Транспортный налог в молдове

Опубликовано: 24.04.2024

Объёкт налогооблажения Единица измерения Ставка сборов, леев
Мотоциклы с объёмом двигателя:
до 500 куб.см включительно единица 300
свыше 500 куб.см единица 600

Легковые автомобили, автомобили специального назначения на шасси легковых автомобилей с объемом двигателя:
до 2000 куб.см включительно куб.см 0.60
от 2001 до 3000 куб.см включительно куб.см 0.90
от 3001 до 4000 куб.см включительно куб.см 1.20
от 4001 до 5000 куб.см включительно куб.см 1.50
свыше 5000 куб.см. куб.см. 1.80

Полуприцепы грузоподъемностью, указанной в свидетельстве о регистрации:
прицепы тонна 270
до 20 т включительно тонна 225
свыше 20 т еденица 4500
Тягачи, тракторы единица 2250
Грузовые автомобили, автомобили специального назначения на шасси грузовых автомобилей, любые другие самодвижущиеся автомобили общей массой, указанной в свидетельстве о регистрации:
до 1,6 т включительно еденица 1200
от 1,6 до 5 т включительно еденица 2250
от 5 до 10 т включительно еденица 3000
свыше 10 т еденица 4500
Автобусы вместимостью * :
до 11 мест единица 2925
от 12 до 17 мест включительно единица 3600
от 18 до 24 мест включительно единица 4275
от 25 до 40 мест включительно единица 4725
свыше 40 мест единица 5400

* По автобусам количество мест определяется без учёта места водителя.

Размер дорожных сборов для легковых машин на:
7 дней 4 евро
15 дней 8 евро
30 дней 16 евро
90 дней 45 евро
180 дней 85 евро

Виньетки можно приобрести:

В Кишиневе по адресу : Дачия 49/6 (напротив ботанического сада ) ;
- на таможенных постах (таможнях) через финансовое учреждение наличными и/или по перечислению в молдавских леях или в иностранной валюте по официальному курсу молдавского лея, действующему на дату платежа;
- в авторизованных пунктах, установленных уполномоченным органом центрального публичного управления, наличными и/или по перечислению в молдавских леях или в иностранной валюте по официальному курсу молдавского лея, действующему на дату платежа.

Виньетка может быть оформлена на почти тысяче платежных терминалов, расположенных по территории страны, ежедневно в любое время. Посредством этих действий можно избежать очередей в банковских офисах по оплате виньетки. Начиная с 20 февраля 2017 года, виньетка может быть оформлена и онлайн на портале www.vinieta.gov.md или www.evinieta.gov.md .


Сертификат должен содержать следующую информацию:
♦ номер и серия сертификата;
♦ код государства, в котором автомобиль на учете;
♦ регистрационный номер автомобиля;
♦ номер и серия платежного документа, подтверждающего плату сбора;
♦ дата выдачи сертификата;
♦ срок действия;
♦ дата истечения срока действия;
♦ сумма уплаченного сбора.

vinietka_autoadam

При уплате виньетки компетентный орган выдает сертификат, подтверждающий уплату данного сбора.


После введения виньеток выявились некоторые тонкости, связанные с их приобретением:
• На таможне заставляют оплатить виньетку, но при этом "забывают" выдать сам сертификат. ТРЕБУЙТЕ ВЫДАЧУ СЕРТИФИКАТА!
• Платёжный документ не является документом, заменяющим сертификат, и без него не действителен!
• Сотрудники дорожной полиции часто дежурят в районе пропускных пунктов и штрафуют автолюбителей за отсутствие сертификата.
• Если в предыдущий выезд из страны вы выезжали через ПМР и не сняли авто с регистрации, то можете получить большой штраф.

► Экологический сбор.

При каждом въезде в Республику Молдова с транспортных средств, зарегистрированных в других государствах, взимается "экологический сбор".

Сумма сбора зависит от времени нахождения внутри страны. Это означает, что если в течении оплаченного срока действия вы выезжаете из страны и затем въезжаете вновь, то "экологический сбор" придётся оплатить ещё раз.

Квитанцию об оплате "экологического сбора" лучше сохранять до выезда из страны. Иначе при выезде могут ещё раз заставить его оплачивать.

Размер "экологического сбора" при нахождении в стране меньше 15 суток составляет 25 леев, больше 15 суток — 50 леев.

Налоги в Молдове, согласно законодательству страны, платятся всеми гражданами. В декабре 2017 года властями государства были приняты поправки в налоговый кодекс. В соответствии с ними был изменен размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц.

Рост налогов в Молдове

Власти изменили размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц

Общая информация

Под налогами понимаются обязательные платежи, которые имеют безвозмездный характер. А также они именуются пошлинами. Власти страны взимают с граждан государственные и местные пошлины.

Государственные пошлины Местные пошлины
Подоходный налог, НДС, акцизы, приватный налог, таможенная пошлина, дорожный сбор, поимущественная пошлина, единый налог с резидентов технологически-информационных парков. Налог на недвижимость, приватная пошлина, сборы за естественные ресурсы, выплаты, предназначенные для облагораживания территорий, пошлины для лиц, размещающих рекламные баннеры, а также для организаторов аукционов и лотерей, рыночный сбор, пошлина на временное проживание, курортный сбор, налог на собак, налог на владельцев транспортных средств, занимающихся перевозкой людей по коммунальным и городским маршрутам, сбор на парковку.

Субъекты налогообложения

Информация о субъектах налогообложения представлена в табличке.

Кто платит налоги? Описание
Лица, оказывающие профессиональные услуги Налогами облагаются юр. и физ. лица, являющиеся резидентами страны и занимающиеся бизнесом.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью Пошлины выплачиваются физическими лицами-резидентами и молдавскими гражданами, которые получают прибыль из любых источников, которые находятся на территории страны.
Лица, получающие инвестиционный доход. Они должны иметь источники дохода, которые находятся за пределами государства.
Иностранцы и лица, не имеющие молдавского гражданства. Они могут заниматься любой законной деятельностью и получать доход из любых источников, которые находятся на молдавской территории.
Лица, не являющиеся резидентами. Они не являются предпринимателями, и, в соответствии с главой 11 налогового кодекса, получают доходы из источников, находящихся в стране.

Лица, являющиеся субъектами, обязуются задекларировать валовую прибыль, которую они получают из любых источников.

Что представляют собой акцизы

К плательщикам акцизов следует отнести субъекты бизнес-деятельности независимо от организационной и правовой формы хозяйствования. А также сюда нужно включить фирмы с иностранными инвестициями, которые реализуют подакцизную продукцию.

Эта продукция может быть изготовлена из собственного сырья. Фирмы, в соответствии с законодательством Молдавии, имеют статус юридического лица.
К объектам налогообложения следует отнести:

  • оплату труда сотрудников предприятия, через кассу фирмы;
  • обмен на иную продукцию;
  • производство иной продукции, которая не облагается акцизами;

Молдавский парламент

Акцизные ставки устанавливаются молдавским парламентом, при установлении государственного бюджета

Обязанности налогоплательщиков

Лица, которые, в соответствии с законодательством, должны облагаться налогами, обязуются:

  1. Придерживаться правил гос. регистрации.
  2. Своевременно регистрироваться в «своем» отделении налоговой службы.
  3. Вести бухгалтерию в соответствии с порядком, принятыми законодательством страны.
  4. Своевременно задекларировать сведения о прибыли, которая была получена от любого вида бизнес-деятельности.
  5. Своевременно предоставлять уполномоченным лицам учетную документацию и налоговые отчеты.

Особенности государственных налогов

Подробное описание государственных налогов Молдавии представлено в табличке.

Вид пошлины Ставка Описание
Подоходный 7% – для индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, 12% – для юр. лиц. Базой обложения является валовая прибыль. При этом вычитываются полагающиеся налогоплательщикам освобождения и льготы. Исключение составляют дивиденды иностранцев и апатридов, полученные из источников, находящихся за пределами страны.
НДС 20%. Для отдельных категорий товаров – 8%. Налогообложению подвергаются товары и услуги, произведенные на территории страны. А также это касается импортируемых товаров.
Акцизы Ставка зависит от стоимости товара. Пошлинами облагаются только некоторые виды товаров.
Приватный 1% от стоимости имущества. Пошлина выплачивается в бюджет, как государства, так и конкретного населенного пункта.
Дорожный налог Зависит от типа транспортного средства и от объема его двигателя. Выплачивается владельцами любых транспортных средств, а также лицами, пользующимися охранной зоной.

Особенности местных налогов

В табличке дано подробное описание местных пошлин.

Вид пошлины Описание
На недвижимость Сумма зависит от стоимости имущества.
За естественные ресурсы Сумма исчисляется в зависимости от объема воды, стоимости полезных ископаемых, объема древесины.
На облагораживание территорий Сумма фиксирована. Этот налог является обязательным для владельцев фирм. Налогооблагаемая база – среднесписочная численность штата/1 квартал.
За организацию аукционов Это касается дивидендов от продажи аукционных товаров.
За объекты торговли Сумма фиксирована. Она зависит от площади объекта.
Рыночная пошлина Исчислена в леях/12 мес. Сумма зависит от кв. м. площади объекта, который находится на территории рынка.
За временное проживание Касается % от прибыли, полученной фирмами от услуг по предоставлению жилища иногородним.
Курортный сбор Касается % дивидендов, полученных с продажи путевок на курорты и в санатории.
«Собачий» налог Сумма пошлины фиксирована. Налог выплачивается за каждое животное, проживающее в квартире.
За санитарную очистку Пошлина начисляется каждые 30 дней. Сумма – твердая.

Размер налоговой ставки варьируется в зависимости от решения властей региона страны.

Основные изменения 2021 года

В 2018 году власти Молдовы внесли некоторые изменения в налоговый кодекс. Это касается:

  • отчетности за товары, которые загрязняют окружающую среду;
  • НДС;
  • подоходного налога.

Смотрите в видео: снижение подоходного налога у физических лиц.

Отчетность за товары, загрязняющие окружающую среду

Согласно изменениям, внесенным в приказ № 5 в январе 2017 года, в перечень товаров, загрязняющих окружающую среду, следует отнести:

  1. Первичную упаковку из пластмасс, которая содержит продукты.
  2. Композитную первичную упаковку, которая содержит продукты.
  3. Алюминиевую первичную упаковку, которая содержит продукты.

В приказе уточняется очередность заполнения некоторых граф. В табличке предоставлена информация о том, что следует указывать в графу 6 по продукции, которая включена в приложении к закону №8.

Импортируемая продукция. Фактурированная стоимость.
Продукция, которая приобретается у физ. и юр. лиц, не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой страны. Закупочная стоимость.
Продукция собственного производства. Стоимость доставки продукции без НДС.

Изменения в НДС

В 2021 году налогоплательщикам предоставляются некоторые льготы. Граждане освобождаются от выплаты НДС без права вычета при импорте:

  • комплектующих;
  • материалов;
  • сырья.

Допускается одна налоговая льгота, которая предоставляется на весь процесс производства и поставки продукции на рынок.

Чиновники министерства финансов полагают, что это объединение обуславливает сокращение числа нормативных актов, изучаемых экономическими субъектами.

Какие налоговые изменения ждут граждан Молдовы можете узнать из видео.

Изменения об удержании подоходного налога

Этот документ был одобрен правительством во второй декаде марта 2018 года. По словам министра финансов, О. Армашу, изменения потребовались с учетом поправок, которые были внесены в налоговый кодекс.

В январе 2018 года была внедрена обновленная типовая форма отчетности по пошлинам и взносам, которые удерживаются с заработной платы. В отчет включаются показатели отчета о сумме выплаченного дохода, а также о подоходном налоге, который удерживается из этой прибыли.

В соответствии с изменениями в пункте 8 Положения, талоны на питание относятся к льготам, которые предоставляются работнику руководителем предприятия.

Размер номинальной стоимости 1 талончика на питание на 1 сутки, подлежащей вычету, варьируется от 36 до 46 леев.

Повышение налогов

Министерство финансов Молдавии разработало новые пошлины и акцизы, которые были откорректированы в сторону повышения.

О. Армашу полагает, что это позволяет обеспечить четкие конкурентные условия для развития предпринимательской среды. Это способствует восстановлению экономики страны.

Какой налог повышается? На сколько повышается? Сумма, которая поступает в бюджет государства.
Пошлина на прибыль, которую граждане получают в результате передачи от одного физического лица другому недвижимость во владение или пользование. 5-10% 2,700000 леев.
Пошлина на прибыль физических лиц с поставок эконом агентам натуральной животноводческой, садоводческой и растениеводческой продукции. Исключение составляет натуральное молоко. 2-3% 4,200000 леев.
Акцизы на нефтепродукты в контексте их постепенной корректировки в соответствии с директивами Европейского Союза. 9% 139,90000 леев.
Акцизы на табачную продукцию с фильтром и без фильтра. 300,40000 леев.
Фиксированные акцизы на спиртосодержащую продукцию и заменители табака. 5% 28,800000 леев.

Также планируется аннулирование акцизов на продукцию, не облагаемую акцизами в международной практике.

В первую очередь это касается:

  • радиоприемников;
  • видеокамер;
  • аппаратуры звукозаписи;
  • ювелирных изделий;
  • бижутерии.

Ставка акциза на ТС с большим объемом двигателя будет снижена с 3,72 до 3,6 евро.

Налоги и пособия в Молдове

Изменения в Молдове, коснувшиеся налогов и пособий

Как высчитать налоги?

Схема расчета у каждого занятого гражданина Молдавии строго индивидуальна. Она зависит от множества различных факторов. Для того чтобы точно рассчитать сумму налогов, рекомендуется воспользоваться Интернет-порталом Salarii.MD.

Из з/п сотрудника предприятия высчитывается сумма взносов обязательного гос. страхования. Ее размер составляет 6%. Также высчитывается сумма обязательного мед. страхования. Она составляет 4,5%.

Личное освобождение

Из з/п высчитывается личное освобождение сотрудника предприятия. Это право имеется у каждого гражданина страны. Под личным освобождением понимается сумма освобождения от подоходного налога. В прошлом году ее размер составлял 10062 леев/12 месяцев, или 845 леев/30 дней.

Сумма освобождения для спутника жизни налогоплательщика, если он им не пользуется, сегодня составляет 11029 леев/12 месяцев. Размер суммы личного освобождения для спутников жизни лиц, которые получают повышенное годовое личное освобождение, составляет 15061 леев.

12-месячное освобождение на каждого несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи составляет 2257 леев. Сумма годового личного освобождения для иждивенцев, которые с детства являются нетрудоспособными, составляет 11029 леев.

На дополнительное освобождение могут рассчитывать кураторы лиц, не достигших совершеннолетия, а также их законные попечители. Сумма в этом случае также составляет 11029 леев/12 мес.

Если на протяжении 12 месяцев в семье работника произошло пополнение, он обязуется в течение 1,5 недели представить руководителю предприятия обновленную заявку. К ней прилагаются соответствующие справки.

Как определить общую сумму налогов

Для того чтобы определить общую сумму налогов, нужно высчитать:

  • взносы в социальный фонд и на медицинское страхование;
  • размер освобождения, который не облагается подоходным налогом;
  • сумму, облагаемую налогом;
  • размер подоходного налога;
  • размер суммы, которую человек получает на руки.

Расчет налога

Заключение

Вычеты расходов со стороны граждан страны должны иметь документальное подтверждение. И также они должны вписываться в рамки норм, которые были установлены молдавским правительством.

Вычет налогов, выплачиваемых каким-либо иным лицом, кроме налогоплательщика, не разрешен.

Благодаря налоговым реформам, проведенным в последние несколько лет, Республика Молдова стала одной из самых низконалоговых юрисдикций в Восточной Европе. Например, с 1 января 2008 года введена нулевая ставка подоходного налога для юрлиц. Цель подобного реформирования – привлечение иностранных инвестиций.

В связи с этим у российского бизнеса возник интерес к Молдавии для целей налогового планирования. Тем более что экономические связи наших стран весьма привычны и в глазах российских налоговиков обычно не вызывают подозрений в «схемности». Кроме того, очевидным преимуществом Молдавии является то, что она не внесена в черный список ни одной международной организации. Минфин России также не признает Молдавию офшором (приказ от 13.11.07 № 108н).

Самого налога нет, а штрафы за занижение налоговой базы есть

Как уже упоминалось, в Молдавии установлена ставка подоходного налога на юрлиц в размере 0 процентов (ст. 15 Налогового кодекса Республики Молдова). Срок ее действия не ограничен, и она применяется в отношении всех задекларированных доходов компании.

Несмотря на нулевую ставку, молдавские налогоплательщики все равно обязаны иметь первичные документы, вести учет, сдавать бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. В случае нарушения правил учета доходов и расходов, повлекшего искажение отчетности, на компанию может быть наложен штраф в размере 25 процентов от суммы занижения налоговой базы. Получается, налога нет, а штраф есть!

Если база в результате отсутствия первичных документов или поставленного учета была исчислена инспекцией расчетным путем, вместо нулевой ставки применяется ставка в размере 15 процентов.

Плательщиками подоходного налога признаются компании-резиденты Молдавии (учрежденные здесь или управляемые из этой страны), а также постоянные представительства иностранных организаций. В отношении партнерств, созданных в Молдавии, налогообложению подлежит непосредственно прибыль самих парт- неров.

По общему правилу резиденты обязаны формировать налоговую базу, исходя из всех доходов, полученных как на территории Молдавии, так и за ее пределами. С учетом понесенных расходов. Убытки компании могут переноситься вперед на пять последующих лет.

Доходы от реализации активов, ценных бумаг или иной прирост капитала включаются в налоговую базу в половинном размере. Есть и иные налоговые льготы, но все они имели практический смысл до введения нулевой ставки налога.

Налоговый период – календарный год. Декларации должны подаваться до 31 марта года, следующего за отчетным. Прибыль каждой организации, независимо от ее участия в холдинге или группе компаний, облагается налогом отдельно. Нормирование процентов по займам между зависимыми компаниями (тонкая капитализация) и положения об иностранных зависимых компаниях отсутствуют.

Однако в Молдавии введено трансфертное регулирование при сделках между связанными лицами. Такими лицами признаются налогоплательщик и члены его семьи, а также юрлицо, которое контролирует налогоплательщика либо подчиняется ему (прямо или опосредованно). Под контролем понимается прямое или косвенное владение не менее чем 50 процентами уставного капитала или голосующих акций компании.

Налоговые органы имеют право проверять операции между связанными лицами и устанавливать, не были ли они совершены только с целью занижения налоговой базы.

Зачет иностранных налогов фактически не работает

Вся прибыль компаний-резидентов Молдавии, в том числе дивиденды от иностранных компании, проценты и роялти облагаются налогами в этой республике. Независимо от страны получения дохода.

По общему правилу налоги на доходы, уплаченные за рубежом, подлежат вычету из суммы налога, исчисленного в Молдавии с того же самого дохода. Но только в размере, не превышающем местный налог. Именно по- этому с 2008 года это правило фактически не работает, так как ставка налога на доходы в республике составляет 0 процентов – вычитать иностранные платежи просто не из чего.

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, облагаются налогом у источника по ставке 15 процентов, если иное не предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения. По той же ставке облагаются любые другие выплаты из чистой прибыли в адрес иностранного партнера.

С процентов, роялти, стоимости управленческих услуг, арендной платы и других аналогичных сумм, выплачиваемых нерезиденту, взимается налог у источника по ставке 10 процентов, если иное не предусмотрено международным договором. Однако от налогов освобождается ряд выплат – например, проценты по некоторым банковским депозитам.

Между правительствами России и Республики Молдова подписано соглашение от 12.04.96 «Об избежании двойного налогообложения» (ратифицировано Федеральным законом от 28.04.97 № 72-ФЗ). Документ предусматривает право удерживать налог у источника по ставке не более 10 процентов от суммы дивидендов и роялти. При этом проценты должны облагаться налогом только в стране получателя.

Помимо России, Молдавия заключила аналогичные соглашения еще с 36 государствами. В том числе с такими интересными в плане международного налогового планирования, как Швейцария, Эстония, Нидерланды, Австрия и Кипр.

Физлица платят как подоходный налог, так и страховые взносы

Физические лица – резиденты Молдавии обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 7 процентов с дохода, не превышающего 25,2 тыс. леев в год (около 71 тыс. руб.), и по ставке 18 процентов с годового дохода, превышающего эту сумму. Обязанность удерживать подоходный налог возлагается на работодателя.

Налоговая база для подоходного налога с физлиц аналогична налоговой базе для юрлиц. Это объяснимо – налог для обеих категорий налогоплательщиков установлен одной и той же главой Налогового кодекса Республики Молдова. При этом физлица могут уменьшить облагаемую базу на сумму вычетов и освобождений. В частности, установлены освобождения на самого налогоплательщика и неработающего супруга (по 7,2 тыс. леев – 20,3 тыс. руб.), а также иждивенцев (по 1,68 тыс. леев на каждого – 4,74 тыс. руб.).

По общему правилу работодатели обязаны уплачивать взносы социального страхования, исходя из фонда оплаты труда. На 2009 год ставка взносов утверждена на уровне 23 процентов (22% – для сельскохозяйственных компаний), а ставка взноса в фонд обязательного медицинского страхования – 3,5 процента от общего фонда оплаты труда.

Физические лица также должны финансировать спецфонды (работодатели удерживают эти суммы из зарплаты). Сбор в социальный фонд составляет 6 процентов от зарплаты, а в медицинский фонд – 3,5 процента.

Налог на недвижимое имущество и на землю платят все собственники

Местный налог на недвижимое имущество уплачивается всеми собственниками недвижимого имущества, находящегося в Молдавии. Для компаний установлена ставка налога в размере 0,1 процента от балансовой стоимости объекта. Освобождение от налога распространяется на сельскохозяйственных производителей, бюджетные учреждения, а также некоторые другие категории юридических лиц.

Земельный налог уплачивается компаниями-собственниками земельных участков, находящихся на территории Молдавии. Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от плодородия, назначения земельного участка и его местонахождения.

В качестве плательщика НДС нужно регистрироваться

В Молдавии платить НДС должны только лица, зарегистрированные в качестве плательщиков налога, а также импортеры. В обязательном порядке регистрации подлежат лица, у которых выручка от реализации облагаемых НДС товаров, работ, услуг в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев превышает 300 тыс. леев (около 847 тыс. руб.). Компания с объемом реализации от 100 тыс. до 300 тыс. леев в год (от 282 тыс. до 847 тыс. руб.) может стать плательщиком НДС добровольно, подав соответствующее заявление.

НДС в Молдавии уплачивается по стандартной для Европы схеме: сумма налога, исчисленного исходя из реализации, уменьшается на вычеты налога, уплаченного поставщикам. Особенностью молдавского НДС является то, что действуют четыре ставки налога: 20, 8, 5 и 0 процентов. Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров и услуг.

Как на практике используют молдавские компании для экономии на налогах

Ставка подоходного налога 0 процентов позволяет российскому бизнесу рассматривать Республику Молдова в качестве юрисдикции, где аккумулируется конечная прибыль международной группы компаний.

Пример 1. Аккумулирование прибыли от экспортно-импортной деятельности и вывод ее через заем. Молдавская компания закупает продукцию в странах Европы и Азии и, не ввозя ее в Молдавию, реализует российской компании-импортеру со значительной наценкой. У молдавской компании образуется прибыль, которая облагается подоходным налогом по ставке 0 процентов (см. схему 1). То есть фактически налог не уплачивается. Аналогичным образом оптимизируют налоговые платежи группы компаний и при экспорте товаров из России.

Возвращают деньги в Россию обычно с помощью займов. Например, молдавская компания, аккумулировавшая прибыль, выдает ее компании в России в качестве займа под 22 процента годовых. Соглашением между Россией и Молдавией предусмотрено, что проценты по займу будут облагаться налогом только в стране получателя. В нашем случае это Молдавия, где установлена нулевая ставка подоходного налога.

Таким образом, российская компания не просто получила назад в свое распоряжение прибыль от экспортно-импортных операций, но и дополнительно снизила налогооблагаемую прибыль на сумму выплаченных в Молдавию процентов (с учетом их нормирования по ст. 269 НК РФ). При этом никакой дополнительной налоговой нагрузки по произведенной операции не возникает.

Стоит учитывать, что постановлением от 13.07.06 № 185 Национальный банк Молдовы утвердил Инструкцию о внешних обязательствах. По этому документу, получение и предоставление внешних займов для молдавских резидентов сопряжено с необходимостью уведомить об этом Нацбанк и получить письменное разрешение на проведение операции.

Пример 2. Вывод прибыли из Молдавии в офшор. Иногда с помощью молдавского резидента решают и другие задачи – выводят прибыль из Молдавии в офшорную юрисдикцию, например, Британские Виргинские острова (БВО).

В качестве посредника для такого вывода денежных средств обычно используют Кипр. Аккумулированная в Молдавии прибыль выплачивается кипрскому учредителю в качестве дивидендов.

В соответствии с конвенцией от 28.01.08 между правительствами Республики Молдова и Республики Кипр об избежании двойного налого- обложения, дивиденды, выплачиваемые из Молдавии на Кипр, облагаются налогом у источника по ставке 5 процентов. Такая ставка применяется при условии, что компания, которой выплачиваются дивиденды, владеет не менее чем 25 процентами уставного капитала компании-источника.

Дивиденды, выплачиваемые с Кипра на БВО, налогом у источника облагаться не будут. Конечная прибыль виргинской компании также не будет облагаться налогом на прибыль (см. схему 2).

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка по этому способу оптимизации составляет 5 процентов.

В Молдавии есть свои налоговые проблемы


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 грамм CO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Авторынок в Китае

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Транспортный налог. Это словосочетание знакомо почти каждому автомобилисту в России. Налог этот является региональным, т.е. денежные средства, уплаченные в качестве транспортного налога, поступают в бюджеты субъектов РФ. Причем законодательство не устанавливает для субъектов РФ обязательного расходования поступающих сумм на содержание, ремонт и строительство дорог. Куда потратить собранные деньги – регионы решают сами. Налог уплачивают лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Плательщиками признаются и организации, имеющие в собственности транспорт, и граждане.

Максим Гладких-Родионов

Содержание

За какой транспорт нужно платить?

Практически за любой – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, снегоходы, мотосани, корабли, катера, яхты и лодки, гидроциклы, самолеты и вертолеты. Владельцы всех этих транспортных средств должны уплачивать налог. Однако есть и исключения.

Кто не должен платить налог?

Так, на основании ст. 357 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками транспортного налога UEFA и его дочерние организации (до 31 декабря 2020 г.), FIFA и дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (например, Российский футбольный союз), поставщики товаров (работ, услуг), производители медиа для UEFA (до 30 декабря 2020 г.) и FIFA, производители медиаинформации FIFA, организаторы вещания FIFA, коммерческие партнеры UEFA (до 31 декабря 2020 г.), но только в отношении принадлежащих им на праве собственности транспортных средств, используемых исключительно для осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Льготы по транспортному налогу

Также законодательство устанавливает льготы для отдельных видов транспортных средств.

Исходя из положений ст. 358 НК РФ, не нужно платить налог за:

  • весельные и моторные лодки, если мощность двигателя не превышает 5 л.с.;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами (имеются в виду только специально оборудованные автомобили);
  • легковые автомобили, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, если мощность двигателя такого автомобиля менее100 л.с.;
  • промысловые речные и морские суда, а также морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, комбайны и специальные автомашины, используемые в сельском хозяйстве и зарегистрированные на сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба (армия, полиция и т.п.);
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медслужбы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, а также стационарные и плавучие морские платформы, передвижные морские буровые установки и буровые суда;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также те, розыск которых прекращен.

Если у вас угнали автомобиль, то начиная с месяца, в котором произошел угон, вы не должны платить транспортный налог. И только с месяца, в котором автомобиль возвращен владельцу, налог снова подлежит уплате. Как следует из данной нормы НК РФ, если автомобиль так никогда и не найдут, то налог за него платить не придется.

Как видно, некоторые льготы по налогу зависят от мощности двигателя транспортного средства. И это неслучайно – именно мощность двигателя является налоговой базой для исчисления налога. Мощность двигателя для целей налогообложения определяется по регистрационным документам. Правда, и здесь есть исключения – для самолетов, оборудованных реактивными двигателями, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя, а для несамоходных водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах. Если же водное или воздушное транспортное средство не попадает ни в одну из вышеописанных категорий (например, планер), то налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сколько нужно платить?

Итак, теперь, когда налоговая база определена, для расчета налога нам остается узнать лишь величину налоговой ставки. Однако НК РФ содержит лишь базовые ставки налога. Почему так? Транспортный налог, как мы помним, – налог региональный. А это означает, что у субъектов Федерации должно быть право как-то влиять на величину налога. И такое право установлено в ст. 361 НК РФ. Законом субъекта РФ допускается увеличение или уменьшение базовой ставки налога не более чем в 10 раз. А если речь идет о легковых автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, то законом субъекта РФ налоговая ставка на такой автомобиль может быть уменьшена до нуля.

Также региональные власти могут ввести разные ставки налога для транспортных средств разных лет выпуска, разных экологических классов. Это позволяет в каких-то регионах поддержать, например, небогатых владельцев старых автомобилей путем применения пониженной ставки налога, а в других – наоборот, установить на старые автомобили повышенный налог, побуждая тем самым владельцев быстрее менять автомобиль на более новый и современный.

Помимо этого, с 2014 года существует так называемый налог на роскошь — владельцы автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. платят транспортный налог с повышающим коэффициентом, причем чем дороже автомобиль – тем этот коэффициент выше.

Отдельно стоит упомянуть о том, что НК РФ не предусмотрены льготы по налогу для пенсионеров, правда, такие льготы могут быть установлены законами субъектов Федерации.

Таким образом, для расчета транспортного налога, например, на автомобиль, необходимо знать налоговую ставку, установленную в том регионе, где зарегистрирован владелец автомобиля. Сам налог за календарный год (а именно год является налоговым периодом по данному налогу) рассчитывается путем умножения налоговой ставки на величину налоговой базы.

Примеры расчета налога

Если у вас в собственности находится легковой автомобиль мощностью 149 л.с., а ставка в вашем регионе для такого автомобиля составляет, допустим, 3,5 руб., то сумма налога за год владения автомобилем составит 149 х 3,5=521,5 руб.

А как рассчитать налог, если автомобиль был приобретен, скажем, в сентябре? Для этого нужно обратиться к п. 3 ст. 362 НК РФ. В этом случае необходимо разделить сумму налога, рассчитанную за год, на 12, и умножить на количество месяцев, которое вы владели автомобилем. Если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно, то месяц постановки на учет учитывается в количестве месяцев владения в соответствующем году, а если после – то не учитывается.

Продолжим наш пример. Допустим, автомобиль поставлен на учет 14 сентября 2019 г. Тогда сумма налога за 2019 год составит 521,5/12 х 4=173,83 руб. Четыре – это количество месяцев владения автомобилем в 2019 году (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Если же автомобиль поставлен на учет 16 сентября, то для целей налогообложения учитывается только три месяца – октябрь, ноябрь и декабрь. Если же вы продали автомобиль в течение года (или он снят с регистрации по каким-то иным причинам), то действует обратное правило – если снятие с регистрации произошло после 15-го числа, то этот месяц учитывается для целей налогообложения, а если до 15-го числа – то не учитывается.

Ставки

Иногда возникают споры относительно применения той или иной налоговой ставки. Базовая ставка за легковой автомобиль мощностью свыше 100 и до 150 л.с. составляет 3, 5 руб., а для грузового автомобиля той же мощности – 4 руб. И некоторые автовладельцы уверены, что если в свидетельстве о регистрации указана категория «В», то данный автомобиль является легковым. Однако это не так. Категории транспортных средств (А, В, С, D, прицеп) установлены в соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении, принятой на Венской Конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 г. И к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили. А для целей налогообложения учитывается не только категория, но и тип, и назначение автомобиля. Поэтому, например, автомобиль «Газель» с бортовым кузовом, предназначенный для перевозки грузов, должен облагаться по ставкам для грузовых автомобилей (см., в частности, письмо ФНС России от 08.06.2017 № БС-3-21/3923@).

Как и когда уплачивается транспортный налог?

Граждане и юридические лица платят его по-разному.

  • Юридические лица

Организации самостоятельно рассчитывают налог и авансовые платежи, которые подлежат уплате ежеквартально (если иное не установлено законом субъекта РФ), а по окончании налогового периода, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют в налоговый орган декларацию по налогу и (не ранее 1 февраля) уплачивают налог, сумма которого определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммой, уплаченной за этот же год в качестве авансовых платежей.

  • Физические лица

Для граждан все проще. Они уплачивают налог на основании налогового уведомления, которое раз в год присылается налоговым органом. Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который этот налог исчислен. Например, налог за 2019 год необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2020 г. Отдельно стоит отметить, что в налоговом уведомлении может быть указана сумма налога лишь за три налоговых периода (года), предшествующих году, в котором такое уведомление направлено (см. п. 3 ст.363 НК РФ). Это означает, что если уведомление направлено в 2019 году, то в нем могут быть указаны суммы налога лишь за 2016, 2017 и 2018 годы. И только эти суммы подлежат уплате налогоплательщиком. Неправомерно включать в уведомление суммы налога за 2015 и предшествующие годы.

Отменят ли транспортный налог в 2020 году?

Несмотря на то что во многом порядок обложения налогом несправедлив (не имеет никакого значения, в первую очередь, пробег того же автомобиля), и об этом постоянно ведутся дискуссии, вряд ли стоит ожидать неких принципиальных изменений в порядке расчета и взимания транспортного налога в 2020 году.

Читайте также: