Справедлив ли транспортный налог

Опубликовано: 02.05.2024

Транспортный налог – один из самых несправедливых налогов в современной России. Об этом постоянно говорят не

только политики, для которых это тема зачастую является элементом пиара, но и те, кто ценою своего здоровья защищал интересы страны и ее граждан.

На страницах официального сайта Юридического Центра «ЗаконЪ» мы всегда предоставляем возможность жителям Воронежской области высказывать свою точку зрения по наболевшим вопросам нашего общества.

В этой статье мы приводим вашему вниманию точку зрения боевого офицера – нашего земляка Виктора (фамилию просил не указывать), верой и правдою служившему нашей стране: «Я, ветеран Вооруженных сил, участник боевых действий в Афганистане, инвалид 2-ой группы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986г. С чувством радости и гордости, успел в январе 2015 года приобрести в кредит автомобиль по прошлогодней цене. Но радость была не долгой, я вскоре серьезно заболел.

С мая начал мыкаться по больницам и, в конце концов, перенес очень сложную операцию, но что-то сложилось не так, и через 3 месяца снова больница…

В общем перед новым годом, живой, я оказался наконец дома, но почти перестал ходить. Беда не приходит одна, через 2 месяца я начал пользоваться коляской инвалида, в тот момент казалось, что жизнь остановилась, если не кончилась, горы таблеток по 18-20 шт. ежедневно и каждое движение ногами – боль. До сих пор больше 30 метров не могу пройти. Выручает только купленная машина!

Кстати, выбрать легкую и удобную коляску, что бы помещалась свободно в автомобиль – совсем не простое дело. Ведь мне больше 3- 5 кг поднимать нельзя!

«Богатая» машина (Кашкай144л.с.) естественно все это время (год) стоит на улице.

Сейчас, в 2017 году, спустя 2,5 года после приобретения автомобиля, вспомнили и обо мне, пришла квитанция на транспортный налог за 2015-2016 годы.

Оказалось, что я, вдруг, стал злостный не плательщик налогов! Что-то в моей голове не состыковалось: не Афганистан, не Чернобыль в 86-ом году, где потерял свое здоровье полностью, не дали мне прав на льготу на личный транспорт! А, вернее, ее просто лишили!

Положения НК РФ закрепляют льготы по налогообложению для некоторых категорий граждан. В ФЗ «О транспортном налоге» указан перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налогов: Герои СССР, РФ, а также кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны боевых действий; инвалиды I-II групп; заключенные концлагерей; родители (опекун, попечитель) детей – инвалидов; родитель многодетной семьи. лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС. Закон о транспортном налоге для инвалидов 2 группы предоставляет 100% льготу, которая предполагает право не оплачивать транспортный налог.

С 2017 года льготы действуют для данных категорий, если мощность их машины не более 200 л.с., при этом льгота может действовать только на один зарегистрированный автомобиль.

Если инвалид приобрел самостоятельно транспортное средство мощностью до 150 лошадиных сил и пользуется им, ему начисляется полсуммы транспортного налога;

Но, транспортный налог является региональным налогом, то есть обязанность по его уплате определяется федеральным законом и законами субъектов РФ. Региональным же законодательством устанавливается налоговая ставка в пределах, зафиксированных Налоговым кодексом РФ, сроки и порядок уплаты налога.

Это говорит о том, что помимо основного закона по уплате подобного сбора, существуют еще и управленческие документы местного самоуправления, которые не должны противоречить основным законодательным актам, но вносят свои коррективы и дополнения.

Однако, в Законе Воронежской области от 11 июня 2003 года №28-ОЗ, принятого Областной Думой 29 мая 2003 года "О представлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области" ( с изменениями от 02.03.2016г. ) освободили от уплаты транспортного налога, за одно транспортное средство граждан, имеющих автомобили с мощностью двигателя до 120 л.с. включительно.

Для сравнения посмотрим, как оплачивают транспортный налог граждане льготной категории в соседних регионах, Санкт-Петербурге или в Москве:

1. Москва -100% за одно транспортное средство, мощностью до 200 л.с.

2. Санкт-Петербург - 100% за одно транспортное средство, мощностью до 150л.с.

3. Краснодар - 100% за одно транспортное средство, мощностью до 150 л.с.

4. Липецк - 100% за одно транспортное средство, мощностью до 200 л.с.

Кстати, в Рязани граждане льготной категории вовсе освобождены от транспортного налога на легковые автомобили, без ограничения мощности двигателя!! (льгота на одну единицу транспорта по выбору налогоплательщика).

Здесь важно помнить, что этот пункт в законе действует не во всех регионах, но тогда сумма к оплате по ставке уменьшается на 50%.

Дополнительно имеется возможность сделать перерасчет, если воспользоваться правом на льготу человек решил позже, но в этом случае уменьшение налога будет производиться только за последние 3 года.

Предполагалось, что с введением транспортного налога люди будут приобретать более новые автомобили с мощными двигателями, которые имеют меньший расход, взамен старых!! Старые, маломощные автомобили, кроме того, являются причиной загрязнения воздуха и экологии.

Кроме того, транспортный налог может не браться и с обычных пенсионеров, если машина возрастом более 25 лет и не мощнее 70 л.с., а также, если имеет специальные приспособления для управления инвалидом, либо в том случае, если она выдана государством. Машина должна быть зарегистрирована, на имя человека имеющего инвалидность.

Кстати, «инвалидок» не выпускают примерно лет 20-30.

И вот тут возникает большой вопрос, и как надо понимать эти 120 лошадиных сил, это что за «предел»?! Откуда вообще взялась эта цифра?! Чем она обоснована?! Из выше изложенного, такой цифры и близко не должно быть!

1. Если вдруг автомобиль имеет 121 л.с. (121-120=1), то льготы лишаешься. И нигде, ни слова о сумме к оплате по ставке с уменьшением на 50%.

2. Если по медицинским показаниям просто наклоняться человек не может, к врачам постоянно надо добираться, тут уже и такси не походит.

Но тогда, как быть? Все советуют, приобретайте свою машину!! Но, в хорошей машине расход бензина меньше, а лошадей больше 120! Как тут выйти из положения? У законодателей нет таких ограничений естественно и нет таких трудностей! На коляске, или с коляской, лезь в «инвалидку».

3. Что ж, берутся налоги за все «лошадки», а даже не за разницу: т.е. допустим:

авто имеет 140л.с. -- 120 л.с. (ограничение в регионе) = 20 л.с. Облагаемая разница была бы справедливее, исходя, из уже существующего закона! Эта идея, не лишена здравого смысла, и кажется более справедливой. Но для всех льготы по транспортному налогу должны быть пропорциональными в процентом отношении, но и этого нет!

По статистике в Воронежском регионе количество инвалидов меньше, чем в других соседних регионах. Так, что 120 л.с., вообще не понятное число.

4. Если инвалид, имеющий свою машину, со своей пенсии за бензин, ОСАГО платит, то надо еще и транспортный налог обязательно платить, а это еще один «кусочек» от пенсии инвалида.

Получается, что наш богатый Центрально-Черноземный регион, пополняет свой бюджет из пенсии инвалидов. Выходит, что государство дает пенсию и тут же часть ее забирает! Где же, тут льготы?!

5. Если купили всей семьей «приличную» машину в кредит… к старости, чтоб руки были чистые и не копаться в ней, как прежде по локоть в мазуте, чтобы было от жары и холода куда-то спрятаться (и коляску всунуть), тоже тогда льготу прочь!? И, где тут «сверх» богатство?

6. Выходит, что этот налог косвенно, но все-таки ограничивает право человека на передвижение.

7. Что ж, стало быть, если инвалиды сами себя обеспечили автотранспортом и решили свое право на передвижение, то теперь за это будут платить транспортный налог региону.

И это все, об одной единственной дорогой вещи - личном автомобиле, о способе передвижения («ногах» для инвалидов), а не о 2-х, 3-х машинах и не об автопарке.

Видно, что Законы Воронежской области ставят выше Федеральных и ухудшают налоговые льготы граждан.

Хорошо, что дорожный налог «отменен». Может и отмена транспортного налога назрела?! А вы как думаете?»

Я полностью согласен с позицией уважаемого ветерана! На мой взгляд, пришло время на самом высоком уровне рассмотреть возможность отмены транспортного налога, по меньшей мере, в том несправедливом виде, в котором он существует сейчас.

В нижнюю палату парламента будет внесён законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2021 года. Об этом NEWS.ru заявил автор инициативы, член комитета Госдумы по контролю и регламенту Андрей Барышев. Депутат предлагает заменить налог акцизом на топливо. Между тем Минфин пока не поддерживает этот законопроект.

Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране, объяснил парламентарий.

Из-за эпидемиологической ситуации в России граждане стали меньше пользоваться транспортными средствами. Барышев уверен, что отмена налога является вполне конструктивной мерой, которая поможет справедливее распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, а также прекратить избыточное налогообложение отдельных категорий лиц. Кроме того, по его суждению, данное нововведение будет стимулировать граждан пересесть на более экологичные виды транспорта.

Нужно снизить налоговую нагрузку на людей. Время достаточно сложное, экономический кризис. Этот налог должны были уже отменить. Топливный акциз будет поднят, а налог будет как бы зашит в стоимости топлива. Сколько едешь, столько платишь. Стоимость топлива уже вверх пошла, то есть это уже состоявшийся процесс. Акциз подняли, топливо подорожало, и мы, получается, платим двойной налог. Сегодня, в общем-то, государство принимает меры поддержки, и если это будет одна из мер, то это будет здорово.


Андрей Барышев

член комитета Госдумы по контролю и регламенту
Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Тем не менее в настоящее время поддержка Минтранса и Минфина пока не получена. В случае успешного прохождения через парламент закон может вступить в силу с 1 января следующего года.

Если на уровне правительства будет принято решение отказаться от транспортного налога в пользу акцизов, то главный вопрос, который предстоит обсуждать, — как распределится сумма акцизов, сколько останется в местном бюджете, сколько уйдёт в федеральный центр, как средства акцизов будут распределяться по регионам, отмечает зампред комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев.

Как правило, предварительная проработка инициативы кабмином или Минфином повышает шансы на успех законопроекта, поэтому говорить о перспективах принятия закона пока рано, утверждает старший юрист налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Торез Кулумбегов. Однако, продолжает он, президент РФ неоднократно высказывал идею отказаться от транспортного налога в пользу возмещения выпадающих доходов за счёт акцизов на топливо, что тоже является сильным аргументом в поддержку инициативы.

По словам Кулумбегова, сейчас также прорабатывается вопрос о том, чтобы изменить порядок взимания транспортного налога через введение так называемого дифференцированного платежа («умного» транспортного налога) с использованием различных автоматизированных систем данных. Всё это свидетельствует о том, что ведётся активная работа в отношении модификации транспортного налога, но во что конкретно это выльется, покажет время.


Сергей Булкин/NEWS.ru

Весь мир и Россия в том числе по мере развития цифровых технологий и цифровизации всего на свете перейдут — это уже не гипотеза, а совершенно понятное консенсусное мнение всех мало-мальски понимающих людей — на плату за автомобили и пользование дорогами, предельно похожую на то, как мы платим за электричество: сколько потребили, в данном случае сколько проехали, столько и заплатили. По какой ставке платить? По какой дороге едешь, по шикарной или по просёлочной, по часу пик едешь или в тихое время, на электромобиле или на тяжёлом грузовике — за то и платишь. Так человечество и будет постепенно с ходом развития цифровых технологий двигаться, и Россия в том числе, потому что у нас технологии далеко не на последнем уровне. К этому идёт весь мир.


Михаил Блинкин

директор Института экономики транспорта и транспортной политики

А вот брать и корёжить транспортную систему, отменять налог и возмещать потерянные доходы акцизом — это конфликтная и с точки зрения бюджета совершенно не безобидная вещь, полагает Блинкин.

Мы привыкли к тому, что этот транспортный налог идёт в дорожные фонды субъекта Федерации, тут кто-то потеряет, а кто-то найдёт. Зачем в это влезать, если всем в конечном счёте придётся переходить на эти цифровые технологии? Я думаю, что это совершенно не по делу и несвоевременно, — резюмировал специалист.

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

 Фото: iStock

Битва за отмену этого налога длится уже более десяти лет. При каждой заправке автовладелец платит акциз за топливо, который идет на содержание дорог. Но, помимо этого, с него еще берут транспортный налог. Кроме того, он платит за проезд по платным дорогам и за парковку своего автомобиля. А ведь и дороги строятся, и парковки организуются из тех средств, которые он уже заплатил в виде акциза и транспортного налога.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

- Сегодня, по сути, имеет место двойное налогообложение собственников транспортных средств, - объясняет один из авторов законопроекта депутат Борис Пайкин. - Они платят акциз и еще ежегодно уплачивают транспортный налог. При этом последний исчисляется с учетом мощности двигателя. В результате транспортный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно, и те, кто использует его лишь изредка. В этом состоит главная несправедливость, которую необходимо устранить.

Напомним, что акциз вводили как раз для отмены транспортного налога. Предполагалось, что водители будут платить так, как они ездят. Сам налог планировали упразднить, когда собираемая сумма станет меньше, чем бюджет получает от акцизных сборов. Этот момент уже давно наступил, но отмены налога не случилось.

- Ценообразование на рынке топлива, которое дорожает и при растущей, и при падающей нефти, увеличивает нагрузку на владельцев машин за счет постоянно растущего акциза, - поясняет еще один автор законопроекта глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. - Фактически двойное налогообложение бьет по карману водителей и повышает градус социальной напряженности. Отмена транспортного налога представляется уместной и своевременной. Регионам крайне сложно отменить этот налог, поскольку они будут автоматически лишены субсидий из федерального бюджета, поэтому это надо сделать на федеральном уровне.

Правительство не поддержало отмену транспортного налога. В отзыве, приложенном к законопроекту, говорится, что транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты - один из источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

"Реализация изменений, предлагаемых законопроектом, приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов, - поясняется в документе. - Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов на сумму не менее 160 млрд рублей в год, а компенсировать их предлагается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Однако авторы не указали конкретные источники для финансирования таких трансфертов".

Напомним, что с момента появления акциза чуть ли не каждый год предлагается отменить налог, но дальше разговоров дело не идет.

Однако в этот раз отмену налога не поддержали даже некоторые защитники прав автомобилистов.

Так, например, председатель рабочей группы по защите прав автомобилистов при Общероссийском народном фронте Петр Шкуматов напомнил, что помимо автомобилей с традиционным топливом по нашим дорогам ездят еще машины с газобаллонным оборудованием, а также электромобили. И в ближайшей перспективе, особенно при поддержке правительства, их количество будет только расти.

Так вот, владельцы таких автомобилей сейчас платят транспортный налог. Но не платят акциз. Если убрать транспортный налог, они вообще не будут вносить свой взнос в заботу о дорогах.

По экспертным подсчетам, на строительство и содержание дорог требуется около 4 триллионов рублей в год. Эти деньги складываются из акциза и транспортного налога. Но если акциз идет целенаправленно в дорожные фонды, то транспортный налог поступает в региональные бюджеты, где размывается вместе с другими доходами.

В итоге поступления от транспортного налога идут не на содержание дорог, а на проведение различных фестивалей, утверждает Петр Шкуматов. Поэтому необходимо этот налог реформировать. В первую очередь сделать его целевым. Также необходимо пересмотреть шкалу, в отношении каких транспортных средств и в каком размере он назначается. Все это требует долгой и серьезной работы.

По мнению Петра Шкуматова, если отказаться от транспортного налога и пополнять дорожные фонды за счет акциза, то стоимость топлива у нас станет на уровне Европы. Если отказаться от акциза, оставив транспортный налог, то бензин подешевеет, но каждому автовладельцу придется ежегодно платить в бюджет по 65 тысяч рублей.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Правительство заставляет автовладельцев платить в бюджет дважды

Сергей Аксенов

Вера Ганзя: Несправедливый транспортный налог надо отменить


Минфин РФ выступил против отмены транспортного налога с компенсацией выпадающих доходов за счет акцизов на топливо. Соответствующий закон на днях был внесен в Госдуму.

По мнению ведомства, «отмена транспортного налога приведет к снижению поступлений региональных бюджетов, направляемых на формирование дорожных фондов, что потребует соответствующей компенсации из федерального бюджета».

В Минфине подчеркнули, что транспортный налог имеет высокий коэффициент собираемости: «Так, в 2019 году на начисленные по транспортному налогу 179,6 млрд рублей поступления составили 175,1 млрд рублей».

В то время как компенсация выпадающих из бюджета доходов за счет повышения акцизов на топливо может привести к росту цен практически на все товары, считают подчиненные Антона Силуанова.

У автора закона об отмене транспортного налога свои резоны. Такая мера «приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», говорится в пояснительной записке.

Не забыт и COVID-19: «В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и её последствиями часть населения значительно меньше использует транспортные средства, при этой для указанной части населения отмена транспортного налога будет существенной мерой поддержки».

По мнению члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Веры Ганзи, отмена транспортного налога была бы справедлива.

— Транспортный налог — это исключительно региональный налог. Акцизы на топливо — это федеральный и региональный налог. Причем, акцизы с течением времени изменялись в сторону увеличения доли федерального бюджета. Если раньше все 100 процентов акцизов шли региональным бюджетам, то с некоторых пор начали всё это перекраивать. Первый вариант был 12 на 88, потом 63 на 37 То есть с каждым годом регионы теряли.

В этом году ситуация поменялась. Для регионов ввели специальные коэффициенты. У каждого региона идущий ему процент акцизов свой. Это дало выравнивание поступлений в бюджет регионов как от тех, кто производит топливо, так и от тех, кто его потребляет. Потому что раньше был некий перекос. Если еще поменять эти коэффициенты в сторону увеличения поступлений в федеральный бюджет эквивалентному поступлениям от транспортного налога, то будет просто идеально.

В этом случае получится совершенно справедливо — кто больше ездит, тот больше платит. А сейчас если дедушка-пенсионер купил машину и ездит на ней только на дачу, исключительно летом и несколько раз, а остальное время она у него стоит в гараже или во дворе, то он вынужден платить тот же самый транспортный налог, как и тот, кто использует машину для заработка. Например, в такси.

«СП»: — Действительно несправедливо. Чем же депутаты, особенно левые, думали раньше?

— Правительство обещало отменить транспортный налог когда поднимало акцизы. Они же растут каждый год. Бензин становится все дороже и дороже потому что в нем огромная составляющая акцизов. Но депутаты давали свое согласие поднимать акцизы именно в обмен на отмену транспортного налога. А в итоге акцизы подняли, а налог так и не убрали. Это была самая настоящая «разводка» со стороны федеральных органов власти.

Вообще, подобный прием регулярно используется и по другим вопросам. Обещают одно, а делают другое.

«СП»: — Это какое правительство обещало отменить транспортный налог и не выполнило обещанное? Мишустина?

«СП»: — Будем надеяться, что при новом премьере кабмин будет отвечать за свои слова. Правда, Минфин теперь прямо заявляет, что не хочет отменять транспортный налог…

— Отмена транспортного налога — это нормальная и нужная мера. Мы за нее. Единственное, у меня есть сомнения, что через акцизы федеральный бюджет не компенсирует полностью потери от транспортного налога.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в ответ на вопрос «СП» о возможном возмещении транспортного налога за счет повышения акцизов рассмеялся.

— Что, опять?! У нас акцизы на бензин повышаются регулярно. Их повышали как раз под флагом отмены транспортного налога. И вот уже лет 15 эта карта постоянно разыгрывается. Мол, давайте отменим транспортный налог, а акциз повысим. Заканчивается это одним и тем же — акциз повышают, а налог не отменяют. Единственное, что было сделано, — субъектам РФ дали право снижать транспортный налог на своей территории. Но, по-моему, этим правом ни один субъект так и не пользовался.

«СП»: — А как вы оцениваете саму идею отмены налога?

— Идея в принципе правильная. Кто больше ездит, тот больше платит. Но зная, как у нас принимаются решения… Я неоднократно принимал участие в обсуждении этого вопроса на разных площадках, в том числе в Госдуме. Результат: акцизы повышали, налог оставляли. В очередной раз входить в эту реку уже не хочется. Если что-то и будет, то только повышение акцизов. Отмены налога не будет.

«СП»: — А может закон внесен не для того, чтобы его принять и отменить транспортный налог, а как пиар-обеспечение нового повышения акцизов?

— Я не хочу это обсуждать.

В свою очередь руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов подчеркнул, что правительство уже забирает необходимые для компенсации транспортного налога акцизы.

— Транспортный налог должен быть отменен. Нужно, наконец, набраться смелости и сделать это. И причем без всякой компенсации за счет акцизов на топливо.

«СП»: — Почему без компенсации?

— Это уже было сделано. С 2013 года вводили специальные акцизы на один рубль в течение года для замены транспортного налога. И тогда в правительстве говорили, что как только добавятся три рубля к цене бензина — к 2015 году, налог можно отменять, потому что все выпадающие доходы будут компенсированы. Но в итоге у нас и налог остался и все акцизы автомобилисты, покупая бензин, тоже платят. То есть нам пытаются продать эту идею второй раз.

«СП»: — А может быть правительство просто хочет вновь повысить акцизы? А закон внесен как пиар-обеспечение этого процесса?

— Вполне вероятно. Раз мы уже проходили такую ситуацию. Вот и Минфин говорит, что без транспортного налога бюджет не может.

Хотя транспортный налог абсолютно несправедливый и не понятен по своей природе. Он высчитывается исходя из мощности автомобиля, возраста машины. Владелец старенькой машины мощностью больше 250 л.с. должен платить десятки тысяч рублей ежегодно, хотя его автомобиль может стоить меньше. Налог в таком виде должен быть отменен однозначно. Включение таких сборов в акциз более справедливо. Чем больше человек ездит, тем больше бензина покупает и платит в бюджет.

Читайте также: