Транспортный налог на трактор

Опубликовано: 29.04.2024

Транспортный налог на трактор

Транспортный налог на трактор — обязательный вид платежа, который выплачивается всеми владельцами такой техники, кроме представителей льготной категории. Сколько придется платить в 2021 году? Какие граждане освобождаются от необходимости уплаты налога? Что учесть при выполнении расчетов, и по какой формуле выполняются вычисления? Эти и другие вопросы поднимем ниже.

Трактор и его категорийность

Весь транспорт, который эксплуатируется на территории РФ, условно делится на несколько категорий. Классификация основана на следующих признаках — технических и ходовых параметрах. В 2021 году машины делятся на семь категорий, среди которых А1 и А2, В, С, D, Е и F. Что касается тракторов, они могут быть отнесены к большей части из указанных «секций». Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства. Выделим основные варианты:

  • «B» — сюда относится транспорт на колесах или гусеницах, если мощность мотора не больше 25,7 кВт.
  • «С». В эту категорию входит техника на колесах, имеющая мощность от 25,7 до 110,3 кВт. Как пример. МТЗ-80.
  • «D». Сюда включаются все транспортные средства с двигателем, имеющим мощность от 110,3 кВт. Обязательное условие, чтобы транспорт имел колеса (пример — К-744 Р).
  • «Е». В этой категории вся техника на гусеницах и с мощностью мотора от 25,7 кВт и больше (пример — ДТ-75).
  • «F». Это еще одна категория, в которую входит весь с/х транспорт.

С учетом сказанного видно, что главным критерием, по которому происходит деление на категории, является мощность мотора.

Когда можно не платить налог?

В законе РФ предусмотрены случаи, в которых владелец трактора может уйти от необходимости уплаты транспортного налога. Это возможно для транспорта, который соответствует следующим условиям:

  1. Мощность мотора меньше 5 «лошадей».
  2. Количество лошадиных сил не превышает 100 единиц, а владельцем транспорта является инвалид. При этом ТС должно быть получено с помощью социальной службы.
  3. Трактор применяется при заготовке с/х продукции. Чтобы подтвердить этот факт, необходимо оформлять специальные бумаги и передавать пакет в ФНС.
  4. Трактор находится в угоне и этому имеется подтверждение. В частности, владелец транспорта должен обратиться в полицию и оформить заявление, получив специальную справку.
  5. Техника находится на балансе МЧС.

Ставка транспортного налога по регионам РФ

Ставка транспортного налога по регионам РФ
При вычислении транспортного налога учитывается множество аспектов. В первую очередь во внимание берется мощность мотора. На втором месте — коэффициент, который индивидуален для каждого региона России. При этом жителям столицы или Санкт-Петербурга придется платить больше, чем гражданам, проживающим в «глубинке».

В НК РФ (статье 358) указано, что трактор — транспортное средство, которое относится к механизму на гусеничном или пневматическом ходу. Это значит, что при расчете налога берется во внимание число лошадиных сил.

При выяснении ставок нужно смотреть информацию, которая актуальна на момент расчета. К примеру, в 2018 году жители Владимира и Воронежа рассчитывают транспортный налог с учетом следующих ставок — 20, 28 и 40. Они характерны для тракторов мощностью до 100 л.с, от 100 до 150 л.с., а также от 150 до 200 л.с. соответственно. Более дешевые тарифы в Калуге, где ставки равны — 5, 20 и 40 (для указанных выше диапазонов). Если транспорт имеет большую мощность, расходы на выплату транспортного налога также увеличиваются.

Стоит учесть, что правительство каждый год пересматривает ставки, которые, как правило, возрастают. В «зоне риска» находится вся техника, которая имеет двигатель мощностью от 100 «лошадей» и более.

Тонкости расчета

Тонкости расчета транспортного налога на трактор
Налог на трактор — вид платежа, который собирается с автовладельцев и перечисляется в региональный бюджет. При этом порядок расчета регулируется НК РФ (главой под номером 28). Размер ставки, как уже отмечалось выше, устанавливают местные власти. Кроме того, они вправе менять продолжительность отчетного периода и определять граждан-льготников.

Что касается самого расчета, он прост и доступен даже молодым автовладельцам. Важный момент — своевременность перечисления транспортного налога. Для уточнения числа, до которого необходимо провести платеж, нужно зайти на сайт местного органа власти или набрать номер телефона уполномоченной организации. Также необходимо помнить, что в некоторых регионах не обойтись без выплаты аванса.

Чтобы рассчитать размер авансового платежа (АР), необходимо перемножить три показателя — налоговую базу (НВ), размер региональной ставки налога (СТ), а также 0,25. Подробный принцип вычисления аванса изложен в НК РФ (статье под номером 362).

Для расчета размера налога на трактор (Н) умножаем размер налоговой базы (НВ) на параметр ставки налога (НСt).

Некоторые компании или частники могут рассчитывать на льготы, а именно уменьшенную ставку налогообложения, освобождение от налога или его снижение до минимального параметра. Такие льготы являются временными, поэтому при вычислении транспортного налога этот нюанс нужно взять во внимание.

Если у человека имеется льгота, расчет налога на трактор выполняется по рассмотренной выше формуле. Разница в том, что полученное число умножается на величину льготы.

По-иному обстоит ситуация, если человек полностью освобождается от налога в определенный период. В этом случае для расчета необходимо умножить налоговую базу (НВ) на ставку налога (НСt), а полученное число умножить на КI. Последний параметр представляет собой отношение числа месяцев, когда предоставляется льгота, к количеству месяцев в общем налоговом сроке.

Кто является плательщиком?

Кто является плательщиком транспортного налога
Оплата налога на транспорт — обязательство его хозяина. Это правило оговорено в НК РФ (в статье под номером 357). Исключением являются субъекты и компании, которые входят в специальный список (его состав время от времени подлежит пересмотру). Вот почему владельцам транспорта рекомендуется лично производить расчеты размера налога. Для этого нужно время от времени бывать на сайте налоговой службы. Интересующая информация находится в секции имущественных налогов — ставок и льгот.

Обязательство по выплате налога на трактор прекращаются в случае, если человек полностью погасил долг, погиб или имеют место иные обстоятельства. Важно понимать, что оплата налога должна производиться вовремя. Если человек просрочил с осуществлением платежа, на него начисляется пеня. При накоплении задолженности возникает ситуация, когда человека и вовсе могут не выпустить за территорию государства.

Особенности оплаты для юридических лиц

Для юридических лиц (компаний), владеющих такой техникой, предусмотрено ряд особенностей по выплате налога. Так, если одно предприятие владеет сразу несколькими единицами транспорта, расчеты по каждому трактору производятся отдельно, а полученные числа впоследствии суммируются.

При этом выплата налога может производиться двумя путями:

  • Авансовыми выплатами по завершении каждого квартала. Такие правила работают во многих регионах страны, к примеру, в Ярославской и Брянской области, а также в Крыму, Дагестане и прочих.
  • Одной суммой (по завершении налогового периода). Этот порядок действует в столице РФ и Ингушетии.

Сроки перечисления транспортного налога регулируются местными органами власти, поэтому эти особенности нужно уточнять индивидуально. К примеру, в Самарском и Вологодском регионах владельцы тракторов должны рассчитаться до 1-го марта. Если дело касается авансовых платежей, их необходимо выплатить до последнего числа месяца.

Итоги

В 2017 году в Государственную Думу подавался законопроект с прошением отменить транспортный налог. Одна из инициатив предполагала компенсацию этих денег за счет повышения стоимости на бензин. Представители власти отметили, что такой подход является более справедливым. Больше платит тот человек, кто чаще садится за руль трактора или другого транспортного средства. Несмотря на логичность законопроекта, Госдума его не поддержала. Кроме того, против такого нововведения выступило и правительство РФ. Вот почему владельцы трактора и другие транспортные средства пока вынуждены платить налог в полном объеме. Исключением являются лишь те граждане, которые относятся к льготной категории.

Калькулятор транспортного налога

Ставки транспортного налога в г. Москве

Наименование объекта налогообложенияСтавка (руб.)
на 2020 год
Автомобили легковые
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно12
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно25
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно45
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно65
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Мотоциклы и мотороллеры
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно7
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно15
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)50
Автобусы
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно15
свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно26
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)55
Грузовые автомобили
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно15
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно26
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно38
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно55
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)70
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу25
Снегоходы, мотосани
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)200
Яхты и другие парусно-моторные суда
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно200
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)400
Гидроциклы
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно250
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)500
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)200
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)250
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)200
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)2000

Примечание к таблице: приведены значения в г. Москве на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 года. Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором.

Столица России — крупнейший субъект РФ по размеру собираемого транспортного налога. Более 27 миллиардов рублей ежегодно приносят 2,9 миллиона плательщиков, подчиняющиеся требованиям закона города Москвы № 33 от 9.07.2008 г.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Большинство регионов России предусматривают необходимость внесения авансовых платежей для плательщиков из числа ЮЛ. В Москве такой обязанности нет — юридические лица оплачивают налог в полном объеме по окончании года. Последняя дата, до которой можно перечислять средства в счет оплаты обязательств — 5 февраля.

Расчет суммы предприятия производят самостоятельно, учитывая следующие множители:

  • ставка;
  • налоговая база;
  • доля в праве;
  • повышающих коэффициент;
  • период владения (количество месяцев/12);
  • предоставленная льгота.

Оплата производится без учета дробных долей рубля, с использованием математических правил округления.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Жители Московской области могут не производить расчет суммы налога самостоятельно. Достаточно дождаться налогового уведомления от ФНС. Данный документ представляет собой детализацию начислений по каждому ТС, принадлежавшему плательщику в минувшем году.

Проверить корректность указанных сведений, можно используя формулу умножения с теми же множителями, что были перечислены для ЮЛ.

Крайний срок оплаты налога для граждан — 1 декабря. В том случае, если средства не будут зачислены своевременно, на всю сумму ежедневно будут начисляться пени.

Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 декабря 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2022 года

Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Льготы для юридических лиц

Оплата транспортного налога обязательна для всех владельцев транспорта. Однако ряду организаций, соответствующих требованиям закона, предоставлена возможность применять нулевую ставку:

  • ЮЛ, осуществляющим пассажироперевозки в городе;
  • УК и резидентам ОЭЗ на территории города.

Льготы для физических лиц

Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:

  • Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
  • ветеранам;
  • инвалидам I, II групп инвалидности;
  • бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
  • опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
  • граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.

clock

  • Кто не выплачивает ТН на трактор
  • Расчет ТН на трактор

Владельцы тракторов выплачивают транспортный налог (ТН) по тем же правилам, что и владельцы других ТС. Однако в отношении собственников тракторов существуют федеральные и региональные льготы, которые полностью освобождают их от уплаты автоналога. Подробно о льготах и правилах расчета ТН для тракторов расскажем в сегодняшней статье.

Кто не выплачивает транспортный налог на трактор

Транспортный налог на трактор не выплачивается в случае, если он:

зарегистрирован на сельхозпроизводителя;

используется в производстве сельхозпродукции.

Не являются объектом налогообложения:
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

п. 2 ст. 358 НК РФ

Кто относится к сельхозпроизводителям?

Сельхозпроизводителем может быть как физическое лицо, так и организация, а объем сельхозпродукции должен составлять не менее 50% от общей произведенной продукции.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

ст. 1 Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ

Что нужно сделать, чтобы не платить налог на трактор?

Чтобы получить льготу, необходимо доказать, что вы являетесь сельхозпроизводителем. Для этого следует подать в налоговую расчет стоимости всей произведенной продукции, указав в ней долю сельхозпродукции.

Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя предоставляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

абз. 4 п. 17.3 Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177

Если доля сельхозпродукции составляет не менее 50%, вы будете освобождены от уплаты автоналога. В противном случае уплатить его придется.

Существуют ли другие льготы для владельцев тракторов?

В регионах РФ могут быть установлены местные льготы для владельцев тракторов. Например, в Кировской области ТН на трактор не выплачивают лица, ведущие личное подсобное хозяйство.

Узнать о наличии льгот по дорожному налогу в вашем регионе можно с помощью таблицы ниже. Для этого выберите свой регион и прокрутите страницу вниз до раздела "Льготы".

Выберите свой регион
77, 99, 97, 177, 199, 197, 777 Москва 78, 98, 178 Санкт-Петербург
01 Республика Адыгея 30 Астраханская область 57 Орловская область
02, 102 Республика Башкортостан 31 Белгородская область 58 Пензенская область
03 Республика Бурятия 32 Брянская область 59, 81, 159 Пермский край
04 Республика Алтай 33 Владимирская область 60 Псковская область
05 Республика Дагестан 34, 134 Волгоградская область 61, 161 Ростовская область
06 Республика Ингушетия 35 Вологодская область 62 Рязанская область
07 Кабардино-Балкария 36, 136 Воронежская область 63, 163 Самарская область
08 Республика Калмыкия 37 Ивановская область 64, 164 Саратовская область
09 Карачаево-Черкессия 38, 85, 138 Иркутская область 65 Сахалинская область
10 Республика Карелия 39, 91 Калининградская область 66, 96, 196 Свердловская область
11 Республика Коми 40 Калужская область 67 Смоленская область
12 Республика Марий Эл 41, 82 Камчатский край 68 Тамбовская область
13, 113 Республика Мордовия 42, 142 Кемеровская область 69 Тверская область
14 Республика Саха (Якутия) 43 Кировская область 70 Томская область
15 Республика Северная Осетия 44 Костромская область 71 Тульская область
16, 116 Республика Татарстан 45 Курганская область 72 Тюменская область
17 Республика Тыва 46 Курская область 73, 173 Ульяновская область
19 Республика Хакасия 47 Ленинградская область 74, 174 Челябинская область
21, 121 Чувашская Республика 48 Липецкая область 75, 80 Забайкальский край
22 Алтайский край 49 Магаданская область 76 Ярославская область
23, 93, 123 Краснодарский край 50, 90, 150, 190, 750 Московская область 79 Еврейская АО
24, 84, 88, 124 Красноярский край 51 Мурманская область 83 Ненецкий АО
25, 125 Приморский край 52, 152 Нижегородская область 86, 186 Ханты-Мансийский АО
26, 126 Ставропольский край 53 Новгородская область 87 Чукотский АО
27 Хабаровский край 54, 154 Новосибирская область 89 Ямало-Ненецкий АО
28 Амурская область 55 Омская область 95 Чеченская Республика
29 Архангельская область 56 Оренбургская область

Расчет стоимости транспортного налога на трактор

Собственники тракторов, на которых не распространяются льготы, обязаны уплачивать налог по общим правилам. Стоимость автоналога рассчитывается по формуле:

ТН = (Кол-во лошадиных сил) х (Налоговая ставка в регионе).

Чтобы вычислить стоимость автоналога на трактор вручную, посмотрите точную мощность в л.с. в паспорте на машину и умножьте ее на налоговую ставку региона. Налоговые ставки вы также найдете в таблице выше. Для тракторов ее следует смотреть в категории "Другие самоходные ТС".

К примеру, если вы проживаете в Московской области, и на вас зарегистрирован трактор мощностью 58 л.с., стоимость автоналога составит 1450 руб. (налоговая ставка в Московской обл. = 25 руб.).

Помните, что физ. лица не обязаны самостоятельно высчитывать налог - расчет за них производит ФНС. В конце лета или осенью вы получите по почте налоговое уведомление с готовой квитанцией для оплаты. Заплатить автоналог следует не позднее 1 декабря. Если же вас интересует, как ТН уплачивают организации, подробную информацию вы найдете здесь.

Итак, на трактор не нужно платить налог только в том случае, если на вас распространяются льготы. Помните, что налоговая не освободит от уплаты ТН автоматически - право на льготу необходимо доказать, предоставив в ИФНС соответствующие документы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Порядок расчета транспортного налога для снегоходов и мотосаней

Калькулятор транспортного налога содержит базовые тарифы и ставки, предусмотренные законодательством. В ст. 359 «Налоговая база» перечислены условия, по которым осуществляется расчет сбора с снегоходов и мотосаней.
Вы можете легко сделать расчет транспортного налога для снегоходов и мотосаней самостоятельно. Для этого используйте формулу: Бр × Ср × Млс × 1 = Вн.

  • Бр — базовый тариф (руб.);
  • Ср — региональная ставка;
  • Млс — мощность двигателя (л. с.);
  • 1 — период владения (1 год);
  • Вн — величина налога.

Транспортный налог на квадроциклы





Особенности категорий

Чтобы управлять вездеходной техникой, следует определить, к какой категории она относится. Вездеходы подразделяются на несколько типов, и для каждого из них существует своя категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста. Получать права нужно в соответствии с ними.

А (I-III) — общие категории для внедорожной вездеходной техники, не предназначенной для передвижения по дорогам с общим трафиком:

  • А I – к этой категории относятся такие мототранспортные самоходные средства, как снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы, трициклы и другие с двигателями, мощность которых не более 4 кВт. Получить права тракториста с отметкой на этой категории можно с 16 лет.
  • А II – внедорожная техника массой, не превышающей показатель в 3,5 тонны, имеющая не более 8 посадочных мест (например, снего-болотоходы). Минимальный возраст получения – 19 лет.
  • А III – внедорожный автотранспорт, масса машины – больше 3500 кг (например, грузовые снего-болотоходы). Перевозка пассажиров – не допустима. Получить можно также, с 19 лет.

Категория А IV объединяет внедорожную технику, целевая функция которой – перевозка пассажиров. При этом транспорт может использоваться на дорогах общего назначения. Количество посадочных мест, не считая водительского, – более 8. Минимальный возраст получения – 22 года.

В категориях В, С, D, E указаны вездеходные машины на колёсном и гусеничном ходу, имеющие разные характеристики мощности двигателей. F категория обозначает самоходные средства сельскохозяйственного предназначения. Право управлять этими видами внедорожного транспорта можно получить с 18 лет.

Если возникла необходимость купить вездеход, стоит обратить внимание на модельный ряд внедорожной техники, который предлагает наша компания.



Сроки уплаты транспортного налога

Собственники снегоходов и мотосаней обязаны в установленный срок перечислять денежные средства государству по транспортному налогу. Главное условие налогообложения — постановка техники на учет в регистрирующем органе (МРЭО ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор и других). Перечень ТС утвержден в п. 1 ст. 358 НК РФ. А в правовой норме НК РФ п. 1 ст. 363 указан крайний срок оплаты: 1 декабря.

«Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом».



Налог на квадроцикл в 2019 году: размер








Иностранное водительское удостоверение при управлении мопедом (скутером)

Пункт 7 статьи 25 закона «О БДД» позволяет использовать российское национальное удостоверение любой категории для управления скутерами. Однако на иностранные права данное требование не распространяется.

Например, если водитель имеет иностранное водительское удостоверение категории B, он не может управлять мопедами и скутерами на территории России.

Таким образом, иностранные права можно использовать в России для управления мопедом лишь в том случае, если в них открыта категория М.

Если не пришел транспортный налог

Согласно действующему законодательству, физлица уплачивают транспортный налог на основании квитанции ФНС. Их рассылка завершена в конце октября. В документе содержатся реквизиты для перечисления денег, уникальный идентификатор и сумма к оплате. Однако некоторые владельцы снегоходов и мотосаней не получают уведомления. Например, проживают по фактическому адресу в другом городе, или почтальон перепутал адреса. В таком случае гражданин обязан самостоятельно обратиться в местную ИФНС за квитанцией. Максимальный срок — до 31 декабря (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Откуда брать

Когда бухгалтеры готовят транспортную декларацию, то зачастую встречаются со сложностью в определении кода вида транспортного средства в отчётном году. Всегда есть опасения сделать ошибку.

В первую очередь, установить код транспорта помогает:

  • паспорт на него;
  • Приложение № 5 к приказу Налоговой службы России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668.

Имейте в виду: только из указанного Приложения необходимо выбирать код, принадлежащий любому типу транспорта владельца.

Если данных техпаспорта не совсем достаточно для точного определения типа т/с (например: грузовик/тягач/автокран), надо проконсультироваться с соответствующими специалистами-механиками. Их консультации помогут выделить технические особенности т/с и прояснить непонятные моменты.

Когда бухгалтер получил более полную информацию о транспортной единице, находящейся на балансе, ее особенности и характеристики стали известны, тогда он должен опять заглянуть в Приложение № 5 и подобрать код вида этого транспорта.

Далее в таблице приведены все возможные коды видов транспортных средств в 2021 году, которые по ситуации необходимо отразить в декларации по налогу на транспорт за 2021 год.

Коды видов т/с для декларации по налогу на транспорт
Код для налоговых целейКатегория т/с
Воздушные суда
Самолеты
411 12самолеты пассажирские
411 13самолеты грузовые
411 20Самолеты прочие
411 21самолеты пожарные
411 22самолеты аварийно-технической службы
411 24другие самолеты
Вертолеты
412 12вертолеты пассажирские
412 13вертолеты грузовые
412 20Вертолеты прочие
412 21вертолеты пожарные
412 22вертолеты аварийно-технической службы
412 24другие вертолеты
413 00Воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей
Воздушные т/с, для которых определяют тягу реактивного двигателя
414 01самолеты с реактивными двигателями
Другие воздушные транспортные средства
419 01иные воздушные суда с двигателями
Водные транспортные средства
Суда морские и внутреннего плавания
420 10Суда пассажирские и грузовые морские и речные самоходные (кроме включенных по коду 421 00)
420 12суда пассажирские морские и речные (кроме включенных по коду 421 00)
420 13суда грузовые морские и речные самоходные (кроме включенных по коду 421 00)
420 30Суда спортивные, туристские и прогулочные
420 32спортивные, туристские и прогулочные суда самоходные (кроме включенных по кодам 422 00, 423 00 — 426 00)
420 33спортивные, туристские и прогулочные суда несамоходные
421 00Теплоходы
422 00Яхты
423 00Катера
424 00Гидроциклы
425 00Моторные лодки
426 00Парусно-моторные суда
427 00Несамоходные (буксируемые) суда
427 01суда пассажирские и грузовые морские и речные несамоходные
428 00Водные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме весельных лодок)
429 10Другие водные транспортные средства самоходные
429 11пожарные суда
429 12суда аварийно-технической службы
429 13суда медицинской службы
429 14прочие водные транспортные средства
Другие водные транспортные средства несамоходные
429 21другие водные транспортные средства несамоходные, для которых определяется валовая вместимость
429 22прочие водные транспортные средства несамоходные
Наземные транспортные средства
510 00Автомобили легковые
510 03автомобили легковые медицинской службы
510 04прочие автомобили легковые (кроме включенных по кодам 566 00, 567 00)
520 01Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 570 00)
Трактор, комбайны и специальные автомашины
530 01тракторы сельскохозяйственные
530 02тракторы прочие
530 03самоходные комбайны
530 04специальные автомашины (кроме включенных по коду 590 15)
530 05прочие тракторы, комбайны и специальные машины
Автобусы
540 01автобусы медицинской службы
540 02автобусы городского и междугороднего транспорта
540 03прочие автобусы
Мототранспортные средства
561 00Мотоциклы
562 00Мотороллеры
566 00Мотосани
567 00Снегоходы
570 01Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (кроме включенных по кодам 530 01 — 530 05)
Иные автотранспортные средства
590 10Автомобили специальные
590 11автомобили пожарные
590 12автомашины для очистки и уборки городов
590 13автомашины аварийно-технической службы
590 14автомобили-фургоны медицинской службы
590 15специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)
590 16прочие специальные автомобили, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки

Имейте в виду: это абсолютно новый перечень кодов, который действует с отчёта за 2021 год.

На практике чаще всего бухгалтеру нужен код вида транспортного средства для легкового автомобиля. Как видно из таблицы, его код вида транспортного средства – 510 00.

Прочие легковые авто показывают с кодом вида транспортного средства 510 04 (кроме мотосаней и снегоходов). То есть делать выбор кода надо по принципу исключения.

Если ваше т/с не мотоцикл, не мотороллер, не мотосани, и не снегоход, тогда код вида транспортного средства – 570 01. Он предназначен для прочих самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

Также по принципу исключения надо подходить к коду вида транспортного средства 590 16. Это прочие спецавто, на шасси которых установлено различное оборудование и агрегаты (см. последнюю часть таблицы).

Судя по всему, с 2021 года все грузовики общего назначения имеют код вида транспортного средства 520 01.

Долгое время не было чётко понятно, какой код вида транспортного средства у автопогрузчика. Официальных разъяснений чиновников на этот счёт пока тоже нет. На наш взгляд, больше всего для автопогрузчиков подходит код 590 16.

Ответственность за неуплату транспортного налога

Если физлицо просрочит срок уплаты транспортного налога для снегоходов и мотосаней, то ему будет начислен штраф в размере 20 % от недоимки. А за каждый день просрочки «капает» пеня 0,003–0,006 % (НК РФ, п. 4, ст. 75 «Пеня», № 146-ФЗ), в зависимости от периода неуплаты. Сначала минимальная, затем максимальная.

За злостное уклонение от налоговых обязательств предусмотрено увеличение санкции до 40 % от величины сбора (НК, ст. 122, № 146-ФЗ «Неуплата или неполная уплата сумм налога»). Вместе с этим, на нарушителя могут наложить запрет регистрационных действий с имуществом (движимым и недвижимым). А счета заблокирует банк или приставы по Судебному приказу до полного погашения задолженности, пени и штрафа.

Штраф за отсутствие прав на скутер

Езда без прав на скутере, также как и на другом механическом транспортном средстве, наказывается законом. Если вас остановит сотрудник ДПС без соответствующих документов, штраф может составить от 5 тысяч до 15 тысяч рублей. Если вы просто забыли права дома и можете это доказать, то штраф составит 500 рублей.

В случае, если вы управляли мопедом без прав, помимо штрафа вам грозит отстранение от вождения вашего транспортного средства, а также ваш мопед отвезут на штрафстоянку, за которую в последующем также надо будет заплатить. Со штрафстоянки скутер может забрать только тот человек, который имеет водительское удостоверение.

Наиболее часто водителей скутеров штрафуют также за:

  1. Управление подростком младше 16 лет(если за рулем подросток моложе 14 лет, штраф выписывают его родителям).
  2. Потерю водительских прав.
  3. Просроченное водительское удостоверение.

Зачастую при отсутствии прав водитель аргументирует это тем, что он их потерял. Однако утеря удостоверения должна быть зарегистрирована в ОВД, где владельцу выдается временное удостоверение. А после 60 дней уже выдают новые права. Просроченные права тоже наказываются штрафами.

Более серьезное наказание ждет того, кто повторно нарушил правила. Если вас единожды лишили прав, а вы снова выехали без удостоверения на дорогу, вас ждет штраф 30 тысяч рублей, либо исправительные работы, или лишение свободы на 15 суток.

Читайте также: