Снижение поступления транспортного налога

Опубликовано: 03.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бабичева В.А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5039 (дата обращения: 12.04.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Транспортный налог сегодня является объектом постоянных нововведений, пересмотров и изменений. В первую очередь это связанно с постоянно растущим количеством транспортных средств в стране, что прямым образом пагубно сказывается на качестве дорог. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, год от года который не только не понижается, но еще и растет. От чего в бюджете налоговые поступления также растут.

С одной стороны рост поступлений в бюджет не должен огорчать, ведь деньги, полученные от уплаты транспортного налога пойдут на благое дело – ремонт дорог, реконструкцию и строительство, но глядя на качество выполнения всего вышеперечисленного, платить его хочется не сильно. И так, разбираясь в данном вопросе, надо начать с определения самого транспортного налога.

Транспортный налог – это налоговые сборы, которые отчисляют владельцы автомобильного транспорта, а также владельцы водного транспорта и авиационного. Данное название появилось с 2003 года.

Предшественником данного налога является дорожный налог. Он назывался так, потому что цель сборов была – поддерживать дороги в хорошем состоянии. То есть они предназначались для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. С 2003 года, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с этого налога и на другие цели, его переименовали в транспортный.

Каким образом происходит расчет налога и как он оплачивается – регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.

В схему уплаты налога входит несколько пунктов:

1) ГИБДД передает информацию об автомобиле и его хозяине в налоговую;

2) налоговая инспекция производит расчет необходимой к оплате суммы;

3) автовладельцу отправляется через почту России налоговое уведомление;

4) владелец транспорта производит погашение налога. Главное условие – оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом. Если Вам требуется погасить налог за 2012 год, то сделать это необходимо до первого декабря 2013 года соответственно.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Но из всех этих налогоплательщиков есть такие классы автолюбителей, как например «подснежники» – пользователи автомобилем только летом, или же кто ездят только на дачу и обратно, то есть частота поездок таких водителей на порядок ниже, чем у водителей, пользующихся своим авто каждый день, а налоги они платят одинаковые. Соответственно, дорога от езды первых разрушается меньше, чем от вторых.

В связи с этими размышлениями автолюбителей, давно возникла идея включения налога в саму цену бензина. Тут получается все просто: больше ездить – больше платишь налогов, ездишь не постоянно – платишь копейки. Данная практика сейчас реализована в Америке, где очень хорошо себя зарекомендовала.

Но есть и минусы. Первое – это цена самого бензина. Сейчас она и без того не маленькая, а если туда будет включен транспортный налог, то она может подняться до небывалых высот. Но тут нужен тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она была «психологически-доступной», то есть не вызвала у водителей паники и резко-отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет – крайне важно, а при «психологическом ступоре», да и просто – жадности – налоги будут всячески недоплачиваться, уводится и так далее, что скажется негативно.

Но из этого решения вытекает другая проблема – с повышением цен на бензин – повысятся и тарифы общественного транспорта, а это расходится с политикой увеличения доли общественного транспорта в пользу снижения на дорогах доли частного, то есть когда на одной машине – один или несколько человек. Так как считается, что при сокращении доли машин на дорогах – снизится и плотность потока, уменьшаться пробки, соответственно меньше разрушаются дороги, и на их ремонт понадобится меньше денег, но и денег от транспортного налога поступит меньше – получается замкнутый круг.

Но и тут есть выход – можно просто предоставлять топливо для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, это спасет от подорожания проезда в общественном транспорте. Но тем самым статья расходов только растет, а при политике сокращения частного транспорта - доля денежных поступлений будет сокращаться, что также неверно с точки зрения обогащения бюджета.

Исходя из выше изложенного, можно судить о несколько неверной налоговой политике, на мой взгляд. Так как, во-первых: настаивая на курсе сокращения доли машин на дорогах – сокращается и доля налогоплательщиков; во-вторых: при постоянном увеличении налога – доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может также сокращаться, что в купе дает снижение налоговых поступлений. Но главная причина, по которой водители более не захотят платить налог, и попытаются всячески от него уйти – это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом – их развязки, съезды, средства на которые может быть и есть, но идут они все не туда. И вот эта проблема и есть главная – возможная причина снижения поступления доли транспортного налога, ведь приходит когда-то конец постоянной уплаты налога на неизвестно что. Таким образом, если в ближайшее время в дорожной политике ничего не изменится, а тарифы на транспортный налог все также будут расти, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличится.

Библиографический список

  1. Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. – 2011 – № 9, вып 1, – С. 35-40.
  2. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. – 2012, – № 3 – С. 29-33.
  3. Пименов Н.А. Оптимизация транспортного налога // Налоги – 2011, – № 2 – С. 15–20.
  4. Пономорёв В.А. Транспортный налог : ошибки и последствия // Науч. журн. КубГАУ – 2006 – № 23(7).

Михаил Кобрин

Кто является плательщиком транспортного налога

Как уменьшить транспортный налог

Плательщик налога — владелец транспортного средства. Владельцем может быть гражданин, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо. Закон разрешает регистрировать авто на компанию.

Какое имущество облагается транспортным налогом

Транспортный налог распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы и так далее. Полный перечень смотрите в п. 1 ст. 358 НК РФ.

Но не все транспортные средства попадают под налог. Список объектов, освобожденных от налогообложения, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ, например:

  • легковые автомобили оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты;
  • промысловые морские и речные суда;
  • тракторы, комбайны и специальные машины, используемые для производства продукции сельского хозяйства;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, и так далее.

Как рассчитывается транспортный налог

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Мы будем рассматривать налог на транспорт, имеющий двигатель: это могут быть легковые, грузовые автомобили, мотоциклы и так далее. В таком случае налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налог рассчитывают по формуле:

ТН = НБ × НС, где

ТН — транспортный налог;
НБ — налоговая база, например, лошадиные силы;
НС — ставка по налогу в рублях.

При этом ставка налога устанавливается местным законодательством. Поэтому налог на одну и ту же машину в разных регионах может отличаться. В ст. 361 НК РФ установлены базовые ставки по транспортному налогу, а региональные власти могут их изменять в большую или меньшую сторону, но не более чем в 10 раз.

Ставка налога зависит от мощности двигателя. На грузовой автомобиль с мощностью до 100 л.с. ставка составит 2,5 рубля за каждую лошадиную силу, на грузовик с двигателем 100–150 л.с. — 4 рубля. И здесь возникает интересный момент.

Например, вы владеете грузовым автомобилем с мощностью двигателя 200 л.с. Налог к уплате составит:

200 × 5 = 1 000 руб.

А вот сумму налога к уплате, если мощность двигателя 201 л.с.:

201 × 6,5 = 1 306,5 руб.

Всего из-за одной лошадиной силы налог к уплате увеличился на 30%.

Кроме того, в некоторых ситуациях может применяться повышающий коэффициент. Например, если средняя стоимость легкового автомобиля 5–10 млн рублей, а с момента его выпуска прошло не более 3 лет, ставка налога увеличивается в два раза. Все коэффициенты перечислены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

Как законно уменьшить транспортный налог

Как видите, даже одна лошадиная сила может увеличить транспортный налог на 30%. Поэтому вопрос законного снижения налога остается актуальным.

Проверяем наличие региональных и федеральных льгот

Все федеральные льготы перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ. Если ваше транспортное средство попадает в один из подпунктов, у вас есть законное основание для получения льготы.

О региональных льготах расскажет официальный сайт ФНС, здесь есть сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Выберите транспортный налог, период и субъект РФ, и сервис покажет список льгот. Например, в Москве льготу по налогу имеют:

  • компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании особых экономических зон.

Индивидуальный предприниматель может получить льготу по налогу, если автомобиль зарегистрирован: на Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, ветерана ВОВ, инвалида, одного из родителей в многодетной семье и так далее.

Если на вас распространяется льгота, нужно сообщить об этом налоговой. Подготовьте заявление и подайте его в свою ФНС. Сделать это можно лично, через МФЦ, по почте или через «Личный кабинет налогоплательщика». Заявление можно подать даже без подтверждающих документов, налоговики самостоятельно их запросят у органов и третьих лиц.

Срок рассмотрения заявления 30 дней. Если ФНС направлял запрос для подтверждения льготы в органы, срок может быть увеличен еще на 30 дней. Форма заявления для юрлиц есть в Приказе ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Для ИП форма заявления есть в Письме ФНС от 13.05.2020 № БС-4-21/7799@.

Пересчитать транспортный налог можно за три предыдущие года. Если вы узнали о причитающейся льготе только сейчас, можете подать в ФНС заявление о возврате излишне переплаченных сумм. Достаточно приложить документы, подтверждающие право на льготу в тех периодах.

Использование льгот — самый простой и эффективный способ законно снизить транспортный налог.

Снижаем мощность двигателя

Сумма налога зависит от мощности двигателя автомобиля. Поэтому некоторые владельцы для экономии прибегают к радикальным мерам — снижают количество лошадиных сил в своем авто.

Это очень сложный способ. На это есть несколько причин:

  1. Возникают дополнительные затраты на доработку и переоборудование топливной системы и силовых агрегатов автомобиля.
  2. Требуется разрешение от ГИБДД на проведение конструкционных изменения в автомобиле.
  3. После всех работ машину нужно отдать на экспертизу в специализированную организацию. По итогам проверки выдадут специальную справку, на основании которой ГИБДД внесет изменения в технический паспорт автомобиля.
  4. При снижении лошадиных сил автомобиль действительно потеряет в мощности. Это может сказаться на скорости, грузоподъемности и так далее.

Иногда со временем автомобиль действительно теряет свою мощность просто из-за эксплуатации. Но чтобы это подтвердить, нужна экспертиза.

Сэкономить налог таким способом можно. Но заранее подсчитайте, сколько денег вы потратите на переоборудование автомобиля, оплату экспертизы и всех государственных пошлин. В большинстве случаев экономия на налоге не покрывает все эти расходы.

Покупаем «небензиновые» автомобили

В Москве и Московской области от уплаты транспортного налога освобождены физические лица, ИП и ООО, владеющие электромобилями. Такая же льгота действует еще в некоторых регионах, например, в Калининградской области. Кроме того, льгота есть и для автомобилей с газовыми двигателями.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет транспортных средств и рассчитывать сумму налога к уплате с учетом всех действующих для вас льгот. Также в системе есть удобный бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов, зарплата, отчетность и другие инструменты. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

С уплатой транспортного налога у организаций возникает немало сложностей. В этой статье остановимся на трех возможных проблемах и разберем каждую детально: автомобили приобретены по договору лизинга, транспортное средство было угнано, в парке компании несколько авто.

Ситуация 1: Взяли в лизинг

Приобретать автомобили в лизинг фирмам выгодно. Не буду останавливаться на причинах, об этом мы писали в других номерах «Расчета». Но всегда при заключении такого контракта специалисты учета задаются вопросом: кто платит транспортный налог в этом случае? Согласно статье 357 НК РФ, плательщиками сбора на авто признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании положений статьи 358 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в том числе и автомобили, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД. В соответствии с пунктом 48 Правил машины, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или контракта сублизинга во временное владение или пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или получателем авто. Таким образом, компания, владеющая транспортными средствами по такому договору, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по письменному соглашению с лизингодателем эти машины зарегистрированы на нее. Заключая контракт, внимательно ознакомьтесь с его положениями: важно сразу прояснить этот вопрос.

Ситуация 2: Все в парк

Автомобильный парк некоторых компаний насчитывает несколько машин. Приказом ФНС от 26 октября 2012 года № ММВ-7-11/808@ утверждены изменения к приказу ФНС от 20 февраля 2012 года № ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения». В связи с этими новшествами у организаций появилась возможность сдавать одну налоговую декларацию для всей суммы транспортного налога, подлежащей уплате. Воспользоваться правом можно в случае регистрации автомобилей на территории нескольких муниципальных образований. Правда тогда в декларации необходимо указывать код ОКАТО соответствующей территории по месту представления налоговой декларации. Указанные изменения можно применять, начиная с декларации за период – 2013 год.

Ситуация 3: Авто угнали

К сожалению, от угона машины не застрахован никто. Что же делать в этом случае: платить сбор или нет? В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом. Такой бумагой является соответствующая справка, получить которую можно в полиции после регистрации факта кражи машины.

В связи с этими новшествами у организаций появилась возможность сдавать одну налоговую декларацию по транспортному налогу за весь имеющийся у нее парк автомобилей. Воспользоваться правом можно в случае регистрации машины на территории нескольких муниципальных образований.

В информации, размещенной на сайте ФНС, сказано о том, что при представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона автомобиля, машина, находящаяся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения. Если компания представит не оригинал, а копию названной бумаги, то контролеры в целях подтверждения обоснованности освобождения этого автомобиля от обложения сбором, будут направлять в ОВД запрос. Чтобы дела пошли быстрее, советую представить в инспекцию оригинал документа. Если же такую бумагу вообще не представить, то законных оснований не платить налог у фирмы не будет.

В ФНС об угоне и розыске автомобиля можно сообщить любым доступным способом. В этом случае на основании полученных сведений контролеры направят запрос в соответствующий орган МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) для подтверждения факта кражи и розыска транспортного средства. Полученные от ОВД данные и будут являться основанием для освобождения пропавшей машины от обложения налогом. Но на это опять же уйдет время. Надежнее все-таки самостоятельно отнести оригинал справки в инспекцию. Обратите внимание: угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.

О перспективах

Что же будет с транспортным налогом дальше? У чиновников нет единого мнения о том, что делать с этим платежом. Именно поэтому в апреле этого года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минпромторгу выработать согласованную позицию по вопросу применения дифференцированных ставок в зависимости от экологического класса и возраста транспортных средств, используемых в коммерческих целях. Пока же Минфин подтверждает, что единого решения по налогу нет. Так, в Письме ФНС от 2 апреля 2013 года № БС-2-11/221@ говорится о том, что отмена транспортного сбора в настоящее время не планируется. Обосновывается это так: налог и часть акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, являются основными источниками пополнения дорожных фондов. При снижении сбора компенсация объема средств на дорожное хозяйство потребует увеличения акциза на нефтепродукты, что неминуемо приведет к увеличению цен на топливо, и, как следствие, – к росту цен на товары широкого потребления и росту инфляции. Итак, казалось бы, все однозначно: этому сбору быть. Однако уже спустя несколько дней замминистра финансов заявил, что «транспортный налог отменят, но заменят его экологическим». К тому же Минфин давно предлагает изменить базу для исчисления этого сбора, рассчитывая его исходя не из мощности, а объема двигателя. Все это говорит о том, что этот налог ждут большие перемены. Неотвратимость их подтверждается и в Письме от 26 октября 2012 года № БС-4-11/18200, в котором Федеральная налоговая служба сообщила о планируемых изменениях в порядок заполнения налоговой декларации в части описания алгоритма исчисления сумм налоговых льгот. Указанные новации планируется ввести в действие за налоговый период – 2013 год.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Как снизить сумму транспортного налога

Почти каждый владелец личной машины рано или поздно задается себе вопросом, как уменьшить транспортный налог. Это обязательный платеж, которого нельзя избежать, но существует несколько способов для законного снижения бремени. Информация будет актуальной для жителей любого региона, особенно тех, где применяется повышенная ставка.

Понятие транспортного налога

Все граждане, зарегистрировавшие за собой право владения транспортными средствами, должны ежегодно вносить в региональный бюджет обязательный платеж. Он рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля, с учетом региона, возраста машины и ее мощности. Устанавливают его власти, исходя из специфики города или области, уровня доходов местных жителей. Основное назначение такого сбора заключается в обеспечении транспортной инфраструктуры, проведения мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия выхлопных газов на окружающую среду. Налогоплательщиками являются владельцы следующего вида транспорта:

Автомобильный сбор

  1. Сухопутные (авто, мотоциклы, самоходная техника на колесах или гусеницах, мотороллеры, автобусы).
  2. Водные (моторные лодки, катера, парусные суда, теплоходы, буксиры).
  3. Воздушные (вертолеты, самолеты и прочее).

Важно знать! Освобождаются от оплаты налога лица, чьи транспортные средства объявлены в розыск, при условии предоставления подтверждающих этот факт документов. Это может быть справка о возбуждении уголовного дела из органов полиции. Не должны платить обязательный сбор также федеральные исполнительные службы, на балансе которых числятся легковые авто. То же самое касается организаций, если в их собственности находится городской транспорт (троллейбусы, трамваи, ж/д локомотивы, любые несамоходные средства).

Как рассчитывается налог

Чтобы понять, как снизить налог на автомобиль, необходимо в первую очередь узнать, как он начисляется, какие используются для этого формулы. Процедура, предусмотренная для физических и юридических лиц, будет немного отличаться. Рассмотрим основные моменты для обычных граждан:

  • Начисление проводится налоговым органом, плательщик по факту получает лишь квитанцию, по которой обязуется внести платеж в установленный период.
  • Во внимание принимается регион, например, для Санкт-Петербурга ставка будет выше, чем для Севастополя, Республики Крым или Ингушетии.
  • Оплата осуществляется по месту нахождения транспортного средства.
  • Стоимость машины (показатель, используемый в вычислениях) определяет Минпромторг России.

Проверить правильность начисленного налога просто. На официальном сайте фискального органа (налог.ру) предлагается программа в виде калькулятора, в него достаточно ввести все ключевые данные. В процессе осуществления расчетов используется следующая формула:

Начисление сбора на транспортное средство

ТН – Транспортный налог

СН – Ставка налога

НБ – Налоговая база

КМВ – Количество месяцев владения

ПК – Повышающий коэффициент

От пользователя требуется информация о транспортном средстве, которую легко найти в ПТС или свидетельстве. Но не следует забывать, что на предметы роскоши распространяется увеличивающий налог показатель, поэтому если авто стоит больше 3 миллионов, то и в казну потребуется внести больше.

Важно знать! Юридические лица все расчеты осуществляют сами. Делается это на каждое транспортное средство отдельно, вносятся деньги ежеквартально, по ¼ от полученной сумма общего за год налога.

Категории льготников

Снижение транспортного налога не требуется лицам, освобождённым от его оплаты. Субсидия предоставляется всем социально незащищенным слоям населения. К таким на сегодняшний день относятся:

  1. Семьи с большим количеством детей, на один из используемых автомобилей.
  2. Пострадавшие от аварии на ЧАЭС.
  3. Граждане с 1 или 2 группой инвалидности.
  4. Участники боевых действий или ветераны ВОВ.
  5. Лица, имеющие звание «Герой России» или Советского союза.
  6. Люди, награжденные орденом Славы.
  7. Родители или законные представители, воспитывающие ребенка с инвалидностью.

В каждом регионе устанавливается свой перечень, это лишь основные. Поэтому перед обращением в налоговый орган следует уточнить наличие своего права и собрать все необходимые документы для его подтверждения.

Инвалиды 3 группы в льготную категорию не входят, а имеющие 1 или 2 могут рассчитывать на освобождение, только если их транспортное средство зарегистрировано в органах опеки.

Варианты уменьшения суммы налога

Ставка налога устанавливается региональными властями, поэтому в некоторых городах особенно остро стоит вопрос, как снизить транспортный налог. Ведь разрыв бывает очень существенным. Чтобы не переплачивать, люди ищут способы сокращения суммы.

Технические

За основу фискальный орган при проведении расчетов принимает данные, полученные из документов, предоставленных собственником. Если в них ошибка, то часто приходится платить повышенный налог. Погрешность в указании мощности происходит по следующим причинам:

  • «Человеческий фактор». При осуществлении оформления была допущена ошибка.
  • Фактическая мощность существенно сократилась из-за сильной амортизации автомобиля.
  • Были произведены ремонтные работы, модернизация техники, например, установлено газовое оборудование.

В этом случае необходимо пересмотреть показатель, если он не соответствует действительности, с целью экономии. Внесенные изменения в ПТС являются основанием для пересмотра налогового бремени. Для этого проводится экспертиза, данные которой направляются в МРЭО для внесения корректировок, после чего в фискальный орган.

Статусно-преференциальные

Аннулирование ставки транспортного сбора

В этом случае снизить транспортный налог на автомобиль можно только за счет приобретения льготной категории. К примеру, получение статуса пенсионера, рождение третьего ребенка в семье, оформление инвалидности 1 или 2 группы. В этом случае происходит даже снижение или полное аннулирование ставки. Воспользоваться данным способом могут и организации, для них также предусмотрены льготы, если было изменение статуса.

Юрисдикционные

Еще одним популярным способом, как снизить транспортный налог на автомобиль свыше 250 лошадиных сил, является замена его территориальной регистрации. В разных регионах страны предусмотрены свои ставки налога на владение машинами. К примеру, самые низкие отмечаются в Ингушетии, Чукотке, Республике Крым. Это отличная методика снижения бремени. Основные варианты юрисдикционных способов:

Такая минимизация налога является вполне законной и позволяет владельцам дорогостоящих средств существенно снизить свои расходы. За такие действия не предусмотрены наказание, даже если о них станет известно налоговым органом. Запрета на регистрацию не по месту прописки просто не существует.

Экономические

Уменьшение ставки таким способом подразумевает корректировку за счет сокращения номинального срока владения авто. То есть фактически, оно будет в собственности больше, но официально меньше. Если снять авто с учета не позже 15 числа, налог не начисляется, также не нужно платить, если поставить его на учет 16 или позднее. То есть машина в собственности у человека месяц, но при этом начисление налога не происходит. Основанием для таких действий является смена владельца.

Как снизить транспортный налог на автомобиль выбирает каждый для себя сам, с учетом статуса гражданина, его личных обстоятельств и возможностей. Выбор правильной тактики порой позволяет существенно изменить сумму на несколько тысяч, а то и десятков, если речь идет о дорогом транспорте.

Транспортные средства которые освобождены от сбора

Снижение налога на грузовое авто

В случае с транспортом, предназначенным для перевозки крупногабаритного груза, федеральное законодательство предусматривает только один способ как уменьшить налог на такие автомобили. Это может быть вычет по сбору, сниженный за счет внесения платежей на счет системы «Платон». В полном объеме нагрузка не сокращается, а только переносится в сферу взаиморасчетов в рамках программы.

В данной категории также устанавливаются и дополнительные льготы. На них могут рассчитывать инвалиды 1 и 2 группы, ветераны боевых действий, многодетные семьи и другие, приравненные к ним граждане. Полный перечень стоит уточнить у налогового органа, так как в каждом регионе он может иметь свои отличия.

Незаконные методы снижения

Несмотря на то, что существует достаточно большое количество законных способов снизить ставку, некоторые применяют мошеннические методики. Снижают ее на налогооблагаемый транспорт часто и незаконными действиями. Особенно практикуется это среди тех, кто получает от продажи подержанных автомобилей прибыль. Распространенными вариантами, которыми пользоваться не рекомендуется, выделяют:

Внимание! Многие из перечисленных способов на сегодняшний день являются бесполезными, так как законодательство постоянно совершенствуется и ограничивает пространство для маневра для мошенников. Поэтому не стоит выдумывать новые методики, и пользоваться только законными и проверенными.

Ответственность за мошенничество

Граждан, которые используют фальшивые документы, позволяющие пользоваться льготой, ждет штраф, а в некоторых ситуациях и уголовная ответственность. Наказание определяется в каждом отдельном случае исходя из тяжести проступка.

Снизить размер налог для физического лица является важной задачей, которая позволит сократить расходы с семейного бюджета. Для этого были придуманы самые разные способы, и пользоваться рекомендуется только законными, в противном случае, за мошеннические действия предусмотрено серьезное наказание.

Читайте также: