Транспортный налог в строительстве

Опубликовано: 13.05.2024

Как ясно из названия налога, его плательщиками являются владельцы транспортных средств. Какой формулой воспользоваться для расчета, в какие сроки перечислить транспортный налог — эту информацию вы найдете в статье.

Налог на транспорт платят собственники транспорта. Налог является региональным, то есть ставка транспортного сбора зависит от решения региональных властей.

Все нюансы, касающиеся транспортного налога для юридических лиц, есть в гл. 28 НК РФ.

Чаще всего налог исчисляют с автомобилей и автобусов, которые есть на балансе компании. Однако при специфической деятельности налог платится и с другого вида транспорта. Например, яхт-клуб, сдающий в аренду лодки, катера или яхты, будет платить налог с этого водного транспорта. Но следует учитывать, что не все виды транспорта попадают под налогообложение. Их перечень можно найти в ст. 358 НК РФ.

С 2021 года организации будут сами сообщать в налоговую о том, какой налогооблагаемый транспорт у них имеется. Это необходимо, если инспекторы указали в сообщении об уплате налога не весь транспорт или не отправили сообщение вовсе. Срок подачи сообщения за 2020 год — 31 декабря 2021 года.

Ставка транспортного налога для юридических лиц в 2021 году

Главный критерий, исходя из которого устанавливается ставка на тот или иной вид транспорта, — мощность двигателя. Чем мощнее транспорт, тем выше налог.

Все ставки указаны в рублях на 1 л. с. В ст. 361 НК РФ ставки по видам транспорта представлены в виде таблицы.

Важно помнить, что чаще всего регионы меняют значение ставок. Им разрешено делать их меньше или больше. Но итоговое значение не должно отличаться от федеральных ставок более чем в 10 раз.

Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами в 2021 году

С 2021 года утвердили единый срок платежа по транспортному налогу. Он больше не зависит от региона и одинаков для всей России.

Организации обязаны заплатить транспортный налог за истекший год не позднее 1 марта следующего года. Таким образом, налог за 2020 год компании платят до 01.03.2021.

Регионы по-прежнему вправе установить свой порядок перечисления налога и обязать организации перечислять авансовые платежи. При этом сроки уплаты авансов регионы больше не устанавливают, они тоже одинаковы для всей РФ:

  • 30.04.2021 — авансовый платеж за 1 квартал;
  • 02.08.2021 — авансовый платеж за 2 квартал;
  • 01.11.2021 — авансовый платеж за 3 квартал.

Расчет транспортного налога для юридических лиц

Для вычисления суммы налога компании потребуется знать три величины: налоговую базу по транспортному средству, ставку налога и время владения транспортом. Для дорогих машин полученное значение следует умножить на специальный коэффициент (ст. 362 НК РФ).

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Для транспорта с двигателем — лошадиные силы, для воздушных судов с реактивным двигателем — паспортная тяга, для водных несамоходных судов — валовая вместимость по документам, а для остального транспорта — единица транспортного средства.

Пример № 1. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi А3 мощностью 102 л. с. Машина Audi А3 куплена в 2016 году. Стоимость автомобиля 1 230 000 рублей, поэтому повышающий коэффициент не применяется. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 102 = 958,80 рубля.

Пример № 2. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi мощностью 140 л. с. Audi куплена и поставлена на учет 03.03.2018. Стоимость автомобиля 3 270 000 рублей, год выпуска 2018, поэтому применяется повышающий коэффициент 1,5. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 140 х 1,5 х (10/12) = 1 645 рублей.

Отчетность

Отчет по транспортному налогу за 2020 год и будущие периоды сдавать не нужно. Последний раз декларацию по транспортному налогу плательщики подавали по итогам 2019 года до 1 февраля 2020 года. Сейчас ИФНС будут принимать только декларации за периоды до 2020 года и уточнения к декларациям, поданным в 2020 году из-за реорганизации.

Теперь организации сами рассчитывают и перечисляют налог в бюджет, а контролировать правильность уплаты будет налоговая. Результаты своих расчетов инспекция отразит в сообщении по утвержденной форме.

"Главбух". Приложение "Учет в строительстве", N 3, 2003

На балансе строительных организаций числится много транспортных средств различного функционального назначения. В практической деятельности работников бухгалтерских служб основные вопросы возникают при исчислении транспортного налога по специальным и специализированным машинам. О том, в чем существенное отличие в порядке начисления транспортного налога по сравнению с ранее уплачивавшимся налогом с владельцев транспортных средств, рассказывается в нашей статье.

Об общем порядке расчета и уплаты транспортного налога читайте в рубрике "Налогообложение" журнала "Главбух", N 2, 2003, с. 40.

Зарегистрировал транспорт - плати

Глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2003 г. Транспортный налог является региональным. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов России отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты РФ сами определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщиками этого налога являются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения (ст.357 Налогового кодекса РФ).

Обязанность регистрировать наземные транспортные средства установлена в п.3 ст.15 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Согласно этому Закону транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации только после их регистрации и выдачи соответствующих документов.

Наземные ТС регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства. А это означает, что плательщиками транспортного налога признаются только собственники транспортных средств. Регистрируются автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные машины с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. Если объем двигателя ТС меньше, то регистрировать его и начислять налог не нужно.

Таким образом, основным отличием транспортного налога от ранее существовавшего налога с владельцев транспортных средств для налогоплательщиков является то, что раньше налог платил тот, кто эксплуатировал транспортное средство. Теперь налог уплачивается собственниками зарегистрированных транспортных средств.

Классификация автотранспортных средств

Ставки транспортного налога различны для разных категорий транспортных средств. Иногда они отличаются в несколько раз. Как определить, к какой категории относится то или иное специализированное транспортное средство (бетономешалка, кран, экскаватор)? Для определения категории исходить следует из данных, зафиксированных в первичных документах на транспортное средство (паспорт ТС) и документах о его регистрации.

С классификацией легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов проблем обычно не возникает. Они регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств.

Для зарегистрированных в ГИБДД машин ставки налога определяются исходя из мощности двигателя. В ст.361 Налогового кодекса РФ приведены базовые ставки налога. Ставки, введенные региональными законами, могут отличаться от базовых, но не более чем в 5 раз в ту или иную сторону. Таким образом, ставка налога на один и тот же вид транспортного средства в одном регионе может быть в 25 раз ниже, чем в другом. Это следует учитывать при оптимизации налогообложения предприятиям с развитой филиальной сетью.

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Кроме того, в Инструкции по заполнению Налоговой декларации по транспортному налогу в разд.7 приведены коды видов транспортных средств, применяемые для целей налогообложения, и соответствующие им коды по ОКОФ.

Коды транспортных средств приведены в рубрике "Справочник" на с. 94.

При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно также обратиться к Краткому автомобильному справочнику, разработанному Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России.

Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу облагаются налогом по единой ставке независимо от мощности их двигателя. Специальные транспортные средства регистрируются в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). Правила регистрации утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. N 785.

Автомобили и тракторы, а также их прицепы, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, транспортными средствами не считаются и рассматриваются как здания и оборудование. К такому оборудованию относятся, например, вагончики-бытовки, передвижные трансформаторные установки, передвижные кухни, душевые и пр. Следовательно, и транспортным налогом они не облагаются. Так сказано в Методических рекомендациях по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

Пример 1. ОАО "Стройцентр" имеет следующие транспортные средства на балансе по состоянию на 1 июля 2003 г.

10 июля 2003 г. автобус с мощностью двигателя 220 л. с., приобретенный в 2001 г., продан. Рассчитаем транспортный налог по всем автомобилям.

  1. По грузовикам:

110 л. с. x 8 руб. x З шт. + 160 л. с. x 10 руб. x 4 шт. + 255 л. с. x 13 руб. x 2 шт. = 15 670 руб.

  1. По бетономешалкам:

170 л. с. x 10 руб. x 3 шт. = 5100 руб.

  1. По автобусу, оставшемуся на балансе предприятия:

152 л. с. x 10 руб. = 1520 руб.

  1. По легковым автомобилям:

120 л. с. x 7 руб. x 4 шт. = 3360 руб.

  1. По экскаватору:

160 л. с. x 5 руб. = 800 руб.

Для расчета принимаются ставки налога, установленные в ст.361 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание на то, что в регионах могут применятся другие ставки.

Рассчитаем транспортный налог по проданному автобусу. Для этого обратимся к тексту п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ, где отмечается, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение налогового периода расчет суммы налога производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В нашем примере автобус состоял на балансе предприятия 7 месяцев (включая июль), следовательно, коэффициент составляет:

7 мес. : 12 мес. = 0,583.

В этой ситуации сумма транспортного налога по проданному автобусу составит:

220 л. с. x 20 руб. x 0,583 = 2565,20 руб.

После этого бухгалтер ОАО "Стройцентр" может сделать проводку по начислению налога:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Транспортный налог"

  • 29 015,20 руб. (15 670 + 5100 + 1520 + 3360 + 800 + 2565,20) - начислен транспортный налог за 2003 г.

Для целей налогообложения прибыли сумма исчисленного транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом написано в п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. При признании доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде налогов признается дата начисления налогов (пп.1 п.7 ст.272 Налогового кодекса РФ). Часто строительные организации сдают собственные транспортные средства в аренду. Как отражается в этом случае в учете транспортный налог?

Поскольку плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств может быть только их собственник, то сдача указанных средств в аренду не повлечет за собой перемены плательщика транспортного налога. Единственным нюансом для бухгалтерского учета в этом случае является то, что для строительной организации сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности. Следовательно, сумма начисленного транспортного налога по машинам, предоставленным в аренду, может быть признана операционным расходом согласно п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Пример 2. ООО "Строймеханизация" сдает в аренду автокран с мощностью двигателя 175 л. с. с 1 марта 2003 г. Срок аренды установлен до 31 декабря 2003 г. В январе и феврале 2003 г. кран использовался предприятием для производственных нужд. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по этому транспортному средству составляет 2000 руб. Предоставление имущества в аренду - не основная деятельность ООО "Строймеханизация".

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки ежемесячно с марта 2003 г. в течение срока договора аренды (10 месяцев):

Дебет 76 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

  • 6000 руб. - отражена выручка от сдачи в аренду автокрана;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68

  • 1000 руб. - начислен НДС с суммы арендной платы;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 02

  • 2000 руб. - начислена амортизация по переданному автокрану;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 99

  • 3000 руб. (6000 - 1000 - 2000) - отражен финансовый результат от сдачи в аренду автокрана.
  1. Рассчитаем коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран работал на строительстве:

2 мес. : 12 мес. = 0,167.

  1. Рассчитаем коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран был сдан в аренду:

10 мес. : 12 мес. = 0,833.

В декабре 2003 г. бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Транспортный налог"

  • 1457,75 руб. (175 л. с. x 10 руб. x 0,833) - начислен транспортный налог за месяцы, когда кран находился в аренде;

Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Транспортный налог"

  • 292,25 руб. (175 л. с. x 10 руб. x 0,167) - начислен транспортный налог за месяцы, когда кран работал на строительстве.

Таким образом, отражение транспортного налога на соответствующих счетах бухгалтерского учета зависит прежде всего от цели использования транспортных средств. Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного налога по нему не будут отражаться в составе расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль.

Декларирование транспортного налога

Формы отчетности по налогу должны определяться регионами самостоятельно. А в тех регионах, где бланк Декларации уже установлен, будет применяться форма, введенная Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125. Это следует из преамбулы к Инструкции по заполнению Налоговой декларации, которая утверждена этим же Приказом. На титульном листе Декларации нужно указать, по какому адресу представляется отчет: по местонахождению организации или ее обособленного подразделения или по местонахождению транспортного средства. Остальные поля титульного листа стандартны.

Раздел 2 о сумме исчисленного налога заполняется на основании данных, указанных в Приложениях А, Б и В В них составляется расчет суммы налога отдельно по каждому наземному, воздушному или водному транспортному средству. В соответствующие графы вносятся данные из паспорта транспортного средства, документа о его государственной регистрации: марка, модель или модификация, назначение или категория транспортного средства, тип транспортного средства, а также идентификационный номер (VIN) по документу о регистрации транспортного средства. Расчеты заполняются по каждому виду транспорта в соответствии с кодами, указанными в разд.7 Инструкции.

Пример 3. Воспользуемся данными из примера 1. ОАО "Стройцентр" придется заполнить пять отдельных листов Приложения А:

  • по автобусам (код 540 03);
  • по грузовым автомобилям (код 520 01);
  • по легковым автомобилям (код 510 04);
  • по бетономешалке (код 590 16);
  • по экскаватору (код 570 01).

Количество месяцев, в течение которых у предприятия на балансе реально числилась та или иная машина в конкретном налоговом периоде, нужно указать в графе 19 Приложения. По строке, заполненной на проданный в июле автобус, в графу 19 будет внесено количество полных месяцев владения - 7.

Транспортный налог относится к региональным. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют для организаций:

  • налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и условия для их применения.

Все эти сведения по транспортному налогу смотрите на официальном сайте региона.

Какие организации платят транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Транспортный налог платят организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортный налог не платят FIFA и ее дочерние организации, национальные футбольные ассоциации, Организационный комитет «Россия-2018» и другие компании, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности и использоваться для подготовки и проведения чемпионата.

Какие транспортные средства облагаются налогом


Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие машины и механизмы. Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Когда отчитываться и платить транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Для организаций налоговый период — календарный год, отчетный период — первый, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а оставить лишь годовую отчетность.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей тоже устанавливают регионы. Срок уплаты налога не может быть раньше срока подачи декларации, который указан в п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса. Сейчас это 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации подают декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для водных транспортных средств (кроме маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • для воздушных транспортных средств — место нахождения организации, на которую зарегистрировано транспртное средство;
  • для других транспортных средств — место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.

Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в регионе и зависят от характеристик транспортного средства, указанных в технической документации:

  • для транспортных средств с двигателями — от мощности двигателя в лошадиных силах,
  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями — от суммарной паспортной статической тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы,
  • для водных несамоходных транспортных средств — от валовой вместимости.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Ставки транспортного налога по регионам и годам приведены здесь.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса.

Как рассчитать транспортный налог и авансовый платеж по нему

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Региональные власти устанавливают, нужно ли перечислять авансовые платежи или платить транспортный налог по итогам налогового периода. Они могут отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организации самостоятельно исчисляют транспортный налог и авансовые платежи по нему. Авансовый платеж за каждый отчетный период = 1/4 * налоговая база * налоговая ставка.

Для легковых автомобилей с высокой средней стоимостью при расчете налога и авансовых платежей применяют повышающие коэффициенты:

  • если средняя стоимость составляет 3—5 млн рублей включительно и с года выпуска прошло от 2 до 3 лет — коэффициент равен 1,1; от 1 до 2 лет — коэффициент равен 1,3; не более 1 года — коэффициент равен 1,5;
  • если средняя стоимость составляет 5—10 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 5 лет, коэффициент равен 2;
  • если средняя стоимость составляет 10—15 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 10 лет, коэффициент равен 3;
  • если средняя стоимость превышает 15 млн рублей и с года выпуска прошло не более 20 лет, коэффициент равен 3.

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством. Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации произошли в одном месяце, указанный месяц считается одним полным месяцем.

Сумма налога, которую организация платит по итогам налогового периода, равна разнице между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в налоговом периоде.

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Здесь вы можете легко вести бухучет, начислять зарплату и отправлять отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Одной из последних тенденций в реформировании государственной политики управления экономикой стало развитие долгосрочного и среднесрочного планирования развития экономики. Примером этого является переход на формирование трехлетних государственных бюджетов, переход на программно-ориентированный бюджет, разработка программного документа «Стратегии 2020» и формирование пула долгосрочных целевых программ на десятилетний период. В связи с принятием Федеральной целевой программы «Развития транспортной системы России 2010-2019гг.», амбициозной в части строительства новых объектов инфраструктуры, перед субъектами Российской Федерации возникает необходимость значительного увеличения расходов на финансирование расширения дорожной сети и ее глубокой реконструкции И в силу того, что основным источником финансирования являются средства государства, полученные преимущественно из налоговых источников, то вопрос касается необходимости совершенствования налоговых источников финансирования дорожной сети.

Проблема недостатка обеспеченности поступлениями от автовладельцев – пользователей дорог – расходов на поддержание качества дорожного полотна и развития дорожной инфраструктур является актуальной для всех регионов страны, вне зависимости от развитости дорожной сети и владельцев автотранспортных средств. Примером может являться Москва – один из крупных транспортных узлов нашей страны и регион с наибольшим количеством автовладельцев.

Исполнение дорожного фонда г. Москвы в 2012г. характеризуется следующими показателями:

Таблица 1 Показатели дорожного фонда г. Москвы. Источник: Департамента экономической политики и развития города Москвы

Объем ассигнований Дорожного фонда города Москвы

Акцизы на автомобильное топливо, подлежащие зачислению в бюджет субъект города Москвы

Другие источники (общие доходы города Москвы)

Объемы финансирования из Дорожного фонда города Москвы по основным направлениям расходования

Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них

Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них

Обеспечение транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Содержание подведомственных государственных учреждений, осуществляющих управление дорожным хозяйством

Осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования, финансируемых за счет средств Дорожного фонда города Москвы

Во-первых, значительная часть поступлений в фонд формируется не из средств местных автовладельцев, а за счет бюджетных трансфертов из федерального бюджета. В определенной мере данная структура вызвана исполнением Москвы представительской функции, возложенной на нее статусом столицы государства, и связанных с этим статусом значительным пассажиро- и грузопотоком через город. Однако данные потоки, в т.ч. транзитные, ведутся преимущественно через федеральные трассы, находящиеся в ведении федерального дорожного фонда, и обслуживание/строительство которых не находится в ведении дорожного фонда г. Москвы, что видно из его направлений расходов. Таким образом, на взгляд автора, значительная часть расходов по дорожному строительству, которая могла быть отнесена непосредственно на пользователей дорог, финансируется за счет общих бюджетных доходов и общих налоговых поступлений, что не является обоснованным.

Во-вторых, отсутствует взаимосвязь между объемами налоговых поступлений и реальным износом дорожной сети региона, что вызвано в первую очередь особенностями налоговых баз налогов, уплачиваемых автомобилистами. Так, налоговая база транспортного налога рассчитывается от мощности двигателя автотранспортного средства и, следовательно, не находится в какой-либо корреляции с реальным износом, причиняемому дорожному полотну налогоплательщиком. По сути данный налог является имущественным и призван исполнять скорее фискальную функцию для наполнения региональных бюджетов, которая была актуальна до введения дорожных фондов. Однако после их создания и утверждения «Стратегии 2020», в которой в части реформы транспортной сети был констатирован переход на принцип покрытия дорожных расходов автовладельцами, существующий механизм транспортного налога устарел.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы автор видит в изменении налоговой базы и порядка исчисления ряда налогов и сборов, а также направления их использования. Целесообразно за каждым из направлений расходования средств на дорожную инфраструктуру закрепить отдельный налоговый источник (совокупность налоговых источников), наиболее тесно взаимосвязанных с основными факторами (драйверами), вызывающих данные затраты.

Так, чтобы сделать транспортный налог соответствующим объявленному курсу реформ по повышение целевого покрытия дорожных расходов автовладельцами, необходимо переосмысление его роли в общей структуре дорожных налогов. Если топливные акцизы являются оптимальным из существующих налоговых источником финансирования расходов на ремонт и поддержание текущей дорожной сети, то транспортный налог может быть использован в качестве целевого источника финансирования второй по объему статьи расходов дорожных фондов – расходы на реконструкцию и строительство дорог. Главное и самое радикальное изменение в механизме транспортного налога, которое требуется сделать – это изменение налоговой базы налога. Мощность двигателя как налоговая база должна быть заменена на иной критерий распределения налоговой нагрузки, связанной со строительством дорог. В силу ограниченности возможностей по расширению сети автомобильных дорог в пределах районов с плотной застройкой или исторической ценности, эффективной мерой повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры при постоянном или умеренно увеличивающемся количестве автотранспортных средств является сокращение габаритов автомобилей при одновременном увеличении их вместимости и реального использования заявленного количества мест. Исходя из этой концепции эффективным является транспортное средство, которое при равной полезной нагрузке занимает меньшую площадь дорожного пространства. Соответственно автор предлагает в качестве налоговой базы транспортного налога для легковых автомобилей использовать габаритную сумму автомобиля, таким образом распределяя налоговую нагрузку пропорционально габаритам транспортного средства: чем больше дорожного пространства, являющегося ограниченным общественным благом, занимает транспортное средство, тем больше его владелец должен нести расходов по развитию сети, необходимость которого вызвана в том числе и эксплуатацией транспортного средства.

Также из-за различий в характере использования целесообразно в составе объектов налогообложения разделять легковой и грузовой транспорт, однако рассмотрение вопроса об изменении транспортного налога для грузовых автомобилей останется за рамками данной статьи. При рассмотрении механизма измененного транспортного налога необходимо учесть ряд важных уточнений:

1. Итоговая ставка транспортного налога складывается из двух составляющих: федеральной и региональной, которые рассчитываются исходя из потребностей в развитии федеральных и региональных дорог.

2. Налог на легковые автомобили подлежит уплате только при превышении предъявляемых требований к габаритам автотранспортного средства.

3. Налог выполняет роль механизма перераспределения налогового бремени между автовладельцами в зависимости от степени рациональности использования автомобиля.

4. Расчет транспортного налога должен вестись налоговыми органами на основе данных, предоставляемых государственными органами. Предоставление дополнительной информации, влияющей на величину налога, является правом налогоплательщика.

5. Плательщиком транспортного налога является физическое лицо или юридическое лицо - владелец транспортного средства.

Механизм обложения транспортным налогом легкового транспорта состоит из нескольких этапов.

1. Определение фактической габаритной суммы (ФГС), т.е. суммы габаритов (длины и ширины автомобилей согласно данным производителя) всех автомобилей, которыми владеет налогоплательщик.

2. Определение нормативной габаритной суммы (НГС).

Социологические исследования утверждают, что для удовлетворения всех повседневных нужд среднестатистической паре взрослых человек достаточно одного автомобиля класса B. Автомобили данного класса не превышают 3,9 м. по длине и 1,7 м. по ширине, что позволяет нам утверждать, что 5,6 м. и будет НГС, т.е. каждый владелец автомобиля может иметь 5,6 м. габаритной суммы, свободной от налогообложения. Помимо основного НГС возможно разработка дополнительных прибавок габаритной суммы социального характера. Так, для каждого несовершеннолетнего члена семьи может быть предусмотрена не облагаемая налогом прибавка к НГС в размере 1 м., которая может использоваться только в отношении одного автомобиля. Сумма НГСи прибавок составляет итоговое значение НГС.

3.Определение габаритной разницы (ГР) путем вычитания НГС из ФГС. Полученный положительный остаток (он же ГР) и будет положен в основу для исчисления налоговой базы. Сумма платежа транспортного налога будет вычисляться как произведение ГР на налоговую ставку (руб. / 10 см. габаритной разницы)

Стоит отметить, что исходя из принципа целевого характера формирования величина ставок дорожных налогов должна устанавливаться исходя из целевых показателей долгосрочной стратегии развития транспортной структуры и трехлетнего бюджета, таким образом минимизируя возможную излишнюю налоговую нагрузку или недофинансирование дорожной отрасли. Для оценки величины транспортного налога, рассчитанного по предлагаемой методике, приведем иллюстративный расчет региональной составляющей данных налогов на примере цифр бюджета Москвы 2012г.

В 2012г. плановая величина расходов московского дорожного фонда на строительство и реконструкцию составила 48,97 млрд. руб., которые должны покрываться поступлениями от региональной ставки транспортного налога. Принимая во внимание, что транспортный налог имеет разный механизм расчета для грузового и легкого автотранспорта, то первоначально необходимо произвести плановое распределение расходов по дорожному строительству между этими двумя транспортными средствами. Распределение производится исходя из приоритетов налоговой политики на очередной год и обеспечения относительно нее оптимальной налоговой нагрузки между всеми налогоплательщиками. Для демонстрации предположим, что 70% расходов на дорожное строительство (34,28 млрд. руб.) было отнесено на покрытие поступлениями с легкового транспорта.

Расчет будет вестись на предпосылке, касающейся соотношения автовладельцев и транспортных средств. В силу отсутствия в публичном доступе информации об автовладельцах в требуемой детализации, предлагается использовать имеющиеся публичные данные для приблизительного расчета средней необлагаемой габаритной суммы автомобиля. Так, проведенный в апреле 2013г. опрос ВЦИОМ констатировал, что у 43% опрошенных в семье есть 1 автомобиль и у 4% более одного автомобиля на семью. Принимая данные этого опроса во внимание, можно сделать вывод, что средняя необлагаемая габаритная сумма составит 5,6 м.

Таблица 2 Параметры расчета транспортного налога с легковых автомобилей Москвы. Источник: Росгосстат.

Количество легковых автомобилей на конец 2011г., тыс. шт.

Количество легковых автомобилей на конец 2012г., тыс. шт.

Среднее количество легковых автомобилей 2012г., тыс. шт.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Принадлежащие компании автомобили облагаются транспортным налогом. Кроме того, поскольку техника учитывается в составе основных средств, организация, применяющая общую систему налогообложения, должна включать ее стоимость в расчет налога на имущество. Обратите внимание: компании на «упрощенке» налог на имущество не платят, но от транспортного налога не освобождены.

Рассмотрим особенности уплаты этих налогов.

Итак, по собственным транспортным средствам налог начисляется по ставкам, установленным местным законодательством. Как правило, сам расчет трудностей не вызывает. Однако довольно часто строительный бизнес рассредоточен по разным регионам. Поэтому у бухгалтеров часто возникает вопрос: в бюджет какого субъекта РФ платить налог, если автомобиль поставлен на учет в одном регионе, а фактически эксплуатируется в другом – по месту осуществления строительства?

Порядок такой: компания должна перечислять транспортный налог по месту государственной регистрации транспортного средства (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Если же у строительной организации есть обособленные подразделения, машины можно зарегистрировать как по местонахождению головного отделения, так и по местонахождению одного из ее подразделений, указанных

Если автомобиль поставлен на учет в ГИБДД по местонахождению головного отделения компании, транспортный налог следует платить в бюджет региона, где зарегистрирована компания (независимо от того, где фактически находится автотранспорт).

Если же автомобиль поставлен на учет в обособленном подразделении (например, по месту осуществления строительства), транспортный налог надо платить в бюджет того региона, в котором это подразделение находится.

Если в течение месяца автомобиль был перерегистрирован (переведен из одного обособленного подразделения в другое), то транспортный налог платится в следующем порядке:

– за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, – в бюджет региона, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;

– начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, – в бюджет региона, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.

Такие разъяснения приведены, в частности, в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11.

Как уже было отмечено, транспортные средства, являясь основными средствами строительной компании, облагаются еще и налогом на имущество организаций. В связи с чем возникает вопрос: нет ли здесь двойного налогообложения?

Проблему рассмотрел Конституционный суд РФ в определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О. Судьи пришли к следующему выводу. Двойного налогообложения в данной ситуации не возникает, поскольку объект и налоговая база для каждого налога установлены на основании различных характеристик. Так, налог на имущество исчисляется исходя из стоимости объекта. А транспортный налог – исходя из физических свойств и влияния объекта на состояние дорог общего пользования.

При уплате налога на имущество тоже появляется сомнение, связанное с наличием обособленных подразделений: в какой бюджет платить налог и куда сдавать отчетность, если автотранспортные средства заняты на строительной площадке, поставленной на налоговый учет как обособленное подразделение? Действовать надо так.

Налоговая база по имуществу, подлежащему налогообложению, согласно статье 376 Налогового кодекса РФ, определяется отдельно:

– по местонахождению организации;

– в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса (в том числе и строительная техника, работающая на строительной площадке), включается в налоговую базу по местонахождению головного отделения компании.

Если же движимое имущество числится в подразделении, выделенном на отдельный баланс, платить налог по этому имуществу нужно в бюджет того региона, где находится данное обособленное подразделение.

Пример 1.
Компания ООО «ОблЖилСтрой» зарегистрирована в Москве. Здесь же находится ее головной офис.

В июне 2011 года начато строительство многоквартирного дома в городе Балашихе Московской области.

Была организована стройплощадка, переведена строительная техника. Поскольку на стройплощадке оборудованы стационарные рабочие места на срок более месяца, компания должна встать на налоговый учет по местонахождению стройплощадки. В какой бюджет платить налог на имущество?


Здесь возможны две ситуации.

1. Строительная площадка как обособленное подразделение на отдельный баланс не выделена. В этом случае стоимость работающего на стройке автотранспорта нужно включать в расчет налога на имущество, который сдается в московскую налоговую инспекцию (по местонахождению организации). Туда же перечисляется и налог.

2. Строительная площадка как обособленное подразделение выделена на отдельный баланс. В этом случае стоимость строительной техники включают в расчет налога на имущество, который сдается в подмосковную налоговую инспекцию (по местонахождению подразделения). По реквизитам этой же инспекции надо уплачивать налог.

Как показывает практика, во время проверок налоговики в первую очередь обращают внимание не на документы, удостоверяющие закупку ГСМ (кассовые чеки, накладные и т. п.), а на документы, подтверждающие количество фактически израсходованного топлива. И прежде всего на путевые листы.

Формы. Образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Приведенные в нем формы обязательны лишь для автотранспортных организаций. Однако и остальным компаниям при эксплуатации автомобилей позволено применять путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на ГСМ. Например, строительная организация при эксплуатации грузового автомобиля может использовать путевые листы по формам № 4-С или № 4-П, а при эксплуатации спецтехники (автокрана, бетономешалки, цементовоза и т. п.) – путевой лист по форме № 3 спец.

Компания вправе и самостоятельно разработать бланк путевого листа (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). Но форму такого документа, согласно пункту 4 ПБУ 1/2008, необходимо утвердить в учетной политике. При этом нужно соблюдать определенные требования. Нетиповой бланк должен включать в себя все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152: номер путевого листа, сведения о сроке его действия, о водителе, о транспортном средстве и его собственнике (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). А также отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам.

Заполнение путевого листа. Здесь тоже установлены свои правила.

Путевой лист оформляют в одном экземпляре на каждое транспортное средство. Заполнять его должен уполномоченный работник компании (например, диспетчер). При выезде автомобиля на работу и после его возвращения в гараж путевой лист обязан заверить механик или специалист, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием фамилии, имени и отчества) или соответствующим штампом.

Путевой лист оформляют на каждый день или иной срок не более месяца. Если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на один автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Путевые листы необходимо пронумеровать и заверить печатью (штампом). В наименовании документа, если его форма разработана компанией самостоятельно, лучше указывать тип транспортного средства (например, «Путевой лист грузового автомобиля»).

Следует обратить внимание и на недавнее разъяснение Минфина России, содержащееся в письме от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354. Финансисты отметили, что расходы на потребленные горюче-смазочные материалы можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно установить пройденный автомобилем путь.

Скажем, документами, заполненными на основании данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем.

Правда, как применять такой способ на практике, не совсем ясно. Поэтому во избежание споров с проверяющими, по мнению автора, надежнее все-таки составлять путевые листы.

Самый актуальный вопрос: может ли компания в налоговом учете списать все количество израсходованного топлива, подтвержденное путевыми листами, илисписание происходит только в пределах официальных норм?

Финансисты здесь достаточно категоричны. Их позиция сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, предусмотренных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых импортных марок автомобилей можно использовать нормы, опубликованные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Списывать топливо по другим лимитам (например, установленным компанией самостоятельно) разрешено только в отношении автомобилей, для которых нормы отсутствуют. В этом случае компания вправе ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными специализированными организациями.

До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставленной изготовителем автомобилей. Такая позиция изложена, в частности, в письмах Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15.

Специалисты налоговой службы также считают, что для целей налогообложения прибыли необходимо применять официальные нормы (письма УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253, ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281).

Если вы не хотите проблем с налоговиками, при списании затрат на ГСМ лучше использовать указанные нормы. Однако, если организация готова отстаивать свою позицию в суде, можно сослаться на то, что Налоговый кодекс РФ требования о нормировании данных расходов не содержит (подп. 5 п. 1 ст. 254). А значит, топливо можно списать в пределах фактического расхода.

В арбитражной практике есть судебные решения, вынесенные в подобной ситуации в пользу компаний. Примером может служить постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29.

На сторону налогоплательщиков встал и ВАС РФ в определении от 14 августа 2008 г. № 9586/08. Судьи подтвердили, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Поэтому, если затраты экономически обоснованы и документально подтверждены, их можно полностью включить в состав расходов при расчете налога на прибыль.

Иногда по тем или иным причинам техника временно не используется. Компания может сдать ее в аренду, причем как с экипажем, так и без экипажа. Но и в том и в другом случае с арендатором нужно оформить письменный договор.

По договору аренды с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование; услуги по управлению автомобилем и по его технической эксплуатации, включая текущий и капитальный ремонт. Согласно статье 637 Гражданского кодекса РФ, арендодатель несет расходы на страхование транспортного средства.

Все затраты на содержание транспорта, арендованного без экипажа, оплачивает арендатор. Именно он обязан застраховать транспортное средство, а также проводить его текущий и капитальный ремонт. Иное возможно лишь в том случае, если в договоре прямо определено, что такие затраты несет арендодатель (ст. 646 Гражданского кодекса РФ).

Арендодатель независимо от того, предоставляет он транспорт с экипажем или без, обязан платить транспортный налог. И снова вопрос: как платить налог по автомобилю, сданному в аренду, если арендатор находится на территории другого региона?

По общему правилу транспортный налог уплачивается по местонахождению транспортных средств, то есть по месту их регистрации. Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог по сданному в аренду автомобилю необходимо платить по месту его регистрации в ГИБДД.

Стоимость автомобиля, сданного в аренду, арендодатель также должен продолжать включать в расчет налога на имущество. Никаких исключений для этого случая Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Начисление амортизации производит арендодатель.

В бухгалтерском учете арендодатель может учитывать поступление арендных платежей либо в составе доходов от обычных видов деятельности на счете 90 «Продажи», либо как прочие доходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Свой выбор (в зависимости от отнесения сдачи техники в аренду к предмету деятельности) компания должна закрепить в учетной политике.

Затраты, которые компания-арендодатель несет в связи с предоставлением имущества в аренду, списывают либо на себестоимость ( счет 20 «Основное производство»), либо на прочие расходы (счет 91).

Первый способ списания затрат применяют организации, включающие арендную плату в состав доходов от обычных видов деятельности, второй – организации, которые относят такую плату на прочие доходы.

Пример 2.
ООО «Стройресурс» сдает в аренду временно простаивающую строительную технику. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 141 600 руб. (в том числе НДС – 21 600 руб.).

Расходы на содержание техники – 25 000 руб. (без учета НДС).

Приведем оба возможных варианта учета доходов и расходов.

Вариант 1. В учетной политике закреплено, что доходы по сдаче имущества в аренду учитываются на счете 90 в составе доходов от обычных видов деятельности (доля таких доходов для организации существенна, договоры аренды в течение года заключаются неоднократно).

Бухгалтер ООО «Стройресурс» отражает операции следующими записями:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по арендной плате»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 141 600 руб. – учтена выручка от сдачи в аренду автотранспорта;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 21 600 руб. ((141 600 руб. – 21 600 руб.) × 18%) – начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (10, 60, 70…)

– 25 000 руб. – учтены расходы по сданному в аренду имуществу;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 20

– 25 000 руб. – списаны расходы.

Вариант 2. В учетной политике закреплено, что доходы по сдаче имущества в аренду учитываются в составе прочих доходов на счете 91 (доля таких доходов для организации несущественна). Бухгалтер запишет:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по арендной плате»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 141 600 руб. – учтена выручка от сдачи в аренду автотранспорта;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 21 600 руб. ((141 600 руб. – 21 600 руб.) × 18%) – начислен НДС;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 02 (10, 60, 70…)

– 25 000 руб. – учтены расходы по сданному в аренду имуществу.

Читайте также: