компенсационный характер данных выплат и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

    Говорить об отсутствии налогооблагаемого дохода у работников возможно только в том случае, если возмещение расходов на такси и каршеринг производится исключительно в интересах самого работодателя (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015, письмо ФНС России от 17.10.2017 N ГД-4-11/20938@, п. 3 письма ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

    Таким образом, для снижения налоговых рисков по НДФЛ, документально подтвержденные суммы возмещения организацией офисным работникам расходов по оплате транспорта при совершении служебных поездок должны быть предусмотрены трудовым договором и производиться исключительно в интересах работодателя в порядке, установленном локальным нормативным актом.

    Читайте также: