Исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента 2

Опубликовано: 15.04.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ в статью 362 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 362 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

абзацы 5 - 6 утратили силу с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

Информация об изменениях:

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Абзацы двенадцатый - четырнадцатый не действуют с 1 января 2019 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 2.1 статьи 362 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в пункт 3 статьи 362 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 статьи 362 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ) применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды начиная с 2016 г.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Информация об изменениях:

Статья 362 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

3.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ежегодно автовладельцы надеются на отмену транспортного налога, но каждый раз подобные новости остаются на стадии слухов. Потому юрлица в 2019 году продолжат платить налог с транспортных средств, и отменять эту обязанность законодатели не планируют.

Основные правила на 2019 год по расчету налога на транспортные средства

Компании, владеющие транспортными средствами, при определении суммы налога должны следовать принципам гл. 28 НК РФ, по которой транспортный сбор платится в региональный бюджет.

В ст. 358 НК РФ указаны машины, владея которыми, юрлица должны платить транспортный налог. К ним относятся автомобили, автобусы, мотоциклы, прочий самоходный транспорт, а также водные (яхты, катера и т.п.) и воздушные (вертолеты, самолеты и т.п.) средства передвижения.

Отметим, что не каждое транспортное средство подвергается налогообложению, как, например, речные суда и тракторы. Полный список агрегатов, с которых транспортный налог не платится, представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Для того чтобы в 2019 году рассчитать транспортный налог, компании необходимо определить налогооблагаемую базу — мощность двигателя, которая считается в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ). От того, насколько велика мощность автомобиля, зависит размер налоговой ставки.

На 2019 год по налоговому законодательству действуют ставки транспортного налога на легковые машины, указанные в таблице ниже.

Мощность, л.с. Величина ставки, руб.
До 100 2,5
От 100 до 150 3,5
Более 150 менее 200 5
Более 200 менее 250 7,5
От 250 15

В регионах могут быть другие ставки. Но их размер не должен превышать десятикратное увеличение / уменьшение ставок по ст. 361 НК РФ.

Также на сумму налога влияют цена автомобиля, его возраст и тоннаж. Так, если стоимость транспортного средства возрастом до трех лет превышает 3 млн руб., при расчете налога используется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ). Для машин весом более 12 тонн платежи вносятся в систему «Платон» и уменьшают сумму налога, определенного в обычном порядке.

По транспортному налогу 1-й, 2-й и 3-й кварталы выступают отчетными периодами. А календарный год — налоговым периодом. В субъектах РФ власти вправе не выделять отчетные периоды, поэтому в разных регионах сроки уплаты транспортного сбора и авансовых платежей отличаются. Но в любом случае налог платится не ранее подачи декларации — 1 февраля следующего по итогам налогового периода года.

Юридические лица налог исчисляют самостоятельно на каждую машину по формуле:

Налог к уплате = НБ × СН × КП × КВ — Л — ВП

где НБ — база налогообложения;

СН — ставка по налогу;

КП — повышающий коэффициент — указан в п. 2 ст. 362 НК РФ для различного транспорта;

КВ — коэффициент срока владения автомобилем, равный отношению числа полных месяцев владения машиной к числу месяцев в году. Размер коэффициента зависит от того, до или после 15-го числа был зарегистрирован автомобиль — если до 15-го, месяц не учитывается, если после 15-го, включается в числитель КВ;

Л — льготы по налогу, предусмотренные НК РФ;

ВП — выплаты по системе «Платон», произведенные в течение года за транспортное средство.

Рассмотрим примеры расчета транспортного налога в 2019 году:

Пример 1

На балансе ООО «Ласточка» имеется LADA GRANTA мощностью 87 л. с. Машина приобретена компанией в 2016 году за 405 тыс. руб., что меньше 3 млн руб. — суммы, с которой в расчете налога применяется повышающий коэффициент. LADA зарегистрирована в Ростовской области, поэтому ООО «Ласточка» платит налог поквартально в размере ¼, ставка налога с учетом всех параметров автомобиля равна 12 руб.:

Аванс за первый квартал 2019 г. = 87 × 12 / 4 = 261 руб.

Заплатить налог компания должна до 30.04.2019 г.

Пример 2

ООО «Молния» — собственник грузовика мощностью 208 л. с., зарегистрированного в г. Ростове-на-Дону. Ставка налога по региону равна 35 руб. Компания продала машину 17. 11. 2018.

Так как грузовик был продан после 15-го числа, то в расчетах ноябрь учитывается полностью, соответственно, за 1-й — 3-й кварталы налог платится в полном объеме. А вот по итогам налогового периода в 2019 году юридическое лицо должно посчитать транспортный налог с учетом коэффициента КВ — 11/12.

Налог за 2018 год = 208 × 35 × 11 / 12 = 6 673 руб.

Авансовый платеж в 2018 году = 208 × 35 × ¼ = 1 820 руб.

Налог по итогам 2018 года = 6 673 — 1 820 × 3 = 1 213 руб.

Повышающий коэффициент 2018: таблица

В 2019 году автомобили, для которых используется повышающий коэффициент при расчете налога, приведены в п. 2 ст. 362 НК РФ. По этой статье налог на дорогой легковой транспорт определенного возраста увеличивается на закрепленный законом показатель. Отметим, что под возрастом транспортного средства подразумевается время с момента его выпуска, а не покупки.

На 2019 год повышающий коэффициент КП для юридических лиц по транспортному налогу указан далее в таблице.

КП Средняя стоимость машины, млн руб. Возраст машины, лет
1,1 3-5 До 3
2 5-10 До 5
3 10-15 До 10
3 От 15 До 20

Отчитайтесь по транспортному налогу через интернет

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию по транспортному налогу, проверит ее на ошибки и передаст в ФНС, а также сам сформирует платежное поручение.

1 квартал 2019 года: когда платить аванс?

В 2019 году по транспортному налогу юрлица должны перечислять поквартальные авансы по месту нахождения автомобиля в том случае, если это закреплено законом субъекта РФ.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что транспортный налог в России платится в бюджеты регионов, власти которых вправе выбирать периодичность этого налогового сбора (п.1 ст. 363 НК РФ).

Например, в Новгородской области по транспортному налогу аванс за 1 квартал 2019 года платится до 30-го мая, а в Краснодарском крае — до 5-го числа второго месяца, следующего за кварталом.

О сроках и порядке уплаты в 2019 году транспортного налога в вашем регионе можно узнать на портале ФНС.

Декларация по транспортному налогу: нужно ли сдавать и когда?

Компании, на балансе которых есть транспортные средства, ежегодно должны отчитываться в налоговую по месту регистрации машин. А налогоплательщики, относящиеся к крупнейшим, — по месту регистрации крупнейшего налогоплательщика.

Декларация подается в срок, указанный в п. 3 ст. 363.1 НК РФ — 1 февраля следующего по итогам налогового периода года, по окончании отчетных периодов отчитываться нет необходимости.

В 2019 году юрлица по транспортному налогу отчитываются по форме КНД 1152004, принятой Приказом Минфина РФ от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/668@.

Штрафы и санкции

Несвоевременная уплата транспортного налога грозит компании начислением пени по 1/300 или 1/150 ставки рефинансирования в зависимости от числа дней просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация вовсе не платит налог, контролирующие органы начислят штраф по ст. 122 НК РФ:

  • 20 процентов от суммы налога, в случае неумышленной неуплаты;
  • 40 процентов, если умысел доказан.

Кроме того, если транспортное средство использовалось, но было не зарегистрировано, юрлицо заплатит штраф — 10 процентов с дохода, полученного от использования автомобиля, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если компания опоздает с подачей декларации, придется платить штраф — 5 процентов от налога, но не меньше 1 тыс. руб. и в пределах 30 процентов (ст. 119 НК РФ).

Также штраф получит должностное лицо компании по ст. 15.5 КоАП — от 300 до 500 руб.

В 2019 году КБК для юридических лиц по транспортному налогу смотрите в таблице:

Платеж КБК
Налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Пени 182 1 06 04011 02 2100 110
Штрафы 182 1 06 04011 02 3000 110

Изменения в 2019 году по транспортному налогу и последние новости

В 2019 году изменений по транспортному налогу не предвидится — ставки, объекты налогообложения, льготы такие же, как и в 2018 году.

Последние новости по теме касаются дорогостоящих транспортных средств, при расчете налога на которые используется повышающий коэффициент. Список таких автомобилей был обновлен в августе 2018 года и стал короче по сравнению с предыдущей редакцией. Предполагается, что в первой половине 2019 года перечень снова пересмотрят.


  • Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?
  • Повышающий коэффициент транспортного налога в 2020–2021 годах
  • Итоги

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2020-2021 годов):

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Актуальный перечень Минпромторга можно скачать здесь.

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они уплачивают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию, читайте в этом материале.

Начиная с отчетности за 2020 год, декларацию по транспортному налогу сдавать не нужно. При этом за организацией остается обязанность рассчитывать транспортный налог и авансовые платежи по нему. Учтите, что сроки уплаты налога и авансовых платежей по ТН изменились. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно изучите нововведения.

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2020–2021 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Итоги

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


Кто платит?

Транспортные средства, которые не являются объектом обложения транспортным налогом, приведены в пункте 2 статьи 358 НК РФ. Это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских илигрузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи), зарегистрированные на сельхоз товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Транспортный налог в случае угона или кражи транспортного средства

  • справкой об угоне (краже) транспортного средства;
  • справкой или постановлением о возбуждении уголовного дела в связи с угоном или кражей транспортного средства, которые выдаются правоохранительными органами;
  • постановлением, или решением, или определением судов, вступивших в силу;
  • справкой о прекращении уголовного дела по факту угона или кражи транспортного средства, выданной уполномоченным органом из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.
Кроме того, в этом письме ФНС России указал на необходимость ежегодного подтверждения факта розыска транспортного средства в связи с его угоном или кражей. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Кроме того, новые правила регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД МВД России, утвержденные приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, упростили порядок прекращения регистрации транспортных средств, находящихся в розыске. Согласно новым правилам регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины надо подать заявление в органы ГИБДД о прекращении регистрации транспортного средства, находящегося в розыске. В этом случае органы ГИБДД передают информацию о снятии с регистрации транспортного средства в налоговые органы. На основании таких сведений налоговые органы прекращают исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства независимо от периода розыска автомашины.

Сколько платить налог?

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
  • В отношении не поименованных выше водных и воздушных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу определяется как единица транспортного средства отдельно от других транспортных средств.
Базовые ставки транспортного налога установлены пункте 1 статьи 361 НК РФ. Но субъекты РФ могут устанавливать свои ставки транспортного налога. В любом случае отклонения ставки транспортного налога, установленного субъектами РФ, не должны отличаться от базовых ставок в 10 раз. Такое ограничение введено пунктом 2 статьи 361 НК РФ.

Однако, данное ограничение не касается автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. По таким транспортным средствам налоговые ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ более чем в 10 раз. Такое послабление сделано для стимулирования приобретения маломощных транспортных средств. Так как такие транспортные средства меньше наносят вред окружающей среде.

Также налоговая ставка может быть разная в отношении каждой категории транспортных средств. Кроме того, ставка транспортного налога может зависеть от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса.

Расчет количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, производится с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Количество лет определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах.

Базовые ставки транспортного налога применяются, если законами субъектов РФ налоговые ставки не определены.

Транспортный налог с дорогостоящих легковых автомобилей

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 20 лет.

При наличии таких легковых автомобилей нужно сверится с перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, утвержденным Минпромторгом России. Перечень утверждается на каждый налоговый период и размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На 2018 год такой перечень устережен Информацией Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде».

Если в перечне, утвержденном на соответствующий налоговый период, вашей модели легкового автомобиля нет, то по нему повышающий коэффициент не применяется, например, по автомобилю Tesla. Если же вы свою модель автомобиля обнаружили в перечне, то надо рассчитывать среднюю стоимость автомобиля. Средняя стоимость автомобиля определяется в порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ» .

Если не представлены данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя или в РФ не представлены производитель или уполномоченное лицо производителя, то расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей, исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.

Как видим, цена приобретения налогоплательщиком дорогостоящего автомобиля для применения повышающего коэффициента значение не имеет. Если средняя стоимость авто равно и выше 3 млн руб., то нужно рассчитать возраст легкового автомобиля.

Возраст таких автомобилей исчисляется с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Например, если у налогоплательщика есть Audi A6 Limousine quattro с типом двигателя «дизель» и объемом двигателя 2967 автомобиль с годом выпуска в 2017 году, то по такому автомобилю повышающий коэффициент применяется при расчете транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 года, а за 2020 год уже не применяется, так как перечнем количество лет, прошедших с года выпуска такого автомобиля, установлен равным 3 годам.

По дорогостоящим легковым автомобилям авансовые платежи по транспортному налогу также уплачиваются с учетом повышающего коэффициента.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода

Месяц регистрации принимается за полный месяц, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца.

Месяц регистрации не учитывается, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

Транспортный налог по большегрузам

Но, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, такой порядок действовал до 31.12.2018 года. В связи с чем с 01.01.2019 года такие организация уплачивают транспортной налог в общем порядке, то есть уплачивать авансовые платежи, если иное не установлено законами субъектов РФ, и сам налог.

Когда платить транспортной налог?

В Москве, например, организации уплачивают транспортный налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33). При этом авансовые платежи по налогу в течение налогового периода организация не уплачивают.

Физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль

Из статьи 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ признан утратившим силу пункта 48.21, который не позволял уменьшить налог на прибыль в размере, на который в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов.

Аналогичные изменения в отношении учета в расходах сумм транспортного налога с большегрузов внесены по системам налогообложения ЕСХН и УСН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Рассмотрим особенности определения повышающего коэффициента для «дорогих» авто и установки его в 1С для корректного расчета транспортного налога.

  • порядок определения повышающего коэффициента;
  • где можно посмотреть список «дорогих» авто, к которым необходимо применять повышающий коэффициент;
  • где указывается повышающий коэффициент в 1С для корректного расчета транспортного налога;
  • как внести изменения, если для автомобиля установлен или изменен повышающий коэффициент.

    Проверка наличия авто в перечне Минпромторга Определение границы средней стоимости авто в Перечне Определение количества лет, прошедших с года выпуска авто Определение повышающего коэффициента Информация о повышающем коэффициенте в 1С

Пошаговая инструкция

Организация зарегистрировала «дорогой» автомобиль Porsche Cayenne в ГИБДД 11 января 2016г. Как правильно платить транспортный налог за него в 2017г.?

Для того, чтобы определить как платить налог по дорогому авто за текущий год необходимо:

  • проверить наличие авто в перечне Минпромторга;
  • определить границы средней стоимости авто в Перечне;
  • определить количество лет, прошедших с года выпуска авто;
  • определить повышающий коэффициент;
  • внести информацию о повышающем коэффициенте в 1С.

Проверка наличия авто в перечне Минпромторга

Ежегодно Минпромторг России публикует на своем сайте не позднее 01 марта перечень легковых автомобилей, транспортный налог по которым считается с учетом повышающего коэффициента.

Необходимо определить, присутствует ли марка и модель автомобиля в Перечне Минпромторга России.

Если автомобиль присутствует в этом перечне, то вне зависимости от того, по какой цене мы его купили или какая его балансовая стоимость, мы определяем границу его средней стоимости в соответствии с перечнем.

Если автомобиля нет в этом перечне, то транспортный налог необходимо платить в общем порядке, без повышающего коэффициента.

Автомобиль Porsche Cayenne содержится в Перечне Минпромторга для налогового периода 2017 года под № 362. PDF

Определение границы средней стоимости авто в Перечне

Когда авто присутствует в перечне Минпромторга, необходимо определить границу средней стоимости авто по перечню, т.к. от этого будет зависеть, какой повышающий коэффициент для уплаты транспортного налога нужно применять. Средняя стоимость может быть:

  • от 3 млн.руб. до 5 млн.руб.;
  • от 5 млн.руб. до 10 млн.руб.;
  • от 10 млн.руб. до 15 млн.руб.;
  • свыше 15 млн.руб.

Согласно Перечню Минпромторга, автомобиль Porsche Cayenne относится к авто средней стоимостью от 3 млн.руб. до 5 млн.руб.


Определение количества лет, прошедших с года выпуска авто

В п. 2 ст. 362 НК РФ указывается:

  • абз. 3 «Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента: 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет»
  • абз. 9 «При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля»

Расчет срока, прошедшего с года выпуска до года отчета, следует производить с учетом разъяснений Минфина РФ (Письма от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303, от 12.02.2015 N 03-05-05-04/6188) и ФНС РФ (Письмо от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@).

Автомобиль Porsche Cayenne – 2015 года выпуска. Считаем годы, начиная с 2015 года: т.е. 2015, 2016, 2017 = 3 года прошло с года выпуска авто.

Определение повышающего коэффициента

Определение повышающего коэффициента для расчета транспортного налога производится в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. руб. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. руб. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Porsche Cayenne относится к авто средней стоимостью от 3 млн.руб. до 5 млн.руб. С его года выпуска прошло 3 года, т.е. применяем коэффициент 1,1 — «от 2 до 3 лет».

С 01.01.2018 года повышающий коэффициент закреплен на одном уровне и составляет «1,1» для «дорогих» автомобилей, стоимостью от 3 до 5 млн.руб. вне зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска авто (абз. 4 п. 2 ст. 362 НК РФ).


В связи с частыми изменениями законодательства, а также ежегодными изменениями списка «дорогих» авто, БухЭксперт8 советует определять повышающий коэффициент согласно вышеуказанному алгоритму ежегодно.

Внести информацию о повышающем коэффициенте в 1С

Изменения в данный регистр вносятся с помощью новой записи.


Для Porsche Cayenne с 2017 года применяется новый коэффициент 1,1.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Размещен перечень дорогих авто для расчета транспортного налога за 2020 годМинпромторг опубликовал на своем сайте список легковых машин средней стоимостью.
  2. Изменение повышающего коэффициента на автомобиль и смена гос номера в 1СВ организации по состоянию на 01.01.2020 числился автомобиль с повышающим.
  3. Как правильно рассчитать повышающий коэффициент по «дорогим» авто?У вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
  4. Нужны ли доп настройки для транспортного налога при выкупе лизингового авто, если ранее автомобиль был зарегистрирован на лизингополучателяДобрый день, наша организация в 2018 заключила договор лизинга транспортного.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Спасибо! Все интересно, кратко, профессионально. Марина Аркадьевна, Вы и Ваша команда просто молодцы, дай бог Вам всем здоровья, успехов.

Читайте также: