Роль и значение транспортного налога в бюджетной системе рф

Опубликовано: 25.04.2024

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. [4]

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [13]

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование.

Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения. [13]

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.

Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций. [13]

Государственные финансы и их сердцевина - бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. В России государственный сектор закупает около 1/5 выпускаемой в стране продукции, а чистые налоги составляют около 20% ВВП.

В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т.е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т.п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности - осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.

При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов. [4]

В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.

Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста BВП периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.

Система доходов региональных бюджетов. Собственные доходы бюджета - это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.

Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.

Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока. Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов - транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

Проанализируем поступление денежных средств собранных с помощью транспортного налога на примере Самарского бюджета.

Общий объем доходов областного бюджета за 2013 год составил 94,7 млрд. рублей, или 102% к сумме доходов, утвержденной Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за 2013 год составили 70,2 млрд. рублей, что больше прогнозируемой суммы на 2% и выше уровня 2012 года на 20%. Большая часть налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета была обеспечена за счет поступлений налога на прибыль организаций (37% от общего объема налоговых и неналоговых доходов), налога на доходы физических лиц (28%), налога на имущество организаций (15%).

Безвозмездные средства поступили в областной бюджет в объеме 24,5 млрд. рублей, что выше значения 2012 года на 25%. Из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 20,7 млрд. рублей.

За 2012-2013 годы из областного бюджета профинансированы расходы на автомобильные дороги г.о. Самара в размере 3 598 млн. рублей. Из бюджета г.о. Самара за это время на строительство, ремонт и содержание городских дорог было направлено всего 1 719 млн. рублей. При этом на территории г.о. Самара было собрано транспортного налога в размере 1 209,6 млн. рублей. Таким образом, из областного бюджета на развитие автомобильных дорог г.о. Самара выделяется в 2 раза больше средств, чем самим местным бюджетом, и в 3 раза больше, чем было собрано транспортного налога на территории г.о. Самара.

Также Правительством области в 2012-2013 годах на развитие автомобильных дорог были привлечены средства федерального бюджета, основная часть которых была направлена на дороги г.о. Самара. Из федерального бюджета было привлечено 1 927,7 млн. рублей, из которых 1 311,6 млн. рублей (68%) направлено на объекты г.о. Самара (на мостовой переход «Кировский», Волжский проспект, ул. М. Горького)

В 2013 году средства федерального бюджета в размере 87 млн. рублей также были направлены на завершение капитального ремонта Волжского проспекта и ремонта ул. М. Горького. Были проведены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия, установке новых гранитных бортовых камней, обустройству дороги.

Размер превышения нормативов данных расходов по итогам 2013 года составил 460,2 млн. рублей. Это равно размеру годовых расходов местного бюджета на содержание скорой медицинской помощи или 1/3 годовых расходов местного бюджета на содержание всех детских садов города; в четыре раза превышает размер расходов на молодежную политику и оздоровление детей; в девять раз - размер расходов на развитие физической культуры и спорта. Средства, сэкономленные при сокращении расходов на содержание органов местного самоуправления, могли быть направлены дополнительно на капитальный ремонт дорог города. По параметрам бюджета 2013 года размер превышения нормативов на содержание органов местного самоуправления пока составляет 160,8 млн. рублей.

Учитывая значительную величину несвойственных расходов, которыми обременен бюджет г.о. Самара, вызывает серьезные сомнения, что в случае установления норматива распределения транспортного налога, эти средства будут направлены администрацией г.о. Самара на финансирование строительства, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог.

Проанализируем поступление денежных средств собранных с помощью налогов, в том числе и транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Рассмотрим поступление транспортного налога в бюджет Самарской области за период 2011-2013 г. Данные представлены официальным сайтом Федерального казначейства Российской Федерации (таблица 1) [47].

Таблица 1. Динамика и структура поступления транспортного налога в бюджет Самарской области за 2011-2013 гг. (млн. руб.)


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна

В статье изложена суть транспортного налога и его значимость как источника финансовых ресурсов регионов. Значимость данного налога состоит в том, что он является неотъемлемым источником пополнения бюджета страны, а также регулирует экономические процессы, обеспечивает выполнение социальных гарантий и создает основу независимости и самостоятельности субъектов РФ. Основные методы исследования: наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции. В процессе исследования дана характеристика основных изменений исчисления данного налога для дорогостоящих транспортных средств. Это изменение касается плательщиков-организаций, у которых на балансе есть дорогостоящие авто 2014 года выпуска. Сделан анализ поступлений данного налога в Республике Крым. С 2015 года и в Крыму владельцы транспортных средств стали платить рассматриваемый налог, но этот налог пока еще немного ниже, чем в других субъектах РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна

THE ROLE OF THE TRANSPORT TAX IN THE FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET

In the article the essence of the vehicle tax and its importance as a source of financial resource regions. The significance of this tax is that it is an indispensable source of replenishment of the state budget, as well as regulate the economic processes, ensures the fulfillment of social guarantees, and forms the basis of independence and autonomy of the RF subjects. Basic research methods: observation and collection of facts, analysis, method of induction and deduction. During the study the characteristic of the major changes of calculation of this tax for expensive vehicles. This change applies to organizations-payers who have expensive cars 2014 release on the balance sheet. The analysis of the income tax in the Republic of Crimea. Since 2015, and in the Crimea vehicle owners began to pay the tax in question, but the tax is still slightly lower than in other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль транспортного налога в формировании регионального бюджета»

http://www. bulletennauki. com

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

THE ROLE OF THE TRANSPORT TAX IN THE FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET

канд. экон. наук Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

г. Симферополь, Россия natasha_krem@mail.ru ©Krempovaya N.

Institute of Economics and Management Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russia natasha_krem@mail.ru

Аннотация. В статье изложена суть транспортного налога и его значимость как источника финансовых ресурсов регионов. Значимость данного налога состоит в том, что он является неотъемлемым источником пополнения бюджета страны, а также регулирует экономические процессы, обеспечивает выполнение социальных гарантий и создает основу независимости и самостоятельности субъектов РФ.

Основные методы исследования: наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции.

В процессе исследования дана характеристика основных изменений исчисления данного налога для дорогостоящих транспортных средств. Это изменение касается плательщиков-организаций, у которых на балансе есть дорогостоящие авто 2014 года выпуска.

Сделан анализ поступлений данного налога в Республике Крым. С 2015 года и в Крыму владельцы транспортных средств стали платить рассматриваемый налог, но этот налог пока еще немного ниже, чем в других субъектах РФ.

Annotation. In the article the essence of the vehicle tax and its importance as a source of financial resource regions. The significance of this tax is that it is an indispensable source of replenishment of the state budget, as well as regulate the economic processes, ensures the fulfillment of social guarantees, and forms the basis of independence and autonomy of the RF subjects.

Basic research methods: observation and collection of facts, analysis, method of induction and deduction.

During the study the characteristic of the major changes of calculation of this tax for expensive vehicles. This change applies to organizations-payers who have expensive cars 2014 release on the balance sheet.

The analysis of the income tax in the Republic of Crimea. Since 2015, and in the Crimea vehicle owners began to pay the tax in question, but the tax is still slightly lower than in other regions of Russia.

http://www. bulletennauki. com

Ключевые слова: транспортный налог, бюджет региона, повышающие коэффициенты, региональный налог, налогообложения транспорта, утилизационный сбор, прогрессивные ставки транспортного налога.

Keywords: transport tax, the budget of the region, multiplying factors, the regional tax, transportation tax, recycling, progressive rate vehicle tax.

В настоящее время транспорт выступает неотъемлемой составляющей экономики Российской Федерации. Современные реформы РФ в сфере экономики и экономических отношений усилили значимость и изменили механизм расчета региональных налогов, и в частности транспортного налога.

Транспортный налог — это прямой или поимущественный налог, задача которого заключается в налогообложении права владения имуществом, в данном случае транспортом.

Значимость данного налога состоит в том, что он является неотъемлемым источником пополнения бюджета страны, а также регулирует экономические процессы, обеспечивает выполнение социальных гарантий и создает основу независимости и самостоятельности субъектов РФ (обеспечивает поступление денежных ресурсов в региональный бюджет). Это так же определяет значение и содержание изменений в сфере региональных налогов России.

Транспортный налог на федеральном уровне регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно главой 28 «Транспортный налог». Но так как это региональный налог и один из основных налогов регионов РФ, то он также устанавливается законами субъектов РФ (но не должен противоречить НК) и является обязательным к уплате на территории региона, где был введен [1].

Налогом облагаются авто, мотоциклы, автобусы, мопеды, различные самоходные машины, самолеты, вертолеты, моторные лодки и прочие виды наземного, воздушного и водного транспорта.

При введении транспортного налога, которое сопровождается принятием закона соответствующего субъекта, эти субъекты устанавливают ставку налога, порядок его уплаты и сроки уплаты, а также устанавливают определенные льготы и другие элементы [2].

Транспортный налог — достаточно обсуждаемая и модная тема, так как в нем постоянно происходят какие-то изменения, его то хотят отменить, то хотят больше ужесточить. Рассмотрим же какие это изменения и какие перспективы его ожидают.

В апреле 2015 года изменились правила расчета налога по дорогостоящим авто (легковым) 2014 года, теперь налог надо рассчитывать с учетом повышающих коэффициентов.

Это изменение касается плательщиков-организаций, у которых на балансе есть дорогостоящие авто 2014 года выпуска, и уже налог за 2014 год они рассчитывали по этим введенным повышающим коэффициентам. Если же расчет был сделан по старому, то надо предоставить декларацию в налоговый орган с этим уточнением, и при этом не будет взыскано с таких организаций ни санкций, ни пени.

Повышающие коэффициенты действуют на территории РФ с первого января 2014 года для авто, стоимость которых больше трех миллионов рублей. Таких коэффициентов всего пять, и зависят они от категории авто.

http://www. bulletennauki. com

- 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло

1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло

- 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло

- 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло

3 — в отношении легковых авто средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет; и в отношении легковых авто средней стоимостью от 15 млн. чрублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет_

Рисунок. Повышающие коэффициенты по транспортному налогу (Составлено по данным [3])

Из Рисунка сразу видно, что применение коэффициента зависит от средней стоимости авто, которую можно узнать на сайте Министерства промышленности и торговли РФ [3].

Еще одним новшеством в сфере налогообложения транспорта может стать замена транспортного налога в 2016 году на акциз на топливо.

Так как собираемость данного налога менее 50% и платят его двадцать миллионов плательщиков, хотя должны платить около сорока пяти миллионов плательщиков-владельцев авто, то он является не самым эффективным источником пополнения бюджета государства. И власти нашего государства считают, что гораздо выгоднее будет заменить его дополнительным акцизом на топливо, соответствующие предложения уже были направлены на изучение в правительство для принятия решения.

Также есть и другие инициативы в области транспорта и налогообложения транспорта, например, инициатива о введении моратория на утилизационный сбор для автомобильной промышленности на ближайшие 2 года, которую уже поддержали в Государственной Думе. Такая инициатива направлена на поддержание производителей авто, в результата они смогут снизить свои затраты на производство и соответственно снизить цену, сделав ее более привлекательной для покупателя. Отмена такого утилизационного сбора в текущем 2015 году позволит сэкономить до трехсот тыс. рублей покупателям новых авто, но это только на два года.

И инициатива упорядочения эвакуации авто, которую уже выдвинули депутаты. Она направлена на то, чтобы стоимость эвакуации для владельца авто возмещала расходы на перемещение авто и исключала выгоду из такой эвакуации. Для этого надо разработать и узаконить на федеральном уровне правила эвакуации, в том числе и место, с которого можно проводить эвакуацию (мешает ли оно). Эвакуировать машину можно с остановок, тоннелей, пешеходных переходов, трамвайных путей, если де машина в неположенном месте, то владелец должен заплатить приличный штраф, эвакуация проводиться не будет. Еще будет рассматриваться данная инициатива, и вноситься поправки [4].

http://www. bulletennauki. com

Транспортный налог в Крыму

С 2015 года и в Крыму владельцы транспортных средств стали платить рассматриваемый налог, но этот налог пока еще немного ниже, чем в других субъектах РФ, и не должен сильно опустошить карман владельцев авто. Облагаются налогом также автобусы, мопеды, мотоциклы, самолеты, вертолеты, катера, яхты и прочие транспортные средства.

В Крыму устанавливаются прогрессивные ставки, чем мощнее двигатель, тем больше ставка налога. Например, за авто с двигателем мощностью то 150 до 200 л. с. надо заплатить от 2250 рублей до 3000 рублей. Если же двигатель мощнее, чем 250 л. с., то налог составит 12500 рублей в год. В Крыму и Севастополе с легковых авто с двигателем до 100 л. с. будет налог всего пять рублей, тогда как в других регионах он составляет 15, а то и 25 рублей, а с моторами от 100 до 150 л. с. — в Крыму семь рублей, а в других регионах — 25 рублей.

Данный налог за 2015 год поступит в бюджет только в 2016 году.

В Крыму тоже будут предоставлены льготы по налогу, почти такие же, как были рассмотрены по Москве. Чем старше машина, тем больше можно будет получить скидку. Если старше 10 лет — 20% скидка, если старше 15 лет — 30% скидка, если старше 20 лет — 50% скидка.

В Крыму зарегистрировано примерно 800 тысяч авто, и введенный транспортный налог позволит пополнить бюджет Крыма на 77 миллионов [5].

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (с изменениями от 2 мая 2015 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/nk/gl28/ (дата обращения 02.03.2016).

2. Правовой сайт Ирбис. Статья Транспортный налог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.irbis.vegu.ru/repos/10390/HTML/18.htm (дата обращения 02.03.2016).

3. Сайт Бухгалтерия Онлайн. Статья Транспортный налог по дорогим авто надо рассчитывать с повышающими коэффициентами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.buhonline.ru/pub/news/2015/4/9756 (дата обращения 03.03.2016).

4. Сайт Российская газета. Статья Транспортный налог могут заменить на акциз на топливо в 2016 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/26/nalog-site-anons.html (дата обращения 03.03.2016).

5. Сайт Российская газета. В Крыму введен транспортный налог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.rg.ru/2014/10/22/reg-kfo/transport.htm (дата обращения 03.03.2016).

1. Tax Code of the Russian Federation. The second part of August 5, 2000 №117-FZ (as amended on 2 May 2015). [Electronic resource]. Access: http://www.assessor.ru/zakon/nk/gl28/ (reference date 02/03/2016).

2. Legal Website Irbis. Article transport tax. [Electronic resource]. Mode of access: http: //www.irbis.vegu.ru/repos/10390/HTML/18.htm (reference date 02/03/2016).

3. Accounting Online Website. Article transport tax on expensive cars should be calculated from the multiplying factor. [Electronic resource]. Mode of access: http: //www.buhonline.ru/pub/news/2015/4/9756 (reference date 03/03/2016).

http://www. bulletennauki. com

4. The site of the Russian newspaper. Article vehicle tax can be replaced by the excise on fuel in 2016. [Electronic resource]. Access: http://www.rg.ru/2015/02/26/nalog-site-anons.html (reference date 03/03/2016).

5. The Russian newspaper site. Article vehicle tax introduced in the Crimea. [Electronic resource]. Mode of access: http: //www.rg.ru/2014/10/22/reg-kfo/transport.htm (reference date 03/03/2016).

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

Читайте также: