Агентский договор такси усн

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН (объект налогообложения - "доходы минус расходы"). Организация (далее - Принципал) заключила агентский договор с оператором по приему платежей (далее - Агент), по которому Агент за вознаграждение собирает с физических лиц плату за услуги такси, являющуюся выручкой Принципала, размер которой заранее не определен. Величина выручки первоначально становится известной Агенту, который собирает плату с физических лиц в зависимости от объема оказанных им услуг. Агентское вознаграждение рассчитывается в процентах от стоимости оказанных транспортных услуг. Агент не предоставляет Принципалу отчетов. Общую сумму поступивших Агенту от физических лиц денежных средств и размер агентского вознаграждения можно увидеть только в личном кабинете на сайте Агента. Каков порядок ведения бухгалтерского учета принципалом в данной ситуации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Все поступления Агенту от физических лиц за транспортные услуги формируют сумму выручки от оказания услуг, подлежащую отражению в бухгалтерском учете Принципала. Причитающееся Агенту вознаграждение отражается Принципалом в составе расходов по обычным видам деятельности. Рекомендуемая схема бухгалтерских проводок для Принципала представлена ниже.

Обоснование вывода:
В связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров организация-исполнитель (Принципал) в данном случае должна отражать в бухгалтерском учете выручку от оказания услуг в сумме, исчисленной в денежном выражении исходя из цены, установленной договорами с заказчиками (п.п. 2-6.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации", далее - ПБУ 9/99).
По общему правилу выручка от оказания услуг признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
- услуга оказана;
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Расходы в виде агентского вознаграждения будут являться для Принципала расходами по обычным видам деятельности, размер которых определятся из цены и условий, установленных договором с Агентом (п.п. 2-6.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99).
В общем случае расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления, при выполнении следующих условий (п.п. 16, 18 ПБУ 10/99):
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Выручка и расходы признаются в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, удовлетворяющих требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), которая, в частности, предписывает составлять первичные учетные документы при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Очевидно, что в данном случае Принципал не сможет отразить в бухгалтерском учете ни выручку, ни расходы в виде агентского вознаграждения без получения от агента информации об их размере.
Как правило, при реализации услуг через агента принципал признает выручку и расходы в виде посреднического вознаграждения на основании отчетов агента, которые, заметим, агент обязан представлять принципалу в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора (п. 1 ст. 1008 ГК РФ).
Представляется, что в отсутствие отчетов агента Принципал в данном случае может признавать выручку и расходы на основании бухгалтерской справки, отвечающей требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, оформленной на основании данных, отраженных в личном кабинете на сайте Агента.
Руководствуясь Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, считаем, что Принципалу в данном случае следует использовать следующую схему проводок:
Дебет 62 Кредит 90
- отражена выручка от реализации транспортных услуг;
Дебет 90 Кредит 20 (26, 44 и др.)
- списаны расходы, связанные с оказанием услуг (в т.ч. сумма агентского вознаграждения);
Дебет 76 "Расчеты с Агентом по перечислению выручки" Кредит 62
- отражена задолженность Агента по перечислению средств, поступивших от заказчиков - физических лиц;
Дебет 44 Кредит 76 "Расчеты с Агентом по агентскому вознаграждению"
- отражено вознаграждение Агента;
Дебет 76 "Расчеты с Агентом по агентскому вознаграждению" Кредит 76 "Расчеты с Агентом по перечислению выручки"
- сумма агентского вознаграждения зачтена в счет подлежащей перечислению Принципалу выручки;
Дебет 51 Кредит 76 "Расчеты с Агентом по перечислению выручки"
- получена выручка от Агента за вычетом его вознаграждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Агентское вознаграждение;
- Энциклопедия решений. Отчеты агента;
- Энциклопедия решений. Доходы принципала при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

31 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Справочная / Договоры

Агентские договоры: как агенту платить налоги с продажи товаров и услуг принципала

Агент — посредник между продавцом и покупателем, который помогает им совершить сделку. Например, вы курьер и доставляете товары интернет-магазинов до покупателей. Или берёте у поставщика товар и продаёте в своём магазине, получая за это комиссию. В этих ситуациях деньги, полученные от покупателей, проходят через вас транзитом и не являются вашим доходом.

Взаимодействие с агентом

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Учёт доходов в налоге УСН

В доходах при расчёте налога УСН учитывайте только агентское вознаграждение. Например, вы продаёте ноутбуки и получаете 5% от продаж. Продав 10 ноутбуков за 50 000 рублей каждый, вы получите от покупателей полмиллиона, из которых ваша выручка составит только 25 000 рублей. Эту сумму и нужно учесть в доходах УСН.

Когда учитывать доход в налоге УСН, зависит от способа выплаты вознаграждения. Могут быть такие варианты:

  1. Вы удерживаете вознаграждение из полученных от клиента денег. Его размер определён агентским договором. Учитывайте вознаграждение в налоге УСН в день получения оплаты от клиента.
  2. Принципал перечисляет вознаграждение отдельно: заранее или по итогам продаж. Учитывайте его в налоге УСН в день получения денег от принципала.
  3. Вы удерживаете вознаграждение из полученных от клиента денег, но его размер не зафиксирован в договоре и определяется в отчёте агента. Это самый невыгодный и сложный для учёта способ. При получении оплаты от клиента нужно учесть в доходах УСН всю сумму. Когда принципал утвердит ваше вознаграждение в отчёте агента, откорректируйте доходы. Например, вы получили от покупателя 50 000 рублей, но не знаете размер вашего вознаграждения. В этот день нужно учесть всю сумму в доходах УСН. Потом вы договариваетесь с принципалом, что ваше вознаграждение составляет 5 000 рублей, и подписываете отчёт агента. В этот день внесите в КУДиР корректирующую запись: доход 45 000 рублей со знаком «минус».

Учёт расходов в налоге УСН

Большую часть затрат по агентскому договору возмещает принципал. Не учитывайте такие затраты и их возмещение в налоге УСН. Если какие-то затраты принципал не возмещает, а вы на УСН «Доходы минус расходы», можете списать их по общим правилам.

Деньги, которые вы перечисляете принципалу по итогам продаж, нельзя учитывать в расходах при расчёте налога УСН.

Документы для покупателя

Для покупателя нужно оформить те же документы, что и при обычной сделке. При оптовой продаже — накладную, при розничной — кассовый или товарный чек. При продаже услуг оформите акт. Если вы продаёте от своего имени, укажите в документах свои реквизиты. Если вы выступаете в сделке от имени принципала, укажите в документах его.

В документах укажите всю сумму сделки, не выделяя отдельно агентское вознаграждение. Ведь для покупателя без разницы, общается он с продавцом напрямую или с его агентом.

Документы для принципала

Для принципала составьте отчёт агента о проделанной работе. К нему приложите документы, подтверждающие расходы, которые принципал возмещает. Также в отчёте указывается размер вашего вознаграждения. Если в отчёте агента не указано агентское вознаграждение, утвердите его отдельным актом.

Если принципал работает с НДС, выставите счёт-фактуру

Если вы от своего имени продаёте товар принципала, который работает с НДС, придётся оформлять счета-фактуры для покупателей и отчитываться в налоговую. При этом, сам НДС платить не нужно.

Счёт-фактуру вы выставляете для клиента от своего имени. В данных продавца указываете свои реквизиты, а в данных покупателя — реквизиты клиента. Один экземпляр счёта-фактуры передаёте клиенту, второй — оставляете себе и отправляете принципалу его копию. Принципал выставит такой же счёт-фактуру той же датой, но уже от своего имени, и передаст его вам. Оба счёта-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учёта счетов-фактур. До 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлены счета-фактуры, нужно сдать в налоговую журнал учёта в электронном виде.

Если вы работаете от имени принципала, заморачиваться с НДС не придётся. Вы можете по доверенности принципала выставить счёт-фактуру от его имени. Или принципал сделает это самостоятельно. Отчитываться в налоговую и платить НДС в этой ситуации вам не нужно.

Автор: бухгалтерская компания "Мои Финансы"

Написать эту статью нас побудили постоянные и регулярные вопросы клиентов о том как же организовать бизнес «партнеру агрегаторов такси» (UBER, Яндекс.Такси и т.д.).

- Я ИП, работаю как партнер Убера, у меня 30 водителей, я беру себе комиссию 5%, я готов платить налог только с этих 5%, как мне законно все оформить?

- У меня ООО, работаем с 50 водителями, какую систему налогообложения выбрать?

Ответы на эти вопросы и многие другие Вы можете узнать в специальной статье.

Немного истории, или почему все так сложилось?

Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег? Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.

Вы можете справедливо заметить, а где же в этой цепочке партнер? Да, мы его пока намеренно не указали, потому что по-хорошему схема такой и должна быть. Но жизнь сложилась так, что появились партнеры. Вот 2 основные предпосылки:

- агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.

- водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю?

Как совместить эти два несовместимых требования? Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.

Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.

Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер - Водитель

О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит?

В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.

«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.

Агентские договоры с водителями

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?

По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.

Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

А как расчеты с водителями – физ.лицами?

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?

УСН 6% или 15%?

Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.

Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

ООО или ИП?

ИП проще. ИП может выбрать систему УСН 6%, заплатить этот налог и остальными 94% выручки распоряжаться по собственному усмотрению. Можно нигде не документировать дальнейшее использование этих средств, закон этого не обязывает.

В случае использования ООО, после уплаты такого же налога, оставшиеся 94% являются собственностью ООО. ООО может использовать их любым законным образом, но обязано документировать любое последующее движение этих средств, т.е. вести бухгалтерский учет.

Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками?

Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ. В таком случае от предпринимателя попросят предоставить подтверждающие документы, на которых основаны проводимые платежи, и это еще полбеды. Нередки случаи блокировки счетов со стороны банка.

Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?

Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.

Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).

Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.

Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.

Налоги — важный, но несколько щепетильный вопрос. Мы можем только рекомендовать выбор той или иной системы налогообложения, но окончательное решение всегда остается за самим таксопарком, причем этот выбор организация делает буквально на первом этапе своего становления — на стадии регистрации (оформления) таксопарка как юридического лица.

Он может быть неокончательным: всегда остается возможность сменить систему налогообложения, если вы вдруг осознаете, что выбранная схема вам не подходит. Однако, делать это можно не чаще одного раза в год, что на первый взгляд кажется не таким уж значительным промежутком времени, но и его может быть достаточно, чтобы принести таксопарку расходы, поэтому нужно постараться с самого начала выбрать именно ту систему налогообложения, которая лучше всего работает в этой отрасли.

Аббревиатура УСН расшифровывается как упрощенная система налогообложения. Если таксопарк выбирает этот вариант — 6% по УСН, это означает, что объектом налогообложения в его случае, то есть объектом, с которого рассчитывается налог, будут его доходы, причем ставка налога равна 6%, а налог рассчитывается поквартально нарастающим образом. Что это значит?

Предположим, что доход нашего таксопарка за 1 квартал составляет 100 000 рублей. Тогда 6% от 100 000 рублей — 6 000 рублей мы должны выплатить в качестве налоговых отчислений.

Во 2 квартале доходы таксопарка составили 80 000 рублей. Здесь нужно быть внимательными и помнить про нарастающий эффект: 6% рассчитываются не с доходов, полученных за 2 квартал, а с доходов с начала года до конца 2 квартала, то есть со 180 000 рублей. 6% от 180 000 рублей — это 10 800 рублей. От полученного числа отнимаем ранее уплаченный налог (6 000 рублей) и получаем 4 800 рублей. Именно столько мы должны выплатить государству в качестве налога за 2 квартал.

В 3 квартале таксопарк в качестве доходов получил 120 000 рублей. Рассчитываем общий доход за 3 квартала: он составляет 300 000 рублей. 6% от 300 000 рублей — это 18 000, из которых нам опять же нужно вычесть ранее выплаченные суммы — 6 000 и 4800. Тогда авансовый платеж за 3 квартал составит 7200.

Схема повторяется и для 4 квартала. Если доходы нашего таксопарка за этот период выросли до 130 000 рублей, то 6% высчитывается с 430 000 рублей и равен 25 800. За вычетом прошлых платежей сумма, которую мы должны выплатить по итогам года, составит 7 800.


15% УСН (доход минус расход)

Этот вид расчета налоговых выплат также относится к упрощенной системе налогообложения, но в этом случае налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами таксопарка и составляет 15%. Эта система отлично подходит тем организациям, у которых расходы высоки в сравнении с доходами. Авансовые или налоговые платежи рассчитываются нарастающим образом по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.

В расходы списываются постоянные и переменные издержки. К ним в случае таксопарка с «подключенцами» относятся:

    арендная плата за помещение, оборудование, офис;

коммунальные платежи (освещение помещения, офиса, затраты на отопление, водоснабжение, телефонную связь и интернет);

зарплата сотрудникам таксопарка;

расходы на рекламу таксопарка;

проценты по банковским кредитам;

расходные материалы (канцелярия, офисная техника, программное обеспечение, вода для кулера, чай, кофе и прочее);

услуги (уборка помещений, настройка оборудования, системное администрирование);

банковские комиссии за переводы;

  • сервис Jump Taxi.

  • Так как у таксопарка с «подключенцами» нет своей территории, то в его расходы не списываются:

      арендная плата за землю;

    налоги на недвижимость и землю;

  • расходы по охране территории.

  • Возвращаемся к нашему таксопарку. Скажем, что его расходы за 1 квартал составили 340 000 рублей при доходе в 350 000 рублей. 15% рассчитывается с разницы между 350 000 и 340 000 — 10 000 рублей, то есть авансовый платеж для нашего таксопарка за 1 квартал составит 1 500 рублей.

    Если за 2 квартал доходы таксопарка составили 200 000 рублей, а расходы — 180 000 рублей, то также находим разницу между ними и высчитываем от нее 15% — это 3 000 рублей.

    За 3 квартал таксопарк в качестве доходов получил 250 000 рублей, а его расходы уместились в 235 000 рублей. Авансовый платеж за 3 квартал составит (250 000 - 235 000)*15% — 2 250 рублей.

    Наконец, в 4 квартале таксопарк подсчитал свои доходы и расходы и получил 200 000 рублей и 185 000 рублей соответственно.

    Рассчитываем сумму налога к уплате по итогам года. Суммируем доходы за четыре квартала и получаем доход за год — 1 000 000 рублей. Расходы за год рассчитываем тем же способом, но суммируем, соответственно, расходы и получаем 940 000 рублей. Тогда сумма налога по итогам года составит (1 000 000 - 940 000)*15 — 9 000 рублей.

    Так как таксопарки не всегда работают в плюс, по итогам года их расходы могут превысить доходы, но это не означает, что налог для них будет нулевым. Чтобы избежать этой ситуации, рассчитывается минимальный налог, который составляет не менее 1% от всех доходов, полученных за год. В нашем случае он будет равен не менее 1% от 1 000 000 рублей — это 10 000 рублей.

    Сравниваем полученное число с суммой налога по итогам года. К оплате идет наибольшее, то есть 10 000 рублей.

    Начать бизнес в сфере таксопарков гораздо легче, чем удержаться в нём. Такая работа находится под пристальным вниманием государства из-за регулярных денежных переводов. А ещё она включает в себя сложный расчёт налогов, организацию работы водителей, аренду автомобилей и онлайн-кассы.

    Разобрались в тонкостях работы вместе с главным бухгалтером «Содействия» Аллой Нагородной и экспертом сервиса для таксопарков в Точке Геннадием Козловым.

    Начало работы

    В этом разделе мы рассказываем о том, как начинающему таксопарку выбрать форму регистрации, какой указать ОКВЭД и какая налоговая система больше подходит. Если вам интересно, жмите на кнопку ниже.

    1. Выберите форму регистрации бизнеса.

    Зарегистрировать ИП проще и дешевле, а ещё на него меньше налоговая нагрузка. Зато юридическое лицо позволяет привлечь несколько учредителей, и проще заключать сделки с другими компаниями, так как ООО вызывает больше доверия, чем ИП.


    Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

    «Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Отчётности у ИП меньше и оформить его немного проще. Но важно учитывать, что ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО».

    2. Укажите соответствующие коды ОКВЭД.

    Указывать коды ОКВЭД необходимо, чтобы у налоговой не возникало вопроса, какой именно деятельностью вы занимаетесь. Все существующие ОКВЭД собраны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Свежая версия — ОК 029−2014. Коды содержат от 2 до 6 цифр, но по приказу ФНС России нужно указать те, которые имеют не меньше 4 цифр.

    Выберите подходящий ОКВЭД в зависимости от вашей деятельности:

    • если у вас свой парк автомобилей, указывайте код 49.32 — деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
    • если в вашем парке есть автобусы, выберите код 49.39 — деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включённая в другие группировки.
    • для таксопарков с грузовым такси подойдёт код 49.41 — деятельность автомобильного грузового транспорта.

    если вы работаете как посредник между водителями и агрегаторами Яндекс, Гетт, Убер, Ситимобил и другие, указывайте код 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.

    ОКВЭДы для такси можно добавить к тем, что уже имеются у вас, если вы ведёте и другой бизнес.

    3. Выберите налоговую систему

    Для организаций варианта всего два: упрощённая система и общая, индивидуальные предприниматели могут ещё выбрать патентную систему.

    Патентная система. Самый оптимальный вариант: налоговую декларацию сдавать не нужно, нет уплаты НДС, а вместо всех налогов только покупка патента. Стоимость патента можно рассчитать в онлайн калькуляторе на сайте ФНС. Но есть ограничения: использовать его могут только индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность наёмных работников не превышает 15 человек, а годовой доход не превышает 60 миллионов рублей.

    Упрощённая система. В ней есть два варианта начисления налога: 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами. Для таксопарка с собственным авто выгоднее «Доходы минус расходы», но в нём больше сложностей с бухгалтерией. К вычету могут принять только регламентируемые в законе расходы и только с закрывающими документами.

    У этой системы тоже есть свои ограничения:

    • число работников не больше 100;
    • доход за год меньше 150 миллионов рублей;
    • остаточная стоимость основных средств в течение года не превысила 150 миллионов рублей;
    • доля участия юрлиц в УК 25% и ниже;
    • нет филиалов.

    Общая система. Подойдёт таксопаркам, ориентированным на масштабирование бизнеса и открытие филиалов. В общей системе нет ограничений по доходам, сотрудникам и стоимости активов. Но на ней вы обязаны вести полноценный документооборот всех финансовых операций, платить подоходный налог, налог на имущество и налог на добавленную стоимость. Вдобавок на общей системе сложно оформлять и сдавать отчётность. Вам придётся нанимать бухгалтера, а водителям учитывать и правильно оформлять все приходные органы и квитанции за каждый заказ.

    Подключение к агрегатору

    Для того чтобы упростить работу с заказами и сократить расходы на организацию службы такси, подключитесь к агрегатору.

    Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

    Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

    Организация работы водителей

    После того как разобрались с бумагами и выбрали агрегатор, займитесь персоналом. Организация работы водителей сильно различается в зависимости от схемы работы вашего таксопарка.

    Если есть собственный автопарк, вы можете сдавать авто в аренду или нанять водителей в штат. Чтобы сдавать авто в аренду, заключите с водителем посуточный договор аренды. Стоимость списывается ежедневно с электронного кошелька водителя или вносится им наличными. Вам нужно будет уплачивать налог с суммы получаемой аренды, а вот водителю придётся принимать решение, как он будет отчитываться перед ИФНС.


    Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

    «Такспопаркам удобнее всего сотрудничать с водителями, у которых есть ИП. При этом они могут выбрать налоговую систему НПД — налог на профессиональную деятельность. Водитель становится арендатором и работает по договору аренды. Он позволяет экономить на зарплатных налогах, ведении кадрового учёта, социальном обеспечении арендатора. А все расходы по содержанию транспорта идут в затраты самого таксопарка».

    Нанимать водителей в штат выгодно тем, кто хочет выстраивать долгосрочное сотрудничество и обучать под собственные критерии. Но стоит учитывать, что придётся вести кадровый и зарплатный учёт, выплачивать налоги за каждого сотрудника и отчитываться по выплаченным вознаграждениям.

    Как считать и платить: зарплата сотрудников и страховые взносы

    Стандартная модель работы с водителями в таком случае — 50/50. Выручка с одной машины за смену делится пополам между водителем и таксопарком. В этом случае водитель не платит аренду, не заправляет авто и даже не заботится о смартфоне для работы — всё это предоставляет парк.

    Если автопарка у вас нет, заключите агентский договор с водителями на личных авто. Водитель получает вознаграждение за вычетом вашей комиссии, самостоятельно рассчитывает 13% и сдаёт 3-НДФЛ в конце отчётного периода. Подписать договор можно лично в офисе, с помощью электронной подписи, обменяться сканами или составить договор-оферту и разместить у себя на сайте. Когда водитель регистрируется на вашем сайте, он ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договора он считается заключенным.

    Что такое оферта и как её использовать в бизнесе

    Выплаты водителям: что за 302 счёт

    Таксопарки ежедневно получают деньги от агрегаторов и отправляют их водителям. Мало того, что на это уходит куча времени, такая активность ещё и вызывает вопросы со стороны государства.


    Геннадий Козлов, эксперт сервиса для таксопарков в Точке:

    «Чтобы облегчить финансовое взаимодействие между агрегаторами такси, таксопарком и его водителями мы в Точке совместно с Qiwi разработали сервис. В нём вы можете управлять финансами и автоматизировать выплаты водителям».


    Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям


    Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям

    Сервис работает так. Пассажир оплачивает поездку, деньги уходят агрегатору. Тот отправляет их на ваш счёт в Точке. Далее сделайте перевод на 302 счёт в Qiwi денег, которые нужно оплатить водителям. Доходные деньги остаются на вашем расчётном счёте. Таким образом денежный поток разделяется, что удобно для бухгалтерского учёта. А потом со счёта Qiwi деньги отправляются водителям: на карту или на электронный Qiwi кошелёк.

    Преимущества сервиса

    1. Водители получают деньги мгновенно. Никаких лимитов на выплаты в сутки или в месяц. Дайте доступ в приложение вашим водителям: они смогут выводить деньги круглосуточно по вашим комиссиям. Это делает работу с таксопарком комфортной, и водители надолго остаются с вами.

    2. Расчёты с водителями происходят автоматически, вы не тратите время на внесение информации каждый раз перед отправкой. Таксопарку достаточно один раз настроить выплаты, а потом просто подтверждать их в приложении.

    3. Снижается нагрузка на бухгалтерию. Сервис предоставляет акты: сколько денег перешло, сколько комиссии оплатили. А налоговая видит, где ваши доходы, а где оплата водителям.

    4. Интеграция со всеми агрегаторами. В сервисе Точки легко выставить лимиты и комиссии для каждого агрегатора. А для тех, кто работает с Яндекс.Такси или Ситимобил, сервис убережёт и от кассовых разрывов: поступления в таксопарк от этого агрегатора будут идти круглосуточно в любой день недели.

    5. Защита от мошеннических атак. Если мошенники скомпрометирует ваш расчётный счёт, то вывести деньги с 302 счёта у них не получится. Вывод средств с него возможен только на то юрлицо, на которое открыт 302 счёт. Если мошенники каким-то образом просочатся в 302 счёт — Qiwi гарантирует полное возмещение ущерба.

    6. Проверка недобросовестных водителей. Сервис анализирует поездки по 10 критериям и защитит от мошенничества. Водитель не сможет вывести деньги, если возникнет спорная ситуация.

    7. Защита от блокировок по 115-ФЗ. Комплаенс менеджер Точки вникнет в ваш бизнес и объяснит, как правильно работать со счётом и контрагентами, чтобы сохранить деловую репутацию и избежать штрафов. Если возникают вопросы по вашему бизнесу, мы не блокируем счёт, а просим предоставить документы.

    Для подстраховки по выплатам подключите овердрафт от Qiwi. С его помощью парки смогут выплачивать деньги водителям вне зависимости от поступления денег от агрегаторов, выходных и праздничных дней. Для подключения овердрафта просто напишите в чат Точки.

    Онлайн-касса для такси

    Если вы работаете с агрегаторами, то беспокоиться об онлайн-кассе не нужно. Клиенты получат чек за услуги через мобильное приложение от самого агрегатора такси.

    Таксопарки, которые выстраивают работу самостоятельно, по 54-ФЗ обязаны применять ККТ. Штраф за невыдачу печатного или электронного чека пассажиру — от 2 000 до 10 000 рублей. Если в компании совсем не применяется касса — 30 000 рублей за каждый невыданный чек.

    Вопрос-ответ про онлайн-кассы

    Есть несколько вариантов установки касс. Два самых популярных: поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика или установить облачную кассу.

    Поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика. Водитель устанавливает приложение на смартфон. Через него он передает информацию об оплате в диспетчерскую. Касса в офисе проводит оплату, данные возвращаются водителю и он отправляет пассажиру электронный чек.

    Пример: Атол 20-ф

    Плюсы: централизованная фискализация, водителю не надо тратиться на покупку кассы.

    Минусы: за фискализацию несёт ответственность таксопарк. Перебои с электричеством или другое ЧП — работа встаёт. За каждый аккаунт водителя в приложении придётся платить.

    Стоимость: 30 900 ₽ за 15 месяцев.

    В эту сумму входит:

    • Касса — 21 400 ₽;
    • Фискальный накопитель — 8 000 ₽;
    • Подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽

    Установить облачную кассу для такси. В этом случае кассовый аппарат перевозчику приобретать не нужно, он берётся в аренду и уже, как правило, подключён к ОФД.

    Пример: облачная касса от Точки

    Плюсы: ответственность за фискализацию несёт Точка, не надо заморачиваться за смену накопителя и ОФД по их окончанию.

    Минусы: постоянные расходы на оплату аренды.

    Стоимость: 39 500 ₽ за 15 месяцев.

    В эту сумму входит:

    • аренда кассы — 30 000 ₽ (6 000 ₽ за 3 месяца);
    • фискальный накопитель — 8 000 ₽;
    • подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽.

    Дополнительно оплачивается стоимость доступа одного сотрудника — от 200 ₽.

    Коротко

    1. Чтобы начать работу таксопарка, выберите форму регистрации бизнеса, налоговую систему и укажите соответствующие коды ОКВЭД.
    2. Самая оптимальная система налогообложения для небольших таксопарков — патент. Если у вас больше 15 сотрудников, выбирайте упрощёнку. А если вы хотите открывать филиалы и масштабировать бизнес — ОСН.
    3. Если не хотите заморачиваться с диспетчерской и упускать клиентов, подключитесь к агрегатору. Но учтите, что придётся конкурировать с таксопарками, работающими с теми же агрегаторами, а также платить комиссию.
    4. Есть два варианта организовать работу с водителями: нанять водителей в штат и сдавать им свои авто в аренду или заключить агентский договор с водителями на личных авто.
    5. Чтобы не было вопросов со стороны государства и налоговых органов, продумайте и организуйте систему выплаты водителям. Или подключите сервис Точки, чтобы он делал это за вас.
    6. От онлайн-кассы в авто освобождены только водители, применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход».

    Полезная рассылка для бизнеса

    Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

    Читайте также: