Аудит ип на усн

Опубликовано: 02.05.2024


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Наименование услуги
Первичная консультация
Налоговый аудит по УСН







Ant Teq

Целями обращения клиента в юридическую компанию «АВТ Консалтинг» были аудит договорных отношений на предмет выявления рисков, а также оптимизация налоговой нагрузки организации. Читать полностью

В рамках проекта сотрудники «АВТ Консалтинг» провели комплексный анализ договоров компании, исследовали их условия на предмет соответствия требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета. Разъяснили нюансы подтверждения перед налоговыми органами проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Стороны обсудили существующие налоговые проблемы и потенциальные риски. Читать полностью

По итогам было составлено заключение, в котором нашли отражение рекомендации по устранению выявленных рисков, разработанные способы налоговой оптимизации.

Благодаря слаженной и оперативной работе сотрудников «АВТ Консалтинг», внимательному отношению ко всем деталям и прекрасному знанию действующего законодательства и практики его применения, специалисты «АВТ Консалтинг»смогли защитить интересы нашей организации на высшем уровне. Читать полностью


По результатам выездной налоговой проверки компании было доначислено несколько миллионов рублей.Клиент поставил сотрудникам юридической компании «АВТ Консалтинг» задачу минимизировать налоговые доначисления с целью сохранения оборотных денежных средств и возможности продолжать вести стабильную финансово-хозяйственную деятельность. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» представляли интересы компании при прохождении выездной налоговой проверки, разработали аргументы, подтверждающие налоговую невиновность клиента. Спор с налоговым органом удалось разрешить на этапе досудебного обжалования. В частности, были составлены возражения на акт выездной проверки. Выстроена линия защиты компании, основанная на тенденциях в судебной практике, разъяснениях ФНС России и Минфина России. Читать полностью

В результате по итогам рассмотрения возражений налоговый орган согласился с аргументами налогоплательщика и снизил доначисления на 91%.

Группа компаний «Автокомпонент» выражает огромную благодарность юридической компании «АВТ Консалтинг» за высокий профессионализм в работе. Ваша чуткая забота о клиенте, сопряженная с блестящим знанием права и богатым опытом, помогли решить все поставленные перед нами правовые задачи. Читать полностью


Цели проекта – сопровождение специалистами юридической компании «АВТ Консалтинг» выездных и камеральных налоговых проверок предприятий, входящих в холдинг Rolsen, разработка стратегии взаимодействия с проверяющими лицами, представление интересов клиента в спорах с налоговыми органами, защита в арбитражных судах г. Москвы и других регионов. Читать полностью

Наша организация неоднократно обращалась к специалистам «АВТ Консалтинг» за юридическими консультациями и поддержкой, и всегда получала квалифицированную помощь юристов. Читать полностью

В процессе совместной работы мы убедились в высокой квалификации сотрудников Вашей компании. Профессионализм и обязательность юристов позволили нам оперативно и качественно решать любые вопросы в области юридического сопровождения нашей организации.

Гибкий подход и ответственность в работе помогли нашей компании минимизировать финансово-юридические риски и усовершенствовать правовое обеспечение деятельности предприятия.


Недобросовестный контрагент имел перед Клиентом «АВТ Консалтинг» задолженность по договору поставки в размере более 2 млн рублей. В ходе рассмотрения дела предъявил встречный иск. Мотивируя свои требования тем, что получил некачественный товар. Обжаловал решение суда, принятое в пользу Клиента «АВТ Консалтинг», в апелляционном и кассационном порядке. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» разработали стратегию защиты и успешно отстояли интересы Клиента в судах трех инстанций. Арбитражный суд города Москвы вернул встречный иск. Читать полностью

Удовлетворил исковые требования в полном объеме. Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа решение суда первой инстанции оставили в силе.

  • Требование истца и встречное требование имеют разное основание: отличаются номера партий товара, даты поставки, номера товарных накладных. Данные требования не исключают друг друга. Взаимная связь между исками отсутствует.
  • Вынесение определения о возвращении встречного иска, переход из предварительного заседания в основное, рассмотрение дела по существу и принятие решения в одном судебном заседании правомерно. Так как в АПК РФ отсутствуют нормы, обязывающие суд после вынесения определения о возвращении встречного иска назначить отдельное предварительное или основное заседание. От ответчика не поступали возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
  • Возвращение встречного иска не нарушает право его заявителя на судебную защиту. Истец по встречному иску вправе повторно подать иск в суд.
  • АПК РФ не запрещает одновременно подать отзыв на иск и встречный иск. Представление в суд отзыва на иск – это обязанность ответчика. Предъявление встречного иска – это право ответчика.
  • Кассация не рассматривает доводы ответчика о необоснованности возвращения судом первой инстанции встречного иска, если соответствующее определение не было обжаловано в апелляционной инстанции.


И ндивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рассмотрим порядок принятия в учете указанных расходов подробнее.

Бухгалтерские услуги

Не секрет, что лица, находящиеся на «упрощенке», от бухгалтерского учета в его классическом варианте освобождены. Организации при применении УСН должны вести бухучет только в отношении основных средств и нематериальных активов. Указанный вывод следует из п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете). Правда, из этого правила есть и исключения. К примеру, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет акционерные общества, компании, выплачивающие дивиденды, фирмы, совмещающие УСН с ЕНВД и т.д.

В зависимости от объема работы ведение бухгалтерского учета может быть передано на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете). Минфин России в письме от 16.07.2010 № 03-11-06/2/112 сделал вывод, что компании, применяющие УСН, вправе принимать в составе расходов бухгалтерские услуги, если данные услуги выполняются специализированной фирмой. Кстати, в указанном случае вопрос был об оказании следующих услуг:

  • ведение бухгалтерского и налогового учетов;
  • кадровое делопроизводство;
  • расчет заработной платы и налогов с фонда оплаты труда;
  • ведение операций по расчетному счету, подготовка и отправка платежных документов в банк;
  • ведение кассовых операций;
  • подготовка и сдача отчетности в налоговую инспекцию, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд;
  • сопровождение проверок контролирующих органов.

Финансисты в своих разъяснениях от 01.08.2007 № 03-11-04/2/193 напомнили, что лицензии на оказание бухгалтерских услуг не требуется.

Если же говорить об индивидуальных предпринимателях, то здесь не все так просто. Ведь Закон о бухучете касается только организаций (п. 1 ст. 4 Закона о бухучете). Так что в случае принятия в учете бухгалтерских расходов приготовьтесь к спорам с налоговиками. Тем более что обосновать бухгалтерские расходы все-таки можно. Здесь вам помогут определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 366-О-П и от 04.06.2007 № 320-О-П. Судьи указали, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Рассмотрим постановление ФАС Московского округа от 17.12.2009 № КА-А40/14190-09.

В данном случае налоговые инспекторы доначислили предпринимателю налог по УСН в связи с исключением из состава расходов услуг по ведению и восстановлению бухгалтерского учета. Чиновники сослались на отсутствие у предпринимателя в силу п. 3 ст. 4 Закона о бухучете обязанности по ведению бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Между тем судьи признали недействительным решение инспекции. Арбитры исходили из положений п. 15 ст. 346.16 НК РФ, в котором прямо предусмотрена возможность индивидуального предпринимателя уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с бухгалтерскими, аудиторскими и юридическими услугами. При этом доводы налоговиков об отсутствии у предпринимателя обязанности по ведению бухучета были рассмотрены судами и отклонены, поскольку данный факт не лишает предпринимателя права вести бухгалтерский учет.

Аудиторские услуги

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности прописаны в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите).

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Закона об аудите).

В свою очередь аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона об аудите).

Перечень сопутствующих аудиту услуг прописан в федеральных стандартах аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона об аудите). Речь здесь идет о следующих услугах: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации. Данный вывод следует из п. 4 Правила (стандарта) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (введено постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523).

Отметим, что аудиторская деятельность не лицензируется. Однако все аудиторы обязаны иметь документы, подтверждающие их членство в саморегулируемой организации аудиторов (ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона об аудите).

Также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими могут оказывать прочие услуги. В информационном сообщении Минфина РФ от 28.01.2010 «Для пользователей аудиторских услуг» прозвучало, что речь здесь идет абсолютно обо всех услугах, связанных с аудиторской деятельностью, оказание которых не влечет возникновение конфликта интересов. При этом данные услуги не являются аудиторскими услугами в смысле Закона об аудите. Речь здесь идет, в частности, о следующих услугах (ч. 7 ст. 1 Закона об аудите):

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценочная деятельность;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д.

Юридические услуги

Подтверждением реальности понесенных расходов в виде юридических услуг являются договор возмездного оказания услуг, соответствующий акт об оказании услуг и документы на оплату.

Отметим, что составление договора об оказании юридических услуг не такое простое дело и подразумевает множество нюансов. Обратим внимание на некоторые из них.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 783 ГК РФ). При этом, заключая договор на юридические услуги, следует прописать в нем все существенные условия. К таковым относится предмет договора. В противном случае договор будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). При этом стороны свободны в определении цены договора, сроков его исполнения, порядка и размера оплаты (п. 3.1 постановления КС РФ от 23.01.2007 № 1-П). Тем не менее советуем во избежание споров согласовать все условия договора. К примеру, если стоимость услуг не будет согласована, то исполнение договора оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Кстати, ранее финансисты говорили о том, что услуги сторонних фирм могут быть учтены только при условии, что они не дублируют обязанности, установленные для собственной юридической службы (письмо Минфина РФ от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257). Хорошо, что арбитражная практика свидетельствует об обратном. В постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 14616/07 прозвучало, что штатные юристы никак не могут быть препятствием для признания произведенных расходов на юридические услуги сторонних фирм.

Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся к судебным издержкам (ст. 106 АПК РФ). Данный вид затрат при применении «упрощенки» учитывают обособленно в составе судебных расходов (подп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и ст. 101 АПК РФ).

Порядок принятия расходов к учету

Итак, индивидуальные предприниматели вправе уменьшить полученные доходы на следующие виды расходов (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

  • бухгалтерские услуги;
  • аудиторские услуги;
  • юридические услуги.

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Как мы уже отмечали, с учетом того что в обязанности предпринимателей не входит ведение бухгалтерского учета, по принятию к учету данных услуг может возникнуть недопонимание со стороны инспекторов. С аудиторскими услугами также не все просто. Ведь по данной статье можно принять в расходы только затраты на проведение аудита и на сопутствующие аудиту услуги.

Спорные вопросы составления отчетности по УСН

Рассмотреть наиболее спорные ситуации при составлении отчетности по УСН мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.

— Могут ли индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учесть в составе расходов бухгалтерские услуги? Если да, то о каких конкретно услугах здесь идет речь (ведение бухгалтерского учета, ведение налогового учета, подготовка и сдача отчетности, кад­ровое делопроизводство, расчет заработной платы и налогов, ведение расчетного счета, ведение кассовых операций и т.д.)?

— В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, могут учитывать расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Кроме того, п. 3 названной статьи Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ может учитывать расходы по ведению налогового учета, составлению налоговой отчетности, расчету заработной платы, ведению расчетного счета, ведению кассовых операций и т.п.

Если индивидуальный предприниматель, кроме налогового учета, ведет бухгалтерский учет, то расходы по его ведению также могут быть учтены при налогообложении.

— Когда-то в письме УМНС по г. Москве от 22.12.2003 № 27-08/70659 прозвучало, что включение в состав затрат индивидуальных предпринимателей расходов по оплате услуг бухгалтера, который ведет у данной категории налогоплательщиков налоговый учет, неправомерно. Так ли это? Ведь согласно данной позиции налогового органа получается, что индивидуальные предприниматели не вправе нанимать бухгалтеров.

— Нет, указанная позиция налоговой инспекции неправомерна. Положения подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Поэтому индивидуальные предприниматели могут учитывать при определении налоговой базы расходы по оплате услуг бухгалтера, который ведет у данной категории налогоплательщиков налоговый учет.

— По каким статьям затрат индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», может учесть расходы, связанные с выплатой денежных средств аудиторской фирме за налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций?

— Указанные расходы могут быть учтены индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (п. 4 ст. 1 названного федерального закона).

Согласно п. 4 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства России от 23.09.2002 № 696 (Правило (стандарт) № 24), к сопутствующим аудиту услугам относятся:

  • услуги по налоговому консультированию, автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
  • услуги по оценке стоимости имущества, оценке предприятий как имущественных комплексов, оценке предпринимательских рисков, проведению маркетинговых исследований;
  • услуги по обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространению их результатов;
  • услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерскому консультированию;
  • услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • услуги по экономическому и финансовому консультированию;
  • услуги по управленческому консультированию;
  • услуги по правовому консультированию, представительству в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • услуги по разработке и анализу инвестиционных проектов, а также составлению бизнес-планов.

Эти услуги жестко не регулируются законодательством и нормативными актами об аудите. Поэтому Минфин России в своих разъяснениях указал, что данные услуги могут оказывать не только субъекты предпринимательской деятельности, имеющие лицензии на проведение аудита. То есть для оказания этих услуг не обязательно иметь соответствующие лицензии. Тем не менее Правилом № 24 со ссылкой на закон об аудите названные услуги отнесены к сопутствующим.

В связи с этим расходы по оплате услуг по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций могут быть учтены на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

— По каким статьям затрат индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, могут учитывать расходы на анализ финансово-хозяйственной деятельности; экономическое, финансовое и управленческое консультирование?

— В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения могут учитывать расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

Услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей относятся к сопутствующим аудиту услугам, т.е. к аудиторским.

В связи с этим указанные расходы могут быть учтены индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

— Могут ли индивидуальные предприниматели учитывать затраты на разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов?

— Да, могут, поскольку разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов отнесены к сопутствующим аудиту услугам, оказываемым аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями-аудиторами.

Поэтому эти расходы учитываются при налогообложении в составе расходов на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Как ИП работать на УСН
  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • УСН


Собрали в одну статью все, что надо знать ИП на УСН: как рассчитывать налоги и страховые взносы, как платить и как вести отчетность. У нас уже была большая статья про упрощенную систему, а это выжимка самого главного.

Что ИП обязан делать на УСН

УСН — специальный режим налогообложения для малого бизнеса, его еще называют «упрощенка». Этот режим подходит большинству предпринимателей.

У ИП на УСН есть вот такие обязанности:

  • платить налоги;
  • платить страховые взносы за себя и за сотрудников, если они есть;
  • сдавать отчетность в налоговую за себя и за сотрудников, если есть.

Давайте разбираться с каждым.

Как рассчитать налоги на УСН

На УСН есть два режима: «Доходы» и «Доходы минус расходы».

УСН «Доходы». Максимальная ставка на УСН «Доходы» — 6%. В разных регионах она будет разной, уточняйте на сайте налоговой.

При расчете налога учитываются только доходы:

УСН «Доходы минус расходы». На этом режиме налог платят с разницы между доходами и расходами, максимальная ставка — 15%. Если расходы превышают доходы, для этого варианта УСН есть минимальный налог: 1% от суммы дохода.

Регионы по своему усмотрению могут установить пониженные налоговые ставки. Информация о том, есть ли льготы в вашем регионе, есть на сайте налоговой в разделе об УСН.

Информация о налоговой ставке в регионе в режиме УСН на сайте налоговой
В Москве ставка по УСН «Доходы минус расходы» 10%

Как рассчитать страховые взносы

ИП на всех системах налогообложения платят страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Есть фиксированные страховые взносы и дополнительные.

Фиксированные взносы. Сумма фиксированных страховых взносов для ИП в 2021 году — 40 874 ₽. Эти взносы идут на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование.

Дополнительные страховые взносы. Если доход превышает 300 000 ₽ в год, нужно заплатить дополнительные пенсионные взносы: 1% от дохода свыше 300 000 ₽.

Формулы для расчета дополнительных взносов в зависимости от системы налогообложения:

Дополнительные страховые взносы надо заплатить не позднее 1 июля следующего года. То есть за 2021 год их надо заплатить до 1 июля 2022 года.

Сумма фиксированных и дополнительных взносов на пенсионное страхование в 2021 году не должна превышать 259 584 ₽. Поэтому если при расчете в сумме получилось больше, заплатите только 259 584 ₽.

Когда платить налоги и взносы

ИП должен платить налоги и взносы по определенному графику.

Налоги. Платят четыре раза в год — в течение 25 дней после окончания квартала.

ПериодСрок уплаты налога
Первый квартал 2021 года26 апреля 2021 года
Первое полугодие 2021 года26 июля 2021 года
Девять месяцев 2021 года25 октября 2021 года
2021 год30 апреля 2022 года

Взносы. Можно платить когда угодно в течение года: главное, успеть заплатить фиксированные взносы до 31 декабря текущего года, а дополнительные — до 1 июля следующего года.

У ИП есть льготы — по УСН «Доходы» можно уменьшать налог на уплаченные страховые взносы и тем самым экономить на налогах. Для этого надо разделить сумму фиксированных взносов на четыре части и платить ее четыре раза в год перед уплатой налогов за квартал.

Чтобы экономить на налогах, лучше всего платить страховые взносы четырьмя частями — раз в три месяца.

Когда платить налоги и взносы за 2021 год

Период Срок уплаты налога
Первый квартал 2021 года ¼ взносов — до 31 марта 2021 года
Налоги — до 26 апреля 2021 года
Первое полугодие 2021 года ¼ взносов — до 30 июня 2021 года
Налоги — до 26 июля 2021 года
Девять месяцев 2021 года ¼ взносов — до 30 сентября 2021 года
Налоги — до 25 октября 2021 года
2021 год ¼ взносов — до 31 декабря 2021 года
Налоги — до 30 апреля 2022 года

Чтобы заплатить налоги, посмотрите реквизиты налоговой в вашем регионе на сайте.

Онлайн-бухгалтерия Тинькофф поможет упростить расчеты. Все поступления на ваш счет автоматически учитываются. Сервис сам подсчитает, сколько налогов нужно заплатить, и сформирует платежку в налоговую. Вам останется только подписать.

Упрощенная уплата налогов для ИП на УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф
Уплата налогов в онлайн-бухгалтерии

Какую отчетность нужно вести

На УСН ИП надо сдавать налоговую декларацию, отчетность за сотрудников, если они есть, и заполнять книгу учета доходов и расходов — КУДиР.

Если нет сотрудников, вести отчетность проще всего: достаточно сдавать налоговую декларацию один раз в год и заполнять КУДиР.

КУДиР. В книгу учета доходов и расходов записывают все операции, чтобы потом рассчитать налог по УСН. На УСН «Доходы» в КУДиР заносят только доходы и страховые взносы, на которые можно уменьшить налог. На УСН «Доходы минус расходы» записывают еще и расходы.

Сдавать КУДиР никуда не нужно, а налоговой ее предъявляют только при проверке.

Можно распечатать КУДиР и заполнять вручную, а можно вести в электронном виде и распечатать, если понадобится.

Если подключить Онлайн-бухгалтерию, сервис будет вести КУДиР автоматически.

Декларация по УСН. ИП подает декларацию в налоговую раз в год, до 30 апреля следующего года. Так, декларацию за 2021 год можно подать до 30 апреля 2022 года.

На УСН «Доходы» декларацию поможет сформировать сервис «Онлайн-бухгалтерия».

На УСН «Доходы минус расходы» декларация немного сложнее — для ее подготовки понадобится сервис «Бухгалтерское обслуживание».

Отчетность за сотрудников. По сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор, надо сдавать несколько видов отчетности. С этим вряд ли получится разобраться без бухгалтера — рекомендуем подключить сервис «Бухгалтерское обслуживание» или нанять бухгалтера на аутсорсе.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Сделаем все за вас. Подходит для УСН с сотрудниками и без

  • Рассчитаем налоги и взносы
  • Отправим отчетность в налоговую, ПФР, ФСС, Росстат
  • Посчитаем зарплату, больничные, отпускные для сотрудников

Организации и предприниматели, желающие начать работать на УСН, должны соответствовать определенным критериям.

Численность работников должны соблюдать как организации, так и ИП. Показатель остаточной стоимости основных средств обязателен для юрлиц. Ну а те компании, которые открыли филиал или представительство, вообще не имеют права на УСН.


Важный, но не единственный показатель, – это показатель уровня дохода. Для его расчета установлены особые правила, например, при совмещении налоговых режимов.


Что делать, если какой-то из показателей к моменту подачи заявления для перехода на УСН оказался под угрозой превышения?

Численность работников

Средняя численность работников фирмы, которая намеревается работать на УСН, не должна быть больше 100 человек.


Правила расчета этого показателя утверждены приказом Росстата от 28 октября 2013 года № 428. Если вы немного превысили лимит, число работников можно сократить до нужного значения. Для этого существует несколько способов.

Обратите внимание:
Проще всего оформить часть людей на неполный рабочий день или совместителями. Тогда вы сможете учитывать их пропорционально отработанному времени. А поскольку такие работники заняты не все восемь часов в день, то каждый из них составит меньше единицы в средней численности фирмы.


ПРИМЕР
Фирма отвечает всем критериям "упрощенки", кроме средней численности работников. За прошлый год она составила 102 человека. Поэтому фирма не может перейти на "упрощенный спецрежим".
По согласованию с сотрудниками в текущем году отдел кадров оформил 10 из них на неполный рабочий день (по 5 часов вместо 8). В результате средняя численность этой группы вместо 10 составила 6 человек (10 чел. х 5 ч : 8 ч). Таким образом, средняя численность работников фирмы составит уже не 102 человека, а только 98 (102 – 10 + 6). Поэтому с нового года фирма имеет право перейти на "упрощенку".

Более сложный вариант – это аутстаффинг. Суть его состоит в следующем.


Вы увольняете "избыточную" часть сотрудников. Их принимает к себе на работу дружественная фирма или предприниматель. После этого вы берете персонал в аренду и перечисляете за него арендные платежи. Тогда это будут уже не ваши сотрудники.

Стоимость имущества

Остаточная стоимость основных средств, используемых для получения доходов, не должна превышать 100 000 000 рублей.

Оценивают имущество по данным бухгалтерского учета.
Важно отметить, что в Налоговом кодексе есть прямое указание на то, что упомянутое ограничение по стоимости основных средств распространяется только на организации (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В отношении индивидуальных предпринимателей такого ограничения кодекс не содержит.


Однако контролеры придерживаются иного мнения.
Так, финансисты согласны только с тем, что перейти на УСН предприниматели могут без учета лимита остаточной стоимости имущества (письмо Минфина РФ от 21 мая 2010 г. № 03-11-11/147). А вот сохранить право на применение "упрощенки" они смогут, если будут соответствовать требованиям пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, в том числе по стоимости основных средств, которая определяется по данным бухучета (письма Минфина РФ от 13 февраля 2015 г. № 03-11-12/6556, от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9, ФНС РФ от 15 января 2013 г. № ЕД-3-3/69).


С этой позицией можно поспорить.
Во-первых, положения подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 кодекса распространяются только на организации.
Во-вторых, индивидуальные предприниматели на "упрощенке" вообще не обязаны вести бухучет, а значит, определять остаточную стоимость основных средств (пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).


Но учитывая мнение Минфина и ФНС России по данному вопросу, эту точку зрения предпринимателям, скорее всего, придется отстаивать в суде.


При смене обычной системы налогообложения на упрощенную остаточную стоимость имущества и прав определяют как разницу между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной до перехода на "упрощенку".


При переходе на УСН с единого сельскохозяйственного налога этот показатель рассчитывают так. Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которая сложилась на момент перехода на сельхозналог, уменьшают на сумму расходов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса.


Если вы переходите на "упрощенку" с ЕНВД, остаточную стоимость найдите как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) этих активов и суммой амортизации за период применения ЕНВД. Эту величину рассчитайте по правилам бухгалтерского учета.


"Вписаться" в 100-миллионные рамки большинству фирм и предпринимателей не так уж сложно. А в случае превышения критической отметки имейте в виду следующее.

Обратите внимание:
В расчет этого показателя берут не все основные средства, а только амортизируемые. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Поскольку земельные участки не являются амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ), их стоимость при определении лимита не учитывают.

В письме от 31 июля 2013 года № 03-11-06/2/30602 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда фирма, купившая объект стоимостью более 100 миллионов рублей, не утратила право на применение "упрощенки". В данной ситуации компания на УСН приобрела транспортные суда общей стоимостью более 100 миллионов рублей и зарегистрировала их в Российском международном реестре судов (РМРС). Поскольку суда, зарегистрированные в РМРС, исключены из перечня амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ), учитывать их стоимость при определении лимита по основным средствам не нужно.


Если все-таки лимит превышен, от "опасных" излишков имущества можно избавиться.
Для этого проведите инвентаризацию. Вышедшие из строя или морально устаревшие основные средства спишите. Часть оборудования можно продать.


Кроме того, объекты, которые вы приобрели в конце года, предшествующего переходу на УСН, постарайтесь до следующего года оставить в ранге капвложений. Ведь капиталовложения не являются основными средствами (п. 3 ПБУ 6/01). А потому имущество, купленное или построенное до перехода на упрощенную систему, станет основным средством только после того, как вы учтете его на счете 01. В результате этого маневра вы получите двойную выгоду: во-первых, сможете перейти на УСН; во-вторых, спишете объект на расходы по правилам "упрощенки", что гораздо выгоднее.


Наконец, часть "сверхлимитных" основных средств можно "перевести" на дружественную фирму (предпринимателя), а затем взять у них в аренду или лизинг. Такое имущество нельзя включать в расчет лимита, даже если оно числится у вас на балансе.


Обратите внимание: если по отдельным видам деятельности вы платите "вмененный" налог, то при переводе других отраслей на "упрощенку" ограничения по стоимости имущества (и числу работников) вы должны выполнить по фирме в целом, а предельную величину доходов - отдельно по видам деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).


ПРИМЕР 2
В фирме, которая торгует продуктами питания, работают 15 человек. У фирмы есть:

Читайте также: